takya.ru страница 1
скачать файл
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

УТВЕРЖДАЮ



Ректор Иркутского государственного

университета путей сообщения

__________________/А.П. Хоменко/

«_____» _____________2011 г.

Научная специальность 07.00.02 «Отечественная история»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина ОД.А.04 Историография, источниковедение

и методы исторического исследования

Иркутск 2011



Рабочая программа дисциплины
составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2011 г. №1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)»

Программу составила доктор ист. наук, профессор

Л.Н. Харченко

«_____»_______________2011 г.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Философия и социальные науки»

«______» _________________ 2011 г. протокол № _____________


Заведующий кафедрой А.В. Атанов

Рабочая программа согласована и одобрена на заседании кафедры ___________

«____» _____________ 201__г. протокол № ________
Заведующий кафедрой

Внесенные изменения утверждаю:

Примечание: Изменения в программе можно указывать в отдельном приложении.
Оглавление

1. Цели и задачи изучения дисциплины…………………………………….. 4

1.1. Цель преподавания дисциплины…………………………………… 4

1.2. Задачи изучения дисциплины………………………………………. 4

1.3. Межпредметная связь……………………………………………….. 5

2. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………… 5

3. Содержание дисциплины…………………………………………………... 5

3.1. Разделы дисциплины и виды занятий в часах……………………… 6

3.2. Содержание разделов и тем лекционного курса…………………… 7

3.3. Практические занятия………………………………………………..12

3.4. Лабораторные занятия……………………………………………….13

3.5. Самостоятельная работа……………………………………………..13

3.6. Содержание модулей дисциплины………………………………….13

4. Учебно-методические материалы по дисциплине………………………..13

4.1. Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы…………………………………………………………………………13

4.2 Контрольно-измерительные материалы…………………………….16

Приложение А…………………………………………………………….17

Приложение В…………………………………………………………….18



1. Цели и задачи изучения дисциплины
1.1. Цель преподавания дисциплины

Дисциплина «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», входит в цикл специальных дисциплин отрасли наук и научной специальности 07.00.02 «Отечественная история» подготовки аспирантов.

Целью преподавания дисциплины является формирование у аспирантов основополагающего представления к теоретико-методологическим проблемам истории, поиска альтернативных концепций интерпретации прошлого, отказ от заданных идеологических схем и одномерных трактовок прошлого. Решение данных задач предполагает высокий уровень теоретической подготовки специалиста.
1.2. Задачи изучения дисциплины

Аспирант должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью и видами профессиональной деятельности. К задачам изучения дисциплины «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», в соответствии с требованиями к компетенциям аспирантов, относятся:

подготовка и проведение научно-исследовательских работ в соответствии с профилем программы;

анализ и обобщение результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;

анализ и объяснение политических, социокультурных, экономических аспектов, роли человеческого фактора, цивилизационной составляющей исторического процесса;

подготовка аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления;

разработка исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ.
В результате освоения данной дисциплины аспирант должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными (ОК):

способностью развивать и совершенствовать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способностью порождать новые идеи (ОК-2);

способностью к адаптации к новым ситуациям, социокультурным и социальным условиям деятельности, переоценке накопленного опыта (ОК-3);



общепрофессиональными (ПК):

способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать полученную информацию, использовать полученные знания при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1);

способностью применять современные методы и методики исследования (ПК-4);

способностью к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач (ПК-5);

способностью анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов (ПК-8);

в научно-исследовательской деятельности:

способностью к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-9);

знать современные методологические принципы и методические приемы исторического исследования (ПК - 10);

способностью к подготовке аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления (ПК-17);


1.3. Межпредметная связь
Дисциплина " Историография, источниковедение и методы исторического исследования" относится к блоку специальных по профилю подготовки аспирантов по специальности 07.00.02 Отечественная история. Для ее освоения аспирант должен использовать знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения курса "Отечественная история", "Философия".

Освоение дисциплины является необходимой основой для успешного выполнения научно-исследовательской работы аспиранта и подготовки диссертационного исследования на соискание ученой степени кандидата наук.


2. Объем дисциплины и виды учебной работы
Объем дисциплины и виды учебной работы представлены в табл. 1.
Таблица 1


Вид учебной работы

Второй год обучения

зачётных единиц (часов)



Общая трудоемкость дисциплины

2(72)

Аудиторные занятия:

1,0(36)

лекции

1,0(36)

практические занятия

-

Самостоятельная работа:

1,0(36)

изучение теоретического курса

1,0(36)

Вид итогового контроля

Экзамен

3. Содержание дисциплины

рассмотрение и анализ основных направлений историографического процесса; выявление методологических оснований исторических школ; осмысление исторического контекста и его влияние на восприятие прошлого, рассмотрение процесса накопления исторических знаний и расширения источниковой базы; выявление содержания, хода и результатов дискуссий по ключевым проблемам отечественной истории. В итоге это поможет аспирантам лучше понять роль исторической науки в развитии общества, овладеть навыками научной дискуссии. В рамках курса рассматриваются основные теоретические подходы в освещении древней, средневековой, имперской и современной истории (формационный, цивилизационный, социокультурный подходы, теория модернизации); проблема альтернативности в современной отечественной историографии, роль природно-климатического фактора в освещении прошлого, социокультурный подход и психосоциальная интерпретация отечественной истории; теория тоталитаризма в исторической науке и ее оппоненты; российская модель конституционализма; социальная эволюция советского общества, теория «номенклатуры» в освещении событий советской истории; дискуссионные проблемы современного состояния российского общества; проблемы этнонациональной истории современной России и ее отражение в современной и зарубежной историографии.


3.1. Разделы дисциплины и виды занятий в часах
Тематический план занятий приведен в табл. 2.
Таблица 2

п/п


Модули и разделы

дисциплины



Лекции

зачетные


единицы

(часы)


ПЗ

зачетные


единицы

(часы)


Самостоятельная работа зачетные

единицы


(часы)

Формируемые компетенции

1.

Модуль 1. Историография истории России

33,6(0,924)




33,6(0,924)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8

2.

Тема 1. Теоретико-методологические проблемы исторического познания


2,4(0,066)

-

2,4(0,066)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8

3.

Тема 2. Смена методологических парадигм в изучении отечественной истории

2,4(0,066)

-

2,4(0,066)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8

4.

Тема 3. Древняя Русь в отечественной историографии

2,4(0,066)

-

2,4(0,066)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8

5.

Тема 4. Роль природно-климатического фактора в отечественной истории

2,4(0,066)

-

2,4(0,066)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8

6.

Тема 5. Россия ХIV- ХVI вв. в отечественной историографии

2,4(0,066)

-

2,4(0,066)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8

7.

Тема 6. Российские реформы ХVIII в.: теория и историография

2,4(0,066)

-

2,4(0,066)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8

8.

Тема 7. Общественные движения ХIХ в. в отечественной историографии

2,4(0,066)

-

2,4(0,066)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8

9.

Тема 8. Модернизация пореформенной России: теория и историография

2,4(0,066)

-

2,4(0,066)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8

10.

Тема 9. Россия в начале ХХ в. Проблемы сущности и основных этапов развития России послереволюционного времени

2,4(0,066)

-

2,4(0,066)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8

11.

Тема 10. Революция 1917 г.: теория и историография. Советское общество в 1920-1930-е гг.

2,4(0,066)

-

2,4(0,066)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8

12.

Тема 11. Великая Отечественная война

2,4(0,066)

-

2,4(0,066)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8

13.

Тема 12. СССР во второй половине 1940-х - начале 1960-х гг.

2,4(0,066)

-

2,4(0,066)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8

14.

Тема 13. СССР во второй половине 1960-х - середине 1980-х гг.

2,4(0,066)

-

2,4(0,066)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8

15.

Тема 14. Современная Россия. (Модернизация или деградация?)

2,4(0,066)

-

2,4(0,066)

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8

16.

Модуль 2. Источниковеде-ние истории России

2,4(0,066)

-

2,4(0,066)

ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-17

17.

Тема 15. Типы источников и их роль в историческом исследовании

2,4(0,066)

-

2,4(0,066)

ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-17


3.2. Содержание разделов и тем лекционного курса
Модуль 1.

Историография истории России
Тема 1. Теоретико-методологические проблемы исторического познания

Специфика исторического познания. Проблема объективности истории. Исторический источник и исторический факт. Исторический опыт и современность. Социальные функции исторической науки.

История в системе социального и гуманитарного знания. Историческая теория как концептуальная форма осмысления эмпирической действительности. Категориальный аппарат исторической науки. Исторический закон и конкретная историческая закономерность. Случайность в истории. Историческая альтернативность. Историческое время. Историческое пространство. Детерминизм в истории. Мультиказуальность исторического процесса.

Принципы исторического познания. Историзм как способ мышления и как принцип научного познания. Его основополагающее значение в системе гуманитарного знания. Основные разновидности историзма. Современные трактовки принципа историзма. Ценностный подход в истории. Партийность и тенденциозность в подходе к прошлому. Вульгаризация и догматизация принципов исторического познания. Принцип системности в изучении истории. Социальная система и исторические структуры. Формационный и цивилизационный подход в осмыслении прошлого. Методы исторического исследования. Общенаучные методы и их место в историческом исследовании (историко-сравнительный, историко-генетический, ретроспективный и др.). Количественные методы в историческом исследовании. Возможности и границы их применения. Проблема измерения в истории.



Тема 2. Смена методологических парадигм в изучении отечественной истории

Провиденциальный взгляд на историю России. Утверждение рационалистической парадигмы и ее влияние на трактовку исторических источников. Гегельянство и становление государственной (юридической) школы в отечественной историографии. Распространение позитивизма как теоретико-методологической основы исторической мысли. Неокантианство в России и его особенности. Формирование марксистской методологии в русской исторической науке. Монополизм в науке и его последствия. Преодоление формационного подхода и методологический вакуум. Современные концепты понимания прошлого: неоевразийство, цивилизационная теория, социокультурная парадигма, теория модернизации.



Тема 3. Древняя Русь в отечественной историографии

Проблема происхождения восточных славян в современной литературе. Представления о государственном строе Древней Руси в историографии первой половины ХIХ в. Скептическое направление. Теоретики государственной школы об общественном и политическом строе Древней Руси. Позитивистское понимание природы древнерусского общества и государства. Полемика в марксистской историографии о характере общественного строя Древней Руси.

Концепция И.Я. Фроянова природы социального и государственного строя Древней Руси. Его трактовка народных движений эпохи ХI-ХII вв. Взгляды М.Б. Свердлова, П.А. Толочко и А.А. Горского на общественный строй и государственность Древней Руси. Социокультурный подход к освещению природы и истории государства и общества Древней Руси.

Тема 4. Роль природно-климатического фактора в отечественной истории

С.М. Соловьев о влиянии геополитических и природно-климатических факторов на ход русской истории. Теория колонизации В.О. Ключевского. Влияние природной среды на русский национальный характер в трудах Н. Бердяева и В. Чернова. Евразийская концепция. Этногенетическая теория Л.Н. Гумилева и ее применение к освещению истории средневековой России. Взгляды Л.В. Милова на роль природной и географической среды: возрождение «географического детерминизма». Концепции взаимодействия человека и природы в истории.

(Э.С.Кульпин, Л.Н. Мечников, А.Л. Чижевский и др.) Концепция Б.Н. Миронова.

Тема 5. Россия ХIV- ХVI вв. в отечественной историографии

Научные споры о значении и последствиях монгольского нашествия и Ордынского ига. Провиденциальный взгляд на проблему «возрождения» Руси. Просветители о процессе «собирания» земли. Теоретики государственной школы о России ХV-ХVI в. Позитивистский взгляд на образование единого русского государства. Основные направления дореволюционной литературы, посвященной политике Ивана IV.

Марксистская концепция образования централизованных государств в Западной и Восточной Европе эпохи средневековья. Объединение русских земель и складывание самодержавной формы государственности в свете современных научных подходов. Концепции Ю.Г.Алексеева, Н.С. Борисова, А.И. Янова. Новое прочтение теории “государственников” К.Д. Кавелина и Б.Н. Чичерина. Аграрная школа С.Ф. Платонова и ее современные интерпретаторы. Социокультурный подход в исследовании истории российской государственности XV - XVI вв.

Тема 6. Российские реформы ХVIII в.: теория и историография

Эпоха Петра I в освещении современников и профессиональных историков ХIХ в. Споры западников и славянофилов. Концепция С.М. Соловьева. Взгляды В.О. Ключевского и П.Н. Милюкова. Опыт историографического синтеза начала ХХ в. Марксистская историография о предпосылках и характере реформ Петра I. Дискуссии в советской историографии о природе и особенностях российского абсолютизма.

Актуализация наследия Петра I в современную эпоху. Теория модернизации и ее применение к исследованию истории России XVIII в. Русский ответ на европейский вызов: имперская модель модернизации, или феномен «варварской борьбы против варварства». Социокультурный подход к освещению преобразований Петра.

Реформы эпохи Екатерины II в современной историографии. Проблема «просвещенной» или «законной» монархии. Теория ментальности школы “Анналов” и ее применение к изучению отечественной истории. Культура “безмолвствующего большинства”. Социокультурный раскол российского общества как основная черта российской цивилизации. Инверсионный характер российской истории.



Тема 7. Общественные движения ХIХ в. в отечественной историографии

Народническая, либеральная и официальная интерпретации характера, теории и практики общественного движения в России. Споры о народничестве в советской историографии. Современные направления в исследовании народничества. Психоэмоциональный подход. Проблема терроризма в современной литературе. Отечественные историки о характере, идеологии, деятельности и особенностях российского либерализма. Споры о реальности и востребованности либеральной модели развития страны. Консервативное движение в современной историографии.



Тема 8. Модернизация пореформенной России: теория и историография

Реформы 1860-1870-х гг. в дореволюционной литературе. Марксистская концепция разложения феодальных и развития капиталистических отношений в России. Теория революционной ситуации, отношение к ней в современной литературе. Концепция догоняющего развития России.

Переход от традиционного к индустриальному обществу в свете теории модернизации. Социокультурный подход к освещению реформ 60-70-х гг. ХIХ в. Крестьянская община и традиционалистское сознание народа: их влияние на развитие страны в свете социокультурного подхода. Зарождение очагов гражданского общества. Рабочий класс, буржуазия. Переходный характер экономики и социальной структуры 60—80-х гг.

Тема 9. Россия в начале ХХ в. Проблемы сущности и основных этапов развития России послереволюционного времени

Ленинская теория империализма и ее современная критика. Религиозно-философская мысль России начала ХХ в. об истоках коммунизма и причинах революции в стране. Либеральная интерпретация кризиса начала ХХ в. Современные трактовки предпосылок кризиса российского общества начала ХХ в. Теория элит в освещении идейно-политического развития страны. Социальные движения и политические партии начала века в современной отечественной и зарубежной историографии.

Основные теоретические подходы в освещении ее современной истории и варианты периодизации. Марксистская историография. Теория модернизации. Цивилизационно-формационный подход. Концепция тоталитаризма. Социокультурная парадигма. Персоналистское направление.

Тема 10. Революция 1917 г.: теория и историография. Советское общество в 1920-1930-е гг.

Марксистская интерпретация Февральской и Октябрьской революций. Проблема альтернативности в современной отечественной историографии. Концепция единой демократической революции в России начала ХХ в. Дискуссии о генезисе, природе и идеологии российского большевизма. Проблема “цены” революции.

Нэп в советской и современной историографии. Теория тоталитаризма в современной исторической науке. Утверждение единомыслия в партии и обществе. Роль внешнеполитического фактора в политике партии. Проблема национальных отношений. Марксистская теория нации и ее практическая реализация. Национально-государственное строительство и две тенденции в решении национального вопроса. Этапы создания СССР: от договора 1922 г. и Конституции 1924 г. к унитарному государству.

Советская историография так называемого “ленинского плана построения социализма” и его воплощения в жизнь. Современные трактовки “коренного перелома” конца 1920-х - начала 30-х гг. Социальная эволюция советского общества. Теория “номенклатуры” в освещении событий 1930-х гг. Теория идеократического тоталитарного государства. Репрессии 1930-х гг. с позиций социокультурного подхода. Проблема культурной революции и современные дискуссии о ее позитивных и негативных результатах.



Тема 11. Великая Отечественная война

Внешняя политика СССР 30-х гг. в советской и современной историографии. Пакт Молотова-Риббентропа и его действительная роль в развязывании второй мировой войны. “Суворовская” концепция инициатора войны и ее критика. Причины неудач в начале войны в современной историографии. Роль партийного руководства и централизованной экономики в достижении коренного перелома в войне: мифы и реальности. Создание антигитлеровской коалиции и роль союзников в разгроме фашизма в современной историографии. Источники и цена победы советского народа.



Тема 12. СССР во второй половине 1940-х - начале 1960-х гг.

Общественно-политическая и духовная атмосфера, восстановление народного хозяйства в современной историографии. Роль личности в советской истории. Борьба за власть в начале 1950-х гг. и ее современные интерпретации. Предпосылки, характер и основное содержание «реформаторского курса» Н.С. Хрущева в отечественной и зарубежной историографии. ХХ съезд партии: номенклатурный переворот, или начало демократизации?



Тема 13. СССР во второй половине 1960-х - середине 1980-х гг.

Реальный социализм как формационно-цивилизационный феномен. Попытки реформирования экономической сферы, консерватизм в политике и идеологии. Усиление позиций номенклатуры и проявление черт корпоративной системы. Демографические и социокультурные изменения, их последствия. Диссидентство: его мнимая и реальная роль в общественно-политической жизни страны. Внешняя политика СССР: разрядка напряженности и ее внутренние и внешние пределы.



Тема 14. Современная Россия. (Модернизация или деградация?)

Кризис начала 1980-х гг. в интерпретации отечественных и зарубежных исследователей. Перестройка Горбачева: революция или контрреволюция? Основные цели и этапы реформ. Их реальные последствия. Распад СССР. Борьба народных фронтов и парад “суверенитетов”. Идея формирования единого экономического, политического и образовательного евразийского пространства. Социально-экономическое и политическое развитие России 1990-х гг. в оценках современных исследователей. Россия начала ХХI в. в восприятии отечественных и зарубежных обществоведов.



Модуль 2.

Источниковедение истории России

Тема 15. Типы источников и их роль в историческом исследовании

Русские летописи и их значение в становлении российского государства.

Видовые признаки летописи, многоплановость содержания. Структура и формы летописных сочинений. Особенности отражения исторической действительности в летописях.

Основные особенности летописей периода феодальной раздробленности, местные летописные своды XII-XIII вв. Начало и развитие Московского летописания, его общерусский характер. Летописные своды XVI в. Воскресенская и Никоновская летописи. Лицевой свод. Царственная книга. Миниатюры как исторический источник.

Русские хронографы: время их зарождения; состав, источники и редакции.

Особенности “позднего летописания”. Новые приемы работы летописцев и типология сочинений позднего летописания. Источниковедческие проблемы изучения летописных произведений.

Документы центральных органов управления Изменения в структуре и функциях центральных органов власти и управления. Характер, содержание и форма организации делопроизводства.

Документы органов местного управления. Аппарат местного управления. Его отличительные особенности, единообразие структур и штатов органов местного управления. Система иерархического подчинения и движения документации.

Материалы личного происхождения. Особенности и видовая характеристика источников личного происхождения. Общие принципы изучения документов личного происхождения.

Публицистические, литературные произведения и периодическая печать как исторический источник. Приемы и методы изучения и использования в исторических исследованиях.

Документы политических партий как исторический источник.

Массовые источники. Типы массовых источников. Особенности их источниковедческого анализа, методы обработки. Итоги и перспективы изучения массовых источников в отечественной историографии. Применение количественных методов для их анализа.

Документы высших центральных органов власти и управления СССР в ГАРФ.

Документы общественных организаций СССР.

Современное источниковедение: школы и различные представления об источнике. Традиции источниковедческого исследования, преемственность и отличия. Новые подходы к методам исследования источников.
 3.3 Практические занятия

Учебным планом не предусмотрено.



3.4 Лабораторные занятия

Учебным планом не предусмотрено.



3.5 Самостоятельная работа

Общая трудоемкость самостоятельной работы составляет:

Самостоятельная работа заключается визучение теоретического курса – 1,0 (36 часов).

Самостоятельное изучение теоретического курса содержит самостоятельную проработку аспирантами вопросов теоретического курса выделенных знаком в разделе 3.2. Самостоятельная работа выполняется на основе учебно-методических материалов дисциплины, приведенных в разделе 4.1. Самостоятельно изучаемые вопросы курса включаются в вопросы на экзамен.

Задания на самостоятельную работу выдает преподаватель, проводящий лекционные занятия в течении первых двух недель обучения.
3.6 Содержание модулей дисциплин при использовании системы зачетных единиц

При модульном построении дисциплины, заполняется таблица приведенная в Приложении В.


4 Учебно-методические материалы по дисциплине
4.1. Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы

Основная литература

1. Алексеева Г.Д. История. Идеология. Политика.(20-30-е гг.) // Историческая наука России в ХХ веке. М., 1997.

2. Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе. М, 1994.

3. Афанасьев Ю.Н. Феномен советской историографии // Советская историография. М., 1996.

4. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. В 3-х т. М., 1991.

5. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

6. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.

7. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1987.

8. Вебер В.Г. Историографические проблемы. М., 1974

9. Горинов М.М., Данилов А.А., Дмитренко В.П. История России. Ч. III. ХХ в. Выбор моделей общественного развития. М., 1995.

10. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л. 1990.

11. Иванов И.М. От первобытности к цивилизации. Критика марксистской схемы. М., 1998.

12. Каррер д, Анкосс Э. Незавершенная России. Пер. с франц. М., 2005.

13. Киреева Р.А. Государственная школа: историческая концепция К.Д. Кавелина и Б.Н. Чичерина. М., 2004.

14. Корзун В.П. Образы исторической науки на рубеже ХIХ – ХХ вв. (Анализ отечественных историографических концепций). Екатеринбург-Омск, 2000

15. Никитин А.Л. Основания русской истории: Мифологемы и факты. М., 2001

16. Опыт российской модернизации ХVIII-ХХ вв. / Отв. ред. В.В. Алексеев. М., 2000

17. Российская империя в зарубежной историографии. М., 2005.

18. Российская ментальность: методы и проблемы изучения / Отв. ред. А.А. Горский, Е.Ю. Зубкова. М., 1999.

18. Фомин В.В. Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу. М., 2005

19. Голдин В.И. Россия в Гражданской войне. Очерки новейшей историографии. Архангельск. 2000.

20. Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории. М., 2000.

21. Голубцов В.С. Мемуары как источник по истории советского общества. М., 1970.

22. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа Анналов. М., 1993.

Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. 1991, № 2-3.

23. Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992

24. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. Гл.13. М., 1997. С. 554-604

25. Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М., 1997.

26. Кара-Мурза С. Советская цивилизация. От начала до великой победы. М., 2002.

27. Красильщиков В.А. Вдогонку за прошедшим веком. Развитие России в ХХ веке с точки зрения мировых модернизаций. М., 1998.

28. Литвак Б.Г. Парадоксы российской историографии на переломном этапе. М.2000.

29. Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М., 1997.

30. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М., 2000.

31. Россия Х1Х-ХХ вв. Взгляд зарубежных историков. М., 1996.

32. Россия ХХ столетия в исторической науке: взгляды, концепции, ценностные подходы. М.,ИНИОН.2000

33. Соколов А.К. «Блеск и нищета» тоталитарной модели: методологические проблемы исследования взаимоотношений общества и власти в СССР в 1920-30-е гг. // Власть и общественные организации России в первой трети ХХ столетия. М.. 1999. С. 238-247.

34. Теоретические проблемы исторических исследований. М., 1999.

35. Тихонова Н.Е. Социальная структура российского общества: итоги восьми лет реформ // Общественные науки и современность. 2000. № 3.

36.Шепелева В.Б. Революциология. Проблемы предпосылок революционного процесса 1917 года в России в отечественной и зарубежной историографии. Уч. пособие. Омск. 2002.
Дополнительная литература

1. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII в. Опыт целостного анализа. М.,1999.

2. Марасинова Е.Н. Психология элиты российского дворянства последней трети XVIII в. М., 1999.

3. Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. М., 1994.

4. Анфимов А.М. П.А. Столыпин и российское крестьянство. М., 2002.

5. Гайда Ф.А. Либеральная оппозиция на путях власти (1914- весна 1917). М., 2003.

6. Давыдов М.А. Очерки аграрной истории России в конце XIX начале ХХ вв. М., 2003.

7. Демин В.А. Государственная дума в России (1906-1917). Механизм функционирования. М., 1996.

8. Зырянов П.Н. Петр Столыпин. Политический портрет. М., 1994.

9. Иванова Н.А., Желтова В.П. Сословно-классовая структура России в конце XIX начале ХХ века. М., 2004

10. Модели общественного переустройства России. ХХ век. Под ред. В.В. Шелохаева. М., 2004.

11. Тарновский К.Н. Социально-экономическая история России. Начало ХХ в. М., 1990.

12. Тютюкин С.В., Шелохаев В.В. Марксизм и русская революция. М., 1996.

13. Уткин А.Н. Русско-японская война. В начале всех бед. М., 2005

14. Шанин Теодор. Революция как момент истины. М., 1997.

15. Шацилло К.Ф. Русский либерализм накануне революции 1905-1907 гг. М., 1985.

16. Булдаков В.П., Кабанов В.В. «Военный коммунизм»: идеология и общественное развитие. М., 1998.

17. Герасименко Г. Народ и власть. 1917 г. М., 1995.

Гимпельсон Е. Г. Формирование советской политической системы. 1917-1927 гг. М., 1995.

18. Жуков Ю.Н. Иной Сталин: Политическая реформа в СССР в 1933-1937 гг. М., 2003.

19. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964 гг. М., 1995.

20. Иванов Р. Сталин и союзники. 1941-1945. ИРИ РАН. М., 2000.

21. Катков Г.М. Февральская революция. М., 1997.

22. Котеленец Е.А. Ленин как предмет исторического исследования: Новейшая историография. М., 1999.

23. Мельтюхов М.И. Канун Великой отечественной войны: дискуссия продолжается. М., 1999.

24. Пихоя Р.Г. СССР: История власти. 1945-1991. М., 1998.

25. Пыжиков К.В. Политические преобразования в СССР (50-60-е годы). М., 1999.

26. Нежинский Л.Н. В интересах народа или вопреки им. Советская международная политика в 1917-1933 гг. М., 2004.

27. Плимак Е.Г. Политика переходной эпохи: Опыт Ленина. М., 2004.

28. Согрин В.В. Политическая история современной России: 1985-2001: от Горбачева до Путина. М., 2001.

29. Соловьев Э.Г. Феномен тоталитаризма в политической истории России и Запада. М., 1997.

30. Трукан Г.А. Путь к тоталитаризму. 1917-1929. М., 1994.

31. Такер Р. Сталин. Путь к власти. 1879-1929. История и личность. М., 1990

32. Улам А.Б. Большевики. М., 2004.

33. Уткин А.И. Вторая мировая война. М., 2002.

34. Черных А.И. Становление России советской: 20-е годы в зеркале социологии. М., 1998.

35. Шевцова Л.Ф. Режим Бориса Ельцина. М., 1999.

36. Шубин А.В. От «застоя» к реформам. СССР в 1917-1985 гг. М., 2001.

37. Холодная война в 1945-1963 гг. Историческая ретроспектива. М., 2003.

38. Цыганков П.А. Постсоветская Россия в современном мире: национальные интересы и международные отношения. М., 1993.

39. Энгелинг, Вольфрам. Политика и культура при Хрущеве и Брежневе. 1953-1970 гг. М., 1999.
Информационные ресурсы


  1. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: lib. ru / HISTORY (история России с древнейших времен)

  2. rus – sky. com/history (неизвестные страницы русской истории)

  3. www. medievalfortress. сom (история средневековья)

  4. www. history. ru (история России ХХ в.)

  5. kolibri. astroguru. com ( биографии исторических деятелей)

  6. www. hist. msu. ru /ER/ (источники по истории России)



4.2 Контрольно-измерительные материалы

Для итогового контроля знаний, умений и навыков, применяются экзаменационные билеты.


Вопросы к экзамену:


  1. Основные трактовки термина «историография» в современной исторической науке.

  2. Историография как история исторической науки. Этапы становления дисциплины. Особенности проблемного поля.

  3. Методологические вопросы изучения историографии. Историографический факт, специфика содержания в нем научной информации.

  4. Методологические вопросы изучения историографии. Особенности историографического источника, иерархичность разных видов историографических источников, взаимосвязи и отличия с историческими источниками.

  5. Методологические вопросы изучения историографии. «Парадигма», «образ науки», «школы в науке», «кризис в науке».

  6. Биографический метод в исторической науке и историографии. Отличительные особенности биографии и автобиографии.

  7. Проблема познания чужого «я» и самопознания историка. Значение биографического метода в историографическом исследовании.

  8. Основные принципы и этапы историографического анализа

  9. Проблема периодизации истории исторической науки.

  10. Основные признаки и черты провиденциальной модели историописания.

  11. Историческая мысль Киевской Руси. Отличительные черты летописных сводов русских земель. Основные периоды существования русской летописной традиции.

  12. Образование Московского централизованного государства и его влияние на характер историописания. Никоновская и Воскресенская летописи, Лицевой свод­- характер изложения в них исторической информации

  13. «Степенная книга» и «Хронограф»- особенности исторического изложения

  14. Крупные исторические и идеологические проекты после Смуты

  15. Петр I и его влияние на формирование нового исторического сознания русского общества. Исторические сочинения сподвижников Петра.

  16. Исторические взгляды и концепция русской истории В.Н. Татищева.

  17. Исторические взгляды Щербатова и Болтина. Их значение для развития русской исторической науки

  18. Н.М. Карамзин. Этапы жизненного пути и эволюция общественно-политических взглядов. Философские взгляды историка

  19. Карамзин о функциях исторического знания и особенностях творчества историка.

  20. Концепция российского самодержавия Карамзина. Периодизация русской истории. Карамзин о происхождении древнерусского государства.

  21. Карамзин об идеальном монархе, особенности анализа личностей в русской истории Отношение русского общества к труду Карамзина

  22. “Скептическая школа” русской историографии.

  23. Исторические взгляды Н.А. Полевого.

  24. Славянофилы и их вклад в осмысление исторического прошлого России.

  25. Гегельянство и его влияние на становление и развитие русской общественной мысли и исторической науки. Этапы жизненного пути С.М. Соловьева. Общественно-политические взгляды историка.

  26. Теоретико-методологические взгляды С.М. Соловьева. Исторические взгляды Соловьева. Периодизация, основные антиномии русской истории. Концепция происхождения русского государства. Борьба родового и государственного начал в русской истории.

  27. Соловьев о происхождении крепостного права в России. Личность в исторической концепции С.М. Соловьева. Петр I и его преобразования в оценке историка. Значение личности и трудов С.М. Соловьева для отечественной историографии.

  28. Состояние философской и исторической мысли в России во второй половине XIX века. Позитивизм, его основные принципы и влияние на научное сообщество.

  29. В.О. Ключевский. Вехи жизни и научной деятельности. Черты века в личности историка. Теоретико-методологические взгляды.

  30. Теория факторов В.О. Ключевского. Периодизация русской истории В.О. Ключевского, ее основные критерии.

  31. .Ключевский о происхождении и характере Московского государства. Характеристики всероссийского периода русской истории и оценка Петровских преобразований.

  32. Пересмотр вопроса о происхождении крепостного права Ключевским. Ключевский как деятель культуры и пророк России. Афоризмы Ключевского. Значение концепции В.О. Ключевского для дальнейшего развития русской исторической науки.

  33. П.Н. Милюков. Основные периоды жизненного пути и научной биографии. Философские и теоретико-методологические взгляды историка. Задачи “культурной истории”. Проблема соотношения истории и политики в осмыслении прошлого.

  34. Милюков об этапах государственного строительства России. Оценка Петровских преобразований. Анализ особенностей экономического уклада страны. Проблема становления капитализма в России.

  35. Особенности русской духовной культуры в трудах П.Н. Милюкова. Проблема рецепции. Церковь и школа, литература и театр как основные трансляторы культуры.

  36. П.Н. Милюков как историк русской революции. Значение личности и трудов историка для отечественной исторической науки.

  37. Проблема кризиса русской исторической науки на рубеже XIX-XX вв. Определение понятия “кризис” в современной исследовательской литературе и дискуссии о характере развития исторической науки на рубеже XIX-XX вв.

  38. Московская школа русских историков на рубеже XIX-XX вв. Основные черты школы, ее научный облик

  39. Петербургская школа русских историков на рубеже XIX-XX вв. Межличностные контакты историков двух школ русской историографии

  40. А.С. Лаппо-Данилевский. Этапы жизненного пути. Особенности теоретико-методологических и философских взглядов

  41. А.С. Лаппо-Данилевский. Теория исторического источника. Общеистори-ческая концепция, концепция общественно-культурного развития России.

  42. Проблема феномена советской историографии. Основные подходы в его характеристике.

  43. Периодизация истории советской исторической науки.

  44. Становление “нового образа” исторической науки. Изменение основ организационной деятельности исторической науки в 1920-х гг.

  45. Обострение борьбы с АН в конце 1920-х гг. Дело Платонова. Подавление научной оппозиции марксизму.

  46. Изменение общественно-политической и идеологической ситуации в середине 1930- х гг. Возвращение статуса гражданской исторической науке.

  47. Критика школы Покровского и частичная реабилитация историков старой школы. “Краткий курс истории ВКП(б)” и его влияние на историко-научное сообщество.

  48. Наука и политика в жизни и творчестве М.Н. Покровского. Общественно-политические и философские взгляды историка. Проблема эклектичности его философского мировоззрения.

  49. Теоретико-методологические воззрения М.Н. Покровского. Проблема влияния взглядов В.О. Ключевского и марксизма. Теория торгового капитализма. Основные положения. Критика теории торгового капитализма со стороны “ортодоксального” марксизма и ученых старой школы.

  50. Проблема генезиса Московского государства в трудах Покровского. М.Н. Покровский- историк революционного движения. Полярность оценок значения личности и трудов историка в истории отечественной исторической науки.

  51. Советская историческая наука в период Великой отечественной войны.

  52. Основные тенденции развития исторической науки в первое послевоенное десятилетие.

  53. Советская историческая наука в период оттепели. Журнал “Вопросы истории” и роль редколлегии журнала в изменении общественно-политического и научного климата в стране. Основные исторические дискуссии середины 1950-х-1960-х гг.

  54. Историческая наука в середине 1960-1980 гг. Свертывание процессов обновления в конце 1960-х гг. и негативные процессы в исторической науке Сохранение старых методологических и концептуальных установок. Реконструкция основных схем “Краткого курса”.

  55. “Новое направление” в отечественной исторической науке и его судьба.

  56. Историческая наука в середине 1980-начале 1990 гг. Попытки партийно-государственного обновления и их влияние на историческую науку. Публицистика в авангарде открытия “белых пятен”. Начало методологического кризиса. Критика марксизма. Расширение исследовательской проблематики.

  57. Историческая наука в 1990-х гг. Распад советско-государственной системы и его влияние на историко-научную ситуацию. Методологический, проблемный, историософский плюрализм как следствие либерализации и лишения исторической науки идеологической функции.

  58. Проблемы развития историко-научного знания в начале ХХI века. Новые методологические походы, проблемные поля, интеллектуальные сети и структуры, проекты.

Приложение А


Пример заполнения графика учебного процесса и самостоятельной работы

ГРАФИК


учебного процесса и самостоятельной работы аспирантов по дисциплине «Историография, источниковедение и методы исторического исследования»



п/п

Наименование

дисциплины

Семестр

Число часов аудиторных занятий

Форма

контроля

Часов на самостоятельную работу

Недели учебного процесса семестра

Всего

По видам




Всего

По видам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

Историография, источниковедение

и методы исторического исследования




1

36

Лекции – 36

экзамен

36

ТО – 36

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

Практические –




















































































































Условные обозначения: ТО – изучение теоретического курса; РЗ – расчетное задание; ВРЗ – выдача расчетного задания; СРЗ – сдача расчетного задания; КР – курсовая работа; ВКР – выдача курсовой работы; СКР – сдача курсовой работы; КП – курсовой проект; ВКП – выдача курсового проекта; СКП – сдача курсового проекта; РФ – реферат; ВРФ – выдача темы реферата; СРФ – сдача реферата; ЛР – лабораторные работы; ВЛР – выполнение лабораторной работы; ЗЛР – защита лабораторной работы; КН – контрольная неделя (аттестационная неделя); ППЗ- подготовка к практическим занятиям, ПВ – публичное выступление; ВПВ – выдача темы публичного выступления.

Приложение В



Перечень модулей дисциплины

п/п


Наименование модуля,

срок его реализации



Перечень тем лекционного курса, входящих

в модуль


(Перечень тем в соответствии
с п. 3.2)

Перечень практических и семинарских занятий, входящих

в модуль

(Перечень

тем в соответствии


с п. 3.3)

Перечень лабораторных занятий, входящих в модуль

(Перечень лабораторных работ в соответствии с п. 3.4)



Перечень самостоятельных видов работ, входящих в модуль, их конкретное наполнение

(Перечень видов работ и их содержания в соответствии с п.3.5)



Реализуемые компетенции

Умения

Знания

1

Модуль 1. Историография истории России

1-ая неделя –

15-ая неделя


Тема: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14











ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8

Работать с соответству-ющей профилю литера-турой, выявлять и анализировать необхо-димую информацию, готовить аналитичес-кую информацию для принятия различного рода решений, анализировать и обобщать результаты научного исследования

Знать историографи-ческую базу научной специальности, виды источников и их роль в историческом исследовании, методы, применяемые в рамках избранной специаль-ности, ее методологическую основу




2

Модуль 2. Источниковедение истории России

16-ая неделя –



18-ая неделя.

Тема: 15










ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-17

Работать с соответству-ющей профилю литера-турой, выявлять и анализировать необхо-димую информацию, готовить аналитичес-кую информацию для принятия различного рода решений, анализировать и обобщать результаты научного исследования

Знать историографи-ческую базу научной специальности, виды источников и их роль в историческом исследовании, методы, применяемые в рамках избранной специаль-ности, ее методологическую основу
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины дисциплина од. А. 04 Историография, источниковедение и методы исторического исследования Иркутск 2011
419.76kb.
Рукописи, тексты и их источники
529.7kb.
Любая культура создается как реализация известных потребностей простейших (потребность в пище, жилье, защите от врагов) и более сложных
377.3kb.
Зарубин андрей Николаевич проблемы истории старого порядка и революции конца XVIII века во франции в творчестве п. Н. Ардашева
376.42kb.
Исторические науки и археология 07. 00. 00 Наименование научного направления
56.44kb.
Рабочая программа дисциплины «Автомобильные двигатели» / сост. Серпов М. В. Бузулук: бгти, 2011. 29 с
522.73kb.
Тематический план № п/п Наименование разделов и тем
71.89kb.
Рабочая программа учебной дисциплины зоология
394.26kb.
Рабочая программа учебной дисциплины зоология беспозвоночных
571.08kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) Возрастная анатомия и физиология Наименование дисциплины (модуля) 030300 Психология
195.82kb.
Рабочая программа дисциплины «системный анализ»
426.11kb.
Занятие по теме: «Симптоматология заболеваний органов дыхания»
38.56kb.