takya.ru страница 1
скачать файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮЖДЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«Утверждаю»


Проректор по учебной работе

_________________________


А.Н. Бескопыльный
« ___ » _________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История искусств»


Направление подготовки 08.03.01 «Строительство»

Профиль подготовки «Проектирование зданий»
Квалификация выпускника – «Академический бакалавр,

прикладной бакалавр»


Формы обучения – очная
К А Ф Е Д РА

«Архитектуры и градостроительства»




г. Ростов-на-Дону - 2014 г.

Рабочая программа дисциплины «История искусств» предназначена для студентов очной формы обучения, составлена на основе примерной программы, рекомендованной УМО (2010 г.), соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Архитектура», относятся к профессиональному циклу.




Шифр дисциплины по учебному плану – Б1.В.ДВ.1.4


Разработчик: доцент Киблицкий А.А.

Рассмотрена на заседании кафедры «Архитектуры и градостроительства», протокол

№ 3 от 08.10.11 г.


Заведующий кафедрой А и Г Лазарев А.Г.

Одобрена методической комиссией по направлению «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия»



Председатель МК Лазарев А.Г. «____» _______ 2011 г.

Эксперты:



Главгосэкспертиза России

(место работы)

Начальник

Главгосэкспертизы России

(занимаемая должность)




В.П. Сергеев

(инициалы, фамилия)

ООО«ЮгДонСтрой»

(место работы)

Председатель совета директоров

(занимаемая должность)

С.Н. Нагловский

(инициалы, фамилия)



Директор института Градостроительства

и архитектуры Лазарев А.Г. «____» _______ 2011 г.



Начальник УМУ Аксенов А.А. «____» _______ 2011 г.




  1. ЦелЬ и задачи дисциплины



Дисциплина имеет цель: представить студентам широкую картину развития различных видов изобразительных искусств в их идейной и художественной взаимосвязи; выявить духовные и эстетические доминанты времени; раскрыть исторические и эстетические причины появления и смены творческих методов, черты преемственности и новаторства в них; дать сумму знаний по понятийному аппарату, позволяющему студенту самостоятельно осваивать мировое культурное наследие.

Задачи дисциплины: формирование целостного представления о видах и жанрах изобразительных искусств, наборе технологий и канонов, о направлениях и стилях в истории мирового искусства.

Связь данной дисциплины с другими учебными дисциплинами: «Рисунок», «Живопись»,

«История архитектуры», «Культурологя», «Скульптура», «История архитектуры и градостроительства»



Основные задачи дисциплины (компетенциями) являются:

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:



• владеть:

  • способностью к восприятию, анализу и обобщению информации, постановке целей и выбору путей ее достижения (ОК1);

  • знаниями об основных достижений в творчестве деятелей художественной культуры;

  • способностью разрабатывать концепции сохранения и преобразования объектов архитектурного наследия с учетом их историко-культурной значимости и меняющихся общественных потребностей (ПК1).

приобрести:

  • умение охарактеризовать общее и различное в развитии национальных культур, осваивать нравственно-эстетический опыт современности через постижение памятников искусства прошлого, оперировать полученными знаниями в учебных дисциплинах по изобразительному искусству и смежных отраслях, использовать полученные знания в разработке дипломных и курсовых проектов.

овладеть:

  • умением использовать полученные знания в разработке дипломных и курсовых проектов;

  • способностью преподавать в учебных заведениях среднего специального образования дисциплины, соответствующие профилю его подготовки (ПК19).

сформировать:

  • взгляд о видах и жанрах изобразительных искусств, наборе технологий и канонов, о направлениях и стилях в истории мирового искусства.

  • психологические характеристики, обеспечивающие качественное, профессиональное выполнение работы

  • умение ориентироваться в быстроменяющихся условиях, стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК6)



  1. МЕСТО дисциплины В СТРУКТУРЕ ООП ВПО


Дисциплина «История искусств» относится к базовой части профессионального цикла Б3.Б.4.1. Дисциплина базируется на дисциплинах цикла, в частности «Рисунок», «Живопись и архитектурная колористка», «История архитектуры и градостроительства», а также привлекает знания смежных областей таких как «Основы градостроительства», «Архивные исследования и архитектурный анализ памятников».

  1. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОсВОЕНИЯ дисциплины


В результате изучения студент должен:

знать:

  • Значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; сущность и значение информации в развитии современного общества; социальную значимость своей будущей профессии (ОК8)

уметь:

  • Критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития и устранения своих недостатков (ОК7);

  • уметь логично и аргументировано строить устную и письменную речь (ОК2);

владеть:

  • приемами выражения архитектурно-реставрационного замысла средствами ручной графики, компьютерной визуализации, макетирования (ПК11);

  • способностью разрабатывать концепции сохранения и преобразования объектов архитектурного наследия с учетом их историко-культурной значимости и меняющихся общественных потребностей (ПК1).


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ дисциплины


4.1. Структура и содержание дисциплины

К видам учебной работы относятся: лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, коллоквиумы, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа, практика, курсовой проект, курсовая работа.


Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.


Наименование

Форма обучения

Очная

Заочная

Заочная - ускоренная

Курс

1

-

-

Семестр

1

-

-

Недели

1-18

-

-

Лекции

72

-

-

Семинары

-

-

-

Практические занятия

-

-

-

Лабораторные работы

-

-

-

Итого аудиторных занятий

72

-

-

Контрольная работа

-

-

-

Самостоятельная работа

72

-

-

Общий бюджет времени

144

-

-




ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Экзамены

1 семестр

-

-




    1. Содержание разделов дисциплины






тем лек-ций


Наименование тем и содержание разделов лекционного курса

Объем в часах, отводимый на аудиторное изучение данной темы

по формам обучения

очная

заочная

заочная-ускоренная

1

2

3

4

5

1.

Происхождение искусства. Содержание искусства. Значение искусства в современном стиле.

Синтез и взаимодействие искусств. Основные стили и направления в мировой художественной культуре. Виды и жанры изобразительного искусства. Специфика архитектуры как изобразительного искусства. [7.1.8, 7.1.12, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]



2

-

-

2.

Искусство первобытной эпохи и древнего мира. От палеолита к доклассическим цивилизациям. [7.1.8, 7.1.12, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]

2

-

-

3.

Искусство древнего Египта. Каменный архив Египта: храмовые комплексы в Луксоре. Портрет времени Эхнатона, Сокровища гробницы Тутанхамона. [7.1.8, 7.1.12, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]

2

-

-

4.

Искусство Древней Греции. Классический греческий храм; три греческих ордера. Типы греческих храмов.

Ансамбль афинского Акрополя. Греческая скульптура. Чернофигурная и краснофигурная керамика. Орнамент. [7.1.8, 7.1.12, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]



2

-

-

5.

Искусство Древнего Рима. Римские Форумы, история их создания, особенности планировки. Изобретение бетона, купола, арки. Пантеон, Колизей. Феномен римского скульптурного портрета. Римские термы Каракаллы и Диоклетиана. Росписи виллы в Помпеях. [7.1.8, 7.1.12, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]

2

-

-

6.

Искусство Древней Индии. Значение буддизма и индуистской мифологии в формировании культуры Древней Индии. Искусство Хараппы и Мохенджо-Даро. Ведический период. Зарождение 4-х варн. Культовая архитектура раннего буддизма. Живописные циклы Аджанты. Канон изображения Будды. Декоративно-прикладное искусство. [7.1.8, 7.1.12, 7.1.14, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]

2

-

-

7.*

Особый путь Японии. Период Нара: введение буддизма. Культ Канон. Период Хэйан: формирование живописи «ямато-э». Создание падог. Периоды Камакура и Муромати: эволюция пейзажной живописи, архитектурный стиль «сеин». Искусство создания садов. Период Эдо: создание стиля «укие-э». [7.1.8, 7.1.1, 7.1.14, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]

2

-

-

8.

Искусство Древнего Китая. Узоры и геометрические знаки как символы природных стихий. Философские учения Конфуция и Лао-Цзы, их влияние на художественную культуру Китая. Инь и Янь; триграммы, геометрические фигуры, пять первоэлементов и искусство каллиграфии. Великая Китайская стена. Ансамбль Храма Неба. Живопись «цветов и птиц», пейзажная живопись Го Си. Символика Цвета. [7.1.8, 7.1.12, 7.1.14, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]

2

-

-

9.

Искусство Византии. Константинополь как центр православия. Собор Святой Софии. Символика креста. Византия – родина иконописи. Обратная перспектива. Цвета иконы, их символическое значение. Мозаика и мозаичные иконы. Палеологовский Ренессанс. [7.1.8, 7.1.9, 7.1.12, 7.1.13, 7.1.15, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]

2

-

-

10.

Средние века и господство религиозной модели мира. Католицизм. Романский стиль, его отличительный особенности. Собор в Пизе. [7.1.6, 7.1.8, 7.1.12, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]

2

-

-

11.

Открытие каркасной системы и зарождение готического стиля. Витражи. Место скульптуры в готическом храме.

Франция – историческое развитие готики. Особенности разработки западного фасада. [7.1.1, 7.1.2, 7.1.4, 7.1.6, 7.1.8, 7.1.12, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]



2

-

-

12.

Итальянское искусство эпохи Возрождения. Периодизация. Возрождение и античность. Проторенессанс, художественная реформа Джотто.

Джотто- архитектор. Живопись Симоне Мартини и Лоренцетти. Скульптура Никколо Пизано. Философия Марсилио Фичино.

Итальянское искусство эпохи возрождения. Чинквеченто, Титаны Возрождения: Рафаэль и Леонардо. Образ Мадонны. [7.1.1, 7.1.5, 7.1.6, 7.1.8, 7.1.12, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]


2

-

-

13.

Микеланджело: скульптор и архитектор. Венецианская школа живописи: Тициан и Джорджоне. [7.1.1, 7.1.6, 7.1.8, 7.1.12, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]

2

-

-

14.

Национальные корни творчества Брейгеля- старшего. А. Дюрер – гений Северного Возрождения. [7.1.1, 7.1.5, 7.1.6, 7.1.8, 7.1.12, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]

2

-

-

15.

Барокко как новый творческий метод; особенности стиля. Творчество Лоренцо Бернини, Караваджо. [7.1.1, 7.1.6, 7.1.8, 7.1.12, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]

2

-

-

16.

Искусство Голландии XVII в. Рембрандт и его школа. Портрет в творчестве Рембрандта. Портрет в творчестве А. Ван Дейка и Франса Хальса. [7.1.1, 7.1.2, 7.1.6, 7.1.8, 7.1.12, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]

2

-

-

17.

Творчество Эль Греко. Диего Веласкес и Королевский Мадрид. Новые средства композиции: «Менины». [7.1.1, 7.1.2, 7.1.6, 7.1.8, 7.1.12, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]

2

-

-

18.

Искусство Франции XVII- сер. XVIII в. Классицизм: творчество Н. Пуссена и К. Лоррена. [7.1.1, 7.1.2, 7.1.6, 7.1.8, 7.1.12, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]

2

-

-

19.

Версаль – главный памятник французского абсолютизма. [7.1.1, 7.1.2, 7.1.6, 7.1.8, 7.1.12, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]

2

-

-

20.

Рождение стиля Рококо и его характерные черты. Творчество Антуана Ватто. Мифологические картины и пасторали Ф. Буше.

Творчество Франсиско Гойи. [7.1.1, 7.1.6, 7.1.8, 7.1.12, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]



2

-

-

21.

Искусство Франции последней трети XVIII в.: импрессионизм. Поиски новых средств выразительности. Завоевания в технике пленэра. Салон 1863 г. [7.1.1, 7.1.2, 7.1.6, 7.1.8, 7.1.12, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]

2

-

-

22.

Архитектура эклектики [7.1.8, ]

2

-

-

23.

Творчество Эдуарда Мане, Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега. Мастер пейзажа А. Сислей. [7.1.1, 7.1.6, 7.1.8, 7.1.12, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]

2

-

-

24.

Неоимпрессионизм Ж. Сера и П. Синьяка и теория пуантилизма.

Постимпрессионизм: от Поля Сезанна к Ван Гогу и Полю Гогену. [7.1.1, 7.1.8, 7.1.12, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]



2

-

-

25.

Возникновение стиля Модерн; особенности его развития в странах Европы.

Архитектура модерна: Эйфель, Пакстон, Гауди. Творчество О. Бердслея, Г. Климта. Экспрессионизм Э. Мунка. [7.1.1, 7.1.8, 7.1.12, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]



2

-

-

26.

Кубистические поиски Пабло Пикассо. Гений сюрреализма Сальвадор Дали.

Искусство постмодернизма. Творчество Д. Поллока. Новые средства выразительности в творчестве Пита Мондриана и В. Кандинского. [7.1.1, 7.1.8, 7.1.12, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]



2

-

-

27.

Архитектура ХХ века. Баухауз. Творчество Мисс Ван дер Роэ. Пять тезисов Ле Корбюзье. Экологические проекты Ф.- Л. Ллойда и А. Аалто. [7.1.1, 7.1.8, 7.1.12, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]

2

-

-

28.

Искусство Древней Руси: архитектура шатровых храмов. [7.1.7, 7.1.8, 7.1.10, 7.1.12,]

2

-

-

29.

Русская икона: символика цвета. Темы и сюжеты древнерусской живописи. [7.1.7, 7.1.8, 7.1.10, 7.1.11, 7.1.12]

2

-

-

30.

Оружейная палата как художественный центр. Архитектура «Петровского барокко». [7.1.7, 7.1.8, 7.1.12]

2

-

-

31.

Просвещение и изобразительное искусство России XVIII века. Развитие русского реалистического портрета. [7.1.7, 7.1.8, 7.1.11, 7.1.12, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]

2

-

-

32.

Творчество Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левитского. Скульптурный потрет Ф.И.Шубина [7.1.7, 7.1.8, 7.1.11, 7.1.12]

2

-

-

33.

Романтизм в русском искусстве 1-ой пол. XIX века. Творчество О.А.Кипренского, В.А.Тропинина. Итальянский цикл К.П.Брюллова. Расцвет русского ампира в архитектуре. [7.1.3, 7.1.7, 7.1.8, 7.1.11, 7.1.12, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]

2

-

-

34.

Русское искусство 2-ой пол. XIX века. “Товарищество передвижных художественных выставок». Портрет в творчестве И.Н.Крамского. Историческая живопись И.Е.Репина и В.И.Сурикова. Пейзажная живопись А.К.Куинджи и И.И.Левитана [7.1.3, 7.1.7, 7.1.8, 7.1.11, 7.1.12, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]

2

-

-

35.

Изобразительное искусство «Серебряного века». Портрет в творчестве В.А.Серова. Символизм в русском искусстве: М.Врубель и В.Ю.Борисов-Мусатов. [7.1.3, 7.1.7, 7.1.8, 7.1.11, 7.1.12, 7.1.16]

2

-

-

36.

Русское советское искусство 50-х – 90-х гг. Выставка в Манеже и ее разгром. Творчество Э.Неизвестного и М.Шемякина. Возвращение Марка Шагала. Творчество К.Васильева. Скульптор В.Сидур. [7.1.3, 7.1.7, 7.1.8, 7.1.11, 7.1.12, 7.1.16, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4]

2

-

-

ИТОГО:

72







Примечание: * краткий конспект лекции приведен в приложении 1.

Полный конспект лекций приведен в эл. УМК дисциплины




    1. Лабораторный практикум (НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ учебным планом).




    1. Практические занятия (НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ учебным планом).




  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Для преподавания дисциплины предусмотрены традиционные технологии в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов.


5.1. Аудиторные занятия включают:

- лекцию, на которой представляется широкая картина развития различных видов изобразительных искусств в их идейной и художественной взаимосвязи; выявляются духовные и эстетические доминанты времени; раскрываются исторические и эстетические причины появления и смены творческих методов, черты преемственности и новаторства в них.


5.2. Самостоятельная работа студентов предназначена для внеаудиторной работы по закреплению теоретического курса; по изучению дополнительных разделов дисциплины, а также включает:

- подготовку к экзамену;






п/п

Форма работы

Объем в часах, отводимый на проведение работ

очная

заочная

заочная-ускоренная

1

Усвоение текущего учебного материала

24

-

-

2.

Самостоятельное изучение дополнительных разделов дисциплины, работа в библиотеке

12

-

-

9.

Подготовка к экзамену

36

-

-

10.

Подготовка к зачету

16

-

-

ВСЕГО:

72

-

-


6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1. Текущим контролем предусмотрен опрос студентов по текущей теме.
6.2. Промежуточная аттестация контрольный срез знаний по пройденному материалу.
Студент обязан показать теоретические знания по пройденному материалу. В конце 1 семестра студенты сдают экзамен по данной дисциплине.

Экзамен учитывает результаты промежуточной аттестации.



7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



п/п

Основная литература

Наличие в библиотеке

университета

  1. Основная литература

7.1.1

История зарубежного искусства. М.,1982

15

7.1.2

Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в Средние века. Л-М., 1964

20

7.1.3

Ильина, Татьяна Валериановна. .

История искусств. Отечественное искусство: Учеб. для вузов: Допущено М-вом образования РФ / Ильина, Татьяна Валериановна. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2000.



20

7.1.4

Лясковкая О.А. Французская готика М., 1973

25

7.1.5

Соколов Михаил Николаевич.

Вечный Ренессанс.Лекции о морфологии культуры Возрождения / М.Н.Соколов. - М.: Прогресс-Традиция, 1999.



15

7.1.6

Искусство:Романское искусство.Готика.Возрождение.Барокко.: Пер.с итал. / Ред.Т.Мазепова; Пер.:А.Голосовской,Н.Аронова. - М.: Астрель:Премьера:АСТ, 2001.

20

7.1.7

Ильина Татьяна Валериановна.

Русское искусство XVIII века: Учебник для студентов вузов / Т.В.Ильина. - М.: Высшая школа, 2001.



20

7.1.8

Современный словарь-справочник по искусству: И.М.Красильников, Е.Д. Критская, Л.О.Левин и др.; Науч. ред. и сост. А.А.Мелик-Пашаев / А. А. Мелик-Пашаев, Л. М. Некрасова, М. В. Никешичев и др. - М.: Олимп: АСТ, 1999.

35

7.1.9

Лихачева В.Д. Искусство Византии М., 1985

20

7.1.10

Лазарев, Александр Георгиевич.

Купола над Доном, Кубанью и Тереком. Кн.3 : Архитектура христианских храмов / Лазарев, Александр Георгиевич. - Ростов н/Д: ООО ИЦ"Булат", 2000.



35

7.1.11

Российская музейная энциклопедия: В 2-х т. Т.1 : А-М / А. А. Сундиева, Е. А. Воронцова, Т. Н. Кандаурова и др.; Рос.ин-т культурологии МК РФ и РАН; А.А.Сундиева, Е.А.Воронцова, М.Е.Каулен. - М.: Прогресс;РИПОЛ-КЛАССИК, 2001.

25

7.1.12

История мирового искусства: [Энциклопедия] / Э. Анноша, А. К. Антинори, М. Бишоне и др.; Ред.Е.Сабашникова;Пер. Е.Балаховская и др. - М.: Бертельман Медиа Москау , 1998.

25

7.1.13

Бычков В.В. Малая история Византийской эстетики Киев, 1991

15

7.1.14

Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь / НИИ теории и истории изобр. искусств РАХ; Н.А.Виноградова, Т.П.Каптерева, Т.Х.Стародуб; Под общ.ред. Т.Х.Стародуб. - М.: Эллис Лак, 1997.




7.1.15

Лазарев В.Н. История Византийской живописи М., 1986

15

7.1.16

Киблицкий А.А., Осьмина Л.Я. История искусств. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону , 2010

45

  1. Дополнительная литература

7.2.1

Всеобщая история искусств в томах. М, 1999

25

7.2.2

История мировой культуры 1998

30

7.2.3

Очерки по истории мировой культуры, 1997

35

7.2.4

История мировой культуры. Наследие запада. 1998

25



  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ






п.п

Наименование

Количество




Специальное оборудование




1

Визуальный ряд работ художников, скульпторов, архитекторов, дизайнеров

-

2

Видеофильмы по темам занятий

10




Технические средства обучения




1

Мультимедийный проектор

1

2

экран

1

3

Визуальный ряд образцов

1




Специализированная мебель и оргтехника




1

Стол лектора

1

2

Стол аудиторный

15

3

Стулья аудиторные

30

4

Доска аудиторная

1



  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ




    1. Примерная тематика рефератов:




  1. Синтез и взаимодействие искусств.

  2. Основные стили и направления в мировой художественной культуре.

  3. Искусство первобытной эпохи и древнего мира.

  4. Искусство древнего Египта.

  5. Искусство Древней Греции

  6. Искусство Древнего Рима.

  7. Искусство Древней Индии.

  8. Особый путь Японии. Периоды Камакура и Муромати: эволюция пейзажной живописи, архитектурный стиль «сеин».

  9. Искусство Древнего Китая.

  10. Искусство Византии. Константинополь как центр православия. Собор Святой Софии.

  11. Средние века. Католицизм. Романский стиль.

  12. Франция – историческое развитие готики.

  13. Итальянское искусство эпохи Возрождения.

  14. Микеланджело: скульптор и архитектор.

  15. А. Дюрер – гений Северного Возрождения.

  16. Творчество Лоренцо Бернини, Караваджо.

  17. Искусство Голландии XVII в. Портрет в творчестве Рембрандта.

  18. Творчество Эль Греко. Диего Веласкес и Королевский Мадрид.

  19. Искусство Франции XVII- сер. XVIII в.

  20. Версаль – главный памятник французского абсолютизма.

  21. Рождение стиля Рококо и его характерные черты.

  22. Искусство Франции последней трети XVIII в.: импрессионизм.

  23. Архитектура эклектики.

  24. Творчество Эдуарда Мане, Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега.

  25. Неоимпрессионизм Ж. Сера и П. Синьяка и теория пуантилизма.

  26. Постимпрессионизм: от Поля Сезанна к Ван Гогу и Полю Гогену.

  27. Возникновение стиля Модерн; особенности его развития в странах Европы.

  28. Искусство постмодернизма.

  29. Архитектура ХХ века. Баухауз.

  30. Экологические проекты Ф.- Л. Ллойда и А. Аалто.

  31. Искусство Древней Руси.

  32. Просвещение и изобразительное искусство России XVIII века.

  33. Русское искусство 1-ой пол. XIX века.

  34. Русское искусство 2-ой пол. XIX века.

  35. Изобразительное искусство «Серебряного века».

  36. Русское советское искусство 50-х – 90-х гг. Выставка в Манеже и ее разгром.

  37. Творчество Э.Неизвестного и М.Шемякина.




    1. Примерные вопросы для оценки качества освоения дисциплины на зачете




  1. Синтез и взаимодействие искусств. Основные стили и направления. Виды и жанры изобразительного искусства. Портрет как жанр живописи.

  2. Каменный архив Древнего Египта: некрополь в Гизе, хромовые комплексы Карнака и Луксора.

  3. Классический греческий храм, его ордерная система. Афинский Акрополь. Греческая скульптура и керамика.

  4. Архитектура Древнего Рима: форумы, термы, Колизей. Феномен римского скульптурного портрета.

  5. Доарийская культура Древней Индии: искусство Хараппы и Мохенджо – Даро. Культовая архитектура раннего буддизма. Канон изображения Будды. Искусство средневековой Индии. Мавзолей Тадж-Махал.

  6. Художественная культура Древнего Китая. Великая китайская стена. Архитектура средневекового Китая: ансамбль Храма Неба. Пейзажный сад. Живопись «цветов и птиц»

  7. Мифология синто и японская культура. Искусство раннего Средневековья периода Нара. Формирование стиля «ямато-э» в живописи. Искусство создания садов. Творчество Утамаро, Хокусая, Хиросигэ.

  8. Византия – родина иконописи. Символика цвета в византийской иконе. Собор Св. Софии в Константинополе. Византийская мозаика.

  9. Романский стиль в архитектуре: конструктивные и художественные особенности.

  10. Готический стиль в архитектуре: открытие каркасной системы. Особенности разработки фасадов. Место скульптуры в католическом храме.

  11. Возрождение и средние века как противопоставление двух типов культуры: светской и церковной. Этапы итальянского Возрождения.

  12. Итальянское Возрождение: Проторенессанс. Творчество Джотто: воплощение новых принципов живописи. Джотто – архитектор.

  13. Творчество фра Анжделико и монументальная живопись Мазаччо.

  14. Итальянское Возрождение: Кватроченто. Картины – поэмы Сандро Боттичелли.

  15. Итальянское Высокое Возрождение: творчество Рафаэля. Новая трактовка образа Мадонны. Станцы Рафаэля в Ватикане.

  16. Титан Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи. Универсальность таланта, новаторские изобретения и открытия в науках и искусстве. «Джоконда». «Тайная вечеря» - новый взгляд на библейский сюжет.

  17. Творчество Микеланджело – скульптора и архитектора. «Давид», капелла Медичи. Роспись плафона Сикстинской капеллы. Купол собора Святого Петра в Риме.

  18. Джорджоне и Тициан – выдающиеся мастера венецианской школы живописи. Портретный жанр в творчестве художников. Колористические поиски.

  19. Альбрехт Дюрер – гений Северного Возрождения. Автопортреты. «Четыре всадника Апокалипсиса». Мастер рисунка и гравюры на дереве.

  20. Национальные корни творчества Питера Брейгеля – старшего. «Гентский алтарь» ван Эйков. Триптих «Сад радостей земных» И. Босха.

  21. Итальянское барокко: творчество Лоренцо Бернини.

  22. Караваджо и Караваджизм как художественное явление.

  23. Глава фламандской школы Питер Пауль Рубенс. Античная тема в творчестве Рубенса. Рубенс – портретист.

  24. Творчество Франсиско Гойи: реализм парадного портрета. Серия гравюр «Капричос» и «Диспаратес».

  25. Романтизм во французском изобразительном искусстве: творчество Давида, Делакруа, Жерико.

  26. Новаторское значение живописи Эдуарда Мане.

  27. Зарождение импрессионизма. Творчество Клода Моне. Пейзажная живопись Сислея и Писсарро.

  28. Жанровые сюжеты в творчестве Огюста Ренуара и Эдгара Дега. Мир балета на картинах Дега.

  29. Жизнь и судьба постимпрессиониста Винсента Ван Гога.

  30. Творчество Поля Гогена как протест против буржуазной цивилизации.

  31. Модерн в архитектуре конца XIX – начала XX века. Творчество Антонио Гауди.

  32. Анри Матисс как представитель фовизма. Рисунки и декупажи Матисса.

  33. Пабло Пикассо – основоположник кубизма. «Голубой» и «розовый» периоды в творчестве художника. «Герника» как обличение античеловеческой сущности фашизма.

  34. Гений сюрреализма Сальвадор Дали. Метафоричность языка картин раннего и позднего периода. Декоративность живописных приемов в творчестве сюрреалистов Танги, Магритта, Клее, Гриса.

  35. Абстрактный экспрессионизм в творчестве Джексона Поллока. Основоположник поп-арта Роберт Раушенберг как мастер коллажа.

  36. Развитие идей поп-арта в творчестве Энди Уорхола.

  37. Искусство постмодернизма в творчестве Пита Мондриана и группы «Де Стайл».

  38. Архитектура ХХ века: «Лучезарный город» Ле Корбюзье, экологические проекты Ф.Л. Райта и А.Аалто.

  39. Архитектура как ведущий вид искусства Древней Руси. Шатровый храм: особенности конструкции.

  40. Темы и сюжеты древнерусской живописи. Символика цвета в иконе.

  41. «Троица» Андрея Рублева – шедевр древнерусской живописи.

  42. «Дивное узорочье» культовой архитектуры XVII века в России. Архитектура петровского барокко.

  43. Оружейная палата как художественный центр XVII века. «Царский изограф» С.Ушакова. Портретная живопись И.Никитина, А.Антропова.

  44. Портрет в творчестве В. Рокотова, Д. Левитского. Скульптурный портрет Ф. Шубина.

  45. Романтизм в портретной живописи О. Кипренского. Реалистический портрет в творчестве В. Тропинина.

  46. Классический Петербург: архитектурные шедевры Ф.Б. Растрелли; творчество А. Воронихина, А. Захарова, К. Росси в создании неповторимого ансамбля города на Неве.

  47. Дворцово-парковые ансамбли Царского Села, Павловска, Петергофа.

  48. Творчество художников – передвижников. Историческая живопись И. Репина и В.Сурикова.

  49. Сказочные и былинные сюжеты в творчестве В. Васнецова, евангельская серия полотен В. Поленова.

  50. Пейзажная живопись А. Куинджи и В. Васильева. Картины русской природы в творчестве И. Левитана.

  51. Русское искусство «серебряного века». Портрет в творчестве В. Серова. Символизм в творчестве М. Врубеля и В. Борисова – Мусатова.

  52. «Дягилевские сезоны» в Париже и творчество художников «Мира искусства». Космические миры художников «Амаравеллы».

  53. Древняя Русь в творчестве Н. Рериха. Евангельские сюжеты на картинах М. Нестерова.

  54. Русское советское искусство 60-х: разгром выставки молодых художников в Манеже. Творчество М. Шемякина, Э. Неизвестного. Противоречивая живопись И. Глазунова.




    1. Примерные вопросы для оценки качества освоения дисциплины на экзамене




  1. Синтез и взаимодействие искусств. Основные стили и направления. Виды и жанры изобразительного искусства. Портрет как жанр живописи.

  2. Каменный архив Древнего Египта: некрополь в Гизе, хромовые комплексы Карнака и Луксора.

  3. Классический греческий храм, его ордерная система. Афинский Акрополь. Греческая скульптура и керамика.

  4. Архитектура Древнего Рима: форумы, термы, Колизей. Феномен римского скульптурного портрета.

  5. Доарийская культура Древней Индии: искусство Хараппы и Мохенджо – Даро. Культовая архитектура раннего буддизма. Канон изображения Будды. Искусство средневековой Индии. Мавзолей Тадж-Махал.

  6. Художественная культура Древнего Китая. Великая китайская стена. Архитектура средневекового Китая: ансамбль Храма Неба. Пейзажный сад. Живопись «цветов и птиц»

  7. Мифология синто и японская культура. Искусство раннего Средневековья периода Нара. Формирование стиля «ямато-э» в живописи. Искусство создания садов. Творчество Утамаро, Хокусая, Хиросигэ.

  8. Византия – родина иконописи. Символика цвета в византийской иконе. Собор Св. Софии в Константинополе. Византийская мозаика.

  9. Романский стиль в архитектуре: конструктивные и художественные особенности.

  10. Готический стиль в архитектуре: открытие каркасной системы. Особенности разработки фасадов. Место скульптуры в католическом храме.

  11. Возрождение и средние века как противопоставление двух типов культуры: светской и церковной. Этапы итальянского Возрождения.

  12. Итальянское Возрождение: Проторенессанс. Творчество Джотто: воплощение новых принципов живописи. Джотто – архитектор.

  13. Творчество фра Анжделико и монументальная живопись Мазаччо.

  14. Итальянское Возрождение: Кватроченто. Картины – поэмы Сандро Боттичелли.

  15. Итальянское Высокое Возрождение: творчество Рафаэля. Новая трактовка образа Мадонны. Станцы Рафаэля в Ватикане.

  16. Титан Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи. Универсальность таланта, новаторские изобретения и открытия в науках и искусстве. «Джоконда». «Тайная вечеря» - новый взгляд на библейский сюжет.

  17. Творчество Микеланджело – скульптора и архитектора. «Давид», капелла Медичи. Роспись плафона Сикстинской капеллы. Купол собора Святого Петра в Риме.

  18. Джорджоне и Тициан – выдающиеся мастера венецианской школы живописи. Портретный жанр в творчестве художников. Колористические поиски.

  19. Альбрехт Дюрер – гений Северного Возрождения. Автопортреты. «Четыре всадника Апокалипсиса». Мастер рисунка и гравюры на дереве.

  20. Национальные корни творчества Питера Брейгеля – старшего. «Гентский алтарь» ван Эйков. Триптих «Сад радостей земных» И. Босха.

  21. Итальянское барокко: творчество Лоренцо Бернини.

  22. Караваджо и Караваджизм как художественное явление.

  23. Глава фламандской школы Питер Пауль Рубенс. Античная тема в творчестве Рубенса. Рубенс – портретист.

  24. Творчество Франсиско Гойи: реализм парадного портрета. Серия гравюр «Капричос» и «Диспаратес».

  25. Романтизм во французском изобразительном искусстве: творчество Давида, Делакруа, Жерико.

  26. Новаторское значение живописи Эдуарда Мане.

  27. Зарождение импрессионизма. Творчество Клода Моне. Пейзажная живопись Сислея и Писсарро.

  28. Жанровые сюжеты в творчестве Огюста Ренуара и Эдгара Дега. Мир балета на картинах Дега.

  29. Жизнь и судьба постимпрессиониста Винсента Ван Гога.

  30. Творчество Поля Гогена как протест против буржуазной цивилизации.

  31. Модерн в архитектуре конца XIX – начала XX века. Творчество Антонио Гауди.

  32. Анри Матисс как представитель фовизма. Рисунки и декупажи Матисса.

  33. Пабло Пикассо – основоположник кубизма. «Голубой» и «розовый» периоды в творчестве художника. «Герника» как обличение античеловеческой сущности фашизма.

  34. Гений сюрреализма Сальвадор Дали. Метафоричность языка картин раннего и позднего периода. Декоративность живописных приемов в творчестве сюрреалистов Танги, Магритта, Клее, Гриса.

  35. Абстрактный экспрессионизм в творчестве Джексона Поллока. Основоположник поп-арта Роберт Раушенберг как мастер коллажа.

  36. Развитие идей поп-арта в творчестве Энди Уорхола.

  37. Искусство постмодернизма в творчестве Пита Мондриана и группы «Де Стайл».

  38. Архитектура ХХ века: «Лучезарный город» Ле Корбюзье, экологические проекты Ф.Л. Райта и А.Аалто.

  39. Архитектура как ведущий вид искусства Древней Руси. Шатровый храм: особенности конструкции.

  40. Темы и сюжеты древнерусской живописи. Символика цвета в иконе.

  41. «Троица» Андрея Рублева – шедевр древнерусской живописи.

  42. «Дивное узорочье» культовой архитектуры XVII века в России. Архитектура петровского барокко.

  43. Оружейная палата как художественный центр XVII века. «Царский изограф» С.Ушакова. Портретная живопись И.Никитина, А.Антропова.

  44. Портрет в творчестве В. Рокотова, Д. Левитского. Скульптурный портрет Ф. Шубина.

  45. Романтизм в портретной живописи О. Кипренского. Реалистический портрет в творчестве В. Тропинина.

  46. Классический Петербург: архитектурные шедевры Ф.Б. Растрелли; творчество А. Воронихина, А. Захарова, К. Росси в создании неповторимого ансамбля города на Неве.

  47. Дворцово-парковые ансамбли Царского Села, Павловска, Петергофа.

  48. Творчество художников – передвижников. Историческая живопись И. Репина и В.Сурикова.

  49. Сказочные и былинные сюжеты в творчестве В. Васнецова, евангельская серия полотен В. Поленова.

  50. Пейзажная живопись А. Куинджи и В. Васильева. Картины русской природы в творчестве И. Левитана.

  51. Русское искусство «серебряного века». Портрет в творчестве В. Серова. Символизм в творчестве М. Врубеля и В. Борисова – Мусатова.

  52. «Дягилевские сезоны» в Париже и творчество художников «Мира искусства». Космические миры художников «Амаравеллы».

  53. Древняя Русь в творчестве Н. Рериха. Евангельские сюжеты на картинах М. Нестерова.

  54. Русское советское искусство 60-х: разгром выставки молодых художников в Манеже. Творчество М. Шемякина, Э. Неизвестного. Противоречивая живопись И. Глазунова.


Приложение №1
к рабочей программе по дисциплине «История искусств» для студентов-бакалавров направления «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» профиля «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия»
Раскрытие сложной лекционной темы

Особый путь Японии. Период Нара: введение буддизма. Культ Канон. Период Хэйан: формирование живописи «ямато-э». Создание падог. Периоды Камакура и Муромати: эволюция пейзажной живописи, архитектурный стиль «сеин». Искусство создания садов. Период Эдо: создание стиля «укие-э».
Вопросы:


  1. Период Нара: введение буддизма.

  2. Культ Канон.

  3. Хэйан: формирование живописи «ямато-э».

  4. Создание падог.

  5. Периоды Камакура и Муромати: эволюция пейзажной живописи

  6. архитектурный стиль «сеин».

  7. Искусство создания садов.

  8. Период Эдо: создание стиля «укие-э».

Особый путь Японии: смена взаимодействия с внешним миром на века культурной изоляции. — Начальный период: эпоха кофунов (курганов) VII-II вв. до н.э., форма и назначение. Храмовый комплекс Исэ в честь богини солнца Аматэрасу. Синто («путь богов») и культ ками – основа религизных представлений японцев. — Провозглашение в 592 г. новой государственной религии – буддизма. Период Нара в искусстве Японии (600 -784 гг): создание храмов, пагод, культ бодхисаттвы Канон. Храмовый ансамбль Тодайзди (743 г). Создание слоговой азбуки кана. — Хэйан (794 – 1185 гг.) – золотой век японской культуры и искусства. Формирование живописи «ямато-э». Искусство эмаки и первый иллюстрированный свиток «Гэндзи – моногатори» (XII в). Создание пейзажных садов и императорской усадьбы Кацура. Художники-каллиграфы. — Периоды Камакура и Муромати (в общей сложности с 1185 по 1568 г) – периоды правления сёгунов и укрепления власти самураев. Замок Химэдзи («Белой цапли») – шедевр архитектуры и декора. — Эволюция пейзажной живописи под влиянием дзэн-буддизма: творчество Сэссю Тойо (1420-1506 гг), Мотонобу (1476-1559 гг). «Золотой павильон» в Киото. «Сады мхов» и «сухие сады» японских монастырей (Реандзи в Киото). Архитектурный стиль «сёин»: сёдзи, токонома. Зарождение чайной церемонии и икебаны. Мастер керамики Огата Кэндзан и декоративной живописи – Огата Корин. — Рождение искусства гравюры на дереве – укиё-э – в период Эдо (1614-1868 гг). Расцвет лаковой живописи. Становление японской гравюры на дереве: природа под открытым небом в творчестве Хокусая (1760-1849 гг) –«Волна», «36 видов горы Фудзи», Хиросигэ (1797 – 1858 гг) – «Сто видов Эдо», «Виды провинции», Утамаро (1754-1806 гг) – «Знаменитые красавицы».

Некоторые исследователи утверждают, что химические реакции в организме японцев протекают не так, как у всех остальных. Хотя и без этого никто не спорит, что жители Страны восходящего солнца – самый непостижимый для европейцев народ. Проходят столетия, а представители западной цивилизации по-прежнему выстраивают всё те же ассоциативные связи с японской культурой: кимоно, гора Фудзи, сакура, самурай, гейша, харакири, камикадзе. Более осведомленные и заинтересованные добавляют имена писателей, художников, деятелей культуры – Акутагава, Мураками, Хокусай и, конечно же, модельеров – Кензо, Мияке, Ямамото. Иные вспомнят еще знаменитые японские анимэ и названия фирм, производящих электронику и автомобили. Те, кому довелось побывать в синтоистском храме, безмерно удивлены: а кому, собственно, поклоняются японцы, ведь внутри – ни икон, ни скульптур, архитектура без изысков и декора: простая, ясная и строгая. Чтобы понять, в чем корни японской эстетики, воплощенной в произведениях искусства, давайте зайдем в традиционный дом обычного японца

Европейцу, впервые попавшему в японский дом, даже если это квартира в многоэтажке, он покажется пустым. В отличие от европейских жилищ, где все предметы мебели и быта располагаются обычно по периметру комнаты (к тому же и комнат, и особенно предметов, обычно слишком много для минималиста-японца), центром композиции в японском интерьере является какой-нибудь предмет – алтарь, жаровня-котацу или дерево-бонсай. Они располагаются по центру внутренних помещений, в основе которых съемные перегородки сёдзи из бумаги и бамбука и заменяемые полы – татами (циновки, сплетенные из рисовой соломы, тростника или водорослей, обычный размер 190 на 95 см).

Японцы любят рассматривать отдельно стоящие объекты. Для этого в японском доме устраиваются особые ниши – токонома, где помещаются рисунки тушью или каллиграфия, а также композиция из цветов (чаще всего 1-3) – икебана. Эти композиции часто меняются в зависимости от желания хозяина или времени года. Если это отдельно стоящий дом, то рядом с ним мы непременно увидим небольшой пруд с рыбками, крошечный пейзажный или «сухой» садик. Такой стиль выработался в условиях постоянной угрозы землетрясений, а подобное жилище легко восстанавливается и не так опасно, как если бы у него были кирпичные стены.

В таком доме японец с детства проникается ощущением простоты, самоограничения, прелести познания множественного в немногом, а благодаря свиткам учится и читать и рисовать. Ведь это в европейском понимании каллиграфия (сёдо) – синоним чистописания. В Японии сёдо относится к изящным искусствам. Начертанный кистью мастера иероглиф может передавать его жизненную философию или сиюминутное настроение, цвет закатного неба или прекрасное четверостишие. Чтобы иероглифом восхищались потомки, должно совпасть многое: качество бумаги, ритм и скорость нанесения мазков, оттенок туши, пространственная композиция знака. Элементы наносятся одним движением – подправлять ничего нельзя. Образец сёдо может состоять из одного иероглифа или нескольких, но это всегда экспромт, создаваемый за считанные секунды. Не случайно ворота у входа в храмовые комплексы – тории – зачастую выглядят как выполненный умелым мастером иероглиф из дерева. Такие ворота в синтоизме имеют особую символику: они стоят на границе мира людей и мира духов, и через них осуществляется незримая связь обоих миров.

Почитаемый как национальная святыня, комплекс синтоистских храмов-святилищ Исэ находится на берегу залива на юге острова Хонсю. Впервые построенный во II веке и сооружаемый заново каждые двадцать лет, своей изысканностью, простотой и одухотворенностью храм Исэ воплощает основные идеи японского зодчества. Святилище Найку посвящено богине солнца Аматэрасу, которая считается прародительницей императорского рода. Святилище Гэку предназначено для богини злаков и обильного урожая. Каждый из ансамблей окружен четырьмя рядами деревянных оград, которые скрывают их от посторонних взглядов, ведь в обрядах могут участвовать только священнослужители и члены императорской семьи. Исэ воплощает идею экологичного дизайна: конек храма опирается на два кипарисовых столба, а крыша покрыта прессованной корой кипарисового дерева. Стены обшиты деревянными досками, здание храма окружено крытой верандой, тоже деревянной.

В сокровищницах хранятся императорские регалии, шелковые ткани и бумага, т.к. именно в святилище происходит церемония вступления на трон нового императора, которая окружена глубочайшей тайной.

Умение японцев использовать природные материалы, простота и подвижность архитектурных форм присутствуют не только в храмовой, но и в светской архитектуре.

Яркий пример тому – дворцовый ансамбль Кацура (1620-1658 гг), задуманный как место уединения и отшельничества для императорской семьи. Здесь мы видим такую же простую деревянную стоечно-балочную конструкцию, как и в святилище Исэ, с приподнятой открытой верандой, откуда можно созерцать красоту окружающей природы. Свесы крыш защищают внутреннее помещение от палящего зноя и дождя – вода стекает по ним на гравийные дорожки. Веранда выстлана бамбуком. Камни на поросшей травой и мхом лужайке намечают живописные петляющие тропинки, которые ведут к павильонам и островкам на озере и напоминают волшебные пейзажи, воспетые в средневековой японской поэзии. Декоративно выглядит пышная растительность, и только подойдя ближе, можно разглядеть, что деревья и кустарники, столь естественные на вид, аккуратно подстрижены.

Многие павильоны комплекса предназначены для приема гостей и проведения чайной церемонии, которая вдохновляла поэтов, философов, каллиграфов, керамистов. Тяга к уединению нашла отражение в названии одного из чайных павильонов – «Павильон насмешливых мыслей». Самый известный носит название «Павильон сосны-лютни», он покрыт простой соломой, перегородки в нем из дерева, бумаги и бамбука. Отделка приподнятого на столбах здания предельно проста: на некоторых наружных колоннах древесная кора оставлена нетронутой.

Архитектура всего здания обеспечивает, как и в обычных домах, сквозную вентиляцию. Но в холодное время года отсутствие утепления делает дворцовый ансамбль уязвимым. Однако эстетические переживания, связанные со сменой времен года, например, предчувствие цветения сакуры или тоска по опавшим красным листьям осеннего клена, приобретают особую остроту и соответствуют японскому мироощущению ваби-саби.

Этой эстетической концепции соответствует и философия японских садов, которые впервые появились в древней столице Нара в VIII в. Национальная религия Японии – синтоизм – предполагает поклонение мириадам божеств «ками», которые населяют горы и долы, водопады и ручьи, травы и цветы. Поэтому эстетическое воздействие японского сада связано не столько с любованием цветом и наслаждение запахом, сколько с поиском внутренней гармонии и обретением душевного равновесия. Для японца, который видит красоту, например, не в одинаковых для всех гостей предметах сервиза, а в индивидуальной посуде, и в устройстве сада действует принцип асимметрии: ни один из предметов не должен быть равен по размеру другому, как не должны они быть размещены параллельно.

Старейший тип сада – «сад мхов», или пейзажный – был спланирован в начале XIV в. В нем были предусмотрены озеро и островки, символизирующие рай Будды, а лужайки мхов разных оттенков создавали впечатление покоя. Знаменитый Золотой павильон XIV в. – Кинакудзи – был в свое время частью такого пейзажного сада в усадьбе сёгуна; он сказочно красиво отражается в водах озера. Но и сады из камней на песке, так называемые «сухие сады», которые преимущественно разбивались на территории монастырей, вдохновляли на создание и постижение законов вселенной человеком не в меньшей мере.

Самые главные «сухие сады» находятся в Киото за оградой монастырей Рёандзи, Дайтокудзи, Дайсэнин и других. Монахи ежедневно разглаживают граблями песчаную поверхность, чтобы ничто не нарушало выверенность линий. Пятнадцать камней сада Рёандзи невозможно увидеть все вместе одновременно, и это означает, что постичь мир сразу и в полном объеме не имеет смысла и недоступно. Наравне с монохромной живописью и поэзией хокку и танка такие сады были составной частью на пути к сатори – просветлению.

Но японцы известны во всем мире не только своим стремлением найти красоту в каждом миге бытия и достичь просветления, но и своим боевым духом. Начиная с XII в. сословие воинов – буси, или самураев, занимает самое высокое место в общественной иерархии. Самураи подчинялись феодалам и были преданы душой и телом своему господину – даймё. Они жили и воевали в соответствии с кодексом самурайской чести и морали – бусидо, «путь воина». Мастера по изготовлению различных доспехов, военных масок, касок, стремян, луков и стрел занимали особое место среди ремесленников. В почете были оружейники, изготавливавшие главное оружие воина – меч, которому придавали мистический смысл.

Для самих японцев нихонто – традиционный японский меч – это нечто большее, чем боевое оружие или даже произведение искусства. Многим клинкам приписывают магические свойства, ибо считается, что они являются прибежищем для очень сильных ками. Например, меч, выкованный в XI веке известным мастером Мицуё, в семье Маэда достают из деревянного сундука один раз в два года и при этом занавешивают окна. Только члену сословия самураев разрешается носить короткий – катана – и длинный – вакасаси – мечи. Ножны были истинным произведением искусства: от изделий из натуральной древесины до изделий из дорогого золотого лака, которые украшались фамильным гербом, а рукоятки и карды мечей – шелковыми шнурами. Меч был не только символом доблести и преданности самурая, но и священным предметом. Самурай, который утрачивал меч, утрачивал вместе с ним свою жизнь.

В XVI в. португальские миссионеры-христиане ввезли в Японию огнестрельное оружие (появление миссионеров и последствия этой акции убедительно показаны в фильме «Сёгун»), и началось радикальное преобразование военного искусства. Идеалы бусидо ещё живы, но на первый план выходит эффективность наносимых противнику ударов. Победители получали право носить звание сёгуна – верховного военного начальника. Начиная с XVII в. именно они управляли страной, а за императором были оставлены представительские функции. Смена концепции военной архитектуры вызвала к жизни строительство укрепленных замков; из них наиболее известен замок Химэдзи, или замок «Белой цапли». Его элегантные и воздушные кровли покоятся на цоколях белоснежных стен. Крупные каменные блоки в фундаменте, укрепленные переходы и башни на пяти уровнях, ров, наполненный водой, – всё это придавало мощь и величие крепости. Тропы, ведущие к главной башне, упираются в 11 неприступных ворот. Интерьер был украшен росписью по золотом грунту, которая была выполнена известным живописцем Кано Эйтоку.

В этот же период – сёгуна Токугава – утверждается как самостоятельный вид искусства гравюра на дереве, формируется стиль укиё-э («картины плывущего мира»). Главной темой этого направления городского искусства периода Эдо стала повседневная жизнь самих горожан, их будни и праздники. В книге «Мастера японской гравюры», изданной на русском языке, воссоздано более 100 гравюр представителей 12 школ укиё-э. Ксилография начиналась со строгих черно-белых оттисков. Первым известным мастером в такой технике был Моронобу, который создавал циклы иллюстраций к классическому «Гэндзи моногатори». В середине XVIII века появилась цветная ксилография: в так называемых «парчовых гравюрах» Харунобу было впервые достигнуто тонкое и гармоничное сочетание цветов. Он же выпустил в свет иллюстрированные календари, напечатанные в несколько красок. Изысканность его стилистики задала тон развитию гравюры на протяжении всего XVII и начала XIX века. Бурное развитие в этот период получает новый для укиё-э жанр – фукгэга («пейзаж»).

Необычный для искусства Японии пейзаж – укиё-э достигает наивысшего расцвета в творчестве двух самых известных художников – Кацусика Хокусая и Андо Хиросигэ. Если ранее традиционный пейзаж воспринимался как отображение философской картины мира, то в технике укиё-э его отличает реальное отображение реальной местности.

Главной темой творчества Хокусая стала природа во всем ее многообразии. Изображение местности в его произведениях достоверно, но не ограничивается фиксацией того или иного природного мотива. В гравюрах Хокусая есть не передаваемая словами гармония законов перспективного построения пространства и линеарный ритм. Свои наиболее известные пейзажные серии он выпускает в 1820-е годы. Это «100 видов горы Фудзи», «Поэты Японии и Китая», «Знаменитые водопады» и знаменитые «Большая волна» и «Красная Фудзи» из серии «36 видов горы Фудзи», которые воспринимаются как символ и воплощение души Японии, как среда, в которой протекает и повседневная – обыденная, и духовная жизнь человека. Причем художник проделал путь пешком к огромным водопадам, любовался Фудзиямой при любой погоде и в разное время дня и года.

Сама природа стала студией и для Андо Хиросигэ: он запечатлел в цикле гравюр 53 станции по дороге Токайдо, создал серии «Виды провинции», «Сто видов Эдо». Он старался не только изобразить натуру, но и передать эмоциональное впечатление. Хиросигэ необычайно лиричен, независимо от того, что представляет зрителю: грустное очарование красно-оранжевых осенних кленов, розовую дымку цветущей сакуры, затененный четкими линиями проливного дождя мост Охаси или теплый волшебный снег в серии «100 знаменитых видов Эдо». Его взгляд на мир чист, свеж и ясен, он создает особое настроение хрупкости и прелести окружающего мира в сочетании с многоцветьем красок, изысканностью композиции и ощущением все того же ваби-саби, без которого японское искусство, будь то архитектура, гравюра, изделия прикладного искусства, сады, чайная церемония, просто невозможно. В противном случае поиск неведомого, неуловимого и непознанного может прекратиться. А если исчезает путь к постижению сущности природы, сущности человека, уходит в небытие и потребность в искусстве. Для японца это немыслимо, а значит, каждого из нас ждут встречи с искусством этой удивительной страны – страны вечно Восходящего солнца.


Словарь терминов и понятий
Бигаку – эстетика; японское восприятие красоты.

Бусидо – «путь воина»; кодекс чести самураев, принципы самурайской морали, в основе которых лежит верность своему господину и высокое понятие чести.

Ваби – простота как японский идеал красоты.

Гэндзи-моногатори («Повесть о принце Гэндзи») – многотомная хроника жизни наследного принца и его двора; многие эпизоды разворачиваются на лоне природы.

Дзэн – буддийская секта, основанная в конце 12 в. в Японии; главная цель – достижение просветления путем медитации.

Дотаку – ритуальные бронзовые колокола.

Икебана – искусство аранжировки цветов.

Ками – божественные сущности, многочисленные божества неба и земли, а также их духи, пребывающие в святилищах.

Кондо – «золотой зал»; главный храм буддийского комплекса.

Ма – пустое пространство, полное особого скрытого смысла; важнейший элемент японской литературы и искусства.

Но – традиционное японское театральное искусство.

Саби – патина, налет старины; изящная простота, тишина, одиночество и древность как японский идеал красоты.

Садо – чайная церемония на основе 4-х принципов: гармония, почтение, чистота, тишина.

Сады японские – «цукияма» – пейзажный (из камней, деревьев, мхов, водоемов: сады монастыря Сайходзи); «хиранива» - плоский (из песка и камней, покрытых мхом: сад монастыря Рёандзи в Киото).

Сакура – японская вишня.

Сёдзи – раздвижные двери-перегородки, оклеенные прозрачной бумагой.

Синтоизм – от «синто – путь богов»; национальная религия Японии.

Сэппуку (харакири) – самоубийство самурая путем вскрывания себе живота.

Танка – форма и жанр японской поэзии; состоит из пяти стихов.

Токонома – ниша в интерьере чайного или жилого дома, где размещается свиток с изречением и сосуд с символическим цветком.

Тории – ворота у входа в храм; зачастую красного цвета.

Пагода – священный буддийский или индуистский храм; имеет форму павильона или многоярусной башни с квадратом в плане.

Укиё-э – повседневный бренный мир; жанр живописи.

Фусума – бумажные двери в деревянных каркасах.

Хайку (хокку) – форма и жанр японской поэзии, состоит из трех стихов.

Ханами – праздник любования цветением сакуры.

Ямато-э – японская живопись кистью на ширмах, шелковых и бумажных свитках изображающая природные сцены. Отличается контуром, обведенным золотом, и добавлением в минеральные краски серебряной фольги.
Синхронистическая таблица искусства Японии


Исторические периоды, политические и общественные события.

Живопись, скульптура, архитектура.

1. Эпоха кофунов (курганов) – VII-II вв. до н.э. Возникновение синтоизма – «пути богов».

1. Японская погребальная керамическая пластика-ханива; ритуальные колокола – дотаку.

2. Период Нара (645-794 гг): введение буддизма; культ бодхисаттвы Канон.

2. Возведение пагоды Хорюдзи; создание статуй буддийских божеств.

3. Период Хэйан (794-1185): перенесение столицы в Киото; возникновение слогового письма; расцвет литературы и создание романа «Гэндзи моногатори» (Повесть о принце Гэндзи).

3. Формирование жилища типа сэндэн; возникновение живописи «ямато-э» и её размещение на ширмах, раздвижных перегородках и свитках.

4. Периоды Камакура (1185-1333 гг) и Муромати (1333-1585 гг). Борьба между феодальными кланами, возвращение столицы из Камакуро в Киото. Правление самураев, возвышение сёгунов. Усиление влияния дзэн-буддизма. Рост числа приверженцев синтоизма.

4. Создание нового стиля: комбинация живописи и каллиграфии; возникновение стиля «сеин» в архитектуре; появление чайных павильонов; расцвет искусства создания пейзажных и сухих садов; творчество представителя школы декоративной живописи Кано Масанобу (1434-1520гг).

5. Период Момояма (1573-1674 гг): власть диктаторов; время роста городов; строительство грандиозных замков.

5. Сооружение замка Химэдзи (1690-г) («Белая цапля»); расцвет декоративной живописи; творчество Огаты Корина и Огаты Кэндзан.

6. Период Эдо (1614-1868 гг): ослабление власти самураев и их переселение в Эдо (Токио); усиление влияния среднего класса.

6. Появление гравюры укиё-э, творчество Китагава Утамаро («Пение раковин», «Мать с ребенком»); пейзажная живопись Кацусика Хокусая («100 видов Фудзи», «Мосты», «Большие цветы») и Андо Хиросигэ («53 станции Токайдо»), «69 видов Кисикайдо»).



Приложение №2
к рабочей программе по дисциплине «История искусств» для студентов-бакалавров направления «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» профиля «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия»


  1. Техническое обеспечение самостоятельной работы

Не предусмотрено


  1. Руководство внеаудиторной работой преподавателя

а) предоставление консультаций

В период сессии проводятся индивидуальные и групповые консультации, в том числе перед экзаменом.

б) прием рефератов

В течение семестра преподавателем производится прием рефератов, как правило, на занятиях. При необходимости преподавателем по согласованию со студентами назначаются дополнительные встречи для приема работ.




  1. График самостоятельной работы

Самостоятельная работа над изучением материала согласно ГОС составляет не менее 50% времени, отводимого на изучение дисциплины. При самостоятельной работе студент должен ознакомиться с основными учебниками и учебными пособиями, дополнительной литературой и иными доступными литературными источниками При работе с литературой по конкретным темам курса, в том числе указанным для самостоятельной проработки, основное внимание следует уделять важнейшим понятиям, терминам, определениям, для скорейшего усвоения которых целесообразно вести краткий конспект.
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины «История искусств» Направление подготовки 08. 03. 01 «Строительство»
471.26kb.
Рабочая программа дисциплины современная отечественная история (Часть 1) Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование
214.36kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «геодезия с основами картографии и картографического черчения» Направление подготовки
403.88kb.
Рабочая программа дисциплины
236.9kb.
Рабочая программа дисциплины б6 педагогическая риторика направление подготовки: 050100. 62 Педагогическое образование
157.6kb.
Рабочая программа дисциплины «Теория механизмов и машин»
527.17kb.
Программа учебной дисциплины «История архитектуры Санкт-Петербурга» Направление подготовки: 270100 Архитектура
106.66kb.
Рабочая программа дисциплины физиология человека и животных направление подготовки 011200 Физика Профиль подготовки
238.74kb.
Рабочая программа дисциплины наименование дисциплины
281.85kb.
Рабочая программа по дисциплин в строительные машины и оборудование по направлению подготовки бакалавров
379.89kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «основы работоспособности технических систем»
442.82kb.
Рабочая программа дисциплины функциональное программирование направление подготовки
66.49kb.