takya.ru страница 1
скачать файл
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Нижегородский государственный педагогический университет»

Факультет Психолого-педагогический

УТВЕРЖДАЮ

И.о. ректора НГПУ

_________________Л.Е. Шапошников

«___»___________________2011гг.

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Возрастная анатомия и физиология

Наименование дисциплины (модуля)

030300 Психология

Код и наименование направления подготовки (специальность)

Психология

Профиль подготовки (специализация)

Бакалавр

Квалификация (степень) выпускника (магистр, специалист, бакалавр)

Очная

Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная)

Нижний Новгород

2011 год


  1. Цели освоения дисциплины

Цель дисциплины: вооружить будущего психолога знаниями по основам анатомии и физиологии детского, подросткового и юношеского возраста; показать закономерности, определяющие принципиальное отличие детского организма от взрослого; вооружить знаниями, направленными на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.


  1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Возрастная анатомия и физиология» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла Б-2 (курс по выбору).

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения школьного курса биологии.

Знания по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» служат теоретической и практической основой для освоения ряда дисциплин базовой части профессионального цикла, например, «Зоопсихологии», «Психофизиологии» и математического естественнонаучного цикла: «Основ медицинских знаний», «Нейрофизиологии», «Нейрофармакологии», «Антропологии».


  1. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК)

понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладение достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

владение культурой научного мышления, обобщение, анализ, синтез фактов и теоретических положений (ОК-3);

использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр (ОК-9);

понимание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознание опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

овладение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12).

Профессиональные компетенции (ПК)

отбор и применение психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

общие закономерности и возрастные особенности функционирования основных систем организма ребенка;

возрастную периодизацию и закономерности роста и развития детского организма;

влияние наследственности и среды на развитие ребенка;

критерии определения биологического возраста;

сенситивные периоды развития ребенка;

строение, функциональное значение, возрастные особенности сенсорных, моторных и висцеральных систем;

психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения и речи.



Уметь:

учитывать индивидуальные и возрастные особенности физиологии детей;

использовать полученные теоретические и практические навыки для организации научно-методической, социально-педагогической и преподавательской деятельности;

строить образовательный процесс с использованием современных здоровьесберегающих технологий;

использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности.

Владеть:

методиками и навыками комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и его готовности к обучению;

методикой антропометрических исследований по оценке физического развития и типа телосложения;

методами определения основных внешних показателей деятельности физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной и др.) и их возрастные особенности;

методами комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и готовности к обучению (школьной зрелости);

навыками определения показателей высших психических функций и индивидуально-типологических свойств личности (объема памяти, внимания, работоспособности, типа ВНД и темперамента и других типологических свойств).



методами сбора и обработки данных, современными компьютерными и информационными технологиямиантропометрические, анатомические и физиологические параметры жизнедеятельности человека в фило- и социогенезе;

  1. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 54 часа. ФПА без оценки.




Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Форма текущего контроля успеваемости (по неделям успеваемости)




лек

лаб

сам




Дидактическая единица 1. Общие вопросы ВАФ

2

2

4






Предмет и методы ВАФ. Закономерности роста и развития. Возрастная периодизация. Организм – единое целое. Строение и функции животной клетки.

2

1










-лаб. работа;

тест;

репродуктивное д/з



Ткани.

2

2

Дидактическая единица 2. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата.

-

8

8






Опорно-двигательный аппарат. Скелет. Мышечная система.

2

3-4










лаб. работа;

тест;

репродуктивное д/з



Комплексная диагностика уровня физического развития ребенка. Антропометрические измерения.

2

4-5

Дидактическая единица 3. Возрастные особенности регуляторных систем организма.

6

4

10






Нервная система. Строение спинного мозга. Спинномозговые рефлексы.

2

6










тест;

репродуктивное д/з;

эвристическое д/з



Нервная система. Строение и функции головного мозга.

2

7



Эндокринная система.

2

8

Дидактическая единица 4. Возрастные особенности репродуктивных систем. Половое развитие.

2

-

2






Половое развитие. Женская и мужская половая системы.

2

8-9










тест.

Дидактическая единица 5. Возрастные особенности сенсорных систем и ВНД детей и подростков.

-

10

10






Сенсорные системы (Острота зрения, аккомодация, рефракция.). Кожа.

2

9-11










лаб. работа;

тест;

эвристическое д/з



ВНД (выработка условных рефлексов). Психофизиологические аспекты поведения ребенка.

2

11-13

Дидактическая единица 6. Возрастные особенности висцеральных систем и крови.

-

20

20






Кровь. Лимфа.

2

13-14










лаб. работа;

тест;

эвристическое д/з



Сердечно-сосудистая система (кровяное давление).

2

14-15



Пищеварительная система.

2

15



Обмен веществ.

2

16



Мочевыводящая система. Строение и функции почки.

2

17



Дыхательная система.

2

18

ВСЕГО

10

44

54







  1. Образовательные технологии

Лекции, лабораторные работы, репродуктивные и эвристические задания, презентации и учебные фильмы по различным темам дисциплины.


  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

В соответствии с рейтингом-планом по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» (Приложение).



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

А) Рекомендуемая литература (основная):

  1. Любимова З.В., Маринова К.В. Возрастная физиология. - Ч.1. – М.: «Владос», 2004. – 304 с.

  2. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.: Просвещение, 1986. – 319 с.

  3. Рохлов В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека: Учебное пособие для студентов средних пед. учебных заведений. – М.: Академия, 1999. – 160 с.

  4. Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учеб. Пособие / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – М.: Академия, 2000. – 376 с.

  5. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене. Учебное пособие / Под ред. Гуминского А.А. – М., 1992 – 132 с.

Б) Дополнительная литература:

  1. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М. 1986.

  2. Ермолаев Ю.В. Возрастная физиология. – М. 1982.

  3. Сапин М.П., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). – М. Академия, 1998. – 560 с.

  4. Физиология человека: в 3 т. / под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. – М. 1996.

  5. Соковня-Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 1999. – 144 с.

В) Интернет-ресурсы:

Catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов сети Интернет



  1. www.college.ru – открытый колледж

  2. www.ed.gov.ru – сайт Федерального агентства по образованиюМоиН РФ

  3. http://dic.academic.ru – словари и энциклопедии он-лайн




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Аудиовизуальные средства:

Учебный фильм «Тело человека»;

Учебные видеофильмы «Возбудимость нервной ткани», «Условные рефлексы», «Высшая нервная деятельность человека и животных».

Макеты внутренних органов: сердца, почек, печени, желудка, кишечника, спинного мозга, головного мозга, ствол мозга, барельефы мышц.

Муляжи: грудная клетка, кости конечностей, череп, позвонки, таз.

Таблицы: «Виды тканей», «Строение костей черепа», «Строение дыхательной системы», «Строение желудочно-кишечного тракта», «Строение мозга», «Строение глаза», «Строение уха», «Кровь», «Строение мочевыводящей системы», «Строение почки».

Презентации к лекциям.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО

с учётом рекомендаций ПрООП ВПО

по направлению (профилю)



030300 Психологическое образование

специальности (специализации)



Психология

Автор: доцент кафедры анатомии, физиологии и ОБЖ человека, к.б.н. Агеева Е.Л.

Рецензент: доцент кафедры медицины, здоровья и развития ННГАСУ, к.б.н. Маясова Т.В.

Заведующий кафедрой: д.б.н. Паренко М.К.
Программа утверждена на заседании Совета естественно-географического

Факультета 21 сентября 2011 года



ПРИЛОЖЕНИЕ

к рабочей программе по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология»

Рейтинг-план

Виды учебной деятельности студентов

Балл за конкретное задание

Число заданий за семестр

Баллы

Минимальный

Максимальный

Дидактическая единица 1. Общие вопросы ВАФ. Предмет и методы ВАФ. Закономерности роста и развития. Возрастная периодизация. Организм – единое целое. Строение и функции животной клетки. Ткани.

 

 

Текущий контроль

 

 

1. Лабораторная работа «Строение тканей организма»

2

1

1

2

2. Тестовый контроль

2

1

1

2

3. Выполнение репродуктивного домашнего задания (сделать подписи к рисункам)

2

2

2

4

Дидактическая единица 2. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. Опорно-двигательный аппарат. Скелет. Мышечная система. Комплексная диагностика уровня физического развития ребенка. Антропометрические измерения. Школьная мебель.

 

 

Текущий контроль

 

 

1. Лабораторная работа «Оценка физического развития»

2

1

1

2

2. Тестовый контроль

2

1

1

2

3. Выполнение репродуктивного домашнего задания (сделать подписи к рисункам)

2

2

2

4

Дидактическая единица 3. Возрастные особенности регуляторных систем организма. Нервная система. Строение спинного мозга. Спинномозговые рефлексы. Нервная система. Строение и функции головного мозга. Эндокринная система.

 

 

Текущий контроль

 

 

1. Тестовый контроль

2

1

1

2

2. Выполнение репродуктивного домашнего задания (сделать подписи к рисункам; сделать конспект по возрастным особенностям отделом ЦНС)

4

2

4

8

3. Выполнение эвристического домашнего задания (заполнить таблицу отдел-функции НС; гипо- и гиперфункции эндокринных желез)

4

2

6

8

Дидактическая единица 4. Возрастные особенности репродуктивных систем. Половое развитие. Половое развитие. Женская и мужская половая системы.

 

 

Текущий контроль

 

 

1.тест

2

1

1

2

Промежуточный рубежный контроль (тестирование по ДЕ1-4)

9

16

Дидактическая единица 5. Возрастные особенности сенсорных систем и ВНД детей и подростков. Сенсорные системы (Острота зрения, аккомодация, рефракция.). ВНД (выработка условных рефлексов). Психофизиологические аспекты поведения ребенка. Работоспособность (расписание). Кожа.

 

 

Текущий контроль

 

 

1. Лабораторная работа «Возрастные особенности органа зрения», «Правила выработки условных рефлексов», «Работа по свойствам нервных процессов»

6

3

3

6

2. Тестовый контроль

2

4

4

8

3. Выполнение репродуктивного домашнего задания (сделать подписи к рисункам)

2

2

2

4

4. Выполнение эвристического задания (заполнить таблицу сравнение УР и БУР; сенсорные системы)

2

2

3

4

Дидактическая единица 6. Возрастные особенности висцеральных систем и крови. Кровь. Лимфа. Сердечно-сосудистая система (кровяное давление). Пищеварительная система. Обмен веществ. Мочевыводящая система. Строение и функции почки. Дыхательная система.

 

 

Текущий контроль

 

 

1. Лабораторная работа «Техника измерения кровяного давления в покое и с физической нагрузкой», «Обмен веществ»

4

2

2

4

2. Тестовый контроль

2

2

2

4

 

 

 

 




4. Выполнение эвристического задания (заполнить таблицу функции ФЭК)

2

1

1

2

Рубежный контроль (тестирование по ДЕ 5-6)

9

16

Поощрительные баллы

 

 

1.Выступление с презентацией

 

 



7

Штрафные баллы

 




1. Нарушение учебной дисциплины

 

 

 1

2

Итого:

55

100
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины (модуля) Возрастная анатомия и физиология Наименование дисциплины (модуля) 030300 Психология
195.82kb.
Программа дисциплины Организационная психология для направления 030300. 68 «Психология»
207.33kb.
Программа дисциплины Методы психосемантики в психологических исследованиях Направление 030300. 62 Психология Бакалавриат
278.93kb.
Рабочая программа дисциплины наименование дисциплины
281.85kb.
Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная/дополнительная), специальность, направление подготовки, профессия, наименование предмета, дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом
153.37kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля)
143kb.
В. д декоративный коллаж основная образовательная программа подготовки магистра по направлению
284.89kb.
Рабочая программа учебной дисциплины зоология
394.26kb.
Рабочая программа учебной дисциплины зоология беспозвоночных
571.08kb.
Положение о рабочей программе учителя моу сош №21 г. Волгодонска
220.88kb.
Рабочая программа дисциплины физиология человека и животных направление подготовки 011200 Физика Профиль подготовки
238.74kb.
Программы дисциплины по выбору 7
26.88kb.