takya.ru страница 1
скачать файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Рф

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

050100.62 б.1.02 ИСТОРИЯ

Трудоемкость (в зачетных единицах) _______2_____

Направление подготовки____050100.62 Педагогическое образование__________

Профиль подготовки (магистерская программа)__ История и Обществознание, История и Литература__

Квалификация (степень) выпускника___Бакалавр педагогического образования_________

1. Цели и задачи дисциплины

Целями данного курса является


  • изложение основных принципов и методологических подходов исторической науки, места и роли истории в системе гуманитарного знания

  • формирование системы знаний о месте и роли в цивилизационном мире

Задачи курса предполагают

  • формирование у слушателей целостного видения истории как науки;

  • формирование понимания основных методов и подходов исторической науки и современных проблем ее развития

  • изложение основных проблем истории России

  • рассмотрение проблемы места России в цивилизационном мире

2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы.

Дициплина относится к базовой части гуманитарного и социального и экономического цикла. Дисциплина формирует основы системы знаний, закладывающих методологический фундамент профессиональной подготовки бакалавра, и содержательно связана с курсами «История России до начала XVI в.», «История России 2 пол. XVIII- 1 пол. XIX вв.».


3. Требования к уровню освоения программы

В результате изучения курса «История» студенты должны обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями :

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);

в области педагогической деятельности:

способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);

способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

в области культурно-просветительской деятельности:

способностью разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК- 9);

способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

в области научно-исследовательской деятельности:

готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).

Студент должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):

способен определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);

способен анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2);

способен характеризовать модели общественного развития (СК-3);

способен ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4);

готов применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5);

способен использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6);

готов использовать принципы научного анализа при прогнозировании последствий социальных процессов (СК-7);

готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8);

готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории (СК-9).



4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) ___2___ зачетных единиц и виды учебной работы.

Вид учебной работы


Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом) (час)



Распределение по семестрам

(в соответствии с учебным планом) (час)



Всего

1 семестр

Аудиторные занятия

19

19

Лекции

19

19

Практические занятия







Семинары







Лабораторные работы







Другие виды аудиторных работ: занятия в активной и интерактивной форме

4

4

Самостоятельная работа

53

53

Реферат







Формы текущего контроля




Тестирование, реферат

Формы промежуточной аттестации (в соответствии с учебным планом)




зачет

5. Содержание учебной дисциплины (модуля).

5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).

п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)



всего

лекции

практические (семинары)

лабораторные работы

В т.ч. в интеракт.ф.

самостоятельные

1.

История как наука.

8

2










6

2.

Методология исторической науки

8

2










6

3.

Исторические источники и их классификация.

8

2










6

4

Классики русской исторической мысли

8

2










6

5

Истоки, черты и основные типы цивилизаций.

8

2







2

6

6

Место России в цивилизационном мире.

8

2







2

7

7

Периодизация истории России.

12

4










8

8

Особенности цивилизационного развития России: дискуссионные вопросы

11

3










8




Итого

72/2

19







4

53

5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля).

  1. История как наука. Предмет и задачи исторической науки. Становление исторической науки. Отрасли исторической науки. Вспомогательные исторические дисциплины. Место истории в системе гуманитарного знания.

  2. Методология исторической науки. История становление методологии исторической науки. Основные методы и подходы в исторической науке на современном этапе.

  3. Исторические источники и их классификация. Понятие исторического источника. Типы исторических источников. История становления и развития источниковедения. Современные подходы к историческому источнику.

  4. Классики русской исторической мысли. Становление исторической науки в России. Российские историки XVIII в.: А.Манкиев, Б.И.Куракин, П.П.Шафиров. «История Российская» В.Н.Татищева. Историческая наука в XVIII в. Историческая наука в XIX в. Труды С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, Т. Н. Грановского, П. Н. Милюкова. Основные концепции исторической науки XIX в. Историческая наука в XX в. Современные проблемы российской исторической науки.

  5. Истоки, черты и основные типы цивилизаций. Понятие цивилизации: история формирования, типы определений цивилизаций. Типология цивилизаций и ее основные виды.

  6. Место России в цивилизационном мире. Дискуссионные вопросы места России в цивилизационном мире. Западники и славянофилы, развитие их воззрений в исторической науке. Понимание России как цивилизации европейского типа, как цивилизации восточного типа, как самобытной цивилизации в исторической науке.

  7. Периодизация истории России. Проблема периодизации истории России. Синхрония и диахрония в периодизации истории России. Основные этапы развития страны.

  8. Особенности цивилизационного развития России: дискуссионные вопросы. Факторы своеобразия культурного и социально-экономического развития России. Фактор географии в истории России и его составляющие. Фактор религии в истории России и его составляющие.


5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.



6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1 Рекомендуемая литература

6.1.1.Основная литература:

  1. Кривошеев, М. В. История России [Текст]:конспект лекций/М. В. Кривошеев, М. В. Ходяков.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Юрайт,2011.-190, [1] с.


6.1.2.Дополнительная литература:

  1. Снегирева, Л. И. Отечественная история [Текст]:курс лекций/Л. И. Снегирева, М. И. Агибалова ; [под ред. Л. И. Снегиревой] ; Федеральное агентство по образованию, ТГПУ.-Изд. 3-е, испр.-Томск:Издательство ТГПУ,2006.-590 с.

  2. Анисимов, Е.В. Время петровских реформ. XVIII век. 1-я четверть. /Евг. Анисимов. – Л.: Лениздат, 1989. 495 (1) с.

  3. Анисимов, Е.В. Россия в середине XVIII в. / Е.В. Анисимов. - М.: Мысль, 1988. 606 (2) с.

  4. Воробьёв, В.М., Дегтярев А.Я. Русское феодальное землевладение от «Смутного времени» до кануна петровских реформ. / В.М. Воробев, А.Я. Дегтярев; под. ред. А.Л. Шапиро. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 197 (2) с.

  5. Голикова, Н.Б. Политические процессы при Петре I. / Н.Б. Голикова. - М.: Изд-во МГУ, 1957. 337 с.

  6. Зимин, А.А. Реформы Ивана Грозного. Очерки социально-экономической и политической истории России середины XVI в. / А.А. Зимин. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960. 511 с.

  7. Зимин, А.А., Хорошкевич, А.Л. Россия времени Ивана Грозного. /

  8. История России с древнейших времен до 1861 г. Учебник для вузов. И.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров, В.Б. Кобрин. - изд.2-е, испр.- М.: Высшая школа, 2001. – 558, (2) с.

  9. Павленко, Н.И. Петр I. / Н.И. Павленко. – Изд. 6-е. - М.: Молодая гвардия, 2005. 426 (2) с.

  10. Россия при царевне Софье и Петре I: Записки русских людей. [Сборник] / Составитель, автор вступительной статьи, коммент. А.П. Богданов. - М.: Современник, 1990. 444 (2) с.

  11. Скрынников, Р.Г. Борис Годунов. / Р.Г. Скрынников. - М.: Наука, 1983. 187 (3) с.

  12. Страницы политической истории России XVIII в. / Е.В. Анисимов, Н.Я. Эйдельман. - М.: Мысль, 1988. 606 (1) с.

  13. Тарловская, В.Р. Торговля в России в период позднего феодализма. (Торговые крестьяне во второй половине XVII – нач. XVIII в.) / В.Р. Тарловская. - М.: Издательство Московского университета, 1988. 158 (2) с.

  14. Уитворт, Ч. Россия в начале XVIII в. / Ч. Уитворт. - М.: -Л.:[б.и.], 1988. 222 с.

  15. Чистяков, А.С. История Петра Великого. / А.С. Чистяков. - М.: Буклет, 1992. 512 (6) с.

  16. Шмидт, С.О. Россия Ивана Грозного. / С.О. Шмидт. - М.: Наука, 1999. 556 (4) с.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Географические карты

При изучении дисциплины рекомендуется использование следующих электронных ресурсов:


  1. Библиотека гуманитарных наук «Гумер» http://www.gumer.info/

  2. Электронная библиотечная сис«Книгофонд» http://www.knigafund.ru/

  3. Электронная библиотечная сис«Библиотех» http://www.bibliotech.ru/


6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1.

История как наука.

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007


Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

2.

Методология исторической науки

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007


Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

3.

Исторические источники и их классификация.

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007


Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

4

Классики русской исторической мысли

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007


Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

5

Истоки, черты и основные типы цивилизаций.

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007


Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

6

Место России в цивилизационном мире.

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007


Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

7

Периодизация истории России.

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007


Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

8

Особенности цивилизационного развития России: дискуссионные вопросы

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007


Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)



7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Методические рекомендации для преподавателей

Основным видом аудиторной учебной деятельности, направленным на освоение студентом курса является лекция. Лекционные занятия должны дать ориентировочные основы для последующего усвоения учебного материала. Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и дисциплине, сформировать у студента ориентиры для самостоятельной работы над курсом.

Преимущественным видом лекционного занятия преподавателя для данного курса является традиционная лекция, поскольку содержание дисциплины направлено на обзорное, информационное или панорамное изложение материала, в котором огромное значение имеет способ непосредственной доставки информации, с использованием метода эмоционального воздействия преподавателя для повышения познавательной активности студента. Многообразие исторических проблем и построение содержания курса также допускает при необходимости использование других методик, - таких как проблемная лекция, лекция-конференция, лекция-диалог, что определяется особенностями научной подачи материала, характером темы и ее содержанием.

Для подготовки студентов к практическому занятию, необходимо определить тему и круг рассматриваемых в рамках семинара вопросов; указать на рекомендованную литературу и вопросы для самостоятельной подготовки. Особое внимание рекомендуется обратить на развитие у студентов творческого мышления в освоении материала и формирование у них профессиональных качеств. Важное воспитательное значение имеет обращение по ходу изучения материала к системе традиций и морально-нравственных ценностей.

Подробные методические рекомендации по вопросам самостоятельной работы студентов, изучения первоисточников, работы над рефератом, подготовки к зачету и экзамену даны в учебно-методическом комплексе дисциплины.

7.2. Методические указания для студентов

Перечень подробных методических указаний для студентов содержится в специальных изданиях кафедры, где представлены все необходимые составляющие для успешного освоения дисциплины: тематическая структура курса, лекционный материал, хрестоматийный материал, вопросы и задания к темам курса, перечень тем рефератов с указанием литературы для работы по их написанию, глоссарий, словарь, перечень вопросов к зачету и экзамену. Более подробную информацию о порядке изучения дисциплины можно также получить на кафедре в специально разработанном учебно-методическом комплексе.



7.2.1.Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Предмет и задачи исторической науки.

  2. История становление методологии исторической науки.

  3. Основные методы и подходы в исторической науке на современном этапе.

  4. Понятие исторического источника.

  5. Классики русской исторической мысли.

  6. Истоки, черты и основные типы цивилизаций.

  7. Место России в цивилизационном мире.

  8. Периодизация истории России.

  9. Особенности цивилизационного развития России: дискуссионные вопросы.


8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Промежуточная аттестация проводится на первом этапе в форме тестирования по основному материалу изучаемой дисциплины, и последующего зачета (в устной форме), на котором проверяется: усвоение теоретического материала дисциплины; усвоение базовых понятий; умение использовать полученные знания. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем, выводимых на практические занятия и письменной, путем выполнения обучающимися разных по форме и содержанию работ и заданий, связанных с практическим освоением содержания дисциплины. Текущий контроль успеваемости проводится в форме тестов по блокам дисциплины и выполненным заданиям (эссе, доклады, рефераты, и др.), результатам контрольных и самостоятельных работ, а также в форме защиты группового проекта по социальной проблематике. Контрольный срез знаний показывает уровень освоения содержания отдельной предметной области в рамках дисциплины. Формы текущего контроля включают в себя:



8.1. Тематика рефератов

  1. История как наука.

  2. Основные методы и подходы в исторической науке на современном этапе.

  3. Современные подходы к историческому источнику.

  4. Российские историки XVIII в.: А.Манкиев, Б.И.Куракин, П.П.Шафиров.

  5. «История Российская» В.Н.Татищева.

  6. Основные концепции русской исторической науки XIX в. Историческая наука в XX в.

  7. Современные проблемы российской исторической науки.


8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Отрасли исторической науки.

  2. Основные методы и подходы в исторической науке на современном этапе.

  3. Понятие исторического источника.

  4. Труды С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, Т. Н. Грановского, П. Н. Милюкова. Основные концепции исторической науки XIX в.

  5. Историческая наука в XX в.

  6. Современные проблемы российской исторической науки.

  7. Истоки, черты и основные типы цивилизаций.

  8. Место России в цивилизационном мире.

8.3.Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий

  1. Отрасли исторической науки.

  2. Основные методы и подходы в исторической науке на современном этапе.

  3. Понятие исторического источника.

  4. Труды С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, Т. Н. Грановского, П. Н. Милюкова. Основные концепции исторической науки XIX в.

  5. Историческая наука в XX в.

  6. Современные проблемы российской исторической науки.

  7. Истоки, черты и основные типы цивилизаций.

  8. Место России в цивилизационном мире.

8.4.Примеры тестов

Демонстрационный вариант текст-билета

по дисциплине 050100.62 б.1.02 «История»

Задание № 1

Имя российского историка - создателя первого обобщающего труда по истории России с древнейших времен до начала XVII в. - ...



  1. Н.М.Карамзин

  2. В.Н.Татищев

  3. М.М.Щербатов

  4. Н.Г.Устрялов

  5. В.Н.Татищев

  6. С.М.Соловьев

Задание № 2

Имя российского историка XIX в., впервые в исторической науке обосновавшего принцип историзма, одного из основателей «государственной школы» в историографии - ...



  1. Д.Иловайский

  2. С.М.Соловьев

  3. Т.Н.Грановский

  4. И.Е.Забелин

  5. С.Ф.Платонов

  6. Н.М.Карамзин

Задание № 3

Имя российского историка XIX в., ученика и преемника С.М.Соловьева, автора 9-томного «Курса русской истории», впервые введшего в российскую историческую науку понятие «цивилизация» - ...



  1. К.Д.Кавелин

  2. П.Н.Милюков

  3. В.О.Ключевский

  4. М.Погодин

  5. Б.Н.Чичерин

  6. Л.Н.Гумилев

Задание № 4

Имя историка, выдвинувшего в своем 12-томном труде «Постижение истории» теорию истории как круговорота сменяющих друг друга цивилизаций - ...



  1. Л.Морган

  2. Р.Пайпс

  3. Ф.Бродель

  4. А.Тойнби

  5. Н.Я.Данилевский

  6. О.Шпенглер

Задание № 5

Имя российского историка, автора теории истории как системы культурно-исторических типов - ...



  1. Д.Иловайский

  2. Н.Я.Данилевский

  3. К.Бестужев-Рюмин

  4. А.А.Зимин

  5. С.М.Соловьев

  6. Л.Н.Гумилев


Задание № 6

Имя немецкого философа и историка, автора книги «Закат Европы»...



  1. К.Ясперс

  2. Ф.Вебер

  3. А.Тойнби

  4. О. Шпенглер

  5. Р.Пайпс

Задание № 7

Событие, с которым принято связывать образование государства Киевская Русь – это...



  1. Захват Киева князем Олегом в 882 г.

  2. Призвание Рюрика князем в Новгород

  3. Административная реформа княгини Ольги

  4. Разгром Хазарского каганата князем Святославом

  5. Крещение Руси

  6. Основание Киева

Задание № 8

Событие, которым вызвана изоляция Руси от Европы в XIII-XV вв. – это...



  1. Начало феодальной раздробленности в Русских землях

  2. Монголо-татарское иго

  3. Образование Ливонского ордена

  4. Крестовые походы

  5. Войны Руси с половцами

  6. Войны Руси с печенегами


Задание №9

Событие, с которым связана реализация «догоняющей» модели развития России в начале XVIII в. - ...



  1. Реформы Екатерины II

  2. Реформы Александра I

  3. Реформы Петра I

  4. Реформы Александра II


Задание №10

Событие, с которым связано начало построения в России социалистического общества – это...



  1. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г.

  2. Созыв Учредительного Собрания

  3. Начало 1 мировой войны

  4. Октябрьская революция 1917 г.

  5. Окончание русско-японской войны

  6. III съезд Советов


Задание №11

Направление российской исторической мысли XIX – нач. XX вв, представители которого видели в государстве главную движущую силу исторического процесса, называется...



  1. государственная школа

  2. материалистический поход

  3. либеральная школа

  4. альтернативный поход

  5. марксистская школа

  6. консервативный либерализм


Задание №12

Направление исторической мысли, которое рассматривает историю как развитие отдельных человеческих культур (этносов), которые могут быть сгруппированы по одному или нескольким признакам (система ведения хозяйства, духовные ценности, географическая среда, ментальность и т.д.) в группы, называется...



  1. персонифицированный подход

  2. цивилизационный подход

  3. формационный подход

  4. материалистический поход

  5. исторический подход

  6. культурологический подход


Задание №13

Направление исторической мысли, предполагающее показ различных точек зрения на то или иное событие и их сопоставление, называется...



  1. принцип историзма

  2. формационный подход

  3. альтернативный подход

  4. социологический подход

  5. исторический подход

  6. формационный подход


Задание №14

Направление исторической предполагающее акцент на роль личности в истории, называется...



  1. марксизм

  2. исторический материализм

  3. системный подход

  4. личностный подход


Задание №15

Направление исторической мысли, рассматривающее историю как процесс смены общественно-экономических способов развития: первобытно-общинный строй; рабовладельческий строй; феодальный строй – феодализм; капиталистический строй – капитализм, называется...



  1. формационный подход

  2. цивилизационный подход

  3. теория культурно-исторических типов

  4. личностный подход

  5. исторический материализм

  6. системный подход



Задание №16

Назовите имя князя, с которым связывают принятие Русью христианства.



  1. Владимир Святой

  2. Ярослав Мудрый

  3. Святослав

  4. Рюрик

  5. Владимир Мономах

  6. Игорь


Задание №17

Назовите имя варяжского конунга, призванного на княжение в Новгород в 862 г.



  1. Олег

  2. Рюрик

  3. Дир

  4. Аскольд

  5. Игорь

  6. Святополк


Задание №18

Древнерусское государство - Киевская Русь – образовано в ... году.



Задание №19

Союз советских социалистических республик – СССР – образован в ... году



Задание №20

Союз советских социалистических республик – СССР – распался в ... году



Задание №21

Российская империя образована в ... году


8.5. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к зачету)

  1. Становление исторической науки.

  2. Отрасли исторической науки.

  3. Вспомогательные исторические дисциплины.

  4. Место истории в системе гуманитарного знания.

  5. История становления методологии исторической науки.

  6. Основные методы и подходы в исторической науке на современном этапе.

  7. Понятие исторического источника.

  8. Типы исторических источников.

  9. История становления и развития источниковедения. Современные подходы к историческому источнику.

  10. Становление исторической науки в России.

  11. Российские историки XVIII в.

  12. Историческая наука в XIX в.

  13. Историческая наука в XX в.

  14. Современные проблемы российской исторической науки.

  15. Понятие цивилизации: история формирования, типы определений цивилизаций.

  16. Типология цивилизаций и ее основные виды.

  17. Дискуссионные вопросы места России в цивилизационном мире.

  18. Синхрония и диахрония в периодизации истории России.

  19. Особенности цивилизационного развития России: дискуссионные вопросы.


8.6. Формы контроля самостоятельной работы.

  1. Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):

  • микроконтрольные работы;

  • контрольные работы;

  • письменные домашние задания;

  • написание эссе;

  • подготовка докладов, рефератов, выступлений;

  • подготовка отчетов, групповых и индивидуальных проектов;

  • промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.




  1. Промежуточный контроль знаний по дисциплине (зачет):

  • в устной форме;

  • в письменной форме

  • в форме тестирования

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование__________ Профили подготовки (магистерская программа)__ «История и обществознание», «История и литература»__


Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена:

Д.ф.н., к.и.н., профессор кафедры истории России Сазонова Н.И.



К.и.н., доцент кафедры истории России_Кинёв С.Л.
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины зоология
394.26kb.
Рабочая программа учебной дисциплины зоология беспозвоночных
571.08kb.
Рабочая программа дисциплины «системный анализ»
426.11kb.
Рабочая программа дисциплины «Автомобильные двигатели» / сост. Серпов М. В. Бузулук: бгти, 2011. 29 с
522.73kb.
Рабочая программа дисциплины «математика»
558.73kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «основы работоспособности технических систем»
442.82kb.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована на курсах повышения квалификации и переподготовки воспитателей дошкольных учреждений
38.27kb.
Фгбоу впо «мггу» рабочая программа дисциплины
89.59kb.
Л. Н. Джек государственные и муниципальные финансы рабочая программа дисциплины
413.77kb.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины федерального компонента «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины»
58.87kb.
Рабочая программа дисциплины б 01 Иностранный язык (немецкий)
402.1kb.
Рабочая программа дисциплины «Теория функций комплексного переменного (тфкп)» Направление
97.84kb.