takya.ru страница 1
скачать файл


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Амурский государственный университет»








Утверждаю




Проректор по УР

____________






«____» ___________20___г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



История российско-китайских отношений

(наименование учебной дисциплины/модуля)

для направления подготовки 032000.62 «Зарубежное регионоведение»



(шифр и наименование специальности/направления)

по профилю Азиатские исследования

Степень выпускника Бакалавр зарубежного регионоведения

Курс 4 Семестр 8

Лекции 24 (час.)

Семинарские занятия 12 (час.) Зачет _8_



(семестр)

Самостоятельная работа 36 (час.)

Общая трудоемкость дисциплины__72_(час.), _2_ (з.е.)

Составитель __О.А. Тимофеев, доцент______



(И.О.Ф., должность, ученое звание)

Факультет международных отношений

Кафедра китаеведения

2014 г.


Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта ВПО по направлению 032000.62 «Зарубежное регионоведение»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры китаеведения

«____» _____________20___ г., протокол № _____


Заведующий кафедрой _____________________
Рабочая программа одобрена на заседании УМСН Зарубежное регионоведение

(наименование специальности/направления)

«____» _____________20___ г., протокол № _____

Председатель ________________________

(подпись, И.О.Ф.)

Рабочая программа переутверждена на заседании кафедры от ____________ протокол № _________

Зав.кафедрой _________________________


СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УМУ

_______________



(подпись, И.О.Ф.)

Председатель УМС факультета

__________________



(подпись, И.О.Ф.)

«__» _____________20___ г.

«__» _____________20___ г.






СОГЛАСОВАНО


СОГЛАСОВАНО



Заведующий выпускающей кафедрой

__________________



(подпись, И.О.Ф.)

Директор научной библиотеки

_______________ Л.А. Проказина



(подпись, И.О.Ф.)

«__» _____________20___ г.

«__» _____________20___ г.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов бакалавриата соответствующих государственному образовательному стандарту полных знаний и представлений об истории и основных направлениях современной российско-китайских отношений.

Задачами дисциплины являются:

изучение основных этапов и направлений российско-китайских отношений;

овладение закономерностями и принципами синологического анализа российско-китайских отношений;

формирование навыков самостоятельного комплексного описания малоизученных фактов и тенденций российско-китайских отношений.
.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «История российско-китайских отношений» является завершающим этапом в структуре вариативной части Профессионального цикла ООП (Б3.В.ОД.11).

Для успешного освоения дисциплины «История российско-китайских отношений» необходимо предварительное освоение следующих дисциплин:

История Китая;

Экономика Китая;

Внешняя политика Китая.


Основные положения дисциплины «История российско-китайских отношений» получают дальнейшее развитие на магистерском этапе подготовки.
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, аналитически мыслить (ОК-1, ОК-2, ОК-4);

готовность к кооперации с коллегами, работе в исследовательском коллективе (ОК-8, ОК-12, ОК-13);

использование базовых методов комплексного системного описания российско-китайских отношений, их основных проблем и измерений (ПК-1, ПК-2, ПК-3);

аргументированное осознание собственной причастности к экспертно-аналитическому сообществу, способность выдвигать собственные гипотезы и публично защищать их научную состоятельность (ПК-4, ПК-5);

владение теоретико-методологическим аппаратом науки о международных отношениях, способность выделять общее и частное, общегосударственное и региональное, национальные и общественные измерения российско-китайских отношений (ПК-8, ПК-9, ПК-10);

умение готовить информационно-аналитические доклады и материалы (ПК-11, ПК-13, ПК-17).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:



знать: исторические, региональные и проблемные направления российско-китайских отношений;

уметь: проводить комплексный анализ российско-китайских отношений в различных отраслях;

владеть: базовыми методами системного описания и навыками структурного анализа российско-китайских отношений.



  1. Матрица компетенций учебной дисциплины.



Компетенции

Темы дисциплины

Тема 1

Тема 2

Тема 3

Тема 4

Тема 5

Тема 6

ОК-1




+













ОК-2



















ОК-4







+










ОК-8



















ОК-12

+
















ОК-13













+




ПК-1










+







ПК-2

+
















ПК-3




+













ПК-5







+










ПК-8













+




ПК-9

+













+

ПК-10

+
















ПК-11










+

+




ПК-13




+










+

ПК-17



















Итого

Σ

общее количество компетенций



4

3

2

2

3

2

5.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.



п/п


Раздел
дисциплины

Семестр

Неделя

семестра


Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)















ЛК

ПР

СМ




1

Введение в историю российско-китайских отношений. Исторический фон. Источники и историография

8

1-2

4

2

3

Подготовка к семинарскому занятию; тест

2

Российско-китайские отношения до сер. XIX в.

8

3-4

4

2

3

Подготовка к семинарскому занятию; тест; работа с картой

3

Борьба за свободное судоходство по Амуру. Россия и Китай в сер. XIX – нач. XX вв.

8

5-6

4

2

3

Подготовка к семинарскому занятию; тест; работа с картой

4

Советско-китайские отношения в 1917-1949 гг.

8

7-8

4

2

3

Подготовка к семинарскому занятию; тест; работа с картой

5

СССР и КНР в 1949-1980-е гг.

8

9-10

4

2

3

Подготовка к семинарскому занятию; тест; работа с картой

6

Российская Федерация и Китай

8

11-12

4

2

3

Подготовка к семинарскому занятию; тест; работа с картой


6. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Введение в историю российско-китайских отношений. Исторический фон. Источники и историография

Общая характеристика характера российско-китайских отношений на протяжении исторического развития. Сущность исторического фона межгосударственных отношений России со странами Восточной Азии. Межгосударственные отношения как форма межцивилизационного контакта. Рубежи России на Дальнем Востоке – этнокультурные контактные зоны. Необходимость учета цивилизационных особенностей в отношениях со странами Восточной Азии. Исторический подход при изучении отношений между Россией и Китаем. Отношения России с восточноазиатскими государствами (в т.ч. с Китаем) – смешанный тип международных контактов.

Историческая детерминированность российской внешней политики геополитическими и экономическими факторами. Россия – «мост» между Европой и Азией: коммуникационный и цивилизационный аспекты.

Общая характеристика источников по истории российско-китайских отношений.

Общая характеристика исторической литературы, освещающей российско-китайские отношения. Основные тенденции в отечественной, китайской и зарубежной историографии разных периодов.
Тема 2. Российско-китайские отношения до сер. XIX в.

Первые знакомства китайского народа с русским: охранный русский полк в Пекине в 14 в. Налаживание связей Московского государства со странами Востока в 15 в. Сведения о Китае в «Хождении за три моря» Афанасия Никитина. Поиск пути из Европы в Китай и оживление интереса к Китаю на Руси в 16 в. Освоение русскими территорий Сибири в 16-начале 17 в. Посольство в Китай Ивана Петлина в 1618 г. Результаты поездки И. Петлина. «Роспись» И. Петлина. Новая волна интереса к Китаю.

Изменение геополитической ситуации на северо-востоке Евразии во второй половине 17 в. и складывание предпосылок для установления официальных и регулярных взаимоотношений между Москвой и Пекином (расширение пределов Русского государства, присоединение к Китаю территорий Маньчжурии). Взгляды сторон на пути построения двустронних контактов.

Посольство в Китай Ф.И. Байкова в 1654 г. Причины отправки посольства. Трудности пребывания посольства в Китае. Результаты путешествия. Значение посольства Байкова.

События в Приамурье в середине 17 в. Строительство Албазинского острога. Политика сторон в отношении местного населения. Подготовка маньчжуров к военным операциям в Приамурье.

Осада Цинами Албазина (1684) и сдача А.Толбузиным острога. Военное укрепление Китаем правого берега Амура. Восстановление русскими Албазина.

Поездка в Китай Н. Венюкова и И. Фаворова. Переговоры об Албазине. Новая осада Албазинской крепости (1686).

Назначение Ф. Головина послом в Китай (1686). Подготовка посольства. Продвижение Ф. Головина к месту переговоров. Подготовка к переговорам цинской стороны. Влияние монгольского фактора на рассматриваемые события.

Начало переговоров в Нерчинске (12 августа 1689 г.). Состав делегаций. Предварительные позиции сторон. Общий ход переговоров. Факторы, влиявшие на ход переговоров.

Подписание договора о границе и установлении мирных взаимоотношений между Русским государством и Цинской империей. Содержание статей договора.

Буринский и Кяхтинский трактаты 1727 г. и установление границы в районе Монголии.
Тема 3. Борьба за свободное судоходство по Амуру. Россия и Китай в сер. XIX – нач. XX вв.

Обстановка на Дальнем Востоке в середине 19 в. и необходимость урегулирования проблем в двусторонних отношениях России и Китая. Начало переговоров о пограничной линии (1855). Продолжение переговоров в 1857 г. и подписание Айгуньского договора 1858 г. Причины уступок Китая. Содержание договора, его историографические оценки, историческое значение. Русско-китайский Тяньцзиньский трактат (1858). Подписание Пекинского договора (1860). Содержание договора. Общее значение подписанных соглашений для развития двусторонних отношений, для реализации политики России в отношении Дальнего Востока.

Подписание в Пекине «Правил сухопутной торговли между Россией и Китаем» (1862) и дальнейшее развитие торговли между странами. Развитие морской торговли. Дальнейшее освоение и заселение Россией Дальнего Востока.

Основные тенденции в двусторонних отношениях в конце 19 в. Появление японского фактора и его влияние на положение в дальневосточном регионе. Подписание союзного русско-китайского договора (1896). Начало строительства Россией КВЖД. Политическая и экономическая значимость этого события для России.

Вступление России в стадию империализма и функциональные изменения в российско-китайских отношениях в конце 19 в.: перемещение центра тяжести в сферу колониального и экономического проникновения России в Китай и влияние экономического фактора. Участие царской армии в подавлении восстания ихэтуаней – противоречие общим установкам российской внешней политики в отношении Китая. Русско-японская война и усугубление регрессивного характера равновесия в отношениях с Китаем.
Тема 4. Советско-китайские отношения в 1917-1949 гг.

Проблема признания СССР со стороны Китая. Китай и ДВР. Коминтерн и революционное движение в Китае. Разрыв дипломатических отношений в 1927 г. Вторжение Японии в Маньчжурию и позиция СССР. Восстановление дипломатических отношений и подписание Договора о ненападении 1937 г. Советская помощь Китаю в 1937-1940 гг. Советско-китайские отношения в годы гражданской войны в Китае. Проблема Восточно-Туркестанской Республики.


Тема 5. СССР и КНР в 1949-1980-е гг.

Установление дипломатических отношений и подписание Договора 1950 г. Советская военная и экономическая помощь КНР. Появление идеологических споров в сер. 50-х гг. Прекращение советской помощи в 1960 г. Обострение двусторонних отношений в 60-е гг. Пограничная проблема. Конфликт на о. Даманский. Попытки нормализации отношений в 70-е гг. Влияние ввода советских войск в Афганистан на отношения с КНР. «Три препятствия». Ташкентская речь Л.И. Брежнева. «Похоронная дипломатия» 1982-1985 гг. Визит М.С. Горбачева в КНР и нормализация советско-китайских отношений.


Тема 6. Российская Федерация и Китай

Распад СССР и его последствия. Изменение соотношения сил на международной арене. Обоюдный интерес России и Китая для развития двусторонних отношений: политические, экономические факторы, совпадение региональных интересов, сходство интересов на глобальном уровне. Имеющиеся противоречия в государственных интересах. Документальная база для развития отношений.

Переосмысление типологии российско-китайского взаимодействия как части международных отношений. Отставание концепций отношений (в обеих странах) от социально-политических изменений в регионе.

Основания сторон для активного развития двусторонних отношений.

Исторические обобщения истории российско-китайских отношений как фактор, способствующий пониманию нынешнего развития отношений и сценариев их развития в будущем.

Необходимость комплексного подхода к оценке возможных сценариев дальнейшего развития. Концепция многофакторного равновесия. Необходимость подведения межгосударственных отношений к стадии зрелого стабильного равновесия. Возможные факторы дестабилизации межгосударственных отношений.


7. Самостоятельная работа


п/п


№ раздела

(темы) дисциплины




Форма (вид)

самостоятельной работы



Трудоём-кость в часах

1

1

Подготовка к семинарскому занятию; тест

3

2

2

Подготовка к семинарскому занятию; тест

3

3

3

Подготовка к семинарскому занятию; тест

3

4

4

Подготовка к семинарскому занятию; тест

3

5

5

Подготовка к семинарскому занятию; тест

3

6

6

Подготовка к семинарскому занятию; тест

3



8. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО предусмотрено использование в учебном процессе следующих активных и интерактивных форм проведения занятий: картографирование, мастер-класс, работа с интерактивными картами:



На занятия с использованием интерактивных форм обучения отводится 10 часов аудиторных занятий (20%), что соответствует государственному стандарту высшего профессионального образования:

Картографирование – используется по темам 2,3,4,5 (4 часа);

Работа с интерактивными картами – используется по всем темам курса (4 часа);

Мастер-класс (с приглашением российских дипломатов) – используется по теме 6 (2 часа).
9. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕ­МОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
9.1. Текущий контроль:

9.1.1. Практические работы и задания:

Тема 2.

  1. Обозначение на контурной карте границ России и Китая.

  2. Составление карты маршрутов российских посольств в Китай в XVII-XVIII вв.

Тема 3.


Составление карты полуколониального раздела Маньчжурии в конце XIX – начале XX вв.

Темы 5, 6.

Обозначение на контурной карте объектов территориальных споров России и Китая.


9.1.2. Темы семинарских занятий:
Семинарское занятие № 1. Введение в историю российско-китайских отношений. Исторический фон. Источники и историография

1.Россия и Китай – тихоокеанские державы.

2.Расширение территории России и Китая как фактор двусторонних отношений.

3.Российско-китайская взаимозависимость.


Семинарское занятие № 2. Российско-китайские отношения до сер. XIX в.

  1. Содержание Нерчинского договора.

  2. Историографические оценки Нерчинского договора

  3. Буринский и Кяхтинский трактаты

  4. Российская Духовная миссия в Китае


Семинарское занятие № 3. Борьба за свободное судоходство по Амуру. Россия и Китай в сер. XIX – нач. XX вв.

  1. Установление границы в Приамурье

  2. Тяньцзиньский и Пекинский договоры

  3. Урегулирование илийской проблемы

  4. Участие России в Боксерской войне

  5. Политика Российской Империи после 1905 г.


Семинарское занятие № 4. Советско-китайские отношения в 1917-1949 гг.

  1. Проблема признания СССР со стороны Китая.

  2. Коминтерн и революционное движение в Китае.

  3. СССР и Нанкинское правительство.

  4. Советская помощь Китаю в 1937-1940 гг.

  5. Советско-китайские отношения в годы гражданской войны в Китае.

  6. Проблема Восточно-Туркестанской Республики.


Семинарское занятие № 5. СССР и КНР в 1949-1980-е гг.

  1. Советско-китайские отношения в 50-е гг.

  2. Обострение двусторонних отношений в 60-е гг.

  3. Пограничная проблема. Конфликт на о. Даманский.

  4. Попытки нормализации отношений в 70-е гг.

  5. Ташкентская речь Л.И. Брежнева и «похоронная дипломатия» 1982-1985 гг.

  6. Визит М.С. Горбачева в КНР в 1989 г. и нормализация советско-китайских отношений.


Семинарское занятие № 6. Российская Федерация и Китай

  1. Отношение руководства КНР к распаду СССР

  2. Эволюция стратегического партнерства

  3. Документальная база для развития отношений.

  4. Комплексная оценка современных российско-китайских отношений.

  5. Энергетическое измерение двусторонних отношений.


9.2. Промежуточный контроль (зачет):

Зачет автоматом выставляется студентам, набравшие, не менее 60 % максимально возможного количества баллов в ходе текущей аттестации оценки знаний.

Обязательные условия:

Выступление на двух семинарских занятиях;

Выполнение не менее 90 % заданий тестов;

Выполнение индивидуального задания.



10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:



  1. Россия и Китай: четыре века взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений [Электронный ресурс]. - М.: Весь Мир, 2013. - 704 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229900

  2. Ситуационные анализы: учебное пособие. Вып. 2 / под ред. Т.А. Шаклеиной [Электронный ресурс]. - М.: МГИМО(У), 2012. – 277 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214455

  3. Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии / под ред. А.Д. Воскресенского. – М.: МГИМО-Университет, 2007. - 1040 с.

б) дополнительная литература:


  1. Галенович Ю.М. Россия - Китай: шесть договоров. - М.: Муравей, 2003. - 408 с.


  2. Китай в мировой и региональной политике / под ред. Е.И. Сафроновой. - М.: ИДВ РАН, 2013. - 387 с.
  3. Кузык Б.Н., Титаренко М.Л. Китай - Россия 2050: стратегия соразвития. - М.: Институт экономических стратегий, 2006. - 656 с.


  4. Куликова Г.В. Россия - Китай: народная дипломатия. - М.: ФОРУМ, 2012. - 512 с.

  5. Лузянин С.Г. Россия и Китай в Евразии: международно-региональные измерения российско-китайского партнерства. - М.: ФОРУМ, 2009. - 288 с.

  6. Лукин А.В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII-XXI веках. - М.: Восток - Запад, 2007. - 598 с.
  7. Современный Китай в системе международных отношений / под ред. Д. В. Буярова. - М.: КРАСАНД, 2012. - 279 с.


  8. Современный Китай и его окружение / под ред. Д.В. Кузнецова, Д. В. Буярова. - М.: КРАСАНД, 2014. - 440 с.
  9. Тимофеев О.А. Российско-китайские отношения в Приамурье (середина XIX - начало XX вв.). - Благовещенск: Изд-во Благовещ. гос. пед. ун-та, 2003. - 307 с.


в) периодические издания:

1. Проблемы Дальнего Востока

2. Россия и Китай: Проблемы стратегического взаимодействия: Сборник Восточного центра [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=32396

3. Россия и АТР [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=7321

г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы



Наименова-ние ресурса

Краткая характеристика

1

Электронная библиотечная система «Университетская библиотека он-лайн» http://www.biblioclub.ru

ЭБС по тематике охватывает всю область гуманитарных знаний и предназначена для использования в процессе обучения в высшей школе как студентами и преподавателями, так и специалистами-гуманитариями

2

http://www.mid.ru

Сайт МИД России; содержит разнообразную информацию о российско-китайских отношениях

3

http://www.fmprc.gov.cn

Сайт МИД КНР; содержит разнообразную информацию об отношениях КНР со всеми государствами мира и международными организациями



11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. с перечнем основного оборудования

Форма владения, пользования (собственность, аренда и т.п.)

В Центре синологических исследований, ауд. 106:

1.Восемь рабочих мест для персональных компьютеров (компьютеров всего – 6 шт.)

2. 8 рабочих мест для учебных занятий и самостоятельной работы

3.Мультимедийный проектор, экран.



Оперативное управление

В аудитории № 513 (7) лингафонный кабинет:

Мультимедийный проектор, экран.



Оперативное управление



12.РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Таблица 1.1.

Соотношение видов рейтинга





Вид рейтинга

Весовой коэффициент, %

Мах количество баллов



Текущий

68

81



Итоговый

32

38




ИТОГО




119

Таблица 1.2.

Соотношение видов учебной деятельности студента

в рамках текущего рейтинга





Вид учебной деятельности

Весовой коэффициент, %

Мах количество баллов

1.

Работа на семинарском занятии

44

36

2.

Работа с картами

17

14

3.

Контрольная точка (открытый тест)

26

21

4.

Промежуточная аттестация

13

10

Таблица 1.3.

Соотношение видов учебной деятельности студента

в рамках итогового рейтинга





Вид учебной деятельности

Весовой коэффициент, %

Мах количество баллов

1.

Семестровая контрольная точка

26

10

2.

Зачет

74

28

Таблица 1.4.

Календарный план мероприятий по дисциплине



Дата

Содержание блока (темы, модуля)

Вид контроля

Мах кол-во РЕ

Мах кол-во баллов



















1



Введение в историю российско-китайских отношений. Исторический фон. Источники и историография

Семинар




8

2




Российско-китайские отношения до сер. XIX в.

Семинар

Работа с картами






9

3


3




Борьба за свободное судоходство по Амуру. Россия и Китай в сер. XIX – нач. XX вв.

Семинар

Работа с картами





8

3


4




Советско-китайские отношения в 1917-1949 гг.


Семинар

Работа с картами






9

3


Открытый тест по темам 1-4
Промежуточная аттестация
Семестровая контрольная точка




21

10

10



5




СССР и КНР в 1949-1980-е гг.

Семинар

Работа с картами






8

3


6




Российская Федерация и Китай

Семинар

Работа с картами




9

2


7




История российско-китайских отношений



Занятие-зачет




28

Таблица 1.5.



Границы итоговой оценки

Границы оценки

За текущие занятия

Max = 40

За занятие-зачет

Max = 32

Итоговая оценка

Max = 60

Оценка

% от рейтинга

Зачтено

Более 60%

От 50 баллов

От 22 баллов

От 72 баллов


скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа история российско-китайских отношений
287.83kb.
На примере российско-греческих отношений
267.04kb.
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс на 2012-2013 уч год
385.58kb.
Российско-Итальянская Рабочая группа по промышленным округам и малому и среднему бизнесу
36.46kb.
Рабочая программа по истории 6 класс
255.64kb.
Рабочая программа дисциплины
236.9kb.
Курс "История международных отношений и внешней политики" преподается для студентов международного туризма в течение первого и второго семестра
174.23kb.
Программа российско-украинского сотрудничества в области исследования
560.12kb.
Антуфьева Надежда Валериевна учитель истории, первая квалификационная категория д. Урусовская пояснительная записка рабочая программа
656.18kb.
Рабочая программа по нрк история Красноярского края 6 -9 класс Турганбаев Е. Д.
216kb.
«Налоги и налогообложение»
947.96kb.
Рабочая программа по истории 6 класса на 2012-2013 учебный год учителя истории и обществознания
49.8kb.