takya.ru страница 1страница 2
скачать файл

02 – 20

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУЙБЫШЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Рассмотрено» «Утверждаю».

на заседании Директор школы

педагогического совета школы Калюжная К.К. ___________

Протокол № _9______________ Приказ № 25

от «28» августа 2013 г от «30» августа 2013 г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
5 – 8 классы

Составитель рабочей учебной программы:

Разумная Е.В., учитель биологии,

ВКК


МКОУ Куйбышевская ООШ.

х. Индычий 2013 год.



1. Пояснительная записка.

Статус документа.

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе нормативно – правовой базы:



  • Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266 – 1 (редакция от 28.02.2012 № 11 – ФЗ).

  • Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждённого приказом Министерства образования РФ №1089 от 5.03.2004 г).

  • Федерального базисного учебного плана (утверждённого приказом Министерства образования РФ № 1312 от 9.03.2004 г).

  • Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области (утверждённого приказом Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 20.05.2011 № 441).

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2013 – 2014 учебный год, реализующих программы общего образования (Утверждённого приказом Министерства образования РФ № 167 от 19.12.12 «Об утверждении федерального перечня учебников на 2013-2014 учебный год).

  • Программы под редакцией А.Т. Смирнова (Комплексная программа. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 11 классы под общей редакцией А.Т. Смирнова . Москва: Просвещение, 2010 г), полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированного в Минюсте России 03.03 2011 года, регистрационный номер 19993).

  • Учебного плана МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области на 2013 – 2014 учебный год.

  • Положения о рабочей программе МКОУ Куйбышевская ООШ.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:



  • Освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Основными задачами курса «ОБЖ» являются:

1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.

2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.

3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим.


Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

В процессе изучения данного курса учащиеся ознакомятся с организацией Российской системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, приобретут практические навыки по гражданской обороне, оказанию само - и взаимопомощи и знания по основам здорового образа жизни.


Согласно действующему Базисному учебному плану на изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-8 классах выделяется 86 часов: из федерального компонента выделяется 35 часов на изучение предмета в 8 классе, из регионального компонента выделяется 51 час на изучение предмета в 5-7 классах, из расчета 17 часов в каждом классе.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждении. Составитель: Смирнов А.Т., Хренников Б.О. М.: Просвещение, 2010 г.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждении. Составитель: Смирнов А.Т., Хренников Б.О. М.: Просвещение, 2011 г.

  3. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждении. Составитель: Смирнов А.Т., Хренников Б.О. М.: Просвещение, 2010 г.

  4. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждении. Составитель: Смирнов А.Т., Хренников Б.О. М.: Просвещение, 2010 г.

  5. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5-11 класс. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2010.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:



  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • творческое решение учебных и практических задач;

  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности;

  • оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно - познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе.

При обучении ОБЖ применяются следующие формы занятий: учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций; семинары и круглые столы;индивидуальные консультации; внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня здоровья, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.

Структура документа.

Рабочая программа по технологии представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; учебно – тематический план изучения предмета; содержание программы; систему оценки достижения планируемых результатов освоения предмета; описание материально – технического обеспечения образовательного процесса; календарно – тематическое планирование.



2. Учебно-тематическое планирование курса «ОБЖ» 5-8 класс.
2.1. Учебно-тематическое планирование. 5 класс. 17 часов.


№ модуля,

раз-дела,


темы

Наименование модуля, раздела, темы

Кол-во часов в авторской программе

Количество
часов в рабочей программы

Контроль


М-I

Основы безопасности, личности, общества и государства.

22

10

-

Р-I

Основы комплексной безопасности.

22

10

-

Тема 1

Человек, среда его обитания, безопасность человека.

5

2

-

Тема 2

Опасные ситуации техногенного характера.

6

3

-

Тема 3

Опасные ситуации природного характера.

2

1

-

Тема 4

Опасные ситуации социального характера.

3

1

-

Тема 5

ЧС природного и техногенного характера.

6

3

-

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

13

7

-

P-III

Основы здорового образа жизни.

5

3

-

Тема 6

Возрастные особенности развития человека и ЗОЖ.

3

2

-

Тема 7

Факторы, разрушающие здоровье.

2

1

-

P-IV

Основы медицинских знаний и оказание I МП.

8

4

-

Тема 8

ПМП и правила её оказания.

8

4

1

Всего часов:

35

17

1

Авторская программа курса ОБЖ в 5 классе рассчитана на 35 часов. Согласно Базисному учебному плану, на обучение в 5 классе отводится 0,5 часа. Выполнение программного материала осуществляется за счёт сокращения количества часов, отведённых на изучение отдельных тем учебного курса. Общее количество часов в рабочей программе – 17.


2.2. Учебно-тематическое планирование. 6 класс. 17 часов.


№ модуля,
раздела,
темы

Наименование модуля, раздела, темы.

Количество часов в авторской программе

Количество
часов в рабочей программе

Контроль


М-I

Основы безопасности, личности, общества и государства.

25

12

-

Р-I

Основы комплексной безопасности.

25

12

-

Тема 1

Подготовка к активному отдыху на природе.

6

3

-

Тема 2

Активный отдых на природе и безопасность.

5

2

-

Тема 3

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.

6

3

-

Тема 4

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

4

2

-

Тема 5

Опасные ситуации в природных условиях.

4

2

-

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

10

5

-

P-II

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

4

2

-

Тема 6

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.

4

2

-

P-III

Основы здорового образа жизни.

6

3

-

Тема 7

Здоровье человека и факторы, на него влияющие.

6

3

1

Всего часов:

35

17

1

Авторская программа курса ОБЖ в 6 классе рассчитана на 35 часов. Согласно Базисному учебному плану, на обучение в 6 классе отводится 0,5 часа. Выполнение программного материала осуществляется за счёт сокращения количества часов, отведённых на изучение отдельных тем учебного курса. Общее количество часов в рабочей программе – 17.


2.3. Учебно-тематическое планирование. 7 класс. 17 часов.


№ модуля,
раздела,
темы

Наименование модуля, раздела, темы.

Количество часов в авторской программе

Количество
часов в рабочей программе

Контроль


М-I

Основы безопасности, личности, общества и государства.

24

12

-

Р-I

Основы комплексной безопасности.

16

8

-

Тема 1

Общие понятия об опасных ЧС природного характера.

3

1

-

Тема 2

ЧС геологического происхождения, их причины и последствия.

4

2

-

Тема 3

ЧС метеорологического происхождения, их причины и последствия.

2

1

-

Тема 4

ЧС гидрологического происхождения, их причины и последствия.

4

2

-

Тема 5

ЧС биологического происхождения, их причины и последствия.

3

1

-

Р-II

Защита населения РФ от ЧС.

8




-

Тема 2

ЧС геологического происхождения и защита населения.

3

1

-

Тема 3

ЧС метеорологического происхождения и защита населения.

1

1

-

Тема 4

ЧС гидрологического происхождения и защита населения.

3

1

-

Тема 5

ЧС биологического происхождения и защита населения.

1

1

-

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

11

5

-

P-III

Основы здорового образа жизни.

7

3

-

Тема 6

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека.

7

3

-

P-IV

Основы медицинских знаний и оказание ПМП.

4

2

-

Тема 7

ПМП при неотложных состояниях.

4

2

1

Всего часов:

35

17

1

Авторская программа курса ОБЖ в 7 классе рассчитана на 35 часов. Согласно Базисному учебному плану, на обучение в 7 классе отводится 0,5 часа. Выполнение программного материала осуществляется за счёт сокращения количества часов, отведённых на изучение отдельных тем учебного курса. Общее количество часов в рабочей программе – 17.


2. 4. Учебно-тематическое планирование. 8 класс. 35 часов.


№ модуля,
раздела,
темы

Наименование модуля, раздела, темы.

Количество
часов

Контроль

М-I

Основы безопасности, личности, общества и государства.

24

-

Р-I

Основы комплексной безопасности.

11

-

Тема 1

Пожарная безопасность.

3

-

Тема 2

Безопасность на дорогах.

3

-

Тема 3

Безопасность на водоёмах.

2

-

Тема 4

Экология и безопасность.

3

-

P-II

Защита населения РФ от ЧС.

12

-

Тема 5

ЧС техногенного характера и защита населения.

9

-

Тема 6

Организация защиты населения от ЧС техногенного характера.

3

-

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

11

-

P-III

Основы здорового образа жизни.

7

-

Тема 7

Здоровый образ жизни и его составляющие.

7

-

P-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

4

-

Тема 8

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.

4

-




Итоговое занятие.

1

1

Всего часов:

35

1


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «ОБЖ» ДЛЯ 5 – 8 КЛАССОВ.
3.1. «ОБЖ». 5 класс. 17 часов.
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел I. Основы комплексной безопасности (10 часов).

Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека. (2 часа).

Безопасность в быту.

Особенности города (населённого пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня. Правила безопасности поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания. Опасности, возникающие при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье. Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах. Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ.

Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера. (3 часа).

Безопасность на дорогах.

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила Безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста. Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и её составные части. Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила поведения пассажиров на транспорте. Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте.

Тема 3. Опасные ситуации природного характера. (1 час).

Безопасность на водоёмах.

Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоёмов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Тема 4. Опасные ситуации социального характера. (1 час).

Опасные ситуации социального характера.

Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте. Профилактика нападений и самозащита при нападении насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приёмы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни. Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб. Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.

Тема 5. ЧС природного и техногенного характера. (3 часа).

Нарушение экологического равновесия в местах проживания. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая безопасность. Загрязнение атмосферы, воды и почвы. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах. Разрушение зданий и сооружений при землетрясениях, взрывах.


Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел II. Основы здорового образа жизни.(3 часа).

Тема 6. Возрастные особенности развития человека и ЗОЖ. (2 часа).

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления. Движение – естественная потребность организма. Физическая культура и закаливание. Личная гигиена.

Тема 7. Факторы, разрушающие здоровье (1 час)

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.
Раздел III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. (4 часа).

Тема 8. Первая медицинская помощь и правила её оказания (4 часа)

Оказание первой медицинской помощи.

Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш), их использование. Первая медицинская помощь при травмах. Способы остановки кровотечений. Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших. Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами. Первая медицинская помощь при утоплении и удушении. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожении.
Проверочная работа № 1.

Тест № 1 по материалам курса «Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс».


3.2. «ОБЖ». 6 класс. 17 часов.
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел I. Основы комплексной безопасности. (12 часа).

Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе. (3 часа).

Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.



Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность. (2 часа).

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.



Тема 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности. (3 часа.)

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.



Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде. (2часа).

Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.



Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях. (2 часа).

Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.


Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. (2 часа).

Тема 6. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях (4 часа)

Первая медицинская помощь при отравлении. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения. Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.



Раздел III. Основы здорового образа жизни. (2 часа).

Тема 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие. (2 часа).

Основные вредные привычки. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и её отрицательные последствия для здоровья человека. Профилактика вредных привычек.


Проверочная работа № 1.

Тест № 1 по материалам курса «Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс».


3.3. «ОБЖ». 7 класс. 17 часов.
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства. (12 часа).
Раздел I. Основы комплексной безопасности. (8 часов).

Тема 1.Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. (1 час).

Природные явления и причины их возникновения. Общая характеристика природных явлений. Опасные и ЧС ситуации природного характера.



Тема 2. ЧС геологического происхождения, их причины и последствия. (2 часа).

Землетрясения, причины возникновения и возможные последствия. Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на земле. Обвалы и снежные лавины. Оползни.



Тема 3. ЧС метеорологического происхождения, их причины и последствия. (1 час).

Ураганы, бури, причины их возникновения, возможные последствия. Смерчи. Циклоны.



Тема 4.ЧС гидрологического происхождения, их причины и последствия. (2 часа).

Наводнения, разновидности и причины возникновения. Действия населения. Сели, цунами, их характеристика.



Тема 5. ЧС биологического происхождения, их причины и последствия.(1 час).

Лесные и торфяные пожары, их характеристика. Эпидемии, эпизоотии и эпифитотии.



Раздел II. Защита населения РФ от ЧС. (4 часа).

Тема 2.ЧС геологического происхождения и защита населения. (1 час).

Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций. Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясения. Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов. Оползни, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода оползня, обвала, безопасный выход из зоны стихийного бедствия.



Тема 3.ЧС метеорологического происхождения и защита населения. (1 час).

Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча.



Тема 4.ЧС гидрологического происхождения и защита населения. (1 час).

Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время и после наводнений. Сель, поражающие факторы селя. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о сходе селевого потока, во время схода и после. Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами.



Тема 5.ЧС биологического происхождения и защита населения. (1 час).

Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.


Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (5 часов).
Раздел III. Основы здорового образа жизни. (3 часов).

Тема 6. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека. (3 часов).

Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека. Особенности физического и психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств. Формирование личности подростка, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителями, сверстниками. Взаимоотношения человека и общества. Ответственность несовершеннолетних.



Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. (2 часа).

Тема 7. ПМП при неотложных состояниях. (2часа).

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (ушибы, переломы), порядок наложения поддерживающей повязки (иммобилизация). Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения. Правила и способы транспортировки пострадавшего.


Проверочная работа № 1.

Тест № 1 по материалам курса «Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс»


3.4. «ОБЖ».8 класс. 35 часов.
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел I. Основы комплексной безопасности. (11 часов).

Тема 1. Пожарная безопасность. (3 часа).

Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.



Тема 2. Безопасность на дорогах. (3 часа).

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.



Тема 3. Безопасность на водоёмах. (2 часа).

Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само - и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.



Тема 4. Экология и безопасность. (3 часа).

Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. ПДК.



Раздел II. Защита населения РФ от ЧС. (12 часов).

Тема 5. ЧС техногенного характера и защита населения (9 часов)

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты. Аварии на радиационно-опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах, на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.



Тема 6. Организация защиты населения от ЧС техногенного характера. (3 часа).

Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуациях. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.


Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел III. Основы здорового образа жизни. (7 часов).

Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие. (7 часов).

Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствования его физических и духовных качеств. Психологическая уравновешенность и её значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности. Основные вредные привычки. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и её отрицательные последствия для здоровья человека. Профилактика вредных привычек.



Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. (4 часа).

Тема 8. ПМП при неотложных состояниях. (4 часа).

Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений. Первая медицинская помощь при отравлениях химически опасными веществами. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца.


Проверочная работа № 1.

Тест № 1 по материалам курса «Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс».

4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

 Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля: текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: индивидуальный письменный и устный опрос, самостоятельная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль.

Итоговый контроль выполняется в конце года в форме тестирования учащихся по материалам изученного курса. В каждом классе запланированы проверочные работы: 5 класс – 1, 6 класс – 1, 7 класс – 1, 8 класс – 1 проверочная работа.

Контроль осуществляется в соответствии с критериями и нормами оценки знаний умений и навыков учащихся.

Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Оценка знаний учащихся.

Учитель должен учитывать:

правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребляемых научных терминов;

степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

самостоятельность ответа;

речевую грамотность и логическую последовательность ответа.



Отметка «5»:

полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.



Отметка «4»:

раскрыто основное содержание материала;

в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

ответ самостоятельный;

определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения.

Отметка «3»:

усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

определения понятий недостаточно четкие;

допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологий, определении понятий.



Отметка «2»:

основное содержание учебного материала не раскрыто;

не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.



Отметка «1»:

ответ на вопрос не дан.




Оценка самостоятельных письменных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.


Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.


Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2.или если правильно выполнил менее половины работы.


Критерии выставления оценок за проверочные тесты.


  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Отметка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • отметка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.


5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

5 КЛАСС.
Учащиеся должны:

знать/понимать:

правила безопасного поведения на улицах и дорогах; правила пожарной безопасности и поведения при пожарах; правила безопасного поведения на воде; о возможных аварийных ситуациях в жилище (образовательном учреждении), причинах их возникновения и правилах поведения; правила поведения в криминогенных ситуациях; правила поведения на природе; правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания; о возможных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района, способах оповещения о них и правилах безопасного поведения; об основных мероприятиях ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций; об основных хронических неинфекционных заболеваниях, их причинах и связи с образом жизни; об инфекционных заболеваниях и основных принципах их профилактики;

основные правила поведения в повседневной жизни дома, на улице, в школе и во время занятий спортом с целью предупреждения травматизма;
владеть навыками:

безопасного поведения на дорогах; действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему; оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях; пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте; пользования бытовыми приборами и инструментами; проявление бдительности при угрозе террористического акта; обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.


6 КЛАСС.
Учащиеся должны:

знать/понимать:

основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и правила их профилактики;

правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;



уметь:

действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;

оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

пользования бытовыми приборами и инструментами;

проявление бдительности при угрозе террористического акта;

обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.


7 КЛАСС.
Учащиеся должны:

знать/понимать:

основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и правила их профилактики;

правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;



уметь:

действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;

оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

пользования бытовыми приборами и инструментами;

проявление бдительности при угрозе террористического акта;

обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.


8 КЛАСС.
Учащиеся должны:

знать/понимать:

основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и правила их профилактики; правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера; способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;



уметь:

действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;

оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей; действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;



использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте; пользования бытовыми приборами и инструментами; проявление бдительности при угрозе террористического акт.



6.Учебно – методическое оснащение по предмету.
Характеристика расчета количественных показателей материально-технического обеспечения.

Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:



Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для проведения демонстраций учителем или для постоянной экспозиции в кабинете природоведения.

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса).

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся), Данное оборудование используется при проведении фронтальных ученических работ.

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся.





Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество




1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).






Стандарт основного общего образования по ОБЖ 2004.

Д



Комплексная программа. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 11 классы под общей редакцией А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2010 г.

Д



Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждении. Составитель: Смирнов А.Т., Хренников Б.О. М.: Просвещение, 2010 г.

К



Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждении. Составитель: Смирнов А.Т., Хренников Б.О.М.: Просвещение, 2011 г.

К



Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждении. Составитель: Смирнов А.Т., Хренников Б.О. М.: Просвещение, 2010 г.

К



Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждении. Составитель: Смирнов А.Т., Хренников Б.О. М.: Просвещение, 2010 г.

К



Закон Российской Федерации «О гражданской обороне».

Д



Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Д



Закон Российской Федерации «О пожарной безопасности».

Д



Контрольно – измерительные материалы по основным разделам курса ОБЖ.

К



Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5-11 класс. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2010.

Д



Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма в начальной и средней школе. В.В. Шумилова. Волгоград: Учитель, 2007.

Д




  1. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ.







Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. 

http://минобрнауки.рф

Д




Федеральный портал «Российское образование».

http://www.edu.ru

Д




Федеральный центр информационно –образовательных ресурсов.

http://fcior.edu.ru

Д




Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

http://window.edu.ru/window

Д

Д




Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru

Д




Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях.

http://bus.gov.ru/public/agency/agency.html?agency=202421

Д





  1. Печатные пособия.

Таблицы.






Индивидуальные средства защиты.

Д



Оказание первой медицинской помощи.

Д



Грибы съедобные и ядовитые.

Д



Ядовитые растения.

Д



Опасные животные.

Д




  1. информационно-коммуникативные средства.






Мультимедийное приложение к урокам ОБЖ 5 класс.

Д



Мультимедийное приложение к урокам ОБЖ 6 класс.

Д



Мультимедийное приложение к урокам ОБЖ 7 класс.

Д



Мультимедийное приложение к урокам ОБЖ 8 класс.

Д




  1. Технические средства обучения.






Ноутбук.

Д



Принтер лазерный.

Д



Цифровая фотокамера.

Д



Мультимедиапроектор.

Д



Экран (на штативе или навесной).

Д




  1. Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование.






Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Д



Компас.

К



Транспортир.

К



Комплект для оказания МПМ

Д



Аптечка индивидуальная (АИ-2).

Д



Шинный комплект.

Д



Противогаз.

К




  1. НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪКТЫ.






Гербарий дикорастущих растений.

Ф



Гербарий лекарственных растений.

Ф



Муляжи «Съедобные и несъедобные грибы».

Ф




  1. Специализированная учебная мебель.






Доска аудиторная с приспособлениями для крепления таблиц, карт.

Д



Стол письменный для учителя.

Д



Столы двухместные ученические в комплекте со стульями.

К



Стул для учителя.

Д



Подставка для ТСО.

Д



Шкафы секционные для оборудования.

К
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Пояснительная записка рабочая программа «основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс»
256.62kb.
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
553.17kb.
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
231.99kb.
Учебная программа предмета школьного компонента
261.57kb.
Основы безопасности жизнедеятельности
379.34kb.
Интегрированный урок в 10 классе «Основы безопасности и жизнедеятельности» Тема урока: Составитель
72.95kb.
Программа элективного курса «основы избирательного права»
240.65kb.
Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности 2010/2011 учебного
302.78kb.
Рабочая программа учебного курса «Технология» (далее рабочая программа) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
436.31kb.
Рабочая программа по предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» Курс «Основы мировых религиозных культур»
247.76kb.
Рабочая программа курса по английскому языку в 9 классе
439.01kb.
Основы безопасности жизнедеятельности
28.32kb.