takya.ru страница 1
скачать файл
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гимназия имени Амирокова И.А. а. Кош-Хабль»



Рассмотрена Утверждаю

на заседании м/о директор _______О.Х.Сакиев

учителей истории и

обществознания __________ 20 ___

______________
Согласована

зам. дир. по УВР

__________

Рабочая программа

курса «Всеобщая история. История Средних веков» , «История России. Древняя Русь»

в 6 классе

Учитель: Кенчешаова Н.Ч.

а. Кош-Хабль

2013-2014 уч. г.



Пояснительная записка.

Изучая историю в шестом классе учащиеся впервые получают представление об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, знакомятся с основными этапами, важнейшими событиями и крупными деятелями отечественной и мировой истории.



Место и роль исторического знания в образовании школьников обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан.

Роль учебного предмета «История» в подготовке шестиклассников к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом    человечества.

История служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего.

Данная рабочая программа составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории, учебного плана МКОУ «Гимназия им. Амирокова И.А. а. Кош-Хабль» к учебникам Данилова А.А., Косулиной Л.Г « История России: с древнейших времен до конца XVI века» и Агибаловой Е.В., Донского Г.М «История средних веков».



Рабочая программа нацелена на выполнение федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме      350 часов, в 6 классе по 2 часа в неделю (68 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.

Цель изучения истории - образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи обучения.

Предметные задачи:

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.

Межпредметные задачи:

  • овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.

Личностные задачи:

  • формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

В 6 - ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками. На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.

Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой,обществознанием, естествознанием.

В преподавании истории предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы.

Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.

Предмет «история» в 6-ом классе включает два курса: история средних веков – 30 часов и истории России – 40 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.

В программе по Всеобщей истории изменений не предусмотрено. В Программу к учебнику Данилов А. А., Косулина Л. Г История России внесены следующие изменения: 5 часов отводиться на повторение и обобщение материала. Для общего представления о Родном крае в XII-XIII вв. внесена такая тема (1 час) .

В рабочей программе увеличено количество уроков на прохождение темы, связанных с историей и деятельностью князей. На 2-х уроках по изучению нового материала, выделено время для проведения проверки знаний дат и понятий (15-20 минут).



Сетка контрольных работ



Дата

Корректировка даты

Название

Время проведения

1







Обобщающий урок по теме «Становление средневековой Европы»

1 час

2







Обобщающий урок по теме «Средневековое общество и католическая церковь в XI-XIII веках»

1 учас

3







Итогово – обобщающий урок «Штурм крепости»

1 час

4







Обобщающий урок по теме «Русь в IX – первой половине XIIв.»

1 час

5







Русь и Литва

(Повторение понятий и дат)



15 минут

6







Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь во второй половине XII - XIII в..»

1час

7







Родной край в XIV - XVIвв.

15 мин тест

8







Россия в правление Василия III

(Повторение понятий и дат)



20 минут

9







Повторительно-обобщающий урок по теме «Образование единого русского государства»

1 час

10







Итоговая контрольная работа по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.»

1 час

11







Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы

1час


Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории в 6 классе

Предметные результаты изучения истории учащимися включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;



  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;




  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;



  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Учащиеся должны знать:

  • хронологию, работу с хронологией;



  • исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;




  • работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду;

  • проводить поиск необходимой информации в одном источнике описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание;



  • различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

Уметь:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; -

  • работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории

Метапредметные результаты

  • способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;



  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;




  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками,

Личностные результаты

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Учащиеся должны владеть:

  • способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.

УМК

  1. Программа

Примерная программа основного общего образования по истории.

Учебник

1)Агибалова Е.В., Донской Г.М История средних веков М., «Просвещение», 2012

2) Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI М., «Просвещение», 2012 г


  1. Методическое пособие

Данилов АА История России с древнейших времен до конца ХVIвека: 6 кл

поурочные разработки: пособие для учителя.-М.:Просвещение,2007



Содержание разделов.

Введение. Живое Средневековье. Что изучает история Средних веков.

  1. Становление средневековой Европы. Переселение германцев из Альп на территорию Римской империи. Переход к оседлому образу жизни. Падение Западной Римской империи.

Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Складывание королевства у франков.

Династия Каролингов. Крал Великий.

Потеря королевской властью значения центрального государственного органа.

Утверждение христианства в раннее средневековье. Появление новых жанров в культуре.



  1. Византийская империя и славяне. Образование Византии. Правление Юстиниана.

Византия – наследница мира Античности и стран Востока.

Расселение славян. Образование Киевской Руси.



  1. Арабы в VI-XI вв. Возникновение ислама. Образование Арабского государства. Образование и распад халифатов. Наследие эллинизма и ислама. Научные знания арабов.

  2. Феодалы и крестьяне. Период расцвета, зрелости Средневековья. Окончательное оформление вассальных отношений. Устройство рыцарских замков. Рыцарь – конный воин в доспехах. Земля – феодальная собственность. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства.

  3. Средневековый город. Формирование средневековых городов. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Город – поселение ремесленников и торговцев. Цеховые объединения городских ремесленников. Своеобразие города. Союз королей и городов.

  4. Католическая церковь. Крестовые походы. Складывание трех сословий, характерных для общества феодального этапа. Рост влияния церкви и ее экономического и духовного могущества. Церковные сборы. Движение еретиков. Инквизиция. Крестовые походы и крестоносцы. Объединение мусульман перед угрозой завоеваний крестоносцев. Детские крестовые походы.

  5. Образование централизованных государств в Западной Европе. Объединение городов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Оформление сословной монархии во Франции. Вильгельм Завоеватель – основатель норманнской династии. «Книга страшного суда». Парламент – сословное собрание. Столетняя война: причины и повод. Основные этапы Столетней войны. Жанна дАрк. Крестьянские восстания во Франции и в Англии. Восстание Уота Тайлера. Восстановление Франции. Война Алой и Белой роз. Многовековая Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

  6. Германия и Италия. Подъем хозяйства в Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Расцвет торговли и итальянских городов. Коммуны. Оформление тирании в некоторых городах-государствах Италии.

  7. Славянские государства и Византия. Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Ян Гус – крик духовенства. Итоги и последствия Гуситского движения. Образование государства Османов. Адрианополь – первая европейская столица османов. Завоевание турками-османами Балканского п-ва.

  8. Культура Западной Европы. Расширение границ мира средневекового человека. Роль философии в средневековую эпоху. Влияние развития образования на культуру рыцарства. Средневековая живопись. Доступность искусства.

  9. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековый Китай. Крестьянские войны. Завоевания Китая монголами. Приобретение независимости. Достижения китайских ученых. Индия. Географическая и этническая разобщенность народов Индии. Междуусобные войны раджей. Хозяйство и богатство Индии, ее вклад в мировую культуру. Население Северной и Южной Америки и его занятия. Майя. Ацтеки. Инки. Неравномерность развития народов Африки. Освоение Африки европейцами.

  10. Древняя Русь. Появление и расселение человека на территории России. Верования древних людей. Происхождение и расселение восточных славян. Предпосылки, причины и значение образования государства у восточных славян. Образование древнерусского государства со столицей в Киеве. Деятельность первых киевских князей. Причины принятия христианства на Руси. Русская православная церковь. Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. Культура и быт Древней Руси.

  11. Русь удельная. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Причины раздробления древнерусского государства. Образование политических центров Руси. Нашествие с Востока. Русь под монголо-татарским игом. Походы шведов на Русь. Образование Золотой Орды. Последствия ордынского владычества. Формирование Литовско-Русского государства. Культура русских земель.

  12. Московская Русь. Причины и предпосылки объединения русских земель. Причины возвышения Москвы. Борьба Москвы за политическое первенство. Феодальные войны. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, белорусской и украинской народностей. Борьба за возвращение западных русских земель. Усиление великокняжеской власти. Появление казачества. Теория «Москва – третий Рим». Венчание Ивана IV на престол. Укрепление центральной власти. Избранная рада. Внешняя политика Ивана Грозного. Опричнина. Итоги царствования Ивана Грозного. Просвещение, устное народное творчество, литература. Быт и нравы.
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Средних веков», «История России. Древняя Русь» в 6 классе Учитель: Кенчешаова Н. Ч
133.3kb.
1. Цели освоения дисциплины «Источниковедение отечественной истории XI –xx вв.»
298.15kb.
Рабочая программа по истории 6 класс
255.64kb.
Рабочая программа по истории 6 класса на 2012-2013 учебный год учителя истории и обществознания
49.8kb.
«История первобытного общества», «История средних веков», «История России до XX в
111.97kb.
Данная программа составлена на основе Примерной программой основного общего образования по истории и умк учебник Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. История Средних веков. М.: Просвещение, 2010
277.07kb.
Тематическое планирование по курсу «История средних веков»
41.42kb.
Рабочая программа по предмету Всеобщая история для 11 класса
164.93kb.
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030600. 68 “История” магистерских программ
399.13kb.
Антуфьева Надежда Валериевна учитель истории, первая квалификационная категория д. Урусовская пояснительная записка рабочая программа
656.18kb.
Российская федерация
664.85kb.
2013г. 2013г. Рабочая программа Предмет: история Класс: 6 Учитель: Мазеина Наталия Александровна
351.95kb.