takya.ru страница 1
скачать файл

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

На заседании ШМО

Заместитель директора

Директор СОШ №28

Протокол № от

По УВР СОШ № 28

Посёлка Кратово

«-----»-----------------2012г.

Смелтер Н.А..

Лайко Г.В.

Председатель ШМО

«-----»------------2012г.

Приказ № --------------

Борисова И.В.




«-----»----------------------2012г.

Рабочая программа педагога

Лачковой Л. Н.

учителя русского языка и литературы

первой квалификационной категории

по литературе

5 класс


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

« 29 » августа 2012г.

2012-2013 учебный год.

Пояснительная записка

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.


Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов;

  • обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;

  • формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, №1312;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;

  • Примерная государственная программа основного общего образования по литературе (базовый уровень), созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год;

Авторская программа по литературе под ред. В.Я.Коровиной. – М: Просвещение, 2006.

  • Тематическое и поурочное планирование;

  • График контрольных мероприятий.


Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю.

По базисному учебному плану образовательного учреждения – 68 часов, 2 часа в неделю,из них на развитие речи – 9часов, на контрольные мероприятия – 3 часа, на внеклассное чтение – 9 часов.

Формы организации образовательного процесса:


  • коллективная (урок, олимпиада);

  • групповая (групповое занятие, учебное исследование);

  • индивидуальная (консультации, собеседование).



Технологии обучения.

  • Технология уровневой дифференциации.

  • Информационно-коммуникационные технологии.

  • Игровые технологии.

Виды и формы контроля.

Проводится контроль подготовки учащихся: вводный, текущий, тематический, промежуточный и итоговый - словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, рассказов и пр.), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, викторины, анализ эпизода, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя.



Информация об используемом учебнике:

Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2009.



Содержание рабочей программы

Введение

Писатели о роли книг в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги ( обложка, титул, форзац, сноски, оглавление), создатели книг. Учебник литературы и работа с ним.



Устное народное творчество

Фольклор – коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор( колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки – повторение).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки

Сказка как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказки. Сказатели. Собиратели сказок.



«Царевна – лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты – волшебницы. « Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты – вот духовные данные Василисы Премудрой…» ( М. Горький). Иван – царевич- победитель житейских невзгод. Животные – помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

« Иван – крестьянский сын и чудо – юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора – народа. Особенности сюжета.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола ( начальное представление). Сказочные формулы. Сравнение.



Древнерусская литература

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).



«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных

« Повестей…»и их подвиги во имя мира на родной земле.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись (начальное представление).
Литература 18 века

Михаил Васильевич Ломоносов.

Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин.



«Случились вместе два астронома в пиру…»- научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).


Литература 19 века

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). (Обзор).



Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под дубом»( на выбор). Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (начальные представления).


Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

«У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мёртвой царевны и о семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство, начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

- владеть теоретическими понятиями: сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация ( начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учений, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близь Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).


Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях» (отрывок из поэмы « Мороз, Красный нос»).

Поэтический образ русской женщины.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных крестьян.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).



Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение (развитие представления). Сюжет (начальное представление).


Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие представлений).



Поэты 19 века о Родине и родной природе

А.А. Фет, Ф. И. Тютчев, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, А.Н. Майков,

И.З. Суриков, А.В. Кольцов. Выразительное чтение наизусть стихотворений.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.


Литература 20 века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).



Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Стихотворения «Я покинул родимый дом…»и «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).


Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» - пьеса – сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы – сказки.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса – сказка.



Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).


Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведения героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).


Стихотворные произведения о войне.

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.



К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»; А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – обостренно трагическая и героическая тема произведений в Великой отечественной войне.

И. Бунин, А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов, Дон – Аминадо.

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.


Саша Чёрный. «Кавказский пленник», « Игорь – Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие понятия).


Зарубежная литература

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (развитие представлений).


Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Происки Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др). Снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства. Мастерство писателя.


Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

Из них на развитие речи

Из них на контрольные мероприятия

Из них на вн. чт.

Введение. Книга в жизни человека.

1

-

-

-

Устное народное творчество

1

1

-

-

Русские народные сказки

5

1

-

1

Из древнерусской литературы

1

-

-

-

Из литературы XVIII века.

1

-

-

-

Из литературы XIX века.

29

4

2

2

Из литературы XX века.

21

3

1

2

Из зарубежной литературы.

8

1

-

4

Подведение итогов

1

-

-

-

ИТОГО:

68

9

3

9


Календарно-тематическое планирование



Тема урока

Количество часов

Дата

Вид, форма контроля







План.

Факт.

Вводное занятие

1

Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного образования учащихся.

1







Объяснить значение слов А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение». Составить план статьи учебника, словарная работа: форзац, титульный лист, выходные данные, литература, обложка, нахзац

Устное народное творчество

2

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

1







Ответить на вопросы: по-чему у каждого народа свой фольклор? Как помогает понять разницу между пословицей и пого-воркой пословица «Пого-ворка – цветочек, посло-вица-ягодка»? Придумать и описать ситуацию, используя как свое-образный вывод послови-цу или поговорку. Конкурс на интересную загадку. Словарная работа: фольклор,фольклористика, жанр, малые жанры фольклора, загадка, пословица, поговорка.

Русские народные сказки

3

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка».

1







Определить вид сказки по названию. Ответить на вопрос: почему и волшебные сказки, и бытовые, и о животных называются сказками? Пересказ любимых сказок, словарная работа: сказка.

4

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка».

1







Составление плана «Особенно-сти волшебной сказки», план характеристики главных героев. Разгадывание кроссворда «Имя сказочного героя».Развернутый ответ на вопрос «Чему учит сказка?». Словарная работа: постоянные эпитеты, сказочные формулы, повторы.

5

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки.

1







Выразительное чтение. Составить план сказки. Самостоятельная работа.Словарная работа:гипербола, героическая

сказка, герой, постоянные эпитеты, повторы, сказочные формулы, вариативность народных сказок.



6

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель».

1







Художественный пересказ фрагмента, анализ сказок.

7

Р. р. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки», «Добро и зло в народных сказках», «Почему я люблю читать народные сказки?».

1







Сочинение

Древнерусская литература

8

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

1







Чтение по ролям. Словарная работа: летопись, летописание, погодная запись (год), отрок, печенеги, отчина. Составление цитатного плана. Пересказ.

Русская литература 18 века













Составление цитатного плана. Пересказ.

9

М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.

1







Выразительное чтение стихотворения. Подготовить рассуждение: согласны ли вы с тем, что псевдоучениям, размы-шлениям и сомнениям Ломоносов противопоставил житейский, практический опыт простого человека? Словарная работа: астроном, весьма, слыл, очаг; Коперник, Птоломей.

Русская литература 19 века

10

Вн. чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра.

1







Чтение по ролям. Ответы на вопросы викторины. Словарная работа: эпос, лирика, драма, басня, аллегория, мораль басни, Эзопов язык.

11

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и ягнёнок».

1







Чтение по ролям. Конкурс «Знаете ли вы басни Крылова?». Словарная работа: басня, аллегория, мораль басни.


12

И. А. Крылов. «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Понятие об аллегории и морали.

1







Инсценированное чтение. Словарная работа: басня, аллегория, мораль басни.


13

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне как басня о войне 1812 года». Понятие об эзоповом языке.

1







Ответить на вопрос: «Почему И.А.Крылов подарил басню Кутузову?». Чтение по ролям. Словарная работа: басня, аллегория, мораль басни. Создание басни. Презентация иллюстраций.


14

В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».

1







Беседа по прочитанному, выборочное чтение. Доказать, что произведение Жуковского - сказка. Составление таблицы «Сходство и различие русской народной сказки и литератур-ной». Словарная работа: пророк, хорунжий, концовка, сказочные формулы волшебной сказки

15

В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Нравственно-психологические проблемы баллады.

1







Чтение по ролям.Словарная работа: баллада, ратник, латник

16

А. С. Пушкин. Рассказ о детских и лицейских годах жизни поэта. Начало творчества. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

1







Найти эпитеты, сравнения, метафоры и определить, как они передают впечатление от ожидания няней своего питомца. Выразительное чтение. Словарная работа: эпитет, сравнение, метафора

17

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

1







Описание картины Н.Рамазанова «Пушкин у Лукоморья»

18

Контрольная работа по итогам четверти.

1










19

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил.

1







Ответ на вопрос: почему пушкинская сказка – «прямая наследница народной»? Чтение по ролям. Сопоставление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери. Выборочный пересказ эпизодов. Словарная работа: инда, сочельник, ломлива, перст, полати.Ответы на вопросы викторины по сказкам Пушкина.

20

Р. р. сходство и различие литературной и народной сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа (на примере сказки « О мёртвой царевне и о семи богатырях»).

1







Письменная работа

«Добрые и злые силы в сказках Пушкина». Ответить на вопрос: чем стихотворная речь отлича-ется от прозаической? Составление стихотворных строк по заданным рифмам (буриме). Словарная работа: ритм, рифма, строфа, ритмический рисунок, прозаическая речь, стихотвор-ная речь.




Русская литературная сказка

21

Русская литературная сказка. А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

1







Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Словарная работа: псевдоним, сюжет, сюжетная линия, причудливый сюжет, репро-дуктивный, воспроизводящий, нравственность.

22

В. М. Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке.

1







Выразительное чтение эпизодов сказки. Словарная работа: «AttaleaPrinseps»; самолюбие, самонадеянность, антитеза, пафос.

23

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и пафос стихотворения.

1







Выразительное чтение, самостоятельная работа с текстом. Аргументированный ответ на вопрос: «Что важнее для автора-передатьистори-ческую правду о Бородинском сражении или дать оценку этому событию, подвигу солда-та?». Словарная работа: редут, картечь, поле грозной сечи, кивер, драгун, басурман, постоять головою.

24

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино».

1







Устное словесное рисование, комментирование художествен-ного текста. Чтение и осмысление материала рубрики «Поразмышляем над прочитанным». Письменный ответ на один из вопросов: 1. В чем заключается основная мысль стихотворения? 2. Каким предстает перед нами защитник Родины? Словарная работа: монолог, диалог, строфа, эпитет, метафора, сравнение, звукопись.

25

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место».

1







Составление вопросов к учебной статье. Составление таблицы «Язык повести», плана повести. Словарная работа: юмор, сатира, лирика.

26

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор.

1







Составление таблицы «Способы достижения юмористического эффекта в повести». Инсценирование эпизодов. Ответить на вопрос: как соединились вымысел и реальность в повести? Пересказ смешных эпизодов из повести. Устные фантастические рассказы. Выписать слова и выражения, передающие колорит народной речи. Словарная работа: тип речи – повествование.

27

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

1







Выразительное чтение. Словарная работа: поэзия, композиция, бурлаки,

чувствительный, состра-дающий, потрясение, негодование, непонимание.



28

Вн. чт. Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос». Поэтический образ русской женщины.

1







Выразительное чтение. Словарная работа: рифма, сравнение, эпитет, виды рифмовок, поэма.

29

И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму».

1







Составление цитатного плана рассказа. Выборочный пересказ эпизодов. Ответить на вопрос: как Тургенев изображает нравы барской усадьбы? Словарная работа: челядь, дворовые, дворня, тягловый мужик, гипербола, Аннибалова клятва, крепостничество.

30

Нравственный облик Герасима. Осуждение крепостничества.

1







Ответы на вопросы: как показывает Тургенев, что в крепостном Герасиме проснулся свободный человек? Почему рассказ называется «Муму»? Озвучить внутренний монолог Герасима в сцене спасения Муму.Чтение диалогов. Художественный пересказ эпизодов. Составление плана характеристики литературного героя .Словарная работа: приживалки, лакей, холоп, челядь, дворецкий, дворянин, дворня, дворовый, портрет, пейзаж, литературный герой, тема, идея сочинения, план, тип речи: рассуждение, повествование.

31

Р. р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму»: «Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?»

1







Развернутый ответ на вопрос: «Что воспевает Тургенев в образе Герасима?

Друзья и враги Герасима.

В чем вина и беда барыни?»


32

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева по итогам четверти

1







Тестирование

33

А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении.

1







Выразительное чтение. Словарная работа: метафора.

34

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

1







Определить события, позволяющие сопоставить и оценить поведение Жилина и Костылина в минуты опасности. Озаглавить каждое событие, записать название в виде плана. Тест на знание содержания прочитанного произведения. Словарная работа: идея, сюжет, рассказ

35

Р. р. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин – разные характеры и судьбы». Кто из них прав?».

1







Озаглавить эпизоды, в которых ярче всего проявилось различие характеров Жилина и Костылина. Рассказ от лица Жилина, как он встретился с врагом, что он думал и чувствовал в бою. Составление плана эпизода «Неудавшийся побег». Ответить на вопрос: зачем Толстой обращается к противопоставлению Жилина и Костылина? Ответить на вопросы: в чем своеобразие языка и композиции рассказа; как описания природы помогают понять переживания героев; почему Л.Н.Толстой сам считал рассказ своим лучшим произведением? Словарная работа: план (простой, сложный), говорящая фамилия, «жила», «костыль», сюжет, композиция, рассказ, идея.

Сочинение



36

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»как юмористический рассказ.

1







Чтение по ролям. Художественный пересказ, инсценирование. Словарная работа: идея, сюжет, рассказ, подтекст, художественная деталь.

Русские поэты 19 века о Родине и родной природе.

37

Русские поэты 19 века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева.

1







Ответить на вопрос: почему весна символизирует расцвет природы и сил человека, лето – зрелость, осень – увядание, зима – финал, конец, умирание? Устное словесное рисование.Выразительное чтение стихотворений. Словарная работа: олицетворение, эпитет.

38

Лирика И. С. Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова, А. В. Кольцова.

1







Устное словесное рисование, выразительное чтение. Словарная работа: олицетворение, эпитет.

Русская литература 20 века

39

Вн. чт. И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.

1







Выразительное чтение. Анализ текста. Ответить на вопрос: в чем заключается своеобразие языка Бунина? О чем размышляет автор в конце рассказа? Словарная работа: рассказ, рассказчик.


40

В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец.

1







Комментированное чтение главы «Я и мой отец». Ответить на вопросы: что гонит Васю из родного дома? Каковы причины отчуждения между Васей и его отцом? Устное сло-весное рисование «Вася и судья на скамейке». Словарная работа: повесть.

41

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру.

1







Ответить на вопросы: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось судьбоносным для всей семьи Васи? Состав-ление плана ответа на вопрос: какими средствами пользуется автор, чтобы создать ужа-сающую картину жизни детей подземелья?Самостоятельная работа по теме «Судьба и характеры детей». Словарная работа: деталь, контраст, авторское отношение, символ, тема, заглавие.

42

Р. р. изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Обучение домашнему сочинению: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?», «Два отца: Тыбурций и судья», «Вася и его отец: от вражды к пониманию», «Маруся и Соня: два детства».

1







Подготовка плана: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?»,

«Два отца: Тыбурций и судья». Редактирование, композиция, логическая связь.




43

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

1







Выразительное чтение стихотворений. Словарная работа: эпитет, мужские рифмы, перекрестная рифмовка, метафора, аллитерации, олицетворение.


44

П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка».

1







Ответить на вопросы: похож ли сказ от сказки? Чем он отличается от нее? Пересказ сказа. Словарная работа: сказка, сказ.

45

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П. П. Бажова.

1







Выразительное чтение. Творческий пересказ.Словарная работа: реальность, фантастика.

46

К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб».

1







Викторина.Словарная работа: эпитет, постоянный эпитет, народная сказка, литературная сказка.

47

Роль пейзажа в сказке «Тёплый хлеб».

1







Выразительное чтение, анализ эпизода. Сочинение-миниатюра «Я увидел чудо…».Словарная работа: народная сказка, литературная сказка.

48

Вн. чт. К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении.

1







Пересказ. Составить план рассказа. Словарная работа: ветеринар, онучи, коновал, суховей.

49

С. Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».Драма как род литературы.

1







Чтение по ролям. Устное словесное рисование (описание королевы, деревенской избы, мачехи). Устное словесное рисование (описание костюмов двенадцати месяцев; какой представляют декорацию в картине встречи подчерицы и двенадцати месяцев). Инсценирование . Словарная работа: драма, драматический сюжет, действующие лица, ремарки, диалог, монолог, драматург, пьеса.

50

Р. р. подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»: «Добро и зло в сказке», «Падчерица и Королева в пьесе – сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», «Пьеса С.Я Маршака «Двенадцать месяцев» и народные сказки.

1







Сочинение

51

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.

1







Составление плана рассказа о главном герое. Ответить на вопрос: какую роль играет эпизод встречи Никиты с отцом? Составление связного ответа. Словарная работа: платоновские выражения.

52

Контрольная работа по итогам четверти.

1







Тестирование

53

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро».

1







Пересказ истории с глухарем. Ответить на вопрос: зачем эта история введена писателем в рассказ? Чтение по ролям эпизода встречи Васютки с экипажем бота «Игарец». Аналитический пересказ эпизода.

54

Понятие об автобиографическом произведении. «Открытие» Васюткой нового озера.

1







Сопоставление двух эпизодов: описание тайги в начале рассказа и «Тайга… тайга … без конца…». Чем различаются два описания и в чем причина этих различий? Пересказ от 1 лица эпизода «Первая ночь в лесу». Составление киносценария на тему «Как Васютказа-блудился». Составление лексического ряда, раскры-вающего смену чувств и мыслей героя. Словарная работа: тема, проблема произведения, авторская позиция.

55

Р.р. Классное сочинение: «Тайга, наша кормили-ца, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»),«Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение? (по произведениям Паустовского, Платонова, Астафьева, Короленко).

1







Сочинение

Поэты о Великой Отечественной войне

56

К. М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете…». Война и дети. А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста».

1







Выразительное чтение. Сообщение о Великой Отечественной войне в жизни моей семьи. Словарная работа: баллада.

Писатели и поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе

57

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе: И. А. Бунин, Д.Б. Кедрин. Поэтическое восприятие мира природы.

1







Чтение наизусть

58

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе: А. А. Прокофьев, Н. М. Рубцов, Дон-Аминадо.

1







Выразительное чтение, устное словесное рисование, сравнительный анализ произведений.Словарная работа: метафора, эпитет, инверсия.

Писатели улыбаются

59

Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Ю. Ч. Ким «Рыба-кит».

1







Выразительное чтение по ролям.Сжатый пересказ, соч.- миниатюра «Мои любимые игры в детстве». Словарная работа: интерьер, юмор, юмористический рассказ.

Зарубежная литература




60

Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков.

1







Выразительное чтение. Самостоятельная работа по вопросам учебника. Словарная работа: вереск, пикты, скотты.

61

Вн. чт. Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.

1







Составление плана всех приключений Робинзона Крузо. Пересказ эпизодов. Словарная работа: Робинзон, робинзонада.

62

Х. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке.

1







Связный ответ «История о зеркале тролля, ее смысл и роль в композиции сказки». Подбор цитат к характеристике Кая, Герды, Снежной королевы (описание внешности, обстановки, которая их окружает). Ответить на вопрос: что сближает и что разделяет Кая и Герду? Словарная работа: подтекст; псалом, камердинер, вензель, форейтор, чертог, авторская литературная сказка, авторский замысел, авторская позиция.

63

В поисках Кая. Внутренняя красота героини.

1







Пересказ «Что пришлось пережить Герде во время поисков Кая?». Сопоставление схемы путешествия Герды в поисках Кая.

64

Р. р. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х. К. Андерсена: «Герда против Снежной королевы».

1







Самостоятельная работа по теме

« В чём сила человека?»




65

Вн. чт. Ж. Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

1







Беседа. Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)»

66

Вн. чт. М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».

1







Пересказ любимых эпизодов из романа, пересказ гл. 12, 21. Инсценирование эпизодов «Том и тетя Поли», «Том – маляр». Пересказ эпизода (игра Тома и ДжедавРобин Гуда), сравнение Тома и Сида в эпизоде (Сид съел сахар и свалил вину на Тома). Анализ сцены «В пещере».

67

Вн. чт. Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.

1







Составление цитатного плана рассказа, пересказы эпизодов (краткий, выборочный, от лица героя). Словарная работа: герой литературного произведения.

68

Выявление уровня знаний учащихся за курс литературы 5 класса. Книги для летнего чтения.

1







Защита сочинений,иллюстраций, ху-дожественный пересказ, презентация самостоятельно прочитанных произведений. Ответить на вопрос: как с те-чением времени изменился диалог с детьми, который авторы вели в своих поэтических и прозаических текстах? Как менялся язык, темы?



Требования к уровню подготовки учащихся

за курс литературы V класса

В результате изучения литературы ученик должен знать:

 содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

 наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

 основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

 основные теоретико-литературные понятия.

уметь:

 работать с книгой;

 определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

 выявлять авторскую позицию;

 выражать свое отношение к прочитанному;

 выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

 владеть различными видами пересказа;

 строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;



 участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.







Литература

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М.: Просвещение,2004

  2. Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М.: Просвещение, 2006, 2007, 2008

  3. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. М.: Просвещение,2008

  4. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе 5 класс. М.: ВАКО, 2002

  5. О.А.Еремина. Поурочное планирование по литературе к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература 5». – М.: Экзамен, 2003

  6. И.И.Аркин. Уроки литературы в 5-6 классах. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996

Средства обучения


  1. Толковые словари по русскому языку.

  2. Словари литературоведческих терминов.

  3. Раздаточный и дидактический материал.

  4. Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся.

  5. Печатные пособия.

  6. Тексты произведений.

  7. Портреты писателей и поэтов.

  8. Видеофильмы.

  9. Таблицы по литературе.


скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа педагога Лачковой Л. Н. учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории по литературе
360.11kb.
Рабочая программа по английскому языку к учебнику «Английский в фокусе» 10-11 класс Меланьиной Людмилы Анатольевны учителя английского языка первой квалификационной категории
1019.14kb.
Из опыта работы работы учителя русского языка и литературы моусош №7
143.05kb.
Каниева Д. Р. Учитель русского языка и литературы I квалификационной категории мбоу
153.02kb.
Рабочая программа по элективному курсу «Задачи с модулями и параметрами» для 9 класса учителя первой квалификационной категории
124.37kb.
Рабочая программа Факультативного курса «Вокруг тебя мир»
127.26kb.
Самоанализ профессиональной деятельности Васильевой Любови Александровны, учителя русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения
173.25kb.
Жмени Натальи Владимировны учителя первой квалификационной категории по учебному курсу «музыка» 1 «В» класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год
400.03kb.
Урок литературы в 8 классе по теме «Цветы в литературе»
107.56kb.
Программа курса русского языка для 5 класса составлена учителем русского языка и литературы Н. И
2582.38kb.
Заиченко Галина Николаевна учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Структура документа рабочая программа
330.47kb.
Рязановой Ольги Леонидовны, учителя второй квалификационной категории, (базовый уровень) на 2014-2015 учебный год пояснительная записка Статус рабочей программы рабочая программа
306.73kb.