takya.ru страница 1
скачать файл
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Майкопский государственный технологический университет»

Факультет Экологический
Кафедра Ландшафтной архитектуры и лесного дела
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

____________Л.И. Задорожная

«_____»____________ 20____г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине Ф.1 «Топиарное искусство и грин-арт в озеленении»

по направлению

подготовки бакалавров 250700.62 «Ландшафтная архитектура»

по профилю подготовки «Ландшафтное строительство»
квалификация (степень)

выпускника бакалавр

Майкоп


Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению 250700.62 «Ландшафтная архитектура»__
Составитель рабочей программы:


Старший преподаватель







Белоног Л.И.

(должность, ученое звание, степень)

(подпись)




(Ф.И.О.)

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры


Ландшафтной архитектуры и лесного дела



Заведующий кафедрой

«___»________20___г.








Варзарева В.Г.






(подпись)




(Ф.И.О.)

Одобрено научно-методической комиссией факультета

(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.


Председатель

научно-методического

совета направления (специальности)

(где осуществляется обучение)















(подпись)




(Ф.И.О.)



Декан факультета

(где осуществляется обучение)

«___»_________20__г.








Сухоруких Ю.И.






(подпись)




(Ф.И.О.)



СОГЛАСОВАНО:

Начальник УМУ

«___»_________20__г.








Гук Г.А.





(подпись)




(Ф.И.О.)



Зав. выпускающей кафедрой

по направлению (специальности)








Варзарева В.Г.






(подпись)




(Ф.И.О.)






1. Цели и задачи учебной дисциплины.
Цель освоения дисциплины:

- ознакомление студентов с историей топиарного искусства, современными тенденциями развития топиари, композиционными вопросами формирования грин-арт в озеленении.



Задачи:

- изучение стилей, форм и видов топиарного искусства;

- изучение техники выполнения грин-арт;

- изучение основного ассортимента декоративных деревьев и кустарников, применяемых в топиарном искусстве.


2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата.

Дисциплина «Топиарное искусство и грин-арт в озеленении» относится к факультативным дисциплинам цикла Ф.1. федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 250700.62 «Ландшафтная архитектура» (квалификация - «бакалавр»).

Особенности построения данного учебного курса состоят в логическом построении и отборе содержания учебного материала, его развития от темы к теме в ходе аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Дисциплина «Топиарное искусство и грин-арт в озеленении» базируется на следующих дисциплинах:

- ботаника;

- экология.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные стилевые направления в топиарном искусстве, историю и создания стиля грин-арт. (ОК-1, ПК-5, ПК-8)



Уметь:

- применять различные методы стрижки растений, подбирать ассортимент растений для топиари. (ОК-2, ПК-6)



Владеть:

- базовыми методами подбора, описания, идентификации и классификации растений; современными методами проектирования работы; различными способами декоративной стрижки и оформления грин-арт в озеленении. (ОК-1, ПК-27, ПК-28)


4. Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины.

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).


Вид учебной работы

Всего

часов/з.е.



Семестр

1

Аудиторные занятия (всего)

54/1,5

54/1,5

В том числе:







Лекции (Л)

36/1

36/1

Практические занятия (ПЗ)

18/0,5

18/0,5

Самостоятельная работа студентов (СРС), (всего)

54/1,5

54/1,5

В том числе:







Реферат

9/0,25

9/0,25

Индивидуально-практические работы

18/0,5

18/0,5

Другие виды самостоятельной работы:







Домашняя контрольная работа

18/0,5

18/0,5

Подготовка к зачету

9/0,25

9/0,25

Форма промежуточной аттестации:

зачет

зачет

Общая трудоемкость

108/3

108/3

4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения.

Учебным планом не предусмотрено.
5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Структура дисциплины для очной формы обучения



№ п/п

Раздел дисциплины

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу и трудоемкость

(в часах)



Формы текущего контроля

успеваемости



(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации



(по семестрам)

Л

С/ПЗ

ЛР

СРС







1 семестр

1.

История развития топиарного искусства, виды и формы.

1-4

8

4

-

12

Блиц-опрос.

2.

Разновидности растений для топиари.

5-8

8

4

-

12

Осуждение докладов, текущий контроль знаний.

3.

Техника выполнения стрижки.

9-14

12

6

-

18

Блиц-опрос.

4.

Грин-арт в озеленении.

15-18

8

4

-

12

Лекция-беседа.




Итого:

18

36

18

-

54

Зачет

5.2. Структура дисциплины для заочной формы обучения

Учебным планом не предусмотрено.

5.3. Содержание разделов дисциплины «Топиарное искусство и грин-арт в озеленении », образовательные технологии

Лекционный курс




п/п


Наименование темы дисциплины

Трудоемкость

(часы / зач. ед.)



Содержание

Формируемые компетенции

Результаты освоения

(знать, уметь, владеть)



Образовательные

технологии



ОФО

ЗФО

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Развитие топиарного искусства.

2/0,055

-

Историческая справка. Развитие топиарного искусства от древнего Вавилона, Египта, Рима до эпохи возрождения.

ОК-1

ПК-5


Знать: основные понятия, термины и определения, представляющие основу знаний, (классическое топиари, современное топиари, бонсай, вертикальное озеленение).

Уметь: логически верно, аргументированно строить устную и письменную речь.

Владеть: навыками сбора и анализа информации.

Слайд-лекции

2

Современные тенденции топиарного искусства.

2/0,055

-

Обзор последних веяний в городском озеленении. Частные сады Англии, Германии, Италии, Голландии, Китая и Японии.

ОК-2

ПК-5


Знать: основные понятия, орнаментального садоводства.

Уметь: логически верно, аргументированно строить устную и письменную речь.

Владеть: культурой мышления и пониманием роли эстетически выразительных зеленых насаждений.

Слайд-лекции

3

Критерии выбора вида фигурной стрижки растений

2/0,055

-

Верхушечное и базисное развитие растений. Выгонка растений. Размер листьев посадка и место произрастания растений.

ОК-2

ПК-6


Знать: основные виды базисного развития растений.

Уметь: логически верно, аргументированно строить устную и письменную речь.

Владеть: культурой мышления способностью к обобщению, анализу.

Лекции-беседы

4

Типы живых изгородей.

2/0,055

-

Изучение формы, размера, сложности устройства живых изгородей и ассортимента растений. Топиарное искусство, как способ разнообразить сад.

ОК-2

ПК-5


Знать: основы формирования и создания живой изгороди.

Уметь: логически верно, аргументированно строить устную и письменную речь.

Владеть: культурой мышления способностью к обобщению, анализу.

Слайд-лекции

5

Шпалерные изгороди.

2/0,055

-

Устройство, формирование и ассортимент шпалерных изгородей.

ОК-2

ПК-5


Знать: устройство и формирование шпалерной изгороди.

Уметь: логически верно, аргументированно строить устную и письменную речь.

Владеть: культурой мышления способностью к обобщению, анализу.

Слайд-лекции

6

Различные способы стрижки деревьев.

2/0,055

-

Основы фигурной стрижки растений. Стрижка молодых растений.

ПК-5

ПК-6



Знать: основы стрижки деревьев и кустарников.

Уметь: логически верно, аргументированно строить устную и письменную речь.

Владеть: культурой мышления способностью к обобщению, анализу.

Лекции-беседы

7

Формирующая стрижка.

2/0,055

-

Цели формирующей обрезки. Сроки проведения обрезки. Особенности формирования кроны хвойных растений.

ПК-5

ПК-6


Знать: основные задачи формирующей стрижки.

Уметь: логически верно, аргументированно строить устную и письменную речь.

Владеть: культурой мышления способностью к обобщению, анализу.

Лекции-беседы

8

Корректирующая стрижка растений.

2/0,055




Правила проведения корректирующей стрижки растений. Сроки проведения обрезки.

Часто допускаемые ошибки при проведении стрижки растений.



ПК-5

ПК-6


Знать: основные правила и задачи корректирующей стрижки растений.

Уметь: логически верно, аргументированно строить устную и письменную речь.

Владеть: культурой мышления и пониманием роли эстетически выразительных зеленых насаждений.

Лекции-беседы

9

Омолаживающая стрижка.

2/0,055

-

Причины по которым проводится омолаживающая стрижка. Период проведения омолаживающей стрижки. Способы проведения обрезки.

ПК-5

ПК-6


Знать: основные задачи и цели омолаживающей стрижки растений.

Уметь: логически верно, аргументированно строить устную и письменную речь.

Владеть: культурой мышления способностью к обобщению, анализу.

Лекции-беседы

10

Инструмент и вспомогательные средства для стрижки растений.

2/0,055

-

Инструменты применяемые для стрижки растений: секатор, ножницы для стрижки и др. Вспомогательные средства: бамбуковые шесты и ленты, переносные шаблоны стационарные шаблоны, заполняемые шаблоны.

ПК-5

ПК-8


Знать: основные инструменты применяемые для стрижки растений.

Уметь: логически верно, аргументированно строить устную и письменную речь.

Владеть: культурой мышления способностью к обобщению, анализу.




11

Образцы фигурной стрижки.

2/0,055

-

Формы стрижки растений, рекомендуемые растения, способ стрижки и степень сложности выращивания.

ПК-6

ПК-8


Знать: основы формирования и создания фигурной стрижки растений.

Уметь: логически верно, аргументированно строить устную и письменную речь.

Владеть: культурой мышления способностью к обобщению, анализу.

Слайд-лекции

12

Геометрические формы.

4/0,11

-

Простые геометрические формы: куб, пирамида, шар, конус, цилиндр и др. Геометрические формы на тонких стволах: шар на тонком стволе. Сопрягаемые геометрические формы: ступенчатые формы, сочетание шаров.

ПК-5

ПК-8


Знать: основные особенности и рекомендации при создании геометрических форм.

Уметь: логически верно, аргументированно строить устную и письменную речь.

Владеть: культурой мышления и пониманием роли эстетически выразительных зеленых насаждений.

Слайд-лекции

13

Произвольные формы, скульптуры и фигуры.

2/0,055

-

Предварительная подготовка, особенности растений и рекомендуемые растения.

ПК-5

ПК-8


Знать: основные особенности и рекомендации при создании произвольных форм растений.

Уметь: логически верно, аргументированно строить устную и письменную речь.

Владеть: культурой мышления способностью к обобщению, анализу.

Лекции-беседы

14

Бонсай.

2/0,055

-

Особенности создания и выращивания формы в стиле бонсай. Типы оформления растений в стиле бонсай. Область использования.

ПК-5

ПК-8


Знать: основные особенности и агротехнику выращивания бонсай.

Уметь: логически верно, аргументированно строить устную и письменную речь.

Владеть: культурой мышления и пониманием роли эстетически выразительных зеленых насаждений.

Слайд-лекции

15

Грин-арт в озеленении.

2/0,055

-

Композиции «Грин-арт».

Материалы применяемые при создании зеленых скульптур.



ПК-5

ПК-8


Знать: основы создания топиарных конструкций в современном стиле.

Уметь: логически верно, аргументированно строить устную и письменную речь.

Владеть: культурой мышления способностью к обобщению, анализу.

Лекции-беседы

16

Уход за растениями.

2/0,055

-

Подкормка растений. Емкости для выращивания растений. Почвенный субстрат.

ПК-7

ПК-27


Знать: основные правила ухода за растениями.

Уметь: логически верно, аргументированно строить устную и письменную речь.

Владеть: культурой мышления и пониманием роли эстетически выразительных зеленых насаждений.

Слайд-лекции

17

Защита растений.

2/0,055

-

Заболевание и лечение лиственных растений. Заболевание и лечение хвойных растений.

ПК-28

Знать: основные рекомендации по применению допустимых средств защиты растений.

Уметь: логически верно, аргументированно строить устную и письменную речь.

Владеть: культурой мышления способностью к обобщению, анализу.

Слайд-лекции




Итого

36/1
















5.4. Практические и семинарские занятия, их наименование, содержание и объем в часах




№ п/п

№ раздела

дисциплины



Наименование семинарских занятий

Объем в часах / трудоемкость в з.е.

ОФО










1 семестр

1



Развитие топиарного искусства и современные тенденции топиарного искусства.

Топиарное искусство или искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников является одним из интереснейших направлений ландшафтной архитектуры. Возникновение искусства топиари связано со временами Римской империи. В современном ландшафтном дизайне и ландшафтной архитектуре стрижка растений применяется незначительно, и сводится к использованию живых изгородей, бордюров и зеленых стен. История топиарного искусства в Европе. Период Итальянского Возрождения, 17-18 века Франции.

История топиарного искусства в России. Современное топиарное искусство.

2/0,055






Критерии выбора вида фигурной стрижки растений. Типы живых изгородей.

Функции живой изгороди: создать защиту от лишних взглядов соседей, шума и пыли дороги; декорирует хозяйственные постройки, заборы и другие неприглядные сооружения на участке; может играть главную роль в планировке сада, разбивая участок на функциональные зоны, подчеркивая и дополняя другие элементы ландшафта; улучшает микроклимат участка, кроме того, может служить великолепным фоном для декоративных растений и целых композиций; помогает акцентировать внимание на наиболее выразительных элементах сада По высоте они традиционно делятся на три группы: бордюры, живые изгороди, живые стены. По типу подразделяются на свободнорастущие и стриженые. Формованные (стриженые) живые изгороди имеют правильные геометрические контуры и подвергаются регулярной стрижке. Прямоугольная форма. Трапециевидная форма. Треугольная форма. Округлая и яйцевидная.

Основные критерии подбора растений следующие: Соответствие вида растения климатическим условиям участка; Способность растений хорошо переносить стрижку, образовывать плотно-ветвящуюся крону от земли и не оголять нижние ветви и стволики; Соответствие высоты растений высоте изгороди.



2/0,055






Различные способы стрижки деревьев.

Цели и задачи обрезки растений. Классификация видов обрезки происходит по различным признакам:- сезон (осенняя, весенняя и т.д.);- фенологическая фаза растения (по зеленому листа, до распускания почек и т.д.);- обрезаемые элементы кроны (санитарная, структурная, омолаживающая и т.д.);- приемы обрезки (выламывание, прощипывание, обрезка секатором и т.д.);- целевое назначение (обрезка для плодоношения, топиарная стрижка деревьев и т.д.);- сопутствующий эффект (разреживание кроны, осветление и т.д.).Различают следующие виды обрезки деревьев и кустарников: кронирование, санитарная обрезка, формовочная обрезка, омолаживающая обрезка, порядок обрезки. Правила проведения стрижки растений. Сроки проведения обрезки. Особенности обрезки хвойных растений. Часто допускаемые ошибки при проведении стрижки растений.

4/0,11






Инструменты и вспомогательные средства для стрижки растений.

Для планирования участка понадобятся специальные измерительные инструменты. Инструменты для прививки, обрезки веток и формирования кроны. Секатор. Кусторез. Сучкорез. Садовая ножовка. Ножи. Ножницы для фигурной стрижки растений. Для обработки ровных живых изгородей используют электрические устройства.

2/0,055






Геометрические и произвольные формы конструкций. Бонсай.

Создание декоративных форм из растений - древнее садовое искусство. При обычной стрижке кронам деревьев и кустарников придают форму правильных геометрических фигур. Это могут быть шары, конусы, пирамидки, кубы, диски, спирали, колонны. История возникновения бонсай. Стили бонсай и размеры.

2/0,055






Грин-арт в озеленении.

Грин-арт – направление ландшафтного дизайна, специализирующееся на создании ярких и красочных скульптур из цветов и растений. Каркасы для зеленой скульптуры. Рамки необходимые для формирования кустарников или деревьев.

2/0,055






Уход за растениями.

Сразу после посадки секатором обрезают непривлекательные или поврежденные ветви. Почвенный субстрат. Подкормка фигурно подстриженных растений. Мульчирование почвы. Поливы. Зимнее содержание растений.

2/0,055






Защита растений.

Работы по защите растений от болезней и вредителей начинают с проведения комплекса профилактических и фитосанитарных мероприятий. Заболевания хвойных растений. Вредители растений и борьба с ними.

2/0,06







Итого:




18/0,5




5.5. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах

Учебным планом не предусмотрено.
5.6. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Учебным планом не предусмотрено.


5.7. Самостоятельная работа студентов


Содержание и объем самостоятельной работы студентов


п/п


Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

Сроки выполнения

Объем в часах / трудоемкость в з. е.

ОФО

ЗФО

1 семестр



Топиарное искусство в эпоху Ренессанса.

Написание реферата.

1-2 неделя

6/0,17

-



Топиарное искусство в России – Большой Петергофский дворец.

Составление плана-конспекта

3-4 неделя

6/0,17

-



Архитектурные композиции из деревьев и кустарников.

Написание реферата

5-6 неделя

6/0,17

-



Традиционные и лучшие растения для использования в партере или «узловом» саде.

Составление плана-конспекта

7-8 неделя

6/0,17

-



Арбоскульптура.

Написание реферата

9-10 неделя

6/0,17

-



Сад Ладью в Мэрилен.

Написание реферата

11-12 неделя

6/0,17

-



Особенности стрижки самшита.

Составление плана-конспекта

13-14 неделя

6/0,17

-



Емкости для выращивания растений.

Написание реферата

15-16 неделя

6/0,17

-



Годовой календарь ухода за фигурно подстриженными растениями.

Составление плана-конспекта

17-18 неделя

6/0,17

-




Итого:







54/1,5

-

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения
6.1 Тестовые задания для проведения текущего контроля знаний.
Топиарное искусство возникло в:

- Римской империи -Англии

- Китае - Франции

- России - Голландии


Основоположником топиарного искусства в России был:

- Петр I - Петр II

- Николай II - Алексей Михайлович Романов
Современное топиарное искусство называют еще:

- английским - французским

- американским - русским

- итальянским - голандским


Живые изгороди по высоте делятся на:

- бордюрные - живые стены

- живые изгороди - партеры

- миксбордеры - рабатки


Живые изгороди по своему типу роста делятся на:

- свободно растущие - стриженные

- изреженные - дикорастущие
По своей форме живые изгороди делятся на:

- прямоугольные - округлые

- трапециевидные - яйцевидные

- треугольные - спиральные


Основные критерии подбора растений:

- климатические условия - быстрота роста

- способность переносить стрижку - размер листьев

- высота растений - требовательность к почве


Основные типы роста растений:

- базипетальное - моноподиальное

- акропетальное - симподиальное
6.2 Вопросы к зачету для проведения промежуточной аттестации.
1 История развития топиарного искусства.

2. Топиари в Древнем Вавилоне, Египте и Риме.

3. Топиарное искусство в Европе.

4. Развитие топиарного искусства в Китае и Японии.

5. Развитие топиарного искусства в России.

6. Основные критерии при подборе растений для топиарного искусства.

7. Типы живых изгородей.

8. Шпалерные изгороди, устройство и ассортимент растений.

9. Способы стрижки растений.

10. Особенности стрижки молодых растений.

11. Формирующая стрижка растений.

12. Омолаживающая стрижка растений.

13. Корректирующая стрижка растений.

14. Инструменты и вспомогательные средства для стрижки растений.

15. Основные стрижки растений.

16. Геометрические формы .

17. Произвольные формы и скульптуры.

18. Бонсай.

19. Грин-арт в озеленении.

20. Уход за стриженными растениями.

21. Подкормка растений.

22. Зимнее содержание растений.

23. Почвенный субстрат.

24. Заболевание и лечение лиственных растений.

25 Заболевание и лечение хвойных растений.

26. Вредители растений и борьба с ними.


Контрольные задания для студентов ЗФО.

Учебным планом не предусмотрено.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
а) основная литература.


  1. Соколова, Т.А. Декоративное растениеводство. Древоводство : учебник для студентов вузов / Т.А. Соколова. - М. : Академия, 2010. - 352 с.

  2. Соколова, Т.А. Декоративное растениеводство. Цветоводство : учебник для студентов вузов / Т.А. Соколова, И.Ю. Бочкова. - М. : Академия, 2010. - 432 с.

б) дополнительная литература


  1. ЭБС «Айбукс» Бурганская Т.М. Основы декоративного садоводства : учебное пособие. В 2 ч. Ч. 1. Цветоводство. — Минск : Выш. шк., 2012. — 367 с. - Режим доступа: http://ibooks.ru/


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Материально-техническое обеспечение дисциплины включает:

  1. Библиотечный фонд ФГБОУ ВПО «МГТУ»;

  2. Мультимедийное оборудование для чтения слайд-лекций.
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа по дисциплине Ф. 1 «Топиарное искусство и грин-арт в озеленении» по направлению подготовки бакалавров
247.35kb.
Рабочая программа по дисциплине в концепция современного естествознания по направлению подготовки бакалавров 230700. 62 Прикладная информатика по профилю подготовки
578.75kb.
Рабочая программа по дисциплин в строительные машины и оборудование по направлению подготовки бакалавров
379.89kb.
Рабочая программа дисциплины б 01 Иностранный язык (немецкий)
402.1kb.
Рабочая программа образовательная область «Искусство» учебный предмет «Изобразительное искусство» 5 7 класс
1491.2kb.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности
368.49kb.
Рабочая программа для студентов направления 080101. 65 «Экономическая безопасность», очная и заочная форма обучения
1124.31kb.
Рабочая программа наименование дисциплины б 1 Техническая механика По направлению подготовки
208.58kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «основы работоспособности технических систем»
442.82kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «геодезия с основами картографии и картографического черчения» Направление подготовки
403.88kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа дисциплины «Алгебра» для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» ипрофилю подготовки «Математическое образование»
650.07kb.
Программа курса Sociolinguistics по направлению подготовки 032700
23kb.