takya.ru страница 1
скачать файл
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Волжская средняя общеобразовательная школа

Утверждено

Директором школы

Ивановой И. А.
Приказ № __от 2013 г
------------------------------------------

Рабочая программа по истории.
Базовый уровень.


6 класс.

Учитель истории и обществознания
Носкова Т. В.


2013- 2014
пояснительная записка
Рабочая учебная программа по истории составлена на основе:


  • Примерной программы основного общего образования на базовом уровне по истории

  • Стандарта основного общего образования по истории.



Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» в 6 классе из расчета 2 учебных часа в неделю. На изучение истории средних веков в данной программе отводится 35 часов, так как в рамках истории средних веков вводится большое количество базовых терминов, объясняющих феодальную эпоху, а также в курсе истории средних веков изучается много стран, много событий, фактов и имён. На изучение истории России также отводится 35 часов.

Содержание отечественной и всеобщей истории изложено в программе в виде двух курсов, что важно для целостного представления о каждом из них. Этому соответствует существующая система раздельных учебников по истории России и истории зарубежных стран, оба курса изучаются последовательно (сначала курс истории средних веков, а затем курс истории России).


Цели:

  1. Ознакомить учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом.

  2. выработать у школьников представление об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности;

  3. развивать у учащихся способности рассматривать события и явления настоящего, пользоваться приемами исторического анализа;

  4. воспринимать идеи гуманизма, уважения прав человека.



Требования к уровню подготовки по Истории средних веков:


  • называть хронологические рамки средневековья

  • Называть: имена наиболее известных правителей, общественных и религиозных деятелей, первооткрывателей, ученых и т.д.

  • Показывать на исторической карте местоположение государств средневекового мира.

  • описывать занятия и образ жизни людей в средневековых обществах Европы и Востока.

  • Составлять описание средневековых памятников: а) жилых и общественных зданий, храмов, б) предметов бытия, в) произведений искусства.

  • называть характерные существенные черты: а) политического устройства, б) социального положения людей, в) религиозных воззрений.

  • объяснять значение понятий: аграрное общество, натуральное хозяйство, община, феодальные отношения сословий, иерархия, монархия, политическая раздробленность, централизованное государство, Возрождение, гуманизм.


Требования к уровню подготовки учащихся по истории России:

  • Указывать: хронологические рамки существования древнерусского государства, даты крещения Руси, сражения русских воинов против завоевателей, становление Русского государства

  • Называть:

1. место, обстоятельства, участников исторических событий.

  1. правителей, государственных деятелей, политических лидеров.

3. характерные существенные черты:

а) экономических и социальных отношений в средней и средневековой Руси.

б) развития русских земель под властью Орды.

в) политического устройства древнерусского государства и Московского государства,



внутренней и внешней политики русских самодержцев.



  • Описывать: 1.занятия, образ жизни населения древней и средневековой Руси.

2.памятники древнерусской культуры.


  • Показывать на исторической карте государства,, территории расселения восточных славян, основные древнерусские города, крупнейшие русские земли периода политической раздробленности, основные центры собирания русских земель, территорию Русского государства в 15 - 17 веков.

УМК
1.Агибалова Е. В., Донской Г. М. История средних веков. Москва, «Просвещение», 2008 г.

2.Данилов А. А. ,Косулина Л. Г. История России с древнейших времён до конца 16 века. Москва, «Просвещение» ,2008 г.


6 класс

Работа с коррекцией.
Из курса «Истории средних веков» исключается тема «Азия и Америка в средние века», сокращены часы на изучение темы №2 (не изучается материал «Византия» и «Арабы»). В курсе «История России» сокращены часы на изучение тем: «Восточные славяне. Русь в 9-12 веках» (исключены уроки № 1 и 6), «Русь в 14 веке» (исключён урок № 4), «Борьба с внешней агрессией в 13 веке» ( исключены уроки № 2 и 4)
В течение этих уроков данным ученикам даётся индивидуальное задание по пройденному материалу (ответить на вопросы письменно, выполнить задание на карточке, ознакомиться с выдержками из материалов хрестоматий).


Тематическое планирование по истории средних веков.



Тема


По примерной программе



Уроки



Западная и Центральная Европа в 5 – 13 веках.

8 часов




Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи

Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства ­– православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

1.Что изучает история средних веков, хронологические рамки курса.


2.Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
3.Расселение франков, занятия, общественное устройство. Франкское королевство.
4. Роль христианства в ранние средние века. Христианизация Европы.
5. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность.
6.Норманнские завоевания.
7. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
8. Тематический контроль.



Средневековое общество.

Византия и арабский мир. Крестовые походы
11 часов

1. Сословное общество в Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.


2. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римская католическая церковь в Средневековье. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Фома Аквинский.
3. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
4.Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.
5.Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

6. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

7. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
8. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов.
9. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
10. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
11. Тематический контроль.




Страны Азии и Америки в средние века.
( 5-15 века)
5 часов

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

1. Китай: распад и восстановление единой державы. Крестьянские восстания, нашествие кочевников.


2. Индия. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат.
3. Япония в средние века.
4. Государства Центральной Азии в средние века.

5. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.






Государства средневековой Европы в 14 – 15 вв.
6 часов

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV - XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV - XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус .

1.Возникновение сословно-представительных монархий в Европе.


2. Священная Римская империя германской нации в 14-15 веках.
3. Кризис европейского сословного общества в 14-15 вв. Столетняя война.
4. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания.
5. Кризис католической церкви. Гуситское движение в Чехии.

6. Тематический контроль.





Культура в средние века.
4 часа

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

1.Духовный мир средневекового человека. Средневековый эпос.


2. Романский и готический стили в искусстве.
3.Наука и техника в средние века. Появление университетов. Начало книгопечатания в Европе.
4.Культура Византии и народов Востока.



1 час





1. Итоговый контроль по истории средних веков.



За год 35 часов

Тематическое планирование по истории России.



Тема

По примерной программе

Уроки


Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Восточные славяне в древности

( 6-9 века )
3 часа


Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования.

Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.



Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

1. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Соседи славян.


2. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности
1. Предпосылки образования государства. Соседская община.

« Повесть временных лет» о начале Руси.






Древнерусское государство

( 9- нач.12 веков)
7 часов


Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

1. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи.

2. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города.

3. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

4. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда»

5. Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах.

6 Международные связи Древней Руси. Распад древнерусского государства.

7. Тематический контроль





Русские земли и княжества в начале удельного периода ( начало 12 – первая половина 13 веков).

Культура Руси в домонгольское время.


6 часов


Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

1.Экономические и политические причины раздробленности


2. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население.
3. Крупные земли и княжества периода раздробленности.
4. Культура восточных славян. Влияние Византии. Культура в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания.
5.Наш край в 9-12 вв.
6. Тематический контроль.




Борьба с внешней агрессией в 13 веке.

7 часов

Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

1.Монголо-татарское нашествие на Русь.


2.Золотая Орда и Русь.
3.Агрессия крестоносцев с Запада.
4. Русские земли в составе Литовского княжества.
5.Восстановление хозяйства на Руси. Возвышение Москвы. Иван Калита.
6. Куликовская битва. Д. Донской.

Роль церкви. Сергий Радонежский.


7. Тематический контроль по теме: « Русь в 12-14 вв ».


Московское государство в 15 – 16 вв.
9 часов


Предпосылки образования Российского государства. Иван III . Василий III . Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество . Традиционный характер экономики.

Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.

1. Распад Золотой Орды. Свержение Монголо-татарского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель.


2. Становление централизованных органов власти и управления. Судебник 1497 года. Традиционный характер экономики.
4. Церковь и государство в конце15 –начале 16 вв».
5. Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады.
6. Внешняя политика Ивана Грозного.
7. Опричнина.
8. Ярославский край в 13-16 вв.
9. Тематический контроль


Культура Русского государства в 13-16 вв.
2 часа



Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского

Кремля. Андрей Рублев.



Влияние централизации страны на культурную жизнь . Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий . Быт и нравы. «Домострой».


1.Просвещение, устное народное творчество и литература в 13-16 вв.

2.Архитектура и живопись в 13-16 вв.



Повторение.

1 час.



1. Итоговый контроль по курсу истории России 6 класса.



За год 35 уроков



скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа по истории. Базовый уровень. 6 класс. Учитель истории и обществознания Носкова Т. В
186.86kb.
Рабочая программа по Истории в 9 классе (базовый уровень) Учитель: Гузиенко Игорь Юрьевич 2013-2014 учебный год
560.33kb.
2013г. 2013г. Рабочая программа Предмет: история Класс: 6 Учитель: Мазеина Наталия Александровна
351.95kb.
Рабочая программа по всеобщей истории учителя истории и обществознания Селивановой Т. Н. по истории
182.88kb.
Заиченко Галина Николаевна учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Структура документа рабочая программа
330.47kb.
Рабочая программа по истории Класс: 10 Уровень обучения: базовый Форма обучения: дневная Составил
198.71kb.
Рабочая программа по мхк. 5 класс
346.01kb.
Рабочая программа первого вида по русскому языку Среднее общее образование 6 класс Количество часов 204 Базовый уровень. Учитель Мищенко М. В. Программа разработана на основе программы Е. А. Быстровой «Русский язык. 5-6 класс»
443.47kb.
8 а класс / базовый уровень
663.57kb.
Пилатова Ирина Григорьевна, учитель начальных классов I квалификационной категории 2013 г пояснительная записка. Уровень рабочей программы базовый Классификация рабочей программы типовая рабочая программа
346.22kb.
Рабочая программа по истории 6 класса на 2012-2013 учебный год учителя истории и обществознания
49.8kb.
Рабочая программа по информатике 7-11 класс Базовый уровень Принята на методическом совете
390.02kb.