takya.ru страница 1
скачать файл

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___ от

«___»_______ 2012г



Утверждаю

Директор БОУ «Плосковская ООШ»

Л.В. Девятилова / _________ /

Приказ № ___ от

«___»_______ 2012_ г


Бюджетное образовательное учреждение ГМР ВО «Плосковская ООШ»
Рабочая программа

по истории Древнего мира 5 класс на 2012-2013 уч. год.

Учитель Игнатюк И. А.

2012 год


п. Плоское

Пояснительная записка.
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного ) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений Михайловского Ф.А.

Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Основой системы понятий являются : «первобытное общество» и «цивилизация» ( в двух значениях - «ступень развития» и «культурная общность» ).

Рабочая программа рассчитана на 68 часов: 58 тем по истории Древнего мира и 10 тем пропедевтики. При распределении учебных часов между частями курса программа исходит из приоритетного значения для современной ( в том числе русской ) культуры наследия античного мира.

Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.

ЦЕЛИ КУРСА:

1.современное понимание истории в системе гуманитарного знания и воспитание личности;

2.формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;

3.рассказ о взаимодействии человека с окружающей природной средой, экономическом развитии древних обществ;

4.целостное и доступное описание цивилизаций Древнего мира и их культурной жизни;

5.характеристика наиболее ярких личностей и их роли в истории и культуре;

6.описание становления идей, институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы , демократия, республика);

7.ознакомление с главными религиозными системами древности, мифологией древних народов;

8.показ социальной жизни, структуры общества, взаимоотношений в нем;

9.оценка значения политического и культурного наследия Древнего мира для современности. Значение о нем дает возможность формировать у учащихся толерантность, широту мировоззрения.



При изучении курса «История Древнего мира» учащиеся овладевают следующими видами деятельности и умениями:

1.в связной монологической форме составлять рассказ о тех или иных исторических событиях или исторических деятелях на основе двух-трех источников;

2.сравнивать факты, события, личности, а также исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия, и давать им оценку, высказывая при этом собственные суждения с использованием основных терминов и понятий;

3.анализировать фрагменты источников из учебника и учебно-тематических комплектов;

4.применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами;

5.правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;

6.читать историческую карту, опираясь на легенду, определять местоположение историко-географических объектов;

7.оценивать вклад древних народов в мировую историю.


Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса «История Древнего мира» в 5 классе учащиеся должны:



знать / понимать:

- место истории в системе современных знаний;

- место истории Древнего мира в общемировом историческом процессе;

уметь:

-работать с текстом учебника: уметь ориентироваться в тексте; осуществлять выборочное - чтение находить вывод, главную мысль, озаглавливать текст;

- составлять простой план к параграфу учебника;

- составлять рассказ по опорным словам и словосочетаниям;

- объяснять употребляемые исторические термины;

- описывать жилища, орудия труда, предметы быта, одежду людей, памятники культуры;

- составлять рассказ по содержанию иллюстрации;

сравнивать (по предложенному плану) памятники культуры, предметы жизни и быта,

-определять последовательность исторических событий (раньше, позже), соотносить год

с веком;


-показывать на исторической карте территорию и границы государств, крупные города,

торговые пути, места сражений и др.;

выполнять задания, направленные на выявление историко-временных представлений учащихся;

- решать познавательные задачи, в том числе проблемного характера,

- объяснять смысл терминов

- называть имена: а) наиболее известных правителей; б) основателей мировых религий; в) - - представителей и памятники культуры древнего мира.

- показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств.

- описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности.

- составлять описание и объяснять назначение памятников древней культуры

-называть характерные, существенные черты:

-политического строя в государствах древности;

-положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах

- религиозных верований людей в древнем мире;

-объяснять значение понятий: республика, империя, метрополия, колония, рабство, закон, .- религия.



-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

- оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю,

- проявлять свое отношение к культурному наследию Древнего мира.

Учебно-тематический план




Тема

Часы

Введение

1

Пропедевтика истории Отечества

10

Жизнь первобытных людей и их открытия

6

Древний Восток

15

Древняя Греция

17

Древний Рим

19

Итого

68



Содержание программы

Введение. Что изучает история

Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия - свидетели прошлого. Историческая карта.

Всеобщая история. История России - часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия - многонациональное государство.

Жизнь первобытных людей

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.



Древний Египет

Природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.



Западная Азия в древности

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.



Индия и Китай в древности

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.



Древняя Греция

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.



Древний Рим

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА: История Древнего мира.( 5класс)



пп

Раздел тема урока

Содержание

Основные понятия даты термины персоналии

Количество часов/дата




Дата

урока

1

Введение Что изучает история Древнего мира.

Что изучает история.

Откуда мы получаем знания об истории Древнего мира. Письменные и вещественные памятники. История Древнего мира как часть всеобщей, или всемирной истории

Счет лет в истории
.


Даты: 5 тыс.лет назад; 2,5 тыс.лет назад

Термины: археология, вещественные, письменные памятники, история, Библия.



1




2
3


4

5.
6

7
8

9

10



11


С летописцем в Древнюю Русь
Путешествие в Московское госуларство
Россия 15-16 в.в.
Смутное время в России. Правление Романовых

Период правления Петра Великого. Реформы.

Россия в 18 в.
19 век в истории

России
Россия во второй половине 19 века. Отмена крепостного права в России.


20 век в истории России. Великая Отечественная война и Великая Победа.
П-о урок От древней Руси до современной России. Из истории родного края.

.


Раздел 1 Пропедевтика истории Отечества ( 10 ч.)

Восточные славяне в древности. Союзы племен. «Повесть временных лет». Летописец Нестор. Образование Древнерусского государства.

Удельный период. Рост городов. Новгород Великий, Москва Идея единения Руси. Культура Руси.Иван Третий. Свержение ига.

Иван Грозный.Опричнина. Смута, народные ополчения. Михаил Романов.

Правление Петра 1.Северная война. Абсолютизм.

Правление Елизаветы Петровны, Екатерины Вел. Отечественная война 1812 года. Крымская война: Нахимов, Корнилов, Истомин, Дарья Севастопольская. Отмена Крепостного права. Николай 11.


СССР.Сражения ВОв День Победы. Современная Россия.

Родословие. Знаменитые предки.

Грязовецкий край, достопримечательности. Из истории сельца Плоское. Барская усадьба. История старинного парка.





1

1
1

1

1


1

1

1



1

1
1
























Раздел 2. Жизнь первобытных людей и их открытия.(6 ч.)

Глава 1. Собиратели и охотники каменного века. (3 ч.)

12

Первые люди на земле.


Предки человека. Выделение человека из мира животных. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей.

Условия жизни древнейших людей, их отличия от животных и современных людей. Овладение огнем и его роль в жизни древнейших людей. Отличия «человека разумного» от древнейшего человека.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.


Даты: более 2 млн. лет назад; 40 тыс. лет назад.

Термины: первобытность, первобытные люди, орудия труда, человеческое стадо,

собирательство, охота, ручное рубило, австролопитек, «человек разумный»-питекаетроп, синатроп.


1




13

Открытия и изобретения древних охотников

Расселение людей на Земле. Собирательство и охота, присваивающее хозяйство. Каменный век. Орудия каменного века. Великое оледенение. Загонная охота на мамонтов и других крупных животных. Потепление на Земле. Изобретение лука и стрел, топора, плота и лодки.

Даты:100-13 тыс. лет назад

Термины: каменный век, присваивающее хозяйство, скребло, каменный нож, каменный наконечник, копье, гарпун, великое оледенение.




1




14

Искусство и религия первобытных людей.

Пещерная живопись. Возникновение религиозных верований и искусства. Представления о природе, жизни и смерти. Обряды. Первобытная магия. Идолы и колдуны. Зарождение мифа.

Термины: пещерная живопись, искусство, религиозные верования, душа, боги, идол, шаман, колдун, магия, миф .

Персоналии: Саутуола.



1




Глава 2 У истоков цивилизации (3 ч.)

15

Возникновение земледелия и скотоводства.



Образование родовых общин. Племя. Организация родоплеменной власти. Вожди и советы старейшин. Одомашнивание животных и скотоводство. Возникновение земледелия. Орудия труда земледельцев, первые выращиваемые культуры. Переход от присваивающего хозяйства к производящему –основной результат неолитической революции. Появление ремесла, изобретения гончарного круга, простейшего ткацкого станка. Развитие ремесел.

Термины: род, родовая община, племя, вождь, старейшина, неолитическая революция, производящее хозяйство, мотыжное земледелие, плужное земледелие, скотоводство, ремесло.

Основные даты: 10 тыс.лет назад.



1




16

От первобытности к цивилизации Появление неравенства и знати.

Открытие меди, изобретение бронзы. Понятие «бронзовый век». Зарождение обмена, появление денег, торговли, имущественного и социального неравенства. Переход от родовой общины к соседской. Выделение знати, вожди, старейшины. От вождей – к царям. Войско. Первые города. Письменность. Формирование древнейших цивилизаций. Понятие «цивилизация».

Термины: бронзовый век, социальное расслоению соседская община, знать, царь, город, государство, цивилизация .

1




17

Урок повторения и обобщения по теме: « У истоков цивилизации»

Счет лет в истории



Значение первобытной эпохи в истории человечества. Важнейшие открытия и изобретения первобытных людей. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности.




1




Раздел 3. Древний Восток. (15ч)

Глава 3. Цивилизация речных долин(4 ч.)

18

Египет- дар Нила.

Местоположение и природные условия. Разливы Нила. Труд земледельцев на берегах Нила. Оросительные сооружения. Папирус. Египет становится единым государством. Власть фараона. Столица Мемфис.

Термины: речные цивилизации, дельта, папирус, дамбы, рельеф, фараон, государство, иероглиф, свиток.

Даты: около 3000 г. До н. э.



1




19

Страна двух рек


Местоположение и природные условия. Южное Междуречье ( Двуречье ). Шумеры. Разливы Ефрата и Тигра. Глина- основной строительный материал. Шумерские города- государства Ур, Урук, Лагаш. Храмовая архитектура (зиккураты). Клинопись. Глиняные книги. Поэма о Гильгамеше. Миф о потопе.

Термины: Междуречье, шумеры, город- государство, зиккурат, клинопись, «столпотворение народов»

Даты: около 6 тыс. лет назад; 3 тыс. лет назад.




1




20

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Возвышение Вавилона. Законы царя Хаммурапи – важнейший исторический источник. Открытие памятника, его структура. Понятие «закон». Представления о справедливости и порядке, установленном богами. Долговое рабство. Ростовщики. Значение законов Хаммурапи.

Термины: законы, власть, собственность, подданные, писцы, раб, ростовщик.

Даты:1792-1750 гг. до н. э.

Персоналии: Хаммурапи.


1




21

Древнейшие цивилизации Индии и Китая

Древняя Индия: местоположение, природные условия, население полуострова Индостан. Археологические находки. Первые города- государства в долине Инда, жизнь в них.


Термины: войны, вождь, джунгли, раджи;

Персоналии: Ашока;

Даты: 2 тыс. до н. э.; 3 в. До н. э.;



1




Глава 4. Древний Египет (3ч.)

22


Фараоны и пирамиды.

Вещественные и письменные памятники истории Египта. Шампольон. Строительство пирамиды Хеопса. Почитание фараона как бога и воплощение этого почитания в пирамидах. Пирамида-гробница. Пирамиды - первое из семи чудес света. Фараон – повелитель Египта. Восточная деспотия. Вельможи, чиновники и писцы. Налоговое обложение.

Термины: Пирамиды, гробница, мумия, саркофаг, фараон, деспотия, вельможи, чиновники, повинности.

Даты: 2600 г. до н.э.; 1822 г.

Персоналии: Хеопс; Жан Франсуа Шампольон.


1




23

Жизнь в Древнем Египте.

Завоевания фараонов



Трудовой год крестьян – земледельцев. Шадуфы. Ремесленники. Жизнь и служба вельмож. Быт, жилища, одежда, еда, развлечения. Жречество и его роль в жизни страны. Исторические свидетельства о народном восстании в Египте.

Термины: шадуф, вельможа, жрец, «Речение Ипусера», восстание.

Даты: 1750 г. до н. э.



1




24

Культура Древнего Египта.

Особенности изображения человека в древнеегипетской скульптуре и живописи. Большой сфинкс. Научные знания египтян в области математики, астрономии, медицины. Понятие «культура».

Термины: культура, искусство, живопись, скульптура, иероглиф, астрономия, папирус, свиток.

1




Глава 5. Западная Азия в век железа (4 ч.)

25

Финикийские мореплаватели.

Местоположение и географические особенности страны. Города финикийцев Тир, Сидон, Библ . Жизнь в финикийских городах. Ремесленники, производство пурпура, стекла. Морская торговля и пиратство . «Живой товар». Финикийская колонизация Средиземноморья . основание Карфагена. Плавание вокруг Африки. Создание финикийцами алфавита, его особенности и значение.

Термины: город – государство, пурпур, колония, финикийский алфавит.

Даты: 10 в.до н. э.; 9 в. До н. э.; 600 г. до н. э.



1




26

Древняя Палестина

Страна и население. Борьба древних евреев с филистимлянами. Монотеизм. Библия и библейские сказания. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид Соломон. Иерусалим- столица царства. Храм Соломона. Распад страны на Израильское и Иудейское царства.

Термины: Библия, договор, бог, единобожие, царство, храм, царь, «иерихонская труба».

Даты: 10 в. до н. э.

Персоналии: Израиль; Моисей; Саул; Давид; Соломон.


1




27

Ассирийская военная держава.

Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Местоположение страны. Создание и организация армии. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Разрушение Вавилона Синаххерибом.

Термины: царь, войско, колесница, конница, таран, военная держава, деспотия, налоги, повинности, наместники, «логовище львов и город крови» .

Даты: 8 – 7 вв. до н. э.; 612 г. до н. э.

Персоналии: Синаххериб, Ашшурбанапал.


1




28

Победители Ассирии.

Карта мира после гибели Ассирийской военной державы. Возникновение Нововавилонского царства. Завоевания Навуходоносора 2. «Вавилонское пленение» евреев. Город Вавилон – «царь городов», символ могущества и власти. Вавилонские зиккураты. Висячие сады – одно из семи чудес света. Научные знания вавилонян. Развитие астрономии. Вавилонский календарь. Мидийцы и персы в Древнем Иране.

Термины: Нововавилонское царство, висячие сады, изразцы, календарь, арии, храм Мардука, ворота богини Иштар.

Даты: 605 г. до н. э.; 587 г. до н. э.; 585 г. до н. э.

Персоналии: Навуходоносор; Киаксар, Астиаг.


1




Глава 6. Великие державы Древнего Востока(4 ч.)

29

Образование державы Маурьев в Индии



Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Брахма, варны, брахманы, шудры, буддизм .

Персоналии: Гаутама – Будда

Даты:6 – 5 вв. до н. э.


1




30

Единое государство в Китае.

Начало железного века в Китае. Расширение территории древнекитайской цивилизации. Объединение Китая. Первая Китайская империя, ее император Цинь Шихуан. Завоевания Цинь Шихуанди. Борьба с гуннами. Строительство Великой китайской стены. Великий шелковый путь. Изобретения древних китайцев (чай, бумага, компас, фарфор, порох.)

Термины: железный век, царство, армия, арбалет, наместники, чиновники, гунны, Великая китайская стена, держава, деспотия, знать, налоги, великий шелковый путь, компас .

Даты: 6 в. До н. э.; 3 в. До н. э.; 221 г. до н. э.

Персоналии: Цинь Шихуан.


1




31

Великая Персидская держава.

Завоевание Киром Великим Мидии, Лидии и Вавилона. Завоевание Египта Камбизом. Борьба за власть в Персидской державе. Приход к власти Дария 1 . Дарий 1 во главе «страны стран». Устройство Персидской империи. Сатрапии. Учреждение государственной почты. Налоговая система. Развитие торговли. Чеканка Дарием золотой монеты.

Термины: держава, царь, «пир Валтасара», «Вавилонское пленение», заговор, маг, сатрапии, сатрап, Царская дорога, подати, дарик .

Даты: 550 г. до н. э.; 539 г. до н. э.; 525 г. до н. э.

Персоналии: Кир Великий; Астиаг; Крез; Валтасар; Камбиз; Дарий 1.


1




32

Урок повторения и обобщения по теме: Древний Восток.

Где и почему возникли первые цивилизации (сравнительная характеристика). Понятие «Древний Восток». Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.




1




Раздел 4 . Древняя Греция. (17 ч)

Глава 7. Древнейшая Греция.(3 ч.)


33

Греция и о. Крит в эпоху бронзы.

Местоположение и природные условия Греции.Северная,Средняя и Южная Греция

( Пелопоннес). Коринфский перешеек. Фермопильское ущелье. Эгейское море его острова. Миф о Тесее и Минотавре. Археологические открытия на Крите и в Малой Азии. Дворец в Кноссе. Троянская война (легенды и реальность) Вторжение дорийцев.



Термины: эллины, ахейцы, миф, лабиринт, «нить Ариадны», фреска, царство, Львиные ворота, «яблоко раздора», Троянская война, дорийцы .

1




34

Поэмы Гомера.

«Темные века» в истории Греции. Легендарный Гомер певец на пирах басилеев. Содержание поэм. «Илиада»- поэма о Троянской войне: гибель Ахиллеса и Троянский конь. « Одиссея». Приключения Одиссея. На острове циклопов и возле острова сирен. Возвращение к Пенелопе.

Термины: «темные века», поэма, басилеи, «Илиада», «Одиссея», «ахиллесова пята», «Троянский конь»

Даты: 1200 г. до н.э.

Персоналии: Гомер, Ахиллесова пята, Гектор, Патрокл, Одиссей, Пенелопа.


1




35

Боги и герои Эллады.

Боги Древней Греции. Герои греков. Олимпийская религия. Земледельческие культы. Мифы о богах и героях. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Подвиги Геракла.

Термины: Олимпийские боги, сатиры, нимфы, герои, «авгиевы конюшни».

1




Тема 8. Рождение античного мира.(3 ч.)


36

Греческие полисы и Великая колонизация.


Греческое общество по поэмам Гомера. Понятие античной (полисной) цивилизации. Причины и условия «греческого чуда». Роль моря в жизни греков. Превращение древнего полиса в государство. Акрополь и агора. Великая греческая колонизация. Причины и направления колонизации. Аристократия и народ (демос). Тирания.


Термины: полис, античность, цивилизация, эллины, варвары, акрополь, агора, гражданин, Великая колонизация, амфора, аристократы, демос, долговое рабство, тиран .


1




37

Афинский полис.

Афины и Аттика. Афинский порт Пирей. Аристократы и демос. Господство знати. Борьба демоса со знатью. Личность Солона и его законы. Запрет долгового рабства. Зарождение полисной демократии. Реформы управления в Афинах. Тирания Писистрата, ослабление позиций аристократии и победа демоса.

Термины: аристократы, ареопаг, архонты, законы, долговые столбы, демократия, тирания, народное собрание .

Даты: 594 г. до н. э.

Персоналии: Солон; Писистрат.


1




38

Древняя Спарта.

Местоположение Лаконии. Образование Спартанского полиса . «Община равных». Спартанцы и илоты. Государственное устройство Спарты: совет старейшин, два царя – военных предводителя, народное собрание. Понятие «олигархия». Военный характер спартанского воспитания. Лаконичная речь.

Термины: илоты, государство, полис, народное собрание, Совет старейшин, цари, олигархия, «спартанское воспитание», лаконичность .

1




Тема 9. Греко – персидские войны (2 ч).


39

Герои Марафонской битвы .

Причины и характер войн греков с персами. Восстание в Милете. Дарий 1. Поход персов в Грецию в 492 г. до н. э. и гибель персидского флота. Нападение персидского войска и флота на Аттику в 490 г. до н. э. Битва при Марафоне. Военное искусство Мильтиада. Причины и значение победы греков при Марафоне.

Термины: полисы, триеры, фаланга, гоплиты, Марафонская битва.

Даты: 500 г. до н. э.; 492 г. до н. э.; 490 г. до н. э.

Персоналии: Дарий 1; Мильтиад.


1




40

Персидское нашествие на Грецию.

Деятельность Фемостокла. Строительство флота и укрепление демократии. Переправа войск Ксеркса через Геллеспонт и вторжение в Грецию в 480 г. до н. э. Оборона Фермопил спартанцам во главе с царем Леонидом. Саламинское сражение. Фемистокл и Эрибиад. Поэма Эсхила «персы». Бегство Ксеркса в Малую Азию. Битва при Платеях. Изгнание персов из Греции. Результаты Греко – персидских войн. Причины и историческое значение победы греков.

Термины: демос, народное собрание, битва у Фермопил, Саламинское сражение.

Даты: 480 г. до н. э.; 479 г. до н. э.

Персоналии: Фемистокл, Ксеркс, Геродот, Леонид, Эврибиад, Эсхил.


1




Тема 10. Могущество и упадок Афин (3 ч.)


41

Расцвет демократии в Афинах.

Путь Афин к демократии. Народное собрание и его функции. Афинские граждане, их права и обязанности. Остракизм. Афинские стратеги. Афины при Перикле. Введение платы за исполнение выборных должностей. Вождь афинской демократии Перикл. Военная сила Афин. Афинская военная держава. Значение афинской демократии и ее ограниченный характер.

Термины: Афинский морской союз, Пелопонесский союз полисов, демос, демократия, народное собрание, остракизм, стратег, граждане, метеки .

Даты: 478 г. до н. э.

Персоналии: Перикл.


1




42

Хозяйственное развитие Греции в 5 в.

до. н.э.


Рабство и работорговля. Роль рабского труда в ремесленном производстве. Афинский Керамик. Правовое положение рабов. Развитие торговли. Пирей – главные морские ворота Афин, центр международной торговли.

Термины: рабы, источники рабства, Керамик, чернофигурные, краснофигурные вазы, Пирей.

1




43

Пелопонесская война.

Противостояние Афин и Спарты. Причины и начало войны. Никиев мир. Алквиад и Сицилийская экспедиция афинян. Персидская помощь Спарте. Война на море. Алквиад – стратег – автократор. Лисандр и победа спартанцев. Итоги войны

Термины: Афинский морской союз, Пелопонесский союз, Пелопонесская война, демократические полисы, олигархия, демос, стратег – автократор, тирания .

Даты: 431-404 гг. до н. э.

Персоналии: Перикл; Никий; Алкивиад; Лисандр.


1




Глава 11. Греческая культура (2 ч.)

44

Греческая культура.

Граждане, ученые и атлеты, Греции.



Воспитание гражданина. Роль простого человека в государственном управлении. Школа в Древней Греции. Педагоги и ученики. Важнейшие предметы изучения, музыка, гимнастика. Гимнасий. Ученые и философы. Олимпийские игры. Спорт в жизни древних греков. Организация игр. Виды состязаний. Знаменитые греческие атлеты. Олимпионики.

Термины: культура, полис, гражданин, педагог, стиль, гимнасия, Олимпийские игры, ипподром .

Персоналии: Гомер, Геродот, Гиппократ, Демокрит, Флегий, Мирон.




1




45

Архитекторы, скульпторы, поэты Греции.

Архитектура греческих городов. Памятники Афинского акрополя. Греческие скульпторы. Греческий театр. Его происхождение. Устройство театра. Актеры. Трагедия и комедия. Великие трагики.

Термины: архитектура, фронтон, дорические колонны, Афинский акрополь, Парфенон, театр, комедия, трагедия, скене, орхестра, комедиограф .

Персоналии: Фидий; Пракситель; Поликлет; Эсхил; Софокл; Еврипид; Аристофан.



1




Глава 12. Македонские завоевания в 4-ом веке до н.э. (4 ч.)


46

Возвышение Македонии.

Местоположение Македонского царства. Македонский царь Филипп и его завоевания. Македонская фаланга, конница. Междоусобные войны в Греции. Оратор Демосфен и его борьба против македонской агрессии. Установление власти Македонии над Грецией. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Коринфский конгресс. Убийство царя Филиппа и приход к власти Александра.

Термины: царство, царь, армия, македонская фаланга, филиппик, полисы, битва при Херонее, Коринфский съезд .

Даты: 338 г. до н. э.

Персоналии: Филипп 2; Демосфен; Александр Македонский.


1




47

Завоевания Александра Македонского.

Александр Македонский – историческая личность и легенды. Поход в Малую Азию 334 г. до н. э. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария 3 у Исса. Завоевание Сирии, Финикии, Египта. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах и ее результаты. Борьба народов Средней Азии против македонян. Индийский поход Александра. Причины побед греко – македонского войска. Возвращение в Вавилон. Образование державы Александра Македонского.

Термины: «разрубить гордиев узел», битва у Исса, осадные башни, таран, Александрия, битва при Гавгамелах, македонская фаланга.

Даты: 334 г. до н. э.; 333 г. до н. э.; 331 г. до н. э.

Персоналии: Александр Македонский; Дарий 3; Парменион.


1




48

Греческий Восток.


Смерть Александра в Вавилоне и распад его державы. Образование Греко – македонских монархий. Держава Селевкидов, Птолемеевский Египет, Македонское царство. Александрия Египетская – крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Маяк на острове Фарос. Архитектор Сострат. Музей, Александрийская библиотека. Расцвет наук. Греческие ученые. Изобретения пергамента.

Термины: держава, царство, Александрия Египетская, маяк на острове Фарос, Музей, свитки, Александрийская библиотека, пергамент .

Даты: 323 г. до н. э.

Персоналии: Селевк, Птолемей, Сострат, Эратосфен, Аристарх Самосский, Евклид.


1




49

П.- о урок







1





Раздел 5. Древний Рим (19 ч.)

Глава 13. Образование Римской республики . (3 ч.)


50

Рим под властью царей.

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Латинские племена. Легенда об основании Рима. Ромул и Рем. Римские цари, сенат и народное собрание. Патриции и плебеи. Преобразования царя Сервия Туллия в сравнении с реформами Солона в Афинах. Свержение последнего римского царя Тарквиния Гордого и установление республики.

Термины: римляне, латины, Палатинский холм, царь, ликторы, сенат, народное собрание, патриции, плебеи, республика .

Даты: 509 г. до н. э.

Персоналии: Сервий Туллий, Тарквиний Гордый.


1




51

Республика римских граждан.

Государственное устройство. Римские консулы. Борьба плебеев с патрициями и основание народного трибуната. Права и обязанности народных трибунов. Римский сенат. Организация римской армии. Легион. Жрецы римских богов: понтифики, авгуры, фециалы.

Термины: консулы, государство, диктатор, народные трибуны, вето, гражданин, легион, великий понтифик, авгур, фециал .

Даты: 3 в. До н. э.



1




52

Рим во главе Италии.

Завоевание Римом Италии. Нашествие галлов на Рим. Разграбление Рима галлами и оборона Капитолия. Бренн. Борьба римлян с самнитами. Завоевание Южной Италии. Война с царем Пирром – 280 г. до н. э. Установление господства Рима над Италией. Римская политика «разделяй и властвуй». Организация римлянами управления Италией.

Термины: италики, галлы, Капитолийский холм, форум, «гуси Рим спасли», «Горе побежденным!» , «пиррова победа», самниты, «разделяй властвуй!» , колонии, граждане.

Даты: 390 г. до н. э.; 280 г. до н. э.

Персоналии: Бренн, Пирр.



1




Глава 14. Римские завоевания в Средиземноморье (3 ч.)


53

Первая война с Карфагеном.

Карфаген – крупное государство в Западном Средиземноморье. Карфагенский флот и наемная армия. Строительство римского военного флота. Изобретение римлянами абордажных мостиков (воронов). Захват римлянами Сицилии. Подготовка сторон к новой войне. Захваты Гамилькара в Испании. Завоевание Гаем Фламинием севера Апеннинского полуострова. Итоги Первой Пунической войны.

Термины: пуны, Пунические войны, легион, карфагенский флот, абордажные мостики (вороны).

Персоналии: Гамилькар, Гай Фламиний, Ганнибал.





1




54

Война с Ганнибалом.

Вторая Пуническая война. Переход армии Ганнибала через Альпы. Первые поражения римлян. Римский диктатор Фабий. Разгром римлян при Каннах. Высадка войск Сципиона в Африке. Битва при Заме и капитуляция Карфагена. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Термины: легион, консул, диктатор, битва при Каннах, наемное войско, битва у Замы, договор .

Даты: 218 – 201 гг. до н. э.; 216 г. до н. э.; 202 г. до н. э.

Персоналии: Ганнибал, Гай Фламиний, Квинт Фабий Максим, Гай Теренций Варрон, Публий Корнелий Сципион.


1




55

Рим – завоеватель Средиземноморья.

Римские завоевания во 2 в. До н. э. Завоевание Македонии и Греции Римом. Поражение державы Селевкидов. Третья Пуническая война. Разрушение Коринфа и Карфагена. Превращение Рима в мировую державу. Образование провинций и управление ими. Ограбление римлянами завоеванных стран. Обогащение римской знати. Триумфы римских полководцев.

Термины: «Освободители Греции», царство, «Ганнибал у ворот!», «Карфаген должен быть разрушен!», провинция, триумф.

Даты: 146 г. до н. э.

Персоналии: Марк Порций Катон.


1




Глава 15. Гражданские войны в Римской республике.(5 ч.)


56

Народные трибуны – братья Гракхи.

Начало гражданских войн в Римской республике. Последствия римских завоеваний. Разорение крестьян и ослабление римской армии. Земельный закон Тиберия Гракха и гибель реформатора. Гай Гракх – продолжатель дела брата. Гибель Гая. Значение и итоги деятельности Гракхов.

Термины: гражданская война, легионер, земельный закон Тиберия Гракха, народный трибун, сенат.

Даты: 133 г. до н. э.

Персоналии: Тиберий Гракх, Гай Гракх.


1




57

Сулла – первый военный диктатор Рима.

Война с Югуртой и превращение римской армии в наемную . Гай Марий и Луций Корнелий Сулла. Война с союзниками в Италии. Распространение прав римского гражданства на свободное население Италии. Диктатура Суллы. Проскрипции.

Термины: республика, легион, сенат, наемная армия, гражданин, гражданская война, диктатура, провинции, наместник , народное собрание, аристократия, проскрипции, вольноотпущенники.

Даты: 82 г. до н. э.

Персоналии: Югурта, Гай Марий, Луций Корнелий Сулла, Митридат.


1




58

Восстание Спартака.

Рабство в Риме. Источники рабства. Положение рабов. Использование рабского труда в сельском хозяйстве. Работорговля. Гладиаторы и амфитеатры. Заговор гладиаторов в Капуе и начало восстания. Бегство восставших на Везувий. Создание армии рабов. Поход к Альпам. Поход на юг полуострова. Неудачная попытка переправы на Сицилию. Красс во главе римской армии. Расправа с восставшими. Спартак.


Термины: раб, рабство, невольники, гладиатор, амфитеатр, «Хлеба и зрелищ!» , восстание, сенат, легион.

Даты: 74 – 71 гг. до н. э.

Персоналии: Спартак, Марк Красс, Помпей.


1




59

Цезарь – повелитель Рима.

Возрастание роли полководцев в Римской республике. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Союз трех полководцев: образование триумвирата Помпея, Красса и Цезаря. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Битва при Фарсале. Диктатура Цезаря. Гай Юлий Цезарь – историческая личность и легенды. Заговор Брута и Кассия против Цезаря. Убийство Цезаря в мартовские иды сторонниками аристократической республики.

Термины: диктатура, республика, триумвират, наместник, легион, сенат, «перейти Рубикон», «Жребий брошен !», заговор.

Даты: 60 г. до н. э.; 49 г. до н. э.; 44 г. до н. э.

Персоналии: Марк Красс, Гней Помпей, Гай Юлий Цезарь, Марк Брут, Гай Кассий.


1




60

Падение республики.

Положение в Риме после убийства Цезаря. Второй триумвират. Проскрипции и гибель великого оратора Марка Туллия Цицерона. Битва при Филиппах. Самоубийство Кассия и Брута. Борьба за власть Октавиана и Антония. Победа флота Октавиана ц\у мыса акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Падение республики.

Термины: республика, диктатор, провинция, гражданская война, сенат, Капитолий, консул, амнистия, легион. Проскрипции, провинции, империя.

Даты: 43 г. до н. э.; 31 г. до н. э.

Персоналии: Марк Антоний; Марк Туллий Цицерон; Октавиан; Марк Брут; Гай Кассий; Клеопатра.


1





Глава 16. Расцвет и могущество Римской империи. (3 ч.)


61

Император Октавиан Август.

«Восстановление республики» Октавианом Августом. Характер власти Октавиана (сосредоточение полномочий консула, трибуна и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Власть сената. Преторианская гвардия. Правление Августа: внутренняя и внешняя политика. Первые столкновения римлян с германцами. Поражение в Тевтобургском лесу. Золотой век поэзии. Роль Мецената. Творчество Горация. Вергилий и его поэма «Энеида».

Термины: республика, сенат, провинции, проконсул, народный трибун, император, преторианская гвардия, цезарь, титул .

Даты: 30 г. до н. э. – 14 г. до н. э.

Персоналии: Октавиан Август, Публий Квинтилий Вар, Меценат, Вергилий, Гораций.


1




62

Цезари Рима.

Правление преемников Августа. Правление Нерона. Пожар в Риме и преследования христиан. Восстание в армии и гибель Нерона. «Наилучший» император Траян и последние завоевания Рима. Война с даками. Наивысшее могущество Римской империи в начале 2 в. Древнеримский историк Тацит.

Термины: империя, император, сенат, триумфатор, восстание, форум, легион.

Даты: 64 г. до н. э.; начало 2 в. н. э.

Персоналии: Нерон; Траян; Корнелий Тацит.


1




63

Жизнь в Римской империи.

Рим – столица империи. Архитектура и строительное искусство римлян. Пантеон. Колизей. Акведуки Рима. Триумфальные арки. Дворцы, особняки, многоэтажные дома. Устройство римского дома. Римляне в повседневной жизни. В цирке и в термах. В провинциях империи. Строительство дорог. Предоставление прав свободному населению империи. Жизнь в деревне. Римский колонат.

Термины: театр, Форум, Пантеон, амфитеатр, Колизей, акведук, триумфальная арка, атрий, фреска, термы, провинции, налоги, колоны, «рабы с хижинами», «хлеба и зрелищ» .

Даты: 212 г. н. э.

Персоналии: Октавиан Август, Каракалла.


1




Глава 17. Поздняя римская империя и закат античной цивилизации (5ч.)


64

Кризис Римской империи в 3 в.

Христианство.



Упадок рабовладения. Натиск на границы империи варваров – готов, франков, алеманов. Внутреннее ослабление империи. Частая смена императоров, мятежи, захват власти полководцами, отпадение от империи провинций. Император Аврелиан – «восстановитель империи». Нерешенные проблемы. Тяжелое положение населения империи. Натурализация хозяйства. Кризис нравов римлян.

Термины: империя, варвары, налоги, колоны, восстание, провинция, легионер, легион, император, сенат, натуральное хозяйство, культ, заговор .

Даты: 270 г. до н. э.; 275 г. до н. э.

Персоналии: Аврелиан.


1










Христианство – мировая религия. Исторические предпосылки возникновения христианства. Иудейский мессианизм. Пророки в Палестине. Жизнь и учение Христа. Распространение христианства. Евангелие. Первые христиане. Гонения на христиан. Христианская церковь.

Термины: язычество, религия, христианство, проповедь, мессия, пророки, евангелие, община, трапеза, церковь, патриарх, епископ .

Даты: 3 в. до н. э.

Персоналии: Иисус Христос; Понтий Пилат.








65

Императоры Диоклетиан и Константин.

Император – «бог и господин» Диоклетиан. Обожествление и неограниченная власть императора. Последние гонения на христиан. Константин Великий и его реформы. Укрепление императорской власти. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток.

Термины: империя, император, реформа, сенат, городской совет, монарх, провинция, цезарь, август, гражданская война, налоги, область, чиновник, христианство .

Даты: 284 г.; 330 г.

Персоналии: Диоклетиан; Константин.


1




66

Падение Западной Римской Империи.

Империя и ее проблемы. Римляне и варвары. Великое переселение народов. Восстание готов на Дунае и битва при Адрианополе. Император Феодосии 1. Разделение Римской империи на два государства – Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Варвары в армии. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу Гонория. Взятие Рима готами во главе с Аларихом. Нашествие гуннов. Битва на Каталаунских полях («Битва народов»). Разграбление Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Ликвидация власти императора на Западе. Падение Западной Римской империи.

Термины: империя, варвары, император, Великое переселение народов, Западная Римская империя, Византия, вандализм, Вечный город .

Даты: 378 г.; 395 г.; 410 г.; 451 г.; 476 г.

Персоналии: Феодосий 1; Стилихон; Аларих; Гонорий; Атилла; Флавий Аэций; Ромул Август


1




67-68

Итоговое повторение курса.

Что нас связывает с историей Древнего мира. Наследие Древнего мира – фундамент современной цивилизации. Знаменитые сооружения древности. Основные культурные достижения древних народов. Правители, государственные деятели, деятели культуры. Крылатые выражения.




2




Критерии и нормы отметочного оценивания

знаний обучающихся по предмету

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.


Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, текст Конституции РФ и РК, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, подчеркнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.
Оценка «5»- материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
Оценка «4»- в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Оценка «3»- в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
Оценивание тестов проверочных работ, контрольных работ, самостоятельных работ:
работа выполнена 100%-90%- оценка «5»;
работа выполнена 85%-70%- оценка «4»;
работа выполнена 65%-50%- оценка «3»;
работа выполнена менее чем на 50%- оценка «2»;
ученик отказался писать- оценка «1».

Ресурсное обеспечение.

Список литературы для учителя

  1. Arафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 5 кл.: к учебнику Ф.А Михайловского «История Древнего мира». М.: Русское слово, 2008-23 с.

  2. Арасланова О.В. поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 КЛ.: к учебникам АА Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение); Ф.А Михайловского (М.: Русское слово). М.: ВАКО, 2010- 304 с.

  3. Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000-302

  4. Быльева В. и др. История Древнего мира: Пособие для учителя истории. 5 КЛ. Брянск, 2003-144 с.

  5. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Просвещение, 2003-350 с.

  6. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2010-43с.

  7. Древний Восток: сложные вопросы школьной программы / В. Хачатурян, Н. Россель. М.: Чистые пруды, 2005-30 с.

  8. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,1997-76с.

  9. Зверева Л.И., Тувельман А.Е. Древний мир. 5 кл.: Краткие конспекты уроков для учителя истории. М.: ВЛ<1дос, 2004-71 с.

  10. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998-278с.

  11. Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима – М.,1998-123с.

  12. С.В Колпаков Н.А. Селунская «История древнего мира» 5 класс М. Дрофа 2003 год

  13. Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 КЛ.: Методическое пособие к учебнику / Е.В. Саплина, АИ. Саплин. М.: Дрофа, 2005-191 с.

  14. Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. – М.,2000-173с.

  15. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос-Пресс, 2003-272 с.

Список литературы для обучающихся

  1. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2010-43с.

  2. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977-148с.

  3. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998-278 с.

  4. Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 КЛ.: Методическое пособие к учебнику / Е.В. Саплина, АИ. Саплин. М.: Дрофа, 2005- 191 с.

  5. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос-Пресс, 2003-272 с.

Интернет – ресурсы. Сайты для учителей и учащихся по истории Древнего мира

  1. А. Лукьянова «Всемирная история для школьников. История первобытных времен>, (httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp? id=10006785)

  2. История Востока (Восток в древности) (l1ttр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1)

  3. Эллада (httр://www.hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным УКа3ателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам-

  4. Античная мифология ( http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index/htm) предполагает не только изучение материала, но и .возможность on-line тестирования, а Мифология (http://mifologia.cjb.net) содержит статьи, очерки, библиографию, произведения классиков, рисунки в «мифологическом» стиле, рецензии на книги (научные и художественные), тексты песен, статьи по музыке и т.д.
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс на 2012-2013 уч год
385.58kb.
Рабочая программа по Всеобщей истории. История древнего мира
414.4kb.
Рабочая учебная программа по Истории Древнего мира для 5 класса
131.25kb.
Рабочая программа по Истории в 9 классе (базовый уровень) Учитель: Гузиенко Игорь Юрьевич 2013-2014 учебный год
560.33kb.
Рабочая программа по истории 6 класс
255.64kb.
Рабочая программа по истории 6 класса на 2012-2013 учебный год учителя истории и обществознания
49.8kb.
Билеты по истории древнего мира для переводных экзаменов в 5-ых классах. Билет №1
21.93kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе стандарта основного общего образования по истории, федерального компонента базисного учебного плана по предмету
338.95kb.
Зубковой Светланы Александровны первая квалификационная категория по учебному курсу «Окружающий мир» 2 «Б» класс умк «Школа России» 2012 2013 учебный год рабочая программа
276.26kb.
Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «Русский язык» 6 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
433.47kb.
Приказ № от 2013 Рабочая программа учебного курса по истории для 7 класса на 2013-2014 учебный год
50.56kb.
2013г. 2013г. Рабочая программа Предмет: история Класс: 6 Учитель: Мазеина Наталия Александровна
351.95kb.