takya.ru страница 1страница 2
скачать файл
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 п. Белореченск Омутнинского района Кировской области

Утверждаю:

Директор МКОУ СОШ № 10

п. Белореченск

Омутнинского района

Кировской области

Н. П. Белых

Приказ № от



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «ИСКУССТВО»

9 класс

на 2011 – 2012 учебный год

Автор-составитель: Ларичева

Наталья Валентиновна,

учитель курса «Искусство»,

высшая категория
п. Белореченск 2011 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка» (2004 г), входящим в образовательную область «Искусство», программы «Искусство» Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской (2009)

Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на 34 ч (1 час в неделю).

Обучение ведётся по электронному учебнику Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство» для 8-9 классов; М.: Просвещение, 2009 г.

Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, A.Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, B.Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:



  • развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

  • овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Задачи реализации данного курса:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • воспитание художественного вкуса;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования.

Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.



Учебно-тематическое планирование уроков блока «ИСКУССТВО»

9 класс

(34 ч; 1 час в неделю)


Тема урока

Содержание изучаемого материала

Требования к уровню учащихся

Кол-во

часов


Раздел 1. Воздействующая сила искусства

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации личности. Массовая культура, ее функции. Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства. Коммерциализация искусства как неотъемлемая характеристика массовой культуры. Массовые и общедоступные искусства (тиражная графика, эстрадная развлекательная музыка и др.). Вкус и мода. Зрелище на службе внушения. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на людей. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Примерный художественный материал

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека.



Изобразительное искусство. Ритуально-внушающая роль наскальной живописи, языческих идолов, амулетов. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры). Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях (триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др.). Манипуляция сознанием человека в период 30—50-х годов XX в. (архитектура, живопись, плакаты, кино и др.). Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Внушающая сила рекламы (рекламные плакаты, листовки, клипы) и настенной живописи (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи, способы и формы бытования, ее функции (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Возвышенность религиозно-нравственных идеалов (Литургия, Всенощное бдение, Месса и др.). Использование музыки в тоталитарных режимах: от высокой музыкальной классики до массовых жанров (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Значение песен военных лет и песен на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Многообразие направлений в современной эстрадной отечественной и зарубежной музыке. Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Мака-ревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджералд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Основные библейские сюжеты и их трактовка в произведениях поэтов и писателей XIX—XXI вв. (Л. Толстой, Б. Пастернак, И. Шмелев и др.). Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х годов XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся

Показ возможностей манипуляции ' сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.



Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.



Знать:

  • основные праздники и обряды народов мира, связанные с ними традиции и обряды. Историческую основу того или иного праздника, его культурную ценность. Понятия: карнавал, гулянье, традиция, обряд;

  • представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентации современного человека;

  • понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);

  • роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой средой человеку и человеком среде. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; наиболее крупные художественные музеи России и мира;

  • историю появления и развития зрелищных видов искусства, особенности циркового и эстрадного видов искусств, их жанры. Известные цирковые династии как в России, так и за рубежом. Достижения современного циркового искусства и эстрады;

  • понимать роль зрелищных видов искусства в жизни человека;

  • историю появления театрального искусства, его особенности, жанры, основные амплуа актеров. Устройство зрительного зала в театре. Известные театральные постановки и их авторов. Понятия: театр, амплуа, рампа, актер;

  • видеть взаимосвязь различных видов искусства на театральной сцене, понимать роль театра в нашей жизни.

  • понятие ансамбля. Деталь и целое. Гармония и контраст Акцент, центр, фон, деталь – элементы языка дизайна одежды;

  • основные изобразительные виды искусства: живопись, графика, фотография, скульптура, дизайн, ДПИ, их особенности, художественные средства, шедевры архитектуры, скульптуры, живописи, графики, их авторов;

  • понятия: архитектурный стиль, графика, монументальная скульптура, декор и т.д.

Уметь:

  • определять место праздника и обряда в культуре народа, его духовную ценность. Находить культурные связи того или иного обряда, праздника, традиции у других народов;

  • ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства;

  • определять жанры и виды изобразительных видов искусства, делать сравнительный анализ (например, живописи и графики, живописи и скульптуры, живописи и фотографии);

  • работать с опорными схемами, выделять главное в учебном материале, выполнять творческие проекты;

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства; узнавать изученные произведения соотношении с массовой культурой;

  • определять основные жанры зрелищных видов искусств, называть их характерные особенности;

  • высказывать свою точку зрения, вести дискуссию;

  • характеризовать театральные жанры, приводить примеры известных театральных постановок;

  • делать сообщения, конспектировать, вести дискуссию;

  • создавать эскизы одежды графическими средствами.



13

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее

Порождающая энергия искусства — пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предсказание сложных коллизий XX—XXI вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Примерный художественный материал

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.



Изобразительное искусство. Предсказание грядущих событий в произведениях «Купание красного коня» К. Петро-ва-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича, «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Предсказание научных открытий в произведениях Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Использование иносказаний в живописи символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).

Музыка. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск как форма протеста (С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Шнитке и др.). Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор), компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Э. Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Ч. Айвз и др.). Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности.

Литература. Образы фантастики в литературных произведениях Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Образы фантастики в фильмах X. Райнла («Воспоминания о будущем»), К. Коламбу-са («Гарри Поттер»), Л. Бессона («Пятый элемент»), А. Тарковского («Солярис»), В. Левина («Капитан Немо») и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся

Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».




Знать:

понимать особенности художественного языка разных видов искусства;



  • экранные виды искусства: видео, телевидение;

  • основные циклы телевизионных телепередач, жанры видео и их средства художественной выразительности;

  • понятия: режиссер ТВ, телевидение, видеофильм, рекламный ролик.

Уметь:

  • выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;

  • классифицировать циклы телевизионных передач, правильно называть основные жанры видео;

  • осуществлять самостоятельный поиск.



























  • обработку" информации в области искусства, используя современные технологии;

  • выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;

  • работать с опорной схемой, делать сообщения.

6

Раздел 3.

Дар созидания. Практическая функция.

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция искусства (11 ч)

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Арттерапевтическое воздействие музыки. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Клип, монтаж в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Специфика изображений в полиграфии. Единство'стиля в материальной и духовной культуре. Традиции и новаторство в искусстве (по эпохам).



Примерный художественный материал

Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций.



Изобразительное искусство. Формирование окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи (примеры зданий и архитектурных ансамблей, формирующих вид города или площади: Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.; примеры монументальной скульптуры («Гатамеллата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Роль музыки в звуковом и «немом» кино. Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений — по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся

Поиск и описание предметов и явлений окружающей жизни, в которых явно прослеживается синтез науки и искусства. Обобщение собранного материала в форме альбома, доклада или компьютерной презентации.

Выполнение творческой работы на выбранную тему, пользуясь принципами бионики или методами фрактальных построений, средствами любого вида изобразительного искусства.

Подбор музыкального ряда к фрагменту документального или мультипликационного фильма, с использованием принципа контраста в передаче характера изображаемых явлений или героев.




Знать

  • особенности музыкального языка и образности, определяющие специфику музыки как вида искусства;

  • основные музыкальные инструменты;

  • имена крупнейших русских и зарубежных композиторов и их основные произведения;

  • роль и значение музыки в синтетических видах творчества;

  • специфику изображений в полиграфии;

  • основы архитектурного дизайна, дизайна интерьеров;

Уметь:

  • выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;

  • использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.

  • осуществлять самостоятельный поиск и обработку" информации в области искусства, используя современные технологии;

  • эмоционально - образно воспринимать содержание музыкальных произведений;

  • узнавать изученные произведения русских и зарубежных композиторов;

  • определять основные средства музыкальной выразительности;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

10

Раздел 4.

Искусство и открытие мира для себя.

Раздел IV. Искусство и открытие мира для себя

Творческое воображение на службе науки и искусства – новый взгляд на старые проблемы.




Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства, «рисунок человека» Леонардо да Винчи, эскиз к гравюре «Адам и Ева» А. Дюрера, геометрическое построение фигуры Адама) Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера Фотографии и примеры компьютерной графики с простыми и сложными фрактальными формами.

Музыка. Законы музыкальной композиции (миниатюра, произведения крупной формы, виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии), основанные на специфике восприятия человеком окружающих явлений, - примеры знакомой учащимся вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений.
Литература Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелёв)

Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др.

Вопрос себе, как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения.

Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства.


Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения в развитии науки и техники Искусство в жизни выдающихся людей.

Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. ,Бородин – химик, композитор; М. Чюрлёнис – композитор, художник, писатель; С. Рихтер – пианист и художник; С. Юдин – хирург, ценитель музыки; А. Энштейн –




физик-теоретик, скрипач и др.) Современный синтез науки и искусства (синергетика, фрактальная геометрия, бионика и т.д.) на службе у человека

Экранные искусства, театр
Творческое воображение режиссёров как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма («Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо» , «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обитованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история»

Знать:

  • представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентации современного человека;

  • современный синтез науки и искусства (синергетика, фрактальная геометрия, бионика)

Уметь:

  • использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.

5
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа по курсу «искусство» 9 класс
425.47kb.
Рабочая программа образовательная область «Искусство» учебный предмет «Изобразительное искусство» 5 7 класс
1491.2kb.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд»
129.87kb.
Программа по обществознанию 6 9 класс 2011 -2012 уч год Рабочая программа по курсу "Обществознание"
144.17kb.
Пилатова Ирина Григорьевна, учитель начальных классов I квалификационной категории 2013 г пояснительная записка. Уровень рабочей программы базовый Классификация рабочей программы типовая рабочая программа
346.22kb.
Сушковой Анны Анатольевны по учебному курсу «Православная культура» 2 класс (1год обучения) 2011-2012 год пояснительная записка рабочая программа
164.75kb.
Зубковой Светланы Александровны первая квалификационная категория по учебному курсу «Окружающий мир» 2 «Б» класс умк «Школа России» 2012 2013 учебный год рабочая программа
276.26kb.
Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «Русский язык» 6 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
433.47kb.
Рабочая программа по дисциплине Ф. 1 «Топиарное искусство и грин-арт в озеленении» по направлению подготовки бакалавров
247.35kb.
Рабочая программа по курсу «География России. Население и хозяйство»
1080.23kb.
Рабочая программа по литературе 5-6 класс
181kb.
2013г. 2013г. Рабочая программа Предмет: история Класс: 6 Учитель: Мазеина Наталия Александровна
351.95kb.