takya.ru страница 1
скачать файл
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Перелазская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю

Директор школы

Е. И. Сысоева

02.09.2013г.


Рабочая программа по математике
5 класс, дневная форма обучения

Программу составил:

учитель математики первой квалификационной категории

Студённая Н. И.


2013

Пояснительная записка

Цели обучения математике. Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.

Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира - математическим методом.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения - от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И, наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, выра6атывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитания умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач - основной учебной деятельности на уроках математики - развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, о6 особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.

Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идей симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математике в школе:


  • овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;

  • формирование представлений о6 идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Целью изучения курса математики в V классе является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгeбры и геометрии.

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивный рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.



Организация уче6но-воспитательного процесса. Образовательные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики математики как науки и учебного предмета, определяющей ее роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач.

Принципиальным положением организации школьного математического образования в основной школе становится уровневая дифференциация обучения. Это означает, что, осваивая общий курс, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, зафиксированным в настоящей программе, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей. При этом достижение уровня обязательной подготовки становится непременной обязанностью ученика в его учебной работе. В то же время каждый имеет право самостоятельно решить, ограничиться этим уровнем или же продвигаться дальше. Именно на этом пути осуществляются гуманистические начала в о6ученин математике.

Фундаментом математических умений школьников являются навыки вычислений на разных числовых множествах. А основой для них, в свою очередь, служат навыки устных вычислений, которые являются неотъемлемой частью любых письменных расчётов, служат основой для прикидки результата и т.д. Кроме того, устные вычисления – эффективный способ развития у детей устойчивого внимания, оперативной памяти и других, важных для обучения качеств. На формирование навыков устных вычислений необходимо обращать внимание на каждом уроке.

В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. В о6учении математике они являются и целью, и средством обучения и математического развития школьников. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся: уровень трудности задач, предлагаемых слабым учащимся, должен определяться требованиями настоящей программы; учащимся, уже достигшим этого уровня, целесообразно давать более сложные задачи. Дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки способствует разгрузке школьников, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе.

Следует всемерно способствовать удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к математике. Такие школьники должны получать индивидуальные задания (и в первую очередь нестандартные математические задачи), их следует привлекать к участию в математических кружках, олимпиадах, факультативных занятиях; желательно рекомендовать им дополнительную литературу. Развитие интереса к математике является важнейшей целью учителя.

Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, ее оптимизация с учетом возраста учащихся, уровня их математической подготовки, развития общеуче6ных умений, специфики решаемых образовательных и воспитательных задач. В зависимости от указанных факторов учителю необходимо реализовать с6алансированнсе сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизировать применение о6ьяснительно-иллюсгративных и эвристических методов, использование технических средств. Критерием успешной работы учителя должно служить качество математической подготовки школьников, выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач, а не формальное использование какого-то метода, приема, формы или средства обучения.

Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов.

Структура программы. Программа по математике для V класса состоит из двух разделов: Содержание программы и Требования к математической подготовке учащихся.

К программе прилагается календарно-тематическое планирование.

Рабочая программа школы разработана на основе Стандарта основного общего образования по математике, авторской программы Жохова В.И. , Виленкина Н.Я., Чеснокова А.С., Шварцбурда С.И.

Программа рассчитана на 5 часов в неделю, за год 176часов.

Изменений и расхождений с авторской программой вышеуказанных авторов нет, кроме того, что на итоговое повторение материала отводится вместо 16 часов 21 час.
Учебно-тематическое планирование


Наименование раздела программы

Количество

часов


Из них (количество часов)

контрольные работы

самостоятельные работы

Натуральные числа и шкалы.

15







1. Обозначение натуральных чисел.

3







2. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

3







3. Плоскость. Прямая. Луч.

2







4. Шкалы и координаты.

3







5. Меньше или больше.

3







6. Контрольная работа № 1.

1

1




Сложение и вычитание натуральных чисел.

21







1. Сложение натуральных чисел и его свойства.

5







2. Вычитание.

4







3. Контрольная работа № 2.

1

1




4. Числовые и буквенные выражения.

3







5. Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

3







6. Уравнение.

4







3. Контрольная работа № 3.

1

1




Умножение и деление натуральных чисел.

27








1. Умножение натуральных чисел и его свойства.

5







2. Деление.

7







3. Деление с остатком.

3







4. Контрольная работа № 4.

1

1




5. Упрощение выражений.

5







6. Порядок выполнения действий.

3







7. Квадрат и куб.

2







8. Контрольная работа № 5.

1

1




Площади и объёмы.

12








1. Формулы.

2







2. Площадь. Формула площади прямоугольника.

2







3. Единицы измерения площадей.

3







4. Прямоугольный параллелепипед.

1







5. Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда.

3







6. Контрольная работа № 6.

1

1




Обыкновенные дроби.

23








1. Окружность и круг.

2







2. Доли. Обыкновенные дроби.

4







3. Сравнение дробей.

3







4. Правильные и неправильные дроби.

2







5. Контрольная работа № 7.

1

1




6. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

3







7. Деление и дроби.

2







8. Смешанные числа.

2







9. Сложение и вычитание смешанных чисел.

3







10. Контрольная работа № 8.

1

1




Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

13







1. Десятичная запись дробных чисел.

2







2. Сравнение десятичных дробей.

3







3. Сложение и вычитание десятичных дробей.

5







4. Приближённые значения чисел. Округление чисел.

2







5. Контрольная работа № 9.

1

1




Умножение и деление десятичных дробей.

26







1. Умножение десятичных дробей на натуральные числа.

3







2. Деление десятичных дробей на натуральные числа.

5







3. Контрольная работа № 10.

1

1




4. Умножение десятичных дробей.

5







5. Деление на десятичную дробь.

7







6. Среднее арифметическое.

4







7. Контрольная работа № 11.

1

1




Инструменты для вычислений и измерений.

17







1. Микрокалькулятор.

2







2. Проценты.

5







3. Контрольная работа № 12.

1

1




4. Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник.

3







5. Измерение углов. Транспортир.

3







6. Круговые диаграммы.

2







7. Контрольная работа № 13.

1

1




Итоговое повторение курса математики 5 класса.

16







1. Контрольная работа № 14.

1

1




Всего

210 ч

14





Содержание программы

1. Натуральные числа и шкалы (15ч.)

Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

О с н о в н а я ц е л ь – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе, закрепить навыки построения и измерения отрезков.

Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков.

В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нём заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.

2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21ч.)

Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

О с н о в н а я ц е л ь – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

Начиная с этой темы, основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, т.к. они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями.

В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

3. Умножение и деление натуральных чисел (27 ч.)

Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.

О с н о в н а я ц е л ь – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.

Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на … (в …)», «меньше на … (в …)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествует преобразование соответствующих буквенных выражений.

4. Площади и объёмы (12ч.)

Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.

О с н о в н а я ц е л ь – расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объёмов и систематизировать известные сведения о единицах измерения.

При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи



5. Обыкновенные дроби (23 ч.)

Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

О с н о в н а я ц е л ь – познакомить учащихся с понятием дроби в объёме, достаточном для введения десятичных дробей.

В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.



6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13ч.)

Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.

О с н о в н а я ц е л ь – выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся чёткого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.

Подчёркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам.

Определённое внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.

При изучении операции округления числа вводится новое понятие – «приближённое значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.

7. Умножение и деление десятичных дробей (26ч.)

Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

О с н о в н а я ц е л ь – выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.



8. Инструменты для вычислений и измерений (17ч.)

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.

О с н о в н а я ц е л ь – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

У учащихся важно выработать содержательное понимание смысла «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого.

Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы.

Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.

В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.

9. Повторение. Решение задач (21ч.)

Требования к уровню подготовки учащихся
Числа и вычисления

В результате изучения курса математики 5 класса учащиеся должны:

а) знать

- определение натуральных чисел;

- правила сравнения натуральных чисел, обыкновенных дробей с одинаковыми

знаменателями и одинаковыми числителями, десятичных дробей;

- правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями,

десятичных дробей;

- правила умножения и деления десятичных дробей;

- правило округления чисел;

- правило перевода десятичной дроби в обыкновенную и обыкновенной дроби в

десятичную;



б) уметь

- правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их

записи: натуральное число, обыкновенная дробь, десятичная дробь;

- переходить от одной формы записи чисел к другой: представлять десятичную дробь в

виде обыкновенной, проценты – в виде десятичной или обыкновенной дроби;

- сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше» и

«меньше» с расположением точек на координатном луче;

- выполнять арифметические действия с натуральными числами, десятичными дробями,

сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями; сочетать

при вычислениях устные и письменные приёмы;

- решать основные задачи на проценты;

- округлять натуральные числа и десятичные дроби, производить прикидку результата

вычислений.

Выражения и их преобразования

В результате изучения курса математики 5 класса учащиеся должны:

а) знать

- определение числового и буквенного выражений;

- определение значения числового выражения;

б) уметь

- составлять несложные буквенные выражения и формулы;

- упрощать простейшие буквенные выражения;

- осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки выполнять

соответствующие вычисления;

- находить значение квадрата и куба натурального числа и десятичной дроби.



Уравнения и неравенства

В результате изучения курса математики 5 класса учащиеся должны:

а) знать

- определение уравнения;

- определение корня уравнения; понимать, что значит решить уравнение;

б) уметь

- решать линейные уравнения;

- решать несложные задачи с помощью уравнений;

- читать и записывать двойные неравенства.



Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин

В результате изучения курса математики 5 класса учащиеся должны:

а) знать

- определение отрезка, луча, угла, треугольника, окружности.

б) уметь

- распознавать на чертежах и моделях отрезки, углы, лучи, треугольники,

прямоугольники, окружности, прямоугольный параллелепипед;

- выполнять чертежи по условию задачи;

- владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для

изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;

- решать задачи на нахождение геометрических величин: длин, площадей, периметров,

объёмов, градусных мер углов.

Учебно-методическое обеспечение


  1. Математика, 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений

Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд

М., «Мнемозина», 2008



  1. Жохов В.И.

Преподавание математики в 5 – 6 классах: методическое пособие.

М., «Мнемозина», 2004



  1. Жохов В.И.

Математика 5 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений

В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева

М., «Мнемозина», 2008


  1. Жохов В.И.

Математика, 5 класс. Диктанты для учащихся общеобразовательных учреждений

В.И. Жохов, И.М. Митяева

М., «Мнемозина», 2006


  1. Жохов В.И.

Математический тренажёр, 5 класс: пособие для учителей и учащихся

М., «Мнемозина», 2009


Дополнительная литература

  1. А.П. Попова

Поурочные разработки по математике. К учебному комплекту Н.Я. Виленкина и др.

5 класс (М., «Мнемозина»)

М., «Вако», 2011


  1. Г.И. Григорьева

Поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс»

Волгоград, «Учитель – АСТ», 2003



  1. А.С. Чесноков, К.И. Нешков

Дидактические материалы по математике для 5 класса средней школы

М, «Просвещение», 1990



  1. Е.Б. Арутюнян, М.Б. Волович, Ю.А. Глазков, Г.Г. Левитас

Математические диктанты для 5 – 9 классов

М, «Просвещение», 1991



Рассмотрено

Руководитель МО

Струговец И. Д.

Протокол № 1 от 02.09.2013г.
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа по математике 5 класс, дневная форма обучения Программу составил
222.79kb.
Рабочая программа по истории Класс: 10 Уровень обучения: базовый Форма обучения: дневная Составил
198.71kb.
Рабочая программа по технологии Класс: 3 Уровень обучения: базовый Форма обучения: дневная Составила
356.27kb.
Рабочая программа по немецкому языку Класс: 5 Уровень обучения: базовый Форма обучения: дневная Составила
175.67kb.
Рабочая программа по математике ( 8 класс)
556.92kb.
Рабочая программа по математике для учащихся 1б класса коррекционно-развивающего обучения педагога Селютиной Любови Александровны
494.15kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031001. 65 Филология. Форма обучения заочная
396.21kb.
Рабочая программа для студентов направления 080101. 65 «Экономическая безопасность», очная и заочная форма обучения
1124.31kb.
Рабочая программа по математике 5-9 класс Воробьева С. Н. Принята на
2137.18kb.
Емченко Ирины Николаевны I квалификационная категория по учебному предмету «Алгебра» 9 класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год пояснительная записка Статус документа рабочая программа
578.85kb.
Рабочая программа по музыке (6 класс)
178.5kb.
Рабочая программа по математике 9 класс составлена на основе: федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования
717.64kb.