takya.ru страница 1
скачать файл
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

им. Хуснутдинова А.Г. с. Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан

Рассмотрено Утверждаю

методическим объединением ___________________ Директор школы

___________________________________/___________/ __________ Г.А. Киреева

Протокол № ____ от «____ » ___________20___г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «История и культура Башкортостана»

на 2013-2014 учебный год

для 5-6 классов

Составитель:

учитель ИЗО первой квалификационной категории

АМИНЕВА Г.М.


с. Учалы - 2013 г.



Пояснительная записка
Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана»

При этом авторы стремились сохранить преемственность и принципиальные подходы составления предыдущих программ.

Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Это настоятельная потребность времени, поэтому сохранение предмета «История и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана.

Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности.

Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.

В связи с перераспределением часов, программа для 5 и 6 классов составлена начиная со 2 четверти, с учетом учебного плана, по 1 часу в неделю, всего 26 часов.



Цели и задачи курса:

  • Содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;

  • Формировать здоровые этико- эстетические представления школьников;

  • Привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации;

  • Способствовать возрождению и развитию национальных культур

  • Способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт;

  • Формировать творческое мышление у школьников.

Учащиеся 5 класса по предмету «История и культура Башкортостана» должны знать:



  • по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, пословицы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связанные с историей народа, баиты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей- сэсэнов;

  • по литературе : основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов (М.Гафури, М.Карим, З.Биишева, Р.Нигмати, Ф.Исянгулов, Д.Юлтый), иметь общее представление об основных этапах башкирской литературы.

Учащиеся должны быть знакомы с творчеством некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других республиках, быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.

Углубленное изучение истории Башкортостана призвано способствовать расширению кругозора учащихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников.
Учащиеся 6 класса по предмету «История и культура Башкортостана» должны знать:

  • по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (легенды и предания, песни, особенно связанные с историей народа, баиты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей- сэсэнов;

по литературе : основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов (Г.Хусаинов, А.Бикчентаев, Н.Мусин, А.Карнай, М.Карим, С.Агиш, К.Мэргэн, произведения поэтов Башкортостана о родном языке (Б. Бикбай, З. Биишева, Р. Гарипов, Р. Шакур, Р. Бикбаев и другие),татарского народного поэта Г.Тукая ,иметь общее представление об основных этапах башкирской литературы.

  • по декоративно- прикладному и изобразительному искусству: знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферах его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.) ,о связи (общие моменты и различия) декоративно- прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других художников, скульпторов РБ;

Углубленное изучение истории Башкортостана призвано способствовать расширению кругозора учащихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников:

  • представления о религии в истории народов, о религии народов Башкортостана;

  • о письменности башкир; о шэжэрэ

  • о традициях и обычаях башкир

  • о театрализованных обрядах и театрах

  • об орнаменте и декоративно-прикладном искусстве башкир

  • о роле живописи

  • о культуре местного населения


Главная задача курса– воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую личность, знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным ценностям.
Общая характеристика учебного процесса:

В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:



  • Урок, сочетающий урок с объяснением;

  • Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;

  • Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;

  • Лекция с элементами беседы;

  • Пересказывание текста учебника в связной монологической форме;

  • Раскрывать содержание иллюстраций.

  • Просмотр видеофильмов


УМК:

Программы общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана» 1-9 классы. Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова


Учебник «Родной Башкортостан» Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. –Уфа : Китап,2005 5 класс.

Учебник «Родной Башкортостан» Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. –Уфа : Китап,2008 6 класс.




Межпредметные связи:

Башкирский язык и литература, география, история

   

Требования к уровню усвоения предмета

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

Литература для ученика
Учебник «Родной Башкортостан»автор Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. –Уфа : Китап,2005, 5 класс.

Учебник «Родной Башкортостан»автор Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. –Уфа : Китап,2006, 6 класс.

«Рассказы по истории Башкортостана» Под ред. Акманова И.Г. Уфа, «Китап», 2001.

Дополнительная литература


  1. Башкирские богатырские сказки.Уфа:Китап,1988г.

  2. Башкирские музыкальные инструменты.Уфа:Китап,1989г.

  3. Башкирские народные сказки.Уфа:Китап, 1980.

  4. Песня о родной Уфе: Уфа,Китап,1997

  5. Башкирские народные сказки.Уфа,Китап, 1980.

  6. Башкирские сказки и легенды. Уфа,Китап, 1996.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. Хуснутдинова А.Г.

с. Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан

Согласовано: Утверждаю:

Зам. директора по УВР Директор школы

____________ Ф.С. Исхакова ____________ Г.А. Киреева

«____» ___________ 20 г « ___» _____________ 20 г.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предмет: история и культура Башкортостана

Классы: 5 а, б; 6 а, б

Учитель: АМИНЕВА Г.М.

Количество уроков в год - 34 часа; в неделю: 1 час.
Учебник:


    1. Учебник «Родной Башкортостан»автор Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. –Уфа : Китап,2005, 5 класс.

    2. Учебник «Родной Башкортостан»автор Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. –Уфа : Китап,2006, 6 класс.


Дополнительная литература:

3. История культуры башкир. Кузбеков Ф.Т. Уфа, 1997

4. Рассказы по истории Башкортостана. Под ред. Акманова И.Г. Уфа, «Китап», 2001.

Тематическое планирование составила _______________ Аминева Г.М.



Рассмотрено:

на заседании МО учителей ___________________________

___________________________________________________

протокол № ………. от «…..» _______________ 20 г.

Руководитель МО ___________________________________

Календарно-тематическое планирование уроков ИКБ в 5 классе




Содержание темы

Часы

Дата проведения

Оснащение урока

Домашнее задание

По плану

Фактич.

1 (9)

Народное творчество. Основные жанры фольклора

1







Учебник, книга

« Башкирский детский фольклор»



Записать пословицы и поговорки

2 (10)

Народные сказки и их виды. Сказки о животных

1







Учебник, книга «Башкирские сказки и легенды»


Дочитать текст на стр. 58-60

3 (11)

Волшебные сказки, роль вымысла в них.

1







Дочитать текст на стр. 71-77

4 (12)

Бытовые сказки, их тематика

1







Дочитать текст на стр. 84-87

5 (13)

Богатырские сказки «Урал батыр», «Акъял батыр»,

1







Учебник

Дочитать текст до стр. 9

6 (14)

Шуточные сказки, кулямасы.

1







Учебник , книга «Башкирские сказки и легенды»

Дочитать текст на стр. 118-120

7 (15)

Легенды и предания. Эпос.

1







Дочитать текст на стр. 126-130

8 (16)

Пословицы и поговорки, загадки.

1







Учебник, книга

«Баш3орт халы3 ижады»



Повторить по тетради, подготовиться к опросу

9 (17)

М. Гафури – первый народный поэт Башкортостана. Басни.

1







Учебник, портрет М.Гафури ,

Дочитать текст

10 (18)

Д. Юлтый..Рассказ «Маленький Кутуш»

1







Учебник, портрет Ю. Юлтыя,

Повторить по тетради,

11 (19)

М. Карим. Рассказ «Таганок»


1







Учебник, портрет М.Карима,

Дочитать текст

12 (20)

З. Биишева. Рассказ «Мастер и подмастерье».

1







Учебник, портрет З.Биишевой

Дочитать текст

13 (21)

Ф. Исянгулов. Рассказ «Мост Хамита».

1







Учебник, портрет Ф.Исянгулова

Дочитать текст

14 (22)

Р.Нигмати. Поэма «Ответы на вопросы моей дочери»

1







Учебник, портрет Р Н игмати

Повторить по тетради

15 -16 (23-24)

Башкирская народная музыка, её классификация. Башкирские народные песни.

2







Учебник, аудиозаписи, интернет-портал «Культура Башкортостана»

Повторить по учебнику

17 (25)

Музыкальные народные инструменты. «Легенда о курае».

1







Учебник, иллюстрации

Повторить по учебнику

18 (26)

Кубыз. Его строение и разновидности. Домбра. Возрождение башкирской домбры

1







Учебник, аудиозаписи, интернет-портал «Культура Башкортостана

Повторить по тетради

19 (27)

Творческие портреты кураистов.


1







Учебник, аудиозаписи, интернет-портал «Культура Башкортостана

Повторить по учебнику

20 (28)

Образ курая в литературе и искусстве.

1







Дочитать текст

21 (29)

Народные детские игры, их роль в воспитании детей.

1







Учебник, книга «Башкирские детские игры»,

Записать детские инры родителей

22 (30)

Виды детских игр. Детские игры других народов Башкортостана

1







Учебник, Сулейманов А.М. «Башкирский детский фольклор»




23 -24 (31-32)


Народная медицина, народные врачеватели.

1







Учебник 6 кл, иллюстрации,

книга «Растения Башкортостана»



Записать названия лекарственных трав

Способы лечения


1







Повторить все темы

25-26 (33-34)

Повторение и обобщение пройденного материала.

2














Календарно-тематическое планирование уроков ИКБ в 6 классе




Содержание темы

Часы

Дата проведения

Оснащение урока

Домашнее задание

По плану

Фактич.

1 (9)

Календарь. Народные поверья и приметы

1

9.11.

11.11.





Учебник, образцы различных календарей

Стр. 35-42 читать

2 (10)

Принятие ислама башкирами. Религиозные праздники мусульман

1

16.11.

18.11.





Учебник, иллюстрации, аудиозаписи

Стр. 46-52 читать

3 (11)

Распространение ислама в крае. Миссионеры.

1

23.11.

25.11.





Учебник, иллюстрации с изображением мечетей, кэшэне

Стр. 52-58 читать повторить тему

4 (12)

Архитектура ислама. Мечети.

1

30.11.

2.12.





Повторить тему

5 (13)

Игры и национальные виды спорта. Курэш.

1

7.12.

09.12.





Учебник, иллюстрации

Гл.7, §1 (стр. 65-68)

6 (14)

Конные виды спорта. Конно- спортивный спорт в Башкортостане. Ипподром «Акбузат» в г. Уфе.

1

14.12.

16.12.





Гл.7, §2-3 (стр. 68-75)

7 (15)

Элементы театра в обрядах, народном творчестве и танцах, башкирской свадьбе. Сабантуй как театрализованный народный праздник.

1

21.12.

23.12.





Учебник, иллюстрации, видоефильм

Гл.8, §1 (стр. 76-84)

8 (16)

Понятие о театре. Республиканский театр кукол

1

28.12.

13.01.





Учебник, иллюстрации

Гл.8, стр. 84-85

9 (17)

Башкирский народный орнамент, его красочность и многообразие.

1

18.01.

20.01.





Учебник, иллюстрации: см. альбом «ДПИ», «ДПИ башкир»

Стр. 86-88 читать

10 (18)

Виды ДПИ, истоки ДПИ.


1

25.01.

27.01.





Стр. 89-97 читать

11 (19)

ДПИ в организации жилья. Башкирская юрта.

1

1.02.

03.02.





Стр. 97-101 читать

12 (20)

Украшение бревенчатых домов. Домовая резьба.

1

8.02.

10.02.





Учебник, иллюстрации: см. альбом «ДПИ», «ДПИ башкир», «Графика» Хакимова

Повторить тему

13 (21)

Ислам и живопись. Профессиональное изобразительное искусство в Башкортостане.

1

15.02.

17.02.





Учебник, иллюстрации: см. альбом «Живопись» выпуск 1, слайды

Стр. 103-107 читать

14 (22)

Жизнь и творчество М.Нестерова. Художественный музей им. М.Нестерова.

1

22.02.

24.02.





Стр. 107-108 читать

15 (23)

Творчество К.Девлеткильдеева. Союз художников Башкортостана (1934).

1

1.03.

03.03.





Повторить главу 10

16 (24)

Скотоводство. Образ коня в фольклоре и музыке. Земледелие.

1

15.03.

10.03.





Учебник, иллюстрации, аудиозаписи

Гл.11, §1 (стр. 112-117)

17 (25)

Охота и охотничьи приспособления, рыболовство.

1

5.04.

17.03.





Учебник, иллюстрации

Гл.11, §2 (стр. 117-120)

18 (26)

Бортничество. Башкирский мед. Лесные промыслы

1

12.04.

07.04.





Учебник, иллюстрации

Повторить главу 11

19 (27)

Поэты Башкортостана о родном языке. Песни о родном языке на слова поэтов.

1

19.04.

14.04.





Учебник, аудиозаписи




20 (28)

Анвер Бикчентаев «Орел умирает на лету».Новые сведения об А. Матросове. Памятник А.Матросову в Уфе.

1

26.04.

21.04.





Учебник, портрет писателя, иллюстрации книга Р.Насырова «Откуда ты родом, Иатросов?»

Стр. 141-145 читать

21 (29)

Нугуман Мусин-певец башкирского леса. Рассказы « Сказания голубой речки».

1

3.05.

28.04.





Учебник, портрет писателя

Стр. 151-159

22 (30)

Али Карнай, Сагит Агиш. Жизнь и творчество.

1

10.05.

05.05.





Учебник, портрет писателя

Стр. 165-167 читать

23 (31)


Кирей Мерген. Рассказ «Высота тридцати батыров». Героизм защитников Родины.

1

17.05.

12.05.





Учебник, портрет писателя

Стр. читать

24 (32)

Габдулла Тукай. Произведения для детей.

1

24.05.

19.05.





Учебник, портрет писателя, иллюстрации из книг

Стр. читать

25-26 (33-34)

Повторение и обобщение пройденного материала.

2

31.05.

26.05.








Повторить все темы

скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа по предмету «История и культура Башкортостана» на 2013-2014 учебный год для 5-6 классов Составитель
197.36kb.
Рабочая программа по истории 6 класс
255.64kb.
Махортова Дениса Николаевича по учебному предмету «Английский язык» 2 класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год пояснительная записка Данная программа
912.78kb.
Рабочая программа по алгебре в 9 классе на 2013 -2014 учебный год
836.78kb.
Емченко Ирины Николаевны I квалификационная категория по учебному предмету «Алгебра» 9 класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год пояснительная записка Статус документа рабочая программа
578.85kb.
Приказ № от 2013 Рабочая программа учебного курса по обществознанию для 8 класса на 2013-2014 учебный год
85.21kb.
Приказ № от 2013 Рабочая программа учебного курса по истории для 7 класса на 2013-2014 учебный год
50.56kb.
Рабочая программа дополнительного образования на 20012 -2013 учебный год Планирование рассчитано на 68 часов 2 часа в неделю
80.24kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Детская риторика» на 2013 2014 учебный год
353.14kb.
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс на 2012-2013 уч год
385.58kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 4 классе Учитель: Комратова Любовь Александровна 2013-2014 учебный год
373.61kb.
Цветковой Екатерины Николаевны по учебному предмету «Технология» 2 класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год
417.84kb.