takya.ru страница 1
скачать файл
Трудовое обучение

Пояснительная записка
Статус документа

Рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» 1 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.



Общая характеристика учебного предмета

Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

Обучение школьников строиться с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различный материалов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяется возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

- практико-ориентированная направленность содержания обучения;

- применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для расширения технических и технологических задач;

- применение поученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Программой предусматривается обязательное изучение обще трудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов.

Основные содержательные линии

С учетом спецификации данного учебного предмета в программе выделены четыре содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал.

Первый раздел «Учимся размышлять» определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащегося по осознанию практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы.

Второй раздел программы «Готовимся к практической работе» предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, отбору нужного количества материала.

Третий раздел «Учимся выполнять новые операции» и четвертый «У нас получаются красивые изделия» определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий.

Пятый раздел «За год мы узнали новые слова» является своеобразным справочником – контролером для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов, причем все перечисляемые слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу.



    • Как называется этот инструмент?

    • Не можешь ли сказать, почему?

    • Что им делают?

- Какие у него есть родственники?

Цели обучения

В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели:



  • развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения. Технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

  • освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;

  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;

  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практической применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на учебный предмет «Трудовой обучение» отводиться 1 час в неделю, всего на изучение программного материала отводиться 33 часа.



Общеучебные умения навыки и способы деятельности

В 1 классе дети под руководством учителя рассматривают образец в сборе и деталях, определяя количество деталей и их форму. При обсуждении технологии изготовления изделия составляют словесный план, различая только понятия «материал» и «инструмент», поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.

В части теоретического рассмотрения вопросов материаловедения в каждом классе предусмотрены наблюдения и опытное исследование некоторых физических и механических свойств бумаги, ткани, полиэтилена в сравнении друг с другом и изменения этих свойств в зависимости от разного вида воздействия на материал сминание, смачивание, растяжение, нагревание, покрытие защитной оболочкой из разного материала.
Результаты обучения

К концу 1 класса учащиеся должны знать (понимать):

♦ названия и назначения материалов (бумага, ткань):

♦ приемы черчения эскиза, правила написания цифр на эскизе;

♦ названия и назначения ручных инструментов;

♦ правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами;

♦ алгоритм изготовления изделий из бумаги, ниток, ткани и различных материалов;

♦ порядок подготовки к работе и последовательность заданной работы.


К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

♦ рассматривать и анализировать изделие (определять его назначение, материал, способ соединения деталей, последовательность изготовления);

♦ правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

♦ соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;



♦ экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы в несколько раз, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали с помощью клея, вышивать, работать с разными материалами.
Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа



Учебная дисцип-

лина


Класс


Програм

ма, кем рекомендована и когда


Тип програм-

мы

(государственная, авторская)

Кол - во часов

в неделю,

общее

количество

часов


Базовый учебник


Методическое обеспечение


Дидактическое обеспече

ние

Трудо

вое обуче

ние

1

Програм

ма автора

Т. М. Герони

мус

Рекомен

довано Министерством образова-

ния и науки РФ

Государ

ственная

1 час в неделю

33 часа

в год

Т. М. Герони

мусс «Я все умею делать сам»


  1. Учебник

  2. Методическое пособие




1. Нагляд ный материал, раздаточ-

ный материал, доска



Календарно - тематический план по трудовому обучению

1 класс


п/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них

Сроки изучения темы

Контрольные и диагностические работы

Сроки проведения

Экскурсии

Примечания

1

Учимся размышлять

3

Выставка работ «Мастер и мастерица»

+

2

Готовимся к практической работе

8

Выставка работ «Мастер и мастерица»

3

Учимся выполнять новые операции

11

Выставка работ «Мастер и мастерица»

+

4

у нас получаются красивые изделия

10

Выставка работ «Мастер и мастерица»

5

За год мы узнали новые слова

1

Тест



Учебно-тематическое планирование

по трудовому обучению

1 класс
Раздел 1 «Учимся размышлять» 3 часа
Комплексно-дидактическая цель

Знать:

- название материалов: бумага альбомная, цветная для аппликаций, крепированная, бумажная макулатура, картон, льняная ткань, пряжа, нитки, вата, природные материалы, клей ПВА;

- общие и частные правила безопасной работы на уроках труда.
Уметь:

- определять по внешнему виду физические свойства используемых материалов: цвет, блеск, прозрачность, фактура поверхности;

- рассматривать образец изделия, определять назначение, материал из которого изготовлена вещь.


№ п/п

Тема урока



Кол-во ч

Типы уроков

Дата проведения

Беседа по ТБ



1.

Правила безопасности труда. Виды бумаги. Инструменты.

1

Изучение, первичное закрепление новых знаний




Работа с бумагой

2.

Плоская аппликация из семян на картонной основе.

2

Изучение, первичное закрепление новых знаний Практическая работа




Работа с ножницами



Раздел 2 «Готовимся к практической работе» 8 часов

Комплексно-дидактическая цель



Знать:

- название материалов и инструментов для работы;

- общие и частные правила безопасной работы на уроках труда.
Уметь:

- размещать в нужное время на рабочем столе инструменты, материалы и приспособления;

- рассматривать образец изделия, определять назначение, материал из которого изготовлена вещь;

- выбирать в зависимости от размеров деталей наименьшие обрезки материалов для работы.




№ п/п

Тема урока



Кол-во ч

Типы уроков

Дата проведения

Беседа по ТБ



1

Тематические аппликации из засушенных листьев: лес после дождя, бабочки на лугу.

1


Практическая работа




Работа с бумагой

2

Оригами (собачка, мышонок, рыбка, кот).

1

Практическая работа




Работа с бума- гой, ножницами

3

Окрашивание бумаги кляксой.

1

Практическая работа




Работа с красками

4

Гофрированная бабочка из самостоятельно окрашенной бумаги.

1

Практическая работа




Работа с бума- гой, ножницами

5

Гофрированные изделия – складной веер.

1

Практическая работа




Работа с

бумагой


6

Плоские бумажные аппликации с небольшими мозаичными фрагментами.

1

Практическая работа




Работа с ножницами, клеем

7

Многоцветные резаные мозаич - ные аппликации сложного кон - тура (петушок, рыбка) на жестком фоне.

1


Практическая работа



Работа с ножницами, клеем



8

Салфетка для праздничного стола. Фигурки из бумажных салфеток – ролик.

1


Практическая работа








Раздел 3 «Учимся выполнять новые операции» 11 часов

Комплексно-дидактическая цель



Знать:

- название материалов и инструментов;

- правила разметки квадрата, криволинейных деталей по шаблону, на глаз, по выкройке;

- правила гофрирования бумаги;

- правила наклеивания деталей;

- общие и частные правила безопасной работы на уроках труда.


Уметь:

- рассматривать образец изделия, определять назначение, материал из которого изготовлена вещь;

- сушить склеенные изделия под прессом и в растяжку;

- выполнять шов «вперед иголку» по мережечной дорожке.




№ п/п

Тема урока



Кол-во ч

Типы уроков

Дата проведения

Беседа по ТБ



1

Объемные ребристые игрушки из деталей сложной формы – шар, груша, яблоко.

1


Практическая работа




Работа с шаб -лонами, нож - ницами, клеем

2

Гнутые елочные игрушки из квадратов и полос. Самоцвет, звездочка.

1


Практическая работа




Работа с шаб -лонами, нож - ницами, клеем

3

Ажурные изделия из складной заготовки. Снежинка.

1

Практическая работа




Работа с ножницами

4

Работа с тканью. Сервировочная салфетка с бахромой и мережкой (дорожкой)

1


Практическая работа



Работа с иглой, ножницами



5

Вышивание швом «вперед иголку» по мережной дорожке

1

Практическая работа



Работа с иглой, ножницами



6

Наклеивание деталей. Куклы-наперстки.

1

Практическая работа



Работа с иглой, ножницами



7

Бумажная аппликация из вырванных деталей «Лес зимой».

1


Практическая работа



Работа с клеем



8

Бумажный плетеный коврик с каймой.

1

Практическая работа




Работа с ножницами

9

Гнутые розы из крепированной бумаги на ветке.

1

Практическая работа




Работа с ножницами

10

Урок-опыт «Материалы вокруг нас»

1

Практическая работа







11

Игрушки из объемных природных материалов: лесная полянка, бычок.

1


Практическая работа




Работа с ножницами, клеем


Раздел 4 «У нас получаются красивые изделия»

Комплексно-дидактическая цель



Знать:

♦ названия и назначения материалов (бумага, ткань):

♦ приемы черчения эскиза, правила написания цифр на эскизе;

♦ названия и назначения ручных инструментов;

♦ правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами;

♦ алгоритм изготовления изделий из бумаги, ниток, ткани и различных материалов;

♦ порядок подготовки к работе и последовательность заданной работы.
Уметь:

♦ рассматривать и анализировать изделие (определять его назначение, материал, способ соединения деталей, последовательность изготовления);

♦ правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

♦ соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

♦ экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы в несколько раз, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали с помощью клея, вышивать, работать с разными материалами.


№ п/п

Тема урока



Кол-во ч

Типы уроков

Дата проведения

Беседа по ТБ



1

Снеговичок из ватных шариков, обсыпанных блестками.

1

Практическая работа




Работа с ватой, клеем

2

Подвеска из яичной скорлупы «Фонарик светлячка».

1

Практическая работа




Работа со скорлупой

3

Пасхальные сувениры: скорлупа яиц, расписанная фломастера -ми, украшенная резанной мозаикой.

1


Практическая работа




Работа со скорлупой

4

Работа с нитками и бумагой «Гномик».

1

Практическая работа




Работа с ножницами

5

Автомобиль и другие игрушки из спичечных коробков.

1

Практическая работа




Работа с ножницами, клеем

6

Поролоновый игольник.


1


Практическая работа




Работа с ножницами, клеем

7

Однослойная прихватка.

1

Практическая работа



Работа с иглой, ножницами



8

Гараж-ракушка из плотной бумаги.

1

Практическая работа







9

Выпуклая аппликация «Утренний цветок»

1

Практическая работа




Работа с ножницами

10

Вертушка.

1

Практическая работа








Раздел 5 «За год мы узнали новые слова» 1 час
Знать значения слов:

Рабочее место, материал, инструмент. Конструкция, план.

Фальцовка, подрезная доска, полотна ножниц, шаблон, угольник, нитепродеватель, выкройка, кусачки, губки у кусачек.

Проволка, мулине, фольга, металлизированная и крепированная бумага.

Фальц, овал, плоскость, ребро, симметричная деталь, шкала, риска.

Аппликация, композиция, орнамент, мозаика, стежок, крой.



Уметь выполнить:

Разметку, гофрирование, сгибание, надрезание, прорезание.




№ п/п

Тема урока



Кол-во ч

Типы уроков

Дата проведения

Беседа по ТБ



1

За год мы узнали новые слова

1

Тест








Прохождение программы по трудовому обучению

в 1 классе 2010 – 2011 уч. год


Периоды

1 период

2 период

3 период

4 период

5 период

6 период


Выполнение программы

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

5 ч




5 ч




5 ч




5 ч




6 ч




7 ч








































Список литературы по реализации программы

Для учителя:

  1. Т. М. Геронимус «Я все умею делать сам» 1 класс

  2. Поурочные разработки по трудовому обучению 1 класс.


Для ученика:

  1. Т. М. Геронимус «Я все умею делать сам» 1 класс


скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа по предмету «Трудовое обучение»
155.03kb.
Рабочая программа разработана на основе Примерной образовательной программе основного общего образования «Технология. 9 класс» ипрограммы «Технология. Трудовое обучение». 1-4, 5-11 классы. Под ред. В. Д. Симоненко, Ю. Л
365.92kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика»
191.27kb.
Библиографический список методических материалов по теме: «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся»
40.89kb.
Рабочая программа по предмету: «Брянский край»
163.61kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 4 классе Учитель: Комратова Любовь Александровна 2013-2014 учебный год
373.61kb.
Рабочая программа дисциплины «системный анализ»
426.11kb.
Рабочая программа по предмету «математика» умк «школа россии»
484.84kb.
Сборник упражнений по грамматике. Ю. Голицынский. Изд-во "Каро" Согласно учебному плану рабочая программа предусматривает обучение в объёме 136 часов
22.22kb.
Рабочая программа дисциплины «математика»
558.73kb.
Программа Волонтерского туристического отряда «Пчелки» Летнего объединения «Трудовое лето» Черепанова Н. Л
22.53kb.
Емченко Ирины Николаевны I квалификационная категория по учебному предмету «Алгебра» 9 класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год пояснительная записка Статус документа рабочая программа
578.85kb.