takya.ru страница 1
скачать файл
Управление образования администрации округа Муром Владимирской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»


«Согласовано»

на методическом совете

протокол №______________

от ______________ 2011 г.

Руководитель методического совета

______________ Т.В.Мочалова




«Утверждаю»

Директор МОУ «Средняя школа № 20»

_________ Е.С.Клюшникова

«_____» ______________ 2011 г.

Приказ № _________

от __________2011 г.






Рабочая программа

по внеурочной деятельности

для начальной школы

«Край, в котором я живу»

Разработчик программы

педагог дополнительного образования

МОУ «Средняя школа № 20»:

учитель начальных классов Николаева Ю.К.

2011
Пояснительная записка.

Предлагаемая программа факультативного курса «Край, в котором я живу» разработана в соответствии с требованиями развивающей программы Л.В. Занкова, главной задачей которой является представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир».

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.

Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретает Пришвинская фразы: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.

Цель данного курса – расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.

Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи:



  • содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в городе, области и крае, входящего в целую страну Россию;

  • воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, своей области;

  • воспитание толерантности, уважения к ценностям народов, населяющих Россию, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;

  • обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;

  • изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.

ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Особенности программы

Курс рассчитан на 4 года обучения.

В первом классе курс состоит из четырёх частей:

«Моя семья» (17 ч)

«Моя школа» (9 ч.)

«Мой город» (14 ч.)

«Моя область. Природа родного края» (26 ч.)

Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Рассчитан факультативный курс на 66 часов (2 часа в неделю).

Темы занятий из года в год будут расширяться, углубляется  материал, усложняются формы работы.

Во втором классе основное внимание будет уделено изучению истории развития Муромского края. Темы первого класса также будут продолжены и во втором классе.

В третьем и четвёртом классах курс базируется на факультативном курсе системы Л.В. Занкова, разработанном Н.Я. Чутко «Я – гражданин России». Но также будут разработаны и продолжены темы краеведческого курса «Край, в котором я живу».

Планируемые результаты



Знания и умения  учащихся в конце обучения:

  • знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;

  • уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;

  • знать историю происхождения своего города, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;

  • знать растительный и животный мир родных мест, охраняемые виды;

  • уметь экологически грамотно вести себя в природе;

Занятия спецкурса способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности.

Содержание программы 1 класс

Основная идея: Я вижу мир. Я ощущаю себя в мире.

1 блок. МОЯ СЕМЬЯ. (17 часов)

Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:


  1. Что такое семья? Вводное занятие. (1ч.)

  2. Кто я? Где живу? (1ч.)

  3. «Дорожите именем своим». Тайны наших имён. (1ч.)

  4. Моя фамилия. (1ч.)

  5. Лента времени моей жизни. (1ч.)

  6. Мой папа. Моё отчество. (1ч.)

  7. Моя мама. (1ч.)

  8. Я - сын. Я – дочь. Каков я? (1ч.)

  9. Знакомство с профессиями. Показ детской презентации «Такие разные профессии». (1ч.)

  10. Профессии моих родителей. (1ч.)

  11. Экскурсия на производство, где трудятся родители первоклассников. (1ч.)

  12. Любимые занятия моих родителей. (1ч.)

  13. Моя бабушка. Мой дедушка. (1ч.)

  14. Встреча с бабушками и дедушками детей в школе. (1ч.)

  15. Моя родословная. (1ч.)

  16. Конкурс рисунков «Моя семья» (1ч.)

  17. Заключительное занятие по теме «Моя семья». (1ч.)

2 блок. МОЯ ШКОЛА. (9 ч.)

Цель блока: прививать любовь к родной школе, учить чувствовать первоклассника частью большой школьной семьи, изучать традиции родной школы, воспитывать дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качества.



ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:

  1. Что такое школа? Вводное занятие. (1ч.)

  2. Моя школа. Показ видеофильма о родной школе. (1ч.)

  3. Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору. (1ч.)

  4. Моя школа получила миллион! Достижения моей школы.

  5. Традиции школы. Законы и заповеди. (1ч.)

  6. Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра. (1ч.)

  7. Я – ученик моей школы. (1ч.)

  8. Конкурс рисунков «Моя школа» (1ч.)

  9. Заключительное занятие по теме «МОЯ ШКОЛА» (1ч.)

3 блок. МОЙ ГОРОД. (14 ч.)

Цель блока: прививать любовь к родному городу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, познакомить с традициями Мурома, рассказать о жителях родного города, воспитание гордости за свою Малую Родину.



ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:

  1. Мой город Муром. Вводное занятие. (1ч.)

  2. История моего города. (1ч.)

  3. Экскурсия в краеведческий музей. (1ч.)

  4. «Путешествие во времени». Просмотр фильма об истории города. (1ч.)

  5. Профессии людей в городе. (1ч.)

  6. Мой любимый уголок города. Экскурсия. (1ч.)

  7. В гости к старожилам. Экскурсия. (1ч.)

  8. Памятные места моего города. Экскурсия. (1ч.)

  9. Мои известные земляки. (1ч.)

  10. Традиции города. (1ч.)

  11. Посещение детской библиотеки. (1ч.)

  12. Конкурс рисунков «Мой город» (1ч.)

  13. Ветераны войны в моём городе. Встреча с ветеранами. (1ч.)

  14. Конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину» (1ч.)

4 блок. МОЯ ОБЛАСТЬ. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ. (26 ч.)

Цель блока - обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое, историю области, прививать любовь к родной природе, воспитывать экологически грамотное отношение к природе.



ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:

    1. Владимирская область. Вводное занятие. (1ч.)

    2. История создания области. (1ч.)

    3. Заповедные места. (1ч.)

    4. Растения родного края. Экскурсия в природу. (1ч.)

    5. Растения родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации. (1ч.)

    6. Зелёный мир вокруг нас. Викторина. (1ч.)

    7. Мир насекомых. Виды, места обитания. (1ч.)

    8. Насекомые нашего края. (1ч.)

    9. «Кто важней?» Викторина-игра «спор насекомых». (1ч.)

    10. Обитатели вод. Общие признаки рыб. (1ч.)

    11. Рыбы, обитающие в реке Оке. (1ч.)

    12. Охрана рыбных богатств. (1ч.)

    13. Викторина «Золотая рыбка». (1ч.)

    14. Обитатели воздушного пространства. Птицы их признаки. (1ч.)

    15. Птицы нашего края. (1ч.)

    16. Наблюдение за птицами. Экскурсия в природу. (1ч.)

    17. Птицы родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации. (1ч.)

    18. Охрана птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек. (1ч.)

    19. Игра «Птичий час». (1ч.)

    20. Животный мир. Общие понятия. (1ч.)

    21. Звери, обитающие на территории нашей области (1ч.)

    22. Охраняемые виды животных родного края. (1ч.)

    23. «В мире животных». Викторина. (1ч.)

    24. Конкурс рисунков «Природа родного края» (1ч.)

    25. Заключительное занятие по теме: «Моя область. Природа родного края». (1ч.)

    26. Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу» (1ч.)

Методическое обеспечение

1 блок МОЯ СЕМЬЯ



Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Одним из видов деятельности учащихся также является поисково- исследовательский. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы учащиеся первого класса постепенно осваивали этот вид деятельности.

Большое внимание уделяется практическим работам, например: приготовить сообщение, нарисовать иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д.

Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.



Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

  • Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.

  • Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.

  • Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации «Такие разные профессии», «Все работы хороши», «Профессии моих родителей».

Формы подведения итогов: конкурс рисунков, проект «Родословная моей семьи», тестирование по теме.

2 блок МОЯ ШКОЛА



Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии по школе, конкурс рисунков «Моя школа», просмотр видеофильмов о школе, компьютерных презентаций «Правила поведения в школе»;

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса, демонстрационный и иллюстративный, в этом блоке удачно сочетаются со словесными и практическими методами обучения.
Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы, как конкурс рисунков, рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Практические работы: нарисовать рисунок о школе, классе, о своих друзьях. Одной из эффективных форм работы является проектная деятельность учащихся.

Работа по изучению данной темы очень важна в первом классе, т. к. учитель выявляет адаптацию ученика первого класса к школе и с помощью занятий может на ранних стадиях предупредить негативное отношение ученика к школе, снять тревожность.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:


  • Экспонаты школьного музея;

  • Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008;

  • Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации, видеофильмы «Школа моей мечты», «Правила поведения в школе» и другие;

Формы подведения итогов: выставки работ учащихся, тестирование по теме, соревнования.

3 блок МОЙ ГОРОД



Формы занятий: конкурсы, беседы, встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии в краеведческий музей, просмотр фильма, конкурс рисунков «Мой город», «Моя родная улица», просмотр компьютерных презентаций.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Им соответствуют такие приемы, как объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Большое внимание уделяется практическим работам: приготовить сообщение об истории своей улицы, нарисовать рисунок родного места в городе и т.д.

Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательного процесса научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях спецкурса по данной теме.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:


  • Карта Муромского района, иллюстрации, экспонаты краеведческого музея, школьного музея.

  • Мультимедийное оборудование, программное обеспечение

  • Атласная информационная система

Формы подведения итогов: конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину», конкурс рисунков, тестирование по теме.

4 блок МОЯ ОБЛАСТЬ. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ



Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в краеведческий музей села, беседы, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: рассказ, изложение, объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация.

Содержание этого блока спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:


  • Физические карты России, Владимирской области, иллюстрации растительного и животного мира края, таблицы природных зон, экспонаты краеведческого музея, школьного музея;

  • Мультимедийное оборудование, видеофильмы «Природа родного края».

  • Акимушкин, И.И. Мир животных. – М.:Мысль, 1998.

  • Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.

  • Грехова, Л.И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.

  • Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М., 2003.

Форм подведения итогов: викторина, конкурс знатоков родного края, конкурс рисунков, беседа, тестирование по теме.

2 класс - Предания старины глубокой. (34 ч., 1 ч. В неделю).

I. Там на неведомых дорожках (8 ч. -9 ч.)

Славянское язычество. Обожествление стихий. ("Времена года" как живое воплощение стихийных богов и богинь, которые поочередно нисходят с небесных высот на землю и устраивают на ней свое владычество)

Верования, коими жили наши предки славяне. Велесова книга. Бог Велес,Вий. Следы язычества как наследие древнего мира (обряды и обычаи древних славян, сохранившиеся у современного поколения в христианских праздниках.). Понятия двоемирия и двоеверия (Два громовника в одном лице - бог Перун в мифологической памяти славян и Илья-пророк в христианской религии).

"Сказка открывает нам свои тайны". "Прародители" героев русских народных и муромских сказок (Образы Ветра, Воды, Ворона, Живой и Мертвой воды, Жар-цвета, Жар-птицы).

Древнеславянские сказания и поверья, предания и их мифические образы в русских народных сказках, былинах (Волхв - бог чудес и силы, Деревья, Мать-Сыра Земля, Месяцы, День и Ночь, Звезды).

Лиходеи древние и образы нечистивых в сказаниях и преданиях древней Руси (Змей Го-рыныч, Волк, Василиск, Аспид). Злые духи. Заговоры и приговоры. Куда уходят корни русских пословиц и поговорок? (Предания о Кошке, Лешем) Экскурсия в исторический отдел музея. Экскурсия в дом народного творчества.



II. Летопись моего города в его памятниках (7ч.)

Что такое памятник? Что мы понимаем под словом памятник. Широкое и узкое значение слова "памятник". Словарь С.И. Ожегова (работа со словарной статьей). Памятники древние и современные.

Экскурсия "Что такое памятник?". Современная тимология слова "храм", его древнеславянское происхождение. Древние памятники архитектуры города и их история. (Знакомство с центральными храмами и церквами: Николо-Набережная церковь, Троицкий монастырь, Благовещенский собор).

Обзорная экскурсия "Памятники архитектуры". Дома-музеи. (Дом Зворыкина, дом И.С. Куликова.) И.С. Куликов - академик живописи (биография художника). Экскурсия в дом - музей И.С. Куликова.



III. В гостях у мастера (10ч.)

Что такое искусство? (Выяснение значения слова, его происхождение). Что относят к предметам искусства. Понятие о народно-прикладном искусстве. (Муромские древние ремесла: резьба по дереву, плетение, хлебопечение, кузнечное). Муромский герб и его символика. Муромский калач - символ герба города.

Экскурсии: "Мужские и женские ремесла", Село Коровино - "Гончарная мастерская". Практическое занятие - вышиваем рушник для красного угла (или лепим кухонную посуду).

"Ах, шей ты мне, матушка, красный сарафан". (Этическая и эстетическая норма в народной педагогической практике: обучение девочек домашнему ремеслу - шить, вязать, вышивать). Праздничная и будничная одежда. История русского костюма.

И.С. Куликов - мастер портрета (Знакомство с картинами художника, отражающими быт муромского народа и традиции родного города).

Экскурсия "Русский костюм в картинах И.С. Куликова" ("Крестьянин с газетой", "Физкультурница", "Убор невесты", "В русском наряде", "Пастушок", "У околицы", "В праздничный день", "Крестьянка за чаепитием", "Мечтательница").

Экскурсия в дом - музей И.С. Куликова "Художник - коллекционер предметов народного мастерства".

IV. "Сюда не зарастет народная тропа" (8ч.)

Современные исторические памятники. (Памятник бронепоезду "Илья Муромец" и история бронепоезда, памятник неизвестному солдату на площади Победы, "Былинный камень" при въезде в Муром, памятник Н.Ф. Гастелло). Экскурсия к историческим местам и памятникам города. (Пешеходная или автобусная экскурсия по городу).

Природные богатства земли Владимирской. Заказники (Охраняемые животные и растения).

Экскурсия "Ока и ее богатства" (шк. № 5).



"Любимый город в гостях у времен года" (Знакомство с картинами Муромских художников Морозова, Ю.И. Беззубова, И.И. Минеева, И.С. Куликова) "И милый сердцу уголок" - экскурсия в художественную школу города.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Список дополнительной литературы

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:

  • Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.

  • Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.

  • Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.

  • Ахметова М. X. Марчануков Т. А. Край, овеянный легендами. - Ставропольское книжное издательство, 1990.

    • 5 . Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. – СПб., 1990.

  • Экологическое образование и воспитание в начальной школе. –М., 2003.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данному спецкурсу:

  • Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.

  • Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М. Знание, 1987.

  • Акимушкин, И.И. Мир животных. – М. Мысль, 1998.

  • Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.

  • Ашурков В. Н., Кацюба Д. В. Матюшин Г. Н. Историческое краеведение - М., П., 1980..

  • Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Мир природы. – М.: Изд. Астрель, 2005.

2. Технические средства обучения

  • магнитная доска

  • ноутбук

  • мультимедийный проектор;

  • экспозиционный экран

  • аудиоцентр



3. Учебно-практическое оборудование

  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц

  • шкаф для хранения таблиц

4. Специализированная учебная мебель

  • компьютерный стол



скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы
143.36kb.
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы на 2013 – 2014 учебный год Козельск- 2013
293.09kb.
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению
643.75kb.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Робототехника и лего конструирование»
631.36kb.
Утверждено Директор гбоу сош №138 г. Москва от 2012 г. /Дробышева Т. И. Рабочая программа внеурочной деятельности учебные творческие проекты
208.81kb.
Рабочая программа по внеурочной деятельности Направление
24.72kb.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Театр в школе» в 6 классе
141.81kb.
Рабочая программа по литературе составлена на основе «Рабочей программы для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы». Под редакцией М. В
407.81kb.
Рабочая программа по музыке класс
435.34kb.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников
59.32kb.
«Организация внеурочной деятельности по фгос в начальной школе»
17.3kb.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Игровая психотерапия»
500.22kb.