takya.ru страница 1
скачать файл
Аннотация рабочей программы дисциплины

«Биомедицинская этика» для специальности 060201.65 «Стоматология»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины федерального компонента «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины» ГОС ВПО студентам очной формы обучения по специальности 060201.65 «Стоматология» в 8 семестре.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ дисциплины:

Цель дисциплины. Целью освоения дисциплины «Биоэтика» является формирование у студентов морально-этических принципов взаимодействия человека с природой и представлений о правовых аспектах биоэтики.

Преподавание биоэтики должно способствовать на­полнению сознания студентов- медиков гуманным смыслом жизни и деятельности, усвоению ими моральных и нравственных ценностей и использованию их в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности.



Задачи изучения предмета:

  • Изучение этических проблем, связанных с существованием всех форм жизни на земле

  • Формирование биоцентрического мировоззрения,

  • Ознакомление с законодательной базой охраны здоровья


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП.

Во всех медицинских вузах РФ идет переход к формированию специа­листа нового качества на основе интеграции профессиональной и гумани­тарной подготовки студентов. Основой гуманитаризации высшего меди­цинского образования в стране стали Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (2000 г,), позволяющие студентам получить знания о современном мире, обществе, человеке в единстве философских, психологических, культурологических моментов, усвоить систему современных морально-этических и социально-политических ценностей.

Врач, в силу особенностей своей профессии, должен быть человеком высокой культуры, обладать нравственными качествами, которые делали бы его отношение к больным, населению и обществу, проникнутым глубо­кой человечностью, уважением и любовью.

Поэтому вопросы этики и деонтологии- учения о врачебном долге, а теперь и биоэтики становятся важнейшей частью учебной работы на медицинском Факультете университета. Вопросы деонтологии должны занимать важное место при изучении всех дисциплин и на протяжении всего периода обучения студента-медика в университете, "Деонтология-это душа медицины и мудрость врачевания (акад. А.Ф.Билибин), бывший министр здравоохранения Б.Л. Петровский на 1-й Всесоюзной конференции по проблемам медицинской деонтологии говорил, что "преподавание меди­цинской этики и деонтологии студентам-медикам должно осуществляться на всех кафедрах со своих специфических для каждой медицинской специаль­ности позиций". При этом должны широко использоваться примеры врачебной, клинической, научной и гражданской деятельности лучших представителей отечественной и советской медицины,

В Кабардино-Балкарском государственном университете на ме­дицинском факультете как и в других медицинских вузах страны во­просы медицинской этики и деонтологии осуществляются; через обяза­тельное преподавание путем чтения специальных лекций курса на практических занятиях; через воздействие всей клинической обстанов­ки, поскольку деонтологии и медицинской этике нельзя научиться из лекций и книг, Личный пример преподавателя воспитывает лучше лю­бых лекций; факультативно в процессе всей идейно-воспитательной ра­боты, используя с этой целью беседы, клинические конференции» диспу­ты и др. формы, В последние годы на медицинском факультете стало традицией уже на первом курсе знакомить студентов с их будущей спе­циальностью, основами профессиональной этики, введен ритуал "Посвящение в специальность".

Органическое сочетание биоэтики и воспитания позволит подго­товить врачей, для которых врачевание станет не только профессией, но и определит весь образ жизни.

Рабочая программа по биоэтике предполагает систематическое и последовательное знакомство студентов-медиков с вопросами деонто­логии и медицинской этики, проблемами биоэтики. Она предусматри­вает преемственность в этой большой и сложной проблеме участия всех кафедр медицинского факультета и дисциплин гуманитарного профиля Кабардино-Балкарского государственного университета.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

В процессе освоения дисциплины формируются следующие компетенции : ОК -1, ОК -3, ОК -5, ОК -7, ОК -8, ОК -16, ПК -1, ПК 11, ПК -13:



а) общекультурные (ОК):

  • следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики) , имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);

  • приобретает новые знания и формирует суждения по научным , социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии ОК -3);

  • использует нормативные правовые документы в своей деятельности ( ОК -5);

  • использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук ( ОК -7);

  • проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности , готов нести ответственность за свои решения ( ОК -8);

  • заботится о качестве выполняемой работы ( ОК -16);

б) профессиональные

  • демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК -1);

  • демонстрирует современные представления об основах биотехнологии и генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования (ПК -11);

  • оперирует правовыми основами исследовательских работ и законодательства РФ в области охраны природы и природопользования , соблюдает нормы авторского права (ПК -13).


В результате изучения дисциплины:

Студент должен знать:

1. Историю биомедицинской этики.

2. Теоретические основы биомедицинской этики.

3. Основные правила биомедицинской этики.

4. Основные этические документы профессиональных медицинских ассоциаций.

5. «Конвенцию о правах человека и биомедииине» (Совет Европы, 1997 г.)

6. Клятву врача ("Основы законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан", ст.60).

7. Права и моральные обязательства врача.



  1. Права пациентов.

  2. Моральные нормы внутри-профессиональных взаимоотношений.

10. Этические принципы проведения эксперимента на животных.

11. Существо моральных проблем медицинской генетики.

12. Существо моральных проблем трансплантации органов и тканей человека.

13. Суть морально-этических проблем, связанных с инфекционными


заболеваниями и со СПИДом.

14. Особенности морально-этических отношений в психиатрии,

15. Моральные основы предпринимательской деятельности в медицине.

Студент должен уметь:

1. При разрешении моральных конфликтов руководствоваться интересами пациентов.

2. Защищать права пациентов на информацию, на свободу выбора и
свободу действий,

3. Защищать неприкосновенность частной жизни как основу человечес­кого достоинства пациентов»

Сохранять конфиденциальность.

Проявлять гуманность по отношению к лабораторным животным.

Проявлять такт и деликатность при общении с больными и
родственниками больных людей.

Оценивать степень риска для испытуемых при проведении эксперимента

8. Отстаивать моральное достоинство и чистоту медицинской профес­сии.
Студент должен владеть:


  1. Методикой общения с больными, их родственниками, используя основные принципы биомедицинской этики и деонтологии.

  2. Основными нормами межколлегиальных отношений

  3. Тактикой соблюдения врачебной тайны в различных клинических ситуациях

Общая трудоемкость дисциплины составляет 60 часов.


Семестры: 8 семестр (экзамен)
Автор(ы):

Инарокова А.М., Шомахова А.М.
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины федерального компонента «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины»
58.87kb.
Программа дисциплины сфрагистика и геральдика
97.13kb.
Образец оформления программы дисциплины
182.38kb.
Рабочая программа учебной дисциплины зоология
394.26kb.
Рабочая программа учебной дисциплины зоология беспозвоночных
571.08kb.
Рабочая программа дисциплины «системный анализ»
426.11kb.
Рабочая программа дисциплины «Автомобильные двигатели» / сост. Серпов М. В. Бузулук: бгти, 2011. 29 с
522.73kb.
Рабочая программа дисциплины «математика»
558.73kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «основы работоспособности технических систем»
442.82kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «геодезия с основами картографии и картографического черчения» Направление подготовки
403.88kb.
Экономический факультет
295.99kb.
Вспомогательные исторические дисциплины программа учебной дисциплины федерального компонента по специальности 050401. 65 История
439kb.