takya.ru страница 1
скачать файл


ГОУВПО «Марийский государственный университет»

Факультет начальных классов


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета/директор института

_______________ /____________/

(подпись/ Ф.И.О.)

«_____»______________2010 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебная дисциплина _____Этнология________________________



(наименование)
Направление подготовки ___050100.62 Педагогическое образование__
Профиль подготовки ______Начальное образование и иностранный язык (английский язык)

Начальное образование и информатика _____


Квалификация (степень) выпускника

___Бакалавр__


Кафедра __________Социально-культурных технологий___________

(название)
Курс _____III_____ семестр _____VI______
форма обучения __________Очная___________

Программа разработана

Чузаев Р.И., доцент каф. соц.-культ.технол., к.ист.н., доцент




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)






Рецензент(ы) Муравьев А.В., директор Национального музея им. Т.Е. Евсеева, _____________________к.ист.н., доцент____________________

(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)
Йошкар-Ола

2011


Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета)




Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры


___социально-культурных технологий___


(назв. факультета/института, направления подготовки)




(название кафедры)

протокол заседания №____ от




протокол заседания №___ от

«____»_____________ 2010_г.




«____»_____________2010_г.










(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой,)



СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

(название кафедры)

протокол заседания №__ от «__»___________200__г_____________________________________________________

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)




Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер изменения





































Пояснительная записка
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебный курс «Этнология» предназначен студентам факультета психологии и безопасности жизнедеятельности Марийского государственного университета, обучающимся по направлению «Педагогическое образование» по профилю «Безопасность жизнедеятельности, Право».

Учебный курс «Этнология» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин учебного плана. Содержательно курс связан с дисциплинами учебного плана «Отечественная история», «Философия», «Мировая художественная культура».

Знания и умения, приобретенные в ходе изучения курса «Этнология», будут способствовать эффективному освоению дисциплин педагогического цикла.


Цель курса:

- изучение студентами достижений отечественных и зарубежных этнологов (культурантропологов) в исследовании процесса антропо- и этногенеза, особенностей этнического сознания народов, форм и способов межэтнических контактов и ознакомление с методикой этнологических исследований для приобретения компетенций, необходимых в последующей профессиональной деятельности по руководству этнокультурным центром.


Задачи:

– способствовать освоению студентами основного понятийного аппарата, методов и принципов классификации народов;

– ознакомить студентов с основными школами и направлениями в этнологии;

– отразить современный уровень развития этнологической науки;

– ввести в актуальную проблематику современной отечественной этнологической науки и практики общественной жизни, обсуждать возможные пути их решения;

– повысить компетентность студентов в области межэтнических отношений.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студенты, изучившие дисциплину, должны знать:

– место этнологии в системе гуманитарных наук и этнологии как дисциплины в структуре высшего профессионального образования;

– знать методы этнологического исследования;

– основные школы и направления в этнологии;

– достижения этнологической науки в области изучения этнической истории и культуры народов России и мира;

– современную этническую картину мира;

– знать характерные черты традиционных культур России и зарубежных стран;

– методы сбора и анализа эмпирической информации о состоянии и тенденциях развития этнокультурной сферы.



Студенты, изучившие дисциплину, должны уметь:

– представлять характеристику основных этнологических школ;

– классифицировать народы мира по географическому, хозяйственно-культурному, антропологическому и лингвистическому принципам;

– владеть специальной научной терминологией;

– уметь применять полученные знания в собственных культурологических исследованиях и в преподавательской деятельности;

– уметь собирать, обобщать и анализировать эмпирическую информацию о современных процессах, явлениях и тенденциях в области народной художественной культуры, об этнокультурных центрах, о коллективах народного художественного творчества (хореографических любительских коллективах, любительских театрах, студиях декоративно-прикладного творчества, студиях кино, фото- и видеотворчества), создавать соответствующие компьютерные базы данных (ПК-14);

- Принимать участие в формировании общего мирового научного, образовательного и культурно-информационного пространства, трансляции и сохранения в нем культурного наследия народов России, достижений в различных видах народного художественного творчества (любительского хореографического, театрального, декоративно-прикладного, кино, фото- и видеотворчества) (ПК-27).
.

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Вид учебной работы

Трудоемкость

Семестры

в з.е.

в часах

Общая трудоемкость

2

72

6

Аудиторные занятия




34




Лекции




14




Практические занятия




20




Лабораторные работы









Самостоятельная работа




38




Курсовые работы/рефераты






Вид итогового контроля

зачет




Тематический план учебной дисциплины




п/п раздела


Наименование

разделов и тем

Семестр

Количество часов по

учебному плану

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


Всего


Виды учебной работы

Аудиторная работа

Самостоятельная

работа

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

1

2




4




5

6

7

8

I

Этнология как наука и учебная дисциплина

VI

22

4

6




12







1 Введение. Этнология как наука и учебная дисциплина в системе ВПО







1










Тестовые задания




2 Основные школы и направления в этнологии







3

6







Контрольная таблица

























Тестовые задания

II

Этнос и этнические процессы




28

6

8




14







3 Этнос и этничность








2










Тестовые задания




4 Этногенез и этническая история










2







Тестовые задания




5 Классификация этнических общностей










2







Тестовые задания




6 Коренные и малочисленные народы







2

2







Реферат




7 Этническая культура и языковые вопросы










2







Тестовые задания




8 Этнические процессы








2










Контрольная таблица

III

Нация и межнациональное




22

4

6




12







9 Нация и национальное








2










Тестовые задания




10 Нация и государство











2







Тестовые задания




11 Межэтнические взаимоотношения










2







Тестовые задания




12 Межэтнические конфликты и способы их разрешения










2






Тестовые задания






13 Национальная политика








2









Тестовые задания






Итого




72

14

20




38

Зачет


Тематический план лекций:


п/п

Темы лекций

Кол-во часов

Формы текущего контроля успеваемости

1

2

3




1

Введение. Этнология как наука и учебная дисциплина в системе ВПО

1




2

Основные школы и направления в этнологии

3




3

Этнос и этничность

2




4

Коренные и малочисленные народы

2




5

Этнические процессы

2




6

Нация и национальное

2




7

Национальная политика

2





Тематический план семинарских и лабораторных занятий

(с указанием образовательных технологий):


п/п

Темы семинарских занятий

Кол-во часов

Формы текущего контроля успеваемости

1

2

3




1

Основные школы и направления в этнологии


4

Фронтальный опрос

2

Этапы развития отечественной этнологии

(встреча с заведующим отдела этнологии МАРНИИЯЛИ им.В.М. Васильева)

2




3

Этногенез и этническая история

2

Фронтальный опрос

4

Классификация этнических общностей

2

Фронтальный опрос

5

Коренные и малочисленные народы


2

Реферат

6

Этническая культура и языковые вопросы

2

Фронтальный опрос

7

Нация и национальное




2

Заслушивание и обсуждение сообщений

8

Межэтнические взаимоотношения

2

Заслушивание и обсуждение сообщений

9

Межэтнические конфликты и способы их разрешения


2

Фронтальный опрос



Тематический план самостоятельной работы:


п/п

Темы для самостоятельного изучения

Кол-во часов

Формы текущего контроля успеваемости

1

2

3




1

Этнография как наука о народах


12

Контроль письменных заданий 1-3 к разделу I.

2

Народы России


14

Контроль письменных заданий 1-4 к разделу II.

3

Народы мира


12

Контроль письменных заданий 1-4 к разделу III.

ФОНД


ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Примерная тематика рефератов

  1. Географическая среда и этническое многообразие.

  2. Законодательные и концептуальные документы как гарантия прав народов России.

  3. Коренные и малочисленные народы России.

  4. Мари: субэтнические и этнографические группы.

  5. Межэтнические конфликты в постсоветском пространстве.

  6. Метаэтнические общности России.

  7. Многоликий национализм.

  8. Национальная политика современной России.

  9. Национально-культурные автономии в России: история и современность.

  10. Национальные обряды и обычаи мари как культурный опыт народа.

  11. Национальный вопрос в Марий Эл: история и современность.

  12. Разработка теории этноса в отечественной этнологии.

  13. Русский национальный характер в трудах и высказываниях знаменитых людей.

  14. Становление многонациональной России.

  15. Традиционная культура народа мари в трудах зарубежных этнологов.

  16. Традиционная культура народа мари в трудах отечественных этнологов.

  17. Этногенез и стадии развития этнической общности (на примере народа мари).

  18. Этнокультурное многообразие Республики Марий Эл.

  19. Этнокультурные заимствования народов Волго-Камья.

  20. Языки народов Марий Эл: статус и функционирование.


Примерные вопросы к зачету

  1. Становление этнологии как науки.

  2. Предмет, задачи и методы этнологической науки.

  3. Эволюционистские и неоэволюционистские учения в этнологии.

  4. Диффузионизм в этнологии: сущность, течения.

  5. Социологическая школа в этнологии.

  6. Функционализм в этнологии: характеристика общих принципов и методов.

  7. Американская школа исторической этнологии.

  8. Концепция культурного релятивизма.

  9. Этнопсихологическая школа в этнологии.

  10. Разработка проблемы этноса и этничности в зарубежной и отечественной этнологии.

  11. Теории этноса.

  12. Расы: понятие, признаки, характеристики.

  13. Этногенез и формы этнических общностей.

  14. Теория этногенеза Л.Гумилева.

  15. Типы этнических процессов.

  16. Этногенез и этапы этнической истории мари.

  17. Географическая классификация этносов.

  18. Хозяйственно-культурная классификация этносов.

  19. Антропологическая классификация этносов.

  20. Лингвистическая классификация этносов.

  21. Хозяйственно-культурная, антропологическая и лингвистическая характеристика народа мари.

  22. Этнолингвистическая ситуация в Российской Федерации и Республике Марий Эл.

  23. Коренные и малочисленные народы России.

  24. Сущность, содержание и функции этнической культуры.

  25. Сущность и формы этнических процессов.

  26. Нация: подходы к пониманию и основные теории.

  27. Национальное государство. Россия как многонациональное государство.

  28. Национально-культурные и национально-территориальные автономии в России.

  29. Формы межэтнических контактов.

  30. Межэтнические конфликты и способы их разрешения.

  31. Национальная политика Российской Федерации и Республики Марий Эл на современном этапе.

Тестовые задания для текущего промежуточного контроля


  1. Выберите наиболее полный и точный ответ.

Этнология - это:

а) наука, изучающая культуру аборигенных народов Африки, Австралии, Океании;

б) наука, основным объектом изучения которой являются народы мира;

в) наука, занимающаяся описанием внешних признаков народов мира;

г) наука, объектом исследования которой является этническое самосознание людей.


  1. Этнос представляет собой:

а) исторически сложившуюся общность людей, имеющих общую культуру, оригинальный стереотип поведения, самосознание, фиксированное в самоназвании (этнониме);

б) совокупность населения отдельно взятого государства;

в) устойчивый коллектив родственников;

г) общность людей, говорящих на едином языке.




  1. Определите неверный пункт.

К характерным чертам этноса относятся:

а) общая территория, необходимая для возникновения этноса;

б) этническая самоидентификация;

в) гражданство определенного государства;

г) национальный характер.


  1. Этногенез понимается как:

а) процесс возникновение этнической общности;

б) генетическое исследование представителей определенного этноса;

в) резкий численный рост этноса;

г) народоведение.




  1. Определите наиболее близкие по содержанию понятия:

а) этнос - племя;

б) род - субэтнос;

в) субэтнос - этнографическая группа;

г) этнографическая группа - народ.




  1. Согласно утверждению академика Ю.В.Бромлея, выделяются три типа этно-социального организма (ЭСО):

а) род, племя, народность;

б) племя, народность, нация;

в) народность, нация, государство;

г) род, каста, сословие.




  1. Разделение человечества на отдельные группы и народы в соответствии с местом их обитания положено в основу классификации:

а) антропологической;

б) географической;

в) хозяйственно-культурной;

г) языковой.




  1. При какой классификации народов учитывается форма волос головы, степень развития третичного волосяного покрова, пигментация волос и кожи, рост, вес и пропорции тела:

а) антропологической;

б) географической;

в) хозяйственно-культурной;

г) языковой.




  1. Согласно переписи 2002 года население Российской Федерации насчитывало:

а) 130 млн. чел.;

б) 137 млн. чел.;

в) 145 млн. чел.;

г) 147 млн. чел.




  1. Всероссийская перепись населения 2002 года определила народы, насчитывающие в пределах России более одного миллиона человек:

а) русские, татары, украинцы, белорусы, башкиры, чуваши, армяне;

б) русские, татары, украинцы, белорусы, чуваши, чеченцы, азербайджанцы;

в) русские, украинцы, белорусы, башкиры, татары, армяне, чеченцы;

г) русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне.




  1. Определите верный перечень языковых семей из предложенных названий языковых семей и групп:

а) славянская, алтайская, финно-угорская, уральская;

б) индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская;

в) индоевропейская, алтайская, тюркская, кавказская;

г) индоевропейская, иранская, тюркская, угорская.




  1. Определите правильное соответствие языковых групп и относящихся к ним народов:

языковые группы народы

1. славянская а. башкиры

2. тюркская б. ненцы

3. финно-угорская в. сербы

4. самодийская г. карелы
а) 1а, 2б, 3в,4г; в) 1в, 2а, 3г, 4б;

б) 1в, 2б, 3г, 4а; г) 1г, 2в, 3б, 4а.




  1. В расовом отношении преобладающее большинство населения России составляют:

а) европеоиды;

б) монголоиды;

в) негроиды;

г) австралоиды.




  1. Народы Волго-Камья в антропологическом плане представляют:

а) субуральский тип;

б) атланто-черноморский тип;

в) атланто-балтийский тип;

г) арктический тип.




  1. Среди коренных народов Сибири первое место по численности занимают народы:

а) Уральской языковой семьи;

б) Алтайской языковой семьи;

в) Эскимосско-алеутской языковой семьи;

г) Палеоазиатские народы.




  1. Исключите неверный пункт.

К самодийским народам относятся:

а) ненцы;

б) нганасаны;

в) селькупы;

г) коряки.


  1. В антропологическом отношении все коренные народы Восточной Сибири и Дальнего Востока имеют происхождение:

а) монголоидное;

б) европеоидное;

в) австралоидное;

г) негроидное.




  1. Установите правильное соответствие историко-этнографических провинций и историко-этнографических областей России.

Провинции Области

I. Сибирская; 1. Западно-Сибирская;

II. Дальневосточная; 2. Алтае-Саянская;

3. Восточно-Сибирская;

4. Амуро-Сахалинская;

5. Чукотско-Камчатская.

а) I – 1, 2, 3; II – 4, 5;

б) I – 1, 3; II – 2, 4, 5;

в) I – 1, 3, 5; II – 2, 4;

г) I – 4, 5; II – 1, 2, 3.


19. Обряд посвящения в статус взрослого члена общества называется:

а) социализация; в) инаугурация;

б) инициация; г) инкультурация.
20. Примордиалисты полагают, что:

а) этничность продиктована конкретными условиями и используется прагматически;

б) этничность является изначальной характеристикой человека;

в) этничность формируется под влиянием внешних факторов;

г) этничность – выдуманная категория.
21. Сторонники инструменталисткого подхода к этничности полагают, что:

а) этничность продиктована конкретными условиями и используется прагматически;

б) этничность является изначальной характеристикой человека;

в) этничность формируется под влиянием внешних факторов;

г) этничность – выдуманная категория.

22. Сторонники конструктивистского подхода полагают, что:

а) этничность продиктована конкретными условиями и используется прагматически;

б) этничность является изначальной характеристикой человека;

в) этничность формируется под влиянием внешних факторов;

г) этничность – выдуманная категория.
23. Самоназвание народа - это:

а) Топоним; в) Менталитет;

б) Экзоэтноним; г) Эндоэтноним.
24. Малочисленным народом согласно Российскому законодательству считается:

а) народ, насчитывающий менее одного миллиона человек;

б) народ, насчитывающий свыше 500 тысяч человек;

в) народ, насчитывающий от 100 до 500 тысяч человек;

г) народ, насчитывающий не более 50 тысяч человек.
25. Диаспорой в современной науке и политике принято считать:

а) этническую группу, проживающую вне территории проживания основной части этноса;

б) этническую группу, проживающую за пределами своей страны;

в) локальная этническая группа;



г) группа трудовых мигрантов.
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа учебная дисциплина
241.84kb.
Порядок разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов ноу «Академический Лицей им. Н. И. Лобачевского»
118.53kb.
В. В. Сергеев программная инженерия Рабочая учебная программа
265.7kb.
О. А. Абакумова налоговое право рабочая учебная программа
1618.03kb.
Рабочая учебная программа По дисциплине: Теория оптимизации По направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
150.22kb.
Рабочая программа Дисциплина: биология к
661.73kb.
Рабочая учебная программа для студентов направления «Механика. Прикладная математика»
126.98kb.
Рабочая программа по английскому языку для 4 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по английскому языку
305.35kb.
Рабочая учебная программа для студентов специальности 250203. 65 «Садово-парковое и ландшафтное строительство», очной и заочной формы обучения
267.53kb.
Учебная (рабочая) образовательная программа
1154.54kb.
Рабочая учебная программа по литературе
322.04kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине
641.1kb.