takya.ru страница 1
скачать файл



лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа гуманитарных наук




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

Политическая и экономическая антропология
Направление <030100.68> Философия

Очная форма подготовки

Школа гуманитарных наук

Кафедра философии

курс 1,2 семестр 2,3

лекции 28 (час.)

практические занятия 46 час.

лабораторные работы час.

всего часов аудиторной нагрузки 74 (час.)

самостоятельная работа 106 (час.)

контрольные работы

зачет 2,3 семестр

экзамен ___ семестр


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта ДВФУ, утвержденного приказом ректора от 04.09.2012 № 12-13-449
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры философии, протокол № 8 от «08» июня 2012 г.
Заведующий кафедрой философии: С.Е. Ячин
Составители: Н.Н. Крадин, д-р ист. наук, профессор, член-корр. РАН, зав. кафедрой всеобщей истории, археологии и антропологии; В.П. Приказчикова, аспирант кафедры всеобщей истории, археологии и антропологии

I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)




II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)



Аннотация

Дисциплина «Политическая и экономическая антропология» входит в вариативную часть дисциплин профессионального цикла.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 5 зачетных единицы, 180 часов. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (28 часов), семинары (74 часов), самостоятельная работа студента (106 часов). Дисциплина реализуется на 1,2 курсе во 2,3 семестре.

Сегодня политическая и экономическая антропология – это две разные дисциплины со своим методологическим аппаратом, представлениями о своём месте в обществе и институциональным оформлением. Однако исторически их становление происходило в тесной взаимосвязи, в результате чего общность вопросов, подходов и методов оказалась вписанной в траектории их развития. Настоящий курс преследует цель одновременно продемонстрировать студентам своеобразие социальной антропологии и предложить антропологические ресурсы, позволяющие расширять теоретическую перспективу и обогащать теоретико-методологический арсенал. Курс разделён на три логических блока. В рамках первой части раскрывается контекст возникновения антропологии как знания о Другом и рассматриваются сюжеты, ставшие классическими после «релятивистского поворота» в антропологии. Центральной темой второй части является «исторический поворот» - переосмысление антропологией своего места в отношениях власти, результатом чего явилась смена парадигмы в антропологическом исследовании политики и усиление рефлексивных мотивов в методологии антропологической работы. В третьей части курса предложенные в предыдущих частях историко-антропологические рамки наполняются обсуждением знания об экономике и материальности социальной жизни: традиционные темы классической экономической антропологии и политической экономии переосмысливаются в свете новых подходов к самоидентификации антрополога и новым социально-экономическим процессам.



Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Для направления подготовки «Философия, политика, экономика» настоящая дисциплина является профильной профессионального цикла (Дисциплины по выбору студентов).

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Теория и философия политики

Философия

Философия и методология экономики

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:


  • Управленческая экономика

  • Современные проблемы эффективного менеджмента и маркетинга

  • Политические системы и процессы: история и современность

Цель и задачи курса
Основные цели курса “Политическая и экономическая антропология” состоят в следующем:

  • введение в антропологические подходы к политическому и культурному анализу современного мира на основе эмпирических примеров

  • обзор основных теоретических школ антропологии и эволюции взглядов на функцию и миссию антропологического знания

  • знакомство с основными понятиями и различениями экономической антропологии

  • знакомство с фундаментальными основами этнографических методов исследования

Задачи изучения дисциплины:

  • изучение основных концепций политической и экономической антропологии;

  • осмысление этапов становления и развития политической и экономической антропологии;

  • понимание методологической роли антропологии в оценке экономических и политический теорий и процессов;

Компетенции обучающегося, формируемые в процессе изучения дисциплины

  • знание современных проблем философии, политических наук и экономики, умение предлагать и аргументировано обосновывать способы их решения (ПК - 10);

  • способность к решению креативных задач в профессиональной области и задач, требующих междисциплинарного подхода (ПК - 18);


I. Структура и содержание теоретической части курса



Тема 1. Предмет политической антропологии. История политической антропологии (2 ч.)

Антропология универсальная наука о сходствах и различиях между человеческими культурами. Политическая антропология как часть антропологической науки, занимающаяся изучением становления и развития механизмов социального контроля и власти. Предмет и объект политической антропологии. Политическая антропология и другие социальные и гуманитарные науки: взаимосвязь и различия в предмете и методах исследования.

Культурная и социальная антропология. Формализм, субстантивизм и марксизм. Принципиальные отличия политических отношений в индустриальных и неиндустриальных обществах: вещные и личностные отношения, богатство и престиж, товар и дар. Работы М.Мосса о дарообмене. Феномен потлача. Б.Малиновский. Реципрокация. Редистрибуция. К.Поланьи.

Методы сбора материала: интервьюирование, наблюдение, включенное наблюдение. Методы антропологической науки. Сравнительно-исторический метод. Типологический метод. Функциональный метод. Структурный метод. Кросс-культурные методы.

История политической антропологии. Истоки политической антропологии. Колониальная экспансия и развитие этнографических исследований. Г.Спенсер. "Древнее общество" Л.-Г.Моргана (1877). "Происхождение семьи…" Ф.Энгельса (1884). Становление политантропологической науки. "Африканские политические системы" (1940). Основные школы и течения. Функционализм. Структурализм. "Политическая антропология" Ж.Баландье (1968). Американский неоэволюционизм. Л.Уайт. М.Салинз. Типологии стадий политической интеграции (Э.Сервис, М.Фрид). "Энергетическая" теория власти Р.Адамса. Дискуссия о происхождении государства. Т.Ёрл. "Как вожди приходят к власти" (1997). Теории трансформации постколониальныих и постсоциалистических обществ. Теории трансформации постколониальныих и постсоциалистических обществ.

Разработка проблем политической антропологии в отечественной науке. Догматический советский марксизм в освещении Э.Геллнера. Неомарксистские интерпретации. Три дискуссии об азиатском способе производства в отечественной историографии. Работы о культуре средних веков А.Я.Гуревича. "Потестарно-политическая этнография" Л.Е.Куббеля (1988). Пост-советская политическая антропология.



Тема 2. Социобиологические и культурные основы неравенства и власти (2 ч.)

Политическое поведение у высших животных. Этология. Социобиология. К.Лоренц. Э.Вилсон. Естественные основы неравенства и власти: индивидуальные способности, возрастное неравенство, половая стратификация. Механизм территориальности. Этническое и расовое неравенство. Агрессивное и альтруистическое поведение. Доминирование. Структурная иерархия. Иерархическая организация в армейской среде и криминальном мире.

Культурные основы неравенства и власти. Причины социального неравенства: собственность, доступ к ресурсам, статус, престиж, авторитет. Социальная стратификация и ее формы (П.Сорокин). Представления о социальной справедливости. Понятие социальной мобильности. Вертикальная и горизонтальная мобильность. Индивидуальное и коллективное проникновение.

Тема 3. Власть и лидерство. Лидерство в первобытном обществе (2 ч.)

Власть как способность ограничения поведенческих альтернатив. Власть и лидерство. Власть и авторитет. Власть и управление. Ресурсы власти. Структура власти. Виды власти. Типология легитимного господства М.Вебера (традиционное, бюрократическое и харизматическое лидерство). Структура традиционного господства. Способы достижения традиционной власти. Символика традиционной власти.

Природа человеческого лидерства. Теория черт. Ситуационная теория. Теория последователей. Типы лидерства. Функции лидеров. Элиты и их роль в человеческой истории. Работы Г.Моска, В.Парето. Современные теории элит. Типология элит. Проблема обновления элит. Элиты в традиционном и посттрадиционном обществе.

Лидерство в первобытном обществе. Формы лидерства в догосударственном обществе. Лидерство в сообществах приматов. Эгалитарные (бушметы, хадза) и неэгалитарные (аборигены Австралии) группы охотников и собирателей. Функции предводителя. Авторитет. Нестабильность. Половозрастное неравенство. Неравенство в обществах высокоразвитых рыболовов (индейцы Северо-Запада Америки и Флориды).

Переход к земледелию и животноводству. Концепция "неолитической революции" Г.Чайлда и ее современная оценка. Община. Родство. Системы родства. Линидж. Клан. Племя. Генеалогическая иерархия. Бигмен. Престижная экономика. Реципрокация. Институты возрастных классов. Тайные общества. Касты. Конический клан. Генеалогическое неравенство.

Вождество первая иерархическая форма социальной организации. История теории вождества. Основные характеристики вождества. Экономическая основа вождества. Редистрибуция. Структура власти. Типология вождеств. Признаки вождества и его отличие от государства. Археологические и этнографические примеры вождеств: Павери Пойнт и Кахокия в США, Таити, Тонга и Гавайи в Пасифике, банту в Африке.



Тема 4. Происхождение государства и права. Власть в доиндустриальных цивилизациях (2 ч.)

Эволюция представлений о государстве: от Платона до Э.Сервиса. Теории возникновения государства. Теория общественного договора (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо). Завоевательная теория (Л.Гумплович, Ф.Оппенгаймер). Классовая теория (К.Маркс, Ф.Энгельс). Взгляды на политогенез в ХХ веке. Теория "городской революции" Г.Чайлда. "Гидротехническая" теория К.Виттфогеля. Интегративная и конфликтная версии политогенеза (Э.Сервис, М.Фрид). Проект "раннего государства" (Х.Классен).

Причины генезиса государственности. Экологический фактор. Система хозяйства. Ирригация. Рост народонаселения. Идеология. Обмен и торговля. Война и завоевания. Внешние влияния. "Первичные" и "вторичные" государства. Пути политогенеза. Запад и Восток. Роль элиты в формировании государства: управленцы, военачальники, жрецы. Сущность и признаки государства. Интегративный и конфликтный подходы. Закон и насилие. Признаки государства. Типы и формы государственности: основные концепции и школы. Бюрократия. Возникновение права. Легитимность власти. Идеологическое обоснование власти: взаимный обмен услугами.

Проблема универсальности государства. Альтернативы вождеству и государству. Горские народы и античный полис. Племенная организация. Суперсложное вождество кочевников скотоводов.

Власть в доиндустриальных цивилизациях. Пути социальной эволюции. Восток: деспотическое государство, касты, циклизм. Дискуссия об "азиатском способе производства". Цивилизации Востока. Китай. Индия. Мессопотамия. Египет. Исламский мир. Цивилизации доколумбовой Америки. Античная Европа: греческая демократия и римское право. Дискуссия об античной государственности. Эпоха средневековья. Европейский феодализм. Проблемы феодального "синтеза". Вызревание рационального "правового" государства. Африка: сакральный царь. Проблема "африканского способа производства". Кочевники Евразии. Восточные и западные черты российской политической традиции.

Тема 5. Политическая антропология и современность. Антропология политического за пределами институтов (2 ч.)

Трансформация политической антропологии после «классического века». Переход от политической антропологии догосударственных обществ к антропологии государства. Что означает «исследование государства за пределами государственных институтов» (А. Гупта)? Понятие авторитета по М. Веберу и власти/биовласти М. Фуко.

Экспансия неолиберального государства и практики сопротивления. Контроль и «пограничные фигуры» (полиция, мафия, абреки и пр.). Современное государство в жизни локальных сообществ. Антропология колониализма и неоколониализма. Моральная и неформальная экономика (Дж. Скотт, К. Харт, К. Ханн).

Воображаемые сообщества и трансформация национальных государств в глобальном капитализме (Б. Андерсон). Миграционные потоки и природа современного национализма. Мир-системный подход к анализу расы и нации.

Трансформация политической культуры колониальных обществ. Прямое и косвенное управление. Проблемы модернизации. Ценности западной цивилизации и традиционные общества. Клановые, этнические и конфессиональные основы современной политической системы постколониальных обществ. Значение политической антропологии для понимания культурных и политических процессов в неевропейских цивилизациях.

Реформирование постсоциалистических обществ. Особенности российской цивилизации. Имперская традиция в отечественной истории. Демократические процессы и административная власть. Антропологический подход к исследованию политических процессов в странах СНГ. Черты системы традиционного господства в постсоциалистических обществах. Трайбализм и традиционализм. "Президентская республика". "Восточный" парламентаризм. Конфессиональный фактор. Трайбализм и традиционализм. Личностные отношения в политике. Клиентно-патронажные связи. "Президентская республика". "Восточный" парламентаризм. Конфессиональный фактор.



Тема 6. Классическая политическая антропология: от расцвета до распада (2 ч.)

Антропологические предпосылки теории общественного договора. Философская реконструкция человеческой природы. Современное государство как исторический феномен. Государство и проблема легитимности насилия.

Структурно-функциональный анализ политических систем (М. Фортес, Э. Эванс-Притчард). Истоки права в дописьменных обществах: преступление и санкции. Роль телесности в реализации политической власти. Формирование институтов правосудия и элементарной политической структуры. Вожди и бигмены (М. Салинз). Редистрибутивные функции политических лидеров. Собственность и возникновение государства (Л. Морган, Ф. Энгельс).

Родство и политическая организация сообщества. Функциональная дифференциация политических институтов. Формирование кастовых обществ. Национальные основания политических образований.

Функции конфликтов и восстаний в политической организации общества (М. Глюкман). Этапы социальной драмы (В. Тёрнер).

Тема 7. Антропология как методическое познание Другого (2 ч.)

Возникновение антропологии из проблем коммуникации с другими. Протонаучный этап: начала антропологии в Древней Греции и в философии Нового Времени.

Эволюционизм и диффузионизм. Становление антропологии как науки. Физическая антропология и археология. Теории происхождения человека. Периодизация эволюции человеческой культуры. Доисторический период и первобытный человек. Значение «примитивных обществ» для развития антропологии. Роль расы в объяснениях эволюции человека. Моногенизм и полигенизм, клинальная изменчивость.

Антропология, этнология и этнография в системе наук об обществе. Классическая антропология XX в. как культурная критика Западного общества. Развитие полевых антропологических исследований. Роль колониализма в развитии антропологии. Антропология и хронотоп инаковости (Й. Фабиан). Оппозиции «дикости» и «цивилизации» в Европейской культуре. Экспедиции русских общественных деятелей в России XIX в. Место социальной антропологии в современной антропологии.

Критика дедуктивного метода. Научная теория культуры. Понятия «культуры» и «института». Сравнительный и функционалистский методы в антропологии. Культурный релятивизм. Гипотеза Сепира-Уорфа.

Тема 8. Системы родства (2 ч.)

Родство как базовый принцип социальной организации. Кровное родство и свойство (брак). Социальное и биологическое измерения родства, наследуемые и достигаемые статусы. Семьи, кланы и линиджи. Множественность функций семьи. Связь между потомством и наследованием. Распространение и кризис нуклеарной семьи.

Становление антропологии родства. Классификационные и генеалогические системы родства. Открытие рода и матрилинейного родства: Л.Г. Морган и эволюционная антропология 19го века. Генеалогический метод (У. Риверс). Кембриджская экспедиция в Пролив Торреса.

Функции и формы брака. Моногамия и полигамия. Эндогамия и экзогамия. Дравидийская система родства. Кросс-кузенные браки. Сорорат и левират. Разнообразие гендерных ролей. Социальный смысл запрета на инцест.

Функционалистские и структуралистские теории родства. Родство как «тотальный социальный факт» традиционного общества. Роль тотема в теории Дюркгейма и критика дюркгеймианского подхода к анализу социальной структуры. Потомство и наследование в работах А. Рэдклифф-Брауна и Э. Эванс-Притчарда. Связь между языковыми и социальными структурами. Элементарные структуры родства по К. Леви-Строссу.

Стабильность и подвижность родства. Понятие «брачной стратегии» у П. Бурдьё. Критика биологизма в работах Д. Шнейдера. Статус родства в условиях биотехнологической трансформации человека. Новые исследования родства (new kinship) и феминистическая антропология. Биологическое и социальное отцовство и материнство. Создание и трансформация детства.



Тема 9. Антропология обмена (2 ч.)

Понятие «натуральной экономики» в эволюционной мысли XIX в. Правила дара и кольцо Кула в исследованиях Б. Малиновского. Структурная оппозиция дара и товара и граница между ними. «Проблема» промежуточных категорий (бартер, взятка, дань). Связь между обменом и социальной стратификацией общества. Укоренённость экономики в социальных институтах (К. Поланьи). Структура дара по М. Моссу. Темпоральное измерение дара: производство времени в дарообменных отношениях. Роль «совместного непризнания» в логике дара (П. Бурдьё). Дар и бартер: что первично? Экономические сферы и их трансформация в денежном хозяйстве (Ф. Барт, П. Бохэннан).

Понятие «реципрокности» и его различные трактовки (Б. Малиновский, К. Поланьи, Э. Гоулднер). Дилемма «альтруизм/эгоизм» и способы её преодоления. Связь между даром и социальной дистанцией/дистанцией родства (М. Салинз). Приданое, выкуп и вира.

Проблема дара в современном обществе и проблема современности в теории дара. Коммерциализация и коммодификация отношений: её причины, последствия и перспективы. Способы разграничения морального и аморального обмена. Рынки органов и тканей и проблемы их регулирования. Рыночный и нерыночный обмен в интимных отношениях.

Отличительные черты базара как прототипа рынка. Ценообразование на базарах. Поиск информации и роль реципрокности в функционировании базара. Агора: место базара в публичной жизни города.

Тема 10. Религия и «коллективные представления» (2 ч.)

Эволюционный взгляд на магию, религию и науку. Коллективные представления и поведение: социальный и физиологический элементы природы человека. Структурные и функциональные подходы к религии. Религия как социальный институт. Анимизм и тотемизм. Сакральное и профанное. Техники тела. Внушение мысли о смерти (Э. Дюркгейм, М. Мосс). Функции религии (Э. Тайлор, Б. Малиновский, К. Гирц). Критика функционализма (Т. Асад). Проблема секулярности и науки в свете антропологии религии.

Символический подход к исследованию ритуала (К. Гирц, В. Тёрнер). Ритуалы перехода. Лиминальность и коммунитас. Значение ритуалов инициации. Практики умирания и граница между живыми и мёртвыми. Шаманизм. Медицинская антропология. Секулярные ритуалы и гражданская религия. Магия и колдовство: границы между магией и религией.

Происхождение мифов и проблема автономии мифа. «Мифологическое мышление». Роль мифа в поддержании морального порядка. Связь между мифом и ритуалом. Структура мифа (К. Леви-Стросс). Психоаналитические теории мифа.



Тема 11. Антропология антропологической оптики (2 ч.)

Смысл «исторического поворота в антропологии 1970-х гг. Основания и ограничения метода «включённого наблюдения» по Б. Малиновскому. Роль «хау» и «маны» в теории М. Мосса и критика К. Леви-Стросса. Природа «заблуждения» в антропологии: эпистемологический статус «туземных теорий». Идея бессознательного у Леви-Стросса: отношения между символическим и воображаемым. Понимающая социология и «интерпретация культур» (К. Гирц). Методология «насыщенного описания». Структура познавательной процедуры в антропологии П. Бурдьё. Социальная позиция антрополога: проблема чужака. Антрополог как препятствие и как инструмент исследования.

Властное измерение антропологического знания. Этнографическая оптика как паноптическое видение. Существует ли у антропологии «социальный заказ»? Роль знания об инаковости в функционировании режимов управления. Этноцентризм и ориентализм (Э. Саид). Дискурс о развитии и модернизации (Дж. Фергюсон). Статистический учёт и переписи.

Рефлексивный поворот в антропологии: от неоколониальной к поливокальной науке (Дж. Маркус, Дж. Клиффорд, М. Фишер). Методологическое значение дневников Б. Малиновского. Текстуальность полевой ситуации; поэтика и политика этнографического текста. Критика метанарративов. Культура письма и роль текста в антропологической работе.

Мимезис и копирование как классические темы диффузионизма; их роль в современной полевой работе. Механизмы подражания и ассимиляция инаковости (М. Тауссиг). Значение подражания в антропологическом дискурсе о глобализме и эйкуменизме.

Тема 12. Границы коммодификации и границы капитализма(2 ч.)

Почему «исторический поворот» порождает интерес к антропологии капитализма? Связь между стоимостью, производством и употреблением вещи. Способы производства в формационном подходе К. Маркса. Трудовая теория стоимости. Потребительная стоимость и меновая стоимость. Товарный фетишизм и роль вещей в антропологии. Социальная жизнь вещей (А. Аппадурай).

Товар и деньги. Теории происхождения денег: деньги и бартер. Деньги и политическая власть (К. Харт). Роль денег в процессе коммодификации. Деньги как универсальный эквивалент. Теория денег Г. Зиммеля: деньги и интеллект. Обезличивающая и освобождающая сила денег.

Эволюция функции денег: связь денег и форм интеграции хозяйства (К. Поланьи). Семантика денег. Трансформация традиций под влиянием денег и контекстуализация денег в социальных отношениях (М. Блох, Дж. Пэрри). Донорство органов и тканей.

Рыночные связи как антропологическая проблема. Местный рынок, биржа, глобальный рынок, «глобальная ойкумена». Каким образом рыночные отношения сосуществуют с другими формами отношений? Рынок и инаковость; рынок инаковости.

Институт микрофинансирования и последствия его функционирования. Темпоральность долга: темпоральный режим в обществах, живущих в долг. Регулирование государственного долга в капиталистической мир-экономике (мир-системный анализ). Международные финансовые институты.



Тема 13. Экономика: хозяйство, наука о хозяйстве и материальность (2 ч.)

Генезис знания об управлении хозяйством. Аристотель и современная экономическая теория. Спор между примитивистами и модернистами в исторической науке. Хозяйство как сфера: гетерономия и автономия хозяйства. Основные принципы управления хозяйством. Экономика и хрематистика.

Социально-исторический контекст возникновения политической экономии. Антропологическая реконструкция экономической науки (К. Поланьи, М. Фуко). Основные проблемы и антропологический базис политической экономии. Роль политико-экономического знания в формировании нового режима управления в Европе XVIII в. Государство и создание саморегулирующихся рынков. Критика и развитие политической экономии в учении К. Маркса.

Становление неоклассической экономической теории. Экономическая теория и экономическая антропология. Формализм и субстантивизм (К. Поланьи, Дж. Долтон, С. Тэкс, Р. Фёрт). Полисемия слова «экономический». Модель «человека экономического» и её пределы. Рациональность и капитализм. Роль экономического знания в институциональных трансформациях и эволюции практик управления в XX в.

Антропология науки. Экономическая наука и экономические технологии. Производство экономического человека. Перформативность экономической науки (М. Каллон). Роль экономической науки в возрастании автономии экономической сферы. Историчность экономического и эволюция человека: проблема единства предмета экономической антропологии.

Тема 14. Экономический выбор и формирование субъективности (2 ч.)

Понятие субьекта в антропологии. От исследований «культуры и личности» к антропологии субъективности. Являются ли «индивид», «общество» и «культура» едиными целыми? Partial perspective и partial connections (М. Стратерн). Личность как даритель, как получатель дара и как дар. Личность и товар. Деньги в интимной сфере (В. Зелизер). Освобождение человека и проституция.

Потребление и потребность. Понимание потребности в экономической теории: от экзогенности к эндогенности вкусов. Потребление в экономике дара. Рационализм и иррационализм в трактовке логики дара.

Продукт и рыночный обмен. Культурное конструирование определений продукта и границ рынка. Продукты и блага (М. Каллон). Производство рациональности потребительского выбора. Технологическая инфраструктура потребления. Электронная коммерция. Эстетика потребления и практики совместного потребления.



II. структура и Содержание практической части курса



Семинарские занятия (46 часов)

Занятие 1. Политическая антропология и современность. Антропология политического за пределами институтов (6 ч.)

  1. Трансформация политической антропологии после «классического века».

  2. Переход от политической антропологии догосударственных обществ к антропологии государства.

  3. Что означает «исследование государства за пределами государственных институтов» (А. Гупта)?

  4. Понятие авторитета по М. Веберу и власти/биовласти М. Фуко.

  5. Экспансия неолиберального государства и практики сопротивления.

  6. Контроль и «пограничные фигуры» (полиция, мафия, абреки и пр.).

  7. Современное государство в жизни локальных сообществ. Антропология колониализма и неоколониализма.

  8. Моральная и неформальная экономика (Дж. Скотт, К. Харт, К. Ханн).

  9. Воображаемые сообщества и трансформация национальных государств в глобальном капитализме (Б. Андерсон). Миграционные потоки и природа современного национализма. Мир-системный подход к анализу расы и нации.

Основная литература:

1.Хамфри К. Суверенитет и повседневность: «система» маршрутных такси в столице Бурятии // Постсоветские трансформации в азиатской части России. М.: Наталис, 2010.

2.Gupta A. Blurred boundaries: the discourse of corruption, the culture of politics, and the imagined state // American Ethnologist. 1995. Vol. 22, No. 2. P. 375–402.

Дополнительная литература:

1.Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2001.

2.Бобровников В. Абреки и государство: культура насилия на Кавказе // Евразия. Люди и мифы (Сборник статей из журнала «Вестник Евразии») / Сост. и отв. ред. С. Панарин. М.: Наталис, 2003. C. 277–307.

3.Харт К. Неформальные доходы и городская занятость в Гане // Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999. С. 532-536.

4.Abrams, P. Notes on the difficulty of studying the state // Journal of Historical Sociology. 1988. Vol. 1. P. 58-89.

5.Anderson B. The New World Disorder // The New Left Reiew. 1992. No. 193. P. 3-13.

6.Collier S. Post-Soviet Social: Neoliberalism, Social Modernity, Biopolitics. New Jersey: Princeton University press, 2011.

7.Escobar A. Power and Visibility: Development and the Invention and Management of the Third World // Cultural Anthropology. 1988. Vol. 3, No. 4. P. 428-433.

8.Fassin D. Justice Principles and Judgment Practices in Allotting Emergency State Financial Aid in France // Revue française de sociologie. 2003. Vol. 44, Supplement. P. 109-146.

9.Ferguson J., Lohmann L. The Anti-Politics Machine: “Development” and Bureaucratic Power in Lesotho // The Ecologist. 1994. Vol. 24, No. 5. P. 176-181.

10.Foucault M. The Birth of Biopolitics. New York: Palgrave Macmillan, 2008.

11.Hull M.S. Ruled by records: The Expropriation of Land and the Misappropriation of Lists in Islamabad // American Ethnologist. 2008. Vol. 35, No. 4. P. 501–518.

12.Humphrey C. Sovereignty // A Companion to the Anthropology of Politics / Ed. by D. Nugent and J. Vincent. Oxford: Blackwell, 2004. P. 418-436.

13.Lau E.T. Paper Families: Identity, Immigration Administration, and Chinese Exclusion. Durham: Duke University Press, 2006.

14.Mitchell T. Colonizing Egypt. Berkeley: University of California Press, 1991.

15.Nash J. Ethnographic Aspects of the World Capitalist System // The anthropology of politics: a reader in ethnography, theory, and critique / Ed. by J. Vincent. Malden: Blackwell Publishers, 2002. P. 234-254.

16.Navaro-Yashin,Y. Faces of the State: Secularism and Public Life in Turkey. Princeton University Press: Princeton UP, 2002.

17.Smith R.S. Between Local Tax and Global Statistic: The Census as Local Record // Contributions to Indian Sociology2000. Vol. 34, No. 1. P. 1-35.

18.Ssorin-Chaikov N. The Social Life of the State in Sub-Arctic Siberia. Stanford University Press, 2003.

19.Trouillot M-R. The Anthropology of the State in the Age of Globalization: Close Encounters of the Deceptive Kind // Current Anthropology 2001. Vol. 42, No, 1. P. 125–138.
Занятие 2. Антропология как методическое познание Другого (4 ч.)


  1. Возникновение антропологии из проблем коммуникации с другими. Протонаучный этап: начала антропологии в Древней Греции и в философии Нового Времени.

  2. Эволюционизм и диффузионизм. Становление антропологии как науки.

  3. Роль расы в объяснениях эволюции человека. Моногенизм и полигенизм, клинальная изменчивость.

  4. Антропология, этнология и этнография в системе наук об обществе.

  5. Роль колониализма в развитии антропологии. Антропология и хронотоп инаковости (Й. Фабиан).

  6. Экспедиции русских общественных деятелей в России XIX

  7. Место социальной антропологии в современной антропологии.

Основная литература:

1.Боас Ф. Эволюция или диффузия? // Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. Т. 1. С. 343-347.

2.Малиновский Б. Функциональный анализ // Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. Т. 1. С. 681-702.

3.Brace C.L. Does Race Exist? An Antagonist’s Perspective // Anthropology: Taking Sides – Clashing Views in Anthropology / Ed. By K. Endicott, R. Welsch. Boston: McGraw-Hill, 2008.

4.Gill G. Does Race Exist? A Proponent’s Perspective // Anthropology: Taking Sides – Clashing Views in Anthropology / Ed. by K. Endicott, R. Welsch. Boston: McGraw-Hill, 2008.

Дополнительная литература:

1.Боас Ф. Границы сравнительного метода в антропологии // Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. Т. 1. С. 509-518.

2.Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // И. Кант. Сочинения. М.: Мысль, 1966. Т.6. С. 249-587.

3.Леви-Брюль Л. Мыслительные функции в низших обществах. Гл. 1-3. // Л. Леви-Брюль. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994. С. 7-113.

4.Никишенков А.А. Из истории Английской этнографии: критика функционализма. Москва: Издательство МГУ, 1986.

5.Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2001.

6.Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Издательство политической литературы, 1989. Гл. 1-2.

7.Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. Вып. 1. М., 1960.

8.Fabian J. Time and the Other: How Anthropology Makes its Object. New York: Columbia University Press, 1983.

9.Jurman R., Kilgore L., Trevathan W. Essentials of Physical Anthropology. Wadsworth Cengage Learning, 2011.

10.Kuper A. The Invention of Primitive Society: Transformations of an Illusion. London: Routeledge, 1988. P. 152-170.

11.Quintyn C.B. The existence or Non-existence of Race? New York: Teneo Press, 2010.

12.Stocking G. Victorian Anthropology. New York: The Free Press, 1987.

13.Sumner W.G. Folkways: a study of mores, manners, customs and morals. NY: Dover Publications, Inc.: 2002. P. 1-74.

Занятие 3. Классическая политическая антропология: от расцвета до распада (6 ч.)


  1. Антропологические предпосылки теории общественного договора.

  2. Философская реконструкция человеческой природы. Современное государство как исторический феномен. Государство и проблема легитимности насилия.

  3. Структурно-функциональный анализ политических систем (М. Фортес, Э. Эванс-Притчард).

  4. Истоки права в дописьменных обществах: преступление и санкции.

  5. Роль телесности в реализации политической власти. Формирование институтов правосудия и элементарной политической структуры.

  6. Вожди и бигмены (М. Салинз).

  7. Редистрибутивные функции политических лидеров. Собственность и возникновение государства (Л. Морган, Ф. Энгельс).

  8. Родство и политическая организация сообщества. Функциональная дифференциация политических институтов. Формирование кастовых обществ.

  9. Национальные основания политических образований.

  10. Функции конфликтов и восстаний в политической организации общества (М. Глюкман).

  11. Этапы социальной драмы (В. Тёрнер).

Основная литература:

1.Скотт Дж. Благими намерениями государства. М.: Университетская книга, 2005. C. 289-353.

2.Эванс-Притчард Э. Нуэры. М.: Наука, 1985. Гл. 4. С. 125-168.

Дополнительная литература:

1.Локк Дж. Два трактата о правлении. Книга вторая. // Дж. Локк. Сочинения. М.: Мысль,1988. Т. 3. С. 262-405.

2.Тернер В. Ритуальный процесс. Структура и антиструктура // В. Тернер. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. С. 168-230.

3.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Москва: Государственное издательство политической литературы, 1961. Т. 21. С. 23-178.

4.Donham D.L. History, power, ideology: central issues in Marxism and anthropology. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1999.

5.Fortes M., Evans-Pritchard E.E. Introduction // African Political Systems / Ed. by M. Fortes, E.E. Evans-Pritchard. Oxford: Oxford University Press, 1950. P. 1-24.

6.Gluckman M. Rituals of Rebellion in South-East Africa // M. Gluckman. Order and rebellion in tribal Africa. Rochester: Staples Printers Ltd. P. 110-136.

7.Kurtz D. Political Anthropology: Paradigms and Power. Oxford: Westview Press, 2001.

8.Middleton J., Tait D. Introduction // Tribes Without Rulers / Ed. by J. Middleton, D. Tait. London: Routledge & Kegan Paul, 1958. P. 1-32.

9.Sahlins M. Poor man, rich man, big-man, chief: political types in Melanesia and Polynesia // Comparative Studies in Society and History. 1963. Vol. 5, No. 3. P. 285-303.

10.Swartz M., Turner V., Tuden A. Introduction // Political Anthropology / Ed. by M. Swartz. V. Turner, A. Tuden. Chicago: Aldine Publishing Company, 1966. P. 1-42.

11.Turner V. Social Dramas and Stories about Them // Critical Inquiry. 1980. Vol. 7, No. 1. P. 141-168.

12.Waldron J. John Locke: Social Contract versus Political Anthropology // The Review of Politics. 1989. Vol. 51, No. 1. P. 3-28.



Занятие 4. Системы родства (4 ч.)

  1. Родство как базовый принцип социальной организации. Кровное родство и свойство (брак).

  2. Социальное и биологическое измерения родства, наследуемые и достигаемые статусы. Семьи, кланы и линиджи.

  3. Открытие рода и матрилинейного родства: Л.Г. Морган и эволюционная антропология 19го века.

  4. Генеалогический метод (У. Риверс).

  5. Кембриджская экспедиция в Пролив Торреса.

  6. Функции и формы брака.

  7. Социальный смысл запрета на инцест.

  8. Функционалистские и структуралистские теории родства. Роль тотема в теории Дюркгейма и критика дюркгеймианского подхода к анализу социальной структуры.

  9. Потомство и наследование в работах А. Рэдклифф-Брауна и Э. Эванс-Притчарда.

  10. Связь между языковыми и социальными структурами. Элементарные структуры родства по К. Леви-Строссу.

  11. Стабильность и подвижность родства. Понятие «брачной стратегии» у П. Бурдьё.

  12. Критика биологизма в работах Д. Шнейдера.

Основная литература:

1.Леви-Стросс К. Структурный анализ в лингвистике и антропологии // К. Леви-Стросс. Структурная антропология. М.: Эксмо, 2001. С. 37-60.

2.Delaney C. Meaning of Paternity and the Virgin Birth Debate // Man. 1986. No. 3. P. 494-513.

Дополнительная литература:

1.Лебедев В.В., Симченко Ю.Б. Aчайваямская весна. М.: Мысль, 1983.

2.Леви-Стросс К. Существуют ли дуальные организации // К. Леви-Стросс. Структурная антропология. М.: Эксмо, 2001. С. 137-170.

3.Мид М. Культура и мир детства. М.: 1988.

4.Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. М.: Восточная литература РАН, 2001. Гл. 1-2.

5.Тротманн Т.Р. Дравидийская система родства как культурный и как структурный тип // Алгебра родства: Родство. Системы родства. Системы терминов родства. СПб., 1995. Вып. 1.

6.Bloch M., Sperber D. Kinship and Evolved Psychological Dispositions: The Mother's Brother Controversy Reconsidered // Current Anthropology. 2002. Vol. 43, No. 5. P. 723-748.

7.Bourdieu P. On Marriage Strategies // Population and Development Review. 2002. Vol. 28, No. 3. P. 549-558.

8.Dumont L. An introduction to two theories of social anthropology. New York: Berghahn Books, 2006.

9.Durkheim E. The Elementary Forms of Religious Life. New York: Oxford University Press, 2001. Book II.

10.Levine N. Alternative Kinship, Marriage, and Reproduction // Annual Review of Anthropology. 2008. Vol. 37. P. 375-389.

11.Parkin R., Stone L. General Introduction // Kinship and Family: An Anthropological Reader / Ed. by R. Parkin, L. Stone. Oxford: Blackwell Publishing, 2004. P. 1-24.

12.Ragoné H. Chasing the Blood Tie: Surrogate Mothers, Adoptive Mothers and Fathers // American Ethnologist. 1996. Vol. 23, No. 2. P. 352-365.

13.Rivers W.H.S. Kinship and Social Organization. London: Constable & Co., 1914.

14.Schneider D. A Critique of the Study of Kinship. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1984.

15.Schneider D. American Kinship: A Cultural Account. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1980.

16.Stone L. Kinship and Gender: An Introduction. Boulder: Westview Press, 2005.

17.Trautmann T. The Whole History of Kinship Terminology in Three Chapters: Before Morgan, Morgan, and after Morgan // Anthropological Theory. 2001. Vol. 1, No. 2. P. 268-287.

18.Wolf A. Introduction // Inbreeding, Incest, and the Incest Taboo: The State of Knowledge at the Turn of the Century / Ed. by A. Wolf, W. Durham. Stanford: Stanford University Press, 2004.

19.Yanagisako S.J., Collier J.F. Gender and kinship: essays toward a unified analysis. Stanford: Stanford University Press, 1987.

Занятие 5. Антропология обмена (4 ч.)


  1. Понятие «натуральной экономики» в эволюционной мысли XIXв.

  2. Правила дара и кольцо Кула в исследованиях Б. Малиновского.

  3. Структурная оппозиция дара и товара и граница между ними.

  4. «Проблема» промежуточных категорий (бартер, взятка, дань).

  5. Связь между обменом и социальной стратификацией общества. Укоренённость экономики в социальных институтах (К. Поланьи).

  6. Структура дара по М. Моссу. Темпоральное измерение дара: производство времени в дарообменных отношениях.

  7. Роль «совместного непризнания» в логике дара (П. Бурдьё). Дар и бартер: что первично?

  8. Экономические сферы и их трансформация в денежном хозяйстве (Ф. Барт, П. Бохэннан).

  9. Понятие «реципрокности» и его различные трактовки (Б. Малиновский, К. Поланьи, Э. Гоулднер).

  10. Дилемма «альтруизм/эгоизм» и способы её преодоления. Связь между даром и социальной дистанцией/дистанцией родства (М. Салинз). Приданое, выкуп и вира.

  11. Проблема дара в современном обществе и проблема современности в теории дара.

  12. Коммерциализация и коммодификация отношений: её причины, последствия и перспективы.

  13. Способы разграничения морального и аморального обмена. Рынки органов и тканей и проблемы их регулирования. Рыночный и нерыночный обмен в интимных отношениях.

  14. Отличительные черты базара как прототипа рынка. Ценообразование на базарах. Поиск информации и роль реципрокности в функционировании базара.

  15. Агора: место базара в публичной жизни города.

Основная литература:

1.Малиновский Б. Аргонавты западной части Тихого океана. М.: РОССПЭН, 2004. С. 99-122, 505-514.

2.Мосс М. Опыт о даре // М. Мосс. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: КДУ, 2011.

Дополнительная литература:

1.Гирц К. Базарная экономика: информация и поиск в крестьянском маркетинге // Экономическая социология. 2009. Т. 10, № 2. С. 54-62.

2.Годелье М. Загадка дара. М.: Восточная литература, 2007. Гл. 1.

3.Салинз М. Экономика каменного века. М.: ОГИ, 1999. С. 142-169, 211-240.

4.Семенов Ю.И. Экономическая этнология. Книга I. Часть I, III. Первобытное и раннее предклассовое общество. Материалы к серии "Народы и культуры", XX. М.: РАН, 1993.

5.Barth F. Economic Spheres in Darfur // Themes in Economic Anthropology / Ed. by R. Firth. London: Tavistock. P. 149-174.

6.Bohannan P. Some Principles of Exchange and Investment among the Tiv // American Anthropologist, New Series. 1955. Vol. 57, No. 1, Part 1. P. 60-70.

7.Bourdieu P. Pascalian Meditations. Stanford: Stanford University Press, 2000.

8.Browne K.E. Introduction / Economics and Morality / Ed. by K.E. Browne, B.L. Milgram. Lanham: AltaMira Press, 2009. P. 1-42.

9.Dalton G. Economic Anthropology // American Behavioral Scientist. 1977. Vol. 20, No. 5. P. 635-656.

10.Gouldner A. The Norm of Reciprocity: A Preliminary Statement // American Sociological Review. 1960. Vol. 25. P. 161-178.

11.Gregory C. Gifts and Commodities. London: Academic Press, 1982.

12.Gudeman S. Community and Economy: Economy’s Base // A Handbook of Economic Anthropology / Ed. by J. Carrier. Cheltenham; Northhampton: Edward Elgar, 2005. P. 94-108.

13.Polanyi K. The Great Transformation: Political and Economic Origins of Our Time. Boston: Beacon Press, 1957.

14.Sykes K. Arguing with anthropology: an introduction to critical theories of the gift. New York: Routledge, 2005.

15.Weiner A. Reproduction: A Replacement for Reciprocity // American Ethnologist. 1980. Vol. 7, No. 1. P. 71-85.
Занятие 6. Религия и «коллективные представления» (4 ч.)


  1. Эволюционный взгляд на магию, религию и науку. Коллективные представления и поведение: социальный и физиологический элементы природы человека.

  2. Структурные и функциональные подходы к религии.

  3. Религия как социальный институт. Анимизм и тотемизм. Сакральное и профанное. Техники тела.

  4. Внушение мысли о смерти (Э. Дюркгейм, М. Мосс).

  5. Функции религии (Э. Тайлор, Б. Малиновский, К. Гирц). Критика функционализма (Т. Асад).

  6. Проблема секулярности и науки в свете антропологии религии.

  7. Символический подход к исследованию ритуала (К. Гирц, В. Тёрнер). Ритуалы перехода. Лиминальность и коммунитас. Значение ритуалов инициации.

  8. Практики умирания и граница между живыми и мёртвыми. Шаманизм. Медицинская антропология.

  9. Секулярные ритуалы и гражданская религия. Магия и колдовство: границы между магией и религией.

  10. Происхождение мифов и проблема автономии мифа. «Мифологическое мышление». Роль мифа в поддержании морального порядка.

  11. Связь между мифом и ритуалом. Структура мифа (К. Леви-Стросс). Психоаналитические теории мифа.

Основная литература:

1.Ван Геннеп А. Обряды перехода. М.: Восточная литература, 1999. С. 7-28, 64-107.

2.Тернер В. Ритуальный процесс. Структура и антиструктура. Глава 3: Лиминальность и коммунитас // В. Тернер. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. С. 168-200.

Дополнительная литература:

1.Абашин С. Практическая логика ислама // Антропология социальных перемен / Отв. ред. Э.-Б. Гучинова, Г.Комарова. М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. С. 256-281.

2.Асад Т. Что могла бы представлять собой антропология секуляризма? // Логос. 2011. № 3. С. 56-99.

3.Гирц К. Религия как культурная система // К. Гирц. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. С. 88-124.

4.Латур Б. Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008.

5.Леви-Стросс К. Структура мифов // К. Леви-Стросс. Структурная антропология. М.: Эксмо, 2001. С. 213-241.

6.Малиновский Б. Балома: Духи мёртвых на Тробрианских островах // Б. Малиновский. Магия, наука и религия. М.: Рефл-бук, 1998. С. 145-254.

7.Мосс М. Техники тела // М. Мосс Общества, обмен, личность. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1996. С. 242-263.

8.Мосс М. Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти // Человек. 1992. № 6.

9.Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Издательство политической литературы, 1989. Гл. 3-4.

10.Тернер В. Символы в африканском ритуале // В. Тернер. Символ и ритуал. М.: Наука,1983. С. 32-46.

11.Тернер В. Ритуальный процесс. Структура и антиструктура // В. Тернер. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. С. 104-264.

12.Фрейд З. Тотем и табу. М.: Фолио, 2010.

13.Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1980.

14.Эванс-Причард Э. Э. Колдовство, оракулы и магия у азанде // Магический кристалл / Под ред. И. Касавина. М.: Республика, 1994. С. 30-83.

15.Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев: София, 2000.

16.Asad T. Anthropological Conceptions of Religion: Reflections on Geertz // Man. 1983. Vol. 18, No. 2. P. 237-259.

17.Asad T. On Suicide Bombing. Columbia University Press, 2007.

18.Cannell F. Anthropology of Secularism // Annual Review of Anthropology. 2010. Vol. 39. P. 85-100.

19.Cannell F. The Christianity of Anthropology // Journal of the Royal Anthropological Institute. 2005. Vol. 11, No. 2. P. 335-356.

20.Durkheim E. The Elementary Forms of Religious Life. New York: Oxford University Press, 2001. Book I.

21.Taussig M. Reification and the Consciousness of the Patient // Social Studies of Medicine. 1980. Vol. 14B. P. 3-13.

22.Taussig M. Shamanism, Colonialism, and the Wild Man: A Study in Terror and Healing. Chicago: University of Chicago Press, 1994.

23.Webb K. Christian Moderns: Freedom and Fetish in the Mission Encounter. Los Angeles: University of California Press, 2007.
Занятие 7. Антропология антропологической оптики (4 ч.)


  1. Смысл «исторического поворота в антропологии 1970-х гг. Основания и ограничения метода «включённого наблюдения» по Б. Малиновскому.

  2. Роль «хау» и «маны» в теории М. Мосса и критика К. Леви-Стросса.

  3. Природа «заблуждения» в антропологии: эпистемологический статус «туземных теорий».

  4. Идея бессознательного у Леви-Стросса: отношения между символическим и воображаемым.

  5. Понимающая социология и «интерпретация культур» (К. Гирц). Методология «насыщенного описания».

  6. Структура познавательной процедуры в антропологии П. Бурдьё.

  7. Социальная позиция антрополога: проблема чужака. Антрополог как препятствие и как инструмент исследования.

  8. Властное измерение антропологического знания. Этнографическая оптика как паноптическое видение. Существует ли у антропологии «социальный заказ»?

  9. Роль знания об инаковости в функционировании режимов управления.

  10. Этноцентризм и ориентализм (Э. Саид).

  11. Дискурс о развитии и модернизации (Дж. Фергюсон). Статистический учёт и переписи.

  12. Рефлексивный поворот в антропологии: от неоколониальной к поливокальной науке (Дж. Маркус, Дж. Клиффорд, М. Фишер). Методологическое значение дневников Б. Малиновского. Текстуальность полевой ситуации; поэтика и политика этнографического текста.

  13. Критика метанарративов. Культура письма и роль текста в антропологической работе.

  14. Мимезис и копирование как классические темы диффузионизма; их роль в современной полевой работе.

  15. Механизмы подражания и ассимиляция инаковости (М. Тауссиг). Значение подражания в антропологическом дискурсе о глобализме и эйкуменизме.

Основная литература:

1.Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // К. Гирц. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. С. 9-42.

2.Ссорин-Чайков Н. От изобретения традиции к этнографии государства: Подкаменная Тунгуска, 1920-е годы // Журнал исследований социальной политики. 2011. Т. 9, № 1. С. 7-44.

Дополнительная литература:

1.Бобровников В. Ориентализм в литературе и политике на российском Кавказе XIX в. // Tartaria Magna. 2011. № 1. С. 104-123.

2.Бурдьё П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001. С. 50-128.

3.Гирц К. Мыслящий дикарь: О работе Клода Леви-Стросса // К. Гирц. Интерпретация куль-тур. М.: РОССПЭН, 2004. С. 398-414.

4.Леви-Стросс К. Предисловие к трудам Марселя Мосса // М. Мосс. Социальные функ-ции священного. СПб.: Евразия, 2000. С. 404-434.

5.Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. М.: Русский мир, 2006.

6.Соколовский С. Вторая всероссийская перепись населения: категоризация населения и политика идентичности // Ab Imperio. 2010. № 4. С. 393-412.

7.Фуко М. Надзирать и наказывать. М.: Ad Marginem, 1997.

8.Clifford J. Introduction: Partial Truths // Writing culture: the poetics and politics of ethnography / Ed. by J. Clifford, G. Marcus. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1986. P. 1-26.

9.Crapanzano V. Tuhami: Portrait of a Moroccan. Chicago: University of Chicago Press, 1980.

10.Ecsobar A. Reflections on “Development”: Grassroots Approaches and Alternative Politics in the Third World // Futures. 1992. Vol. 24, No. 5. P. 411-436.

11.Fabian J. Time and the Other: How Anthropology Makes its Object. New York: Columbia University Press, 1983.

12.Ferguson J. Of Mimicry and Membership: Africans and the “New World Society” // Cultural Anthropology. 2002. Vol. 17. P. 551-569.

13.Geertz C. Works and Lives: The Anthropologist as Author. Stanford: Stanford University Press, 1988. P. 1-24, 73-101.

14.Herle A., Philp J. Torres Strait Islanders: an exhibition marking the centenary of the 1898 Cambridge Anthropological Expedition. Cambridge: University of Cambridge, Museum of Archaeology and Anthropology, 1998.

15.Kuklick H. The Savage Within: The Social History of British anthropology, 1885-1945. Cambridge: Cambridge University Press, 1991

16.Malinowski B. A Diary in the Strict Sense of the Term. Stanford: Stanford University Press, 1989.

17.Marcus G. (ed.) Corporate Futures: the Diffusion of the Culturally Sensitive Corporate Form. Chicago: University of Chicago Press, 1998.

18.Rabinow P. Reflections on Fieldwork in Morocco. London; Los Angeles: University of Califor-nia Press, 1977.

19.Stocking G. (ed.) Observers Observed: Essays on Ethnographic Fieldwork. Madison: University of Wisconsin Press, 1993.

20.Taussig M. Mimesis and Alterity: A Particular History of the Senses. New York: Routledge, 1993.

21.Tylor E.B. On a Method of Investigating the Development of Institutions; Applied to Laws of Marriage and Descent // Journal of the Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland. 1889. Vol. 18. P. 245-72. [Including a response by Francis Galton].
Занятие 8. Границы коммодификации и границы капитализма (4 ч.)


  1. Почему «исторический поворот» порождает интерес к антропологии капитализма?

  2. Связь между стоимостью, производством и употреблением вещи.

  3. Способы производства в формационном подходе К. Маркса. Трудовая теория стоимости.

  4. Потребительная стоимость и меновая стоимость. Товарный фетишизм и роль вещей в антропологии.

  5. Социальная жизнь вещей (А. Аппадурай).

  6. Товар и деньги. Теории происхождения денег: деньги и бартер. Деньги и политическая власть (К. Харт).

  7. Роль денег в процессе коммодификации.

  8. Деньги как универсальный эквивалент.

  9. Теория денег Г. Зиммеля: деньги и интеллект. Обезличивающая и освобождающая сила денег.

  10. Эволюция функции денег: связь денег и форм интеграции хозяйства (К. Поланьи).

  11. Семантика денег. Трансформация традиций под влиянием денег и контекстуализация денег в социальных отношениях (М. Блох, Дж. Пэрри). Донорство органов и тканей.

  12. Рыночные связи как антропологическая проблема.

  13. Местный рынок, биржа, глобальный рынок, «глобальная ойкумена».

  14. Каким образом рыночные отношения сосуществуют с другими формами отношений? Рынок и инаковость; рынок инаковости.

  15. Институт микрофинансирования и последствия его функционирования.

  16. Темпоральность долга: темпоральный режим в обществах, живущих в долг.

  17. Регулирование государственного долга в капиталистической мир-экономике (мир-системный анализ).

  18. Международные финансовые институты.

Основная литература:

1.Копытофф И. Культурная биография вещей: товаризация как процесс // Социология вещей / Под ред. В. Вахштайна. М.: Территория будущего, 2006. С. 134-168.

2.Ссорин-Чайков Н. Медвежья шкура и макароны: социальная жизнь вещей в Сибирском совхозе // Антропология социальных перемен / Под ред. Э. Гучиновой, Г. Комаровой. М.: РОССПЭН, 2011. С. 282-300.

Дополнительная литература:

1.Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Москва: Эксмо, 2011.

2.Поланьи К. Семантика использования денег // К. Поланьи. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2010. С. 89-103.

3.Салинз М. О социологии примитивного обмена // М. Салинз. Экономика каменного века. М.: ОГИ, 1999. С. 170-210.

4.Appadurai A. Introduction: Commodities and Politics of Value // The Social Life of Things: Commodities in Cultural Perspective / Ed. by A. Appadurai. Cambridge: Cambridge University Press, 1986. P. 3-63.

5.Bloch M., Parry J. Introduction // Money and the morality of exchange / Ed. by M. Bloch, J. Parry. Cambridge: Cambridge University Press, 1989. P. 1-32.

6.Bohannan P. The Impact of Money on an African Subsistence Economy // The Journal of Economic History. 1959. Vol. 4. P. 491-503.

7.Bornstein E. Child Sponsorship, Evangelism, and Belonging in the Work of World Vision Zimbabwe// American Ethnologist. 2001. Vol. 28, No 3. P. 595-622.

8.Ferguson J. The Cultural Topography of Wealth: Commodity Paths and the Structure of Property in Rural Lesotho // American Anthropologist. 1992. Vol. 94, No. 1. P. 55-73.

9.Graeber D. Debt, Violence, and Impersonal Markets // Market and Society: The Great Transformation Today / Ed. by K. Hart, C. Hann. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. P. 106-132.

10.Guyer J. Marginal Gains: Monetary Transactions in Atlantic Africa. Chicago: University of Chicago Press, 2004.

11.Hannerz U. Notes on the Global Ecumene // Public Culture. 1989. Vol. 1, P. 66-75.

12.Hannerz U. ‘The Global Ecumene’ in his Cultural Complexity: Studies in the Social Organization of Meaning. New York and Oxford: Columbia University Press, 1992.

13.Hart K. Money: One Anthropologist’s View // A handbook of Economic anthropology / Ed. by J. Carrier. Cheltenham; Northhampton: Edward Elgar, 2005. P. 160-175.

14.Hugh-Jones S. Yesterday's Luxuries, Tomorrow's Necessities: Business and Barter in Northwest Amazonia // Barter, Exchange and Value: An Anthropological Approach / Ed. by C. Humphrey, S. Hugh-Jones. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. P. 42-74.

15.Kroeber A.L. The Ancient Oikoumene as an Historic Culture Aggregate // Journal of the Royal Anthropological Institute. 1945. Vol. 75. P. 9-20.

16.Laidlaw J. A free gift makes no friends // The Journal of the Royal Anthropological Institute. 2000. Vol. 6, No. 4. P. 617-634

17.Maurer B. Mutual Life, Limited: Islamic Banking, Alternative Currencies, Lateral Reason. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 2005.

18.Miyazaki H. The Temporalities of the Market // American Anthropologist. 2003. Vol. 105, No. 2. P. 255-265.

19.Parry J. The gift, the Indian gift and the “Indian gift” // Man. 1986. Vol. 21, No. 3. P. 453-473.

20.Sahlins M. Cosmologies of Capitalism: The Trans-Pacific Sector of the 'World System' // Culture/Power/History: A Reader in Contemporary Social Theory / Ed. by N. Dirks, G. Eley, S. Ortner. Princeton: Princeton University Press, 1994. P. 412-455.

21.Simmel G. The Philosophy of Money. London: Routledge, 2004. Ch. 5.

22.Wolf E.R. Europe and the People without History. Berkeley: University of California Press,


Занятие 9. Экономический выбор и формирование субъективности (6 ч.)

  1. Понятие субьекта в антропологии.

  2. От исследований «культуры и личности» к антропологии субъективности.

  3. Являются ли «индивид», «общество» и «культура» едиными целыми?

  4. Partial perspective и partial connections (М. Стратерн).

  5. Личность как даритель, как получатель дара и как дар.

  6. Личность и товар. Деньги в интимной сфере (В. Зелизер). Освобождение человека и проституция.

  7. Потребление и потребность.

  8. Понимание потребности в экономической теории: от экзогенности к эндогенности вкусов.

  9. Потребление в экономике дара. Идея «тотальных поставок» (М. Мосс).

  10. Потребление как ритуал: потлач и агонистический дар.

  11. Трата и истребление как базовые категории экономической антропологии.

  12. Интерпретация Мосса в сакральной социологии Ж. Батая. Рационализм и иррационализм в трактовке логики дара.

  13. Продукт и рыночный обмен.

  14. Культурное конструирование определений продукта и границ рынка. Продукты и блага (М. Каллон).

  15. Производство рациональности потребительского выбора. Технологическая инфраструктура потребления. Электронная коммерция.

  16. Эстетика потребления и практики совместного потребления.

Основная литература:

1.Батай Ж. Понятие траты // Ж. Батай. Проклятая часть. М.: Логос, 2003. С. 183-206.

2.Day S. On the Game: Women and Sex Work. London: Pluto Press, 2007. P. 172-192.

Дополнительная литература:

1.Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Библион-Русская книга, 2003.

2.Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.

3.Каллон М., Меадель С., Рабехарисоа В. Экономика качеств // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т.11, № 4. С. 47-58.

4.Allison A. Nightwork: Sexuality, Pleasure, and Corporate Masculinity in a Tokyo Hostess Club. University of Chicago Press, 1994.

5.Day S. On the Game: Women and Sex Work. London: Pluto Press, 2007. P. 34-54.

6.Ferguson J. The Bovine Mystique: Power, Property and Livestock in Rural Lesotho // Man. 1985. Vol. 20. P. 647-674.

7.Haraway D. Situated Knowledge: the Science Question in Feminism and the Privilege of Partial Perspective // Feminist Studies 1988. Vol. 14. P. 575-599.

8.Miller D. A Theory of Shopping. Ithaca: Cornell University Press, 1998.

9.Reiss A.J. The Social Integration of Queers and Peers // Social Problems. 1961. Vol. 9. P. 102-120.

10.Strathern M. Gender of the Gift: Problems with Women and Problems with Society in Melanesia. Berkeley: University of California Press, 1988.

11.Strathern A., Stewart P. Kinship and Commoditization: Historical Transformations // L’Homme. 2000. No. 154-155. P. 373-390.

12.Strathern M. Qualified value: the perspective of gift exchange // Barter, Exchange and Value: An Anthropological Approach / Ed. by C. Humphrey, S. Hugh-Jones. Cambridge; Cambridge University Press, 1992. P. 169-191.

13.Strathern M. Partial Connections. Oxford: AltaMira Press, 2004.

14.Taussig M. The Genesis of Capitalism amongst a South American Peasantry: Devil's Labor and the Baptism of Money // Comparative Studies in Society and History. 1977. Vol. 19, No. 2. P. 130-155.

15.Weiner A. Inalienable possessions: the paradox of keeping-while-giving. Los Angeles: University of California Press, 1992.

16.Zelizer V. The Purchase of Intimacy. New Jersey: Princeton University Press, 2005.


Занятие 10. Экономика: хозяйство, наука о хозяйстве и материальность (4 ч.)

  1. Генезис знания об управлении хозяйством. Аристотель и современная экономическая теория.

  2. Спор между примитивистами и модернистами в исторической науке.

  3. Хозяйство как сфера: гетерономия и автономия хозяйства. Основные принципы управления хозяйством. Экономика и хрематистика.

  4. Социально-исторический контекст возникновения политической экономии.

  5. Антропологическая реконструкция экономической науки (К. Поланьи, М. Фуко).

  6. Основные проблемы и антропологический базис политической экономии.

  7. Роль политико-экономического знания в формировании нового режима управления в Европе XVIII в. Государство и создание саморегулирующихся рынков.

  8. Критика и развитие политической экономии в учении К. Маркса.

  9. Становление неоклассической экономической теории. Экономическая теория и экономическая антропология. Формализм и субстантивизм (К. Поланьи, Дж. Долтон, С. Тэкс, Р. Фёрт).

  10. Полисемия слова «экономический».

  11. Модель «человека экономического» и её пределы. Рациональность и капитализм. Роль экономического знания в институциональных трансформациях и эволюции практик управления в XX в.

  12. Антропология науки. Экономическая наука и экономические технологии.

  13. Производство экономического человека.

  14. Перформативность экономической науки (М. Каллон).

  15. Роль экономической науки в возрастании автономии экономической сферы.

  16. Историчность экономического и эволюция человека: проблема единства предмета экономической антропологии.

Основная литература:

1.Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс // Экономическая социология. 2002. Т.2, № 3.

2.Mitchell T. Rethinking Economy // Geoforum. 2008. Vol. 39. P. 1116–1121.

Дополнительная литература:

1.Латур Б. Когда вещи дают отпор: возможный вклад «исследований науки» в общественные науки // Социология вещей / Под ред. В. Вахштайна. М.: Территория будущего, 2006. С. 342-364.

2.Сусоколов А. Культура и обмен. М.: SPSL-Русская панорама, 2006. С. 104-164, 358-409.

3.Хамфри К. Крестьянство и натуральное хозяйство как идеологемы современной России // Хамфри К. Постсоветские трансформации в азиатской части России. М.: Наталис, 2010, C. 171-200.

4.Розанваллон П. Утопический капитализм. История идеи рынка. М.: Новое Литературное Обозрение, 2007.

5.Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. Избранные труды. М.: Экономика, 1989.

6.Breslau D. Economics invents the economy: Mathematics, statistics, and models in the work of

7.Çalişkan K., Callon M. Economization // Economy and Society. 2009. Vol. 38, No. 3. P. 269-298. 2010. Vol. 39, No. 1. P. 1-32.

8.Callon M. Introduction // The laws of the markets / Ed. by M. Callon. London: Blackwell, 1998. P. 1-57.

9.Callon M. What does it mean to say that economics is performative? // Do economists make markets? On the performativity of economics / Ed. by D. MacKenzie, F.Muniesa, L. Siu. New Jersey: Princeton University press, 2007. P. 311-357.

10.Cook S. The obsolete "anti-market" mentality: A critique of the substantive approach to economic anthropology // American Anthropologist, New Series, 1966. Vol. 68, No. 2, Part 1. P. 323-345.

11.Coombe R.J. The Demonic Place of the ‘Not There’: Trademarks Rumors in the Postindustrial Society // Culture, Power, Place: Explorations in Critical Anthropology / Ed. by A. Gupta, J. Ferguson. Durham: Duke University Press, 1997. P. 249-276.

12.Dalton G. Economic Theory and Primitive Society // American Anthropologist. 1961. Vol. 63, No. 1. P. 1-25.

13.Dalton G. Theoretical issues in economic anthropology // Current Anthropology. 1969. Vol. 10, No. 1. P. 63-102.

14.Finley M. Aristotle and economic analysis // Past & Present. 1970. No. 47. P. 3-25.

15.Foucault M. Security, Territory, Population. New York: Palgrave Macmillan, 2009.

16.Hart K., Hann C. Economic Anthropology. Cambridge: Polity Press, 2011. P. 1-99.

17.Irving Fisher and Wesley Mitchell // Theory and Society. 2003. Vol. 32. P. 379-411.

18.Humphrey C. The Domestic Mode of Production in post-Soviet Siberia? // Anthropology Today. 1998. Vol. 14, No. 3. P. 2-8.

19.Kaplan D. The Formal-Substantive Controversy in Economic Anthropology: Reflections on Its Wider Implications // Southwestern Journal of Anthropology. 1968. Vol. 24, No. 3. P. 228-251.

20.MacKenzie D. Is Economics Performative? Option Theory and the Construction of Derivatives Markets // Journal of the History of Economic Thought. 2006. Vol. 28, No. 1. P. 29-55.

21.Meikle S. Aristotle’s Economic Thought. New York: Oxford University Press, 1995.

22.Tax S. Changing Consumption in Indian Guatemala // Economic Development and Cultural Change. 1957. Vol. 5, No. 2. P. 147-158.

23.Terranova T. Another Life: The Nature of Political Economy in Foucault’s Genealogy of Biopolitics // Theory, Culture & Society. 2009. Vol. 26, No. 6. P. 234–262.

24.Vigo De Lima I. Foucault's Archaeology of Political Economy. Palgrave Macmillan, 2010.



1.3.Контроль достижения целей курса



Вопросы для подготовки к зачету


  1. Предмет политической антропологии.

  2. Политическая антропология как часть антропологической науки.

  3. Предмет и объект политической антропологии.

  4. Политическая антропология и другие социальные и гуманитарные науки: взаимосвязь и различия в предмете и методах исследования.

  5. Культурная и социальная антропология.

  6. Формализм, субстантивизм и марксизм.

  7. Принципиальные отличия политических отношений в индустриальных и неиндустриальных обществах: вещные и личностные отношения, богатство и престиж, товар и дар. Работы М.Мосса о дарообмене.

  8. Феномен потлача.

  9. К.Поланьи.

  10. Методы сбора материала: интервьюирование, наблюдение, включенное наблюдение.

  11. Методы антропологической науки.

  12. Истоки политической антропологии.

  13. Колониальная экспансия и развитие этнографических исследований.

  14. Г.Спенсер. "Древнее общество" Л.-Г.Моргана (1877). "Происхождение семьи…" Ф.Энгельса (1884).

  15. Становление политантропологической науки.

  16. Функционализм.

  17. Структурализм.

  18. "Политическая антропология" Ж.Баландье (1968). Американский неоэволюционизм. Л.Уайт.

  19. М.Салинз.

  20. Типологии стадий политической интеграции (Э.Сервис, М.Фрид).

  21. "Энергетическая" теория власти Р.Адамса.

  22. Дискуссия о происхождении государства. Т.Ёрл.

  23. Теории трансформации постколониальныих и постсоциалистических обществ.

  24. Разработка проблем политической антропологии в отечественной науке.

  25. Догматический советский марксизм в освещении Э.Геллнера. Неомарксистские интерпретации.

  26. Три дискуссии об азиатском способе производства в отечественной историографии.

  27. Работы о культуре средних веков А.Я.Гуревича.

  28. "Потестарно-политическая этнография" Л.Е.Куббеля (1988). Пост-советская политическая антропология.

  29. Политическое поведение у высших животных. Этология. Социобиология. К.Лоренц. Э.Вилсон.

  30. Естественные основы неравенства и власти: индивидуальные способности, возрастное неравенство, половая стратификация. Механизм территориальности.

  31. Этническое и расовое неравенство.

  32. Агрессивное и альтруистическое поведение.

  33. Причины социального неравенства: собственность, доступ к ресурсам, статус, престиж, авторитет.

  34. Социальная стратификация и ее формы (П.Сорокин). Представления о социальной справедливости.

  35. Понятие социальной мобильности.

  36. Вертикальная и горизонтальная мобильность.

  37. Власть как способность ограничения поведенческих альтернатив.

  38. Власть и лидерство. Власть и авторитет. Власть и управление. Ресурсы власти. Структура власти. Виды власти.

  39. Типология легитимного господства М.Вебера (традиционное, бюрократическое и харизматическое лидерство).

  40. Структура традиционного господства. Способы достижения традиционной власти.

  41. Символика традиционной власти.

  42. Природа человеческого лидерства.

  43. Работы Г.Моска, В.Парето.

  44. Современные теории элит.

  45. Типология элит.

  46. Элиты в традиционном и посттрадиционном обществе.

  47. Формы лидерства в догосударственном обществе.

  48. Лидерство в сообществах приматов.

  49. Эгалитарные (бушметы, хадза) и неэгалитарные (аборигены Австралии) группы охотников и собирателей.

  50. Функции предводителя. Авторитет.

  51. Неравенство в обществах высокоразвитых рыболовов (индейцы Северо-Запада Америки и Флориды).

  52. Концепция "неолитической революции" Г.Чайлда и ее современная оценка.

  53. Системы родства.

  54. Престижная экономика.

  55. Вождество первая иерархическая форма социальной организации.

  56. Эволюция представлений о государстве: от Платона до Э.Сервиса.

  57. Теории возникновения государства.

  58. Теория общественного договора (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо).

  59. Завоевательная теория (Л.Гумплович, Ф.Оппенгаймер). Классовая теория (К.Маркс, Ф.Энгельс).

  60. Взгляды на политогенез в ХХ веке.

  61. Теория "городской революции" Г.Чайлда.

  62. "Гидротехническая" теория К.Виттфогеля.

  63. Интегративная и конфликтная версии политогенеза (Э.Сервис, М.Фрид).

  64. Проект "раннего государства" (Х.Классен).

  65. Причины генезиса государственности. Экологический фактор. Система хозяйства.

  66. Ирригация. Рост народонаселения.

  67. Идеология. Обмен и торговля. Война и завоевания.

  68. Внешние влияния. "Первичные" и "вторичные" государства. Сущность и признаки государства.

  69. Типы и формы государственности: основные концепции и школы.

  70. Бюрократия. Возникновение права. Легитимность власти. Идеологическое обоснование власти: взаимный обмен услугами.

  71. Проблема универсальности государства. Альтернативы вождеству и государству.

  72. Восток: деспотическое государство, касты, циклизм.

  73. Цивилизации Востока. Китай. Индия. Мессопотамия. Египет. Исламский мир.

  74. Цивилизации доколумбовой Америки.

  75. Античная Европа: греческая демократия и римское право. Дискуссия об античной государственности.

  76. Эпоха средневековья. Европейский феодализм. Проблемы феодального "синтеза".

  77. Вызревание рационального "правового" государства.

  78. Африка: сакральный царь. Проблема "африканского способа производства".

  79. Кочевники Евразии.

  80. Восточные и западные черты российской политической традиции.

  81. Трансформация политической культуры колониальных обществ.

  82. Прямое и косвенное управление.

  83. Проблемы модернизации.

  84. Ценности западной цивилизации и традиционные общества. Клановые, этнические и конфессиональные основы современной политической системы постколониальных обществ.

  85. Реформирование постсоциалистических обществ.

  86. Особенности российской цивилизации.

  87. Черты системы традиционного господства в постсоциалистических обществах.

  88. Трайбализм и традиционализм.

  89. "Президентская республика".

  90. Возникновение антропологии из проблем коммуникации с другими.



1.4.Тематика и перечень рефератов

1. Предмет изучения политической антропологии.

2. Антропологические теории власти.

3. Теории власти в современной науке.

4. Символика власти.

5. Феномен дарообмена (по работам М.Мосса).

6. Биологические корни неравенства и иерархии.

7. Неравенство между полами в человеческом обществе.

8. Возрастное неравенство.

9. Неуставные отношения в армии.

10. Иерархия в преступных группировках (по современной художественной литературе).

11. Культурные основы неравенства и иерархии.

12. Лидерство в обществах охотников-собирателей.

13. Лидерство и механизмы борьбы за власть в раннеземледельческих обществах.

14. Феномен вождества.

15. Сущность государства (с точки зрения "интегративной" и "конфликтной" теорий).

16. Причины возникновения государства.

17. Пути и формы становления государственности.

18. Появление и эволюция бюрократии в истории.

19. Дискуссия об азиатском способе производства. Основные этапы и итоги.

20. Сущность восточной деспотии.

21. Полис – догосударственное общество или государство? (по материалам дискуссии в журнале Вестник древней истории в 1989-90 гг.)

22. Структура власти в феодальном обществе (по работам А.Я.Гуревича и других медиевистов).

23. Структура власти в кочевых империях.

24. Влияние монголов на российскую политическую традицию.

25. Восточные и западные черты российской политической традиции (по работам "евразийцев").

26. Сходство и отличие в политической системе дореволюционной России и СССР.

27. Социализм: российский вариант тоталитаризма или "азиатский способ производства?

28. Традиционные черты в современной российской политической культуре.

29.Архаические и традиционные элементы в политической культуре государств СНГ.



30. Элементы традиционной власти в современной политической культуре стран Азии и Африки

1.5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины



Основная литература:
Дополнительная литература

  1. Альтернативные пути к цивилизации. М., 2000.

  2. Баландье Ж. Политическая антропология. М., 2001.

  3. Бочаров В.В. Политическая антропология. Журнал социологии и социальной антропологии, 2001, № 4.

  4. Крадин Н.Н. Политическая антропология. М., 2001.

  5. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

  6. Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. М., 2001.

  7. Абеле М. Политическая антропология: новые задачи, новые цели. Международный журнал социальных наук, Т. VI, 1998, № 20.

  8. Архаическое общество: Узловые проблемы социологии развития. Ч.1-2. М., 1991.

  9. Афанасьев М.Н. Клиентизм и российская государственность. М., 1997.

  10. Васильев Л.С. История Востока. Т. 1-2. М., 1993.

  11. Восленский М.С. Номенклатура. М., 1991.

  12. Годинер Э.С. Политическая антропология о происхождении государства. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991.

  13. Дольник В. Естественная история власти. Знание-сила. 1994. № 10-11.

  14. Исследования по общей этнографии. М., 1979.

  15. История первобытного общества. Т. 1. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983. Т. 2. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986. Т. 3. Эпоха классообразования. М., 1988.

  16. Крадин Н.Н. Предмет и задачи политической антропологии. Политические исследования, 1997, № 5.

  17. Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1988.

  18. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996.

  19. Павленко Ю.В. Раннеклассовые общества. Киев, 1989.

  20. Плюснин Ю.М. Проблемы биосоциальной эволюции. Новосибирск, 1990.

  21. Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995.

  22. Салинз М. Экономика каменного века. М., 1999.

  23. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

  24. Социально-экономические отношения и соционормативная культура. М., 1986 (Свод этнографических понятий и терминов. Вып.1).

  25. Феномен восточного деспотизма: структура общества и власти. М., 1993.

  26. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1986.

  27. Этнические аспекты власти. СПб., 1995.

  28. Abélèls M. Anthropologie dr l'Etat. Paris, 1990.

  29. Adams R.N. Energy and Structure. A Theory of Social Power. Austin, 1975.

  30. Anthropological Approaches to Political Behavior. Pittsburgh, 1991.

  31. Claessen H.J.M. Politieke antropologie. Assen: Van Gorcum, 1974 (пер. на исп. яз.: Antropologia politica. Mexico, 1979).

  32. Earle T. How Chiefs Come to Power: The Political Economy in Prehistory. Stanford (Cal.), 1997.

  33. The Early State. The Hague, 1978.

  34. Fried M. The Evolution of Political Society: An Essay in Political Anthropology. New York, 1967.

  35. Lewellen T. Political Anthropology: An Introduction. Westport, 1992

  36. Mann M. The Sources of Social Power, Vol. I: A History of Power From the Beginning to A.D. 1760. Cambridge, 1986; Vol. II: The Rise of Classes and Nation-States, 1760. 914. Cambridge, 1993.

  37. Political anthropology. Chicago, 1966.

  38. Political Anthropology. New Brunswick and London, 1980.

  39. Rivière C. Anthropologie politique. Paris, 2000.

  40. Service E. Origins of the State and Civilization. New York, 1975.

  41. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Tubingen, 1922.

Справочники, словари, энциклопедии

  1. Encyclopedia of social and cultural anthropology / Ed. by A. Barnard, J. Spencer. New York: Routledge, 2002.

  2. Companion Encyclopedia of Anthropology: Humanity, Culture, and Social Life / Ed. by T. Ingold. London; New York: Routledge, 2003.

  3. Social and Cultural Anthropology: The Key Concepts / Ed. by N. Rapport & J. Overing. London; New York: Routledge, 2003
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Политическая и экономическая антропология
429.86kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
113.95kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Статистическая теория поля
102.63kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Нейронные сети Направление 230700. 68, Прикладная информатика
118.5kb.
Программа дисциплины «Социальная и экономическая антропология» для направления 040100. 68 «Социология»
331.19kb.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована на курсах повышения квалификации и переподготовки воспитателей дошкольных учреждений
38.27kb.
Программа дисциплины «политическая и экономическая карта мира»
234.74kb.
Рабочая программа учебной дисциплины зоология
394.26kb.
Рабочая программа учебной дисциплины зоология беспозвоночных
571.08kb.
К программе учебной дисциплины: «Дискретная математика»
33.71kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
629.83kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «основы работоспособности технических систем»
442.82kb.