takya.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл


министерство здравоохранения и социального развития

российской федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский национальный исследовательский

медицинский университет имени Н.И. Пирогова»






УТВЕРЖДАЮ



Декан
_________________ / Г.Н.Буслаева /

подпись ФИО





« » 20 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Микробиология, вирусология, микробиология полости рта


Направление подготовки (специальность) стоматология
Форма обучения очная


Срок освоения ООП 5 лет
Кафедра микробиологии и вирусологии

При разработке рабочей программы учебной дисциплины «микробиология, вирусология, микробиология полости рта» в основу положены:



  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060201 «стоматология», утвержденный Министерством образования и науки РФ 14.01.2011г. Приказ № 16

  2. Учебный план по специальности «стоматология» одобрен Ученым советом ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздравсоцразвития России от «16» мая 2011 г. Протокол № 10

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры микробиологии и вирусологии от «24»июня 2011г. Протокол № 13.

Заведующий кафедрой микробиологии и вирусологии,

Профессор _________________________ ____Л.И. Кафарская___

подпись
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым советом лечебного факультета от «29_» _августа 2011_г. Протокол № __1__
Председатель Ученого совета лечебного факультета

_____________________________ Г.В. Порядин

подпись


Разработчики:
Зав. кафедрой микробиологии и вирусологии

профессор __________________ _Л.И Кафарская

подпись
Зав. уч. частью кафедры микробиологии и вирусологии

доцент __________________________________ Е.Е. Донских

подпись
Отв. за работу со студентами стоматологического

факультета, доцент ___________________________ Е.А. Постникова

подпись

Рецензент:

Профессор кафедры микробиологии и вирусологии Б.А. Ефимов

подпись


2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
2.1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ, МИКРОБИОЛОГИЯ ПОЛОСТИ РТА»
Цель освоения дисциплины «микробиология, вирусология, микробиология полости рта» состоит в овладении знаниями биологических свойств микроорганизмов, их роли в развитии заболеваний и формировании иммунитета, микроэкологии полости рта, а также принципами асептики и антисептики, стерилизации и дезинфекции, принципами, положенными в основу современных методов диагностики, специфической профилактики инфекционных заболеваний;

При этом задачами освоения учебной дисциплины являются:



  • приобретение студентами знаний основ общей и медицинской микробиологии: морфологии, физиологии, биохимии и генетики микроорганизмов; микроэкологии, инфекционной иммунологии; общей и медицинской вирусологии;

  • приобретение студентами знаний биологических свойств патогенных микроорганизмов, механизмов взаимодействия микробов с организмом человека, особенностей патогенеза инфекционных заболеваний, принципов этиотропного лечения и специфической профилактики;

  • приобретение студентами знаний по важнейшим методам микробиологической диагностики заболеваний;

  • приобретение студентами знаний о роли ре­зи­дент­ной мик­ро­фло­ры по­лос­ти рта в раз­ви­тии оп­пор­ту­ни­сти­че­ских про­цес­сов; о роли пред­ста­ви­те­лей мик­роб­но­го ми­ра в раз­ви­тии ка­рие­са зу­бов, па­то­ге­не­зе па­ро­дон­ти­та и дру­гих про­цес­сов в че­лю­ст­но-ли­це­вой об­лас­ти.

  • приобретение студентами знаний о принципах асептики и антисептики, методах стерилизации и дезинфекции, контроле качества стерилизации и дезинфекции.

  • ознакомление студентов с принципами системного подхода к анализу научной медицинской информации;

  • формирование у студентов навыков микроскопии окрашенных препаратов из микроорганизмов - возбудителей инфекционных заболеваний детей и подростков



2.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП УНИВЕРСИТЕТА

      1. Учебная дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к математическому, естественнонаучному циклу.

2.2.2. Для эффективного изучения микробиологии и вирусологии необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими учебными дисциплинами ООП:

- Биологии ________________________

наименование предшествующей учебной дисциплины

Знания: строения эукариотической и прокариотической клетки

Умения: работать со световым микроскопом
- Химии

(наименование предшествующей учебной дисциплины)

Знания: принципов хроматографии

Умения: готовить растворы различной концентрации

Навыки: расчета концентраций веществ в растворах



- Физики

(наименование предшествующей учебной дисциплины)

Знания: устройство и принцип работы светового микроскопа, строение биологических мембран



2.3.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

2.3.1. Виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания дисциплины «микробиология, вирусология»:

1. профилактическая;

2. диагностическая.


2.3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

п/№

Номер/индекс компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны

Оценочные средства

знать

уметь

владеть

1.

 ОК-1

 Способность и готовность анализировать и использовать на практике методы медико-биологических наук в различных видах профессиональной деятельности


 Классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека;
микробиологию полости рта;

интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной диагностики


 Информацией о принципах стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов и оборудования во избежание инфицирования врача и пациента.

Тесты, коллоквиумы.

2.

ПК-3

способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности


Научные принципы стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки во избежание инфицирования при работе в стоматологической практике.
применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов.

интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной диагностики для выявления патологических процессов в органах и системах пациентов.

 Информацией о принципах стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов и оборудования во избежание инфицирования врача и пациента.

Тесты, коллоквиумы, практические умения.

3

ПК-5

Способность и готовность интерпретировать результаты лабораторных исследований

методы микробиологической диагностики;

интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной диагностики




Тесты, коллоквиумы, практические умения.

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

п/№

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3

4

1.

Аудиторные занятия, в т.ч.

120

72

42




Лекции (Л)




10

8




Практические занятия




62

34

2.

Самостоятельная работа студента (СРС), в т.ч.

60

36

21




Подготовка к практическим занятиям




14

4




Самостоятельная работа с электронными версиями практических занятий и лекций




14

4




Подготовка к тестированию




2

2




Подготовка к коллоквиуму




3

2




Решение ситуационных задач




1

4




Реферат




2

2

3.

Подготовка к промежуточной аттестации







3

4.

Вид промежуточной аттестации - экзамен (Э)







9




Итого общая трудоемкость

часов

180

108

72

зачетных ед.

5

3

2


3.2 Содержание учебной дисциплины

3.2.1 Содержание разделов учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении:




п/№

компетенции

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах

1.

ПК-3, ПК-5,

Морфология микроорганизмов

Предмет, цели и задачи микробиологии. Значение медицинской микробиологии в практической деятельности врача-стоматолога. Систематика, номенклатура, классификация микроорганизмов.

Устройство и оборудование микробиологической лаборатории. Основы техники безопасности в микробиологической лаборатории. Методы микроскопического изучения микроорганизмов. Методы окраски микроорганизмов.

Основные формы бактерий. Структура бактериальной клетки.

Морфологические особенности прокариот, микроскопических грибов и простейших.



2.

ПК-3, ПК-5

Физиология и биохимия микроорганизмов

Физиология микроорганизмов: питание, дыхание, рост и размножение.

Методы выделения чистых культур бактерий. Приготовление питательных сред. Культивирование облигатных анаэробов.

Ферментативная активность микроорганизмов. Методы идентификации чистых культур.

Методы стерилизации. Антисептики, консерванты и дезинфектанты.

Химиотерапевтические препараты. Антибиотики.


3.

ПК-3

Генетика микроорганизмов

Строение генетического аппарата бактерий. Мутации. Рекомбинации.

Применение бактериофагов в микробиологии и медицине: фаготипирование бактерий, фаготерапия (изучение биопрепаратов).

Современные методы диагностики инфекционных заболеваний. ПЦР.


4.

ПК-3, ПК-5

Факторы врождённого иммунитета. Инфекция

Учение об инфекции. Пути и механизмы передачи инфекций.

Роль микроорганизма в развитии инфекционного процесса. Патогенные микробы, изучение некоторых факторов патогенности. Методы определения вирулентности (Dlm).

Неспецифические факторы защиты макроорганизма. Фагоцитоз.


5.

ОК-1

Инфекционная иммунология.

Учение об иммунитете. Специфические факторы защиты макроорганизма.

Серологические реакции: агглютинации, РНГА, преципитации. Реакции иммунного лизиса, реакция связывания комплемента (РСК). Реакция нейтрализации токсина антитоксином. Методы экспресс диагностики: иммунофлюоресцентный (ИФ) и иммуноферментный анализ (ИФА).

Принципы серологической идентификации микроорганизмов. Серодиагностика инфекционных заболеваний. Диагностические биопрепараты: диагностические сыворотки, моноклональные антитела, диагностикумы, аллергены.

Теоретические основы иммунопрофилактики и иммунотерапии

инфекционных заболеваний. Вакцины. Иммунные сыворотки и иммуноглобулины. Иммуномодуляторы.


6.

ПК-3, ПК-5

Возбудители гнойно-септических инфекции.

Возбудители раневых гнойно-воспалительных и гнойно-септических инфекций - стафилококки, стрептококки, синегнойная палочка, облигатные неспорообразующие анаэробы и клостридии.

Основные биологические свойства возбудителей, патогенез вызываемых инфекций, принципы микробиологической диагностики. Специфическая профилактика и лечение.



7.

ПК-3, ПК-5

Возбудители острых кишечных инфекции.

Энтеропатогенные эшерихии – возбудители эшерихиозов. Патогенные вибрионы – возбудители холеры.

Сальмонеллы – возбудители брюшного тифа, паратифов А и Б и сальмонеллезных ПТИ.

Шигеллы – возбудители бактериальной дизентерии.

Возбудители ПТИ – стафилококки, клостридии. Острые диарейные инфекции, вызываемые Yersinia.

Основные биологические свойства возбудителей, патогенез вызываемых инфекций, принципы микробиологической диагностики. Специфическая профилактика и лечение.


8.

ПК-3, ПК-5

Воздушно-капельные инфекции.

Бактерии - возбудители респираторных инфекций (возбудители дифтерии, коклюша, туберкулеза, скарлатины, менингита). Основные биологические свойства возбудителей, патогенез вызываемых инфекций, принципы микробиологической диагностики. Специфическая профилактика и лечение.

9.

ПК-3, ПК-5

Возбудители трансмиссивных инфекции.

Патогенные риккетсии – возбудители сыпного тифа и других риккетсиозов. Боррелии - возбудители возвратного тифа. Основные биологические свойства возбудителей, патогенез вызываемых инфекций, принципы микробиологической диагностики.

10.

ПК-3, ПК-5

Возбудители заболеваний, передающихся половым путем.

Заболевания, передающиеся половым путем (сифилис, гонорея, урогенитальный хламидиоз).

Основные биологические свойства возбудителей, патогенез вызываемых инфекций, принципы микробиологической диагностики. Специфическая профилактика и лечение.



11.

ПК-3, ПК-5

Возбудители зоонозных инфекций.

Возбудители бактериальных зоонозных инфекций. Сибирская язва, чума, бруцеллез, лептоспироз.

Основные биологические свойства возбудителей, патогенез вызываемых инфекций, принципы микробиологической диагностики. Специфическая профилактика и лечение.



12.

ПК-3, ПК-5

Заболевания, вызываемые патогенными грибами и простейшими.

Особенности строения эукариотических клеток. Отличительные особенности плесневых и дрожжевых грибов. Дрожжеподобные грибы рода Candida. Основные биологические свойства возбудителей микозов, патогенез заболеваний, принципы микробиологической диагностики.

13.

ПК-3, ПК-5

Общая вирусология.

Введение в вирусологию. Анатомия и биохимия вирусов. Основные свойства вирусов и методы их изучения. Методы выделения и культивирования вирусов.

Репродукция вирусов. Взаимодействие вируса с клеткой. Методы индикации и идентификации вирусов.

Основные механизмы противовирусного иммунитета. Принципы профилактики и терапии вирусных инфекций.

МБД вирусных инфекций, молекулярно-генетические методы исследования.



14.

ПК-3, ПК-5

Частная вирусология

Возбудители энтеровирусных инфекций. Полиомиелит. Вирусные гепатиты.

Основные свойства возбудителей, патогенез, принципы диагностики. Специфическая профилактика и лечение.

Возбудители вирусных воздушно-капельных инфекций (гриппа, аденовирусной инфекции, кори, краснухи, ветряной оспы).

Основные свойства возбудителей, патогенез, принципы диагностики. Специфическая профилактика и лечение.

Возбудители нейровирусных инфекций (клещевого энцефалита, бешенства, герпеса). Онкогенные вирусы. ВИЧ – возбудитель СПИДа.

Основные свойства возбудителей, патогенез, принципы диагностики. Специфическая профилактика и лечение.



15.

ПК-3, ПК-5

Микробиология полости рта.

Микробиоценоз полости рта у здорового человека. Биопленки.

Кариесогенная микрофлора.

Возбудители одонтогенных инфекций.

Пародонтопатогенная микрофлора.

Стафилококки, стрептококки — возбудители воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области.

Оппортунистические и инфекционные стоматиты.

Понятие о внутрибольничной инфекции.

Стерилизация и дезинфекция в стоматологии.

Основы антибактериальной терапии в стоматологии.

3.2.2. Разделы учебной дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля






п/п




Раздел учебной

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)











лекции

ПЗ

СРС

всего

1

Морфология микроорганизмов

3

2

15

8

25

Текущий тестовый контроль, коллоквиум - 6

2

Физиология и биохимия микроорганизмов

3

4

9

6

19

Текущий тестовый контроль, коллоквиум - 9



3

Генетика микроорганизмов

3

2

6

3

11

Текущий тестовый контроль, коллоквиум - 11

4

Факторы врождённого иммунитета. Инфекция

3




9

4

13

Текущий тестовый контроль, коллоквиум - 14



5

Инфекционная иммунология.

3

2

15


8


25

Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум – 18

6

Возбудители гнойно-септических инфекции.

3




6

3

9

Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум – 20



7

Возбудители трансмиссивных инфекции.

3







4

4

Реферат, решение ситуационных задач – 18-20



8

Возбудители острых кишечных инфекции.

4




6

3

9

Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум –4

9

Воздушно-капельные инфекции.

4




4

2

6

Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум – 6

10

Возбудители заболеваний, передающихся половым путем.

4




2

1

3

Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум – 8



11

Возбудители зоонозных инфекций.

4





2

1

3

Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум – 8

12

Заболевания, вызываемые патогенными грибами и простейшими.

4







2

2

Реферат, решение ситуационных задач –13-15



13

Общая вирусология.

4




4

2

6

Текущий тестовый контроль, коллоквиум - 10

14

Частная вирусология

4





8

2

10

Решение ситуационных задач -13





15

Микробиология полости рта.

4

8

10

8

26

Текущий тестовый контроль, коллоквиум - 18

16

Экзамен







6

3

9

Итоговое компьютерное тестирование, контроль практических умений, билет и ситуационная задача.

17

Итого




18

102

60

180






      1. Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины:

пп

Названия тем лекций

семестр

3

4



История развития, современное состояние и перспективы медицинской микробиологии. Принципы классификации микроорганизмов. Особенности функциональной организации

микробных клеток.



2






Физиология микроорганизмов: питание, дыхание, рост и размножение.

2






Стерилизация и дезинфекция в стоматологии.

2






Генетика микроорганизмов. Основы генетической инженерии.

2






Учение об иммунитете. Теоретические основы иммунопрофилактики и иммунотерапии.

2






Микробиоценоз полости рта у здорового человека. Биопленки.




2



Кариесогенная микрофлора.




2



Возбудители одонтогенных инфекций. Пародонтопатогенная микрофлора.




2



Оппортунистические и инфекционные стоматиты.




2



Всего часов 18
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована на курсах повышения квалификации и переподготовки воспитателей дошкольных учреждений
38.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины зоология
394.26kb.
Рабочая программа учебной дисциплины зоология беспозвоночных
571.08kb.
К программе учебной дисциплины: «Дискретная математика»
33.71kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
629.83kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «основы работоспособности технических систем»
442.82kb.
Фгбоу впо «мггу» рабочая программа дисциплины
89.59kb.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по специальности спо 230701 «Прикладная информатика (по отраслям)»
26.99kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
34.35kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Политическая и экономическая антропология
429.86kb.
Этика и эстетика Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050103. 65 География
255.29kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
119.04kb.