takya.ru страница 1
скачать файл




МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное Бюджетное образовательное учреждение

высшего пРофессионального образования



«российский государственный аграрный университет –

МСха имени К.А. Тимирязева»
(ФГБОУ ВПО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева)

Зооинженерный факультет

Кафедра зоологии

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по организации и

развитию учебной деятельности

проф. ____________ С.В. Золотарев

“____”______________2012 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЗООЛОГИЯ

для подготовки бакалавров


ФГОС ВПО 3-го поколения
Направление: 110900.62 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

Курс 1


Семестр 2

Москва, 2012

Составитель: Зубалий А.М., кандидат биологических наук, доцент

«__» ________ 2012г.


Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока Б2.В.ОД студентам очной формы обучения
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 110900.62 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «16» сентября 2011г. № 2308 и зарегистрированного в Минюсте РФ «28» октября 2011г. № 22166.
Программа обсуждена на заседании кафедры зоологии

(протокол №___ от «___»___________2012 г.)


Зав. кафедрой, Г.И. Блохин, д.с.-х.н., профессор _________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)

«__» ________ 2012г.


Рецензент: Савчук С.В., канд.биол.наук, доцент ___________________________

(подпись)

Проверено:

Начальник отдела менеджмента

качества образования ___________________ Л.А. Ефимова

(подпись)


Начальник отдела

разработки и обеспечения

образовательных программ УМУ ___________________ Л.М. Сашина

(подпись)

Согласовано:

Декан технологического факультета

Н.В. Лаврова, д.б.н., профессор _________________________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)

«__» ________ 2012г.

Программа обсуждена на заседании Ученого совета технологического факультета, протокол № ____ от «____» _____________ 2012 г.

Секретарь ученого совета технологического факультета

Жукова Е.В., к.с.-х.н., доцент ___________________________________________

(подпись)

«__» ________ 2012г.

Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки 110900.62 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» протокол № ___ от «____» _____________ 2012 г.

Председатель учебно-методической комиссии

Кобозев И.В., д.с.-х.н., профессор _______________________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)

«__» ________ 2012г.

Заведующий выпускающей кафедрой

Кобозев И.В., д.с.-х.н., профессор _______________________________________



(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)

«__» _______ 2012г.

Начальник УИТ _____________________М.Ю. Гладких

(подпись)

Отдел комплектования ЦНБ ____________________ Е.А. Комарова



(подпись)
Копия электронного варианта получена:

Начальник отдела поддержки

дистанционного обучения УИТ ____________________ И.Н. Батура

(подпись)

Содержание


Аннотация 5

1. Цели освоения дисциплины 5

2. Место дисциплины в учебном процессе 5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 6

4. Структура и содержание дисциплины 6

4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам 6

4.2 Содержание дисциплины 8

Содержание разделов дисциплины 8

4.3 Практические/семинарские занятия 11

4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины 14

4.5 Графические работы/эссе (доклады) 15

5. Образовательные технологии 17

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 18

6.1 Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций 18

6.2 Примерный перечень контрольных вопросов 18

по дисциплине «Зоология» 18



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 24

7.1 Основная литература 24

7.2 Дополнительная литература 24

7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы 25



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 25

8.1 Требования к аудиториям для проведения занятий 25



9. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины 25

Виды и формы отработки пропущенных занятий 25



10. Методические рекомендации преподавателям по организации обучения по дисциплине 25

Аннотация


Дисциплина «Зоология» изучается на 1 курсе, во 2 семестре и имеет важное значение для формирования естественно-научного мировоззрения и экологического мышления будущих бакалавров-технологов по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Трудоемкость дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и Учебным планом направления подготовки 110900.62 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» составляет 4 зачетные единицы (144 часа), форма контроля – зачет с оценкой (дифференцированный зачет). Ведущим преподавателем предполагается доцент А.М. Зубалий.

1. Цели освоения дисциплины


В соответствии с ФГОС ВПО бакалавр по направлению подготовки 110900.62 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» должен быть готов к участию в следующих видах профессиональной деятельности: реализация технологий производства и переработки продукции растениеводства, организация контроля за качеством сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются сельскохозяйственные культуры и животные, технологии производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, целью освоения дисциплины «Зоология» является освоение студентами основных понятий зоологии, углубленное изучение строения, систематики и практического значения основных таксонов животного царства, влияющих на процессы производства и переработки продукции растениеводства.

2. Место дисциплины в учебном процессе


Дисциплина «Зоология» включена в цикл математических и естественно-научных дисциплин, вариативную часть как обязательная дисциплина. Реализация в дисциплине «Зоология» требований ФГОС ВПО, ООП ВПО и Учебного плана по направлению подготовки 110900.62 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» предусматривает изучение основных таксонов животного царства: особенности строения, систематику, значение в природе и для человека.

Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Зоология» являются «Ботаника», «Химия».

Дисциплина «Зоология» является основополагающей для изучения следующих дисциплин: «Экология», «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных», «Генетика растений и животных», «Основы ветеринарии и биотехника размножения животных», «Производство продукции животноводства».

Особенностью дисциплины является подробное изучение свойств живых систем на организменном уровне. Так же очень важным при изучении дисциплины является выработка у студентов умения анализировать и систематизировать фактический материал по морфологии, таксономии и практическому значению основных типов и классов животного царства.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций представленных в таблице 1.

4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам


Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зач.ед.(144 часов), их распределение по видам работ представлено в таблице 2.

Таблица 2



Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ

Вид учебной работы

Трудоёмкость

зач.

ед.

час.

в т.ч.

по семестрам

2

Общая трудоёмкость дисциплины по

учебному плану



4

144

144

Аудиторная работа:

2,0

72

72

лекции (Л)

1,0

36

36

практические занятия (ПЗ)

1,0

36

36

Самостоятельная работа (СРС)

2,0

72

72

расчётно-графические задания (РГЗ)










реферат (Р)










эссе (Э)

0,17

6

6

самостоятельное изучение разделов










контрольные работы (Кр)

0,83

30

30

консультации (К)










прочее










самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)

0,75

27

27

Подготовка к диф.зачету

0,25

9

9

Вид контроля:

Дифференцированный зачет (зачет с оценкой)

Таблица 1



Требования к результатам освоения учебной дисциплины

№ п/п

Индекс
компетенции

Содержание
компетенции (или её части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

знать

Уметь

владеть

1.

ОК-11

Понимает современную картину мира на основе естественно-научных знаний, ориентируется в ценностях бытия, жизни, культуры

Основные понятия биологии; уровни организации живых систем

Использовать свойства биологических систем при решении профессиональных задач

Информацией об особенностях строения, систематике и хозяйственном значении основных таксонов животного царства

2.

ПК-1

Использует законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности

Естественно-научные закономерности производства и переработки продукции растениеводства

Анализировать относительную «пользу» и «вред» основных таксонов животного царства

Исходя из биологических особенностей сформулировать меры борьбы с нежелательными представителями животного царства

3.

ПК-3

Обладает готовностью распознавать основные типы и виды животных согласно современной систематике, оценивать их роль в сельском хозяйстве

Отличительные особенности внешнего и внутреннего строения основных таксонов животных

Распознать и классифицировать основные систематические группы животных

Систематизировать полученные знания и способность дать оценку хозяйственного значения тех или иных групп животных

4.2 Содержание дисциплины


Тематический план дисциплины «Зоология» с указанием основных разделов и распределением часов по видам работ приведен в таблице 3.

Таблица 3



Тематический план учебной дисциплины


Наименование разделов дисциплины

Всего кол-во часов на раздел

Аудиторная работа

Внеаудиторная работа (СР)

Л

ЛПЗ

Содержание и задачи зоологии


14

4

4

6

Подцарство Одноклеточные (Protozoa)

22

6

6

10

Подцарство Многоклеточные (Metazoa)

92

24

24

44

Современное состояние животного мира и проблемы сохранения его разнообразия

7

2

2

3

Подготовка к дифференцированному зачету

9







9

Всего за семестр

144

36

36

72

Итого по дисциплине

144

36

36

72



Содержание разделов дисциплины



Раздел 1. Содержание и задачи зоологии

Тема 1. Содержание и задачи зоологии

Зоология, как комплексная наука. История зоологии. Принципы зоологической систематики. Бинарная номенклатура видов. Значение зоологических исследований для сельскохозяйственного производства.


Тема 2. Основные признаки животного типа организации

Особенности строения клеток и тканей животных. Особенности размножения и начальных этапов индивидуального развития животных.


Раздел 2. Подцарство Одноклеточные (Protozoa)

Тема 3. Тип Саркомастигофора (Sarcomastigophora)

Особенности строения и жизнедеятельности. Основные таксономические группы (подтип Саркодовые, класс Корненожки, класс Радиолярии; подтип Жгутиковые, класс Растительные жгутиконосцы, класс Животные жгутиконосцы) и их представители, их значение в природе и для человека. Паразитические представители саркомастигофор (дизентерийная амеба, трипаносомы, лямблии, лейшмании): их жизненные циклы, пути распространения, меры профилактики.


Тема 4. Тип Ресничные (Ciliophora)

Особенности строения и жизнедеятельности. Основные экологические группы (свободноживущие, паразитические, симбиотические) и их представители, их значение в природе и для человека. Паразитические представители инфузорий (балантидий, ихтиофтириус): их жизненные циклы, пути распространения, меры профилактики.


Тема 5. Тип Апикомплексы (Apicomplexa)

Особенности строения и жизнедеятельности. Представители, их значение в природе и для человека. Паразитические представители (малярийный плазмодий, эймерии, токсоплазма): их жизненные циклы, пути распространения, меры профилактики.



Раздел 3. Подцарство Многоклеточные (Metazoa)

Тема 6. Двуслойные животные. Тип Губки (Spongia). Тип Кишечнополостные (Coelenterata)

Особенности строения и жизнедеятельности. Систематика (до классов). Основные экологические группы (морские, пресноводные) и их представители, их значение в природе и для человека.


Тема 7. Трехслойные животные. Тип Плоские черви (Plathelminthes)

Особенности строения и жизнедеятельности. Основные классы (Ресничные, Моногенеи, Трематоды, Цестоды) и их представители, их значение в природе и для человека. Паразитические представители плоских червей (спайник парадоксальный, многоустка лягушачья, печеночный сосальщик, кошачий сосальщик, ланцетовидный сосальщик, бычий цепень, свиной цепень, эхинококк, широкий лентец): их жизненные циклы, пути распространения, меры профилактики.


Тема 8. Тип Круглые черви, или Первичнополостные (Nemathelminthes)

Особенности строения и жизнедеятельности. Основные классы (Нематоды, коловратки, скребни) и их представители, их значение в природе и для человека. Паразитические представители круглых червей (аскариды, острицы, власоглавы, ришта, трихинелла): их жизненные циклы, пути распространения, меры профилактики.


Тема 9. Вторичнополостные животные. Тип Кольчатые черви (Annelida). Тип Моллюски (Mollusca)

Особенности строения и жизнедеятельности. Основные изменения в строении и функционировании систем органов, связанные с появлением целома (вторичной полости тела). Основные классы кольчатых червей (Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки) и их представители, их значение в природе и для человека. Основные классы моллюсков (Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие) и их представители, их значение в природе и для человека.


Тема 10. Животные со смешанно полостью тела. Тип Членистоногие (Arthropoda)

Основные таксоны (подтипы Жабернодышащие, Хелицеровые, Трахейнодышащие). Особенности строения и жизнедеятельности, связанные с приспособлениями к воздушной среде обитания. Основные классы членистоногих (Ракообразные, Паукообразные, Многоножки, Насекомые скрыточелюстные, Насекомые открыточелюстные). Сравнительная характеристика классов по особенностям строения и жизнедеятельности. Систематика классов до отрядов. Основные отряды открыточелюстных насекомых с полным (Чешуекрылые, Двукрылые, Жесткокрылые, Перепончатокрылые, Блохи) и неполным (Прямокрылые, Равнокрылые, Тараканы, Полужесткокрылые, Вши, Пухоеды и Власоеды) превращением; их представители, значение в природе и для человека.


Тема 11. Животные вторичноротые. Тип Хордовые (Chordata).

Общая характеристика хордовых. Особенности строения и жизнедеятельности, связанные с приспособлениями к водной среде обитания. Подтипы низших хордовых (Бесчерепные, Личиночнохордовые), их характеристика по особенностям строения и жизнедеятельности.

Систематика подтипа позвоночные (до классов). Особенности строения и жизнедеятельности Раздела Бесчелюстные (класс Круглоротые). Представители, значение в природе и для человека.

Особенности строения и жизнедеятельности надкласса Рыбы. Сравнительная характеристика классов Хрящевые рыбы и Костные рыбы. Основные надотряды и семейства, их представители, значение в природе и для человека.

Особенности строения и жизнедеятельности группы Anamnia. Характеристика класса Земноводные (Amphibia). Особенности строения, связанные с выходом на сушу. Систематика класса (до отрядов), представители, значение в природе и для человека.

Особенности строения и жизнедеятельности группы Amniota. Характеристика класса Пресмыкающиеся (Reptilia). Особенности строения, связанные с освоением сухой воздушной среды обитания. Систематика класса (до отрядов), представители, значение в природе и для человека.

Характеристика класса Птицы (Aves). Особенности строения, связанные с приспособлением к полету. Систематика класса (до отрядов), представители, значение в природе и для человека.

Характеристика класса Млекопитающие (Mammlia). Особенности строения, связанные с прогрессивным развитием. Систематика класса (до отрядов), представители, значение в природе и для человека.


Раздел 3. Современное состояние животного мира и проблемы сохранения его разнообразия

Тема 12. Охрана животного мира

Роль животных в круговороте веществ в природе и жизни людей. Прямое и косвенное воздействие человека на популяции животных: охота, ограничение численности нежелательных видов, охрана полезных животных, преобразование местообитаний, реакций животных на антропогенные воздействия: увеличение и сокращение численности, исчезновение отдельных видов. Причины вымирания животных. Вымершие виды. Охрана редких и исчезающих видов, включенных в Красные книги. Создание благоприятных условий для обитания полезных и редких видов.


4.3 Практические/семинарские занятия

В таблице 4 приведен перечень практических и семинарских занятий с распределением по темам и разделам, с указанием вида промежуточного контроля и количества часов, отводимых на каждую тему.

Таблица 4

Содержание практических/семинарских занятий

и контрольных мероприятий


п/п

раздела

и название лабораторных/ практических/ семинарских занятий с указанием контрольных мероприятий

Вид контрольного мероприятия

Кол-во

часов

1.

Раздел 1. Содержание и задачи зоологии

Тема 1.

Содержание и задачи зоологии



Зоология, как комплексная наука. Принципы зоологической систематики. Значение зоологических исследований для сельскохозяйственного производства

-

2

Тема 2.

Основные признаки животного типа организации



Особенности строения клеток и тканей животных. Особенности размножения и начальных этапов индивидуального развития животных.

Устный опрос

2

2

Раздел 2. Подцарство Одноклеточные (Protozoa)

Тема 3. Тип Саркомастигофора (Sarcomastigophora)


Тип Саркомастигофора (Sarcomastigophora)


Устный опрос

2

Тема 4. Тип Ресничные (Ciliophora)

Тип Ресничные (Ciliophora)


Устный опрос

2

Тема 5. Тип Апикомплексы (Apicomplexa)

Тип Апикомплексы (Apicomplexa)

Устный опрос

2

3

Раздел 3. Подцарство Многоклеточные (Metazoa)

Тема 6. Двуслойные животные. Тип Губки (Spongia). Тип Кишечнополостные (Coelenterata)

Двуслойные животные. Тип Губки (Spongia). Тип Кишечнополостные (Coelenterata)

Контрольная работа №1. Проверка альбомов/рабочих тетрадей

2

Тема 7. Трехслойные животные. Тип Плоские черви (Plathelminthes)

Трехслойные животные. Тип Плоские черви (Plathelminthes)

Устный опрос

2

Тема 8. Тип Круглые черви, или Первичнополостные (Nemathelminthes)

Тип Круглые черви, или Первичнополостные (Nemathelminthes)

Устный опрос

2

Тема 9. Вторичнополостные животные. Тип Кольчатые черви (Annelida). Тип Моллюски (Mollusca)

Вторичнополостные животные. Тип Кольчатые черви (Annelida). Тип Моллюски (Mollusca)

Контрольная работа №2. Проверка альбомов/рабочих тетрадей

2

Тема 10. Животные со смешанно полостью тела. Тип Членистоногие (Arthropoda)

Подтип Жабернодышащие

Устный опрос

2

Подтип Хелицеровые

Устный опрос

2

Подтип Трахейнодышащие

Доклады

2

Тема 11. Животные вторичноротые. Тип Хордовые (Chordata)

Низшие хордовые (подтип Бесчерепные, подтип Личиночнохордовые)

Контрольная работа №3. Проверка альбомов/рабочих тетрадей

2

Класс Круглоротые, класс Хрящевые рыбы, класс Костные рыбы.

Доклады

2

Класс Земноводные, класс Пресмыкающиеся

Доклады

2

Класс Птицы

Контрольная работа №4. Проверка альбомов/рабочих тетрадей

2

Класс Млекопитающие

Доклады

2

4

Раздел 4. Современное состояние животного мира и проблемы сохранения его разнообразия

Тема 12. Охрана животного мира.

Роль животных в круговороте веществ в природе и жизни людей. Прямое и косвенное воздействие человека на популяции животных

Контрольная работа №5. Проверка альбомов/рабочих тетрадей

2

4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины


Таблица 5

Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины




п/п

раздела и темы

Перечень рассматриваемых вопросов для самостоятельного изучения

Кол-во

часов




Раздел 1. Содержание и задачи зоологии

1.

Тема 1.

Содержание и задачи зоологии



История зоологии. Место животных в трофических цепях и в биосфере Земли в целом

3

2.

Тема 2.

Основные признаки животного типа организации



Переходные формы между животными и растительными организмами. Разновидности полового и бесполого размножения. Способы дробления зиготы у разных представителей животного царства. Способы гаструляции у разных представителей животного царства.

3




Раздел 2. Подцарство Одноклеточные (Protozoa)

4.

Тема 3. Тип Саркомастигофора (Sarcomastigophora)


Особенности строения и жизнедеятельности отряда Формаиниферы,класса Радиолярии. Жизненные циклы и особенности биологии лейшмании, лямблии.

3

5.

Тема 4. Тип Ресничные (Ciliophora)


Многообразие свободноживущих инфузорий. Значение панцирных инфузорий из рубца жвачных. Жизненные циклы и особенности биологии балантидия, ихтиофтириуса.

3

6.

Тема 5. Тип Апикомплексы (Apicomplexa)

Многообразие споровиков. Особенности биологии грегарины как полостного паразита беспозвоночных. Особенности биологии внутриклеточных паразитов. Жизненный цикл токсоплазмы.


4




Раздел 3. Подцарство Многоклеточные (Metazoa)

7

Тема 6. Двуслойные животные. Тип Губки (Spongia). Тип Кишечнополостные (Coelenterata)

Виды канальных систем губок. Экологическое многообразие губок. Биологическое и хозяйственное значение губок. Прогрессивные черты организации классов Сцифоидные медузы и Коралловые полипы. Биологическое и хозяйственное значение Кишечнополостных.

4

8

Тема 7. Трехслойные животные. Тип Плоские черви (Plathelminthes)

Сравнительная характеристика классов Дигенетические сосальщики и Моногенетические сосальщики. Жизненные циклы основных представителей плоских червей.

4

9

Тема 8. Тип Круглые черви, или Первичнополостные (Nemathelminthes)

Особенности биологии и образа жизни представителей классов Коловратки и Скребни. Жизненные циклы основных паразитических представителей круглых червей. Свободноживущие нематоды. Нематоды – вредители растений.

4

10

Тема 9. Вторичнополостные животные. Тип Кольчатые черви (Annelida). Тип Моллюски (Mollusca)

Сравнительная характеристика Многощетинковых и Малощетинковых червей. Роль малощетинковых червей в почвообразовательных процессах. Особенности строения представителей класса Пиявки.

8

11

Тема 10. Животные со смешанно полостью тела. Тип Членистоногие (Arthropoda)

Особенности строения и биологии представителей основных отрядов класса Ракообразные (Веслоногие, Жаброногие, Усоногие, Равноногие).

Особенности строения и биологии представителей основных отрядов класса Паукообразные (Скорпионы, Фаланги, Акариформные клещи, Паразитиформные клещи). Многообразие клещей, их биологическое и хозяйственное значение.

Особенности строения и биологии представителей надкласса Многоножки (класс Двупарноногие, класс Губоногие)

Особенности строения и биологии представителей класса Насекомые скрыточелюстные (отряд Бессяжковые, отряд Двухвостки, отряд Ногохвостки).



12

11

Тема 12. Животные вторичноротые. Тип Хордовые (Chordata)

Сравнительная характеристика Низших хордовых и Круглоротых. Особенности строения и биологии отряда Миксины.

Сравнительная характеристика надотрядов Акулы и Скаты. Представители, значение.

Характеристика надотрядов Ганоидные, Лопастеперые. Представители, значение.

Характеристика основных экологических групп земноводных и пресмыкающихся.

Экологические особенности птиц и млекопитающих (места обитания, образ жизни, годовые жизненные циклы, особенности размножения и развития).


12




Раздел 4. Современное состояние животного мира и проблемы сохранения его разнообразия

12

Тема 12. Охрана животного мира.

Причины вымирания животных. Вымершие виды. Охрана редких и исчезающих видов, включенных в Красные книги.

3




ВСЕГО




63

4.5 Графические работы/эссе (доклады)

При изучении дисциплины «Зоология» по каждой теме предусмотрено выполнение студентами графических работ (рисунков, схем, таблиц) с целью углубленного и осмысленного освоения изучаемого материала. Указанные работы могут выполняться в рабочих тетрадях или специально заведенных альбомах. Конкретные задания для выполнения графических работ выбираются преподавателем, желательно, чтобы эти задания охватывали особенности строения типичных представителей типов\классов, а также вопросы систематики основных изучаемых таксонов.



Также при изучении наиболее крупных и хозяйственно важных групп животных (таких как тип Членистоногие и тип Хордовые), предусмотрено выполнение студентами эссе (докладов) с подробным освещением вопросов систематики, особенностей биологии и хозяйственного значения основных отрядов/семейств указанных типов.
Примерный перечень отрядов/семейств для эссе (докладов)

по дисциплине «Зоология»

  1. Класс Насекомые открыточелюстные:

    1. Отряд Прямокрылые

    2. Отряд Равнокрылые

    3. Отряд Полужесткокрылые

    4. Отряд Тараканы

    5. Отряд Вши

    6. Отряд Пухоеды и власоеды

  1. Класс Костные рыбы

    1. Семейство Осетровые

    2. Семейство Лососевые

    3. Семейство Сельдевые

    4. Семейство Карповые

    5. Семейство Окуневые

    6. Семейство Тресковые

    7. Семейство Щуковые

    8. Семейство Сосовые

    9. Семейство Угревые

  1. Класс Земноводные

    1. Отряд Хвостатые

    2. Отряд Бесхвостые

    3. Отряд Безногие

  1. Класс Пресмыкающиеся

    1. Подкласс Черепахи

    2. Подкласс Крокодилы

    3. Подотряд Змеи

    4. Подотряд Ящерицы

  1. Класс Птицы

    1. Надотряд Пингвины

    2. Надотряд Бескилевые

    3. Отряд Курообразные

    4. Отряд Журавлеобразные

    5. Отряд Ржанкообразные

    6. Отряд Пеликанообразные

    7. Отряд Совообразные

    8. Отряд Соколообразные

    9. Отряд Гусеобразные

    10. Отряд Воробьинообразные

  1. Класс Млекопитающие

    1. Отряд Сумчатые

    2. Отряд Яйцекладущие

    3. Отряд Насекомоядные

    4. Отряд Рукокрылые

    5. Отряд Грызуны

    6. Отряд Зайцеобразные

    7. Отряд Хищные

    8. Отряд Парнокопытные

    9. Отряд Непарнокопытные

    10. Отряд Китообразные

    11. Отряд Приматы



5. Образовательные технологии


Таблица 6

Применение активных и интерактивных образовательных технологий

п/п

Тема и форма занятия

Наименование используемых активных и интерактивных образовательных технологий

Кол-во

часов

1.

Содержание и задачи биологии

Л

Проблемная лекция

2

2.

Признаки и уровни организации живых систем

ПЗ

Метод группового решения творческих задач (метод Дельфи)


2

3.

Двуслойные животные. Тип Губки (Spongia). Тип Кишечнополостные (Coelenterata)

Л

Лекция-визуализация


2

4.

Класс Насекомые открыточелюстные. Морфология насекомых.

ПЗ

Метод группового решения творческих задач

2

5.

Низшие хордовые (подтип Бесчерепные, подтип Личиночнохордовые)

Л

Лекция-дискуссия

2

6.

Класс Костные рыбы. Морфология Лучеперых.

ПЗ

Метод группового решения творческих задач

2

7.

Проблема сохранения разнообразия животного мира

Л

Лекция – пресс-конференция


2

8.

Охрана животного мира

ПЗ

Деловая игра по обоснованию создания ООПТ определенной категории

2







Всего:

16

Общее количество часов аудиторных занятий, проведённых с применением активных и интерактивных образовательных технологий составляет 16 часов (22,2% от количества аудиторных часов, отведенных на изучение данной дисциплины).


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

6.1 Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций


Балльно-рейтинговая система оценки результатов освоения

дисциплины «Биология»:

  • Посещение лекций – 1 балл х 18 = 18 баллов

  • Посещение практических занятий – 1 балл х 18 = 18 баллов

  • Активная работа на занятиях – 2 балла х 18 = 36 балла

  • Подготовка эссе (доклада) – 10 баллов

  • Выступление с докладом (с презентацией) – 10 баллов

  • Защита графических работ – 3 балла х 12 = 36 баллов

  • Выполнение контрольных работ – 5 баллов х 5 = 25 баллов

Всего – 153 балла
Максимальная сумма баллов: 18+18+36+10+10+36+25=153
В конце семестра набранные студентом баллы суммируются и принимается решение о выставлении оценки дифференцированного зачета.

В таблице 7 приведены оценки по дисциплине «Зоология», которые студент может получить по набранным баллам.

Таблица 7

Соответствие количества баллов оценкам дифференцированного зачета



Максимальная сумма баллов

Оценка

Неудовлет-ворительно

Удовлет-ворительно

Хорошо

Отлично

153

Менее 80

80-99

100-119

120-153

Если студент набрал менее 80 баллов – до итогового контроля он не допускается и считается задолженником по этой дисциплине.




6.2 Примерный перечень контрольных вопросов

по дисциплине «Зоология»


Контрольная работа №1:

  1. Половое размножение животных. Примеры

  2. Бесполое размножение животных. Примеры.

  3. Перечислить зародышевые листки животных, какие органи и ткани из них образуются.

  4. Строение морулы.

  5. Строение бластулы.

  6. Строение гаструлы.

  7. Стадии дробления зиготы.

  8. Первичная полость тела животных. Примеры.

  9. Вторичная полость тела животных. Примеры.

  10. Двухслойные животные. Примеры.

  11. Трехслойные животные. Примеры.

  12. Первичноротые животные. Примеры.

  13. Вторичноротые животные. Примеры.

  14. Способы питания и захвата пищи у одноклеточных.

  15. Покровы и органоиды движения одноклеточных.

  16. Как происходит удаление непереваренных остатков пищи из организма

  17. одноклеточных.

  18. Роль сократительной вакуоли

  19. Раздражимость у одноклеточных..

  20. Размножение одноклеточных.

  21. Отличия одноклеточного от многоклеточного животного.

  22. Тип Саркомастигофоры. Характеристика, представители, значение.

  23. Класс Саркодовые. Характеристика, представители, значение.

  24. Класс Жгутиковые. Характеристика, представители, значение.

  25. Паразитические представители Саркодовых и Жгутиковых. Где паразитируют, какие заболевания вызывают.

  26. Тип Апикомплексы. Характеристика, представители, значение.

  27. Жизненный цикл малярийного плазмодия.

  28. Жизненный цикл кокцидий.

  29. Тип Ресничные. Характеристика, представители, значение.

  30. Класс Инфузории. Характеристика, представители, значение.

  31. Паразитические виды инфузорий. Где паразитируют, какие заболевания вызывают.


Контрольная работа №2:

  1. Тип Губки. Характеристика, представители, значение.

  2. Губки - как примитивные представители многоклеточных.

  3. Тип Кишечнополостные. Характеристика, классификация, представители, значение.

  4. Класс Гидроидные. Характеристика, представители, значение.

  5. Класс Сцифоидные медузы. Характеристика, представители, значение.

  6. Класс Коралловые полипы. Характеристика, представители, значение.

  7. Сравнительная характеристика типов Губки и Кишечнополостные.

  8. Тип Плоские черви. Характеристика, классификация, представители, значение.

  9. Класс Ресничные черви. Характеристика, представители, значение.

  10. Класс Дигенетические сосальщики. Характеристика, представители, значение.

  11. Печеночный сосальщик. Систематическое положение, жизненный цикл.

  12. Ланцетовидный сосальщик. Систематическое положение, жизненный цикл.

  13. Кошачий сосальщик. Систематическое положение, жизненный цикл.

  14. Класс Моногенетические сосальщики. Характеристика, представители, значение.

  15. Сравнительная характеристика классов Дигенетические и Моногенетические сосальщики.

  16. Класс Ленточные черви. Характеристика, классификация, представители, значение.

  17. Бычий цепень. Систематическое положение, особенности строения, жизненный цикл.

  18. Свиной цепень. Систематическое положение, особенности строения, жизненный цикл.

  19. Эхинококк. Систематическое положение, особенности строения, жизненный цикл.

  20. Строение финн у разных видов цепней. Примеры.

  21. Широкий лентец. Систематическое положение, особенности строения, жизн. цикл.

  22. Тип Круглые черви. Характеристика, классификация, представители, значение.

  23. Класс Нематода. Характеристика, представители, значение.

  24. Нематоды – вредители растений

  25. Аскариды. Систематическое положение, особенности строения, жизненный цикл.

  26. Острицы. Систематическое положение, особенности строения, жизненный цикл.

  27. Власоглав. Систематическое положение, особенности строения, жизненный цикл.

  28. Трихинелла. Систематическое положение, особенности строения, жизненный цикл.

  29. Класс Коловратки. Систематическое положение, особенности строения, значение.

  30. Класс Скребни. Характеристика, представители, значение.


Контрольная работа №3:

  1. Класс Многощетинковые черви. Характеристика, представители, значение

  2. Класс Малощетинковые черви. Характеристика, представители, значение.

  3. Класс Пиявки. Характеристика, представители, значение

  4. Класс Ракообразные. Характеристика, классификация, представители, значение

  5. Подкласс Жаброногие. Характеристика, систематика, представители, значение

  6. Отряд Ветвистоусые. Характеристика, представители, значение.

  7. Отряд Веслоногие. Характеристика, представители, значение.

  8. Отряд Усоногие. Характеристика, представители, значение.

  9. Отряд Равноногие. Характеристика, представители, значение.

  10. Отряд Десятиногие. Характеристика, представители, значение.

  11. Сравнительная характеристика высших и низших раков.

  12. Класс Паукообразные. Характеристика, систематика, представители, значение

  13. Отряд Скорпионы. Характеристика, представители, значение.

  14. Отряд Пауки. Характеристика, представители, значение.

  15. Отряд Акариформные клещи. Характеристика, представители, значение.

  1. Отряд Паразитиформные клещи. Характеристика, представители, значение.

  2. Подтип Трахейнодышащие. Характеристика, систематика, представители, значение.

  3. Надкласс Многоножки. Характеристика, представители, значение.

  4. Надкласс Шестиногие. Характеристика, систематика, представители, значение.

  5. Строение основных типов ротовых аппаратов насекомых. Примеры (с указанием отряда).

  6. Типы конечностей насекомых и их строение. Примеры (с указанием отряда).

  7. Отдел Насекомые с неполным превращением. Особенности развития, систематика, представители, значение.

  8. Отряд Прямокрылые. Особенности строения и биологии, представители, значение.

  9. Отряд Тараканы. Особенности строения и биологии, представители, значение.

  10. Отряд Вши. Особенности строения и биологии, представители, значение.

  11. Отряд Пухоеды и Власоеды. Особенности строения и биологии, представители, значение.

  12. Отряд Равнокрылые. Особенности строения и биологии, представители, значение.

  13. Отряд Полужесткокрылые. Особенности строения и развития, представители, значение.

  14. Отдел Насекомые с полным превращением. Особенности развития, систематика, представители, значение.

  15. Отряд Жесткокрылые. Особенности строения и биологии, представители, значение.

  16. Отряд Блохи. Особенности строения и биологии, представители, значение.

  17. Отряд Чешуекрылые. Особенности строения и биологии, представители, значение.

  18. Отряд Двукрылые. Особенности строения и развития, представители, значение.

  19. Отряд Перепончатокрылые. Особенности строения и биологии, представители, значение.

  20. Класс Двустворчатые моллюски. Характеристика, представители, значение.

  21. Класс Брюхоногие моллюски. Характеристика, представители, значение.

  22. Класс Головоногие моллюски. Характеристика, представители, значение.


Контрольная работа №4:

  1. Тип Хордовые. Общая характеристика типа. Представители, значение.

  2. Подтип Бесчерепные. Особенности строения, представители, значение.

  3. Подтип Личиночнохордовые. Особенности строения, представители, значение.

  4. Подтип Позвоночные. Особенности строения, представители, значение.

  5. Подтип Позвоночные. Систематика подтипа, представители.

  6. Раздел Бесчелюстные. Класс Круглоротые. Особенности строения, систематика, представители, значение.

  7. Класс Хрящевые рыбы. Систематика класса, особенности строения, представители, значение.

  8. Класс Костные рыбы. Особенности строения, представители, значение.

  9. Кистеперые рыбы (систематическое положение, признаки, представители, значение).

  10. Двоякодышашие рыбы (систематическое положение, особенности строения, представители, значение).

  11. Костно-хрящевые (ганоидные) (систематическое положение, особенности строения, представители, значение).

  12. Сельдевые (систематическое положение, признаки, представители, значение).

  13. Лососевые (систематическое положение, признаки, представители, значение).

  14. Карповые (систематическое положение, признаки, представители, значение).

  15. Сомовые (систематическое положение, признаки, представители, значение).

  16. Угревые (систематическое положение, признаки, представители, миграции, значение).

  17. Окуневые (систематическое положение, признаки, представители, значение).

  18. Камбаловые (систематическое положение, признаки, представители, значение).

  19. Тресковые (систематическое положение, признаки, представители, значение).

  20. Щуковые (систематическое положение, признаки, представители, значение).

  21. Строение пищеварительной и дыхательной системы костных рыб.

  22. Особенности скелета, мускулатуры костных рыб.

  23. Строение половой и выделительной системы костных рыб.

  24. Экология рыб, мероприятия по их охране.

  25. Строение нервной системы и органов чувств рыб.

  26. Строение кровеносной системы рыб.

  27. Строение покровов и органов движения костных рыб.


Контрольная работа №5:

  1. Группа Anamnia. Особенности биологии и строения, систематика (до класса), представители.

  2. Группа Amniota. Особенности биологии и строения, систематика (до класса), представители.

  3. Безногие амфибии. Систематическое положение, особенности строения, представители, значение.

  4. Бесхвостые амфибии. Систематическое положение, особенности строения, представители, значение.

  5. Хвостатые амфибии. Систематическое положение, особенности строения, представители, значение.

  6. Экология земноводных, их значение. Мероприятия по охране земноводных.

  7. Змеи. Систематическое положение, особенности строения, представители, значение.

  8. Ящерицы. Систематическое положение, особенности строения, представители, значение.

  9. Хамелеоны. Систематическое положение, особенности строения, представители, значение.

  10. Крокодилы. Систематическое положение, особенности строения, представители, значение.

  11. Черепахи. Систематическое положение, особенности строения, представители, значение.

  12. Подкласс Чешуйчатые. Особенности организации, систематика, представители, значение.

  1. Экология пресмыкающихся, их значение. Мероприятия по охране пресмыкающихся.

  2. Пингвины. Систематическое положение. Особенности строения, биологии, представители.

  3. Бескилевые птицы. Систематическое положение. Особенности строения, биологии, представители, значение.

  4. Курообразные. Систематическое положение. Особенности строения, биологии, представители, значение. Дикие предки домашних птиц.

  5. Воробьинообразные. Систематическое положение. Особенности строения, биологии, представители, значение.

  6. Ржанкообразные. Систематическое положение. Особенности строения, биологии, представители, значение.

  7. Соколообразные. Совообразные. Систематическое положение. Особенности строения, биологии, представители, значение.

  8. Журавлеобразные. Систематическое положение. Особенности строения, биологии, представители, значение.

  9. Гусеобразные. Систематическое положение. Особенности строения, биологии, представители, значение. Дикие предки домашних птиц.

  10. Особенности строения птиц в связи со способностью к полету.

  11. Экология птиц, экологические группы, годовая периодичность в их жизни.

  12. Яйцекладущие. Систематическое положение. Особенности строения, биологии, представители.

  13. Сумчатые. Систематическое положение. Особенности строения, биологии, представители.

  14. Плацентарные. Систематическое положение. Особенности строения, размножения, представители.

  15. Зайцеобразные. Систематическое положение. Особенности организации, биологии, представители, значение. Домашние животные и их предки.

  16. Непарнокопытные. Систематическое положение. Особенности строения, биологии, представители, значение. Домашние животные и их предки.

  17. Парнокопытные. Систематическое положение. Особенности строения, биологии, представители, значение. Домашние животные и их предки.

  18. Приматы. Систематическое положение. Особенности строения, биологии, представители, значение.

  19. Китообразные. Систематическое положение. Особенности строения, биологии, представители, значение.

  20. Насекомоядные. Рукокрылые. Систематическое положение. Особенности строения, биологии, представители, значение.

  21. Хищные. Систематическое положение. Особенности строения, биологии, представители, значение. Домашние животные и их предки.

  22. Грызуны. Систематическое положение. Особенности строения, биологии, представители, значение. Домашние животные и их предки.

  23. Экология млекопитающих, экологические группы. Годовой жизненный цикл

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1 Основная литература


  1. Блохин Г.И., Александров В.А. Зоология. – (Учебники и учеб. пособия для высш. учеб. заведений). - М.: КолосС, 2005. – 512 с.: ил.

  2. Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. Зоология позвоночных. – М.: Издательский центр "Академия", 2000

  3. Зоология беспозвоночных в 2-х томах под ред. В. Вестайде и Р. Ригера. Т.1,2. М.: КМК. - 2008



7.2 Дополнительная литература


  1. Красная книга СССР. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений, т. 1 и 2. - М.: Лесная промышленность, 2004.

  2. Небел Б. Наука об окружающей среде. – М.: Мир, 1993. – Т. 1 – 2.

  3. Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые природные территории. – М.: Мысль, 1998.

  4. Воронцов Н. Н. Эволюция. Видообразование. Система органического мира. – М.: Наука, 2005. – 358с


7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы


При подготовке эссе (докладов), выполнении графических работ и самостоятельном изучении разделов дисциплины «Биология» целесообразно иметь доступ к следующим Интернет-ресурсам:

  1. www.biodat.ru

  2. www.floranimal.ru

  3. www.eco.rian.ru



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1 Требования к аудиториям для проведения занятий

Для проведения лекционных и лабораторно-практических занятий по дисциплине «Зоология» необходима аудитория, оснащенная компьютером (желательно с выходом в сеть Интернет), настенным экраном и мультимедийной приставкой. Для лабораторно-практических занятий необходимы микроскопы, бинокулярные лупы и комплекты макро- и микропрепаратов по основным изучаемым таксонам.


9. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины

Виды и формы отработки пропущенных занятий


Студент, пропустивший занятия обязан изучить пройденный материал и выполнить предусмотренные тематическим планом графические работы самостоятельно во внеаудиторное время, получая необходимые задания и консультации преподавателя. Выполненные работы сдаются преподавателю в установленные сроки в виде устного ответа или презентации. Презентация должна содержать не менее 12 слайдов. В случае пропуска более 50 процентов аудиторных занятий студент остается для повторного изучения курса

Виды текущего контроля: устные опросы, участие в активных и интерактивных занятиях, доклады, защита графических работ, выполнение письменных контрольных работ.

10. Методические рекомендации преподавателям по организации обучения по дисциплине

При организации обучения по дисциплине «Зоология» целесообразно использовать рабочую тетрадь по дисциплине «Зоология» для студентов направления 110900.62 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» (составитель А.М. Зубалий, М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева, 2012). Это учебное издание содержит методические указания и задания для аудиторных и самостоятельных занятий по дисциплине «Зоология», приводится перечень запланированных графических работ и вопросы для подготовки к контрольным работам.


Программу разработала:

Зубалий А.М., к.б.н., доцент _______________________



(подпись)

скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины зоология
394.26kb.
Рабочая программа учебной дисциплины зоология беспозвоночных
571.08kb.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована на курсах повышения квалификации и переподготовки воспитателей дошкольных учреждений
38.27kb.
К программе учебной дисциплины: «Дискретная математика»
33.71kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
629.83kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «основы работоспособности технических систем»
442.82kb.
Фгбоу впо «мггу» рабочая программа дисциплины
89.59kb.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по специальности спо 230701 «Прикладная информатика (по отраслям)»
26.99kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
34.35kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Политическая и экономическая антропология
429.86kb.
Этика и эстетика Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050103. 65 География
255.29kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
119.04kb.