takya.ru страница 1
скачать файл
Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2

с углубленным изучением отдельных предметов»

города Губкина Белгородской области




«Согласовано»

Руководитель МО

_______ Витязь И.Н.
Протокол № ___ от

«____»____________2013 г.




«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МАОУ «СОШ №2 с УИОП» г. Губкин

___________ Фунтикова Г.Д.
«____»____________2013 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №2 с УИОП» г.Губкин

__________Евсюкова В.Е.
Приказ № ___ от «___»______________2013 г.



Рабочая программа

Волковой Валентины Николаевны

высшая квалификационная категория

по учебному курсу

«Искусство »

8а класс

Базовый уровень

2013-2014 учебный год
Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, примерной учебной программы основного общего образования, утверждённой Министерством образования и науки РФ, программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.



Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи:

— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

— воспитание художественного вкуса;

— приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного самообразования.


УМК: Искусство, 8-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.П.Сергеева, И.Э Кашекова, Е.Д. Критская. М.:Просвещение, 2013 год

Количество часов по программе:

На изучение предмета «Искусство» отводится 35 часов, 1 час в неделю.



Формы организации учебного процесса

Комбинированный урок, групповая и парная работа, самостоятельное изучение отдельных тем с последующим сообщением результатов изучения классу (проблемно-поисковые задания), учебные проекты, исследования.



Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:

Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:



  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.


  • Учебно-тематический план.





п/п

Разделы программы

Кол-во

часов

1

Искусство в жизни современного человека.

3

2

Искусство открывает новые грани мира.

7

3

Искусство как универсальный способ общения.

7

4

Красота в искусстве и жизни.

10

5

Прекрасное пробуждает доброе.

8

Всего:




35

Календарно-тематический план.



  • №п/п

    Наименование разделов и тем

    Количество часов


    Дата проведения


    Примечание

    дата

    факт




    Раздел 1. Искусство в жизни современного человека.

    3










    1

    Искусство вокруг нас.

    1

    7.09







    2

    Художественный образ – стиль – язык.

    1

    14.09







    3

    Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

    1

    21.09










    Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира.

    7










    4

    Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

    1

    28.09







    5

    Зримая музыка.

    1

    05.10







    6

    Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

    1

    12.10







    7

    Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников


    1

    19.10







    8

    Как начиналась галерея.

    1

    26.10







    9

    Музыкальный портрет. Александр Невский.

    1

    01.11







    10

    Портрет композитора в литературе и кино.

    1

    16.11










    Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения.

    7

    23.11







    11

    Мир в зеркале искусства.

    1










    12

    Роль искусства в сближении народов.

    Искусство художественного перевода – искусство



    1

    30.11







    13

    общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?

    1

    07.12







    14

    Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

    1

    14.12







    15

    Художественные послания предков. Разговор с современником.

    1

    21.12







    16

    Символы в жизни и искусстве.

    1

    28.12







    17

    Музыкально-поэтическая символика огня.

    1

    18.01










    Раздел 4. Красота в искусстве и жизни.

    10

    25.01







    18

    Что есть красота.

    1










    19

    Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.

    1

    01.02







    20

    Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.

    1

    08.02







    21

    Есть ли у красоты свои законы.

    1

    15.02







    22

    Есть ли у красоты свои законы.

    1

    22.02







    23

    Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

    1

    01.03







    24

    Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

    1

    08.03







    25

    Великий дар творчества: радость и красота созидания.

    1

    15.03







    26

    Как соотноситься красота и польза.

    1

    22.03







    27

    Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

    1

    05.04










    Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе.

    8

    12.04







    28

    Преобразующая сила искусства.

    1










    29

    Преобразующая сила искусства.

    1

    19.04







    30

    Преобразующая сила искусства.

    1

    26.04







    31

    Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

    1

    03.05







    32

    Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

    1

    10.05







    33

    Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

    1

    17.05







    34

    Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

    1

    24.05







    35

    Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

    1

    31.05










    итого

    35












Содержание программы

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.



  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.



  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).


Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.


  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.


  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.



Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов.


Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.


Исследовательский проект.

  • Художественно-творческая деятельность:

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).
Формы и средства контроля:

тесты, исследовательский проект


Учебно-методические средства обучения


Вид


Наименование объектов и средств

материально –технического обеспечения



Основная литература

1 Искусство, 8-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.П.Сергеева, И.Э Кашекова, Е.Д. Критская. М.:Просвещение, 2013 год


Дополнительная литература

  1. «Искусство в школе» Электронная подписка «1 сентября»

  2. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов).,М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  5. КабалевскийД.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  6. КабалевскийД.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  7. РапацкаяЛ.А., Сергеева Г.С., ШмагинаТ.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.



MULTIMEDIA – поддержка предмета



  1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

  2. 5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

  3. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

  4. 10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

  5. 11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

  6. 12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

  7. 13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

  8. Мультимедиа пособия для уроков изобразительного искусства – 5 штук. («Сокровища мирового искусства», «Мировая художественная культура», «Энциклопедия изобразительного искусства», «Мировая культура и искусство», «Шедевры русской живописи»)




Компьютерные и информационно – коммуникативные средства

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Магнитофон.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Компьютер.

Сканер.

Принтер лазерный.



Технические средства

Аудиторная доска с набором приспособлений для

крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран.

Персональный компьютер.



Мультимедийный проектор
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа Волковой Валентины Николаевны высшая квалификационная категория по учебному курсу
126.05kb.
Малаховой Валентины Николаевны высшая квалификационная категория по учебному курсу «Математика» 2 «А» класс умк «Школа России» 2013 2014 учебный год I
524.44kb.
Бондаренко Светланы Николаевны высшая квалификационная категория по учебному предмету «Русский язык» 4 класс Система Л. В. Занкова 2011-2012 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
324.89kb.
Рабочая программа педагога Желновой Ольги Анатольевны высшая квалификационная категория по учебному курсу «Обществознание», 6, 8-9 классы
360.84kb.
Емченко Ирины Николаевны I квалификационная категория по учебному предмету «Алгебра» 9 класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год пояснительная записка Статус документа рабочая программа
578.85kb.
Зубковой Светланы Александровны первая квалификационная категория по учебному курсу «Окружающий мир» 2 «Б» класс умк «Школа России» 2012 2013 учебный год рабочая программа
276.26kb.
Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «Русский язык» 6 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
433.47kb.
I квалификационная категория по учебному курсу «География. Природа России»
236.63kb.
Рабочая программа пивневой Ларисы Александровны высшая квалификационная категория по учебному предмету
470.09kb.
Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «Русская словесность» 6 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
136.1kb.
Стороженко Любови Николаевны учитель математики I квалификационная категория 2010 пояснительная записка Статус документа рабочая программа
832.17kb.
Сапрыкиной Светланы Ивановны (высшая квалификационная категория) по учебному предмету «Биология» 7 класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год
492.62kb.