takya.ru страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать файл
МИНОБРНАУКИ РОСИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет управления в экономических и социальных системах


Рассмотрен и рекомендован к утверждению

Утвержден

на заседании кафедры теории права

Декан факультета







Протокол № ___ от « ___ » ____________ 2013 г.

_______________ И. К. Шевченко




« ___ » ____________ 2013 г.


Учебно-методический комплекс дисциплины

«История государства и права России»



Направление подготовки

030900 «Юриспруденция»

Профиль подготовки

-

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр юриспруденции

Форма обучения

Очная

Разработчик:


_______________ старший преподаватель Назарова В.С.

г. Таганрог – 2013 г.


Лист содержания учебно-методического комплекса

Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины «История государства и права России» содержит следующие разделы:




  1. Рабочая программа дисциплины.

  2. Краткое изложение программного материала с методическими указаниями студенту.

  • методические указания по видам управляемой самостоятельной работы студентов (с примерами заданий для самостоятельной работы студентов и требованиями по их выполнению);

  • методические указания по выполнению заданий, обеспечивающих достижение комплексных целей модулей дисциплины (каждый модуль содержит: комплексную цель; краткое изложение программного материала; задания, позволяющее обеспечить достижение студентом комплексной цели; дидактические тесты рубежного контроля; список рекомендуемой литературы);

  • методические рекомендации по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям (в соответствии с содержанием рабочей программы дисциплины).

  1. Методические рекомендации преподавателю.

  2. Дополнительные методические материалы.

УМК дисциплины «История государства и права России» размещен на сайте кафедры теории права http://tp.tti.sfedu.ru/ и в Цифровом кампусе http://incampus.ru/.


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет управления в экономических и социальных системах


УТВЕРЖДАЮ

Декан ФУЭС


____________________ И.К. Шевченко
«_____» _______________ 2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.Б.2 ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ

(наименование дисциплины)
Направление подготовки

030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ


Профиль подготовки

-
Квалификация (степень)

БАКАЛАВР ЮРИСПРУДЕНЦИИ
Кафедра ТЕОРИИ ПРАВА
Курс 1 семестр 1
Форма обучения очная
Программа разработана __________________старший преподаватель Назарова В.С.

Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание

Рецензент(ы)


Таганрог – 2013



Рекомендована к утверждению

Рассмотрена и одобрена

решением учебно-методического совета

на заседании кафедры

Факультета управления в экономических

Теории права

и социальных системах










Протокол № ___ от « ___ » ______ 2013 г.

Протокол № ___ от « ___ » ______ 2013 г.







Председатель ___________ Макареня Т. А.

Зав. кафедрой __________ Клочков В. В.
















СОГЛАСОВАНО




с выпускающей кафедрой,




реализующей ФГОС ВПО










Протокол № ___ от « ___ » ______ 2013 г.










Зав. кафедрой __________ / ___________ /




  1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «ИГПР» являются:

  • демонстрация закономерностей развития отечественного государства и права в ее историческом аспекте;

  • изложение наиболее важных нормативно-правовых актов и концепций развития отечественного государства и права;

  • формирование теоретического мышления и исторического сознания, направленного на выработку определенных форм и методов анализа нормативно-правовых актов и политико-правовых доктрин.

Задачами освоения дисциплины «ИГПР» являются:

  • определение структурных элементов государственного развития ;

  • установление системы связей нормативно-правовых актов с исторической обстановкой и интересами социальных групп;

  • изучение круга мировоззренческих представлений и идей, лежащих в основе политико-правовой теории России;

  • анализ теоретической взаимосвязи отечественного государства и права в рамках политико-правовой теории, включая вопросы их сущности, происхождения и развития;

  • исследование теоретического и социально-практического содержания отечественной правовой теории и определение степени ее влияния на дальнейшее развитие политической мысли.




  1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина Б3.Б.2 «История государства и права России» относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла Б.3 ООП бакалавриата направления 030900 «Юриспруденция».

Дисциплина «История государства и права России» является основополагающей теоретической учебной дисциплиной в системе юридических наук, направленной на формирование у студента навыков независимого историко-юридического мышления, самостоятельного осмысления, анализа и квалифицированной критики политико-правовых доктрин прошлого и настоящего.


Для освоения указанной дисциплины предшествующими являются:

  • История (обязательно);

  • Теория государства и права (обязательно)

Знания: общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права;

Умения: воспринимать, обобщать и анализировать информацию, необходимую для достижения целей освоения дисциплины;

Навыки: владеть средствами, приемами и методами получения, использования и хранения информации.


При освоении указанной дисциплины последующими являются все дисциплины разделов профессионального цикла ООП.


  1. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины «История государства и права России» обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
В результате освоения дисциплины «История государства и права России», обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями (ОК):

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

  • способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

профессиональными компетенциями (ПК):

в нормотворческой деятельности:

  • способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоохранительной деятельности:

  • готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

в экспертно-консультационной деятельности:

  • способен толковать различные правовые акты (ПК-15).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


Знать:

  • основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права России;

  • природу и сущность государства и права;

  • особенности государственного и правового развития России;

  • механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования;

  • роль государства и права в политической системы общества;

  • закономерности и особенности становления и развития государства и права России;

  • исторические типы и формы методологии государства и права;


Уметь:

  • воспринимать, обобщать и анализировать информацию, необходимую для достижения целей освоения дисциплины;

  • строить ясно, аргументировано и верно устную и письменную речь;

  • использовать достижения и критические методы гуманитарных наук;

  • анализировать общественные явления и процессы;


Владеть:

  • навыками работы с правовыми актами;

  • анализ различных правовых явлений.



  1. Содержание и структура дисциплины

    1. Содержание модулей дисциплины



модуля

Наименование модуля

Содержание модуля

Форма текущего контроля

1

Развитие истории отечественного государства и права с образования Киевской Руси до февральской революции (XIX- XX вв.)

Предмет истории отечественного государства и права и ее место в системе юридических наук, феодальное Древнерусское государство и право (IX-ХП вв.), государство и право Руси в период феодальной раздробленности(XII-XIV вв.), образование Русского централизованного государства и развитие права (XIV - начало XVI в.), сословно-представительная монархия в России (середина XVI - середина XVII в.), становление и развитие абсолютизма (конец XVII-XVIII в.), Российская империя в период кризиса крепостничества (первая половина XIX в.), Государство и право Российской империи в период реформ и пореформенный период (вторая половина XIX в.), Государство и право Российской империи на пути к буржуазной монархии (1905 - 1914 гг.).

Выполнение заданий, ответы на вопросы, выполнение контрольных работ, тест текущего контроля

2

Развитие отечественного государства и права с февраля 1917. до наших дней.

Государство и право Российской империи в период Первой мировой войны (1914-1917 гг.), Государство и право России после Февральской революции (февраль - октябрь 1917 г.), Создание Советского государства и права (октябрь  1917-1918г.), Советское государство и право в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.), Государство и право в период нэпа (1921-1929 гг.), Государство и право в предвоенный период (1930-1941 гг.), Государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), Государство и право в послевоенный период (1945 − начало  1950-гг.), Государство и право в период либерализации общественных отношений (середина 1950-х − середина 1960-х гг.), Государство и право в период замедления темпов общественного развития (середина 1960-х − конец 1980-х гг.), Слом советской и создание новой правовой системы в бывших советских республиках. Развитие научной юриспруденции. Участие России в развитии международного права.

Выполнение заданий, ответы на вопросы, выполнение контрольных работ, тест текущего контроля, выполнение творческого задания




    1. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единицы (216 часов).



Виды работы

Трудоемкость, часов

Семестр 1

Общая трудоемкость

216

Аудиторная работа:

72

Лекции

36

Практические занятия

36

Лабораторные работы

-

Самостоятельная работа

108

Реферат

10

Творческое задание

8

Самостоятельное изучение модулей

-

Самоподготовка

90

Подготовка к итоговому контролю

36

Вид итогового контроля

экзамен

Модули дисциплины, изучаемые в 1 семестре



модуля

Наименование модуля

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Внеаудиторная работа

ЛЗ

ПЗ

ЛР

СРС

1

«Развитие государственного развития и права в период отечественного феодализма»

108

16

16

-

54

2

«Развитие отечественного государства и права в период с абсолютной монархии до перестройки».

108

20

20

-

54




Итого:

216

36

36

-

108




    1. Лабораторные работы – нет.




    1. Практические занятия

занятия

модуля

Тема

Количество часов

1

1

Социальная стратификация древнерусского общества по Русской правде.

4

2

1

Развитие права по Псковской Судной грамоте.

4

3

1

Развитие права феодальной собственности на землю по Судебнику 1497 и 1550г.

4

4

1

Особенность источников права в период феодализма

4

5

2

Роль категорий собственности и свободы в становлении гражданского общества в России (II п.XVII-начало XX вв).

4

6

2

Роль политических партий в начале XX века.

4

7

2

Образование Советского государства. Первые правовые акты советской власти.

4

8

2

Формирование советских органов высшего и местного управления. Конституция 1918 г.

4

9

2

Конституционное развитие государства в советский период.

4




    1. Курсовой проект – нет.




    1. Самостоятельное изучение модулей дисциплины – нет.




  1. Образовательные технологии

При освоении дисциплины «История государственного управления в России» используются следующие образовательные технологии:



  • презентации;

  • деловые и ролевые игры;

  • разбор конкретных исследовательских задач;

  • логико-юридический и компаративистский анализ правовых актов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется целью ООП и требованиями ФГОС-3 и составляет не менее 25% аудиторных занятий.




    1. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

25 % интерактивных занятий от объема аудиторных занятий.



Семестр

Вид занятия

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество часов

2

ПЗ

Дискуссия (мозговой штурм)

4

2

Л

Проблемная лекция

6

2

Л

Визуализация

12

Итого:

22




  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


Модуль 1. «Развитие государственного развития и права в период отечественного феодализма»
Тестовые вопросы для текущего контроля

Примерный вариант тестовых заданий.


Тема: «Государственное управление в русском государстве в IX-XV вв.»


  1. Назовите политические формы правления на Руси в VIII-IX вв.?

А) Смоленская, Новгородская, Киевская;

Б) Новгородская, Киевская;

В) городовые области, варяжские княжества;

Г) все вышеуказанные формы;

Д) церковная, княжеская.


  1. Укажите главные причины образования Древнерусского государства?

А) появление соседской общины;

Б) распад родовой общины;

В) образование племенных союзов;

Г) возникновение частной собственности;

Д) все вышеуказанные причины.


  1. Отметьте, какие даты относятся к образованию Древнерусского государства?

А) 882 г.;

Б) 988 г.;

В) все вышеуказанные даты;

Г) 1097 г.;

Д) 1113 г.


  1. Назовите главные направления деятельности первых киевских князей и их органов власти?

А) объединение восточнославянских племен и установление единой княжеской власти;

Б) развитие торговли и охрана торговых путей;

В) установление связей с другими странами, создание рынков торговли;

Г) защита своего населения от нападения извне, создание крепкой дружины и сбор дани;

Д) все вышеуказанные направления.


  1. По форме правления Киевская Русь была раннефеодальной монархией, назовите, что являлось ее государственной структурой власти?

А) Великий князь, совет при князе, удельные князья, дворцово-вотчинные органы, наместники, волостели;

Б) Великий князь, бояре, казначей, тиун, дворской, местные органы власти;

В) Новгородский князь, Киевский князь, бояре, волостели, посадники;

Г) все вышеуказанные органы;

Д) Киевский князь, дружина, удельные князья, посадники, дворской, конюший, вотчина.


  1. Кто относился к свободному и зависимому населению Киевской Руси?

А) дружинники, гости, купцы, ремесленники, изгои;

Б) духовенство, земледельцы, «лучшие», закупы;

В) купцы, врачи;

Г) знать, духовенство, гости, купцы, ремесленники, свободные земледельцы, холопы, челядь;

Д) «старейшие мужи», бояре, огнищане.


  1. Что способствовало образованию признаков государственности у славян?

А) потребность социально-экономического развития;

Б) появления классового расслоения в обществе;

В) неспособность родовой власти защищать общинников от нападения внешнего врага;

Г) все указанные причины;

Д) желание наказать «обидчика» по закону и необъективное решение родовой властью судебных дел.


  1. Назовите главную причину возникновения варяжской теории образования Русского государства?

А) эта теория соответствует действительности;

Б) об этом упоминается в «Повести временных лет»;

В) необходимость оправдания немцами своих поселений в России в XVIII в.;

Г) все указанные причины;

Д) в связи с неспособностью русских князей управлять государством.


  1. Чем в Древнерусском государстве отмечалось признание князя вечем?

А) голосованием;

Б) «рядом» между вечем и князем, и взаимным крестоцелованием;

В) согласием дружины;

Г) криками вече за князя;

Д) решением старейшин.


  1. Назовите главные нормативно-правовые акты Древнерусского государства?

А) семейное право, кровная месть;

Б) договор, княжеские уставные грамоты и уставы, «Русская правда», Новгородская и Псковская судные грамоты;

В) «Русская правда», судные грамоты, грамоты князя Александра Невского и других князей;

Г) обычай, грамоты, судебные решения, княжеские уставы;

Д) все выше перечисленное.


  1. Каким образом по древнерусскому законодательству строились отношения собственности феодала на средства производства и работника?

А) полной собственностью на средства производства и работника;

Б) неполной собственностью на средства производства и работника;

В) полной собственностью на средства производства и неполной на работника;

Г) частичной собственностью на работника и согласно договору об обязательстве на определенный срок полное владение средствами производства;

Д) собственностью на средства производства и по договору на работника.


  1. Кто начал впервые составлять свод законов «Русская Правда»?

А) Игорь (912-945 гг.);

Б) Святослав (945-972 гг.);

В) Ярополк (972-980 гг.);

Г) Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.);

Д) Владимир II Мономах (1053-1125 гг.).


  1. Какое отличие имела Псковская судная грамота от «Русской Правды»?

А) больше половины статей Псковской судной грамоты было посвящено нормам гражданского права и в ней изменилось понятие преступления;

Б) Псковская судная грамота различала три способа заключения договора (запись, доска, устное соглашение);

В) Псковская судная грамота не содержала специального термина для обозначения понятия преступления;

Г) все вышеуказанные отличия;

Д) никаких отличий не было.


  1. Какой период в XII в. относится к процессу объединения Киевской Руси?

А) 1111-1120 гг.;

Б) 1113-1125 гг.;

В) 1113-1132 гг.;

Г) 1121-1141 гг.;

Д) 1156-1182 гг.


  1. Что способствовало феодальной раздробленности Руси?

А) неустойчивость наследственных связей по родовому признаку;

Б) господство натурального хозяйства;

В) рост городов, упадок могущества Киева;

Г) все вышеуказанные причины;

Д) нашествие монголо-татар.


  1. В период феодальной раздробленности в Киевской Руси сохранились прежние источники рабства, назовите их:

А) плен, рождение от холопов;

Б) продажа в рабство, совершение некоторых преступлений;

В) долговая несостоятельность, женитьба на рабыне;

Г) поступление на домашнюю работу без договора;

Д) все вышеуказанные источники.


  1. В период феодальной раздробленности Руси образовалась Новгородская феодальная республика. Назовите ее государственные органы и должности:

А) князь (приглашался), вече, посадник, тысяцкий, Совет господ, архиепископ;

Б) князь, вече, тысяцкий, церковь;

В) князь, дружина, бояре, вирники, монахи, вече;

Г) князь, совет князя, вече, дружина, церковь, бояре, посадник;

Д) князь (приглашался), сотник, посадник, церковь, тысяцкий, бояре.


  1. Какое право на занятие престола имели князья в XII веке?

А) княжеский престол занимали только по старшинству;

Б) только по совету дружины;

В) только по совету бояр;

Г) право на престол имели только княжеские дети, в том числе рожденные вне брака;



Д) право на престол принадлежало всему княжескому роду, без определенной последовательности индивидуального наследования.
Контрольные вопросы для текущего контроля для модуля 1


  1. Предмет истории отечественного государства и права

  2. Сравнительно-исторический метод как один из специальных методов изучения исторического развития государства и права.

  3. Место истории политических и правовых учений в структуре юридического знания

  4. Периодизация истории государства и права, ее соотношение с этапами социального, экономического и культурного развития общества.

  5. Место истории отечественного государства и права как базовой науки в системе юридических наук.

  6. История отечественного государства и права как учебная дисциплина, ее соотношение с другими правовыми дисциплинами, ее теоретическое и практическое значение для подготовки юристов высшей квалификации

  7. Образование Древнерусского государства.

  8. Социальная дифференциация общества. Правовое положение социальных групп.

  9. Особенности государственного строя Древней Руси.

  10. Возникновение и развитие древнерусского права

  11. Правовое положение привилегированных слоев населения по РП

  12. Правовое положение непривилегированных слоев население (Смерды, закупы, рядовичей, холопы).

  13. Образование русского централизованного государства

  14. Правовое положение сословий в Московском государстве.

  15. Правовое положение Церкви в XV – XVI вв.

  16. Государственные реформы середины XVI века.

  17. Образование русского централизованного государства

  18. Правовое положение сословий в Московском государстве.

  19. Правовое положение Церкви в XV – XVI вв.

  20. Государственные реформы середины XVI века.

  21. Социально-экономическое развитие Пскова и Новгорода в период феодальной раздробленности

  22. Особенности управления олигархических республик Пскова и Новгорода

  23. Правовое положение основных групп населения по материалам ПСГ

  24. Развитие гражданских институтов права

  25. Развитие уголовного и процессуального права по ПСГ.

  26. Социально-экономическое развитие России в XV-XVI вв.

  27. Особенности управления в России в сословно-представительный период

  28. Источники права и правовое закрепление сословно-представительных учреждений в России.

  29. Суд и процесс. Органы, осуществляющие правосудие. Система доказательств. Зарождение розыска.

  30. Уголовное право. Развитие общего понятия преступления и системы преступлений; ужесточение системы наказаний.

  31. Правовое положение населения. Закрепощение крестьян, изменение положения холопов.

  32. Общая характеристика источников права в период феодализма

  33. Развитие гражданско-правовых институтов в России в период феодализма

  34. Уголовно-процессуальное право в период феодализма в России


Модуль 2. «Развитие отечественного государства и права в период с абсолютной монархии до перестройки»
Тема: «Становление абсолютной монархии в России (первая четверть XVIII в.). Екатеринские преобразования управления и службы в российской империи (вторая половина XVIII в.)»

  1. Кто в России был одним из первых теоретиков абсолютизма, который первым поставил проблему происхождения государства?

А) В.Н. Татищев;

Б) Ф. Прокопович;

В) И.И. Новиков;

Г) А.Н. Радищев;

Д) Н.М. Карамзин.


  1. В каком году Петр I принял указ о единонаследии в России?

А) 1617 г.;

Б) 1695 г.;

В) 1701 г.;

Г) 1722 г.;

Д) 1714 г.


  1. Какой титул получил Петр I после Северной войны?

А) император, государь всея Руси;

Б) император, Петр Великий, «Отец Отечества»;

В) Петр Великий, император российский;

Г) Государь всея Руси, император, самодержец;

Д) Великий государь, всея Руси большой и малой.


  1. При каком правителе в XIII в. было признано право государства на недрах земли?

А) при Анне Ивановне;

Б) при Петре III;

В) при Петре I;

Г) при Екатерине I;

Д) при Екатерине II;


  1. В 1773-1775 гг. Екатерина II провела реформу местного управления. На сколько губерний была разделена Россия к концу ее царствования и какая административно-территориальная единица была устранена?

А) на 37 губерний, уезд;

Б) на 51 губернию, провинция;

В) на 40 губерний, воеводство;

Г) на 41 губернию, уезд;

Д) на 65 губерний, провинция.


  1. Во второй половин XVIII в. Судебная система, созданная

Петром I была реформирована Екатериной II. Назовите основные принципы, которые хотела реализовать Екатерина II в судебной реформе:

А) делается попытка отделить суд от местной администрации, еще четче реализуется сословный принцип суда;

Б) был создан Преображенский приказ и Тайная канцелярия;

В) был реформирован уголовный суд и губернский магистрат;

Г) для крестьян был создан земский суд, уездный суд;

Д) была создана прокуратора и вводилась должность генерал-губернатор.




  1. Что означала политика «просвещенного абсолютизма», проводимая при Екатерине II?

А) политика, направленная на просвещение народа;

Б) политика приобщения знати к европейскому просвещению;

В) политика, проводимая Екатериной II для укрепления власти дворян, основанная на видимости защиты народа;

Г) политика Екатерины II, направленная на просвещение народа и стремление к общему благу;

Д) политика, направленная на развитие буржуазных отношений в России.



  1. Жалованная грамота дворянству 1785 г. …

А) отменяла «Табель о рангах»;

Б) уровняла поместье и вотчину;

В) впервые декларировала свободу дворянина от обязательной службы;

Г) подтвердила свободу дворян от уплаты налогов и телесных наказаний;

Д) разрешила помещикам отпускать на свободу крепостных крестьян, которые становились «вольными хлебопашцами».
Тема: «Российская государственность в первой половине XIX в.»


  1. Какую административную реформу утверждал Александр I манифестом 1802 г.?

А) вводилось министерское административное управление. Было создано 8 министерств;

Б) создавался контролирующий орган Сенат и вводились новые три министерства;

В) было создано министерство государственного контроля;

Г) были четко разграничены функции министерств и определен порядок делопроизводства;

Д) были определены функции Кабинета министров и Сенату стали подчиняться министерства.


  1. Назовите верховные органы управления в России в начале XIX в. после утверждения Государственного Совета:

А) Монарх, Сенат, имперская канцелярия, корпус жандармов, приказы;

Б) Император, Государственный Совет, Кабинет министров, императорская канцелярия, Министерство двора и уделов;

В) Император, Сенат, Государственный Совет, Министерство внутренних дел, генерал-губернаторы, земские суды;

Г) Монарх, Сенат, министерства, обер-полицмейстеры, приставы, губернское правление, уезды;

Д) Император, Синод, министерства, казенные палаты, губернаторы, приставы в уездах, III отделение.


  1. Реформа министерского управления 1802г. считалась неперспективной в результате:

А) отсутствия четко определенной ответственности министра;

Б) недостаточно точного разделения дел между министрами;

В) неудовлетворительного устройства внутренней организации министерств;

Г) вышеуказанных недостатков;

Д) нечеткого разделения обязанностей по внешней безопасности государства.


  1. В каком году был образован Государственный Совет?

А) 1805 г.;

Б) 1801 г.;

В) 1798 г.;

Г) 1810 г.;

Д) 1814 г.


  1. Назовите период правления Александра I:

А) 1800-1822 гг.;

Б) 1801-1826 гг.;

В) 1801-1825 гг.;

Г) 1798-1815 гг.;

Д) 1803-1820 гг.


  1. Кто был первым председателем Государственного Совета?

А) Н.П. Румянцев;

Б) А.А. Аракчеев;

В) М.М. Сперанский;

Г) Александр I;

Д) А.Х. Бенкендорф.


  1. На что направлены реформы М.М. Сперанского?

А) на сохранение самодержавия с политическими уступками дворянству;

Б) на введение конституционного строя республики;

В) на введение строя конституционной монархии;

Г) на упрощение аппарата управления царской власти;

Д) на увеличение власти буржуазии.
8. Какой орган власти, задуманный М.М. Сперанским, был образован в России в начале XIX в. и какие он имел департаменты?

А) Императорский совет (военных дел, иностранных дел);

Б) Государственный совет (законов, государственной экономики, гражданских и военных);

В) Совет министров (иностранных, внутренних, военных дел);

Г) Административный совет (канцелярских, военных, гражданских дел).


  1. Почему Александр I отказался от введения конституции в России?

А) из-за крестьянских бунтов;

Б) помешала война 1812 г.;

В) конституция не была готова;

Г) из-за сопротивления дворянства;

Д) из-за сопротивления помещиков.


  1. Какой принцип законодательной власти был изложен в «Кратком изложении основ конституционной хартии Российской империи», разработанной при Александре I?

А) законодательная власть передавалась общероссийскому сейму;

Б) верховная власть неделима и принадлежит персоне монарха;

В) все указанные принципы;

Г) буржуазный принцип равенства перед законом;

Д) образование общероссийского парламента.


  1. «Русская Правда» П.И. Пестеля содержала требование:

А) ограничения самодержавной власти царя конституцией;

Б) одновременного восстания воинских частей по всей России;

В) личного освобождения крепостных крестьян за большой выкуп;

Г) поддержки восставших гвардейских полков со стороны городских низов и крестьянства;

Д) передачи власти Временному революционному правительству, обладающему диктаторскими полномочиями.



  1. Какой строй должен был установиться в России по проекту П. И. Пестеля?

А) конституционная монархия;

Б) демократическая республика;

В) самодержавная монархия;

Г) федеративная республика;

Д) царское правление с ограничением прав аппарата власти.


  1. «Конституция» Н. Муравьева содержала требование …

А) сохранения господствующего положения дворянства;

Б) одновременного восстания воинских частей по всей России;

В) личного освобождения крепостных крестьян за большой выкуп;

Г) создания двухпалатного представительного органа власти с широкими полномочиями;

Д) поддержки восставших гвардейских полков со стороны городских низов и крестьянства.


  1. Какие реформы хотели осуществить декабристы в случае победы восстания?

А) передать власть крестьянским общинам;

Б) провозгласить через Сенат демократические свободы, отменить крепостное право, созвать учредительное собрание;

В) отменить монархию, ввести республику;

Г) провести реформы управления, отменить крепостное право;

Д) отставка министров, разгон Сената.


  1. Какие административные единицы в местном управлении включала в себя российская Империя в первой половине XIX в.?

А) провинция-район-город;

Б) область - район;

В) губернаторство - уезд;

Г) генерал-губернаторство - губернаторство - уезд - волость;

Д) наместничество - воеводство - провинция - уезд.


  1. Какое наиболее характерное изменение произошло в административном управлении в годы царствования Николая I?

А) усилилась роль Совета;

Б) были созданы министерства;

В) усилилась роль Государственного совета;

Г) усилилась роль императора и его личной канцелярии;

Д) создано отделение политического сыска.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Рассмотрен и рекомендован к утверждению
946.71kb.
Подготовлены к утверждению Отделом научно-исследовательских работ Главного технического управления Минтрансстроя
200.56kb.
К утверждению на заседании Приказ от
3289.24kb.
Оптоволоконный фурье-спектрометр
22.01kb.
Историко-филологический факультет
515.29kb.
Рабочая программа по краеведению для 8 класса
244.69kb.
Сборник n 13 сметных норм и расценок на строительные работы защита строительных конструкций и
1287.54kb.
Конспект рассмотрен и одобрен
192.84kb.
Исследование систем управления
156.49kb.
3 одобрен и рекомендован к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 26 октября 2003 г
1839.08kb.
Седьмая группа периодической системы
1062.49kb.
Мероприятия по утверждению участников егэ
118.86kb.