takya.ru страница 1
скачать файл
РАЗМЫШЛЕНИЯ К ДНЮ КОСМОНАВТИКИ

Недавно было 75-летие со дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина, известного всему миру первого космонавта Земли. Но корреспонденты, опрашивая школьников, отметили, что те уже и не знают, кем был Гагарин. Обидно, но в этом и немалая вина наших СМИ. Вот и на телепроекте «Имя Россия» о нашей всемирной гордости сказано было весьма мало, а ряд исторических персон искусственно притянули туда «за уши».

День 12 апреля 1961 года я запомнил на всю жизнь. Учился в 7-м классе: весна, я где-то простыл, увеличились лимфоузлы под челюстью, а учительница, посчитав это свинкой, отправила меня болеть домой. Вот тогда я и услышал о запуске первого человека в Космос. Было уже не до болезни: все ликовали, хотя многие о Космосе ничего не понимали. С того дня пошёл бум называть родившихся мальчишек в честь Гагарина Юрами.

В 1965 году, в 11-м классе, я подал заявление о поступлении в Качинской лётное училище. Но в Качу приём заявлений был ограничен, и я выбрал Оренбург, а это училище и окончил Юрий Алексеевич. Супруга у него оренбургская, и он часто приезжал сюда в гости. Был он и в период наших приемных экзаменов, выступил в клубе училища. Весьма удивило меня поначалу, что Гагарин выглядел не былинно-богатырским: невысокого роста, негромкого голоса, с залысинками ото лба, скромный и улыбчивый. Оказалось, что первый орбитальный аппарат делали, исходя из параметров ракеты Р-7, носителя ядерного заряда. Поэтому шар от боеголовки и стал диаметром тесной капсулы для космонавтов. Потом мощности ракет росли, росли и габариты орбитальных отсеков.

Запомнилось из его речи, что при управляемом спуске перегрузка возрастает до семи крат, а при неуправляемом – баллистическом – может вырасти до 40. То есть, во столько раз возрастает кинетическая масса человека. В противоперегрузочном костюме тренированный лётчик спокойно переносит семикратные плюсовые перегрузки, кратковременно – 10-кратные, а более – смертельно опасно. Кровь от головы отходит, зрительные нервы начинают страдать, обзор сужается до точки, потом наступает темнота. От кислородного голодания человек теряет сознание, и я это испытал однажды на себе.

Инструктор майор Пикулев, накачанный крепыш, заявлял, что может любого лётчика училища укатать на высшем пилотаже до дурноты. Привязные ремни задней кабины учебных самолетов при полетах с одним лётчиком обычно связывают узлом, но при высшем пилотаже они могут разболтаться и бить железными деталями по приборам, поэтому при инструкторских полётах на это место сажают пассажиром курсанта. Вот и я попал пассажиром при ночных полетах Пикулева, а чтобы не скучать в полёте, начал наклонами головы вперёд-назад преодолевать перегрузку. И доэкспериментировался: очнулся - в ушах сильный грохот, от зрения – малюсенькое светлое пятно, сильная головная боль и тошнота. Зрение вскоре вернулось, и я понял, что терял сознание. Признаться в этом инструктору – поставить крест на лётной карьере, т.к. тут же последует списание с училища по здоровью, поэтому я молчал. Терпел головную боль, приготовил вывернутую шевретовую перчатку, но она не потребовалась, а после полёта Пикулев, глядя на мой кислый вид, усмехнулся, подумав, что просто укачал меня на пилотаже.

На территории училища стоял на постаменте МИГ-15, на котором выпускался Гагарин, и каждый курсант считал своим долгом сфотографироваться у этого самолёта. За забором училища, на крутом склоне к реке Урал, была небольшая дача Гагарина – подарок руководства Оренбургской области. Некоторые курсанты лазили туда в сад за яблоками. Я был дисциплинированным, и не могу теперь похвастаться, что ел яблоки с дачи Гагарина.

Наш курс два последних года провёл в Орске, а на этот бетонный аэродром часто садились транспортные самолёты по пути из Москвы на Байконур и обратно. Поэтому на аэродроме и в лётной столовой перебывали тогда почти все космонавты первой группы, которые летали провожать своих товарищей в космический полёт или встречать их после полёта. На время приземления космических объектов наши полёты временно приостанавливали, а на аэродромы училища вертолёты доставляли посадочные капсулы, если приземление происходило ближе к оренбургским степям. В 1967 году под Орском погиб космонавт Комаров. Там был наш полигон для бомбометания, потом разместили шахтные ракеты, и туристов туда не возили. На месте падения капсулы по инициативе солдата, выпускника архитектурного института, соорудили тогда скромный обелиск.

Две трети нашего курса выпускалось для авиации ВМФ. На Дальнем Востоке я выбрал службу в 50-м Отдельном Гвардейском Дальне-Разведывательном авиаполку. В 1971 году пришлось участвовать правым (вторым) лётчиком в экипаже Колузанова в мероприятии «Звезда» - испытании спутника радиолокационной разведки. В разных морях и океанах группы наших боевых кораблей в назначенное время должны были следовать определённым ордером, курсом и скоростью, а самолёты-разведчики и спутник должны были их синхронно фотографировать. Сказали, что потом снимки сравнят, и при удачном космическом результате надобность в самолётах-разведчиках резко сократится.

Чтобы было ближе летать к заданным морским точкам, два наших экипажа из-под Владивостока посадили на один из таёжных аэродромов у Сахалина. Дело было накануне Нового года, и для себя и товарищей мы заготовили к полёту домой десятка два красивых ёлочек, увязали их и закрепили в бомбоотсеке. А в полёте штурман, забыв о ёлках, решил потренироваться в бомбометании и при пролёте над каким-то судном открыл бомболюки для условного сброса бомб. Не знаю, заметили ли моряки судна нечто неожиданное, свалившееся в море с пролетающего самолета, но ёлок мы лишились.

Испытания прошли успешно, Главком ВМФ объявил морским участникам испытаний благодарность и наградил денежной премией. На лётные экипажи пришлось по 100 рублей. Пока мы со вторым штурманом гадали, в какой пропорции командир экипажа поделит премию на пятерых офицеров и двух матросов, тот распорядился истинно по-русски: матросам купил по килограмму шоколадных конфет, а нас пригласил на застолье – пропить премию. Года через два и наш ОГДРАП был сокращён до Отдельной эскадрильи. Военный и гражданский космос развивался, и теперь каждый может посмотреть через интернет фотоизображение своего дома, а по грядкам и деревьям погадать, когда именно пролетал над ним спутник фоторазведки.

В 1973 году я был на курсах командиров экипажей Ту-16 в г.Николаеве, в Центре авиации ВМФ. Туда приезжал на номерной завод один из ведущих ракетных конструкторов, выступил перед слушателями Центра, но на вопрос о гибели Гагарина ответил, что не имеет права сказать что-то иное, нежели официально объявленное. Было понятно: официальное – это не «как было», а «как надо». А с конца 80-х годов о гибели Гагарина печатно и по ТВ было высказано множество версий, в том числе и экзотические, с участием НЛО. Я же придерживаюсь одной, как наиболее вероятной и объясняющей эфирное молчание Серёгина и Гагарина. Лётчики умирают «от сердца» и в воздухе: в Англии был шум по пилоту лайнера, а у нас без шума в авиации ТОФ умер генерал Аулов.

Гагарин после академии восстанавливался весной 1968 года в полётах на МИГ-15, и допуск к самостоятельной работе ему должен был дать командир учебного авиаполка Серёгин. Известно, что чем ближе к Москве, тем больше начальства. И с утра перед полётами Серёгин получил от некоего начальника телефонный разнос, переживал и отказался в столовой от завтрака. Отмечали даже, что у него «давило сердце». Командир полка отвечает ведь не только за полёты, но и, образно говоря, за портянки в полку, и при желании, начальство всегда найдёт повод устроить ему головомойку и потрепать нервы.

Откажись Серёгин от полётов, сорвал бы график Гагарину и навлёк бы на себя лишние претензии. Надо было лететь, а в полёте Серёгину могло стать плохо, и чтобы легче дышалось, он мог расстегнуть или ослабить привязные ремни сиденья, но от этого его тело могло сползти и мешать свободному движению ручки управления «на себя» - для вывода самолёта в горизонтальный полёт. Эта ручка на истребителях находится между ног лётчика и на «спарках» синхронна с ручкой управления второй кабины. Старые лётчики рассказывали, что, бывало, у нерадивых курсантов выпавший фотоаппарат, попав под ручку, мешал вывести самолёт из пикирования.



Если Гагарин понял, что Серёгин непроизвольно стал мешать управлению самолётом, он чисто этически не стал выдавать в радиоэфир эту неожиданность, чтобы не подставить Серёгина и не навлечь на себя осуждение лётной братии. Преждевременно вынужден был доложить руководителю полетов о выполнении задания в зоне пилотирования и о возвращении на аэродром. О случившемся в кабине самолёта промолчал, пытался справиться с управлением, вывести самолёт из снижения, и катапультироваться в такой ситуации он не мог. Во-первых, инструктор Серёгин считался командиром экипажа, и он должен был в случае ЧП дать команду Гагарину на катапультирование. Во-вторых, если бы Гагарин катапультировался без команды, он знал: лётчики такой поступок не прощают, что бросил товарища и не пытался посадить самолёт до последнего мгновения. В авиации есть свои писаные и неписаные законы, и каждый лётчик, дорожащий своим именем, соблюдает их неукоснительно, даже идя на собственную гибель.

А.Ф.Тараненко, краевед, подполковник в отставке.

(Статья с фотографией опубликована 9 апреля 2009г. в «Антиспруте», межрайонной газете г.Тимашевска).
скачать файл



Смотрите также:
Размышления к дню космонавтики
57.28kb.
Игра «Космическое путешествие», посвященная Дню космонавтики
41.28kb.
Управління освіти Чернівецької міської ради Міський центр Українського молодіжного аерокосмічного об’єднання «Сузір’я» Міський клуб юних техніків «Кварц» Музей авіації та космонавтики
38.88kb.
Сценарий тематического развлечения для детей 5-7 лет «День космонавтики!»
75.65kb.
Войцеховский алим иванович кандидат технических наук, член президиума Федерации космонавтики России, член-корреспондент Академии космонавтики им
783.38kb.
Мероприятие ко Дню космонавтики
69.02kb.
Это сочинение является первым по счёту в замысленной Ницше сразу по выходе в свет "Рождения трагедии" серии культуркритических эссе, объединённых общим названием "Несвоевременные размышления"
861.85kb.
Сценарий Выступления Внимание, друзья!
20.34kb.
Викторина посвященная дню конституции
40.62kb.
Поездка в краснодар на праздник, посвященный дню защиты детей
17.05kb.
Начальнику управления образования администрации муниципального образования Абинский район Гаврилову Г. В
42.19kb.
Жизнь во вселенной
69.94kb.