takya.ru страница 1
скачать файл
Зачетные задания по курсу

«Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом»

для студентов 5 курса заочного отделения
1. Разработать план – конспект урока изобразительного искусства (программа, класс, вид занятий и тема выбираются студентами самостоятельно) с учетом современных требований (Госстандарт начальной школы по образовательным областям «Технология» и «Искусство»). Особое внимание уделить формулировке учебных задач урока, этапам урока:

а) «постановка и анализ натуры»;

б) педагогический рисунок;

в) анализ творческих работ учащихся;

г) итог урока.

2. Подготовиться к ответам на контрольные вопросы по курсу «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом».

3. Подготовиться к выполнению педагогического рисунка мелом на доске (изображение листьев, овощей, фруктов, насекомых, птиц, животных, натюрморта, фигуры человека в движении).

Контрольные вопросы к зачёту по курсу

«Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом»

1. Каковы цели и задачи традиционного обучения младших школьников изобразительному искусству?

2. Охарактеризуйте содержание обучения изобразительному искусству в начальной школе по Госстандарту (образовательные области «Технология» и «Искусство»).

3. Дайте общую характеристику альтернативных программ по изобразительному искусству в начальной школе.

4. Что такое «натура»? Как анализировать натурную постановку на уроке рисования с натуры?

5. Назовите критерии оценки творческих работ учащихся и рисунков, выполненных с натуры.

6. Что такое композиция? Назовите базовые принципы композиции. Что Вы знаете о правилах, приемах и средствах композиции?

7. Что такое перспектива? Назовите элементы перспективы. Что Вы знаете о видах и закономерностях перспективы?

8. Что такое «узор», «орнамент», «ритм»? Дайте им определение, приведите примеры.

9. Охарактеризуйте содержание декоративного рисования в начальной школе. Как развивать у младших школьников умения в кистевой росписи по мотивам народных промыслов.

10. Какие народные промыслы Вы знаете? Назовите их отличительные особенности.
Самостоятельная работа студентов

по курсу

«Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом»
Задания

для самостоятельной работы студентов

Тема: «Урок как основная форма организации учебной работы по изобразительному искусству в начальной школе»

п/п


Содержание задания

Кол.

час.

Форма

отчетности

1.

Расскажите о формах организации обучения на уроках ИЗО в начальной школе.




собеседование

2.

Какова сущность урока изобразительного искусства в начальной школе?




собеседование

3.

Расскажите о структуре урока изобразительного искусства.




собеседование

4.

Дайте классификацию уроков изобразительного искусства в начальных классах.




собеседование

5.

Какова роль учителя в подготовке и организации учебного процесса на уроках изобразительного искусства в начальной школе?




собеседование




ВСЕГО:

8ч.





Тема: «Методика проведения занятий по рисованию с натуры,

по памяти, по представлению»



п/п

Содержание задания

Кол.

час.

Форма

отчетности

1.

Какова цель и задачи обучения и развития младших школьников на уроках рисования с натуры?




собес6едование

2.

Расскажите об оборудовании уроков рисования с натуры и подготовке учителя к уроку изобразительного искусства.




собеседование

3.

Каковы принципы и критерии оценки рисунков школьников. Расскажите о методике проверки детских рисунков?




собеседование

4.

Разработайте план-конспект урока рисования с натуры (традиционная программа; класс и тема урока выбираются студентами самостоятельно).




собеседование

план-конспект урока рисования с натуры






ВСЕГО:

12ч.




Тема: «Теоретические основы цветоведения. Рисование с натуры отдельных предметов – овощей, фруктов, предметов быта»



п/п

Содержание задания

Кол.

час.

Форма

отчетности

1.

Дайте определение живописи. Назовите ее основные виды.




собеседование

2.

Выберите несколько репродукций картин из учебника (авторы Кузин В.С., Кубышкина Э.И.) и расскажите о значении цвета в этих произведениях.




собеседование

3.

Что такое спектр? Назовите спектральные цвета.




собеседование

4.

Какие цвета называются хроматическими, а какие ахроматическими?




собеседование

5.

Назовите три основных свойства цвета и охарактеризуйте их.




собеседование

6.

Какие цвета называют холодными, а какие теплыми? Назовите их по своему набору красок или по цветовому кругу.




собеседование

7.

Какие пары цветов дополняют друг друга?




собеседование

8.

Как получить оттенки разного цвета?




собеседование

9.

Что такое локальный цвет предмета? Как он изменяется при различном освещении?




собеседование

10.

Выполните упражнение по «вливанию» цвета в цвет. Приготовьте растворы двух красок. На бумагу положите несколько мазков каждой краской, пока краски не высохли, размойте и соедините их края кисточкой. Оба цвета как бы вливаются один в другой, благодаря чему при их смешении получаются интересные переходы от одного цвета к другому.




упражнения

(акварель)



11.

Сделайте упражнения по «вливанию» цвета в цвет. Возьмите несколько красок и накладывайте мазки так, чтобы один цвет чуть-чуть заходил на другой, пока краски еще не высохли. Попробуйте получить интересные переходы цвета в цвет, используя бумагу, смоченную водой.




упражнения

(акварель)



12.

Рассмотрите одни и те же предметы (помидор, огурец, кабачок, лук, апельсин, яблоко, лимон, грушу и т.д.) на разных по цвету фонах (синем, красном, белом, зеленом, желтом и т.п.). Расскажите, как изменялся видимый вами локальный цвет предметов на каждом фоне.




собеседование

13.

Составьте натюрморт из предметов в одной цветовой гамме или контрастных по цвету и светлоте. Полюбуйтесь красотой цветовых сочетаний, расскажите о чувствах, которые вызывает у вас этот натюрморт. Передайте свои впечатления в живописном этюде.




этюд натюрморта

из предметов быта, овощей и фруктов



(акварель)




ВСЕГО:

12ч.




Тема: «Методика обучения младших школьников рисованию животных и птиц с натуры, по памяти, по представлению»



п/п

Содержание задания

Кол.

час.

Форма

отчетности

1.

Что такое рисунок? Дайте его определение.




собеседование

2.

Какие виды рисунка вы знаете? Охарактеризуйте их.




собеседование

3.

Расскажите об истории развития рисунка у разных народов.




собеседование

4.

Перечислите художественные материалы, применяемые для рисунка.




собеседование

5.

Назовите имена выдающихся художников русской и зарубежной школ рисунка.




собеседование

6.

Составьте альбом набросков и зарисовок птиц, животных, растений и насекомых (разные изобразительные материалы).




наброски и зарисовки, выполненные с натуры, по памяти, по представлению

7.

Расскажите о методике обучения младших школьников рисованию птиц и животных с натуры, по памяти, по представлению.




собеседование




ВСЕГО:

12ч.






Тема: «Рисование фигуры человека. Рисование куклы»



п/п

Содержание задания


Кол.

час.

Форма

отчетности

1.

Нарисуйте фигуру человека в определенном эмоциональном состоянии (грустным, величественным, усталым и др.), подумайте о том, с помощью каких средств художественной выразительности можно этого добиться. Выполните эти наброски карандашом, углем, фломастером, тушью и другими материалами.




рисунки, наброски, зарисовки

2.

Выполните упражнение – сделайте схематические наброски лиц и фигур людей (ябеды, задиры, весельчака, плаксы, толстого, тонкого, очарованного и т.п.)




наброски

зарисовки



3.

Нарисуйте по памяти и воображению фигуру человека в движении с учетом какой-либо профессии.




наброски

зарисовки



4.

Нарисуйте алфавит, в котором каждая буква будет напоминать фигуру человека.




наброски

рисунки


5.

Нарисуйте фигуру человека, состоящую из геометрических форм: только из кругов, только из треугольников, только из цилиндров и т.д.




наброски

рисунки


6.

Нарисуйте фигуры мальчика и девочки в движении, при этом разбейте форму на участки, каждый из которых заштрихуйте по-разному.




рисунки (тушь, гелевая ручка)

7.

Нарисуйте портреты мальчика и девочки так, чтобы изображение лица в фас и профиль воспринимались одновременно. Можно использовать соприкосновение и взаимопроникновение форм, контрастные цветовые сочетания.




этюд (акварель, гуашь)

8.

Придумайте и нарисуйте свои варианты причесок. Попробуйте подобрать прическу для человека озорного, скромного, веселого, аккуратного, несмелого, модного, хитрого, сильного и т.п.




рисунки, наброски, этюды

(разные изобразительные материалы)



9.

Выполните динамическую таблицу: рисование куклы с натуры (карандаш, акварель).




динамическая таблица

10.

Расскажите о методике обучения младших школьников рисованию фигуры человека с натуры, по памяти, по представлению.




собеседование




ВСЕГО:

20 ч.




Тема: «Основные дидактические положения методики преподавания изобразительного искусства в начальной школе»



п/п

Содержание задания

Кол.

час.

Форма

отчетности

1.

Расскажите о принципе воспитывающего обучения на уроках изобразительного искусства.




собеседование

2.

Какова роль принципа научности на уроках изобразительного искусства в начальной школе?




собеседование

3.

Как принцип наглядности помогает учителю на уроках изобразительного искусства в начальных классах?




собеседование

4.

Расскажите о принципе активности и сознательности.




собеседование

5.

Какую роль в творческом развитии младших школьников играет принцип систематичности и последовательности обучения?




собеседование

6.

Принцип доступности. Как использует его учитель на уроках изобразительного искусства в начальной школе?




собеседование

7.

Нужно ли учитывать индивидуальные особенности учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства? Расскажите об этом.




собеседование

8.

Принцип связи обучения с практикой. Расскажите, что вы знаете об этом?




собеседование




ВСЕГО:

8 ч.




Тема: «Методика проведения уроков декоративного рисования»

п/п

Содержание задания

Кол.

час.

Форма

отчетности

1.

Какова роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека?




собеседование

2.

Расскажите, что вы знаете о специфике декоративного искусства?




собеседование

3.

Назовите основные принципы декоративно-прикладного искусства.




собеседование

4.

Орнамент, узор. Дайте им определение, расскажите об их формах и содержании.




собеседование

5.

Расскажите о методике проведения уроков ДПИ в начальных классах и ознакомлении учащихся с произведениями народного и декоративно-прикладного искусства.




собеседование

6.

Как вы понимает термины: «прикладной», «декоративный», «прикладное искусство», «народное искусство», «народный мастер»?




собеседование




ВСЕГО:

12ч.




Тема: «Народные промыслы. Художественная обработка изделий из дерева: Городец, Хохлома, Гжель (акварель, гуашь»



п/п

Содержание задания

Кол.

час.

Форма отчетности



1.

Какую роль играют народное и декоративно-прикладное искусство в художественно-эстетическом воспитании младших школьников?




собеседование

2.

Расскажите о преемственности в декоративной работе дошкольников и младших школьников.




собеседование

3.

Каковы основы объективной оценки декоративно-прикладного и народного искусства?




собеседование

4.

Назовите виды декоративно-прикладного искусства.




собеседование

5.

Городец – центр народного художественного промысла. Что вы знаете о нем?




собеседование

6.

Назовите традиционные народные художественные промыслы России. Расскажите о художественно-выразительных особенностях изделий этих промыслов.




собеседование

7.

Расскажите о видах художественной росписи по дереву.




собеседование

8.

Назовите главные элементы хохломской росписи.




собеседование

9.

Какие характерные элементы Городецкой росписи вы знаете?




собеседование

10.

Где традиционно изготовляли русскую деревянную игрушку?




собеседование

11.

Какие виды деревянных игрушек традиционно изготавливали народные мастера Нижегородского края? Как обобщенно их называли?




собеседование

12.

Что такое полхов - майданские тарарушки?




собеседование

13.

Какие образы характерны для резной сергиевопосадской деревянной игрушки начала ХХ века?




собеседование

14.

Назовите традиционные центры изготовления матрешек.




собеседование

15.

Выполните эскиз росписи хохломской посуды (акварель, гуашь).




эскиз росписи хохломской посуды.




ВСЕГО:

14 ч.




Тема: «Народные промыслы. Художественная обработка изделий из металла –

Жостово»



п/п

Содержание задания

Кол.

час.

Форма

отчетности

1.

Что вы знаете о традиционном русском народном промысле – «Жостовская роспись»? Расскажите о его истории и этапах развития.




собеседование

2.

Расскажите о художественно - выразительных достоинствах росписи жостовских подносов.




собеседование

3.

Что вы можете рассказать о композиционных схемах расположения узора на жостовских подносах?




собеседование

4.

Назовите этапы росписи жостовских подносов. Расскажите о них.




собеседование

5.

Выполните традиционный жостовский орнамент, украшающий борта подносов (акварель, гуашь).




эскиз росписи борта жостовского подноса




ВСЕГО:

20 ч.





Глоссарий

Аппликация (от лат. "прикладывание, присоединение") - способ создания художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала.

Архетип (от греч. "первообраз") - в эстетике - изначальный образ, оригинал, первопричина всех последующих сю изображений в искусстве. В современной науке понятие "А." связано с именем психолога К. Юнга (1 875- 1 96 1). Согласно Юнгу "А." - древнейшие общечеловеческие символы, которые таятся в ''коллективном бессознательном" человечества, связаны с жизненно важными переживаниями бесчисленных поколений и оживают, оформляются в мифах, художественных произведениях. Художники интуитивно пользуясь архетипичсскими символами, всякий раз переводят их на язык современности, тем самым связывая людей своей эпохи с древним общечеловеческим опытом.

Архитектура (от греч. "главный строитель") - термин употребляющийся в двух значениях: I) Система зданий и сооружений, организующих пространственную среду для жизни и деятельности людей; 2) Искусство формировать эту пространственную среду, создавать новую реальность, обладающую функциональным значением, приносящую человеку пользу и доставляющую эстетическое наслаждение.

Ассоциация (от лат. "связываю, соединяю") - такие связи между идеями, образами, словами, когда появление в сознании одного из них влечет за собой и другие. Художник ассоциирует прежде всего образы, которые близки или контрастны по "эмоциональном тону", по "гамме чувств".

Виды искусства - различные формы художественно-творческого освоения мира человека.

Воображение - одна из важнейших способностей человека ко всем видам художественного творчества. Образ в искусстве не бывает простым воспроизведением, отпечатком предметов внешнего мира. Он выражает человеческие ценности, богатую гамму переживаний художника. Силой воображения художника это внутреннее содержание, само по себе незримое, необразное, обретает образ, "воображается" в материале того или иного искусства, становиться "видимым", "слышимым", доступным другим людям. Работа В. проявляется в целенаправленном отборе и преобразовании жизненных впечатлений, в расстановке нужных акцентов, выборе соответствующих средств (живописных, пластических и т. п.).

Восприятие искусства - узнавание, понимание, эмоционально-эстетическая оценка художественных произведений, зрителем, слушателем. В. и. - не пассивный процесс, а сотворчество воспринимающего с автором. В основе полноценного В. и. лежит понимание и непосредственная отзывчивость на пафос (господствующие в произведении чувства или целая гамма чувств), и, с другой стороны, понимание всех конкретных особенностей художественной формы как неслучайных, несущих печать авторского замысла, выражающих пафос.

Выразительность - главный существенный признак художественного образа. Понимается как способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использование им в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления, характера.

Графика (от греч. "пишу, рисую") - один из видов изобразительного искусства. В отличие от живописи, основным средством выражения Г. является рисунок.

Гуашь (от итал. "водяная краска") - красочный материал, обладающий большой кроющей способностью. Г. работают преимущественно по бумаге. В отличие от акварели и подобно темпере, живопись Г. ведется плотным непрозрачным слоем.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. "украшаю") - вид искусства, имеющий свой особый художественный смысл и свою декоративную образность, и вместе с тем непосредственно связанный с нуждами людей. Самым древним видом украшений является орнамент. В единстве художественной и унитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора проявляется специфика и синтетический характер декоративно-прикладного искусства.

Детский рисунок - произведение изобразительного искусства ребенка приблизительно от 3-х до 15-16 лет, не определившего свой профессиональный путь, отражающее самостоятельный взгляд на мир. Термин "Д. р." возник в искусствоведческой литературе в 1880-е г.г., когда была понята его эстетическая ценность, рисунки детей начали коллекционировать. Изучение Д, р. с позиций разных наук дает возможность понять, как развивается мировосприятие ребенка, его взаимодействие с пространством и с миром в целом, эстетическое отношение конкретного ребенка к действительности, как проявляются его способности к искусству или другой области знаний, какую роль при этом играет воображение, память, впечатлительность автора и другие факторы.

Дизайн (от англ, "замысел, проект") - термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды,

Жанры изобразительного искусства (от франц. "род, вид1') понятие, характеризующее предмет, выбранный художником для изображения: город, уголок природы, сюжет из истории, окружающие предметы, сцены из жизни, животные, человек. Соответственно различают Ж.: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой, исторический, анималистический.

Живопись - 1) один из основных видов изобразительного искусства; 2) художественное изображение мира на плоскости посредством цветных материалов.

Замысел в искусстве - предвосхищение будущего произведения, его первое проявление в сознании художника. Зародившийся замысел побуждает работать над его конкретизацией и воплощением. Зарождение самостоятельных замыслов - главное условие полноценного творчества в любом виде искусства.

Изобразительно-выразительные средства искусства - совокупность средств и приемов, которыми каждый из видов искусства решает свои художественные задачи.

Импровизация (от лат. "непредвиденный, внезапный") - особый вид творчества, характерный тем, что сочинение произведения происходит непосредственно в процессе его исполнения, а не предваряет этот процесс.

Искусство - общее понятие, объединяющее все виды художественного творчества, и в то же время отделяющее их от других видов человеческой деятельности.

Искусствознание (искусствоведение) - наука об искусстве, состоящая из теории искусства, истории искусства и художественной критики. В отличие от эстетики, изучающей общие законы всех видов искусств, Ц'И." подразделяется на отдельные отрасли (литературоведение, искусствоведение, под которыми подразумевается наука об изобразительных искусствах, музыковедение и др.)

Картина - особый тип живописного изображения, принадлежащий, как правило, к области станкового искусства. К. возникла в Италии в эпоху Возрождения.

Коллаж (фр.) - 1) прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре; 2) так же называются произведения, исполненные в этой технике.

Колорит - одно из важнейших средств выразительности художественного образа, в живописи - это система соотношения цветовых тонов, образующих единство.

Композиция (от лат "связывание, составление") - 1) построение художественного произведения, определенное его содержанием, характером и назначением; 2) важнейший организующий компонент художественного произведения, придающий ему целостность и определяющий соподчиненность отдельных его частей по отношению друг к другу и к целому.

Масло (масляная живопись) - важнейшая и широко распространенная разновидность живописной техники, основанная на применении растительного масла в качестве основного связующего вещества. Ос ионные достоинства М. ж. - гибкость, податливость богатого возможностями материала и относительная прочность красочного слоя.

Музей (от греч. "музеон - жилище муз") - учреждение, занимающееся собиранием, хранением, изучением, реставрацией, экспонированием ценностей культуры, отражающих различные области творческой деятельности человека.

Натура (от лат. "природа") - в искусстве - объективно существующая часть реального мира (природа, город, предметы быта, овощи, фрукты, человек, сцены из жизни), которую художник наблюдает, изображает и творчески преобразует в своих произведениях.

Натюрморт (от фр. "мертвая природа") - жанр искусства, посвященный изображению окружающих человека вещей, композиционно организованных в единую группу. Кроме неодушевленных предметов (например, предметов домашнего обихода) в натюрмортах изображают цветы, фрукты, овощи, а также животных, птиц, насекомых.

Образ художественный - характерный для искусства способ преобразования различных явлений, а также и результат такого преобразования, воплощенный в произведении. О. х., будучи обобщенным, сохраняет и живую конкретику проявления общего; не просто моделирует, повторяет некоторое жизненное явление, но пересоздает его, проявляя заложенные в нем эстетические возможности, проявляет в этом явлении существенное, позволяя этому существенному, общему "просвечивать" сквозь единичное, не порывая связи с ним.

Орнамент (от лат. ''украшение") - узор, построенный на регулярном ритмическом чередовании и организованном расположении абстрактно-геометрических или изобразительных элементов; предназначается для украшения предметов (утварь, текстильные изделия и пр.)

Палитра (от лат. "лопатка") деревянная дощечка, чаще всего овальной или круглой формы, на которой живописец размещает краски и смешивает их в поисках нужных оттенков.

Пастель (фр., итал.) - красочный материал, предназначенный для особой техники живописи и для рисования. П. изготовляется в виде обернутых в бумагу палочек ("карандашей") и состоит из сухого красочного порошка с примесью скрепляющих или разбеливающих веществ. П. называется и сама техника живописи и рисования пастельными красками.

Пейзаж (от фр. "местность, страна") - жанр изобразительного искусства или конкретное произведение, предметом которого является изображение природы, вида, местности.

Портрет - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение человека.

Рельеф скульптурное изображение на плоскости. Может включаться в композицию стены, свода, других частей архитектурного или скульптурного произведения, а также быть самостоятельным станковым произведением. Выпуклый Р. подразделяется на: низкий - барельеф и высокий - горельеф.

Репродукция (от лат. "снова, вновь" и "продукция" от фр. "воспроизведение") - в применении к изобразительному искусству - массовое воспроизведение художественного оригинала полиграфическими средствами, преимущественно в уменьшенном масштабе.

Рисунок - разновидность графики. Р. исполняется преимущественно твердым красящим веществом (карандашом, углем, сангиной и пр.). Основные средства выразительности рисунка - линия, штрих, пятно, их взаимодействие с основой (бумагой, картоном, колетом и т, д.)

Ритм – (в искусстве) - интуитивно или намеренно создаваемая упорядоченность формы на основе чередования ее элементов, что дает ощущение периодически повторяющихся акцентов.

Силуэт - разновидность графики. Название происходит от имени французского министра XVIII века Э де Силуэта, на которого была сделана карикатура в виде теневого профиля. С. - изображение фигур и предметов сплошным, преимущественно черным пятном, с островыразительными внешними очертаниями.

Символ - отличительный признак, знак, выражающий смысл изображенного предмета.

Симметрия (от греч. "соразмерность") - одинаковое расположение частей целого относительно какой-либо оси или центра.

Синестезия (от греч. "совместное чувство, одновременное ощущение") - психическое явление, заключающееся в том, что воздействие на какой-либо орган чувств вызывает ощущение не только в нем самом, но и добавляет ощущение, характерное для другого органа чувств (например "цветной слух", при котором звук, наряду со звуковым ощущением, вызывает еще и цветовое).

Синтез искусств - Соединение разных искусств в едином произведении, которое возникает не как сумма отдельных искусств, а как органическое целое, обладающее особым художественным воздействием; так же синтез искусств понимается как определенное сочетание видов искусств, выбранных для решения тех или иных задач эстетического воспитания личности.

Скульптура - вид изобразительного искусства, заключающийся в вырезании или высекании объемного трехмерного изображения из твердого материала - камня, дерева и пр. Не следует путать с пластикой, суть которой не в удалении излишней массы материала, а в добавлении ее путем лепки в мягком, пластичном материале - глине, пластилине, воске и пр.

Содержание и форма в искусстве - неразрывно связанные и взаимно обусловленные эстетические категории, основополагающие искусствоведческие понятия. В них обобщено представление о двух сторонах художественного произведения: о внутренней (что в нем выражено и отражено) и внешней (какими средствами это достигнуто).

Стиль (от греч. "палочка для письма") - !) совокупность взаимосвязанных признаков, которые являются общими для целого ряда художественных произведений, объединяют их между собой, и, в то же время, отличают от произведений других стилей; 2) индивидуальный стиль мастера.

Творчество художественное одно из главных проявлений творческого начала в человеке, преобразование житейского и духовного опыта человека в образы искусства. Главным результатом X, т. является создание особой, "второй реальности", картин, статуй и т. д. При этом сама материя, которой пользуется тот или иной вид искусства, преобразуется, приобретая особое качество художественной индивидуальности.

Тектоника (от греч. "относящийся к строительству") в архитектуре пластическое художественно-образное выражение основных конструктивных особенностей здания, их проявление в ритмическом строе, пропорциях, особенностях материала и т. д., то есть выявленность во внешнем облике постройки.

Техники художественные - в соответствии с изобразительными видами искусства Т. х. целятся на живописные, графические и скульптурные; '"техника" или манера исполнения произведений не является чем-то внешним по отношению к образно-смысловому строю произведений. подчеркивающее это выражение внутреннего во внешнем.

Тон (от греч. "напряжение") - одна из основных, наряду с яркостью (светлотой) и насыщенностью, характеристик света. Характеризуя тот или иной цвет (как "фиолетовый", "лимонный" и т. п.), мы определяем то, что называется "цветовым тоном". Т. в живописи называют также основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произведения и придающий цельность колориту.

Фактура (от лат. "изготовление, обработка") - в изобразительном искусстве - материальные осязаемые свойства поверхности произведения.

Фон (от фр. "дно. глубинная часть") - любая часть изобразительной или орнаментальной композиции по отношению к включенной в эту композицию, находящейся ''ближе" к зрителю и выделяющейся летали, фигуре.

Формат (от лат. "придаю форму") - линейные размеры (длина, ширина, высота) произведения. Ф. в изобразительном искусстве (в живописи, гфафике. скульптуре) - один из элементов, определяющих композиционное решение произведения.

Способности - психологические качества человека, которые нужны для успешной работы в области искусства. В основе всех видов х. с. лежит общее свойство человеческой личности - эстетическое отношение к миру, благодаря которому зарождающиеся художественные замыслы, требующие работы воображения, то есть создания образа, выражающего внутреннее идейно-эмоциональное содержание произведения в материале того или иного вида искусства. Решающее значение для проявления и развития х. с. часто имеет мотивационная сторона, наличие у человека глубокой и устойчивой потребности в художественном творчестве. X. с. взаимодействуют с о знаниями, умениями, навыками в данной области искусства и без последних не могут развиваться. Однако х. с. развиваются успешно, когда потребность человека решить творческую задачу опережает имеющиеся у него на данный момент умения и навыки, и побуждает овладевать недостающими, в чем ему и оказывает помощь педагог.

Художник человек, профессионально работающий в области изобразительного искусства (живописец, график, прикладник и др.). Человек, создающий художественное произведение в любой области искусства.

Эстетика (от греч. "чувственно воспринимаемый") - наука о принципах художественного освоения мира человеком, об основных закономерностях преобразования явлений жизни в факты искусства.

Эстетическое воспитание - целенаправленная педагогическая работа, цель которой развивать с помощью искусства ценные духовно-нравственные качества у детей и молодых людей.

Эстетическое отношение - особое отношение человека к миру в целом и к отдельным явлениям жизни. Человек с развитым Э. о. воспринимает чувственный облик существ, предметов, явлений не как их внешнюю оболочку, а как выражение сути: состояния, характера, судьбы, внутренней жизни, в чем то родственной его собственной. Его отличают чувства сопричастности к миру, отношение ко всему как к живому. Переживания такого рода представляют собой обязательное условие зарождения полноценных и самостоятельных художественных замыслов.

Художник человек, профессионально работающий в области изобразительного искусства (живописец, график, прикладник и др.). Человек, создающий художественное произведение в любой области искусства.

Эстетика (от греч. "чувственно воспринимаемый") - наука о принципах художественного освоения мира человеком, об основных закономерностях преобразования явлений жизни в факты искусства.

Эстетическое воспитание - целенаправленная педагогическая работа, цель которой развивать с помощью искусства ценные духовно-нравственные качества у детей и молодых людей.

Эстетическое отношение - особое отношение человека к миру в целом и к отдельным явлениям жизни. Человек с развитым Э. о. воспринимает чувственный облик существ, предметов, явлений не как их внешнюю оболочку, а как выражение сути: состояния, характера, судьбы, внутренней жизни, в чем то родственной его собственной. Его отличают чувства сопричастности к миру, отношение ко всему как к живому. Переживания такого рода представляют собой обязательное условие зарождения полноценных и самостоятельных художественных замыслов.

Структура учебной дисциплины

«Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом/

частные методики»

Таблица 2



Содержание дисциплины

п/п


Наименование раздела

Формы рубежного контроля

1.

Основные дидактические положения методики преподавания изобразительного искусства в начальной школе.

конспекты

собеседование

Рисование листьев, веток, овощей, птиц, фруктов, насекомых, зверей, пейзажа (с - акварель, с натуры, по памяти, по представлению) – акварель, гуашь.


2.

Методика проведения занятий по рисованию с натуры, тематическому и декоративному рисованию.

Рисование с натуры фигуры человека (карандаш, акварель).

3.

Методика проведения уроков декоративного рисования.

конспекты

собеседование



4.

Народные промыслы. Художественная обработка изделий из дерева и глины. Городец. Хохлома. Гжель.

(акварель, гуашь).



Упражнения.

Эскизы росписи изделий из дерева, глины.




5.

Народные промыслы. Художественная обработка изделий из металла. Жостово.

(акварель, гуашь).



Упражнения.

Эскизы росписи изделий из металла.



6.

Народные промыслы Кубани. Петриковская роспись.

Упражнения.

Эскизы росписи. Роспись деревянных дощечек, кухонной утвари.









зачёт

Содержание практических занятий

Практическое занятие № 1
Тема: Народные промыслы. Художественная обработка изделий из дерева и глины. Городец. Хохлома. Гжель.
Цель: познакомиться с цветочным узором в изделиях мастеров современного Городца, Хохломы, гжели, с понятиями узор, ритм, силуэт; формировать специальные графические умения и навыки в рисовании кистью элементов декоративной росписи по дереву, глине. Познакомиться с элементами и приемами декоративной росписи – «розан», «купавка», «капельки», «усики», «осочки», «травинки», «кустики», «оживка», «бордюры», «птица», «роза».

План занятия:

1. Ознакомление с народными промыслами – Городец, Хохлома, Гжель.

2. Отличительные особенности народных ремесел и изделий художественной промышленности.

3. Единство практического значения изделия и его декоративного оформления.

4. Упражнения в кистевой росписи по образцам народных мастеров-

самостоятельное составление декоративных мотивов из народных узоров Хохломы, Городца, Гжели (акварель, гуашь).

5. Самостоятельное составление эскиза росписи хохломской и гжельской посуды, кухонной разделочной доски (акварель, гуашь).

Форма отчетности:

1. Упражнения в кистевой росписи по мотивам народных мастеров (акварель, гуашь).

2. Эскизы росписи хохломской и гжельской посуды, кухонной разделочной доски (акварель, гуашь).

Литература:


  1. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе. – М.: 1981,

гл.1, с.16-30.

  1. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе. – М.: 1984, уроки №№ 15, 16, с. 80-95.

  2. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. – М.: изд. Дом «Дрофа», 2000, 1-2 кл., часть 1; 3-4 кл., часть 1. – М.: изд. Дом «Дрофа», 1997.

Практическое занятие № 2
Тема: Народные промыслы. Художественная обработка изделий из металла. Жостово (акварель, гуашь).
Цель: познакомиться с образцами декоративно-прикладного искусства – металлическими подносами из Жостово; активизировать творческое воображение, художественный вкус; развивать графические умения, связанные с приемами выполнения цветочной росписи; углублять представления о различии реальных и декоративных цветов; получить сведения о ритме, композиции, равновесии главного и деталей.
План занятия:
1. Ознакомление с произведениями жостовских мастеров – подносами и их разновидностями.

2. Упражнения на исполнение декоративных цветов в технике кистевой росписи.

3. Самостоятельное составление эскиза росписи жостовского подноса.

4. Упражнения на исполнение декоративных цветов и бегунков в петриковской росписи.

5. Самостоятельное составление эскиза петриковской росписи.
Форма отчетности:
1. Упражнения в кистевой росписи.

2. Эскиз росписи жостовского подноса.

3. Эскизы Петриковской росписи.
Литература:


  1. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. – М.: 2000, 1-2 кл., часть 1; 3-4 кл.. часть 1. – М,: 1997.

  2. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе. – М.: 1984,

  3. гл. 1, уроки №№ 8,9.

  4. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования.

  5. - М.:, 1973,1974, гл. 3.

  6. Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. - Краснодар, 1999.

  7. Лях В.И., Денисов Н.Г. Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования. - Краснодар, 1997.

  8. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М., 1992.


Практическое занятие № 3

Тема: Знакомство с искусством Петриковской росписи.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:



  1. Специфика декоративно-прикладного искусства Кубани и особенности его
    восприятия детьми дошкольного возраста.

  2. Цели, задачи приобщения детей дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству Кубани.

  3. Содержание и организация работы с дошкольниками по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству Кубани.

Список рекомендуемой литературы

  1. Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. - Краснодар, 1999.

  2. Вершинина Н.А., Солдатова Э.М. Диагностика особенностей восприятия детьми 6-7 лет произведений декоративно-прикладного искусства// Экология образования: Актуальные проблемы: Сб. науч. ст./Под ред. А.В.Пяткова. - Архангельск: ПГУ им.М.В.Ломоносова, 2001. - С.36-41. (Электронное приложение).

  3. Доронина Г. Использование дымковской игрушки я работе с детьми // Дошкольное воспитание,- 1990. - .4.- 12С.,13-14. (Электронное приложение).

  4. Курочкина Н.А. Пути развития творческой активности детей старшего до
    школьного возраста в процессе приобщения к русскому декоративно-
    прикладному искусству // Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000.- С. 70-85. (Электронное приложение).

  5. Лях В.И., Денисов Н.Г. Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования. - Краснодар, 1997.

  6. Тупичкина Е.А. Декоративно-прикладное искусство Кубани как региональный компонент дошкольного образования: монография: РИЦ АГПУ, 2009. -160 с.

  7. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М., 1992.

Задание 1Определить особенности декоративно - прикладного искусства Кубани разных видов, заполнив таблицу:

Таблица 1 Виды декоративно-прикладного искусства Кубани

Вид

История

Технологии

Особенности

Стилисти-

Цели

дпи

создания

создания

содержания

ческие

использования













особенности

в работе с
















детьми


















Ответьте на вопросы; В чем заключается специфика произведений ДПИ как вида искусства? Доступно ли ДПИ Кубани младшим школьникам?

На основе ответов - сформулируйте с опорой на исследования (1, 2, 3) требования к отбору произведений декоративно - прикладного искусства, используемые в работе с детьми.

Задание 2

Занятие проводится в форме диспута «Современный младший школьник и декоративно - прикладное искусство Кубани».

Назовите не менее 5 промыслов ДПИ. Назовите художественные промыслы Краснодарского края. Подготовьте мультимедиапрезентацию «Народные промыслы Кубани (один из видов ДПИ на выбор)».

Задание 3

Выполните упражнения на исполнение декоративных цветов и бегунков в петриковской росписи. Самостоятельно составьте эскизы петриковской росписи.

Распишите одно деревянное изделие или составьте развёрнутый конспект урока для младших школьников одной на тему: «Петриковская роспись».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по дисциплине

«Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом/

частные методики»
Таблица 4

Содержание СРС




Тема СРС

Содержание заданий, выносимых на СРС

Кол-во часов, отводимых на выполнение СРС

Срок проверки результатов СРС

1.

Основные дидактические положения методики преподавания изобразительного искусства в начальной школе.

конспекты

собеседование

Рисование листьев, веток, овощей, птиц, фруктов, насекомых, зверей, пейзажа (с - акварель, с натуры, по памяти, по представлению) – акварель, гуашь.


10

1 неделя

2.

Методика проведения занятий по рисованию с натуры, тематическому и декоративному рисованию.

Рисование с натуры фигуры человека (карандаш, акварель).

20

2 неделя

3.

Методика проведения уроков декоративного рисования.

конспекты

собеседование



20

3 неделя

4.

Народные промыслы. Художественная обработка изделий из дерева и глины. Городец. Хохлома. Гжель.

(акварель, гуашь).



Упражнения.

Эскизы росписи изделий из дерева, глины.




15

4 неделя

5.

Народные промыслы. Художественная обработка изделий из металла. Жостово.

(акварель, гуашь).



Упражнения.

Эскизы росписи изделий из металла.



15

5 неделя

6.

Народные промыслы Кубани. Петриковская роспись.

Упражнения.

Эскизы росписи. Роспись деревянных дощечек, кухонной утвари.



14

6 неделя










94





Список рекомендуемой литературы

Основная литература:


  1. Концедалова Т.М. Упражнения на уроках изобразительного искусства в начальной школе. – Армавир, 2004.

  2. Лукьяненко О.Д. Развитие детского изобразительного творчества в раннем и дошкольном возрасте: учебно-методическое пособие/О.Д. Лукьяненко. – Армавир: АФ ГБОУ ККИДППО, 2012.-188с.

  3. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства:учебник для студ. учреждений высш. проф. образования /Н.М.Сокольникова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 256 с., [16] с. ил. —(Сер. Бакалавриат).

  4. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы/ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева и др.; под ред Б.М.Неменского. - 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2013. – 240 с.

Дополнительная литература:

Литература дополнительная:

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. – М., Просвещение, 1984.

2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – М., Просвещение, 1993.

3. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. – М., Педагогика, 1980.

4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. – М., Просвещение, 1982.

5. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., Просвещение, 1981

6. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. – М., Просвещение. 1983.

7. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М.,Искусство,1971

8. Возрастные особенности усвоения знаний: Младшие классы школы / Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. – М., Просвещение,1968.

9. Выготский Л.С. Психология искусства.- М., Педагогика, 1987.

10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд. –М., Просвещение, 1991.

11. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В.Давыдова. – М., Педагогика, 1991.

12. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. – М., Учебная литература, 1998.

13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.,

Педагогика, 1989.

14. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М., Просвещение, 1996.

15. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 кл. /Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина, Н.В.Гросул и др. – М., Просвещение, 1991.

16. Искусство и ты: Учебник для 1 кл. / Под ред. Б.М.Неменского. – М., Просвещение, 1997.

17. Искусство вокруг нас: Учебник для 2 кл. / Под ред. Б.М.Неменского. – М., Просвещение,1998.

18. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – 3-е изд., доп. и перераб. – М., Агар, 1998.

19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., ACADEMA, 1999.

20. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл.: В 4 ч. Обнинск: Титул, 1996. –Ч. 1. Основы рисунка; Ч. 2. Основы живописи; Ч. 3. Основы композиции; Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов.


ПРОГРАММЫ:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-9 кл. /Науч. рук. В.С.Кузин – М., Просвещение, 1994.

  2. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. / Науч. рук. Б.М.Неменский. – М., Просвещение, 1994.

  3. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. I - IV кл./ Науч. рук. Т.Я.Шпикалова. – М., Просвещение, 1992.

  4. Программы общеобразовательных учреждений. Рисунок. Живопись. Композиция. 1-11 кл. (для классов с углубленным изучением предметов художественного цикла). – М., Просвещение, 1995.

  5. Программа интегрированного курса «Искусство» /Рук. Н.М.Сокольникова. – М., Рекорд, 1997.

Интернет-ресурсы:

  1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. http://elibrary.ru/books.asp

  2. «Университетская библиотека онлайн» http://www.biblioclub.ru/spravka/registratsiya_organizatsiy.html

  3. Книгафонд http://www.knigafund.ru/

  4. Грамматика, орфография, пунктуация современного русского языка www.grammatika.ru

  5. Научная библиотека МГУ http://www.nbmgu.ru/ruslibraries

  6. Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru/

  7. Электронная библиотека диссертаций РГБ http://www.diss.rsl.ru

  8. Грамота. РУ. Справочно-информационный интернет-портал - http://www.gramota.ru

  9. Новостные ленты. Газеты и журналы. Книги, библиотеки, издательства - http://www.medien.ru

  10. Образовательная система «Школа 2100» –http://www.school2100.ru

  11. Российский общеобразовательный портал - http://www.school.edu.ru

  12. Словари русского языка - http://www.slovari.ru
скачать файл



Смотрите также:
Разработать план конспект урока изобразительного искусства
409.38kb.
План-конспект открытого урока краеведения в 5 классе
22.5kb.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского. III класс. Тема года «Искусство вокруг нас». IV четверть. Тема четверти «Художник и музей». Сценарий урока изобразительного искусства
111.85kb.
План конспект урока литературы в Х классе на тему: «Тема искусства и творчества в повести Н. В. Гоголя «Портрет»
105.81kb.
Вопросы для государственного экзамена по методике преподавания изобразительного искусства
2184.67kb.
Конспект урока по музыке для 5 класса (30. 11. 2012г.) Тема урока: «Общность жанров инструментальной и вокальной музыки»
52.3kb.
План конспект урока класс – 5 Предмет – социально-бытовая ориентировка раздел: «Питание» Тема урока: «Яйцо. Блюда из яиц»
121.04kb.
План-конспект урока биологии в 6 классе Тема урока: «Строение цветка»
47.54kb.
План-конспект урока тема урока: «Измерение углов» фио : Бабич Ольга Александровна Место работы : мбоу лицей
98.51kb.
Урок по творчеству А. М. Горького. Тема урока записана на доске. Давайте запишем ее в рабочих тетрадях по литератур
48.5kb.
Конспект интегрированного урока по биологии и английскому языку в 5 классе. Учитель: Деева Наталия Александровна, учитель биологии мкоу сош№1 г. Острогожска Воронежской области, высшая категория
94.44kb.
План-конспект урока «Размножение и развитие растений» фио (полностью)
68.89kb.