takya.ru страница 1
скачать файл
Разработка урока географии с использованием ИКТ "Российские озера". 8-й класс

Цели урока:

  • Дать представление о размещении, особенностях происхождения и значении озёр.

  • Продолжить учить работать с картами, таблицами и другими источниками информации.

  • Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, гордости и любви к Родине.

Учебно-методический комплекс:

  • Карты: Физическая карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Краснодарского края.

  • Атласы, учебники, контурные карты.

  • Презентация: “Озёра России”.

  • Приложения.

Структура урока:

  1. Сообщение темы урока, постановка целей, задач.

  2. Вводная беседа.

  3. Озёра России: происхождение озёрных котловин, озёра по приходу и расходу воды, причины, влияющие на размещение озёр, значение озёр.

  4. Рефлексия (выполнение цифровой работы, впечатления учащихся).

  5. Домашнее задание.

  6. Заключение. Подведение итогов.

Ход урока

I. Сообщение темы урока, постановка целей и задач. (Слайд 1)

II. Вводная беседа.

III.

Учитель:

То, о чём мы сегодня будем говорить сегодня, может быть литературным местом, поэтическим, заповедным, историческим, источником богатства и вдохновителем для создания прекрасной музыки, местом отдыха. О чём же пойдёт разговор?

Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя серёжки.
И месяц и звёзды – 
В нём всё отражается …
Как это зеркало называется?

Конечно, это озёра – голубые очи России. Велик и разнообразен мир озёр. Есть водоёмы огромные, как моря, а есть столь малые, что измеряются квадратными метрами. Что такое озеро?



Озеро – это природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем.

А вот так, поэтически красиво, передал нам своё восприятие озера Александр Блок:

Как женщина усталая, оно
Раскинулось внизу и смотрит в небо,
Туманится и даль поит туманом,
И отняло у неба весь закат.

(Слайд 2)



Задание. (Слайд 3)

а) Прослушав рассказ учителя, заполнить таблицу.



Типы озёрных котловин

Описание происхождения озёрных котловин

Примеры озёр

Районы распространения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Нанести на контурную карту цифровые обозначения крупных озёр России:

1. Каспийское.

6. Ханка.

2. Байкал.

7. Чудское.

3.Ладожское.

8. Телецкое.

4. Онежское.

9. Таймыр.

5. Баскунчак.

 

в) Обозначить с помощью условных знаков типы озёр по происхождению:

О – остаточное; Л – ледниковое;

Т – тектоническое.

Учитель:

Углубление – это котловина, образованная на земной поверхности. Озёрные котловины имеют разное происхождение. (Слайд 4)



http://festival.1september.ru/articles/594512/img1.gif

1. Остаточные озёра образовались из остатков древних морей. П. Вяземский посвятил стихотворение этому морю-озеру:

Море широкое, море пространное,


В дальнем мерцании с небом слиянное,
Солнцем согретое, море лазурное
Под непогодою тёмное, бурное

(Слайд 5)



О каком море-озере идёт речь?

Это море, которое имеет более 70 топонимов – Гирканское, Персидское, Восточное, Западное, Хвалынское, Дербентское ... Современное название – Каспийское море, по названию исчезнувшего народа каспие в (коневодов).



2. Тектонические озёра – это обычно самые глубокие озёра, образованные на месте разломов, трещин земной коры. Такие озёра продолговатые: узкие и длинные. Такое происхождение имеет самое глубокое озеро мира – Байкал (1637 м).

Золотое озеро – зовут его алтайцы, “Лама-море” – эвенки, “Далай-Нор” – монголы, что означает “великое озеро”, “Бой-Куль” – богатое озеро, озеро озёр (тюркское слово). (Слайд 6)

И он как зеркало лежит,
Гора в него глядится.
То туча воды затемнит,
То солнце в них лучится.
О нём писали “Чаща вод”.
Да. Но какая “чаща”!

Далее заслушивается сообщение о Байкале.



Легенда о Байкале и Ангаре

Было у Байкала 336 сыновей. В чёрном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду с гор в огромную котловину. То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на народы, разные прихоти. Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать замуж за старого богатого Иркута. Ещё строже стал он стеречь дочь, спрятал её в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подводной темнице, просила богов помочь. Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому проходу в скалах. Проснулся от шума Байкал, рассердился. Бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Всё дальше убегала Ангара от разъярённого отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут её люди Шаманским Камнем.

Разбушевавшийся старик всё кидал вслед беглянке обломки скал. Но чайки кричали каждый раз: “Обернись, Ангара, обернись!” И девушка ловко уклонялась от смертоносных отцовских посланцев. Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студёному морю. (Приложение 1)

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал,

И сам он – величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь – до донышка – просвечен,

И весь – до капельки – родной.

И Ангары полёт строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И скалы – сосны над обрывом,

И дикий ветер баргузин …

(М. Сергеев)



  1. Ледниковые озёра сформировались на территориях, подвергшихся материковому оледенению.

Озёра ледниково-тектонического происхождения расположены на северо-западе Русской равнины. Самые крупные из них – Ладожское и Онежское.

Далее заслушиваются сообщения о Ладожском и Онежском озёрах.



Ладожское озеро (Слайд 7)

В древние времена Ладожское озеро называлось Нево, вероятно, от финского “болото”, “трясина”. На берегу Ладожского озера люди жили ещё в эпоху неолита. Эти поселения известны под названием Ладожских стоянок (Приложение 2). От этих стоянок и озеро стали называть Ладожским. На берегу озера находится Петрокрепость, бывший Шлиссельбург. Напротив крепости, на остове видны старинные стены крепости Орешек. Во время Великой Отечественной войны крепость охраняла “дорогу жизни”. “Дорога жизни” зимой 1942 года действовала 152 дня: с ноября по апрель. За этот период было перевезено 700 тысяч тонн продовольствия. Гитлеровцы бомбили дорогу. Но зенитчики крепости Орешек стойко защищали “дорогу жизни”. Площадь озера составляет 17700 кв. км. Озеро протянулось с севера на юг на 219 км. Средняя глубина – 51 м. Наибольшая глубина – 230 м в северной части. Северный берег Ладожского озера – скалистый, изрезанный узкими, длинными заливами. Остальные берега пологие и узкие. На Ладожском озере часты туманы. Нередко случаются сильные продолжительные штормы, когда волны достигают 3 м. По условиям судоходства Ладогу приравнивают к морям. На озере множество островов (около 650). Один из островов Валаам. Остров давно уже стал знаменитым и известен всему миру Валаамским Преображенским монастырём, воздвигнутым в 14 веке. В Ладогу впадает 35 рек, а вытекает одна река Нева. Нева полноводна и глубока. В устье Невы стоит на островах Невской дельты красавец город Санкт-Петербург. А жизнь Неве дала Ладога.

У Ладоги есть младшая сестра – Онего.

Онего – “дымящееся” озеро (из-за туманов). И здесь на берегах его, тоже жили люди неолита, которые оставили после себя более 600 петроглифов – древних наскальных изображений. И конечно остров Кижи. Поэт Вс. Рождественский под впечатлением увиденного писал:

На острове плоском, где дышат сквозь сон

Лишь травы одни да каменья, как сказка возникла из древних времён,

Красы небывалой виденье …

(Слайд 8)

Кижи – ансамбль древних деревянных храмов. В его центре – двадцати двух главая Преображенская церковь, построенная в 1714 году в ознаменование победы над шведами в Северной войне. До нашего времени дошла легенда, будто плотник Нестор, руководивший строительством храма, настолько был поражён творением своих рук, что забросил топор в Онежское озеро, сказав: “Не было никогда такой церкви и больше не будет”.

О земля близ Онеги – старорусский уклад!

Твои длинные реки издалёка манят.

Всё оставлю, уеду, в путь прекрасный пущусь.

По старинному следу я к тебе возвращусь.

Твои воды немеют под холодной звездой.

Твои срубы темнеют над холодной водой.

А рыбачий посёлок на сыром валуне,

Словно острый осколок, в сердце врежется мне.

(Фридман)



  1. Вулканические озёра находятся в кратерах вулканов на Курильских островах, на полуострове Камчатка (Слайд 9). При извержении вулкана такое озеро выкипает.

  2. Карстовые озёра располагаются в воронках и провалах, образованных в областях, сложенных растворимыми породами. На территории, имеющей вечную мерзлоту, образуются термокарстовыеозёра (Слайд 10). Летом мерзлота подтаивает, грунты проседают, образуются неглубокие котловины, заполненные водой. В Якутии таких озёр множество, самое известное – озеро Неджели.

  3. Озёра-старицы образовались при меандрировании рек. Это старые русла рек, имеющие очертания подковы, так как это бывшие излучины рек. (Слайд 11)

  4. Запрудные озёра возникают при загружении водотока оползнями, обвалами, лавовыми потоками. (Слайд 12)

Все озёра по приходу и расходу воды можно разделить на три группы. (Слайд 13)


Озёра по приходу и расходу воды

Глухие



Проточные
(вулканические,

карстовые)




Бессточные

(пресные)

(солёные)

Проточные – озёра, в которые реки втекают и вытекают.

Бессточные – в которые реки впадают, но не вытекают. Самое солёное озеро России – Баскунчак.

Почему в одних районах озёр много, а в других их почти нет? (Слайд 14)




Причины, влияющие на размещение озёр

климат

геологическое строение

близость грунтовых вод

(k увл. > 1)

В России более 2 млн. озёр. Территории с наиболее высокой степенью озёрности – это северо-запад Русской равнины (Карелия), Западная Сибирь, Северо-Сибирская, Индигирская, Колымская и Лено-Вилюйская низменности.

Озёра оказывают влияние на компоненты природы:



  1. Озеро меняет микроклимат, охлаждая и увлажняя воздух летом на побережье. Осенью около озёр позднее наступают заморозки.

  2. Озёра способствуют поднятию грунтовых вод.

  3. Озёра превращаются в болота, в которых происходит накопление торфа. (Приложение 3)

  4. В солёных озёрах идёт накопление солей (Баскунчак и Эльтон).

  5. Озёра влияют на рельеф: волны озера разрушают берега, а на дне озера идут процессы аккумуляции (отложение ила, песка, глины).

  1. Рефлексия.

Учащиеся выполняют географический диктант на проверку объектов номенклатуры.

Запись на доске:

Озёра России

В-I В-II

1 Каспийское 8

2 Ладожское 7

3 Телецкое 6

4 Онежское 5

5 Чудское 4

6 Таймыр 3

7 Байкал 2

8 Ханка 1

Последовательность диктовки:


  1. Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты, на одноимённом полуострове. Оно неглубокое, ледникового происхождения. Здесь много птиц, рыб.

  2. Это озеро – самый крупный водоём Европы. В озеро впадает 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорога жизни – единственная связь страны с осаждённым Ленинградом.

  3. А это озеро – исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. Это пресноводное озеро лежит в центре России. Котловина озера ледникового происхождения.

  4. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое – ему 30 млн. лет, а также самое прозрачное. Когда плывёшь по озеру в лодке, хочется достать со дна разноцветные камни. Кажется, что они рядом, под рукой. Видимость достигает глубины 40 м. Флора представлена 600 видами растений, фауна – 1200 видами животных, три четверти которых встречаются только здесь.

  5. Это крупное дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница России с Китаем. В нём водятся зелёные беспанцирные черепахи.

  6. Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения.

  7. Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших строек и дорог. Поэтому сохранилась здесь природа в первозданном виде. Алтын-Коль (Золотое озеро) – такое название дали озеру за его чарующую красоту. Вода в нём холодная и прозрачная. Из него вытекает один из притоков Оби – река Бия.

  8. Ещё при Петре I проложили русские люди “государеву дорогу” от студёного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 60 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы, в том числе и лососевых.

Ключ для проверки:

В-I (6; 2; 5; 7; 8; 1; 3; 4)

В-II (3; 7; 4; 2; 1; 8; 6; 5)


  1. Домашнее задание.

Закончить таблицу. Нанести на контурную карту объекты номенклатуры. Подготовить реферат или сообщение на тему “Озёра Краснодарского края”.

  1. Заключение.

Учитель: Каково же значение озёр? (Слайд 15)

Приложение 1



Легенда о Байкале и Ангаре

Один седой старик Байкал средь скал огромных отдыхал.

Имел он тридцать сыновей – прекрасных юношей-богатырей.

Любил красивую, как ночь свою единственную дочь.

Но вот средь сыновей прошла молва, что та малютка Ангара

Его единственная дочь! Из дома воду носит прочь.

Ей всех на свете был милей один красавец Енисей.

Любила так его она, что не послушалась отца.

Он так разгневался опять, – никто его не смог унять!

Вода его кипит, бурит; он дочь остановить велит.

А та всё плачет и рыдает и слёзы в море проливает.

Никак его ей не унять, а тот велит гонцов уж слать.

Тогда его единственная дочь осталась среди скал огромных в ночь.

Не радует теперь её рассвет, раз глаз прекрасных рядом нет.

А братья все решили к Енисею мчаться, чтоб там с сестры возлюбленным сражаться.

Уж все стоят, готовы к бою, тут Ангара влетела к ним стрелою.

Сказала: “Сейчас от стрел любимого закрою”

Тут понял старый, уж седой Байкал,

Что есть любовь, которой в жизни не видал.

Простил старик, что уносила воду прочь,

Его любимая, единственная дочь.

Приложение 2



Интерес к жизни древнего человека в озёрном крае возник давно. Во время земляных работ люди находили много поделок. В Ипатьевской летописи говорится, что в 1114 году “пришедшие ми на Ладогу, поведание ми ладожане, еде яко есть ягма будет туча велика и находят дети наши глазки стеклянные, малые и великие провертани …”

Пётр I издал приказ о том, чтобы граждане приносили властям все найденные древние предметы, за которые полагалось вознаграждение: “… ежели кто найдёт в земле или воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас есть … какие старые подписи на каменьях и прочее всё, что старо и необыкновенно … за что давана будет довольная дача, смотря по вещи …”
скачать файл



Смотрите также:
Разработка урока географии с использованием икт "Российские озера"
98.87kb.
«Музыкальные инструменты. Свирель и рожок»
38.97kb.
Методическая разработка фрагмента урока для 2 класса с использованием игровой технологии "Finger Toys"
56.6kb.
Методическая разработка урока по атомной физике с использованием информационных технологий
64.07kb.
Методическая разработка урока с использованием информационно-компьютерных технологий Хугаева Ю. А
103.89kb.
Разработка урока географии в 10 классе на тему: «География мирового транспорта»
343.57kb.
Конспект урока по черчению с использованием икт тема урока: Графическая работа №6 «Чертеж детали с выполнением необходимого разреза»
50.29kb.
Разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа»
140.5kb.
«C чего начинается Родина?»
74.26kb.
Методическая разработка урока по географии в 7 классе Тема: "Путешествие по океанам" Учитель: Куяниченко Е. А. 2009г
80.66kb.
Урок по русскому языку в 7 классе. ( с использованием новой технологии) Тема урока: -не- с разными частями речи. Цели урока: Систематизировать знания о написании -не
54.83kb.
Разработка урока музыки 7 класс Тема урока: "Музыкальные образы в творчестве Фридерика Шопена"
102.9kb.