takya.ru страница 1
скачать файл


ДОНЕЦКАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА №17

Разработка урока музыки

7 класс
Тема урока: "Музыкальные образы в творчестве Фридерика Шопена"

(с использованием интерактивной доски)



Подготовила:

учитель музыки

первой категории

Бондарук Е.Д.

Художественно – педагогическая идея урока:

«Шопен вдалеке от родимого края,

Влюбленный в прекрасную Польшу свою,

О ней вспоминая, сказал умирая:



«Варшаве я сердце свое отдаю!»

Цель урока: сформировать представление о многогранности творчества польского композитора Ф. Шопена.

Задачи урока:

  • Обучающая: Закрепить понятие жанров: полонез, ноктюрн, прелюдия;

  • Развивающая: Развивать эмоционально – ценностное отношение к жизни через искусство; Развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно стиля Ф. Шопена и своеобразия раскрытия им вечных проблем;

  • Воспитательная: Пробудить у учащихся интерес к музыке Ф. Шопена, желание слушать ее не только на уроке, но и вне его. Способствовать формированию слушательской культуры.

Жанр урока: тематический;
Тип урока: обобщение изученного материала;
Вид урока: урок – размышление;

Частные задачи:

п/п

Раздел урока

Музыкальный репертуар

Частные задачи

Способы их решения

Время

1

Оргмомент.

Ф.Шопен “Полонез а-dur”.

Вход в класс, создание творческой, рабочей атмосферы.

Вступительное слово Вопросы и задания, выводящие на стиль композитора.

2-3 мин.

2

Слушание.

Ф.Шопен “Прелюдия № 7”, “Ноктюрн cis-moll”.

Настроить на восприятие музыки, особое внимание уделить ее построению и выразительности.

Переход к новой теме, используя музыку Ф.Шопена, нацеливание на включение в музыкально-творческое задание.

20 мин.

3

Хоровое пение.

М. Дунаевский “Лев и Брадобрей”

Знакомство с песней, разучивание мелодии и текста, работа над выразительностью фраз.

Слушание 1 куплета в исполнении педагога, разучивание.

18 мин.

4

Итог урока.

_

Подведение итогов, обобщение учителя.

Вопросы к детям, обобщение учителя.

5 мин.

Ход урока:

I. Оргмомент.

Вход в класс под “Полонез” Ф.Шопена.

Приветствие, посадка.

- Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами состоится еще одна встреча с искусством: миром чувств и раздумий, откровений и открытий.

Обратили ли вы внимание , что сегодняшний урок начался сразу же с музыки? Знакома ли она вам? Что это за произведение? Кто его автор?

( “Да, эта музыка нам знакома. Это “Полонез” польского композитора Фридерика Шопена”)

- Верно, это “Полонез”, а вы знаете, что это такое?

(“ Это приветственный танец-шествие, родившийся в Польше и открывавший в 19 веке балы в разных странах”)

- А что вы помните об авторе этой музыки, Фридерике Шопене?

( “ Это композитор первой половины 19 века, блестящий пианист. Его музыка отличается большой виртуозностью, изяществом, танцевальностью и мечтательностью” )

- Молодцы, действительно, Шопена называли самым поэтичным композитором. Но мне бы хотелось напомнить вам, что судьба этого человека сложилась трагически, т.к. большую часть своей короткой (39 лет) жизни и последние дни он провел на чужбине, вдали от горячо любимой Родины, которую он очень любил, безмерно тосковал о ней и всю свою музыку посвятил ей.

На интерактивной доске появляются фотографии Шопена, его родителей, виды Польши (на фоне фрагментов его музыки). Чтение стихотворения:

“Шопен вдалеке от родимого края,

Влюбленный в прекрасную Польшу свою,

О ней вспоминая, сказал умирая:

“Варшаве я сердце свое отдаю!”


- Попробуйте вспомнить, в каких произведениях Шопен “отдавал свое сердце”, какие произведения сочинил? Плакаты на доске могут помочь вам, выберите из них нужное (на доске несколько плакатов с названиями музыкальных жанров):

ОПЕРА
ВАЛЬС

МАЗУРКА
СИМФОНИЯ

ПРЕЛЮДИЯ

КОНЦЕРТ


ПОЛОНЕЗ

БАЛЕТ


НОКТЮРН

КАНТАТА


( “Фридерик Шопен сочинял вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии, ноктюрны” )

- Молодцы, вы замечательно справились с заданием, верно назвали все жанры.



II. Пробленая ситуация.

- Сейчас прозвучат два произведения. Ваша задача – определить о чем эта музыка, какие музыкальные образы предстанут перед нами и решить, мог ли эти произведения написать один композитор, или их создали абсолютно разные музыканты?

- Произведение, которое мы услышим, носит название “Прелюдия № 7”. Вспомните, что такое “прелюдия”?

( “Прелюдия – это небольшое произведение, выполняющее роль вступления, либо самостоятельная миниатюра” )

- Верно. Так вот произведение ,которое будет звучать сегодня, действительно очень маленькое. Сейчас я исполню это произведение, а вы выполните небольшое творческое задание, разделившись на 3 группы (можно по рядам).


1 гр.

Найдет и запишет определения из словаря эстетических эмоций, отражающие чувства и переживания этого произведения.



2 гр.

Подумает и определит, одна ли здесь музыкальная мысль или их несколько. Найдите кульминацию этого произведения, отметьте ее поднятием руки.



3 гр.

Предположит, о чем этой музыкой мог рассказать композитор слушателю.



- Итак, слушаем и работаем.

Исполнение “Прелюдии” и опрос и анализ ответов ребят.

- Молодцы, вы очень верно определили изящество и неторопливость доверительной интонации, аккордовый склад звучания, благородное и светлое спокойствие музыки. В этом небольшом произведении слились воедино благородные исторические традиции европейской музыки, сочетающие в себе и возвышенно-духовные и нежно-танцевальные истоки. Мы будто слышали музыкальное послание композитора. Это послание, как мы убедились, весьма лаконично: в музыке оно получило название – период.

Период – один из элементов музыкальной формы, в построении которого выражена одна музыкальная мысль. Период делится на 2 равных предложения. (Показать их, записать определение периода в тетради.)

А теперь послушаем “Ноктюрн”

На фоне музыки чтение стихотворения:

“Вот голос прозвучал

Таинственно и нежно,

Затронул сердце, за душу задел,

Прогнал сомнения, страхи,

В нас зародил надежду

И, кажется, что ангел вдруг запел”
- Какой образ вы услышали? Дайте ему характеристику, пользуясь “Cловарем эстетических эмоций” (приложение 1, появляется на интерактивной доске). Что можно сказать об этом образе?
Ответы детей.
- Правда, это очень трогательная и трепетная музыка.
III. Определение стилистики и особенностей музыки Шопена.
- Ребята, можем ли мы по стилю прозвучавших произведений определить их автора?
( “Да, это музыка Ф. Шопена” )
- А каковы стилистические особенности его музыки?
Дети:

- Звучание фортепиано.

- Гомофония.

- Философия, размышления.

- Возвышенность и строгость.

- Образ неравнодушного человека с глубокими мыслями.


IV. Беседа об особенностях жизни и творчества Шопена.
- Давайте послушаем еще раз фрагмент “Ноктюрна cis-moll”, но теперь уже с посланием самого автора.

На фоне музыки чтение фрагмента письма Ф.Шопена:

“…Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой? Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица, я чувствую тебя, милая моя родина… Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимой мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…”

- Мы не в первый раз соприкасаемся с музыкой великого пианиста, поэтому я хочу напомнить, что прелюдия, полонез, ноктюрн – это не программная музыка, а название жанров. Что такое прелюдия и полонез мы с вами выяснили, а ноктюрн – в переводе с французского – “ночная песня”, эта музыка, навеянная образами ночи (запись в тетрадях).



V. Востребованность и современность музыки Шопена.

- Как вы считаете, музыка Шопена востребована сегодня? В чем ее современность, где она звучит?

( “По радио, телевидению, в кинофильмах, ее используют в фигурном катании, спортивной гимнастике и т.д.” )

- Что люди разных национальностей и эпох находят в ней?

( “Простые чувства, живые мысли, в ней мудрость и вера, возвышенность, сердечность и человечность” )

- Правильно, ребята. Не случайно очень многие произведения Шопена звучат не только в первозданном виде, но и в современной интерпретации. Ежегодно в Варшаве проводится международный конкурс исполнителей фортепианной музыки им. Шопена.



VI. Динамическая пауза.

- Ребята, как вы считаете, слушание серьезной музыки – это труд или отдых?

( И труд, и отдых )

- Правильно, труд души, труд мысли. Мы внимательно слушали музыку, затрачивали много душевных сил, испытали разные чувства. А теперь давайте отдохнем и разучим веселую песню.



VII. Вокально – хоровая работа.

Разучивание песни М. Дунаевского “Лев и Брадобрей”. Слова появляются на интерактивной доске. Разучивание припева и исполнение песни.



VII. Рефлексия.

  1. Что вам понравилось сегодня на уроке?

  2. Какое впечатление произвела на вас музыка Шопена?

  3. Какие произведения мы сегодня слушали?

  4. Какое произведение хотелось бы услышать еще раз?

  5. Какие жанры вспомнили?

  6. Что нового узнали мы сегодня на уроке?

Вывод: мы сегодня в очередной раз прикоснулись к музыке Фридерика Шопена, такой недосягаемой и доступной, и вновь открыли ее для себя с новой стороны.

Домашнее задание:

Попробуйте найти среди знакомых вам музыкальных произведений, спетых или прослушанных ранее произведения, построенных в форме периода.

Я благодарю вас за сегодняшнюю очень интересную и кропотливую работу, за то чудесное творческое общение, которое царило на нашем уроке, ведь по словам известного музыковеда Бориса Асафьева: “ Музыка – прежде всего искусство человеческого общения”.
Приложение 1. Словарь эстетических эмоций:



ЭЛЕГАНТНО

тонко, изящно, хрупко,

галантно, пластично,

деликатно, грациозно

капризно


ШУТЛИВО

забавно, насмешливо,

затейливо, шаловливо,

пикантно, иронически



ПОЭТИЧНО

мечтательно, трепетно,

проникновенно, возвышенно,

задушевно, трогательно,

грустно, чутко, мягко,

полетно


СПОКОЙНО

мирно, безмятежно, светло,

добродушно, созерцательно,

наивно, непринужденно,

печально, задумчиво


ТАИНСТВЕННО

загадочно, интригующе,

вкрадчиво, мистически,

призрачно, затаенно




СТРАСТНО

горячо, порывисто, бурно,

запальчиво, пылко,

стремительно, нетерпеливо,

победно


ВЗВОЛНОВАННО

смятенно, обеспокоено,

лихорадочно, упруго


РАДОСТНО

весело, празднично, живо,

приподнято, задорно, игриво,

звонко


ВЛАСТНО

могущественно, твердо,

сурово, деспотично,

величественно,

повелительно


НЕЖНО

ласково, любовно, благородно,

мягко, трогательно, чисто,

доверчиво, приятно,

приветливо


ДЕРЗКО

вызывающе, бесцеремонно,

навязчиво, нескромно


РАЗДРАЖЕННО

вязко, грубо, сердито,

агрессивно, яростно,

деспотично, мрачно



ТОРЖЕСТВЕННО

триумфально,

гордо, уверенно, восторженно,

величественно, пышно,

величаво, открыто, ликующе


ЭНЕРГИЧНО

смело, решительно, гордо,

уверенно, мужественно,

маршеообразно, настойчиво






Донецк - 2009
скачать файл



Смотрите также:
Разработка урока музыки 7 класс Тема урока: "Музыкальные образы в творчестве Фридерика Шопена"
102.9kb.
Разработка урока музыки в 6 классе на тему «Преобразующая сила музыки»
69.18kb.
Конспект урока по музыке для 5 класса (30. 11. 2012г.) Тема урока: «Общность жанров инструментальной и вокальной музыки»
52.3kb.
Урок музыки в 3 классе по системе «Перспективная начальная школа»
22.39kb.
Класс: 4 класс Тема: Как человек использует свойства воздуха Цель
92.43kb.
Сычевой В. Н. Урок : литература Класс: 11 Тема урока : Тема Родины в творчестве Анны Ахматовой
185.04kb.
Разработка урока по технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ркмчп). Стратегия “Зигзаг”. Тема урока: Большие полушария головного мозга
60.14kb.
Урок по творчеству А. М. Горького. Тема урока записана на доске. Давайте запишем ее в рабочих тетрадях по литератур
48.5kb.
План конспект урока класс – 5 Предмет – социально-бытовая ориентировка раздел: «Питание» Тема урока: «Яйцо. Блюда из яиц»
121.04kb.
Предмет: алгебра Класс: 9 Тема урока: Формула суммы п-первых членов геометрической прогрессии. Тип урока
60.02kb.
План-конспект урока тема урока: «Измерение углов» фио : Бабич Ольга Александровна Место работы : мбоу лицей
98.51kb.
Разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа»
140.5kb.