takya.ru страница 1
скачать файл
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 88 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан



Разработка урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»

Составитель: учитель русского языка и литературы

Канзафарова ЗульфияРахматуллоевна

Уфа- 2013



Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»

Цели урока:

  1. Повторить, обобщить и систематизировать полученные ранее знания по теме «Односоставные предложения».

  2. Отработать умение определять их вид и отличать односоставное предложение от неполного.

  3. Отработать навыки нахождения односоставных предложений в составе сложного и умения постановки знаков препинания в сложном предложении.

Формирование умений:

  • находить односоставные предложенияпо их структурным признакам и обобщенному значению;

  • правильно расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из разнотипных простых.

Развивающие умения:

  • умение быть внимательным;

  • умение аргументировать свою точку зрения, доказывать ее;

  • развивать логическое мышление, речь.

Воспитательные цели:

  • воспитывать любовь и интерес к русскому языку и русской литературе;

  • воспитывать и развивать культуру общения.

Основные задачи:

  1. Обучающиеся должны научиться находить и опознавать данное языковое явление.

  2. Обучающиеся должны научиться отработать навыки анализа предложений в составе текста.

  3. Обучающиеся должны уметь правильно употреблять разные языковые конструкции в собственной устной и письменной речи.

Методические приемы:наблюдение и анализ, обобщение изученного, самостоятельная работа.

Средства обучения: 

  • компьютер

  • телевизор

Оборудование: презентация «Типы односоставных предложений», опорная таблица, материал для самостоятельной работы.

Технологии:ИКТ, сотрудничество учителя с обучающимися.

Формы работы: коллективная и индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

  3. Закрепление материала по теме «Односоставные предложения».

1.Учитель: Сегодня мы с вами повторим типы односоставных предложений, научимся определять их по структурным особенностям и значению и научимся находить их в составе сложного предложения, а также повторим пунктуацию сложного предложения, содержащего односоставные предложения.

Перед нами таблица.

Сколько типов односоставных предложений вам известно?(5) Назовите их.

На какие две большие группы их можно разбить?( С главным членом подлежащим и с главным членом сказуемым).

Что такое назывные предложения?(Односоставные предложения с главным членом-подлежащим, выраженным существительным). Примеры.

Что такое безличные предложения? (Односоставные предложения, в которых нет и не может быть подлежащего). Что сообщается в безличных предложениях? (Состояние природы, человека, животного)

Чем может быть выражено сказуемое в безличных предложениях?

(Безличным глаголом или личным глаголом в безличном значении, словом нет, категорией состояния, сочетанием категории состояния с инфинитивом, кратким страдательным причастием и инфинитивом) Примеры.

Что такое определенно-личные предложения? Чем выражено сказуемое в них? (формой 1-го или 2-го лица глаголов настоящего или будущего времени). Привести примеры.

Что такое неопределенно-личные предложения? Чем выражено сказуемое в них? ( Глаголом 3 лица множественного числа настоящего и будущего времени изъявительного и повелительного наклонения). Привести примеры.

Что такое обобщенно-личные предложения? Чем выражено сказуемое в них?(По форме они могут быть как определенно-личные или неопределенно - личные, но имеют обобщающий смысл.Чаще всего это пословицы и поговорки).

2. Карточка №1

Учитель раздает карточки, обучающиеся должны определить тип односоставного предложения и назвать, откуда взяты эти строки.



  1. Люблю березку русскую.

  2. Мойте руки перед едой!

  3. Будьте здоровы.

  4. Люблю дымок спаленной нивы.

  5. О чем в газетах пишут?

  6. В окно повеяло весною.

  7. Об этом писали в газетах.

  8. Чужим умом не проживешь.

  9. Как душно и уныло.

Ответы: 1, 2, 3, 4- определенно-личные предложения; 5, 7- неопределенно-личные; 6, 9- безличные.

3. Программированный диктант

Учитель читает предложения, обучающиеся пишут в тетрадях цифровое обозначение и определяют автора строк. (Один обучающийся работает у доски).



Программа: Карточка

1.Назывное.

2. Определенно-личное.

3. Неопределенно-личное.

4. Обобщенно-личное.

5. Безличное.

6. Двусоставное.

  1. Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.


  1. Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет,

Живи еще хоть четверть века-

Все будет так. Исхода нет.


  1. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.

  2. Дело мастера боится.

  3. По выучке мастера знают.

  4. Гвозди бы делать из этих людей-

Крепче бы не было в мире гвоздей…

  1. Водой солнца не погасить.

  2. Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.

  3. Закаляйся как сталь.

  4. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

  5. Береги честь смолоду.

  6. Не учись до старости, а учись до смерти.

Ответы: 1- 1(А. А. Фет)

2- 1(А. Блок)

3- 5(А. П. Чехов)

4 – 6 (Пословица)

5- 4 (Пословица)

6- СП: 5, 5 (Н. Тихонов)

7- 4 (Пословица)

8- СП: 2, 6

9- 2 (Слова песни)

10 – 5, 5 (Пословица)

11- 2 по форме, 4 – по содержанию (Эпиграф из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, взят из пословицы)

12- 2 по форме, 4- по содержанию (Пословица)



  1. Работа над пунктуацией сложного предложения, содержащего односоставное.

Вспомним, когда в сложном предложении не ставится запятая.

( Когда есть детерминант - общий второстепенный член, когда соединены два восклицательных, два побудительных, два назывных или два безличных предложения).

Объясним расстановку знаков препинания в предложениях. Определим типы односоставных предложений.


  1. Мороз и солнце; день чудесный! (А. С. Пушкин)

  2. Мороз, и не хочется выходить на улицу.

  3. Мороз, и все сидят дома.

  4. Мороз, и без шапки не выйдешь.



  1. Подведение итогов урока, выставление оценок.

  2. Домашнее задание (карточки с заданиями в формате В4 ЕГЭ)

  3. Рефлексия

Продолжите фразы: « Я вспомнил, что …

Я узнал, что …



Я понял, что…»

скачать файл



Смотрите также:
Разработка урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
51.84kb.
Конспект урока по русского языка в 2 классе «Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»
89.67kb.
Разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа»
140.5kb.
Конспект урока русского языка в 5 классе «Омонимы». Учитель русского языка и литературы Климанова Е. А. 2008-2009 уч год
65.5kb.
Урок русского языка в 3 классе Учитель начальных классов: Обрезкова Е. В. Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном
94.12kb.
Разработка урока по теме: «Животноводство» (урок окружающий мир в 3 классе) Учитель начальных классов
151.04kb.
Методическая разработка урока по теме: «Животноводство» (урок окружающий мир в 3 классе) Учитель начальных классов
151.04kb.
Урок литературы в 8 классе по теме «Цветы в литературе»
107.56kb.
Тематическое планирование уроков русского языка 7 класс а учитель
319.16kb.
Разработка урока геометрии в 10 классе по теме «Многогранники»
69.35kb.
Конспект урока русского языка во 2 классе
32.68kb.
Конкурс «Урок иностранного языка»
61.61kb.