takya.ru страница 1
скачать файл
Развитие двигательного воображения в формировании психологического здоровья дошкольников

Москвина Н.В.

Кандидат психологических наук,

доцент кафедры специальной

педагогики и психологии БелГУ

Чернышева И.П.

Инструктор по физической культуре

ДОУ № 30 г.Губкин

К сожалению, в последние годы наблюдается ухудшение здоровья детей. Помимо неблагоприятных климатических особенностей, на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, облучение (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка), а также социальная напряжённость в обществе и интенсификация процесса обучения.

Американский доктор Глен Доман говорит: « физический интеллект является первой и основной формой человеческого интеллекта», «высокоразвитый человеческий интеллект берёт своё начало в человеческих движениях». Следовательно, если ребёнок в дошкольном возрасте полюбит движения, то он через всю жизнь пронесёт потребность в них и обретёт здоровье, означающее не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.

Известно, что для маленьких детей характерны непроизвольность, невысокая осознанность поведения, эмоциональность, их познавательная деятельность имеет непосредственный, целостный и образный характер. Это соотносится с определёнными особенностями психического развития детей дошкольного возраста и основывается на том, что, по некоторым данным, созревание правого полушария головного мозга идет более быстрыми темпами, чем левого. Утверждается даже, что до 9-10 лет ребёнок является правополушарным существом. Это значит, что ключ к формированию воли и произвольного внимания – психологических функций, которые всегда выступали на передний план в физическом воспитании детей, следует искать в сфере двигательного воображения.

Исследования, которые были проведены в Институте дошкольного образования и семейного воспитания РАО, показывают также, что благодаря включению средств развития воображения в структуру оздоровительной работы её эффективность возрастает в несколько раз по сравнению с традиционной практикой.

Социальные перемены, происшедшие в нашем обществе в последнее время, создали предпосылки для широких экспериментов в формах, содержании и методах работы с детьми по физическому воспитанию и мы в своей работе решили найти вспомогательные средства, которые позволят создавать и корректировать настроение и поведение ребёнка, его отношение к движениям.

Поэтому, работая над проблемой создания устойчивого интереса детей к занятиям, мы стараемся отойти от традиционного подхода к их планированию, в частности, от такого типа физкультурных занятий, где отсутствует смех, радость и шутки, где воспитываются «маленькие оловянные солдатики». Исходя из интересов детей, выявляем условия для успешного проведения занятий, т.к. именно интерес служит главным мотивом, побуждающим детей заниматься, с обязательным учётом:

- индивидуально-психологических особенностей ребёнка;

- возрастных особенностей;

- группы здоровья.

Познание ребёнком техники движений начинаем с подражания образу. Это самый доступный способ восприятия любой двигательной деятельности, который создаёт положительное эмоциональное настроение и дает в процессе обучения большие успехи в освоении движений и желании детей выполнить упражнения.

Первое знакомство детей с вводимым образом и его творческое изменение протекает в пределах одного занятия, чтобы детям с самого начала увидеть целое раньше частей, что является ведущей функцией творческого воображения, главного психологического завоевания дошкольного возраста.

Знакомство с подражательными движениями ведём с раннего возраста в упрощённой форме с постепенным усложнением техники выполнения, эмоциональной передачи характерного образа (мимикой, движением всего туловища, темпом, характером передвижения и т.д.). При знакомстве с каким-либо подражательным движением ребёнку не только даётся точная техника движения, но и предлагается сделать так же. Это вызывает у детей интерес и желание подражать.

Приёмы подачи детям подражательных движений используем разные, это зависит от сложности движения и образа. Например, можно сначала назвать образ, а потом показать или показать подражательное движение и попросить детей угадать образ, а показ осуществлять с объяснением движения разных частей туловища.

В ходе постановки и решения различных двигательных проблем на занятиях мы также интенсивно формируем у дошкольников двигательное воображение, которое обеспечивает одушевление (и одухотворение) детских движений, что делает их, как показал крупнейший детский психолог А.В.Запорожец, по-настоящему управляемыми.

При назывании движения через образ дети подражают зверям, птицам, рыбам, людям разных профессий и т.д. Образно-подражательные движения развивают у них творческую двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д.

Например, технику ползания с опорой на ноги вперёд, а на руки сзади, за спиной, ребёнок не сразу понимает, а трудность в выполнении данного движения вызывает нежелание его продолжать. Но когда мы называем это упражнение «Паучок» и показываем движение, ребёнок преодолевает любое двигательное препятствие, потому что это для него уже игра.

В этом процессе дети сталкиваются с необходимостью решения специфических проблемно-двигательных задач, а в ходе их решения активно экспериментируют со способами построения собственных движений. И вот наш «паучок» уже ползает с подниманием и опусканием живота, прыгает на двух ногах и т.д. Эффективность подражательных движений заключается ещё и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т.д., что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

Развитие воображения является необходимым условием в нашем дошкольном учреждении и при построении и проведении оздоровительной работы с детьми. Так, имитируя позу кошечки, ребёнок естественно преображается в движении. Ему не надо объяснять, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие кошачьи черты. Они преломляются сквозь призму устного воображения, и вот уже малыш пластично выгибает спину, урчит, ползает на коленях. В этот момент включаются все биоактивные точки и зоны, расположенные на коленях, локтях, пальцах. Напряжение и расслабление мышц спины с изображением движений различных животных – медведя, слона, бабочки, зайчика и т.д., способствуют так же формированию и коррекции осанки и профилактики плоскостопия.

С помощью подражательных движений дети достигают высоких результатов, тем самым, удовлетворяя свой двигательный потенциал, раскрывая свои природные задатки, интересы, способности.

Простейшее движение, даже доведённое до автоматизма, в своих конкретных реализациях всегда неповторимо. Это значит, что движение не воспроизводится, а каждый раз строится заново. В этом заключается глубочайшее своеобразие живых, по выражению Н.А.Бернштейна, движений.

Беря за основу уникальность дошкольного возраста, мы стараемся создать условия, которые способствуют формированию у детей желания и потребность жить в мире движений. Ощущать радость, счастье, любовь, успех, получать удовольствие от занятий, научиться координировать свои движения, уметь владеть своим телом и легко манипулировать им в движении, создать атмосферу эмоционального комфорта, эмоциональной отзывчивости, раскрепощённости, самостоятельности и творческой активности.


Литература:

  1. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления.

Линка- пресс Москва 2000г.

  1. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно- воспитательном процессе.

«ИЛЕКСА» «Народное образование» «Сервис школа» Москва 2003г.

3. Динейка К.В. 10 Уроков психофизической тренировки

«Физкультура и спорт» Москва 1987г.

4. Москвин В.А., Москвина Н.В. Основы дифференциальной

нейропедагогики, Оренбург 2003г.

5. Кондратьева И. Как привить детям любовь к движениям

//Дошкольное воспитание – 1997-№10-с.22-24

6. Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт,



проблемы и стратегия развития //Дошкольное воспитание 1999-№3-

с.66-79
скачать файл



Смотрите также:
Развитие двигательного воображения в формировании психологического здоровья дошкольников Москвина Н. В. Кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Белгу чернышева И
56.93kb.
Школьный психолог: идея психолого-педагогического сопровождения М. Битянова
115.36kb.
Научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых
199.29kb.
Доцент кафедры педагогики и методики начального обучения дипкпк, кандидат биологических наук, отличник просвещения СССР
353.29kb.
Н. Г. Чернышевского выпускная квалификационная работа: методика написания и оформление Учебно-методическое пособие
479.62kb.
Учебная программа для специальности
165.68kb.
«Организация и содержание специальной психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья»
43.25kb.
По дисциплине «Специальная педагогика»
11.3kb.
Встреча участников Форума в вестибюле ст
65.83kb.
«История первобытного общества», «История средних веков», «История России до XX в
111.97kb.
Балабанов К. В., професор кафедри мв та зп, Булик М. В., доцент кафедри мв та зп, Гаврилова Н. В., кандидат історичних наук, доцент, Лисак В. Ф., кандидат історичних наук, доцент, Пахоменко С. П
106.88kb.
Программа вступительных испытаний
231.66kb.