takya.ru страница 1
скачать файл



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Центр образовательных услуг и консалтинга



ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ПРОГРАММЕ

«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ



В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

на тему:


Развитие координации движений баскетболистов 7-8 лет на этапе начальной подготовки.

ВЫПОЛНИЛа:

макарова М.А.

Тренер – преподователь по баскетболу.

МБОУДОД СДЮСШОР №2 «Красные Крылья»

ПРОВЕРИЛ:

ДОЦЕНТ, К.П.Н. КОНОВАЛОВА Л.А.

Тольятти, 2013


Оглавление

Актуальность…………………3


  1. Цель, задачи, особенности баскетбола как вида спорта…….5

  2. Характеристика и классификация координационных способностей

  3. Возрастные особенности детей 7 – 8 лет……………………… 7

  4. Особенности методики развития координационных способностей детей 7 – лет……………………………………..13

5 . Характеристика средств ОФП и СФП на этапе предварительной подготовки у юных баскетболистов……………………………18

Выводы.


Список литературы.

Актуальность. В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры. Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий, как в нападении, так и в защите. Баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи.

В соответствии с комплексной программой физического воспитания школьников баскетбол является одним из средств физического воспитания. Техника игры в баскетбол многообразна.

Данная тема выбрана и разработана не случайно, поскольку значимость способности к координации движений является важным в баскетболе и не только. Координация движений является первоосновой, фундаментом любой физической деятельности, связанной не только со спортом, но и вообще для общей жизнедеятельности человека. Всякое новое движение, всякий технический элемент строится на основе старых координационных связях, из знакомых человеку двигательных элементов. Поэтому способность быстро и точно выполнять новые движения во многом зависит от того, какой запас этих координационных связей уже имеется у человека. Соответственно возникает задача создания запаса различных двигательных действий с самого раннего возраста. Возраст 7-8 лет является благоприятным для развития координации. Поэтому задачи по воспитанию данной способности включены в учебные программы по баскетболу. Способность быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу состязаний в наибольшей мере требуется в баскетболе, поэтому здесь стремятся довести координационные способности, отвечающие специфике спортивной специализации, до максимально возможной степени совершенства. Но в самом начале, на этапе предварительной подготовки, стоит проблема по воспитанию общей (разносторонней) координации. Высокий общий уровень координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности. В этом смысле нашей задачей является поставить организм ребенка в условия нетрадиционные и нетипичные его повседневный физической деятельности, т.е. задача тренера изобрести универсальный комплекс определённых упражнений специфической направленности, способные развить у занимающихся и координацию движения и поставить это качество на принципиально новый уровень. В этом смысле тренер должен предусмотреть строго индивидуальный подход в выборе способов и методов воздействия для развития необходимого качества (координации движения). Тема выбора правильной методики, эффективного подбора средств является актуальной.

1. Цели и задачи, особенности БАСКЕТБОЛА как вида спорта.

Главная цель ранних занятий физической культурой и спортом – создать прочную основу для воспитания здорового, сильного и гармонично развитого молодого поколения.

Основные задачи начальной подготовки:

1. Укрепление здоровья и гармоническое развитие всех органов и систем организм занимающихся.

2. Формирование игрового типа мышления, приучение к игровым условиям.

3. Разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие двигательных качеств, имеющих важное значение в баскетболе (скорость, общая выносливость, гибкость, силовые способности).

4. обучения основам техники упражнений по баскетболу.

5. Развитие специфических качеств: быстроты, прыгучести, ловкости, умения взаимодействовать с командой.

6. Привитие интереса к занятиям баскетболом, воспитание дисциплинированности, ответственности, старательности и самостоятельности.

7. Участие в детских соревнованиях

Особенности баскетбола как вида спорта

Популярность баскетбола и широкое его применение в системе физического воспитания обуславливаются, прежде всего, экономической доступностью игры, высокой эмоциональностью, большим зрелищным эффектом, комплексным воздействием на организм и воспитание молодежи, а потому дальше по тексту я привожу наиболее характерные особенности баскетбола.

В основе баскетбола лежат естественные движения — бег, прыжки, броски, передачи. Им легко обучать детей, подростков и взрослых. Поэтому баскетбол входит в программу воспитания и обучения детей, начиная с детских садов, а игры с мячами — с двухлетнего возраста.

Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Эти особенности способствуют воспитанию настойчивости, решительности и целеустремленности.

Разнообразное чередование движений и действий, часто изменяющихся по интенсивности и продолжительности, оказывает общее комплексное воздействие на организм занимающихся. Занятия баскетболом способствуют развитию основных физических качеств. Формированию различных двигательных навыков и укреплению внутренних органов.

Игровая обстановка меняется очень быстро и создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают игроков постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой ситуации. Непрерывное наблюдение за процессом игры помогает развитие способностей к широкому распределению и концентрации внимания, к пространственной и временной ориентации.

Соревновательный характер игры, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывает у спортсменов проявление разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность. Высокий эмоциональный уровень способствует поддерживанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для воспитания у баскетболистов, умения управлять эмоциями, не терять контроля над своими действиями.

Каждый игрок на протяжении встречи, учитывая изменяющуюся игровую обстановку, не только самостоятельно определяет, какие действия ему необходимо выполнять, но и решает, когда и каким способом ему действовать. Это важно для воспитание у занимающихся творческой инициативы. В общем, не следует забывать о том, что из всех командных видов спорта баскетбол более других предрасположен к тому, чтобы выставлять на показ индивидуальные способности и дриблинг, а также, порою, в одиночку решать исход того или иного матча.

Правила игры предусматривают этичность поведения спортсменов по отношению к противникам и судьям. Персональные и технические наказания служат средством для регуляции взаимоотношений между участниками соревнований.

Эта особенность имеет наибольшее значение для воспитания дружбы и товарищества, и вырабатыванию привычки подчинять свои действия интересам команды.

2. Характеристика и классификация координационных способностей

Понятием координационные способности начали пользоваться для конкретизации представлений о двигательном качестве ловкость. Известный физиолог Н.А. Бернштейн указывал, что ловкость не заключается в самих по себе движениях, а определяется исключительно по степени соответствия их с окружающей обстановкой, по степени успешности реализуемой ими двигательной задачи. В.И. Филиппович, под ловкостью понимал, во-первых, способность быстро овладевать новыми двигательными действиями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, способность "к моторной адаптации", проявляемой в относительно стандартных и вариативных (вероятных и неожиданных), быстроизменяющихся ситуациях. В настоящее время термины "ловкость" и "координационные способности" не отождествляют, но до сих пор нет единой точки зрения по вопросу отношения этих двух понятий. Некоторые специалисты считают, что ловкость является совокупностью координационных способностей. По мнению В.И. Ляха не всякую координационную способность можно рассматривать как проявление ловкости, в то же время ловкость - это всегда одна или несколько координационных способностей, представленных в двигательных действиях совокупностью (системой) своих свойств. Следующая группа авторов придерживается противоположных взглядов на соотношение понятий координационных способностей и ловкости. В частности, Е.П. Ильин отмечает, что ловкость - частная характеристика координированности, а не координированность входит в ловкость. Немецкие специалисты также определяют ловкость как подсистему всего комплекса координационных способностей, в свою очередь, объединяющих несколько координационных способностей.

Первичный смысл понятия координационные способности может быть раскрыт с помощью латинского слово coordinatio, что означает согласование, соподчинение, приведение в соответствие. В понятийном словаре по теории физической культуры и спорта дано следующее определение координационных способностей. "Координационные способности - вид физических способностей, базирующихся на психофизиологических и морфологических особенностях организма и содействующих слаженному выполнению двигательных действий".

Координационные способности (КС) представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие.

В.И. Лях считает, что координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Это определение соответствует пониманию природы координации и ловкости, имеющемуся в трудах Н.А. Бернштейна и согласуется с содержанием, обычно вкладываемым в определения, данные ™ другими авторами. По мнению Ю.В. Верхошанского, координация – это способность к упорядочению внутренних и внешних сил, возникающих при решении двигательной задачи для достижения требуемого рабочего эффекта при полноценном использовании моторного потенциала человека. И. И. Сулейманов под координационными способностями понимает способность к согласованию определенных действий в процессе управления деятельностью соответственно поставленной цели. Однако, В.И. Лях отмечает, что эти определения являются слишком общими и указывает на четыре свойства, дающие координационным способностям определенность (правильность, быстрота, рациональность, находчивость).

Правильность выполнения двигательных действий имеет две стороны: качественную, названную Н.А. Бернштейном адекватностью, которая заключается в приведении движения к намеченной цели, и количественную точность движений.

Во всех случаях речь идет о целевой точности, непосредственно связанной с успешным решением двигательной задачи. Точность является синонимом меткости. Следует различать точность воспроизведения, дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движения, точность реакции на движущийся объект, условную точность или меткость.

Быстрота выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношении двигательных действий в условиях дефицита времени, быстроты достижения заданного уровня, точности или экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях.

Рациональность двигательных действий имеет качественную и количественную стороны. Качественная сторона рациональности целесообразность движений, количественная - их экономичность.

Находчивость складывается из устойчивости к непредвиденным, сбивающим воздействиям, отрицательно влияющим на двигательный навык, на его отдельные компоненты и детали, и из инициативности, проявляющейся в поиске вариантов решения двигательной задачи.

Стабильность - это обобщенная количественная характеристика выполнения двигательного действия с относительно малым диапазоном отклонений. Различают стабильность результата и стабильность выполнения отдельных характеристик движения.

Свойства, включенные в развернутое определение координационных способностей, выступают как существенные и в то же время необходимые и достаточные. Они могут проявляться самостоятельно (например, координационные способности можно оценивать только по показателям точности или быстроты выполнения сложного в координационном отношении двигательного действия), но чаще всего сообща (75). Установлено, что каждое из свойств не является простым и однозначным признаком, определяющим эти способности, наоборот, каждое из них является сложным и многозначным.

Говоря о критериях оценки координационных способностей, следует иметь в виду, что одни из них характеризуют явные (абсолютные), а другие - латентные или скрытные (относительные, парциальные) показатели координационных способностей. Абсолютные показатели характеризуют уровень развития координационных способностей без учета скоростных, силовых, скоростно-силовых возможностей данного индивида. Относительные или парциальные показатели позволяют судить о проявлении координационных способностей с учетом этих возможностей.

Координационные способности представляют собой очень сложное образование (систему), имеющее несколько уровней, а отсюда большое разнообразие своих разновидностей, играющих различную роль в общем процессе координации целостной деятельности человека.

3. Возрастные особенности детей 7 – 8 лет.

Возраст 7 лет является концом периода первого детства, который определяется в педиатрии с 4 до 7 лет. В этом периоде интенсивно развиваются все физиологические системы организма ребенка (сердечнососудистая, дыхательная, опорно-двигательный аппарат, эндокринные железы), происходит качественное и функциональное совершенствование головного мозга. После некоторого замедления роста на 4-м и 5-м году жизни, прибавка в росте на 6-м и 7-м году значительно возрастает, это период первого вытягивания, связанный с функциональными изменениями в эндокринной системе (в частности с усилением функции гипофиза). По данным медицинской статистики рост детей составляет в 6 лет – 111-120 см, в 7 лет - 118-129 см. Масса тела к 6-7 годам становится равной удвоенной массе тела годовалого ребенка. В среднем он составляет в 6 лет 19,0-24,1 кг, в 7 лет - 21,5-27,9 кг.

С ростом ребенка изменяются пропорции тела, увеличивается масса скелетных мышц больше, чем масса других органов. У новорожденных масса скелетных мышц составляет 23% от массы тела, в 8 лет - 27%, в 18 лет - 44%. К 6-7 годам хорошо развиты крупные мышцы тела, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук.

К концу периода первого детства увеличивается рост костной ткани при поперечном росте костей, происходят процессы окостенения в тканях эпифизов трубчатых костей ж позвоночного столба, четко проявляются грудной и поясничный изгибы позвоночника, однако позвоночный столб ребенка остается весьма чувствительным к деформирующим воздействиям (неправильное положение тела, долгое стояние, чрезмерные нагрузки). Не следует забывать, что даже правильная поза, если она сохраняется длительное время, может послужить причиной нарушения осанки.

Наиболее выраженная возрастная динамика происходит в нервной системе, прежде всего в головном мозге. Вес мозга к 6 годам составляет 90% веса мозга взрослого человека. Наиболее сложные лобные области созревают окончательно в 6-7 летнем возрасте. По своим функциональным характеристикам головной мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению значительного объема информации. В период первого девства (4-7 лет) возрастает сила и подвижность нервных процессов, дети способны сосредотачивать внимание в течение 15-20 минут. В связи с возрастанием роли второй сигнальной системы, вербальное мышление оказывает все большее влияние на реакции первой сигнальной системы.

После 5 лет возможно словесное внушение, к 6-7 голам дети различают общие и групповые признаки, развивается понятийный аппарат, появляется абстрактное мышление, управляющее поведенческими реакциями.7 -8 лет является наиболее благоприятным возрастом для воспитания двигательной координации. В 7 лет дети могут выполнять упражнения уверенно и технично, способны дифференцировать свои мышечные усилия, поэтому могут выполнять движения с различной амплитудой, им доступны элементы планирования и самоконтроля.

Относительно небольшие размеры сердца и легких, тонкие стенки левого желудочка в определенной степени компенсируются коротким кругом кровообращения, широкими сосудами, высокой капилляризацией тканей. До 5-летнего возраста, происходит главным образом концентрический рост сердца, а после 5 лет возрастает емкость полостей, усиливается влияние блуждающего нерва, несколько снижается интенсивность обмена веществ и замедляется ЧСС со 100 уд/мин в 5-летнем возрасте до 85-75 уд/мин в 7 лет. Минутный объём крови достигает почти 2 литра.

Рост сосудов продолжается, но этот процесс отстает от роста сердца, что вызывает повышение артериального давления. В 6 лет систолическое давление составляет 90-110 мм. рт. ст., а диастолическое - 55-66 мм. рт. ст.

Количество альвеол в легких к 7-8 годам достигает уровня взрослого человека, растёт объём и масса легких. ЖЕЛ в 7 лет возрастает до 1600 мл, частота дыхания - до 25 в минуту; дыхательный объём легких 176 мл, соответственно минутный объём дыхания - 3500 мл. Наряду с этими показателями важно отметить, что возраст 6 лет является одним из существенных переломных моментов становления аэробной работоспособности. Относительное потребление кислорода в период 6-7 лет составляет 151 мл/кг/мин. Исходя, из этого можно сказать, что в 6-8 летнем возрасте можно тренировать выносливость в режиме умеренной интенсивности.

Кровь как внутренняя среда на фоне незавершенной зрелости важнейших систем организма, играет ключевую роль в адаптации детей к условиям среды. Изменяется лейкоцитарная формула. Система крови тесно связана с иммунитетом. Иммунологический аппарат наиболее интенсивно развивается от 2 до 10 лет. Адекватные физические нагрузки благоприятно сказываются на системе иммунитета. Избыточный анаболизм, лежащий в основе роста и развития организма, определяется главным образом объёмом двигательной активности. Благодаря деятельности мышц, повышаются функциональные возможности центральной нервной системы, самих скелетных мышц, других органов и систем, стимулируются процессы роста.


4. Особенности методики развития координационных способностей, детей 7-8 лет.

В общем виде под КС понимаются возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательного действия. Координационные способности включают в себя: ориентацию в пространстве; точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;

КС делятся на общие, специальные и специфические виды. К важнейшим специфически проявляющимся КС в предметно-практической и спортивной деятельности человека относятся: способности, основанные на проприорецептивной чувствительности (мышечном чувстве); способности к ориентированию в пространстве; способность сохранять равновесие; чувство ритма; способность к перестроению двигательных действий; статокинетическая устойчивость; способность к произвольному мышечному расслаблению. Развивать ловкость следует с 6-8 лет и работать над этим качеством постоянно, вводя в тренировочный процесс все новые, более сложные упражнения.

Способность к ориентированию в пространстве.

Под этой способностью понимается умение точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении. Эту способность человек проявляет в соответствующих условиях какой-либо деятельности (на гимнастической площадке, на площадке для игры в волейбол, теннис, баскетбол и др.). Из этого следует, что способность к ориентированию в пространстве специфично проявляется в каждом виде спорта.

Ее проявление и развитие в значительной мере зависят от быстроты восприятия и оценки пространственных условий действия, которая достигается на основе комплексного взаимодействия анализаторов (среди них ведущая роль принадлежит зрительному).

Основным методологическим подходом, специально направленным на совершенствование этой способности, является системное выполнение заданий, содержащих последовательно возрастающие требования к быстроте и точности ориентирования в пространстве.

Способность сохранять равновесие.

Освоение техники баскетбола в значительной мере зависит от деятельности вестибулярного анализатора. Наряду с двигательными и зрительными анализаторами он обеспечивает ориентировку в пространстве, влияет на уровень двигательной координации и качество равновесия.

Баскетболисты, у которых не достаточно развит вестибулярный анализатор, обычно с трудом осваивают программный материал, они испытывают затруднения в усвоении технических движений и сохранении равновесия.

Способность сохранять устойчивость позы (равновесие) в тех, либо иных положениях тела или по ходу выполнения движений имеет жизненно необходимое значение, так как выполнение даже относительно простых движений требует достаточно высокого уровня развития органов равновесия.

В баскетболе большое значение имеет динамическое равновесие. Очень важно передвигаться по площадке быстро, экономично.

Улучшение статической и динамической устойчивости происходит на основе освоения двигательных навыков, а также в процессе систематического применения обще- и специально подготовительных упражнений.
Элементы равновесия являются составной частью почти всех движений: циклических, ациклических, метательных, акробатических, спортивно-игровых и т.д.

Способности, основанные на проприорецептивной чувствительности.

Исследования В.И. Лях показали, что способности, основанные на проприорецептивной чувствительности (мышечном чувстве - по И.М. Сеченову), достаточно специфичны. Это способности к воспроизведению,

оценке, отмериванию, дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения.

Объяснить наличие довольно широкого спектра так называемых простых способностей можно тем, что управление движениями по различным параметрам осуществляется с помощью различных проприорецепторов.

Способности к воспроизведению, оценке, отмериванию, дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров основаны преимущественно на точности и тонкости двигательных ощущений и восприятии. Которые выступают нередко в сочетании со зрительными и слуховыми способностями; при малом моторном опыте ощущения и восприятия детей еще слишком грубы, не точны, плохо осознаваемы ошибки в воспроизведении, оценке или дифференцировании пространственных, временных, пространственно-временных и силовых признаков движения. По мере приобретения опыта ощущения и восприятия параметров выполняемых движений становятся более точными, отчетливыми и ясными.

В каждом виде физических упражнений мышечно-двигательные ощущения и восприятия носят специфический характер.

Это зависти от своеобразия координации движений, условий окружающей среды, используемых снарядов. Специализированные восприятия в спортивной деятельности иначе называют чувствами. Наиболее известные чувства: дистанции - у фехтовальщиков и боксеров; мяча – у баскетболистов; воды - у пловцов; времени - у бегунов, велосипедистов, лыжников и т.д.

Из этого следует, что способности к воспроизведению, дифференцированию, отмериванию и оценке пространственных, временных и силовых параметров движении, действий или деятельности в целом, основанные на точности и тонкости, специализированных восприятий ("чувств"), весьма разнообразны, носят специфический характер и развиваются в зависимости от особенностей определенного вида спорта.

Вместе с тем данные способности изолированно встречаются крайне редко.


К тому же они находятся в определенных связях с другими специальными и специфическими КС, а также с физическими и психологическими особенностями.

Эти связи обусловлены тем, что в двигательной деятельности координация движений выступает как целостный психомоторный процесс, в котором в единстве и тесном переплетении представлены различные ее компоненты: интеллектуальные (программирующие и смысловые), сенсорные, сенсомоторные и моторные (исполнительские, физические).

Способность точно воспроизводить, оценивать, отмеривать и дифференцировать параметры движений развивается, прежде всего, при систематическом применении обще- и специально-подготовительных координационных упражнений, методов и методических приемов развития специальных КС. Для повышения эффективности педагогического воздействия используют методологические подходы, направленные на совершенствование этих способностей. Методы развития КС основаны на системном выполнении заданий, предъявляющих повышенные требования к точности выполнения двигательных действий или отдельных движений. Различают аналитические задания. Избирательные - на точность воспроизведения, оценки, отмеривания и дифференцирования преимущественно одного какого-либо параметра движения
(пространственного, временного или силового) и систематические - на точность управления двигательными действиями в целом. Понятно, что такое разделение условно, ибо точность воспроизведения, оценки и т.п., скажем, пространственного параметра изолированно от точности воспроизведения, оценки и т.п. временного или силового признака движения не встречается.

В реальном процессе управления и регулирования движением эти виды точности всегда выступают в органическом единстве. Поэтому, хотя и возможно преимущественное дифференцированное воздействие на улучшение точности одного какого-либо параметра движения, обязательной является установка на достижение точности выполнения двигательного действия в целом. При осуществлении целенаправленного развития и совершенствования КС, юные спортсмены значительно быстрее и рациональнее овладевают различными двигательными действиями; на более высоком качественном уровне усваивают новое и легче перестраивают старые тренировочные программы; быстрее продвигаются к высотам спортивного мастерства и дольше остаются в большом спорте; успешнее совершенствуют спортивную технику и тактику; легче справляются с заданиями, требующими высокого уровня психофизиологических функций в сенсомоторной и интеллектуальной сферах; приобретают умение рационально и экономно расходовать свои энергетические ресурсы; постоянно пополняют свой двигательный опыт; испытывают радость и удовольствие от постоянного овладения новыми и разнообразными видами физических упражнений.


5. Характеристика средств на этапе предварительной подготовки у юных баскетболистов.

Успешное осуществление всестороннего физического воспитания юных баскетболистов во многом зависит от тренировочных занятий, определения их структуры, умелого подбора средств и методов физической подготовки на протяжении ряда лет в годичном цикле.

Полноценная физическая подготовка включает общую и специальную подготовку, между которыми, существует тесная связь. Это разделение позволяет лучше построить педагогический процесс, используя различные средства и методы.

Специальная физическая подготовка непосредственно направлена на развитие физических качеств, специфичных для данного вида спорта.

Средствами специальной физической подготовки являются: 1) соревновательные упражнения, т.е. целостные действия, которые выполняются с соблюдением всех требований, установленных для соревнований; 2) специальные подготовительные упражнения, непосредственно направленные на развитие физических качеств. Это упражнения, направленные на развитие мышечных групп, несущих основную нагрузку при выполнении целостного действия.

Общая физическая подготовка направлена, прежде всего, на общее физическое развитие баскетболистов, т.е. развитие физических качеств, которые хотя и не являются специфичными для данного вида спорта, но необходимы с точки зрения всестороннего повышения функциональных возможностей организма.

Общая физическая подготовка обогащает спортсмена самыми разнообразными навыками. Несмотря на различное конкретное проявления физических качеств, все они имеют общие закономерности развития, на основе которых проявляются в том или ином виде спорта.

Общая физическая подготовка направлена на общее гармоническое развитие всего организма, развитие всей его мускулатуры, укрепление органов и систем организма и повышение его функциональных возможностей, улучшение способностей к координации движений, увеличение быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, исправление недостатков телосложении и осанки у юных спортсменов.

Конкретный выбор средств зависит от склонностей занимающихся, существующих традиций спортивного коллектива и имеющихся возможностей.

Для юных баскетболистов средствами общей физической подготовки будут строевые, гимнастические, акробатические и легкоатлетические упражнения.

Значительное место в программе их занятий должно быть отведено подвижным и спортивным играм, плаванию и прыжкам в воду.

Общая и специальная физическая подготовка должна быть представлена во всех видах годичного цикла - подготовительном, соревновательном (основном) и переходном, но соотношение и задачи меняются.

Впервые годы обучения необходимо большое внимание уделять общей физической подготовке, т.к. она способствует разностороннему развитию и повышению функциональных возможностей организма юных спортсменов. Общая физическая подготовка должна осуществляться на протяжении всего года, изменяясь в объеме в зависимости от периода подготовки. Авторы программ подчеркивают, что одним из важнейших условий в занятиях с юными баскетболистами является сочетание специальной и общей физической подготовки, т.к. только при этом условии можно достичь высоких спортивных результатов.

Л.П.Матвеев предлагает воспитание двигательно-координационных способностей, по двум основным линиям:

Первая линия реализуется непосредственно в процессе разучивания новых двигательных действий, путём последовательного решения новых двигательных задач, вытекающих из необходимости согласования движений и преодоления помех, которые возникают на начальных этапах формирования двигательных умений.

Вторая линия в методике воспитания двигательно – координационных способностей характеризуется введением фактора необычности при выполнении действий, предъявляющего дополнительные требования к координации движений.

Координационные способности в баскетболе проявляются в способности спортсменов выполнять упражнения свободно, точно и экономично.

КС тесно связаны с развитием силы, быстроты и выносливости.

В процессе технической подготовки баскетболистам необходимо не только овладеть координацией движений, но и научиться сохранять её в различных изменяющихся условиях, что имеет большое значение в их спортивной деятельности и игровой деятельности.

Координация немыслима без развития суставной и мышечной чувствительности, способствующей образованию тонкой двигательной дифференцировки.

Поэтому основной задачей тренировки детей 7-8 лет – формирование возможно большего количества простейших двигательных навыков, разучивание и чистое выполнение как можно большего числа простых упражнений. Подбор средств развития КС должен быть подчинен

движения нужно постоянно усложнять, т.е. менять условия выполнения упражнений, исходные положения, опору. Для развития координации движений использовали общие и специальные упражнения.

Общие упражнения для развития координации:

- элементы акробатики (кувырки, перевороты, прыжки на батуте, стойки на руках, на голове, на лопатках и т.д.)

- спортивные игры (футбол, гандбол)

- гимнастические упражнения (ходьба по бревну, опорные прыжки)

- подвижные игры

Специальные упражнения для развития координации:

- выполнение технических действий в непривычных условиях: смена направления, выполнение работы с мячом не привычной рукой (ведение, броски мяча левой рукой), работа на технику с несколькими предметами одновременно, преодоление препятствий.

- подвижные игры, эстафеты с элементами баскетбола

- спортивные игры с элементами баскетбола

- выполнение упражнений на технику баскетбола вместе акробатическими и легкоатлетическими упражнениями.

- выполнение упражнений в медленном, быстром темпе

В качестве развития КС использовался соревновательный метод.

Выводы.

Анализ литературных источников и имеющихся данных по теме дипломной работы показал – на этапе предварительной подготовки одним из важных условий в занятиях с юными баскетболистами является сочетание общей и специальной физической подготовки, компонентами которой является и координация движений. В баскетболе большое внимание уделяется развитию координации, т.к. это качество имеет большое значение в освоении техники баскетбола. При осуществлении целенаправленного развития и совершенствования координационных способностей юные спортсмены значительно быстрее и рационально овладевают различными двигательными действиями.



Список литературы:

  1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина, и др.: учеб. для студентов факультета физ. культуры – М.: Просвещение, 1990. – 287с.

  2. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры / Под. ред. Ю.М.Портнова. - М.: Физкультура и Спорт, 1997.-480с.

3. Лях В.И. Координационные способности школьников//теория и практика физической культуры. №1, 2000. – 24 с.

4. Лях В.И. Совершенствование специфических координационных способностей//Физическая культура в школе, №2, 2001. - с. 7-14.



5. Матвеев Л.П. Теория методика физической культуры. Учеб. для ин-ов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. – 549 с.


скачать файл



Смотрите также:
Развитие координации движений баскетболистов 7-8 лет на этапе начальной подготовки
235.83kb.
Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики
56.78kb.
Русский язык
47.78kb.
Координациометр – пособие для измерения координации
16.93kb.
Какие занятия полезны для ребёнка в период подготовки его к школе? 1 Развитие мелких мышц руки
8.09kb.
Данную программу характеризует взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала
370.65kb.
Данная программа разработана для тестирования физических навыков баскетболистов различных возрастов
138.95kb.
Психологическая готовность к школьному обучению Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
68.63kb.
Романова С. С
179.14kb.
Развитие мелкой моторики пальцев рук
33.97kb.
Задача на этапе обеспечить овладение учащимися методами и средствами решение задач с помощью информационных технологий
97.26kb.
Секция концепции графической подготовки студентов высшей школы в современных
660.04kb.