takya.ru страница 1
скачать файл
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №16 «Родничок»

«Развитие математических способностей и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста»

(доклад из опыта работы)

Воспитатель: Романова Т.А.

Моршанск 2011

Обучению детей началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано рядом причин: обилием информации, получаемой ребёнком, повышенным вниманием к компьютеризации, желании сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются, принимать самостоятельные решения. Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у ребенка потребность испытывать интерес к самому процессу познания, преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений, к достижению поставленной цели.

Я работаю по программе Е. В. Колесниковой: «Математические ступеньки».

Задания сгруппированы по следующим разделам:



  1. Количество и счет

  2. Геометрические фигуры

  3. Величина

  4. Ориентировка во времени

  5. Ориентировка в пространстве

  6. Логические задачи

Задачи раздела «Количество и счет» - развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 20, упражнять в составлении и решении простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

Для реализации поставленной цели использую следующие игры:

- «Назови следующее, предыдущее число»;

- «Назови соседей числа»;

- «Назови больше на 1,меньше на 1»;

- «Вверх, вниз по числовой»;

- «Составь и реши задачу».

Данные игры помогают совершенствовать навыки, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.

В разделе «Геометрические фигуры» закрепляю представления о многоугольниках, их свойствах, развиваю умения классифицировать геометрические фигуры по определенным признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

В работе использую игры, помогающие реализовать задачи раздела:

- «Назови предметы заданной формы»;

- «Что общего и чем отличаются фигуры»;

- «Найди предметы такой же формы»;

- «Подбери предметы по цвету, размеру и форме»;

- «Найти лишнюю фигуру»;

- «Конструктор»;

- «Почини одеяло»;

- «Танграм».

Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знания ребенка о геометрических фигурах, их свойствах, вызывает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.

Следующий раздел- «Определение величины». Задачи раздела - развивать умение сравнивать массу, объем, количество жидких, сыпучих и твердых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы. В работе по данному разделу использую игры-эксперименты:

- «В каком сосуде больше воды?»;

- «Что легче, что тяжелее?»;

-«Что тонет, что плавает»;

-«Подбери шарфик для кукол»;

-«Короче -длиннее»;

-«Подбери мебель для трех медведей».

В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путем сравнивать массу, объем, количество жидких, сыпучих и твердых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы. Игры развивают память, внимание, глазомер, совершенствуют мыслительную активность.

В разделе «Ориентировка во времени» развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлюсь с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяц года. В работе использую следующие дидактические игры:

- «Вчера, сегодня, завтра»;

- «Дни недели»;

- «Мой режим дня по часам»;

- «Определи время по часам»;

- «Когда это бывает?»;

- «Что перепутал художник?».

Используемые игры способствуют развитию ориентировки детей во времени: последовательность дней недели, частей суток, месяцев времен года; совершенствую представление детей о режиме дня, развиваю чувство времени, умение определять время по часам.

Особенно выделяю логические задачи. Они развивают у детей приемы мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Использую пособие («Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Монгольская игра», головоломки, кроссворды, задачи в стихах).

Эти игры развивают у детей самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.

Организуя занятия на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание у детей заниматься математикой.

На протяжении многих лет веду кружок «Юные математики». Эта работа дает возможность развивать познавательную активность и интерес к математике, развивать логическое мышление.



По результатам диагностики, проводимой в начале учебного года, выбираю тех детей, у которых обнаружились проблемы по основным разделам математического развития, и занимаюсь с ними кружковой работой. Кружок проводится один раз в неделю (25-30 минут). Особенности этой работы заключаются в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. У детей формируется важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок, дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
скачать файл



Смотрите также:
«Развитие математических способностей и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста»
50.65kb.
Программа формирования гражданской принадлежности и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста «Семейный очаг»
359.79kb.
Кружок «Игры каждый день». Цель
14.39kb.
Литературная гостиная
149.49kb.
Психологическая готовность к школьному обучению Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
68.63kb.
Детей старшего дошкольного возраста и младшего школьника
12.29kb.
Проект «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с условиями развития цветущих растений»
28.99kb.
Основные линии и пути совершенствования эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
58.73kb.
Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста на занятиях математики
440.64kb.
«Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту»
75.93kb.
Мбдоу марининский детский сад «Золотой ключик»
28.24kb.
Цель программы: саморазвитие и развитие качеств личности ребенка в процессе освоения мира через его собственную предметно-творческую деятельность, обеспечивающих социальную адаптацию ребенка
12.12kb.