takya.ru   страница 1страница 2страница 3
скачать файл


Занятие 7

Тема «Зимующие птицы»

Цели:

Расширять пассивный и активный словарь детей;

Закреплять знания об отличительных признаках птиц( способ передвижения, оперение, окраска оперения);

Упражнять в сравнении птиц воробей – синица; снегирь – синица;

Тренировать в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

Прививать любовь к обитателям наших лесов.



Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением птиц- ворона, галка, сорока, воробей, дятел, снегирь, синица).

Раздаточный материал: пары картинок: синица- снегирь, воробей- синица; сорока – ворона; галка – ворона.

Ход занятия



Оргмомент

Педагог предлагает прослушать загадки и отгадать их.

Т.Ильюшина

Утром выглянем в оконце.

Серо, сыро. Где же солнце?

У деревьев ветки голы,

А одеты сосны, ёлки.

Что за время наступило,

Тихо стало и уныло.

И не слышно птичьих песен,

Мир без них неинтересен.

Всё же выйдем погулять,

Оглядеться, поиграть,

Вместе по лесу походим.

Что там есть сейчас в природе?



Игра «Прогулка в лес»

Педагог предлагает детям представить, что они оделись и отправились в осенний (зимний) лес.



  • игра «Закончи в рифму, отгадай» Т.Ильюшина

Педагог предлагает детям послушать стихотворные загадки, и отгадав их, закончить словом в рифму.

В ноябре приходим в лес,

Здравствуй, грусть, подруга! Дети обыгрывают ситуацию – ходят по лесу, по Грязь ли, снег ли на земле – снегу и грязи.

Не слыхать ни звука. Слушают звуки леса, всматриваются в окружающую Хорошенько присмотрись, природу.

Тишину послушай,

И заметишь – всюду жизнь,

Навостри лишь уши.

Слышишь этот странный звук

На стволе деревьев?

Что за птица: Тук-тук-тук

Молоточком мелет?

Что он хочет от сосны?

Что он ей – приятель?

Червячков и гусениц

Добывает …

(дятел)

Производит тонкий свист

Жёлтенькая птица…

Кепка чёрная и хвост.

Это же …

(синица)

как красив его наряд:

Огненная грудка,

Хвост черны и голова,

Да и сам он крупный.

Как бубенчик он гремит,

На мороз летит к домам.

Ты запомни и пойми –

Это посвист …



(снегиря)

Крылья, голова и хвост

У неё черны, как ночь.

Нет белее её бока.

Это шумная …

(сорока)

Серая и крупная,

Самая разумная.

В серых перьях все сезоны

Громко каркает …



(ворона)

Серый, крылья рябеньки,

Быстрый, хоть и маленький.

Хочет он везде поспеть,

«Чик-чирик» - наш …

(воробей)



  • Игра «За и против»

Педагог предлагает различные ситуации и поведение людей в лесу, на природе, дети слушают, думают и соглашаются или не соглашаются с подобным поведением. Объясняют свой выбор позиции.

  • Бери в лес собаку. Ведь тоже полезен свежий воздух.

  • Не забывай взять из дома спички, чтобы разжечь костёр в лесу.

  • Возьми с собой в лес топор, перочинный ножик, чтобы было чем срубить деревце, вырезать своё имя на стволах.

  • Не бросай мусор в речки, озёра, болота.

  • Привози мешки с мусором и оставляй в лесу и на обочине дорог.

  • Насыпай корм для птиц в кормушки.

  • Не забывай расчищать от снега кормушки каждое утро.

  • Не разрушай гнёзда птиц, даже если они уже пусты.

  • Не разжигай и не оставляй в лесу костров.

«Игры внимания»

педагог предлагает названия зимующих птиц мужского рода, а дети должны назвать тех же птиц женского рода (ПАПА – МАМА).

Он воробей – она воробьиха,

Он сорока – она - …

Он дятел – она - …

Он снегирь – она - …

Он ворон – она - ворониха…

Не ворониха, а ворона,

Знайте это все отныне.



  • Игра «Посели птицу»

Цель: учить детей обобщать предметы, развивать память, мышление, развивать словарь.

  1. Игра «Посели каждого в свой домик».

Демонстрационный материал: две большие картины с изображением леса зимой и тёплых краёв(лето)

Раздаточный материал: картинки с изображением зимующих и перелётных птиц.



Педагог предлагает детям поселить каждую птицу в свой «Домик» (страну).


Зимующие

птицы


Перелётные

птицы



Игра « кормушка» Т.Ильюшина

На деревья мы повесим

Новые кормушки,

Зёрна, семечки насыплем,

И от хлеба крошки.

Чтобы в снег и холода,

Сытыми все были.

Легче, может быть, тогда

Зиму пережили.

Педагог приносит настоящую кормушку на занятия. Дети её рассматривают, узнают название и назначение. Детям раздаются зёрна, семечки, хлебные крошки. Кормушка укрепляется так, чтобы дети могли дотянуться до неё руками. По команде педагога: «Пойдём, покормим птиц.» Дети по одному подходят к кормушке и сыплют корм, говоря: «Я насыпал(а) птицам – зерно, (семечки, крошки).


  • Игра «Думаем и отвечаем»

Педагог предлагает детям прослушать (можно с сопровождением предметных картинок) различные ситуации. Дети должны услышать, понять и ответить на поставленный вопрос.

Снегирь подлетел к дому. Что позади?

Дятел перелетел с куста на дерево. Что ниже?

Сорока полетела за воробьём. Кто впереди?

Ворона крупнее галки. Кто мельче?

Птицам нужно зерно. Кто голодный?

Сороку клюнула галка. Кто клевался?

Игра «Когда это бывает?»

Цель: закреплять правильное употребление наречий с временными значениями.



Оборудование: предметные и сюжетные картинки на все времена года.

Описание игры: Педагог показывает картинку и спрашивает: Когда прилетают птицы? Когда птицы вьют гнёзда? Когда птицы собираются в стаи? Когда и какие птицы не улетают в тёплые страны?



Игра «Назови ласково»

Воробей – воробушек. Дятел - …

Галка - … Сорока - …

Ворона - … Снегирь - …

Синица - … Голубь - …

Игра «Сравни с собой и другими»

Педагог предлагает детям вспомнить и сравнить знакомых животных и человека с птицами, определяя отличия.

У человека руки, а у птиц – крылья.

У человека нос, у а птиц - …

У животных – шерсть, а у птиц - …

У собаки – лапы, а у птицы - …

У кошки – котята, а у птицы - …



«Пальчиковая гимнастика» Т.Ильюшина

Кто там скачет по дорожке?

Убегает кто от кошки? Дети обеими руками (пальчиками) скачут по столу.

Лапки две – четыре пальца, Продолжают скакать и двигаться руками по столу.

Два крыла и хвостик сзади. Изображают крылья и хвост птицы.

Эта птица белобока , Поворачиваются на месте.

Машет крыльями …(сорока) Машут руками, имитируя полёт сороки.

Игра «Четвёртый лишний»

Педагог выставляет на доску картинки с зимующими птицами и кем-нибудь не относящимся к ним.

Сорока – галка – аист – ворона.

Воробей – синица – утка – снегирь

Дятел – ворона – воробей – журавль.

Снегирь – воробей – ласточка – синица.

«Послушай, перескажи, сыграй»

Педагог дважды читает рассказ К.. Д.Ушинского «Дятел», задаёт вопросы по прочитанному материалу, предлагает сыграть маленький спектакль про дятла.

Дятел

Тук – тук – тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, - мурашей из-под коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит. Испугались мураши: со страху корячатся, за корою прячутся, не хотят вон идти. Тук – тук – тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает: мурашей, словно рыбку, таскает.

??? Что мы можем услышать в лесу?

Что делает дятел, чтобы добыть себе корм?

Что приносит дятел лесу?

Игра «Кто как разговаривает?»

Педагог просит детей голосом показать, какие звуки могут издавать птицы. Затем назвать словом, чтобы все смогли понять, как птица разговаривает.

Ворона – каркает

Воробей – чирикает

Сорока - …

Синица - …


  • Игра «Соберём птицу»

Раздаточный материал: конверты с разрезными картинками птиц (можно из частей тела птиц).

Педагог предлагает детям собрать свою птицу, называя части, из которых он собирает.

  • Игра «Придумаем рассказ про любимую птицу»

Педагог даёт заранее образец рассказа по плану. (Рассказ составляется с помощью педагога и зависимости от речевых возможностей детей).

    • У меня воробей.

    • Он маленький, серый с коричневыми крылышками.

    • У воробья маленькая головка с чёрненькими глазками и тёмным клювиком.

    • Туловище у него круглое.

    • Есть у воробья две маленькие лапки. Он на них быстро скачет.

    • У воробья два крылышка. Он ими быстро машет.

    • Хвост у воробья треугольной формы. Он хвостом рулит, когда летает.

    • Воробей клюёт мошек и зёрнышки. Пьёт воду.

    • Итог занятия Т.Ильюшина

Знаем мы, что на планете

Есть всегда зима и лето.

Есть и осень и весна,

Для природы жизнь важна.

Очень трудно всем бывает,

Когда холод наступает.

Будем птицам помогать,

Их кормить не забывать.

Чтоб зимующие птицы

Все сумели сохраниться.

Занятие 11

Тема: «Обувь»



Цели:

  • Расширять словарный запас детей;

  • Упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных;

  • Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

  • Образование множественного числа существительных.

Материалы: картинки с обувью (натуральная обувь): тапки, ботинки, сапоги, кеды, туфли, босоножки, кроссовки.

Раздаточный материал: Две картинки с изображением обуви, разделённые на 3 части.

Ход занятия:


  • Оргмомент.

Любят наши ножки

Туфли и сапожки, (дети шагают на месте, высоко поднимая ноги)

Тапки и сандалии, (переступают с ноги на ногу)

И ботинки, валенки.



  • Игра «Ответь на вопрос, найди картинку (предмет)». Педагог читает загадку,

Дети отгадывают её, находят на выставленных на доске картинках.

(Т.Ильюшина)



    • Мы идём на улицу,

Так давай – обуемся.

(на доске – картинки)



    • А теперь вернулись с улицы

И давай переобуемся.

(находят подходящие картинки, предметы)



    • Собираемся побегать,

Что же на ноги наденем?

(кроссовки…)

- Сыро стало на дворе,

Обуваемся скорей.



(Сапоги: резиновые, кожаные)

    • Коли жарко, нашим ножкам,

Обувайтесь в босоножки…

(Босоножки, сандалии)

Сходим в гости мы в июле,

Что мы на ноги обули?



(туфли)

  • Раскрасить силуэтные изображения обуви.

(На листках даны силуэты различной обуви.)

  • Игра «Повтори, не ошибись».

(Педагог называет цепочки из трёх слов. Ребёнок слушает, запоминает, повторяет, стараясь ничего не пропустить)

Сапоги – ботинки – туфли; тапки – туфли – сапоги; кеды – кроссовки – тапки; ботинки – кеды – сапоги.



  • Игра «Думаем и отвечаем». Ребёнку предлагается логическая мини задача, задаётся вопрос, на который он с помощью взрослого ищет ответ.

    • Сапоги теплее, чем кроссовки. Что холоднее?

    • Босоножки легче, чем кеды. Что тяжелее?

    • Ботинки ниже, чем сапоги. Что выше?

    • Вася обулся в тапки. Куда он пришёл?

    • Ваня в кедах побежал на зарядку. Во что обут Ваня?

    • Галя в резиновых сапогах гуляет по лужам. Какая сегодня погода?

    • Катю обувала бабушка. Кто обувался?

      • Игра «Загадки – рифмовки».

Педагог в стихотворной форме загадывает загадки, не договаривая последнее слово. Дети стараются отгадать и назвать ответ в рифму.

Т.Ильюшина

По городу ходить приятно,

Когда тепло и мама рядом.

Гуляют по асфальту улиц

Цветные кожаные …

(туфли)

Наденем летом их на ножки.

Они зовутся …

(босоножки)

Для бега и велосипеда

ногам необходимы …

(кеды)

Теплы, красивы и легки

Из тонкой кожи …

(сапоги)

Они в дождливую погоду

К ногам не пропускают воду.

Всегда немного велики

Резиновые …

(сапоги)

Красивы, точно на картинке,

Из кожи крепкие …

(ботинки)

В морозы злые на Урале

Не пережить зимы без …

(валенок)

Домой вернулись и устали,

Где наши мякенькие …

апки)



Игра «Вопрос – ответ».

Педагог задаёт вопросы, дети думают и отвечают на них.

- Что изображено на картинке? Назовите одним словом. (обувь)



    • Для нам нужна обувь? (чтобы ногам было тепло)

    • Ботинки, сапоги, валенки. В какое время года мы носим эту обувь? (Зимой.)

    • Значит, это обувь какая? (Зимняя.)

    • В какое время года мы носим туфли на улице? (Весной, летом и осенью.)

    • Значит, это какая обувь? (Весенняя, летняя, осенняя.)

    • Из чего делают обувь? (Из резины – резиновая, из кожи – кожаная.)

    • Где и когда мы носим тапки? (Тапки носят дома и зимой и летом.)

    • Значит, это обувь какая? (Это домашняя обувь.)



  • Игра «Большой – маленький».

Педагог называет предмет обуви большого размера, дети называют ласковым словом обувь маленького размера .Можно использовать картинки и кукольную обувь.

Тапки – тапочки; сапоги – сапожки; ботинки – ботиночки; босоножки – босоножечки…

Ребёнок угадывает на ощупь (с завязанными глазами) – какую обувь тебе дали в руки.

Игра «Представление».

Педагог называет время года (можно выставляя картинку на доску). Дети изображают любую обувь, надеваемую в данный сезон.

Игра «Собери картинку».

Детям раздаются картинки с изображением обуви, разрезанные на три части.

Дети собирают их и называют, что у них.

Например: У меня ботинки Я надену их осенью(зимой)…



Физкультминутка: Т.Ильюшина

Мы посмотрим за оконце,

Что там – дождик или солнце. (Дети играют пантомиму- выглядывают за окошко ,решая что

Если дождик будет лить, обуть на ноги.)

Станем сапоги носить. (Хлопают в ладоши и по голеням ног)

Если солнца светит лучик,

То наденем только туфли. (Приседают, трогают стопы)

Если жалится мороз, (Гладят себя по коленям.)

В валенках – всегда тепло.

Игра «Играем с действиями»

Педагог просит детей внимательно послушать слово, запомнить, ответить по смыслу.

Например: Вчера мы играли,

Сегодня мы иг…

И завтра будем … .


Вчера мы гуляли, Вчера мы обувались,

Сегодня мы гу… Сегодня обу…

И завтра будем ГУ… . И завтра будем обувать… .
Мальчик читал, и дети читали,

Мальчик считал, и дети считали,

Мальчик гулял, и дети гуля… .

Мальчик устал , и дети уста… .



Игры-драматизации:

Педагог читает дважды историю. Дети внимательно слушают. Обыгрывают сюжет истории.

С.КОЗЛОВ «ЛЕТНИЙ ДЕНЬ»

Был солнечный летний день.


  • Хочешь. Я тебе что-то покажу, - сказал Ёжик, когда они с медвежонком выбежали на поляну.

  • А что, спросил Медвежонок.

  • Вот смотри: это – Ромашка.

  • Знаю, - сказал Медвежонок. –Любит, не любит! И стал считать лепестки.

  • А это – Василёк – сказал Ёжик. – А это – цветок Кашка.

Из него что , кашу варят, да?

  • Нет, его так зовут.



  • Итог занятия: Т.Ильюшина

Обуваем наши ноги,

Чтобы бегать по дороге,

Чтобы дружно песни петь,

Не хворать и не болеть.

Видим мы теперь, друзья,

Жить без обуви нельзя.


Татьяна Ильюшина


Комплексные занятия по развитию речемышления

Для детей 5 – 7 лет (фрагменты)

Развитие речи детей ведётся в соответствии с их возрастными данными и состоянием психического здоровья.

Для детей 5 - 7 лет наиболее целесообразно проводить игровые индивидуальные занятия в течение 20 -25минут ежедневно в дообеденное время. Все занятия включают в себя блоки игр-упражнений, развивающих логические процессы, мелкую и общую моторику, координацию движений, языковое чутьё (мелодику и ритм слова), развивают веру в собственные силы, оказывают оздоравливающий эффект.

Для развития коммуникативной функции речи детей целесообразно включать игры-упражнения, направленные на формирование зрительного или слухового сосредоточения к речи взрослого и развитие целенаправленных действий, развитие моторики (через действие с предметами), на развитие активной речи в сочетании с формированием внимания, терпения, мелкой или общей моторики.

В материал заложен принцип зоны ближайшего развития, синтетичность включённых игр-заданий.

Занятия целесообразно проводить 3 – 4 раза в неделю, придерживаясь тематического принципа. Занятия по каждой теме рассчитаны на 1-2 недели.

При изучении одной темы используются различные виды деятельности ребёнка:



  • Ознакомление с предметом (или группой предметов).

  • Выполнение с ним определённых действий.

  • Игры с предметами по выбранному сюжету.

  • Театрализация игр-заданий.

- Игры – драматизации.

Комплексные занятия по развитию речемышления «Время – пространство – величина» состоят из 22 тематических конспектов.

Книга включает в себя материалы по формированию логического мышления, памяти, внимания, пространственных и временных представлений, величинных категорий, совершенствованию мелкой и общей моторики, улучшению коммуникативных навыков по средствам обыгрывания заданий, проживанию ситуаций и активного участия в пространственно-временном освоении тем, игр-драматизаций.

В процессе занятия педагог активно включён в материал вместе с детьми, как бы исподволь, руководит учебно-воспитательным процессом.

Данное пособие предназначено педагогам дошкольных образовательных учреждений – воспитателям, логопедам, дефектологам, а так же родителям детей, для проведения групповых и индивидуальных занятий с детьми, начиная с 5 летнего возраста.

Речевое развитие детей играет огромную роль в общем развитии детей их эмоциональном формировании , т.к. способствует процессу речевой и социально-психологической адаптации ребёнка.

Всё, что ребёнок увидит, узнает, прочувствует в раннем детстве, станет основой его духовного запаса на всю последующую жизнь, станет его незримым «поплавком» в бескрайнем море непростых житейских перипетий.

Материал, представленный в конспектах занятий, поможет детям познать окружающий их современный мир, даст в руки «ключики», открывающие начало аналитического способа мышления, пространственно-временной и величиной ориентировки в окружающем пространстве и мире, привьёт чуткость и любовь ко всему, что их окружает, создаст эмоциональный стимул для дальнейшего развития познавательных процессов.

Значительная часть конспективного материала обращена к природе и её явлениям, что опосредованно создаёт чувство единства человека и окружающего его мира, учит слушать и слышать, смотреть и видеть, способствует привитию ответственности по отношению ко всему, что нас окружает.

Материалы занятий имеют интегрированную структуру, конкретность и тематическую направленность, включают задания-игры, затрагивающие психофизический аппарат ребёнка. Ребёнок осваивает материал, как бы через себя, через своё тело.

Каждое тематическое занятие рассчитано на неделю, в соответствии с реальными возможностями детей, объяснением непонятных слов, с совместным участием взрослого в игровых ситуациях.

Педагог может использовать любой наглядно-дидактический материал в соответствии с его наличием, а также собственной фантазией.

Желаю педагогам вместе с детьми окунуться в мир, где бы царили доброта, фантазия, творчество и любовь.

Список литературы



«Времена года»: - М.: Школьная Пресса, 2006.

Серия наглядно-дидактических пособий «Мир в картинках», «Рассказы по картинкам», «Грамматика в картинках». – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития. – С- Пб.:Детство-Пресс, 2007.

Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. – М.: Школа-Пресс, 1999.

Волкова Л.С и др. Логопедия. – М.: Просвещение, Владос, 1995.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.

Ильюшина Т.Н. Развитие мыслительной деятельности детей раннего возраста: комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2011.

Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1968.

Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М.: Просвещение, 1987.

Успенская Л.П, Успенский М.В.: Учитесь правильно говорить. – М.: Просвещение, 1991.

Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – Книга 1,2. – М.:

Содержание



Первый период сентябрь - ноябрь

Занятие 1 « Осень».

Занятие 2 «Фрукты»

Занятие 3 «Овощи»

Занятие 4 «Дары осени»

Занятие 5 «Осень. Деревья»

Занятие 6 «Перелётные птицы»

Занятие 7 «Зимующие птицы»



Второй – третий период (декабрь- февраль, март – май)

Занятие 8 «Зима. Зимняя одежда. Новый год. Зимние забавы»

Занятие 9 «Весна. Природа»

Занятие 10 «Мамин день»

Занятие 11 «Ранняя весна. Цветы»

Занятие 12 « Труд людей весной»

Занятие 13 «Домашние животные»

Занятие 14 «Дикие животные»

Занятие 15 «Дом. Мебель. Посуда»

Занятие 16 «Части тела. Одежда. Обувь»

Занятие 17 «Моя семья»

Занятие 18 « Транспорт»

Занятие 19 «Профессии»

Занятие 20 «Насекомые»

Занятие 21 «Рыбы»

Занятие 22 «Лето»

Занятие 1

Тема : « Осень».

Цели:

Развивать пространственные и временные представления детей в тематических играх «Осень».

Развивать диалогическую речь детей, находить различия при сравнении двух картин с изображениями деревьев (летом – осенью), закреплять определения;

Расширять словарь прилагательных, используя их в своей речи, употреблять существительные в родительном падеже, дополнять сложноподчиненныё предложения, использовать предлоги.

Усвоение местоимений: мой, моя, моё, мои;

Закрепление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.

Развитие пространственно-временных и величинных представлений.

Ход занятия:



Оргмомент. На магнитной доске картинка «Лето» с деталями (солнце, белые облака, цветы, земляника, на деревьях зелёные листочки. На столе педагога – детали-аппликации «Осень»: тёмные тучи, солнце отсутствует, крупные капли дождя, лужи, улетающая стая. Дети заменяют одни детали на другие.
Т.Ильюшина

Снова лето позади

Лист оранжевый летит.

А за ним слетает жёлтый,

Яркий и такой весёлый.

С веток лето опадает,

Птицы собирают стаи.

Прокурлыкали, пропели,

Над полями полетели.

У людей скучнеет взгляд

Стала мокрою земля.

«Давай ошибки исправлять»

Т.Ильюшина

Лист берёзы, лист берёзы

Он такой – огромный, грозный

Он способен напугать

Начинаем убегать…

Лист рябины крохотный,

Как зерно горохово.

На хвостике шарики



Яркие фонарики.

Лист на дубе ярко-синий

Формой - колесо машины.

Толстый, мягкий и тяжёлый



Точно ёжик без иголок…

Льют дожди и днем и ночью,

Что за прелесть в мире – осень…

Бабочки, стрекозы в танце

В небе вьются, веселятся.

На полях трава желтеет,

Стала ниже и грубее.

много стебельков сухих-

Значит, сок в траве затих.

Игра «Ранняя и поздняя осень» Т.Ильюшина

Ранняя осень: Поздняя осень:

Например: Солнце ещё греет Солнце почти не греет

Солонце встаёт довольно рано. Солнце встаёт поздно.

День стал короче. День стал очень коротким.

Листья на деревьях желтеют. Листья с деревьев - …

Трава ещё зеленоватая. Трава уже засохшая, гнилая …

Ветер тепловатый. Ветер холодный, мокрый…

Дожди идут не очень часто. Дожди идут постоянно…

Птицы ещё не все улетели на юг. Остались только зимующие птицы.

Медведи в лесу не спят в берлоге. Медведи спят в берлоге.

Много овощей, грибов, ягод. Ягод и грибов в лесу и на огороде уже нет.



Игра «Скажи наоборот» Т.Ильюшина

День летом длинный, а осенью…

Летом воздух тёплый (горячий), а осенью…

Летом ночь короткая, а осенью…

Летом трава высокая, а осенью …

Летом небо высокое, а осенью …

Солнце летом яркое, а осенью …

Летом в лесах много птиц, а осенью …

Летом погода чаще сухая, а осенью …

Летом одежду (обувь) носят лёгкую, а осенью …



Игра «Что и где находится?» Т.Ильюшина

На майку надели свитер. Что снизу?

Кепку надели на голову. Что находится сверху?

Под сапожки надели носочки. Что надели сначала?

Над головой раскрыли зонт. Что сверху?

Листья опали с деревьев. Что вверху?

С деревьев листья опали раньше, чем с дуба. С какого дерева листья опадают позже?

Осень наступает после лета. Что наступает раньше осень или лето?

Осень наступает перед зимой. Что наступает позже?

Игра «Доскажи словечко» Т.Ильюшина

Лето песнями звенело,

Веселило всех и грело.

Мы резвились и купались

И на солнце загорали.

Что случилось, что случилось

Всё куда-то испарилось.

Небо лишь дожди приносит,

Видно, наступила … (осень)

Что-то на небо нашло,

День, как тёмное стекло.

Сыро, холодно и скучно.

Словно и гулять не нужно.

Где же солнышко твой лучик?

Небо затянули … (тучи)

Дольше в доме мы сидим,

Из окна на мир глядим.

Всё на улице не то,

Выходя – надень пальто.

Да про зонт и сапоги

Забывать нам не с руки.

Всё же веселей гляди

В эти длинные … (дожди)

Погулять пойду по рощам.

Их наряд ковром уложен.

Под ногами он шуршит,

Ярким золотом расшит.

Под дождями он темнеет,

И совсем к земле приклеен.

Только чувствуешь, увы,

Запах тлеющей … (листвы)

Над остывшею землёй

Ветер носится сырой.

Клонит кроны до земли,

Лету кланяться велит.

Мир готовится ко сну,

За зимою ждать весну.

До неведомых границ

Улетают стаи … (птиц)

Игра «Большой – маленький» Т.Ильюшина

Например: Ветер – ветерок (Слова обыгрываются: руками, ногами, корпусом, …).

Дождь - …; туча - …; стая - …; запах - …; лист - …; птица - …; трава - …; берёза - …; капля - …; день - …;

Птица - …; зонт - … .



Физкультминутка Т.Ильюшина

Снова ветер листья носит.

Это наступила осень. Сопровождается движениями тела, рук, ног…

Жёлтый лист летит направо Обыгрываются все четверостишья.

Яркий-яркий, славный-славный.
На берёзке и на липе

Он качался тихо-тихо.

А теперь в осеннем вихре

Закружился словно птица.

Лист оранжевый налево

С клёна опадает смело.

Вот погладил он траву

И улёгся отдохнуть.

Красный лист летит с осины

Точно ягодка малины.

Покружился, повертелся

И под деревом уселся.



Игра «Что мы видим на картине» Т.Ильюшина

«Осень в лесу»

- Где мы с вами будем гулять?

- В какое время года мы пойдём в лес?

-Что нам помогает понять, что сейчас осень?

- Что мы видим на переднем плане картины?

-Что мы видим справа? Слева?

-Что мы рассмотрим в середине картины?

- Кто нарисован на дереве? За деревом? Перед деревом? Под деревом?

-В какое время дня мы гуляем в лесу? (утро, день, вечер, ночь)

- Какого размера дерево справа? Слева? Впереди? Сзади?

- Какая погода на картине? Почему?

-Что вам нравится на картине? Почему?

- Что не нравится? Почему?

Педагог предлагает: «Погуляем по осеннему лесу.»

Игра «За и против». Т.Ильюшина

Педагог предлагает различные ситуации и предлагает обсудить их с детьми, учитывая правила поведения культурного человека.

- Осенью (дождливой) надевай на прогулку лёгкое платьице, маячку, шорты и босоножки.

-Бегай по лужам босиком – закаляйся.

- Лазай по деревьям и ломай ветки.

-Старайся собрать мусор, засоряющий двор, и вынести в мусорный ящик.

- Не разоряй муравейники уснувших муравьёв.

- Жги мусор, листья в городе и в лесу.

- Прогоняй оставшихся зимовать птиц.

- Подкармливай животных и птиц поздней осенью.

Игра «Чья, чей, чьё, чьи?» Т.Ильюшина

Например: Это чья трава?(Моя трава) Это чей лист? ( Мой лист). Это чьё солнышко? (Моё солнышко). Это чьи орехи ( Мои орехи)…

Это чья ночь? Это чьё утро? Это чей день? Это чей вечер?

Это чья шишка? Это чей гриб. Это чьё поле?

Игра «Что не подходит» Т.Ильюшина

Называется цепочка слов. Из неё выбирается слово - «чужое» по смыслу. Почему?

Например: Сентябрь- Октябрь – Декабрь.

Желтеет – сохнет – опадает – расцветает

Зреют – заготавливают – улетают – возвращаются

Ягоды – грибы – почки – шишки

Укорачивается – успокаивается – удлиняется – усиливается

Щебечут – вьют (гнезда) – высиживают - покидают



Игра «Что в лукошке» Т.Ильюшина

(определение предмета по описанию, на ощупь, на вкус)

Шершавый, похож на ладошку, оранжевый?

Круглый, с твёрдой скорлупой, внутри вкусное зёрнышко?

Круглая, мягкая, оранжевая, горьковатая на вкус, вырастает на дереве?

Овальная, колючая, деревянная, внутри семена-орешки?

Круглая головка, овальная ножка, растёт под деревом, вкусный, если мама приготовит?

Плоская, шершавая, подсохшая, серо-зеленоватая?

Игра «Выше – сильнее – толще – вкуснее - длиннее» Т.Ильюшина

Например: 1 вариант: куст выше травинки, лось сильнее зайца, тропинка длиннее дороги. С обыгрыванием материала.

Сосна (выше) рябины; Ствол толще ветки

Берёза выше орешника Ветка толще травинки

Дерево выше куста Травинка толще нитки

Мёд слаще варенья Смородина кислее земляники

2-й вариант: Опёнок низкий, а лисичка ещё ниже.

Рябина высокая, а сосна ещё выше. Куст высокий, а дерево ещё выше. Ветка толстая, а ствол ещё толще. Травинка тонкая, а нитка ещё тоньше. Земляника кислая, а смородина ещё кислее. Пчела ядовитая, а змея (гадюка) ещё ядовитее. Осень холодная, а зима ещё холоднее. Осень тёмная, а зима ещё темнее. Осень тёплая, а лето ещё теплее. Лето урожайное, а осень ещё урожайнее. Лето дождливое, а осень ещё дождливее. Осень скучная, а зима – ещё скучнее.

Земляника ароматная, а малина ещё ароматнее. Зайчата смешные, а медвежата ещё смешнее.

Лисицы злые, а волки ещё злее. Заниматься просто, а бездельничать ещё проще.



«Игры-драматизации» : Т.Ильюшина

Вот и осень

На лесную опушку выбежал молодой лис, огляделся вокруг и весело затявкал: тяв-тяв, тяв-тяв, тяв-тяв! Сколько разноцветных деревьев! Какая красота! Как шуршат листья!

Стал он звать жителей леса поиграть и рассказать кто что будет делать осенью.

Первым прибежал зайчонок. Я надену на себя тёплую белую шубку. Тепло в ней будет и никто меня не заметит, когда выпадет снег.

Следующим пришёл волчонок: Я надену на себя очень тёплую серую шубу. В ней я даже в мороз не замёрзну.

Третьим прибежал ежонок. А я побольше жира нагуляю и залягу спать до весны в ямку под корягой.

Притопал медвежонок: Я наемся сильно-сильно, заберусь в берлогу и стану спать и сосать лапу до самой весны.

Как всем будет хорошо, - сказал лисёнок. Давайте играть с листьями! Айда!




Игра «Путешествие по маршруту»: (даётся карта - рисунок маршрута, зачитывается + – рисунок вывешивается на доску. Дети рассчитываются на 1-й, 2-й. Каждой группе даётся КАРТА-МАРШРУТ.

2-й вариант: дети делятся на БОЛЬШИХ и МАЛЕНЬКИХ и получают свой маршрут.

По команде педагога маршрут проходят 1, 2 команда. (Команда-зритель следит за выполнением задания, отмечая «+» и «-« прохождение на доске. (мелом, магнитными клипсами и т.д.)

Итог занятия: Т.Ильюшина

Осень заменила лето

Стрелка времени бежит.

Где-то прячутся рассветы,

Дождик на стекле дрожит.

Дня коротенькая нитка

То и дело ускользнёт,

А намокшая калитка

За собою не зовёт.

Небо низко, небо серо

Не пускает солнца свет.

Каждый продолжает верить -

Всё-таки придёт рассвет.


скачать файл


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Развитие речи детей ведётся в соответствии с их возрастными данными и состоянием психического здоровья
472.58kb.
В настоящее время влияние городских и сельских условий проживания детей на онтогенез в целом выступает актуальным не только в сфере соматического здоровья, но и психического развития
43.41kb.
Анализ общих и частных методологических проблем в сфере научных исследований по профилю психического и психологического здоровья в Республике Казахстан
326.42kb.
Цель и задачи на 2011-2012 учебный год
193.5kb.
Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
46.82kb.
Проблема психического здоровья детей в последние годы становится особенно актуальной
2816.83kb.
«Мы любим спорт» и др
86.66kb.
«Развитие речи дошкольника»
15.01kb.
Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи «Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи» Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В
345.95kb.
Развитие устной и письменной речи учащихся
1900.73kb.
Конспект открытого урока по развитию речи в 1 классе. Тема урока: Лес
38.07kb.
Здоровье и физическое развитие
77.72kb.