takya.ru страница 1
скачать файл
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ДЕЯТЕЛЬНОСНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ Образование - это индустрия, направленная в будущее (С.П.Капица).


Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы -  подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Поэтому учителям необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения. При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального  общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В программе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится: «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 –го века. В условиях решения этих задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». В документе говорится, что «школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования также определяет направленность общего образования на личностное развитие детей. Новое поколение стандартов уточняет основные ориентиры современного образования: основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей). Это значит, что сегодня умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний.

Современные дети рациональны, они хотят понимать, зачем им нужно то или иное знание, что даёт, где может пригодиться. Искушённые в различного рода развлечениях, играх, шоу, они хотят, чтобы и на уроках было интересно. Имея доступ к информации через Интернет, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя. Новое поколение требует новых методов обучения. Жизнь диктует перемены, значит пришла пора учить по-новому.

В настоящее время методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой ФГОС. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов. Все эти обстоятельства требуют поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных педагогических технологий, которые бы давали возможность повышать качество образования, более эффективно используя учебное время, снижая долю репродуктивной деятельности учащихся.


Что же такое педагогическая технология? На этот вопрос имеется множество порой не совпадающих друг с другом ответов. Согласно словарю С.И. Ожегова, технология — это совокупность процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Технология — совокупность методов, осуществляемых в каком-либо процессе.

Отсюда, педагогическая технология — это совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание школьника. Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке – выбор ими источников информации – освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы. Таким образом, меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей. Школьные стандарты второго поколения отменяют “минимум знаний” и вводят понятие социального заказа. Новая система позволит школьникам сбросить груз излишних знаний. Система образования теперь будет ориентирована на воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений. Но самое трудное - это перестройка сознания учителя: переход к обучению по новым стандартам потребует от учителя освоения новых профессиональных умений проектирования учебного процесса и его осуществления на основе развивающих технологий.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория “деятельности” занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Ключевым понятием при реализации деятельностного подхода является понятие деятельности. Но деятельностные способности формируются у ученика только тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание на уроке, слушая учителя, а включен в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Об этом писали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф.Талызина, Б.Ц. Бадмаев и многие другие известные педагоги, психологи, разработчики психологической теории деятельности.

Концептуальной основой образовательных стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, обеспечивающий:


  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития учащихся в системе образования;

  • активную учебно-познавательную деятельность учащихся;

  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенносте учащихся. Естественно, возникает вопрос: что такое системно-деятельностный подход?

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Системно-деятельностный подход предполагает создание учителем

на уроке системы управления качеством процесса обучения, как основы для получения качественного конечного результата – овладения учащимся умением учиться, добывать необходимые знания, осваивать и применять УУД на практике и управлять собственной познавательной деятельностью, а также поведением в условиях знакомой и незнакомой окружающей среды, социума.

Во главе процесса обучения новые стандарты предусматривают результат.

Ключевые изменения в ФГОС-2:

«Ориентация на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД составляет цель и основной результат образования».

-  Объектами итогового контроля и аттестации являются:



-личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностные установки учащихся, социальные компетенции, личностные качества);

-метапредметные  результаты (освоение учащимися УУД и умения учиться);

-предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам). 

Таким ообразом, в отличие от стандартов 2004года (ГОС) теперь при подготовке урока учитель должен четко представлять себе, какие универсальные учебные действия он должен развивать и каких результатов достичь. 

«Учебная деятельность – это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности… Познание встраивается в этот процесс» - пишет Д.Б.Эльконин. 

Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность учащихся.  В процессе деятельности учащийся осваивает УУД, развивается как личность. 

Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.

Перед учителем встает вопрос: Какими средствами реализовать системно-деятельностный подход. Обратимся к теории данного подхода.



 

Любая образовательная система имеет свои корни, свой психолого-педагогический фундамент, свою научную школу. Системно-деятельностный подход ориентируется на отечественную советско-российскую психолого-педагогическую науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Его ученики и последователи – А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В.  Давыдов, А. Г. Асмолов и другие известные ученые, методисты – в течение полувека смогли разработать эту основу, на которой может строиться современная российская школа.

Ключевое место  в системно-деятельностном подходе занимает категория "деятельности", а деятельность сама рассматривается, как своего рода система, нацеленная на результат.
При организации деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.

Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Немного истории: урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе, поэтому труд учителя сегодня несколько видоизменяется и по своей методике отходит от традиционных форм обучения и воспитания. Для этого методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. В современных условиях реальной необходимостью является непрерывное образование педагогов.


Качество образования определяется прежде всего качеством носителя знаний (учителей, преподавательского состава), который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся.
 

 














Исходя из этого, выделяются следующие основные задачи:

- Сформировать у учителя определенное представление о современных технологиях обучения;

- Раскрыть связь технологии и методики обучения;

- Обеспечить совершенствование профессиональных умений учителей;

- Развить творческое отношение учителей к внедрению новых технологий.




Решение этих задач, в первую очередь, в повышении профессиональной компетентности учителя. Здесь важную роль играют курсы повышения квалификации, в том числе и дистанционные, информационное пространство и сетевое взаимодействие учителей и, конечно же, сама личность учителя. Поэтому при планировании методической работы , которая должна носить непрерывный характер , необходимо учитывать предложения учителей по включению в план работы тех вопросов, которые вызывают сложность, проблем, требующих обсуждения, проработки. Кроме того, учителя должны постоянно работать по темам самообразования, практиковать форму самоанализа урока.

Проблемы, препятствующие повышению уровня качества знаний обучающихся:



- несоответствие организации урока современным требованиям;

- отсутствие деятельностного обучения на различных этапах урока;

- отсутствие системы индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся;

- отсутствие регулярного анализа полученных на уроке (или системе уроков) результатов обучения, воспитания и развития учащихся;

- недостаточно сформированы универсальные учебные действия;

- недостаточны знания психологии современных учеников


- формальный подход педагогов к своему самообразованию;

Учителю необходимо научиться создавать условия, организовывать и направлять деятельность своих учеников, которые должны приобретать знания сами в процессе собственной деятельности на уроке.

В центре образовательного процесса стоит потребитель знаний — обучающийся. Именно для него/нее пишутся учебники, проводятся уроки, разрабатываются новые образовательные технологии. Поэтому правомерно говорить о качестве обучающегося, который является тем материалом, который должен быть превращен в конечный результат образовательного процесса.

Учитель и ученик взаимодействуют на уроке. Таким образом, чтобы ученик получил качественное образование, учитель должен провести качественный урок.

Под термином «качественный урок» следует понимать урок, соответствующий современным требованиям.


Материально-техническая база оказывает существенное влияние на умственное развитие и профессиональное становление школьников и является главным условием эффективного и качественного функционирования учебно-воспитательного процесса.

Пути повышения эффективности урока:

- постоянное повышение научной эрудиции, педагогического мастерства учителя;

- улучшение материальной базы учебного заведения, кабинетов;

- комплексное планирование уроков;

- рациональное использование времени урока;

- соблюдение логики уроков; - соответствие содержания образования методам обучения, возможностям обучающихся и учителя;

- развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся;

- учет индивидуальных особенностей обучающихся.

- позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной деятельности)


Таким образом, цель программы модернизации урока состоит в следующем: повысить качество урока через использование технологии деятельностного обучения, сформировать на этапе начального образования и развивать на этапах основного и общего образования универсальные учебные действия, обеспечивающие «умение учиться»:

- личностные универсальные учебные действия; - регулятивные универсальные действия;

- познавательные универсальные действия;

- коммуникативные универсальные действия;


-привить навыки обучающимся самоорганизации;

-учителям освоить деятельностный метод обучения;



Для достижения  нового образовательного результата, необходимо обучение  организовать так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие обучающегося.               

Так как основной формой организации обучения является урок, то в рамках СДП учителю необходимо знать:



  • принципы построения урока;

  • примерную типологию уроков;

  • критерии оценивания урока. 

Вместе с тем  уже сейчас нам необходимо хорошо понять, что при  организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов, как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником. 

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся. 

   Критерии результативности урока:


  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

  2. Учитель систематически обучает детей оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п. (рефлексионное действие).

  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные проемы.

  8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

  10.  Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

  11.  Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

  12.  На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.). 

Реализация СДП обучения опирается на методы:

    • активные;

    • интерактивные;

    • исследовательские;

    • проектные. 

Дидактическая модель СДП (обучения) позволяет осуществлять:

  • формировать мышление через обучение деятельности;

  • формирование системы  культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания

Методологическую основу программы модернизации урока составляет технология деятельностного метода обучения

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Понятие «результат образования» связан с категорией качества. Это обусловлено тем актом, что образование понимается на современном этапе не только как количественные, а, прежде всего, качественные преобразования обучающегося (как, впрочем, и самого педагога). Ребенок приобщается не столько к знанию, сколько к смыслу деятельности, событий, своей жизни, что составляет сущность нового качества человека.

Технология деятельностного метода – инструмент,  позволяющий решить задачу по смене задач образования – с формирующей на развивающую,  т.е. построение образовательного пространства, в котором эффективно развиваются  деятельностные  способности учащихся

1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
2) выделяется содержательная область («могу»).

.

Индивидуальная образовательная программа – один из возможных проектов учебной деятельности учащихся. Она предполагает принятие учеником ответственности за собственное образование, осознание его цели, понимание особенностей своего стиля учения и, исходя из этого, непосредственное проектирование образовательной деятельности, планирование конкретных действий по организации учебной деятельности.

.

Качество - общенаучная категория, которой пользуются специалисты различных областей.

Качество - соответствие результатов труда заданным стандартам.


В сфере образования качество - это тот нормативный уровень, которому должна соответствовать «продукция» отрасли образования.
Качество в узком смысле - это качество результатов:

- Обученность школьников;

- Уровень сформированности общеучебных умений и навыков;

- Уровень владения творческой деятельностью;

- Уровень воспитанности;

- Уровень развития личности в психическом, социальном, биологическом аспектах;



  - Уровень жизненной защищённости, социальной адаптации.
Критерий — признак, на основании которого производится оценка чего-либо (мерило оценки). Обеспечивает получение информации о состоянии объекта управления и позволяет определить необходимость корректировки хода работ.

Обучение — целенаправленный процесс совместной деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений, навыков и осуществляется развитие личности.
Оптимизация обучения — научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта обучения. Формула оптимизации: «максимально возможные результаты при минимальных затратах времени и усилий».


           Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции Стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования

Побудить интерес к предмету – одна из важных задач каждого учителя. Экспериментально доказано, что применение разнообразных форм работы поддерживает активность внимания и снижает утомляемость. Различные формы обучения при изложении нового материала и обобщении знаний учащихся на любой ступени обучения приобретают все большее значение.
скачать файл



Смотрите также:
Реализация метода деятельносного подхода на уроках технологии, как эффективное условие повышения качества обучения образование это индустрия, направленная в будущее
166.19kb.
План рмо учителей физики на 2011 год Методическая тема объединения
38.98kb.
За сравнительно короткое время информационные технологии создали принципиально новые методы и подходы, позволяющие существенно повысить качество обучения и его доступность для широких масс
83.14kb.
Методическая тема школы
952.74kb.
Менеджмента качества как инструмент повышения эффективности процесса «Дополнительное профессиональное образование»
65.6kb.
«Реализация системно деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературного чтения»
41.04kb.
Консультация для педагогов «Конфликты в педагогическом коллективе как условие повышения качества образования в дошкольном учреждении»
316.01kb.
Сущность технологий обучения. Характеристика технологий обучения Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания
98.17kb.
Поиск наиболее эффективных способов развития музыкальных способностей на основе принципа дифференцированного и личностно-ориентированного подхода к обучению
1636.13kb.
Тема работы: Технологии психолого-педагогического взаимодействия с детьми зпр на уроках
594.01kb.
«Работа с одаренными детьми» и курсы, организованные ао иппк ро «Организация процесса внедрения фогос основного общего образования»
26.86kb.
Широкое применение мультимедиа технологии нашли в образовании. Новые информационные технологии являются средством повышения эффективности познавательной деятельности студентов
47.47kb.