takya.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл


Министерство образования Оренбургской области

Областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П.Поляничко



Региональная модель повышения социального и профессионального статуса классного руководителя
Руководитель – Крухмалева М.Н., министерство образования Оренбургской области, начальник отдела воспитания, дошкольного и дополнительного образования, (3532) 77-66-85, E-mail:minobr@obraz-orenburg.ru.

Научный консультант – Щетинская А.И., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета, генеральный директор областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П.Поляничко, (3532) 77-27-72, E-mail:orc@public.orenburg.ru.
Авторский коллектив:

Акимова Л.А., кафедра медицины и БЖ Оренбургского государственного педагогического университета, старший преподаватель, кандидат педагогических наук, (3532) 77-96-88, E-mail:lubovakimova@yandex.ru;

Вороньжева Т.И., областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П.Поляничко, методист, (3532) 77-96-88, E-mail:ardin@rambler.ru;

Климентова Л.К., областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П.Поляничко, зав. отделом НПЛ «Поиск», E-mail:ardin@rambler.ru;

Крухмалева М.Н., министерство образования Оренбургской области, начальник отдела воспитания, дошкольного и дополнительного образования, (3532) 77-66-85, E-mail:minobr@obraz-orenburg.ru;

Ларченко Ю.А., областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П.Поляничко, зам. генерального директора, кандидат педагогических наук, (3532) 77-96-88, E-mail:serikbay@list.ru;

Маслова И.А., областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П.Поляничко, методист, кандидат педагогических наук, (3532) 77-96-88, E-mail:irina_m1973@mail.ru;

Селезнева М.К., областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П.Поляничко, зав. научно-издательским сектором, (3532) 77-96-88, E-mail:vnesh.or@mail.ru;

Широкова О.П., областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П.Поляничко, зав. информационно-аналитическим сектором, (3532) 77-96-88, E-mail:ardin@rambler.ru.

Щетинская А.И., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета, генеральный директор областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П.Поляничко, (3532) 77-27-72, E-mail:orc@public.orenburg.ru.



1. Подходы к определению сущности социального и профессионального статуса классного руководителя, причины его повышения.

Социально-экономические перемены, происходящие в России, приводят к осознанию того, что поступательное движение современного общества во многом связано с успешностью каждого человека. Социальная значимость фигуры классного руководителя в настоящее время возрастает в силу того, что все выше поднимается ценность индивидуальности личности.

В сложившихся условиях отечественная система образования актуализирует значимость классного руководителя как высококвалифицированного специалиста, творческой личности, способной к достижениям, умеющей ориентироваться в образовательном пространстве и возникающих инновационных процессах, добиваться высоких результатов в профессиональной деятельности на основе взаимного освоения образовательных и культурных ценностей детьми и взрослыми как равноправными субъектами.

В связи с этим приоритетным направлением деятельности органов управления образованием различного уровня является повышение социального и профессионального статуса классного руководителя.

В современных научных исследованиях накоплена значительная совокупность знаний, необходимых для осознания сущности профессионального статуса педагога.

Философские и психолого-педагогические аспекты понятий «успех», «личностные достижения» разрабатывались как отечественными (К.А.Абдульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Н.А.Бердяев, В.К.Вилюнас, Л.С.Выготский, Е.И.Казакова, А.Н.Леонтьев, А.Н.Майоров, С.Л.Рубинштейн и др.), так и зарубежными (Р.Бернс, К.Левин, А.Маслоу, К.Роджерс и др.) учеными.

Профессионализм и профессионально-педагогическая компетентность педагога исследуется в трудах В.И.Андреева, М.А.Валеевой, Б.С.Гершунского, В.А.Горского, Т.В.Ильиной, И.В.Калиш, М.Б.Коваль, С.В.Сальцевой, А.Б.Фоминой, А.И.Щетинской и др. Проблема становления личностных достижений педагогов раскрыта в работах ученых и педагогов-практиков: В.А.Березина, Е.Б.Евладова, А.В.Золотарева, Л.Г.Логинова и др.

Существенный вклад в осмысление сущности личностных достижений внесли исследования Х.Хекхаузена (феномен мотивации достижений в деятельности), У.Глассера (актуализация ситуации успеха), А.К.Марковой, А.Б.Орлова (мотивация личностных достижений в образовательном процессе).

При определении сущности социального и профессионального статуса классного руководителя считаем целесообразным выделить системный, личностно-деятельностный, компетентностный, акмеологический и аксиологический подходы.

Под социальным статусом классного руководителя мы понимаем его положение по отношению ко всем субъектам образовательного процесса, место и роль в системе межличностных отношений, определяющие его права, обязанности и привилегии. Социальный статус классного руководителя определяется по признаку его отношения к сфере профессиональной деятельности.



Под профессиональным статусом мы понимаем положение классного руководителя в системе профессионально-педагогических отношений, характеризующее его квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения задач классного руководства, мотивационную сферу и ценностные ориентации, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью.


2. Оценка социального и профессионального статуса классного руководителя в регионе, анализ имеющихся противоречий, формирование проблем.

На сегодняшний день в системе образования Оренбуржья работают 15106 классных руководителей. Из них 36,4 % – в городских образовательных учреждениях.

Несмотря на значительный интерес педагогической науки и практики к различным аспектам деятельности классного руководителя, в настоящее время отсутствуют целостные исследования, направленные на выявление условий, способствующих всесторонней поддержке социального и профессионального статуса классного руководителя.

Необходимо решить ряд противоречий между:

- объективной потребностью общества в классном руководителе как высококвалифицированном специалисте и недостаточной компетентностью (отсутствием эффективной системы подготовки специалистов данного профиля);

- имеющимся педагогическим потенциалом системы образования и неполным использованием данных возможностей в целях повышения социального и профессионального статуса классного руководителя;

- потребностью практики в научно-методическом сопровождении деятельности классного руководителя и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической науке.


3. Концептуальное и схематизированное представление региональной и модели повышения социального и профессионального статуса классного руководителя

На основе анализа позитивного и негативного опыта работы классных руководителей в образовательных учреждениях Оренбургской области, современных подходов к теории и практике организации их деятельности нами разработана модель повышения социального и профессионального статуса классного руководителя.

Модель повышения социального и профессионального статуса классного руководителя (рис. 1) отражает подходы, этапы становления социального и профессионального статуса, базирующиеся на активизации его важнейших характеристик – мотивации, знаний, умений, навыков, опыта. Модель интегрирует следующие компоненты: целевой, содержательный, технологический, процессуальный, рефлексивно-оценочный.

Целевой компонент. Целью модели является организация процесса повышения социального и профессионального статуса классного руководителя, которая достигается через совместную деятельность министерства образования Оренбургской области, координационного центра поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя, органов управления образованием, образовательных учреждений, социальных и гражданских институтов, представляющую содержательный компонент модели.

Изучение различных сторон исследуемого процесса происходило с позиций научных подходов: акмеологического, аксиологического, личностно-деятельностного, компетентностного и системного.

В поисках средств повышения социального и профессионального статуса классного руководителя мы обратились к прогрессирующей области современного человекознания – акмеологии, как науке о закономерностях, условиях, факторах и стимулах, содействующих или препятствующих самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе самодвижения к вершинам профессионализма и продуктивной деятельности. Совокупность разрабатываемых акмеологией теоретических положений о познании и преобразовании психолого-педагогической действительности создает методологический фундамент для исследования процессов повышения социального и профессионального статуса классного руководителя.

С нашей точки зрения, акмеологический подход в исследовании

реализуется через систему методологических принципов: системности, субъектности, детерминизма и развития.

Теоретический анализ позволил сделать вывод, что повышение социального и профессионального статуса в акмеологическом понимании связано с достижением профессионального мастерства и с развитием важнейших профессиональных качеств (целеустремленности, инициативности, организованности), черт характера (упорства, настойчивости, последовательности), раскрытием творческого потенциала личности и ее нравственного совершенствования.

По нашему мнению, процесс повышения социального и профессионального статуса означает:

- изменение мотивационной сферы личности;

- возрастание умения планировать, осуществлять на практике те замыслы, которые соответствуют ценностям профессиональной деятельности;

- развитие способности самостоятельно преодолевать трудности объективного характера;

- развитие объективной самооценки своей деятельности.

В контексте нашего исследования важно было рассмотреть акмеологический подход, который связан с аксиологическим. Разделяя позицию А.В. Кирьяковой, мы считаем, что ценностные ориентации повышения социального и профессионального статуса выступают как движущая сила развития личности классного руководителя. Ценность – объект разнообразных человеческих устремлений и желаний.

Системный подход позволяет проанализировать, исследовать некоторый объект как единую, целостную систему. Ученые В.П.Беспалько, М.А.Данилов, Т.А.Ильина, Ф.Ф.Королев и другие едины в понимании системы как упорядоченного множества взаимно связанных элементов, совокупность которых функционирует как единое целое. Системный подход позволяет определить объективные связи, которые существуют ме­жду элементами целого, чтобы в итоге глубже познать функциональную роль каждого элемента в отдельности.

Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Компетентностный подход заключается в формировании способности и готовности классного руководителя использовать усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

С точки зрения личностно - деятельностного подхода под повышением социального и профессионального статуса классного руководителя мы подразумеваем, во-первых, профессию педагога, осуществляющего образовательную деятельность; во-вторых, повышение профессионализма в педагогической деятельности; в-третьих, деятельность воспитанников. Положение о том, что человек формируется как личность, участвуя в различных видах деятельности, является краеугольным камнем современной педагогики и психологии. Для нашего исследования является основным положение, что личностный рост классного руководителя происходит благодаря участию в различных видах деятельности (В.Ф. Башарин, В.В. Давыдов, Е.С. Заир-Бек, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и др.).

Таким образом, интеграция акмеологического, аксиологического, системного, компетентностного и личностно-деятельностного подходов позволила рассмотреть повышение социального и профессионального статуса классного руководителя как систему, установить компоненты, в нее входящие, ее структуру, функции и факторы, обеспечивающие ее целостность.

Технологический компонент модели предполагает применение адекватных концептуальным положениям форм, методов и средств сотрудничества всех вышеперечисленных структур с классными руководителями в целях повышения их социального и профессионального статуса: спецкурсы, семинары-совещания, тренинги, диспуты, мастер-классы, круглые столы, конференции, конкурсы профессионального мастерства. Помимо традиционных форм работы с классными руководителями используются интернет-конференции, дистанционные формы обучения, маркетинговые исследования, ярмарки инновационных технологий, программ и проектов, банк данных инновационных форм работы с детьми и подростками, картотека коллективно-творческих дел, постоянно действующие выставки «Воспитание в 21 веке» и т.п.

Процессуальный компонент представлен этапами повышения социального и профессионального статуса классного руководителя: мотивационным, образовательным, результативным.

Мотивационный этап является основополагающим, определяющим генеральное направление и содержание всей деятельности классного руководителя: стратегическая задача – развитие целеполагания, активизация интересов и стремлений, мотивов выбора целей и средств самоосуществления в деятельности классного руководителя. Важно пробудить у классного руководителя желание ретроспективно проанализировать собственные профессионально-педагогические возможности, с тем чтобы преодолеть «стартовую напряженность» и естественное сопротивление изменениям в личностно-профессиональной сфере. На данном этапе обновляется состав диагностических и рефлексивных умений, производится критическая самооценка, возникает неудовлетворенность прежними формами воспитательной деятельности, пробуждается ценностно-смысловая установка на самосовершенствование и саморазвитие.

Образовательный этап предполагает получение и накопление прочных, системных, глубоких, осознанных знаний, формирование умений и навыков классного руководителя, которые естественном образом реализуются в профессиональной практике.

Результативный этап предполагает накопление опыта классного руководства, реализацию индивидуальных профессиональных замыслов. Ведущей становится личностно-творческая стратегия профессионально-личностного саморазвития.

Рефлексивно-оценочный компонент модели связан с подбором диагностических средств, с помощью которых можно оценить эффективность и результативность процесса повышения социального и профессионального статуса классного руководителя по критериям: мотивационно-ценностному, когнитивному и деятельностному (см. табл.1)

Таблица 1

Диагностические средства оценки эффективности и результативности повышения социального и профессионального статуса классного руководителя.


Мотивационно-ценностный

Показатели: наличие мотива профессионального самоосуществления и самосовершенствования в должности классного руководителя; направленность на личность как наивысшую ценность; установка на сотрудничество, взаимодействие.

Средства диагностики: мотивация профессиональной деятельности методика К. Замфир в модификации А.А.Реана, карта диагностики педагогической культуры учителя Т.Ф.Белоусова и Е.В.Бондаревской; опросник «Диагностика эмпатии» А.Меграбяна и Н.Эпштейна

Когнитивный

Показатели – знания: о предмете своей деятельности, о сущности, эффективных способах и средствах классного руководства; способность к система­тизации и обобщению знаний

Средства диагностики: анализ количественных данных информационной карты (Информационная карта УДОД, раздел «Классное руководство»): количество классных руководителей, наличие квалификации

Деятельностный

Показатели - умения: видения педагогической проблемы и способов ее решения, разработки и реализации программ воспитания коллектива и ученика, рефлексии деятельности, самостоя­тельного творческого по­иска в профессиональной деятельности; владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; социальная активность

Средства диагностики: анкета на выявление удовлетворенности родителей и детей воспитательным процессом в классе (разработчики – маркетинговая служба ОДТДМ); анализ количественных данных информационной карты (Информационная карта УДОД, раздел «Классное руководство»): участие в конкурсах профессионального мастерства, наличие наград и званий, достижения воспитанников

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Региональная модель повышения социального и профессионального статуса классного руководителя
348.71kb.
Цель: Использование классным руководителем в воспитательном процессе современных образовательных технологий и методик для совершенствования и повышения эффективности воспитательной работы в школе. Задачи
299.15kb.
Материалы для планирования работы классного руководителя
21.53kb.
В анектах он указывал: "Д-р Фил Симпсон, биомоделист, лицо высокого социального статуса", и никого не заботило, какой такой у него конкретно статус
79.51kb.
Формы работы классного руководителя с семьей
196.62kb.
Функции классного руководителя Конкретное содержание работы классного руководителя определяется должностными инструкциями конкретного образовательного учреждения, где он работает
43.92kb.
Программа по организации внеурочной деятельности
148.06kb.
Положение о механизме взаимодействия в образовательном пространстве школы по работе с учащимися «группы риска»
38.85kb.
Программа воспитательной работы с классным коллективом на 2012-2015 г
400.65kb.
Инструкция классного руководителя
68.67kb.
2. функции классного руководителя
59.06kb.
Отчёт классного руководителя
52.79kb.