takya.ru страница 1страница 2 ... страница 10страница 11
скачать файл




Булат Окуджава:

проблемы жизни и творчества

Региональный общественный фонд Булата Окуджавы

Государственный Дом-музей Булата Окуджавы

Булат Окуджава:

проблемы жизни и творчества
Материалы I научно-практической конференции молодых ученых
12 апреля 2008 г. Переделкино

МОСКВА, 2009



Составление, библиография, редактированиеЕ.А. Семенова
РедакторО.А. Салынский

Фотографии из архива Б.Ш. Окуджавы предоставлены



О. Окуджава и Домом-музеем Б.Ш. Окуджавы в Переделкине


Булат Окуджава: проблемы жизни и творчества

Материалы I научно-практической конференции молодых ученых.

12 апреля 2008 г. Переделкино

Сборник содержит исследования молодых специалистов, студентов и аспирантов, изучающих творчество Б.Ш. Окуджавы. В книгу также включено исследование С.С. Бойко, посвященное эволюции персонажа в произведениях Б.Ш. Окуджавы на исторические темы. Издание дополняет серию публикаций Дома-музея Булата Окуджавы «Творчество Булата Окуджавы в контексте культуры XX века» (2001), «Булат Окуджава: его круг, его век» (2004) и «Миры Булата Окуджавы» (2007).

Для специалистов по истории русской литературы XX века и всех, кто увлечен творчеством Булата Окуджавы и окуджавознанием.

М., 2007

 Региональный общественный фонд Булата Окуджавы, 2009

 Коллектив авторов, 2009



Содержание
От редактора-составителя……………………………………………………………………5
ПРОЗА
Карстен Анна Владиславовна

студентка СГУ им. Н.Г.Чернышевского (Саратов)

Декабристы в художественном сознании Б.Окуджавы (от «Бедного Авросимова»

к «Свиданию с Бонапартом»)………………………………………………………………..….8
Казамбаева Светлана Фаритовна

студентка АГУ (Астрахань)

Мотив встречи с историческим лицом

в романе Б.Ш. Окуджавы «Свидание с Бонапартом»……………………………………….12
ПОЭЗИЯ
Ерохина Мария Владимировна

студентка УГТУ-УПИ (Екатеринбург)

Звук и тишина в поэзии Булата Окуджавы………..…………………………………………16


Мосова Диана Владимировна

студентка НГЛУ им. Н.А. Добролюбова (Н.Новгород)

Образ Прекрасной дамы в лирике Окуджавы и проблема блоковской традиции………….26


Чудасов Иван Владимирович (Астрахань)

студент АГУ (Астрахань)

Булат Окуджава и комбинаторная поэзия: к постановке проблемы………………………..31


Арсуага-Герра Маргарита

студентка РГГУ (Москва)

Образ музыканта и символы судьбы и надежды в поэзии Б.Ш. Окуджавы……………….37


ТВОРЧЕСТВО Б.Ш. ОКУДЖАВЫ И РАЗЛИЧНЫЕ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
Аксенова Наталия Васильевна

студентка РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)

Окуджавский фон в повести Л.Е. Улицкой «Веселые похороны»………………………….46


Артамонова Екатерина Александровна

студентка РГГУ (Москва)

Б. Окуджава и театр: спектакль «Вкус черешни» в театре «Современник»………………101


Раевская Мария Александровна (Москва)

аспирантка МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва)

Переводы поэзии Б.Ш. Окуджавы на болгарский язык…………………………………….56


Волкова Ольга Евгеньевна

студентка РГГУ (Москва)

Песни Булата Окуджавы и традиции французского шансона………………………………64


Шумкина Инна Викторовна

аспирантка СамГУ (Самара)

Цитаты из произведений Б. Ш. Окуджавы в газетных заголовках………………………..70


ПРИСЛАННЫЕ ДОКЛАДЫ
Сычева Анастасия Валерьевна

аспирантка СВГУ (Магадан)

Жанр «песни» и «песенки» в поэзии Булата Окуджавы……………………………………77


Захарова Ксения Васильевна

аспирантка СВГУ (Магадан)

Звукопись в прозе Б. Окуджавы и ее воссоздание в немецкоязычных переводах………..81


МАСТЕР-КЛАСС
Бойко Светлана Сергеевна (Москва)

кандидат филологических наук, доцент РГГУ

Два «Глотка свободы», или «бедный Авросимов» под маской:

эволюция персонажа в прозе Окуджавы……………………………………………………..85

От редактора-составителя


Предлагаемое издание содержит материалы I научно-практической конференции молодых ученых «Булат Окуджава: проблемы жизни и творчества» (12 апреля 2008 г., Переделкино). За десять лет существования Дома-музея Булата Окуджавы здесь уже сложилась традиция проведения научных встреч и издания их материалов («Творчество Булата Окуджавы в контексте культуры XX века» (2001), «Булат Окуджава: его круг, его век» (2004) и «Миры Булата Окуджавы» (2007)). Нынешний сборник и одноименная конференция продолжают эту традицию и вместе с тем видоизменяют ее.

Впервые научное мероприятие, организованное Музеем, проходило непосредственно в его стенах, в уютном небольшом зале за круглым столом. Здесь собрались молодые специалисты из Астрахани, Екатеринбурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Санкт-Петербурга, Саратова. На встрече также присутствовали научные руководители некоторых участников, гости и сотрудники музея, принявшие наряду с выступающими участие в обсуждении докладов.

По окончании основной части конференции С.С. Бойко провела для присутствующих мастер-класс. Организуя его, устроители имели в виду познакомить слушателей, лишь начинающих свой путь в «окуджавознании», с примером подлинно научного подхода и неподдельного интереса к творчеству Б.Ш. Окуджавы, а также высокого уровня компетенции в соответствующей проблематике.

Заботливость директора Музея – Ольги Владимировны Окуджава – и ее сотрудников помогла создать непринужденную атмосферу во время встречи. В завершение Валерий Иванович Босенко представил участникам фрагменты из подготовленного им фильма «Сентиментальный романс–2000. Реквием ХХ веку».

Структура сборника в целом отражает последовательность докладов. К сожалению, в книгу не удалось включить текст выступления И.О. Гуляевой (студентки НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, научный руководитель М.А. Александрова) «Дуэльная ситуация и тип «лишнего человека» в романе Окуджавы «Путешествие дилетантов». В разделе «Присланные доклады» представлены сообщения, предназначавшиеся для конференции, однако по ряду причин не прозвучавшие на ней.
Попытка обновления традиции научных встреч в Музее Булата Окуджавы, ставшая насущной необходимостью, продиктована рядом причин. За время своего существования Музей провел три международные конференции; без преувеличения можно сказать, что на них присутствовал цвет отечественной культуры. Однако сотрудники Музея полагают, что перед ними стоят и педагогические, и популяризаторские задачи (ведь основная наша деятельность – проведение экскурсий, организация вечеров и выставок, посвященных поэту!). Эти задачи требуют своего воплощения и в научной сфере. Началом здесь может послужить попытка объединения (и организации личной встречи) тех, кто заинтересован в исследованиях жизни и творчества Булата Окуджавы – не только исследователей, уже имеющих ученую степень, но и молодежи, в том числе из провинциальных городов.

И специфика подхода, и уровень проработанности материала, и масштаб привлечения библиографического материала, и стиль публикуемых текстов значительно различаются. Однако при подготовке сборника к печати редактор-составитель в конечном итоге отказался от идеи привести работы к некоему «общему знаменателю», унифицировать стиль, добиться во всех случаях полной ясности того, что хотел выразить тот или другой автор. Наша задача – представить молодое «окуджавознание» как оно есть и ободрить начинающих исследователей на их нелегком профессиональном пути.

В силу того, что между самой конференцией и публикацией ее материалов прошел немалый срок, статус ряда ее участников изменился: некоторые из них завершили свое обучение в вузах и аспирантуре. В издании сведения о докладчиках приведены в соответствии с тем, какими они были на момент выступления.
На начальном этапе редактирования сборника участие в работе над ним принял О.А. Салынский. Он оказал Музею неоценимую помощь в подготовке к печати прежних наших изданий, и сотрудничество с ним обещало быть по-прежнему плодотворным. Известие о его смерти стало для сотрудников Музея неожиданным ударом. Светлая память Олегу Афанасьевичу.

Хочется выразить благодарность авторам за участие в конференции, предоставленные материалы, готовность к сотрудничеству.

Редактор-составитель с признательностью примет все замечания, уточнения, пожелания и предложения.

ПРОЗА
Анна Карстен


Декабристы в художественном сознании Б. Окуджавы

(от «Бедного Авросимова» к «Свиданию с Бонапартом»)
Проблема декабризма – одна из центральных в исторической романистике Б. Окуджавы. Как свидетельствует содержание трех романов автора, декабризм привлекает Б. Окуджаву прежде всего как духовный процесс, как высшее проявление общественного сознания своего времени. О причинах своего интереса к событиям 14 декабря 1825 года и в целом к первой половине XIX века писатель неоднократно говорил в своих интервью, неизменно подчеркивая значимость декабризма как духовно-нравственного явления эпохи. На вопрос: «Чем объясняется ваш интерес <…> к первой половине XIX века?» - Булат Шалвович отвечал: «<…> я увлекся первой половиной прошлого века потому, что, на мой взгляд, Россия, достигнув государственной зрелости, одновременно ощутила в себе начала всяческих социальных болезней и несовершенств, что побудило общество об этом усиленно размышлять, сокрушаться, то есть совершенствоваться. Что же касается моей приверженности декабристам и, в частности Пестелю, <…> то в них эта тенденция проявилась наиболее ярко».1

Проблема декабризма в исторической романистике Б.Ш. Окуджавы привлекала внимание многих исследователей, в числе которых Я.А. Гордин, Г.А. Белая, В.Д. Оскоцкий, И.В. Скачков, С.С. Бойко, Т.И. Дронова, С.В. Уварова, Л.С. Трус, Е.Ю. Скарлыгина. В работах этих и ряда других ученых выявляются неповторимые черты художественно-исторического мышления автора «Бедного Авросимова», «Путешествия дилетантов», «Свидания с Бонапартом». Методологическое значение для нашего исследования имеют суждения Г.А. Белой о философской насыщенности лирических повествований Б. Окуджавы,2 Я.А. Гордина о роли вымышленного повествователя в структуре текста,3 Т.И. Дроновой о диалоге автора с читателем через образы культуры и систему лейтмотивов4.

Романы Б. Окуджавы имеют лирико-философскую природу, что обусловливает доминирование в них авторского начала. В связи с этим представляется недостаточным прочтение их лишь на уровне событийного развития судеб героев. Для понимания характера осмысления писателем исторического материала необходимо изучение стилевых особенностей произведений, выявление форм авторского присутствия в тексте. Цель данного доклада – анализ системы лейтмотивов, репрезентирующих точку зрения автора на феномен декабризма.

Среди повторяющихся словообразов романов «Бедный Авросимов» и «Свидание с Бонапартом» одним из ключевых для понимания историко-философских взглядов Б. Окуджавы является мотив крови. Впервые он возникает в романе «Бедный Авросимов» в составе целого комплекса мотивов. Характерно, что мотивы-словообразы романа группируются вокруг целостных образов – прежде всего, вокруг действующих лиц или групп действующих лиц. Так, в мотивную структуру романа входят мотивы масок, театра, игры, представляющие Следственный комитет; мотивы предательства, детскости, имеющие отношение к декабристам; мотивы сходства с Наполеоном, злодея, пророка, характеризующие Пестеля; мотивы тревоги, зова о помощи, сомнения, связанные с Авросимовым; а также мотив глотка свободы, имеющий двойную соотнесенность – с декабристами, с одной стороны, и с Авросимовым, а через него – и с будущими поколениями, с другой. Мотив крови связан непосредственно с декабристами и развивается в высказываниях, принадлежащих Пестелю, а также другим персонажам, обсуждающим, каждый в своем ключе, события на Сенатской площади и тот радикальный вариант реформирования российской государственности, который был предложен вождем Южного общества декабристов, но так и не реализован четырнадцатого декабря (уничтожение монархии и установление республиканской формы правления путем убийства царя и членов царской семьи). К числу персонажей относится и герой-рассказчик, предположительно современник и очевидец декабрьских событий, «под маской» которого автор вводит в текст романа свои размышления о героях и событиях.

В художественной ткани повествования мотив крови представлен точечно (само слово «кровь» упоминается в романе лишь несколько раз). В структуре текста он реализуется чаще как мотив цареубийства, и в этом своем воплощении неотделим от мотива злодея/злодейства. «Злодеем» в романе именуется Пестель, а его предприятие, связанное с уничтожением царской семьи – «злодеянием». Наличие в романе таких мотивов обусловлено особым ракурсом изображения, избранным Б.Окуджавой для своего повествования: декабристы, Пестель показаны в момент следствия, во время допросов в Петропавловской крепости. Обвиняемые властью в лице Следственного комитета, они предстают как цареубийцы и злоумышленники. Таким образом, мотивы злодейства и цареубийства вводятся в роман как официальная точка зрения власти. Однако по ходу повествования автор вносит свои коррективы в такую трактовку. Через мотив крови, введенный через «слово героя» (высказывания Пестеля, Авросимова и рассказчика), писатель ставит вопрос о том, может ли быть оправдана кровь, пролитая ради блага.

Для Пестеля, имеющего «намерения самые патриотические»,5 цареубийство – лишь вынужденный шаг на пути к «совершенству»: «Когда бы можно было без того, я первый сложил бы оружие и надел бы хитон и сандалии».(332) Возможное пролитие крови обосновывается им принципом «лучше добро на крови, чем кровь без добра». (332) Отношение автора к «самооправданию» героя благой целью не высказано в повествовании явно. Вопрос о крови не находится в центре авторского внимания, но, судя по оценкам позиции Пестеля, передоверенным Авросимову и рассказчику, она не относится к разряду авторитетных для создателя романа.

В сознании Авросимова, одолеваемого сомнениями («кто знает, чья вина, а чья правда»(151)), отношение Пестеля к крови то оправдывается, то становится фактором, отталкивающим его от декабристов: «Большая и тяжелая, словно гора, навалилась машина на злодея и перемалывала ему кости. А ежели безвинным пасть под нее? <…> Так, может прав этот чертов полковник, вознамерившийся избавить нас от вечного страха и от вечного предчувствия беды? Да, но при сем мерещилась ему кровь (вы помните?), без которой не мыслил он будущего благоденствия!... Так что же лучше-то? Ах, что же лучше?».(368) Через точку зрения Авросимова заостряется мотив небезупречности выбора, сделанного Пестелем.

Мотив крови, возникающий в рассуждениях рассказчика, также реализуется как мотив недопустимости пролития крови («Две тени, золотая и серебряная, это ведь – две рыбки, это ведь символы чистоты и веры. Они, хоть слабые да беспомощные, но разве ж не они нам мерещатся? Нам, погрязшим в крови и безумстве?»(292)). Однако именно в его высказываниях появляется мотив пророка, связанный с Пестелем: «Прав был Пестель или нет? Злодей он или пророк? <…> Это я открыл для себя и вам первому сообщаю по большому секрету <…> в сем вопросе полковник был не злодей, но пророк. <…> Но сильные мира сего страсть как не любят пророков <…>».(256-257)

В контексте романа мотив пророка взаимодействует с мотивом глотка свободы, центральным в повествовании. Смысл его раскрывается во многом благодаря возникающему в тексте образу круга, линии, очерченной вокруг каждого человека, переступить которую способен далеко не всякий: «<…> история жизни учит, что лишь немногим из нас удаётся вырваться за сию линию, проведённую вокруг, и лишь они-то и могут понять, что сие – просто линия, а не Божье установление…».(380) Выступление декабристов осмысляется как выход за рамки обозначенного круга, как «глоток свободы», что позволяет говорить о том, что сами декабристы воспринимаются автором как носители высоких нравственных идеалов, как люди, имевшие смелость преступить через установленный порядок вещей во имя идей добра и справедливости. Кроме того, мотив глотка свободы, на наш взгляд, художественно воплощает представление Б.Окуджавы о значимости духовных исканий декабристов для будущего. Через образ Авросимова автор вводит мотив будущего поколения, вслед за декабристами ощутившего вкус свободы, но и одновременно – горечи от несовершенства российского общественного устройства.

Таким образом, на уровне авторской позиции в тексте прослеживается неприятие крови, которое являет себя через колеблющееся сознание неискушенного провинциала Авросимова и через призму суждений умудренного жизнью героя-рассказчика и получает в романе обоснование, связанное с духовно-нравственными воззрениями Б. Окуджавы, рассматривающего кровопролитие как преступление нравственного закона. Но мотив крови не находится в данном романе в фокусе авторского повествования, акцент делается на мотиве глотка свободы, на значимости духовного преодоления декабристами косности сознания своей эпохи.

Роман Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом», написанный через четырнадцать лет после публикации «Бедного Авросимова», обнаруживает более сложное отношение к попытке преображения истории декабристами.

Мотив крови, только заявленный в «Бедном Авросимове», становится ведущим в структуре «Свидания с Бонапартом», где проблема крови ставится гораздо более остро. Мотив является одним из важнейших для понимания той переоценки декабризма, которая происходит в идейном мировосприятии автора. Другими словами, именно через него обнаруживается разница в понимании Б. Окуджавой декабризма, художественно воплощенном в двух романах. Вопрос о том, можно ли изменить историю через кровь, прозвучавший в «Бедном Авросимове», осмысляется в «Свидании с Бонапартом» не только в нравственном, но и в философском аспекте.

Мотив крови, представленный в романе в разных контекстах, воплощает авторский взгляд на проблему насилия, порождаемого войной и революцией - двумя началами в истории, неизбежно ведущими к крови. Находясь в центре мотивной структуры, он «стягивает» вокруг себя все остальные мотивы романа. Первоначально мотив вводится в текст в связи с темой войны 1812 года и получает конкретное воплощение в записках генерала Опочинина в мотиве истекающего кровью отечества: «<…> отечество, истекающее кровью вздохнет, что есть мочи, расправит могучие крылья, спохватится»6. При этом мотив крови, связанный с войной, неотделим от мотива возмездия. «Кровавая прогулка» по России, затеянная Бонапартом, осмысляется как возмездие, неизбежная кара за русские походы в Европу: «<…> мы забываем о возмездии. На узком пространстве меж дьяволом и богом успевают отпечататься следы наших сапог, и конских копыт, и орудийных колес, и крови… Что же дальше? Дальше-то что? Я никогда не спрашивал себя, топча чужие огороды, а что же дальше?».(67) Свое наиболее полное выражение мотив возмездия получает в образе Франца Мендера, «обезумевшего от идеи, что возмездие за мелкие пакости на италианской земле теперь в лице французов идет за ним по пятам».(29) Дальнейшее развитие мотива крови связано с темой декабристского выступления. Понимание декабризма как начала революционного, а значит сопряженного с кровью, раскрывается, главным образом, в размышлениях Варвары Волковой, Свечина, Тимоши Игнатьева о власти, рабстве и равенстве, имеющих непосредственное отношение к идеям декабристов. В данном контексте с мотивом крови сплетаются мотивы фантазии и здравого смысла, книжного знания и реальности, а также мотив рока/судьбы. Все они способствуют выражению сложного взгляда автора на феномен декабризма.

Неприятие крови в романе обусловлено не только нравственной позицией автора, но и его представлением о путях развития истории, ход которой человек не должен нарушать своим вмешательством. В этой связи содержательно важным в плане авторской оценки декабризма является мотив рока/судьбы. Он вводит тему тщетности попыток человека, бессильного перед судьбой, историей, «пред ликом высших сил»,(153) изменить существующий порядок. В мотивной структуре «Свидания с Бонапартом» воплощается историософская позиция Б. Окуджавы. Мысль о том, что человеку не дано знать, как установить справедливость, не дано право решать и изменять, что «всё течёт помаленьку в нужном направлении, пренебрегая нашими капризами и амбициями»,(153) пронизывает всё повествование, в том числе и те его части, где речь идёт о декабристах, «несчастных людях, вообразивших себя способными изменить ход истории».(265)

Вопросы, которые ставятся Б. Окуджавой в романе в том числе через систему мотивов: кто является носителем истины, оправдывают ли идеи свободы и равенства кровопролитие и жестокость, во власти ли человеческой вообще освобождение от несправедливости, – свидетельствуют о более сложной концепции истории, чем в «Бедном Авросимове». Полифоническая структура романа, обусловливающая множественность точек зрения, художественное многоголосие, «дробит» единый авторский ответ на них на множество ответов и указывает на сложность решения Б. Окуджавой вопроса о декабризме как духовно-нравственном явлении эпохи.

Таким образом, моменты эволюции художественно-исторических воззрений Б. Окуджавы прослеживаются именно на уровне смены мотивов и развития тех смыслов, которые возникают на основе мотивных связей в структуре художественного целого, а также в контексте двух романов.


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Региональный общественный фонд Булата Окуджавы Государственный Дом-музей Булата Окуджавы
1831.81kb.
Тема: Тема Москвы в творчестве Булата Окуджавы
13.08kb.
Перечень диссертаций, защищенных в совете д 212. 198. 04 в 2011 году
15.1kb.
Урок по русской литературе. Тема: Бардовая поэзия. Творчество Б. Окуджавы и О. Митяева
114.87kb.
Региональный общественный «хабаровский фонд диких животных»
200.48kb.
Доклад о положении с правами человека в республике башкортостан за 2008 год
1586.22kb.
Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник
15.81kb.
1 разработан федеральным бюджетным учреждением Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г
175.63kb.
В 2011г весь мир отметил 85-летие Винни-Пуха. Филиал Астраханской государственной картинной галереи им. П. М. Догадина Дом музей Б. М
18.48kb.
I. Античная эстетика Досократики. Сократ
2888.3kb.
Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева принимает звёзд Moscow Design Week 2011
16.51kb.
Музеи России, связанные с именем С. Т. Аксакова
223.53kb.