takya.ru страница 1
скачать файл
Роль семейного воспитания в будущей самореализации детей

Лецкий С.И., Хабибуллин Р.Ж., студенты 4 курса очного отделения специальности «государственное и муниципальное управление»

Филиала РГУ в г. Балашихе.

Проблема самореализации является важнейшей как в современной педагогической науке, так и в психолого-педагогической практике сопровождения развивающейся личности. Не только педагогов, профессиональных воспитателей, но и родителей достаточно часто интересуют вопросы: «Почему одни люди всегда жалуются на свое начальство и работу, на свою зарплату и здоровье, на семью и соседей и при этом ничего не хотят менять, боясь взять на себя ответственность за принятие решений, за реализацию своих способностей и потенциалов? Почему другие люди, невзирая на нестабильность и незащищенность, стремятся реализовать себя, готовы работать сверхурочно, во многом себе отказывать, чтобы достичь своей цели? Может быть, это разные люди? Или это люди, находящиеся в разных жизненных ситуациях? Они сами выбирают себе такие условия или им повезло оказаться в нужном месте в нужное время? Может быть, их по-разному воспитывали? Может быть, у них разная наследственность?».

Нам также представляется важным найти ответы на эти вопросы. Однозначно только то, что вторые счастливее первых.

Биографии людей самореализовавшихся подтверждают, что жизнь каждого человека в его руках, но никто и не думает отвергать того факта, что раскрытие каждой личности очень сильно зависит от родительского воспитания, воспитания близких людей и т.д.

Чёткое определение самореализации встречается в работах Л.А. Беляевой: "...процесс формирования личности не может осуществляться вне активности личности, которая находит выражение в её самореализации, как процессе, где личность выступает в качестве субъекта разнообразных видов деятельности и отношений, творцом общества и самого себя".1

Термин «самореализация» (self-realisation) впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. С тех пор было сформулировано множество определений понятия, но в последние годы исследовательский интерес к проблеме самореализации личности резко возрос. Определим интересующее нас понятие как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В такой трактовке близкими по содержанию являются понятия «самореализация», «самоопределение», «самоактуализация», «самоосуществление».

Форма самореализации может быть внешней — направленной на самовыражение индивида в различных сферах (профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности) или внутренней, которая обеспечивает самосовершенствование человека в физическом, интеллектуальном, эстетическом, нравственном и духовном аспектах.

В числе видов самореализации были названы деятельностная (самовыражение в различных видах деятельности, в т.ч. профессиональной), социальная (связана с общественно-полезной активностью) и личностная (способствует духовному росту и развитию личностного потенциала). Предложенный подход позволяет не только представить самореализацию как психологическое образование, но и раскрыть различные межуровневые связи.

Рассматривая путь личности к самореализации, необходимо проследить те новые потребности и потенциальные возможности возраста, которые сами реализуются в различных видах деятельности и тем самым подготавливают личностный потенциал для перехода к другому возрастному периоду и для возникновения следующих потребностей и их реализации.

Особое место в развитии личности, становления субъектности занимает подростковый возраст, для которого актуальными являются процессы самоутверждения и самовыражения. Здесь особо следует отметить важное значение поиска новых форм социально значимой деятельности, которая создала бы условия для самоутверждения подростков. Юношеский возраст — это период самоопределения и саморазвития. Главные новообразования — это саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению и сознательному построению собственной жизни. Именно с этого возраста начинает развиваться способность и возможность самореализовываться в социально значимой деятельности.

Как отмечает В. Пантелеева, и с ней трудно не согласиться, что в любом возрасте самое опасное и губительное для будущей самореализации ребенка — когда взрослые не хотят замечать тенденцию к самостоятельности и творчеству, сдерживая проявления взрослости, предпочитая привычные, зачастую авторитарные методы воспитания2.

Учитывая сказанное, стоит понимать, что самораскрытие может происходить в сферах, которые учитывая традиции и нормы конкретного общества трудно назвать общепринятыми. Обычно стремление в нетрадиционные сферы деятельности, будь то творчество, спорт или что-то другое, в лучшем случае не встречает одобрения, либо просто вызывает улыбки.

Ведь что спорт, что творчество - области куда менее стабильные, чем бухгалтерское или, к примеру, инженерное дело.

Самореализация не имеет прямой связи с деньгами и признанием, так как является скорее внутренней потребностью что-то сказать миру, отдать ему часть себя. Хотя раскрытие своих возможностей, своей искорки, приводит к вышеописанному чаще, чем пребывание не на своём месте.

Примеры многих известных людей очень показательны в аспекте самореализации и необходимости поддержки близких.

Каждому из нас известна выдающаяся научная деятельность Альберта Эйнштейна, его теория относительности и его великая формула E=mc². Но мало кто подозревает, что интеллектуальное развитие Эйнштейна было очень медленным и до 9 лет, в отличие от сверстников, он с трудом читал и писал. Плюс к этому любознательный и пытливый характер Эйнштейна часто ставил в тупик профессоров и учителей, за что те его никогда не любили.


Никто и подумать не мог, что именно эти черты характера помогут гениальному учёному в его свершениях.

Часто Эйнштейну задавали вопрос: как это ему удалось создать теорию относительности? Полушутя, полувсерьёз он отвечал:

«Почему именно я создал теорию относительности? Когда я задаю себе такой вопрос, мне кажется, что причина в следующем. Нормальный взрослый человек вообще не задумывается над проблемой пространства и времени. По его мнению, он уже думал об этой проблеме в детстве. Я же развивался интеллектуально так медленно, что пространство и время занимали мои мысли, когда я стал уже взрослым. Естественно, я мог глубже проникать в проблему, чем ребенок с нормальными наклонностями»

Неизвестно, как сложилось бы будущее А. Эйнштейна, если бы в 1986 г. в Федеральном технологическом институте он бы не познакомился с учителем, который стал его наставником и поддерживал теории и искания будущего гения, вдохновляя на следование своему пути.

Во многом благодаря поддержке там, где раньше были только закрытые двери, Эйнштейн стал одной из наиболее грандиозных личностей в истории человечества.

Также один из ярчайших предпринимателей мира, основатель компании «Virgin», писатель и вдохновитель миллионов Ричард Бренсон рассказывает о значимой роли поддержки близких людей в своём самораскрытии.

Молодой Ричард плохо успевал в школе, за что часто получал нагоняй от родителей. Уже тогда он был увлечён идеей предпринимательства и создания бизнес-систем.

В один момент перед Ричардом была сложная ситуация, либо найти довольно большую сумму денег, либо оставить свои грандиозные затеи. Начало великому и одному из наиболее любимых брендов в мире «Virgin» положила бабушка Ричарда, которая поверила во внука и отдала ему крупную сумму.

А воля и сильный характер, заложенные в Ричарда его семьёй, благодаря их любви к путешествиям и приключениям, стали важной особенностью его успеха.

Интересен в плане самореализации и пример лучшего на данный момент футболиста в мире Лионеля Месси. В 10 лет у будущего спортсмена обнаружили дефицит соматотропина (гормон роста, ведущий к задержке умственного развития).

Лионель был увлечён футболом, что в содействии с болезнью плохо влияло на его успехи в учёбе. Отец настаивал на том, чтобы мальчик бросил футбол и сконцентрировался на учёбе, но мама, которая не раз слышала о спортивном таланте Лионеля, решила предоставить ему возможность спортивной самореализации.

Вот так родительская поддержка определила будущее Лионеля, сделав его лучшим футболистом мира. А ведь другой выбор мог привести его к обыденной и ничем не примечательной жизни.



Исследуя подобные исторические факты, можно придти к выводу о важности правильного воспитания ребёнка, от этого во многом зависит его дальнейшая самореализация. Крайне важно замечать таланты ребёнка и помнить, что каждый из нас уникален. Поддерживать его и позволять самому принимать важные решения, открывающие или закрывающие те или иные двери его будущего.
Список использованной литературы

  1. Беляева Л.А. Диалектика социального и индивидуального и проблема формирования личности. Свердловск, 1983. – 189 с.

  2. В.Пантелеева. О самореализации личности. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200800212




1 Беляева Л.А. Диалектика социального и индивидуального и проблема формирования личности. Свердловск, 1983. - С. 27

2 Валерия Пантелеева. О самореализации личности. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200800212

скачать файл



Смотрите также:
Роль семейного воспитания в будущей самореализации детей
63.46kb.
2. Организация деятельности группы семейного воспитания
50.32kb.
Одним из важнейших моментов деятельности психолога является работа с родителями
91.9kb.
Роль обучения в развитии детей с отклонениями. Коррекционная направленность обучения. Психологические проблемы построения методов специального обучения
250.26kb.
Дошкольный возраст играет значительную роль в создании условий для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания
23.46kb.
Общие вопросы теории физического воспитания детей
33.74kb.
Вопросы к экзамену Общие вопросы теории физического воспитания детей
30.24kb.
«Работа с родителями в условиях реализации фгт»
63.52kb.
Стили семейного воспитания
46.72kb.
Роль физического воспитания в гармоничном развитии личности специалиста
46kb.
Т. Е. Волосовец Зам начальника Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи
176.3kb.
Хранительница семейного очага
51.46kb.