takya.ru страница 1страница 2
скачать файл
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ КЫТМАНОВСКОГО РАЙОНА

ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Программа

развития системы образования

Кытмановского района на

2006-2010 годы.

Программа развития системы образования

Кытмановского района на 2006 - 2010 годы.
Паспорт Программы.


Наименование Программы

Программа развития системы образования Кытмановского района на 2006-2010 годы.

Основание для разработки

Закон Алтайского края "Об образовании в Алтайском крае", принятый Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 29.11.2004 г. №432;

Краевая целевая программа развития образования на 2006-2010 годы.



Заказчик

администрация Кытмановского района

Основные разработчики

комитет администрации Кытмановского района по образованию, учреждения образования района.

Основная цель Программы

развитие системы образования района в интересах разностороннего и своевременного развития детей и молодёжи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования и самореализации личности.

Основные задачи Программы

- сохранение и укрепление материальной базы учреждений образования;

- совершенствование воспитательного процесса, создание условий для развития личности и реализации её индивидуальных возможностей;

- продолжение работы по повышению квалификации учителей-предметников в области применения информационно-коммуникативных технологий через АКИПКРО и БГПУ;

- продолжение работы по повышению квалификации руководителей и специалистов учреждений образования через систему методической работы школы, района края; самообразование;

- продолжение работы по наполнению имеющихся информационных образовательных ресурсов;

- совершенствование системы управления качеством образования;

- создание эффективной системы отслеживания судеб детей, оказавшихся за пределами образовательной системы, оказание им необходимой помощи, получения ими основного общего образования. Начать практическую реализацию программы родительского всеобуча;

- создание во всех образовательных учреждениях условий по реализации гарантий, закреплённых в законе Алтайского края "Об образовании в Алтайском крае", по воспитанию учащихся, воспитанников;

- обеспечение дальнейшей оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся. Продолжить внедрение здоровьесберегающих технологий

- дальнейшее развитие психологической службы

- плавный переход к профильной школе на территории района;

- создание системы содействия семье в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения.

- совершенствование системы защиты прав детей, обеспечение полноценной жизнедеятельности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; правовая, психолого-педагогическая и финансовая поддержка семей, взявших на воспитание детей.


Важнейшие индикаторы и целевые показатели

  1. 100% реализация нормативно-правовой базы закона РФ «Об образовании», закона Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае»

  2. Реализация национально-региональных стандартов образования. Успешность 100% для здоровых детей.

  3. Использование государственно-общественного характера управления системой образования в 100% школ.

  4. Внедрение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологии в 100% школ.

  5. Повышение ответственности руководителей и педколлективов за уровень качества образования (обучение, развитие, воспитание):

- 100% успеваемость не менее 45% качество знаний;

- каждый выпускник продолжает образование;

- уровень воспитанности – выше среднего.

6. Сохранение и развитие, имеющейся системы образовательных учреждений:

- средних школ – 13

- основных – 5

- ДЮЦ – 1

- ДЮСШ -1

7. Укрепление материально-технической базы для перехода на предпрофильное и профильное обучение. В 2010 году 13 школ.


Сроки реализации

Программа осуществляется в 2006-2010 г.г.

Перечень разделов Программы

- Общее образование;

- Воспитание и дополнительное образование;

- Педагогические кадры;

- Педагогическое образование;

- Дошкольное образование;

- Обучение, воспитание, социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- Целевые программы;

- Финансовое обеспечение Программы



Исполнители основных мероприятий

комитет администрации Кытмановского района по образованию, образовательные учреждения района, общественный сектор, комитет по финансам и налоговой политике администрации района.

Объёмы и источники финансирования

финансирование Программы осуществляется за счёт средств краевого и районного бюджета и согласовывается с планом социально-экономического развития Кытмановского района.

Всего из краевого бюджета 9,541 млн. рублей и по годам:

2008 г. – 3,469 млн. рублей,

2009 г. – 3,241 млн. рублей,

2010 г. – 2,831 млн. рублей.

Всего из районного бюджета 1,333 млн. рублей и по годам:

2008 г. – 0,737 млн. рублей,

2009 г. – 0,362 млн. рублей,

2010 г. – 0,234 млн. рублей.


Ожидаемые конечные результаты Программы:

- создание условий для реализации конституционных прав граждан на образование;

- создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование здорового образа жизни;

- создание системы оценки качества образования;

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;

- повышение качества психолого-медико-педагогической, социально-трудовой реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- оптимизация сети и структуры учреждений начального и среднего образования, укрепление кадрового потенциала

- повышение статуса воспитания в образовательных учреждениях всех типов и видов на основе широкого общественного сознания


Содержание Программы
Введение.
Программа развития системы образования Кытмановского района на 2006 - 2010 годы определяет основные стратегические направления развития образования района до 2010 года. Механизмы управления инновационными процессами, возможности ресурсного обеспечения функционирования всех структур системы образования.

В Программе отражены анализ состояния и проблемы системы образования, цели, задачи, направления, ожидаемые результаты и основные мероприятия по её реализации финансирование программы осуществляется за счёт бюджетных и внебюджетных источников.

Итоги реализации Программы проводятся ежегодно на августовском совещании педагогических работников района.

1. Анализ состояния и проблемы развития системы образования района.

Кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России ставят перед образованием принципиально новые задачи, открывая творческие возможности общеобразовательным учреждениям района.

Речь идёт прежде всего о содержательном, организационно-управленческом, методическом обновлении, чтобы эффективно и результативно выполнить социальный заказ государства и социума - обучение и воспитание личности, которой суждено жить и трудиться в ХХ1 веке.

Образовательная политика детских садов, школ, детско-юношеского центра и спортивной школы отражает интересы граждан района, обеспечивает их право на среднее образование, создает благоприятные условия для выявления и развития творческих способностей детей дошкольного и школьного возраста, воспитывает в них трудолюбие и высокие нравственные принципы.

Результаты такой образовательной политики в следующем:

- полноценное качественное образование на всех уровнях;

- индивидуализация образовательного процесса за счёт многообразия образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;

- конкурентоспособный уровень образования.

В предыдущие годы основой политики в сфере образования выступали Закон от 16.11.1996 г. №27 "О народном образовании в Алтайском крае", краевая комплексная Программа "Сохранение и развитие системы образования в Алтайском крае до 2005 года", утверждённая Постановлением администрации Алтайского края от 13.12.2000 г. №936 и другие правовые акты.

Введение в действие федеральных Законов Российской Федерации от 22.08.2004. №122-ФЗ и от 06.10.2003. №131-ФЗ объясняют в определённой степени необходимость принятия районной Программы развития образования до 2010 года.
Общее образование.
Система образования района включает в себя следующие типы образовательных учреждений:

1. дошкольные;

2. образовательные (начального; общего; основного общего; среднего (полного) общего образования);

3. учреждения дополнительного образования;

4. учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В районе работает 13 детских садов, 25 общеобразовательных школ, из них 13 средних, 5 основных и 7 начальных, 2 учреждения дополнительного образования , 1 коррекционный детский дом.

Развитие системы образования характеризуется следующими положительными показателями:

- большинство педагогов считают основной целью образования формирование у школьников готовности к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества;

- в начальной школе, кроме традиционных программ, используются программы развивающего обучения и 265 учащихся 1-4 классов занимаются по ним;

- повысилась успеваемость и качество знаний на основной и старшей ступенях образования;

- за последние три года на всех уровнях общего образования уменьшилось количество учащихся, оставленных на повторный курс обучения;

- имеются школьники являющиеся стипендиатами главы администрации края, депутата Государственной Думы;

- повысился результат участия школьников района в 3 (краевом) этапе Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам;

- в 2003, 2004, 2005 годы успешно проведён единый государственный экзамен. На основе результатов сдачи ЕГЭ проведён анализ, откорректированы планы по дальнейшей подготовке выпускников к итоговой аттестации;

- начато преобразование школьных библиотек в информационные центры - медиатеки;

- начата компьютеризация всех школ района.


Воспитание и дополнительное образование.
Для обеспечения условий повышения качества воспитывающей деятельности в образовательных учреждениях (ДОУ, ОУ, УДО) реализуются районные программы:

- "Программа развития воспитания детей и учащейся молодёжи в системе образования Кытмановского района на 2006 - 2010 годы".

- "Программа адресной социальной помощи в Кытмановском районе на 2004 - 2006 годы".

- "Программа индивидуальной работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении на 2006 - 2008 годы".

- "Программа "Дети Кытмановского района на 2004 - 2006 годы".

- "Программа воспитательной деятельности в учреждениях дополнительного образования на 2006 - 2010 годы" и другие программы, комплексные планы, ежегодные операции и акции, призванные решать важнейшие задачи воспитания и дополнительного образования в соответствии с Концепциями модернизации Российского образования и дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года.

Совершенствуются меры по повышению социального статуса воспитания в системе образования района.

Укрепляются и развиваются воспитательные функции образовательных учреждений.

Развивается дошкольное и дополнительное образование.

Развивается психолого - педагогическое просвещение родителей, детей по профилактике детского и подросткового алкоголизма, наркомании, безнадзорности и беспризорности.

Обновляется и пополняется спортивная база общеобразовательных школ, дошкольных учреждений, детско-юношеского центра и спортивной школы.

Увеличивается число учащихся охваченных организационным досугом.

Повышается уровень воспитательной деятельности в учреждениях дополнительного образования.

Совершенствуется работа детских общественных организаций.


Педагогические кадры и педагогическое образование.
В настоящее время в районе функционирует 41 образовательное учреждение. 25 школ, 13 из которых - средние 6 - основные, 7 учреждений дошкольного образования, 2 учреждения дополнительного образования. В июне 2005 МОУ Ново-Хмелёвская основная общеобразовательная школа была реорганизована в начальную школу.

Все учреждения образования имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности. Общеобразовательные школы прошли аттестацию и государственную аккредитацию. Были проаттестованы в этом году все дошкольные образовательные учреждения. Оформлены документы на аккредитацию детских садов.

Школы, дошкольные, внешкольные образовательные учреждения укомплектованы руководящими кадрами с достаточным опытом педагогической работы. Состав руководящих кадров отличается профессионализмом, деловыми организаторскими способностями. Управленческая деятельность большинства администраций учреждений образования района направлена на формирование коллективов единомышленников, создание благоприятного микроклимата, нацеливающего на творческую работу.

В образовательных учреждениях в этот период трудится 435 педагогических работников. 306 - учителя общеобразовательных школ (из них 212 учителей имеют высшее образование, 3 - незаконченное высшее, 88 - среднее специальное), 53 - работники дошкольных учреждений, 15 педагогов дополнительного образования.

Ежегодно в район прибывают молодые специалисты, в основном они местные, бывшие выпускники школ района. Молодые педагоги обеспечены учебной нагрузкой в соответствии с полученной специальностью, за каждым закреплён учитель - наставник. Согласно трехстороннему отраслевому Соглашению по учреждениям образования района молодым специалистам по прежнему предусмотрена оплата труда на два разряда выше по ЕТС в течение года и подъемные в размере двух месячных ставок. Все молодые педагоги традиционно участвуют в Неделе молодого учителя, посещают районные методические объединения.

По-прежнему, продолжается подготовка своих местных специалистов. Ежегодно, в соответствии с потребностью в педкадрах, выделяются целевые направления для поступления в педагогические ВУЗы края. Ведётся совместная работа по подготовке специалистов с Краевым педагогическим лицеем.


Укрепление материально-технической базы образования.
За последние пять лет в районе сохранена сеть образовательных учреждений.

Развитие их материально-технической базы осуществлялось за счёт средств краевого и районного бюджетов через реализацию целевых программ. Значительно возросли расходы на приобретение учебников для детей из малообеспеченных семей, что позволило увеличить обеспеченность учебниками до 70%.

В школьных библиотеках начали комплектовать медиатеки. Реализуется программа развития сельского спорта. Ежегодное поступление средств из краевого бюджета позволило существенно пополнить школы спортивным инвентарём для лыжной подготовки и мячами для игровых видов спорта.

Несколько улучшилась материально-техническая база учреждений образования района. Все школы получили компьютеры для учебных целей. Детско-юношеский центр получил 20 комплектов мебели и компьютер, во все школьные библиотеки поступили компьютеры по одному на каждое учреждение. В четырёх школах установлены спутниковые антенны для выхода в Интернет.



Дошкольное образование.
Проблема сохранения сети дошкольных учреждений остаётся актуальной на протяжении всего периода радикальных социально-экономических преобразований. В целях предотвращения её разрушения были разработаны и приняты директивные документы как федерального, так и регионального уровней. Это позволило ослабить негативные тенденции 90-х годов, приостановить закрытие детских садов.

Наметилась тенденция роста охвата детей дошкольным образованием.

В последние годы активизировался процесс оптимизации сети и структуры дошкольных образовательных учреждений, направленный, прежде всего, на расширение доступности дошкольного образования для всех слоёв населения.

Для более полного охвата детей дошкольного возраста дошкольным образованием, оказания помощи семьям, воспитывающим детей в домашних условиях, послужило создание новых, в том числе менее затратных форм дошкольного образования, групп кратковременного пребывания.



Охрана прав. Обучение, воспитание, социальная адаптация

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В современных социальных экономических условиях в Кытмановском районе, так же как и в других районах края, не сокращается число детей, нуждающихся в помощи государства.

Практически не сокращается число детей ежегодно остающихся без попечения родителей.

В крае начала формироваться региональная нормативно-правовая база по защите прав детей, выделенные дополнительные финансовые средства позволили улучшить условия проживания детей в детских домах. Кроме того, одновременно принимались меры по развитию семейных форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Реализация программы "Дети-сироты" позволила обеспечить финансовое сопровождение наиболее значимых мероприятий, направленных на улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Принятый в 2000 году Закон Алтайского края "О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в семьи граждан" успешно продолжает политику приоритетного устройства детей этой категории в семьи.

За последние пять лет успешно завершена реорганизация детского дома, перевод его в разряд "семейных". Одновременно отрабатывалась новая модель системы воспитания детей в условиях детского дома, разработаны новые программы.

Наряду с перечисленными положительными позициями в системе образования района есть ряд проблем, требующих решения:

1. В связи с неблагоприятными семейными отношениями увеличивается количество детей с отклонениями в интеллектуальном и психическом развитии, а также детей уклоняющихся от обучения в школе.

Учебно-материальная база образовательных учреждений приходит в негодность, устаревает. Перед общеобразовательными учреждениями стоит проблема обеспечения учащихся учебниками нового поколения как федерального, так и регионального компонентов Базисного учебного плана.

Далеко не во всех школах решен вопрос психологической поддержки учащихся.

Приобретение учебников для категории социально незащищённых детей сегодня составляет 20% от общей потребности на учебники.

2. Актуальными для образовательных учреждений района остаются проблемы патриотического, нравственного, эстетического воспитания, утверждения норм здорового образа жизни.

В системе дополнительного образования низким остаётся охват школьников техническим творчеством из-за отсутствия необходимой материальной базы.

3. Серьёзной остается проблема предоставления жилья педагогам. Ежегодно уменьшается количество квартир, выделяемых работникам образования.

В последние годы уменьшается количество молодых педагогов, а также количество учителей-мужчин и увеличивается число пенсионеров, работающих в школах.

Проблемой остается обеспечение работников образования села коммунальными услугами. Ощущается большой недостаток учителей иностранных языков.

4. Существующая сеть дошкольных учреждений с трудом удовлетворяет возрастающую потребность населения в детских садах, 64% детей дошкольного возраста не посещают дошкольные учреждения.

Сохраняется очерёдность на устройство детей в дошкольные учреждения в райцентре.

Не обновляется материально-техническая база детских садов. Не расширяется перечень образовательных услуг, оказываемых населению: открытие на базе групп кратковременного пребывания детей в дневное время, в выходные и праздничные дни, возможность посещения ребёнком дошкольного учреждения по скользящему графику, групп с различными дополнительными развивающими услугами.

5. Несмотря на принимаемые меры по улучшению положения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, остаётся ряд нерешённых проблем, которые не позволяют в полной мере обеспечить поддержку этой категории детей. Острой проблемой остаётся обеспечение жильём граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Требует совершенствования сложившаяся система деятельности органов опеки и попечительства.

6. Необходимы значительные финансовые средства для выполнения современных требований Госпожнадзора и Роспотребнадзора к учреждениям образования.



2. Направления реализации Программы.
Основными направлениями развития системы образования района являются:

- реализация нормативной правовой базы в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Законом Алтайского края "Об образовании в Алтайском крае", федеральными законами Российской Федерации от 22.08.2004 г. №122-ФЗ и от 06.10.2003 №131-ФЗ и другими законодательными и нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность системы образования района;

- реализация национально-региональных стандартов образования;

- использование результатов ЕГЭ для оценки качества общего образования;

- развитие имеющейся системы образовательных учреждений: школ, дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования;

- укрепление учебно-материальной базы для перехода на предпрофильное и профильное обучение;

- формирование заказа на учебную литературу; - создание условий для повышения качества воспитывающей деятельности в образовательных учреждениях;

- дальнейшее осуществление демократического, государственно-общественного характера управления системой образования;

- реализация экономических механизмов функционирования и развития системы образования;

- внедрение в развитие системы мониторинга дошкольного, начального, основного, среднего и дополнительного образования;

- внедрение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

- повышение ответственности руководителей и педколлективов за уровень качества образования (обучение, развитие, воспитание);

- развитие взаимодействия учебных заведений и службы занятости населения;

- развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной поддержки воспитанников, обучающихся, педагогов и родителей;

- дальнейшее развитие детского самоуправления

- совершенствование деятельности родительских комитетов, попечительских советов, молодёжных объединений, советов содействия семье и школе и т.д.;

- развитие форм совместной работы детского сада и школы, школы и детско-юношеского центра, детского сада, школы и ДЮЦа при решении задач обучения, развития, воспитания;

- развитие и совершенствование форм и методов работы органов ученического самоуправления;

- обеспечение условий для реализации творческих способностей детей дошкольного и школьного возраста через систему дополнительного образования, клубную и кружковую работу, внеклассные мероприятия, конкурсы, олимпиады и др.;

- участие в конкурсе на получение именной стипендии главы администрации края, депутатов КСНД, государственной Думы;

- развитие и совершенствование работы по формированию здорового образа жизни; пропаганда знаний по основам здорового образа жизни среди детей и взрослых;

- участие в формировании заказа кадров, содействие трудоустройству выпускников средних и высших учебных заведений;

- осуществление контроля за обеспечением конституционных прав граждан на получение образования в соответствии с законодательством Российской Федерации, края, района;

- организация выполнения Программы органами местного самоуправления и учреждениями образования района.


3. Система мероприятий по реализации Программы.
Общие мероприятия.


№ п/п




Сроки исполнения и финансовые затраты на реализацию (млн.руб.) в том числе, по годам

Исполнитель,

источники финансирова-ния



всего

2006

2007

2008

2009

2010

1.

Реализация приоритетного национального проекта "Образование" в районе.




+

+

+

+

+

Комитет по образованию

2.

Формирование образовательных округов




+

+










Комитет по образованию

3.

Разработка системы оценки эффективности управления образованием в районе.




+

+










Комитет по образованию

4.

Повышение квалификации и переподготовки руководи-телей учреждений обра-зования




+

+

О,02


0,013


0,011


Комитет по образованию

районный бюджет



5.

Обеспечение образова-тельных учреждений квали-фицированными кадрами




+

+

0,054


0,06


0,025


Комитет по образованию

районный бюджет




Дошкольное образование.


№ п/п




Сроки исполнения и финансовые затраты на реализацию (тыс.руб.) в том числе, по годам

Исполнитель,

источники финансирования



всего

2006

2007

2008

2009

2010

Совершенствование содержания и технологий дошкольного образования

1.

Создание и реализация под-программы "Предшкольное образование"







+

+

+

+

Комитет по образованию

2.

Создание консультационных пунктов психолого-медико-педагогической помощи

семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому









+

+







Комитет по образованию

3.

Организация сезонных оздоровительных дошколь-ных учреждений (групп)







+

+

+

+

Комитет по образованию

4.

Создание управляющего совета при каждом дошкольном образовательном учреждении







+

+







Комитет по образованию


Совершенствование экономических механизмов в сфере дошкольного образования


5.

Переход на нормативное финансирование дошколь-ных образовательных учреж-дений










+







Комитет по образованию



Общее образование.


№ п/п




Сроки исполнения и финансовые затраты на реализацию (млн.руб.) в том числе, по годам

Исполнитель,

Источники финансирования



всего

2006

2007

2008

2009

2010

1.

Организация мероприятий в рамках Президентской программы "Дети России", подпрограммы "Одаренные дети", утверждённой поста-новлением Правительства РФ от 19.09.1997 г. № 1207 (конкурсы, фестивали, смотры, олимпиады, научно-социальные программы)

0,045


0,005


0,005


0,010


0,01


0,015


Комитет по образованию

краевой бюджет



2.

Организация работы по переходу общеобразова-тельных школ района на предпрофильную подготовку и профильное обучение учащихся







+

+

+

+

Комитет по образованию, директора школ

3.

Реализация ПНП "Обра-зование" по конкурсному отбору школ для получения государственной поддержки.




+

+










Комитет по образованию, директора школ


Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг в сфере общего образования


4.

Проведение реструктури-зации сети образовательных учреждений в районе.




+

+

+

+

+

Администрация района, комитет по образованию

5.

Реализация подпрограммы "Школьный автобус"




+

+

0,3

0,5

0,5


Администрация района, комитет по образованию

краевой бюджет



Повышение эффективности управления в системе общего образования

6.

Развитие государственно-общественных форм управления образованием и их участие в национальных проектах.




+

+

+

+

+

Комитет по образованию

7.

Создание образовательных округов




+

+










Комитет по образованию

8.

Создание системы оценки эффективности управлен-ческой деятельности в сфере общего образования




+

+

+







Комитет по образованию

Совершенствование экономических механизмов в сфере общего образования

9.

Переход к нормативному финансированию учебного процесса учреждений общего образования района.




+

+










Администрация района, комитет по образованию

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Российская федерация комитет администрации кытмановского района по образованию
381.26kb.
Комитет по народному образованию администрации солнечногорского муниципального района
54.56kb.
Бийского района алтайского края программа развития школы
373.05kb.
«Спорт в моей жизни». Классный руководитель Воронина О. Н. учитель математики и информатики
27.74kb.
Российская Федерация Администрация Дубовского муниципального района Волгоградской области
15.83kb.
Мероприятия отдела по образованию администрации Поворинского района по усилению противопожарной защиты образовательных учреждений на 2007год
17.35kb.
Руководитель отдела по образованию и работе с молодежью администрации Семилукского муниципального района
89.59kb.
Постановление Главы Боградского района от 2013г с. Боград №
117.93kb.
Заслушав и обсудив выступления главы Администрации муниципального района Мечетлинский район Султанова Ю. Ю., доклад начальника отдела образования Администрации муниципального района Галимова И. М
102.39kb.
Комитет по образованию Усманского муниципального района Липецкой области
392.99kb.
Россия федерациязы российская федерация хакас республиказы республика хакасия
53.1kb.
Положение о московском областном фестивале-конкурсе детских певческих фольклорных ансамблей
35.03kb.