takya.ru страница 1страница 2
скачать файл


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ / Волосникова Л.М. /

__________ _____________ 2013 г.

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ


Учебно-методический комплекс

для студентов направления 030600.68 “История” магистерских программ

«История Средних веков», «Отечественная история», «Социально-политические институты и общественная мысль нового и новейшего времени»

очной формы обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор ________________ / Еманов А.Г. /

«______»___________2013г.

Рассмотрено на заседании кафедры археологии, истории

Древнего мира и Средних веков ИИПН от 06.12.2013, протокол №4. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ______________ Еманов А.Г.

«______»___________ 2013 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИИПН от 30.12. 2013, протокол №4.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель _______________________/ Чувильская Е.А. /

«______»_____________2013 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ _____________/ Фарафонова И.Ю. /

«______»_____________2013 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт истории и политических наук


Кафедра археологии, истории Древнего мира и Средних веков


ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ


Учебно-методический комплекс

направления 030600.68 “История” магистерских программ «История Средних веков», «Отечественная история», «Социально-политические институты и общественная мысль нового и новейшего времени» для студентов очной формы обучения

Тюменский государственный университет,

2013


УДК 930.272(37)(075.8)

ББК Т223.2я73
Философия и методология науки / сост. А.Г. Еманов, С.С. Пашин, С.В. Кондратьев. Учебно-методический комплекс для студентов направления 030600.68 “История” магистерских программ «История Средних веков», «Отечественная история», «Социально-политические институты и общественная мысль нового и новейшего времени» очной формы обучения. – Тюмень : ТюмГУ, 2013. – 29 с.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и уровню подготовки.

Учебно-методический комплекс дисциплины опубликован на сайте ТюмГУ: Философия и методология науки [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный.

Рекомендован к изданию кафедрой археологии, истории, Древнего мира и Средних веков Института гуманитарных наук. Утвержден проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

© Тюменский государственный университет, 2013.

© Еманов А.Г., Пашин С.С., Кондратьев С.В., 2013.



  1. Пояснительная записка




    1. 1.1. Цели и задачи освоения дисциплины

Предмет курса – философские и методологические аспекты развития исторической науки.

Цели:

- познакомиться со сменой парадигм исторического знания.



Задачи:

- усвоить различные историософские концепты видения истории;

- понять различия между парадигмами исторического знания;

- научиться пользоваться наиболее приемлемым в своей научной работе теоретико-методологическим инструментарием.

Курс включает информационно-аналитическую, общую образовательную и воспитательную составляющие.

Информационно-аналитическая составляющая курса заключается в поэтапном формировании и развитии следующих элементов профессионально-ориентированной деятельности выпускника:

- работа с различными источниками информации (Интернет, цифровые коллекции трудов по философии истории, электронные архивы и библиотеки, общие руководства по философии и методологии истории, специальная литература по философско-историческим проблемам).

Общая образовательная составляющая заключается в получении представлений о специфике информационных технологий в гуманитарном познании, вообще, и в историческом исследовании, в частности:

- об основных концептах исторического процесса;

- о преимуществах и ограничениях той или парадигмы исторического знания;

- о возможностях радикального обновления знания о прошлом благодаря применению новых методологий.

Воспитательная составляющая заключается в развитии у студентов чувства причастности к культурному наследию прошлого:

- в признании равнозначности различных компонентов мультикультурного мира;

- превращении личности выпускника в социально и нравственно активную и профессионально адаптированную, проявляющую самостоятельность в познавательной деятельности, индивидуальность в творческом и научном поиске и в работе с информационными ресурсами, совершенствующую логику и аналитические способности мышления. Это позволит выполнить требования, предъявляемые обществом, к уровню и качеству подготовки выпускника высшей школы в общем процессе гуманизации образования.

Учебно-методический комплекс предназначен студентам второго уровня подготовки направления «История», обучающимся по различным магистерским программам.


    1. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Курс «Философия и методология науки» занимает важное место в структуре подготовки студентов в магистратуре. Он призван дать магистрантам необходимый инструментарий, при помощи которого можно работать с оригинальными источниками и специальной литературой. Курс входит в блок М1, составляет вариативную часть и осваивается магистрантами в 1, 2 семестрах. Изучение данной дисциплины опирается на курсы «Теория и методологии истории» (8 семестр бакалавриата), способствует подготовке и защите магистерской диссертации.
1.3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения дисциплины “Информационные технологии в исторических исследованиях и образовании” обучающийся должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- способностью порождать новые идеи (креативность) (ОК-2);

- способностью к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта (ОК-3);

- способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения (ОК-4);

- способностью использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК-5);

- готовностью к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способен принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (ОК-6);

- способностью использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1);

- способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ПК-3);

- способностью к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач (ПК-6).

1.4. Карта компетенций

Код компетенции

Формулировка компетенции

Результаты обучения в целом

Результаты обучения по уровням освоения материала

Виды занятий (лекции, практические, семинарские, лабораторные)

Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.)

минимальный

базовый

повышенный

ОК-1

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

Знает: основные этапы развития философии и методологии исторической науки в России и мире, научные направления, центры, имена представителей

Знает основы философии и методологииисторической науки

Минимальный +

знает этапы развития данной отрасли знания



Базовый + знает публикации представителей основных направлений

лекция, семинар, самостоятельная работа

эссе, презентация, зачет

Владеет: навыками анализа информации, логикой

Владеет способами поиска информации

Минимальный + способен анализировать полученные данные

Базовый + сделать выводы из полученной информации при ее анализе

лекция, семинар, НИРС, самостоятельная работа

оценка презентации, зачет

Умеет: оценить логику развития философии и методологии исторической науки в России и мире

Умеет оценить пределы и возможности философии и методологии науки

Минимальный + может соотносить различные труды по философии и методологии науки с основными этапами

Базовый + может оценивать результаты и возможности философского и методологического инструментария

лекция, семинар, эссе, самостоятельная работа, НИРС

оценка выступления, зачет

ОК-2

способность порождать новые идеи (креативность)

Знает: возможности философии и методологии исторической науки

Знает основные принципы философского и методологического инструментария

Минимальный + знает достижения философии и методологии исторической науки

Базовый + знает перспективы философских и методологических изысканий

лекция, семинар,

НИРС, самостоятельная работа



оценка выступления, оценка эссе, оценка презентации, зачет

Владеет: навыками использования научными методами

Владеет базовыми научными методами

Минимальный + владеет навыками сравнения перспектив применения разных методов

Базовый + владеет навыками выбора оптимальных методов исследования

лекция, семинар, НИРС, самостоятельная работа

оценка эссе, оценка презентации, зачет

Умеет:

планировать исследование



Умеет применять основные научные методы

Минимальный +

умеет критически осмысливать возможности использования тех или иных научных методов



Базовый +

умеет осуществлять выбор оптимальных методов иследования



лекция, семинар, НИРС, самостоятельная работа

оценка эссе, оценка презентации, зачет

ОК-3

способность к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта

Знает: основные тренды развития философии и методологии науки

Знает: основные достижения философии и методологии науки

Минимальный + знает критику философских и методологических концепций

Базовый + знает дискуссии среди методологов науки

лекция, семинар, НИРС, самостоятельная работа

оценка эссе, оценка выступления, оценка презентации, зачет

Владеет: навыками использования философских и методологических категорий применительно к основной и смежным сферам деятельности

Владеет: навыками использования философских и методологических категорий

Минимальный + владеет навыками оценивания различных философских и методолгических принципов

Базовый + владеет навыками выбора оптимальных философских и методологических принципов

лекция, семинар, НИРС, самостоятельная работа

оценка эссе, оценка выступления, оценка презентации, зачет

Умеет:

использовать приемы философского и методологического знания



Умеет:

использования основы философии и методологии науки в осмыслении новых сфер познания



Минимальный + умеет критическиоценивать различные философские и методологические подходы

Базовый + умеет выбирать оптимальные философские и методологические подходы

лекция, семинар, НИРС, самостоятельная работа

оценка эссе, оценка выступления, оценка презентации, зачет

ОК-4

способность свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения

Знает: принципы академического дискурса на русском и иностранном языках

Знает: основные правила академического дискурса на русском и иностранном языках



Минимальный + знает приемы анализа научной информации

Базовый + знает формы презентации результатов анализа информации

лекция, семинар, НИРС, самостоятельная работа

защита курсовой работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

Владеет: навыками реферирования на русском и иностранном языках

Владеет навыками поиска, оценки, отбора информации

Минимальный + владеет навыками создания нового контента

Базовый + владеет навыками презентации по изучаемой проблеме

лекция, семинар, НИРС, самостоятельная работа

защита курсовой работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

Умеет: выступать перед аудиторией, создавать научный текст

Умеет: формулировать итоги поиска информации

Минимальный + умеет изложить уровень изученности проблемы

Базовый + умеет наметить перспективы дальнейших исследований

лекция, семинар, НИРС, самостоятельная работа

защита курсовой работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

ОК-5

способность использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности

Знает: основные принципы организации НИР

Знает основные принципы проведения НИР

Минимальный + знает этапы проведения НИР

Базовый + знает принципы оценки результативности НИР

лекция, семинар, НИРС, самостоятельная работа

защита курсовой работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

Владеет: навыками планирования НИР

Владеет навыками НИР

Минимальный + владеет навыками обоснования этапов НИР

Базовый + владеет навыками составления отчета по НИР

лекция, семинар, НИРС, самостоятельная работа

защита курсовой работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

Умеет: использовать принципы планирования НИР

Умеет вести НИР

Минимальный + умеет обосновывать этапы НИР

Базовый + умеет составить отчет по НИР

лекция, семинар, НИРС, самостоятельная работа

защита курсовой работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

ОК-6

готовность к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способен принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации

Знает: арсенал современных методологий в исторической науке

Знает основные методологии в исторической науке

Минимальный + знает критику современных методологий


Базовый + знает приемы выбора оптимальных методологий

лекция, семинар, НИРС, самостоятельная работа, анализ ресурсов ИНТЕРНЕТ

защита курсовой работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

Владеет: навыками поиска, анализа и оценки методологий в области исторической науки

Владеет: навыками работы с основными научными методами

Минимальный + владеет навыками оценки достижений различных методологий


Базовый + владеет навыками выбора оптимальных методологий

лекция, семинар, НИРС, самостоятельная работа, анализ ресурсов ИНТЕРНЕТ

Оценка ресурсов ИНТЕРНЕТ,

защита курсовой работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет



Умеет: использовать те или иные методологии

Умеет: использовать основные научные методы

Минимальный + умеет оценивать достижения различных научных методологий

Базовый + умеет выбирать оптимальные научные методологии

лекция, семинар, НИРС, самостоятельная работа, анализ ресурсов ИНТЕРНЕТ

Оценка ресурсов ИНТЕРНЕТ,

защита курсовой работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет



ПК-1

способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ


Знает: основы использования достижений гуманитарных, социальных и экономических наук в аналитической деятельности

Знает основные принципы аналитической деятельности


Минимальный + знает приемы оценки эффективности аналитической деятельности


Базовый + знает приемы выбора оптимального алгоритма аналитической деятельности



лекция, семинар, НИРС, самостоятельная работа, просмотр материалов сетевых форумов


защита курсовой работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

Владеет:

навыками


использования достижений гуманитарных, социальных и экономических наук в аналитической деятельности

Владеет навыками использования основных принципов аналитической деятельности


Минимальный + владеет навыками оценки эффективности аналитической деятельности


Базовый + владеет приемами выбора оптимального алгоритма аналитической деятельности

лекция, семинар, НИРС, самостоятельная работа, просмотр материалов сетевых форумов


защита курсовой работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

Умеет: использовать достижения гуманитарных, социальных и экономических наук в аналитической деятельности

Умеет использовать основные принципы аналитической деятельности


Минимальный + умеет оценивать эффективность аналитической деятельности


Базовый + умеет осуществлять выбор оптимального алгоритма аналитической деятельности

лекция, семинар, НИРС, самостоятельная работа, просмотр материалов сетевых форумов

защита курсовой работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

ПК-3

п


способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение


Знает: основы поиска, оценки и анализа научной информации

Знает основные принципы поиска, оценки и анализа научной информации

Минимальный + знает приемы анализа научной информации

Базовый + знает приемы выбора репрезентативных источников информации

лекция, семинар, НИРС, самостоятельная работа, просмотр материалов сетевых форумов

защита курсовой работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

Владеет: навыками поиска, оценки и анализа научной информации

Владеет навыками использования различных источников научной информации

Минимальный + владеет приемами анализа научной информации

Базовый +

владеет приемами выбора репрезентативных источников информации



лекция, семинар, НИРС, самостоятельная работа, просмотр материалов сетевых форумов

защита курсовой работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

Умеет: использовать поисковые, аналитические и экспертные информационные системы

Умеет использовать различные источники научной информации

Минимальный + умеет анализировать научную информацию

Базовый + умеет выбирать репрезентативные источники инфолрмации

лекция, семинар, НИРС, самостоятельная работа, просмотр материалов сетевых форумов

защита курсовой работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

Пк-6


способность к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач


Знает: основные принципы междисциплинарного взаимодействия в ходе реализации НИР

Знает основные принципы междисциплинарного взаимодействия в ходе реализации НИР

Минимальный + знает приемы анализа возможностей междисциплинарного взаимодействия

Базовый + знает приемы выбора оптимального алгоритма междисциплинарного взаимодействия

лекция, семинар, НИРС, самостоятельная работа, просмотр материалов сетевых форумов

защита курсовой работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

Владеет: навыками междисциплинарного взаимодействия в ходе реализации НИР

Владеет навыками использования основных принципов междисциплинарного взаимодействия в ходе реализации НИР

Минимальный + владеет приемами анализа возможностей междисциплинарного взаимодействия

Базовый +

владеет приемами выбора оптимального алгоритма междисциплинарного взаимодействия



лекция, семинар, НИРС, самостоятельная работа, просмотр материалов сетевых форумов

защита курсовой работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

Умеет: осуществлять междисциплинарное взаимодействие в ходе реализации НИР

Умеет использовать основные принципы междисциплинарного взаимодействия в ходе реализации НИР

Минимальный + умеет анализировать возможности междисциплинарного взаимодействия

Базовый + умеет выбирать оптимальный алгоритм междисциплинарного взаимодействия

лекция, семинар, НИРС, самостоятельная работа, просмотр материалов сетевых форумов

защита курсовой работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет


2. Структура и трудоемкость дисциплины

Настоящая программа рассчитана на 432 часов подготовки (12 кредитных единиц). Из них 108 часов лекционных и 108 часов практических занятий и 216 часов для самостоятельной работы. Предусматривается прохождение данного курса в течение первого года обучения в магистратуре, в 1 и 2 семестрах. После 1 семестра формой промежуточного контроля выступает зачет, после 2 семестра формой итогового контроля является экзамен.



Таблица 1.

Вид учебной работы

Всего часов

1 семестр

2 семестр

Аудиторные занятия (всего)

216

108

108

В том числе лекции:

108

54

54

Практические занятия (ПЗ)

108

54

54

Самостоятельная работа (всего)

216

108

108

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




зачет

экзамен

Общая трудоемкость час.

зач.ед.


432

216

216

12

6

6


3. Тематический план

Таблица 2.



Тема


недели семестра

Виды учебной работы, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме (в часах)

Лекции


семинары

семинары


Самостоятельная работа







1

2

3

4

5

6

7

8




Модуль 1

1-5
















Б.1

Введение

1

4

4

8

16

5

Б.2

Протоистория

2,3

4

4

8

16

5

Б.3

Греческая историософия классической эпохи

4

5

5

10

20

7

Б.4

Эллинистическая историософия

5

5

5

10

20

7




За модуль 1




18

18

36

72

24




Модуль 2

6-11
















Б.1

Римская историософия

6

5

5

10

20

7

Б.2

Становление средневекового историовидения

7,8

4

4

8

16

5

Б.3

Характерные черты и типы средневековой историософии

9,10

5

5

10

20

7

Б.4

Региональные модели средневекового историописания

11

4

4

8

16

5




За модуль 2




18

18

36

72

24




Модуль 3

12-18
















Б.1

Историософия эпохи Возрождения и Реформации

12,

13


5

5

10

20

7

Б.2

Историософия барокко

14,

15


4

4

8

16

5

Б.3

Западноевропейская историософия XVII в.

16,

17


5

5

10

20

7

Б.4

Русская историческая мысль XVI – начала XVIII вв.

18

4

4

8

16

5




За модуль 3




18

18

36

72

24




Итого




54

54

108

216

72




Модуль 4



















Б.1

Исторические концепции эпохи Просвещения

1-5

4

4

8

16

5

Б.2

Западноевропейская историософия первой половины XIX в.

1

5

5

10

20

7

Б.3

Российская историософия первой половины XIX в.

2,3

4

4

8

16

5

Б.4

Историософия второй половины XIX в.: утверждение истории как науки

4

5

5

10

20

7




За модуль 4

5

18

18

36

72

24




Модуль 5



















Б.1

Российская историческая наука второй половины XIX в.

6-11

4

4

8

16

5

Б.2

История как академическая наука на рубеже веков

6

5

5

10

20

7

Б.3

Теория и практика мировой исторической науки первой половины ХХ в.

7,8

5

5

10

20

7

Б.4

Феномен советской исторической науки

9,10

4

4

8

16

5




За модуль 5

11

18

18

36

72

24




Модуль 6



















Б.1

Мировая историческая наука второй половины ХХ в.

12-18

5

5

10

20

7

Б.2

Российская историческая наука второй половины ХХ в.

12,

13


4

4

8

16

5

Б.3

Историософия рубежа веков

14,

15


5

5

10

20

7

Б.4

Новые перспективы историософии

16,

17


4

4

8

16

5




За модуль 6




18

18

36

72

24




Итого




54

54

108

216

72




Всего (часов, баллов)




108

108

216

432

144




Из них часов в интерактивной форме (в часах)




36

108







144


4. Планирование самостоятельной работы студентов

Таблица 3.



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

Допол-нительные

Модуль 1













Б.1

Введение

чтение литературы


-

1

8

Б.2

Протоистория

подготовка сообщения

просмотр видео

2

8

Б.3

Греческая историософия классической эпохи

подготовка сообщения

просмотр материалов Интернет-форума

3,4

10

Б.4

Эллинистическая историософия

подготовка сообщения, чтение литературы

просмотр видео

5,6

10




Всего по модулю 1




36

Модуль 2













Б.1

Римская историософия

подготовка сообщения, чтение литературы

просмотр материалов Интернет-форума

6,7

10

Б.2

Становление средневекового историовидения

подготовка сообщения, чтение литературы

просмотр материалов Интернет-форума

7,8

8

Б.3

Характерные черты и типы средневековой историософии

подготовка сообщения, чтение литературы

просмотр видео

8.9

10

Б.4

Региональные модели средневекового историописания

подготовка сообщения, чтение литературы, подготовка эссе

просмотр видео

10,11

8




Всего по модулю 2

36

Модуль 3













Б.1

Историософия эпохи Возрождения и Реформации

подготовка сообщения, чтение литературы

просмотр видео

12,13

10

Б.2

Историософия барокко

подготовка сообщения, чтение литературы

просмотр видео

14,15

8

Б.3

Западноевропейская историософия XVII в.

подготовка сообщения, чтение литературы

просмотр видео

16,17

10

Б.4

Русская историческая мысль XVI – начала XVIII вв.

подготовка сообщения, чтение литературы, подготовка курсовой работы, подготовка к зачету

просмотр материалов Интернет-форума

18

8




Всего по модулю 3










36

Модуль 4













Б.1

Исторические концепции эпохи Просвещения

подготовка сообщения, чтение литературы

просмотр материалов Интернет-форума

19

8

Б.2

Западноевропейская историософия первой половины XIX в.

подготовка сообщения, чтение литературы

просмотр материалов Интернет-форума

20

10

Б.3

Российская историософия первой половины XIX в.

подготовка сообщения, чтение литературы

просмотр материалов Интернет-форума

21

8

Б.4

Историософия второй половины XIX в.: утверждение истории как науки

подготовка сообщения, чтение литературы

просмотр материалов Интернет-форума

22

10




Всего по модулю 4










36

Модуль 5













Б.1

Российская историческая наука второй половины XIX в.

подготовка сообщения, чтение литературы

просмотр видео

23

8

Б.2

История как академическая наука на рубеже веков

подготовка сообщения, чтение литературы

просмотр видео

24

10

Б.3

Теория и практика мировой исторической науки первой половины ХХ в.

подготовка сообщения, чтение литературы

просмотр материалов Интернет-форума

25

10

Б.4

Феномен советской исторической науки

подготовка сообщения, чтение литературы. подготовка эссе

просмотр материалов Интернет-форума

26

8




Всего по модулю 5




36

Модуль 6













Б.1

Мировая историческая наука второй половины ХХ в.

Подготовка сообщения, чтение литературы

просмотр материалов Интернет-форума

27

10

Б.2

Российская историческая наука второй половины ХХ в.

подготовка сообщения, чтение литературы

просмотр материалов Интернет-форума

28

8

Б.3

Историософия рубежа веков

подготовка сообщения, чтение литературы подготовка курсовой работы, подготовка презентации

работа с ЭБС

29

10

Б.4

Новые перспективы историософии

подготовка сообщения, чтение литературы, подготовка к экзамену

работа с ЭБС

29

8




Всего по модулю 6










36




ИТОГО:

216


5. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми дисциплинами

Таблица 4.


Темы дисцип-лины, необходи-мые для изучения обеспечи-ваемых (после-дующих) дисциплин



Информатика

Математические методы в исторических исследованиях

История мировой культуры

мировой культуры



История отечественной культуры


История Древнего мира

Древности Востока

История общественно-политической мысли

История России

История Средних веков

Теория и методология истории

Источниковедение

Историография

Актуальные проблемы исторических исследований

Философия и методология науки

Медиевистика

Междисциплинарные подходы в современной исторической науке

Антиковедение

Источниковедение истории Средних веков

Вспомогательные исторические дисциплины

Музееведение

Архивоведение

Методика преподавания истории

Археология

Модуль 1






































































Б.1

+

+

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Б.2

+

+

-

-

-

-

-

-

+

+

-

-

+

+

-

+

-

+

-

-

-

-

-

Б.3

+

+

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

+

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

Б.4

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

Модуль 2






































































Б.1

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

-

-

+

-

-

+

-

-

+

-

-

-

+

Б.2

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

-

-

+

-

-

+

-

-

+

-

+

-

+

Б.3

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

-

-

+

-

+

+

-

-

+

+

-

-

+

Б.4

+

+

-

-

-

-

-

+

+

+

+

+

+

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

модуль 3






































































Б.1

+

+

-

-

-

-

-

-

+

+

-

-

+

+

-

+

-

+

-

-

-

+

-

Б.2

+

+

-

-

-

-

-

+

-

+

-

-

+

+

-

+

-

-

-

-

-

+

-

Б.3

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

-

+

+

+

+

+

-

-

-

-

+

-

Б.4

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

-

+

-


6. Содержание курса

6.1. Введение

Понятие «историография». Его многозначность и изменчивость. Современные трактовки. Возможные ракурсы историографического исследования, их специфика, эвристический потенциал и ограничения. История историописания. Тематическая историография, или историография проблемы. Субдисциплинарная историография. История исторической науки. История исторической культуры. Логика развития исторического знания. История историографии и история исторической мысли. Историография и источниковедение. Историография и методология истории. Историография и науковедение. Основные аспекты и методология современного историографического исследования. Понятия «историографический факт» и «историографический источник». Виды историографических источников. Периодизация истории историографии. Понятия «школа» и «направление» в истории историографии.


6.2. Протоистория

Роль мифологии в создании исторической картины мира. Теократический историзм Ветхого Завета. Гомер: первый опыт переживания прошлого как истории. Гесиод (VII в. до н.э.) и его поэма «Работы и дни»: от мифа к логосу. Рассказ о пяти «веках» как первая схема исторического развития человечества.


6.3. Греческая историософия классической эпохи

«Отец истории» Геродот (490–428 гг. до н.э.). Предмет истории – «великие и удивления достойные деяния». Глубина исторической ретроспективы. Устная традиция и исторический метод Геродота. Фукидид (464–400 гг. до н.э.) и его «прагматическая история». История как генезис событий «настоящего». Психологизация истории. Рационалистический метод Фукидида: критерии достоверности и отбор свидетельств. Аристотель (384–322 гг. до н.э.) и его концепция истины: противопоставление истории и поэзии (драмы). Историческое повествование и концепция мимезиса.


6.4. Эллинистическая историософия

Полибий и первая «всеобщая история». Понятие «ойкумены» и идея «всемирной истории» как единой истории греческого мира. Предмет истории: «знакомство с частностями» и «понимание целого». От свидетельств очевидцев к опоре на «авторитеты». Концепция «естественных циклов» и идея «судьбы». Синтез прагматической и парадигматической истории у Полибия: история как исследование особого типа и как школа жизни.


6.5. Римская историософия

Традиция римской анналистики. Гай Саллюстий Крисп (86–35 гг. до н.э.): опыт написания «современной истории». Тит Ливий (59 г. до н.э.–17 г. н.э.): ранняя история Рима, сотканная из легенд. Зачатки исторической критики. История и мораль: дидактическая функция истории. Публий Корнелий Тацит (ок. 55–ок. 120): риторическая история из примеров политических «пороков» и «добродетелей». Представление о неизменности человеческой природы и исторический скептицизм. История в биографиях великих людей: характер личности как фактор истории. Параллельные биографии Плутарха (41–126) и «Жизнеописание двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла (70–160).


6.6. Становление средневекового историовидения

Первый опыт христианской истории: «Церковная история» Евсевия Кесарийского (260/65–338/39). Основы христианской хронологии истории. Христианская идея истории у Августина (354–430): первый европейский опыт философии истории. Учение о двух «градах». Идея развития и способы периодизации истории. Жизнь и смерть Иисуса Христа – центральный пункт «священной истории». История как воля Бога. Истории варварских народов. Исторические сочинения раннего средневековья: «О происхождении и деяниях гетов» Иордана (первая половина VI в.), «История франков» Григория Турского (ок. 540–ок. 594), «История королей готов» Исидора Севильского (ок. 560–636), «Церковная история англов» Беды Достопочтенного» (672/673–735), «История лангобардов» Павла Диакона (720–ок. 799). Историография «каролингского возрождения»: Эйнхард и его «Жизнеописание Карла Великого». Ранняя византийская историография: трансформация греческой античной историографии. Особенности византийской меморативной культуры.


6.7. Характерные черты и типы средневековой историософии

Основания христианской историографии: теология истории. Взаимодействие античной и библейской концепций истории. «Исторический» метод истолкования Библии. Универсализм и провиденциализм христианского видения истории. Оттон Фрейзингенский (1111–1158), Иоанн Солсберийский (1115/20–1180), Иоахим Флорский (ок.1132–1202) и их место в истории средневекового историзма. Представления о времени и периодизация истории. История «священная» и история «светская». Идея развития в средневековой теологии истории. Дидактичность и символизм средневековой историографии. Жанры средневековой историографии и ее эволюция. Монастыри как центры письменной культуры. Средневековые архивы. Подделки и фальсификации. Западноевропейские средневековые анналы и хроники. Всемирные хроники. Приемы элементарной критики свидетельств (Эккегард, Гвиберт Ножанский). Появление учебников по всемирной истории (Викентий из Бовэ, Мартин из Троппау) и исторических хрестоматий («Цветы» и «Зерцала»).


6.8. Региональные модели средневековой историописания

Византийская традиция историописания в XI–XIII вв. Михаил Пселл (1018–ок. 1096) и его «Хронография». Историческая проза: Анна Комнина (1083–ок. 1148) и ее «Алексиада». «Хроника» и «Сокровищница православия» Никиты Хониата (сер. XII в.–1213). Византийская культура XIV–XV вв: феномен «византийского гуманизма», исихазм. Поздневизантийская историография: Михаил Дука (ок. 1400–1470). Русская летописная традиция: этапы развития и своеобразие в сопоставлении с латинской и византийской традициями письменной истории. Летопись и летописный свод. «Повесть временных лет». Источники составления летописей. Приемы отбора и истолкования материала.


6.9. Историософия эпохи Возрождения и Реформации

Ренессансный тип культуры. Переосмысление античного опыта в ученой культуре Гуманизма и Возрождения. Рационализация взгляда на прошлое: светская концепция и новая периодизация истории. Культурная программа возрождения прошлого. Эрудитская школа: открытие первоисточников, сбор и первичная обработка материала. Рациональная критика и введение научного аппарата, историческая топография и хронология Флавио Бьондо (1392–1463). Лоренцо Валла (1407–1457): «Трактат о подложности Константинова дара» и начало филологической критики источников. Риторическая школа и драматизм истории: Леонардо Бруни (ок. 1374–1444) и Поджо Браччолини (1380–1459). Политическая школа: предмет истории – борьба политических партий за власть. Никколо Макиавелли (1469–1527). «История Флоренции» и «История Италии» Франческо Гвиччардини (1483–1540).


6.10. Историософия барокко

Исторический метод изучения римского права и юридическое направление ренессансного историзма во французских университетах. Историография как гуманитарная наука и идея всеобщей истории Франсуа Бодуэна (1520–1573). Жан Боден (1530–1596) и его «Метод легкого познания истории» (1566). Действие законов в истории. Влияние географических условий на историю человечества и судьбы народов. Боденовская теория климатов. Идея прогресса. Фрэнсис Бэкон (1561–1626): история как опытное знание. Концепция развития науки и история в системе наук.


6.11. Западноевропейская историософия ХVII века

Научная революция XVII в. Складывание картезианского идеала науки. Выработка нового метода познания и принципов научного исследования. Европейская культура и XVII в. Теория естественного права и общественного договора: Гуго Гроций (1583–1645), Томас Гоббс (1588–1679) и др. Рационализм и исторические предрассудки. Прагматизм и скептицизм в истории. Эрудиты и антиквары. Уильям Кемден (1551–1623): история и археология. Деятельность академий и ученых ассоциаций. Публикация источников. Конгрегация Св. Мавра (осн. в 1619 г.) и мавристы. Ученые общества иезуитов. Жан Болланд (1596–1665) и «общество болландистов». Начало издания собрания всех житий святых (Acta Sanctorum) в 1643 г. Гиперкритицизм. Жан Мабильон (1632–1707) и его «Шесть книг о дипломатике» (1681). Создание вспомогательных исторических дисциплин: палеографии, археографии и дипломатики. Бернар Монфокон (1655–1741) – основатель греческой палеографии. Монфокон и история искусства. Капитальные издания А. Муратори (1672–1750) – начало внутренней критики источников.


6.12. Русская историческая мысль в XVI – начале XVIII века

Хронографы. Связь летописания с процессом государственной централизации: общерусские летописные своды. Влияние идей Возрождения. Новые жанры исторических сочинений. «Степенная книга», «История о Казанском царстве». Историческая публицистика: сочинения Ивана IV и А.М.Курбского. Летописание XVII века: «Новый летописец» и его редакции. Местная историография: сибирское летописание, исторические произведения казачества, раскольничье летописание. «История» Ф.Грибоедова (?–1673). Исторические труды Ф.Прокоповича (1681–1736), Б.И.Куракина (1676–1727), П.П.Шафирова (1669–1739), А.И.Манкиева (?–1723). «Гистория Свейской войны».


6.13. Исторические концепции эпохи Просвещения

Интеллектуальная ситуация в Европе к началу XVIII в.: отсутствие общепринятых «конечных истин». Джамбаттиста Вико (1668–1744): принцип историзма и отрицание доктрины естественного права. Осмысление истории как особого рода истинного знания. «Новая наука» Вико о единстве исторического процесса, закономерности и повторяемости исторических явлений. Три эпохи развития человечества и идея круговорота. Представление об органической связи всех сторон исторического процесса. Метод исторических параллелей. Новое направление исторической мысли: «философская история». Идея прогресса и факторы истории. Воспитательная функция истории: «власть историка». Г.Болингброк (1678–1751) и «Письма об изучении и пользе истории». Трактовка вопроса об историческом опыте. «О духе законов» и «Рассуждение о причинах величия и упадка римлян» Ш.Монтескье (1689–1755). «Третья позиция» Монтескье в полемике между романистами и германистами о происхождении феодальных институтов. Формально-юридическая критика источников. Вольтер (1694–1778) как историк: расширение горизонтов всемирной истории в «Опыте о нравах и духе народов и о главных событиях истории». Реализм, критика свидетельств источников с позиции здравого смысла и экскурс в раннюю историю историографии. Г.Мабли (1709–1805) и его советы «О способе писать историю» (1783). Что должен знать историк? Приоритет суждений перед эрудицией. История и мораль. Критика Вольтера. «Десять эпох истории человечества» в сочинении Ж.-А.Кондорсе (1743–1794). «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». «История Англии» Д.Юма (1711–1776): императив беспристрастности и пересмотр исторической традиции. Сочетание приемов гуманистической и философской истории, предвосхищение принципов историографии будущего. Понимание историзма самой историографической проблемы. Британские историки-рационалисты. У.Робертсон (1721–1793), его Введение к «Истории правления Карла V» и концепция истории средневековой Европы. «История упадка и крушения Римской империи» Э.Гиббона (1737–1794) – классический образец универсальной истории эпохи Просвещения. Идеи Просвещения и российская историография. «История Российская» В.Н.Татищева (1686–1750). Создание Академии наук и ее роль в разработке российской истории. Г.Ф.Миллер (1705–1783) и А.Л.Шлецер (1735–1809): методы критики источников. Концепции всемирной и российской истории. Норманнская теория: сторонники и противники. Историческая концепция М.В.Ломоносова (1711–1765). М.М.Щербатов (1733–1790) и его «История России с древнейших времен»: проблема альтернатив в русской истории. И.Н.Болтин (1735–1792) о задачах и методах историографии и объективных факторах истории.


6.14. Западноевропейская историософия в первой половине XIX века

Предтеча историографии XIX века И.-Г.Гердер (1744–1803): идея взаимодействия внутренних и внешних факторов исторического процесса. Множественность культур и единство всемирной истории. Идея о национальных характерах. Сравнительно-исторический метод. Влияние Французской революции на европейскую историческую мысль. Открытие доступа к государственным архивам. Рост общественного интереса к истории и ее «демократизация». Изменение тематики исторических сочинений. Утрата интереса к всемирной истории: от идеи единого человечества к идее национального органического развития. Историческая культура романтизма: идеализация и «присвоение» прошлого. Реабилитация средневековья в политической публицистике (Э.Берк, Л.Бональд, Ж.Де Местр, Шатобриан) и в художественной литературе (Вальтер Скотт и Виктор Гюго), в философии истории (Ф.Шлегель). Историческая школа права (К.-Ф.Савиньи, К.-Ф.Эйхгорн) и понятие «народного духа». Апелляция к первоисточникам. Успехи филологической критики текстов (Ф.-А.Вольф, братья Гримм) и пересмотр важнейших вопросов источниковедения. Б.-Г.Нибур (1776–1831): новый этап в совершенствовании критики источников. Приемы исторической критики: выяснение происхождения источника, заимствований, достоверности традиции. Метод исторической аналогии. Крупнейшее научное предприятие XIX века: издание «Исторических памятников Германии (Monumenta Germaniae Historica). Синтез романтизма и Просвещения в «Философии истории» Гегеля (1770-1831) и восстановление в правах всемирной истории. Исторический процесс и его закономерности. Идея прогресса и универсальности исторического развития. Леопольд фон Ранке (1795–1886) и его критический метод. Разработка новых исследовательских приемов (глубокая внутренняя критика источника, сопоставление свидетельств), опора на официальные документы. Особый вид исторических произведений для написания политической истории – регесты. Семинары Ранке. Историки «школы Ранке» по всей Европе. Критика Л. Ранке гегелевской концепции истории и телеологической теории прогресса. Взгляды Ранке на всемирную историю в его сочинении «Об эпохах новой истории». Гейдельбергская школа. Ф.-Х.Шлоссер (1776–1861) и его «Всемирная история». Карл Риттер (1779–1859) и историко-географическая школа. Публикация источников (серия «неизданных документов, относящихся к истории Франции», коллекция «Латинской и греческой патрологии») и организация исторической науки в 1820–1830-е годы. Создание Школы хартий для подготовки архивистов-палеографов (1821), Института истории (1833), особого правительственного комитета для разыскания и публикации памятников французской истории (1834), издание закона о местных архивах (1838). Нарративная романтическая школа: актуализация художественной стороны исторического творчества. О.Тьерри (1795–1856) и идея «борьбы рас». «Философская школа». Ф. Гизо (1787–1874), историческая концепция. Ж.Мишле (1798–1874). Расширение круга источников: литература, предметы материальной культуры, природные объекты. «Вживание» в прошлое и темперамент историка. Британская школа политической истории. Становление вигской историографической традиции. Генри Галлам (1777–1859). Т.Б.Маколей (1800–1859) и его исторический бестселлер – «История Англии от восшествия на престол Якова II». Исторические этюды и публицистика. «Переживание» истории и историческая эссеистика. История в мастерских литературных портретах. Торийская школа. Томас Карлейль (1795–1881) – историк, философ, публицист. Беллетризованная история и специфика ее источниковой базы: нарративные, эпистолярные, мемуарные материалы и приоритет интуиции перед критическим анализом.
6.15. Российская историософия в первой половине XIX века

Т.Н.Грановский (1813–1855), его взгляды на всеобщую историю, на будущее России, на теоретические проблемы историографии. Н.М.Карамзин (1766–1826) и «История государства Российского». Личность в исторической концепции Н.М.Карамзина. Исследовательский метод. Проблема соотношения научного и художественного. Историки-славянофилы. Западничество и государственная школа в историографии России. Исторические взгляды С.М.Соловьева (1820–1879).


6.16. Историософия второй половины XIX века: утверждение истории как науки

Карл Маркс и материалистическое понимание истории. Учение о базисе и надстройке, социально-экономический детерминизм и абсолютизация классовой борьбы в истории. Позитивистская философия. Перенесение законов природы на историю общества. Позитивистский идеал науки. «Социальная физика» Огюста Конта (1798–1857) и исторический позитивизм. Два элемента подлинной науки: сбор фактов и разработка законов. История и социология. Теория «равноправных факторов». Позитивизм и науки о живой природе. Дарвинизм и история. Ипполит Тэн (1828–1893): «расы» и «среда», борьба за существование и прогресс в истории. Герберт Спенсер и «Принципы социологии»: общество как живой организм, основной закон развития истории человечества – дифференциация и усложнение функций. Новая методология истории. Развитие ретроспективного и сравнительно-исторического методов. Статистический анализ. Диверсификация и расширение источников и круга исторических исследований. Институционализация исторической науки: научные общества, кафедры в университетах, издательская деятельность, историческая периодика, архивы, библиотеки, музеи. Исторические журналы и общества. Развитие локальных исследований. Историческое образование в университетах. Политическое, историко–правовое (юридическая школа), историко-экономическое (социально-экономическое), культурно-историческое направления. Специфика развития этих направлений и их выдающиеся представители в национальных историографиях Германии, Франции, Британии, США. Позитивистская историография в Британии. Г.Т.Бокль как историк цивилизации. Оксфордская и кембриджская школы. Исторические концепции Э.Фримена, У.Стаббса, Д.Актона. С.Гардинер и его «Пуританская революция». Экономическая история в трудах Т.Роджерса, У.Кеннингема, У.Эшли, Ф.Сибома, А.Тойнби и др. Социальная проблематика у С. и Б.Веббов. «История английского народа» Дж.Р.Грина. Локальные исследования и «Викторианская история графств Англии». Позитивистская историография во Франции. Идея эволюционного континуитета в истории: А.Токвиль. «Экспериментальная история» И.Тэна. Г.Моно, «Историческое обозрение» и Практическая школа исторических исследований. Э.Лависс и его школа. «Эрудитская» школа. А.Люшер, Синтетическая школа: Н.Д.Фюстель де Куланж. Правовое направление в британской историографии. Экономическая история. Немецкая историография во второй половине XIX в. Историко-правовая школа: Г.Л.Маурер, Г.Вайц, П.Рот, О.Гирке и др. Историческая концепция и теоретические поиски малогерманской (прусской) школы. Г. фон Зибель о французской революции. Г. фон Трейчке. И.Г.Дройзен о специфике исторического познания: критика позитивистской методологии. История Античности в трудах И.Г.Дройзена и Т.Моммзена. Гейдельбергская школа: Я.Буркхардт – основоположник культурологии. Историческая школа в политэкономии: К.Т.Инама-Штернегг, И.Шмоллер, Л.Брентано, К.Бюхер. «Культурно-исторический синтез» К.Лампрехта (1856–1915). Позитивизм в историографии США. От романтизма «ранней школы» к утверждению позитивизма. Х.Грили и его «Американский конфликт». Идеи позитивизма в работах Дж.Дрэпера и его «История интеллектуального развития Европы». «Закон развития цивилизаций» Брукса Адамса. Д.Родс о компромиссе в истории. Г.Адамс: от «англосаксонской школы» к культурной истории.
6.17. Российская историческая наука второй половины XIX века

Организационная структура исторической науки. Начало изучения новой истории в российских университетах. Исторические общества. Археографическая экспедиция и Археографическая комиссия. Музеи. Библиотеки. Архивы и архивное дело. Сообщества ученых. Историческая концепция и теоретико-методологические воззрения В.О.Ключевского. Эволюционизм и теория факторов. Условия и движущая сила исторического процесса. «Курс русской истории». Концепция истории России и русской культуры. Значение исторических и историографических трудов В.О.Ключевского. Н.Я.Данилевский: учение о культурно-исторических типах. В.И.Герье. М.М.Стасюлевич, Н.А.Осокин. Социально-экономическое направление: Н.И.Кареев, И.В.Лучицкий, М.М.Ковалевский, П.Г.Виноградов.



6.18. История как академическая наука на рубеже веков

Кризис позитивизма и споры о месте истории в системе наук. Революция в естествознании. Методологическая ситуация и смена научной парадигмы в социально-гуманитарном познании. «Назад к Канту»: баденская школа (В.Виндельбанд, Г.Риккерт) о логике исторического познания. Теория понимания В.Дильтея. Неокантианцы и полемика о своеобразии истории и социальных наук. Методологическая дискуссия и ее участники. Макс Вебер (1869–1920) о предмете и методе гуманитарных наук, об общих понятиях в исторической науке. Условность исторической «истины». А.С.Лаппо-Данилевский: эволюция методологических позиций от позитивизма к неокантианству. Концепция истории России в контексте всемирной истории. Методология источниковедения. Исторические взгляды П.Н.Милюкова. «Очерки по истории русской культуры». Милюков как историограф. С.Ф.Платонов. и его «Лекции по русской истории». Школа Платонова: С.В.Рождественский, А.Е.Пресняков, Г.И.Вернадский, Е.Ф.Шмурло и др. Н.П.Павлов-Сильванский. Идея тождества русского и западноевропейского исторического развития. Второе поколение «русской исторической школы» всеобщей истории. Д.М.Петрушевский (1863–1942) и А.Н.Савин (1873–1923). Культурно-историческое направление. М.С.Корелин. И.М.Гревс и его школа. Теория «культурно-исторического синтеза» Л.П.Карсавина.


6.19. Теория и практика мировой исторической науки первой половины XX века

Актуализация вопроса о смысле и назначении истории. Создание глобальных теорий исторического процесса. Теория циклического развития О.Шпенглера. Теория цивилизаций А.Дж.Тойнби. Опыт национальной истории и его отражение в национальных историографических традициях. Французская историография межвоенного периода. Социально-экономическая проблематика и теория экономических циклов. Кризис позитивистской историографии и формирование школы «Анналов». История как проблема. Критика событийной истории. Обновление предмета и содержания исторической науки. Человек в истории и новое понимание социальной истории. «Бои за историю» Л.Февра и «Ремесло историка» М.Блока. Историческая наука Великобритании в 1918–1945 гг. Публикации архивных документов. Конституционная и административная история. Л.Нэмир и его школа парламентской истории. Р.Тоуни. Д.Клэпем. Лондонская школа экономики и становление социальной истории. Дж.Анвин и Айлин Пауэр. Лейбористская историография: Дж.Коул. Социальная история в интерпретации Дж.М.Тревельяна. Наступление на вигскую концепцию истории: Г.Баттерфилд. Критика позитивистской методологии Р.Дж.Коллингвудом и его «Идея истории». Историческая наука в США. Лидерство прогрессистской школы во главе с Ч.Бирдом. Периодизация американской истории. Идея единства американской и мировой истории в трудах А.Шлезингера-старшего. Школа Коммонса и экономическая интерпретация истории. История рабочего движения в США. Американские историки и проблема изоляционизма. Германская историография в 1918–1945 гг. Проблема преемственности или разрыва с прошлым. Крушение империи и растущая политизация истории. «Историческая беллетристика». Прусская идея в трудах И.Галлера. Ф.Мейнеке и идея дуализма силы и духа. Мейнеке о возникновении и развитии историзма. Историография Третьего рейха. Тотальная идеологизация. Расовая теория в немецкой историографии.



скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Российская федерация
10329.63kb.
Российская федерация
290.38kb.
Российская федерация федеральный закон
1101.88kb.
Российская федерация федеральный закон
396.91kb.
Российская федерация федеральный закон
1810.79kb.
Российская федерация ямало-ненецкий автономный округ
157.44kb.
Российская федерация федеральный закон о противодействии терроризму
282.07kb.
Российская федерация федеральный закон об иммунопрофилактике инфекционных болезней
178.97kb.
Российская федерация федеральный закон о бюджете фонда социального страхования
435.98kb.
Российская федерация федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка
1777.29kb.
Российская федерация федеральный закон о миграционном учете иностранных граждан и лиц
347.8kb.
Российская Кинологическая Федерация сертификатная выставка ранга чемпион федерации-рфлс
16.67kb.