takya.ru страница 1
скачать файл
Педагог дополнительного образования

Дома детского творчества «Юность»

Бондарь Светлана Васильевна

Объединение «Ручное творчество».



«Русские традиционные символы на занятиях ручным трудом ».

Если посмотреть на предметы народного искусства - традиционную русскую вышивку, кружево, роспись, на все то, что досталось нам в наследство от наших далеких предков, то в сюжетах мы непременно увидим растительные мотивы, деревья, птиц, коней.



01[1].jpg 254.jpg01[1].jpg

image092.jpg

Что обозначают эти знаки – символы? Только ли то, что видели они вокруг себя, в своей повседневной жизни? Нам, потомкам важно знать историю культуры своего народа, ведь не зря говорится, что «без знания прошлого нет будущего». Корни знаний об этом надо искать в далеком прошлом, в религиозно-мифологических представлениях древних славян, которые принято называть языческими. Язычество - принятый в христианском богословии и частично в исторической литературе термин, обозначающий дохристианские и нехристианские религии. Язычество охватывало всю сферу духовной культуры и значительную часть культуры материальной, но прежде всего отношения людей с природой, поскольку для древнего человека именно проблема взаимоотношений с природой была главной. В язычестве обожествлялась природа; божественными признавались различные природные объекты: солнце, звезды, воздух, вода, огонь, животные, растения, камни и т.д. Символ зачастую нес в себе основную смысловую нагрузку в магическом и жреческом искусстве. Символ - это не просто значок или украшение на посохе волхва, идоле, обрядовой посуде или иной вещи, а совокупность сакральных смыслов, магических эффектов, многотысячелетних трудов древних гениев. Символ в язычестве славян несет в себе прежде всего магическую нагрузку, а уже потом - эстетическую. Символ применялся для воздействия на мир и его преобразования. И нашим детям мы должны передавать эти знания и понятия, хотя бы в том объеме и в тех понятиях, которые ребенок способен усвоить в соответствии с возрастом и степенью подготовленности. А каким образом ребенок может эти знания воспринять? Учитывая его возрастные особенности, лучше всего ребенок воспринимает сказку. Сказка настоящая сокровищница знаний. И в нашем случае это сказка «Петух и жерновцы ». (Афанасьев А.Н. Русские народные сказки.)

А теперь давайте посмотрим, что «прячется » в этой сказке. В ней наши предки выразили свое представление о строении мира. Славяне-язычники считали, что мир целостен, но не един, что он состоит из трех миров. Каждый из них имеет свое имя, свой цвет и знак-символ.

Нижний мир - тот, куда упал желудь, - подземный и подводный, называется НАВЬ или НАВИЙ МИР. Это был, по их представлениям, мир духов, мир страхов, мир предков, куда ушли их тела. Цвет его - черный, цвет самой лучшей плодородной земли. Символом его, знаком был ЗМЕЙ, ЯЩЕР. Изображение Змея мы видим на рукоятках кинжалов и мечей, ведь они предназначены, чтобы смерть нести, отправлять в другой НАВИЙ МИР.

Мир дома, через который пророс молодой дубок в нашей сказке,- явный мир. Все в нем сотворено руками человека - пол, стены, лавки, посуда, инструменты для работы в поле. Все это мы можем потрогать руками, ощутить, почувствовать. Это мир – ЯВЬ. Цвет этого мира - Красный. Знаком - был КОНЬ - существо, животное, друг земледельца и воина.

Мир, куда по стволу дуба залез старик, где никого не встретил – называется - ПРАВЬ. Цвет ПРАВИ - белый, а символ - ПТИЦА – вестник богов, жительница земли и неба, прилетающая с небес, где вершатся судьбы…

Соединяет эти три мира в один ДРЕВО ЖИЗНИ. В нашей сказке это - молодой дубок, прошедший через все три мира.

Птица - символ верхнего мира, восстанавливающего справедливость в сказке, а петушок еще и знак Солнца, небесного огня главного бога всех земледельцев.

Образ МИРОВОГО ДЕРЕВА, иногда соотнесенный с человеком, чаще всего женщиной, очень популярен в народном искусстве. В ткачестве, кружевах, вышивке, резьбе на прялках. ДРЕВО ЖИЗНИ не всегда выглядит как дерево, часто оно изображается то как кустик, то и как ветка, а то и просто как цветок, с обеих сторон которого стоят птицы или кони.

Этот материал мы можем предложить детям среднего возраста, которые уже имеют знания по истории нашего народа.

Для дошкольников и младших школьников мы обсуждаем сюжет сказки. О чем рассказала нам сказка? Кто главный герой? Почему?

В заключение предлагаю изготовить петушка – главного героя этой сказки. Выполним его в виде открытки-аппликации способом симметричного вырезания.

Для этого нам понадобятся:

Картонная основа 10*15 ,

цветная бумага 10*15,

готовый шаблон, карандаш,

ножницы, клей

Порядок работы:



c:\users\сергей\desktop\фотографии0005\фото0014.jpgc:\users\сергей\desktop\фотографии0005\фото0015.jpg

1. бумагу сложить пополам,

2.к месту сгиба приложить шаблон (клювики и грудки должны быть соединенными) и обвести его карандашом;

3.вырезать силуэт птицы, не задевая места соединения;

4.сложить силуэт птицы по дополнительной вертикальной оси симметрии и вырезать дуги по форме крыла.

5.развернуть дополнительный сгиб, вырезать зубчики по краю хвоста, вырезать зубчики на гребешке и жердочке.



В итоге демонстрируем свои работыы.

c:\users\сергей\desktop\фотографии0005\фото0029.jpg

c:\users\сергей\desktop\фотографии0005\фото0009.jpg

c:\users\сергей\desktop\фотографии0005\фото0005.jpg

c:\users\сергей\desktop\фотографии0005\фото0027.jpg
скачать файл



Смотрите также:
«Русские традиционные символы на занятиях ручным трудом»
35.66kb.
План раздела по Норвегии книги «Русские в Скандинавии»
15.01kb.
Данная курсовая работа посвящена описанию проблемы защиты окружающей Свердловской области
452.06kb.
Типового положения о факультативных занятиях в общеобразовательной школе
74.81kb.
Урока Тема Неделя Дата факт изуч 1 Самое великое чудо на свете (3ч)
219.08kb.
«Герой нашего времени» человек, который, несмотря ни на что (сложности, преграды) стремится к намеченной цели, к своему счастью. Но стремится честно, добиваясь успехов своим трудом
6.21kb.
Екатерина II считалась просвещенной императрицей. Она была достаточно образованной, занималась литературным трудом. Несмотря на резко негативное отношение к Великой французской революции, она переписывалась с
92.77kb.
В конце 2006 г в Таллине вышло 3-е издание биографического словника «Русские общественные и культурные деятели в Эстонии», составленного известным историком проф
33.07kb.
Исследование работоспособности инерционного винтового пресса с ручным приводом
105.6kb.
«Фехтование»
40.46kb.
Известно: русскому человеку без чая жить невозможно. И сегодня, в 21 веке, семьи собираются за общим столом не для обеда или ужина, а для чаепития. Русские пьют по любому поводу и без оного
84.31kb.
Тема урока: «Изготовление цилиндрических деталей ручным способом»
134.66kb.