takya.ru страница 1
скачать файл
Парапсихология и психофизика. - 1997. - №1. - С.93-99.
Концепция экспертирования специалистов традиционной народной медицины
Ю.Н.Чередниченко, Л.П.Михайлова
Традиционная народная медицина сегодня

Сегодня нам известно, что традиционная народная медицина, является областью практического применения тех знаний о природе человека, которые накапливались, обобщались и передавались в течение всей истории человечества. Факты свидетельствуют о том, что этот процесс не носил черты простого отбора методом проб и ошибок, но базировался на хорошо разработанных представлениях эзотерических философских учений, которые в своей основе имели многовековой глубоко изученный и обобщенный визионерский опыт. Главным критерием истины здесь был не способ получения знаний, а конечный результат их практического применения.

Если в современной медицинской науке основным предметом исследования является усредненная эффективность способа лечения, из которой искусственно исключены случаи (выборки), более чем на 3  отличающиеся от математического ожидания, то в народной медицине ассимилировались и обобщались именно эти редкие события (воспринимаемые как чудесные исцеления). Этот опыт показал, что исключения из общего правила (по нашим статистическим меркам) оказываются закономерно повторяющимися в руках "посвященного" целителя. Но уникальность его способностей индивидуализирована и по сути иррациональна. Ее невозможно шаблонно тиражировать в логико-вербальных (рационалистических) способах обучения. Не всякий из претендующих мог стать учеником подобного гуру, а принципы подбора таковых основывались отнюдь не на IQ-тестах интеллектуального развития (которые в силу, социальной мимикрии начинают практиковаться и в наших вузах). Духовность, творческая интуитивность в трансперсональном ее понимании, способность сочувствовать, сострадать и облегчать страдания ближнего, альтруизм - вот далеко не полный перечень глубинных психологических потенций личности избранного для обучения претендента. Само же обучение было ориентировано, главным образом на формирование соответствующего философского мировоззрения, духовного очищения (психологического катарсиса) и наработки сугубо индивидуализированных практик развития резервных психо-информационных (трансперсональных) возможностей, наряду с передачей эмпирического опыта телесного врачевания.

Tаким образом, система духовных ценностей, структура целей и потребностно-мотивационная ориентация традиционного врачевателя находилась в полном согласии с его творческой деятельностью. Психологический план личности человека с присущими ему мистическими аспектами был наиболее глубоко проработан в традиционной медицине, где практика духовного исцеления всегда являлась основой телесной гармонии (но не наоборот).

В отличие от народных традиций, современная медицинская наука, включая медицинскую психологию развивалась в русле позитивизма, что привело к значительному прогрессу в знаниях о биологической, физиологической и молекулярной организации человеческого организма. К сожалению, несмотря на это, лечебная практика свидетельствует отнюдь не в пользу высокого коэффициента полезного действия исследований, на которых она базируется. Яркой иллюстрацией является проблема хронической патологии, где случаи радикального излечения имеют место только в виде исключений.

Концептуальный и экономический кризис в официальной медицине сегодня заставил возродить народные традиции в лечебной практике. Большинством специалистов научно-медицинского профиля осознана необходимость проведения фундаментальных и прикладных исследований в этом направлении.

В связи с проблемой внедрения в практику методов народной медицины, сегодня в Российском здравоохранении сложилась парадоксальная ситуация. На фоне резко возросшего социального заказа на нетрадиционные способы лечения в условиях примитивной рыночной экономики появилось большое количество формально узаконенных школ, курсов усовершенствования, институтов и университетов альтернативной медицины, парапсихологии, экстрасенсорики, народного целительства, которые открыли свои двери не только истинным народным целителям, но и всем желающим и платежеспособным. Выдаваемые им дипломы и сертификаты “экстрасенсов международной квалификации” стали предметом бизнеса. Вполне обыденной формой социального и предпринимательского самоутверждения стали "гастроли" новоявленных пророков, целителей и экстрасенсов по стране, что особенно заметно в нашем западно-сибирском и северных регионах. Главной формой их коммерческой деятельности является чтение лекций, организация экспресс-курсов, коллективные лечебно-оздоровительные сеансы среди населения. Местные органы здравоохранения не имеют юридически обоснованных механизмов регламентирующих и экспертирующих деятельность подобных "оздоровительно-коммерческих" экспедиций. Ликвидация отдаленных психологических и соматических последствий и осложнений, возникающих не только у больных, но, зачастую и у обучаемых "молодых" целителей, сама по себе является неортодоксальной задачей медработников и темой для специальных научных исследований. Только в наш институт ежегодно поступают не менее нескольких сотен писем с просьбой о помощи из всех концов России. Даже Указ президента об обязательной аттестации специалистов и сертификации товаров и услуг населению, не решает рассматриваемую проблему, ввиду отсутствия принятых и утвержденных МЗ РФ единых методических рекомендаций по способам оценки квалификации и способностей практикующих специалистов народной медицины и экстрасенсов. В таких условиях дискредитируются и вырождаются сами основы традиционной народной медицины, опыт которой мы обязаны изучать, использовать и охранять законом.
Научные подходы к оценке трансперсональных взаимодействий

Начало серьезных исследование экстрасенсорных и психофизических явлений у человека научными методами можно отнести к концу ХIX века, когда в Лондоне было организовано "Общество по исследованию психических явлений". До сего времени как у нас, так и за рубежом накоплен большой экспериментальный материал объективного приборного исследования явлений психокинеза, проскопии, дальновидения, дистанционного гипноза, диагностики и лечения. Все имеющиеся модели можно представить в виде систем дистанционного взаимодействия с сенсорным разобщением: 1) человек - физический прибор; 2) человек - биологический объект; 3) человек - человек; 4) растение - растение 5) растение - животное; 6) животное - животное и т.д.

В ключе данной работы практический интерес представляют первые 3 системы, косвенно опосредующие на качественном и количественном уровне вклад трансперсональных (психоэнергетических и психо-информационных) векторов испытуемого целителя в интегральный терапевтический эффект его воздействия.

Необходимо отметить, что известные из литературы прототипы способов объективного тестирования резервных возможностей человеческой психики, как правило, включают в себя указанные системы. Так, А.Г.Ли [1] с соавторами разработаны методики исследования проскопии на основе модифицированного теста Райна с картами Зеннера (вероятностное прогнозирование индетерминированных событий). Г.К.Гуртовой [2] и А.Г.Пархомов [3] за более чем 10-летний период предложили методики исследования психокинеза на системе изолированных термодатчиков, генераторах фликкер-шума, R.Jahn с соавт. [4,5] успешно использовал для этих целей белошумовые генераторы случайных чисел, оптические интерферометры, механические системы, моделирующие законы статистических распределений. Ю.Н.Чередниченко и Л.П.Михайлова использовали в качестве мишени для воздействия прецизионные кварцевые генераторы [6]. Л.П.Михайлова и В.П.Казначеев [7] исследовали многочисленные варианты взаимодействий человека с клеточными тканевыми культурами, в результате чего были отработаны чувствительные методики биоиндикации направленного воздействия. К.А.Чернощеков [8] использовал в качестве мишени E.Colli и установил, что экстрасенсорное воздействие приводит к ee переходу в другие кишечные экоформы. Со времени открытия Бакстера большое количество исследований взаимодействия человека с растением выполнено отечественными авторами. Так, Э.В.Морозова с соавт. [9] показали, что при воздействии тренированных операторов на семена пшеницы, бобов, огурцов, гороха происходит не только ускорение или подавление скорости роста, но и перенос образной информации о заданных признаках растения. Н.В.Голубева с соавт. [10] создали чувствительную растительную тест-систему для количественной и качественной оценки экстрасенсорного воздействия человека и отбора операторов на основе измерения интенсивности флюоресценции пиридиннуклеотидов в тканях растения. Ю.Н.Чередниченко разработал методику длительного компьютерного мониторинга транслистовых потенциалов для качественной регистрации воздействий оператора в реальном масштабе времени на любой дистанции.

Самый сложный и разнообразный характер информационных взаимодействий имеет место при дистанционных коммуникациях в системе человек-человек. Закономерности и условия воспроизводимости дистантно-образных коммуникаций подробно исследованы А.В.Трофимовым, В.П.Казначеевым и соавт.[11]. Разработанные методики апробированы в качестве тестирующих и показали высокую степень специфичности восприятия. Н.К.Игнатьев использовал метод Кирлиановской фотографии для объективной оценки дистанционных терапевтических воздействий целителя на пациентов.

Краткий обзор приведенных мною способов объективного лабораторного контроля трансперсональных психических возможностей человека охватывает наиболее достоверные и хорошо изученные методические подходы. Необходимо отметить, что с одной стороны, подобные способности в той или иной степени развития присущи многим людям, которые о них даже не подозревают. С другой стороны народные целители в процедуре тестирования, поставленные перед унизительной необходимостью доказывать “формалистам” то, что они не шарлатаны, формирует у них соответствующую негативную установку, вызывает фрустрарацию, настораживает, приводя, порой, к ложно-отрицательному результату испытаний. Кроме того, неадаптированность к объекту воздействия зачастую требует динамического наблюдения для достижения приемлемой воспроизводимости. Однако, рассмотренные психологические трудности легко преодолеваются в атмосфере гуманности, взаимного доверия, участия и отсутствия скептического отношения со стороны экспериментатора.


Концептуальные обоснования подходов к комплексному экспертированию специалистов традиционной народной медицины

Подходя к такому ответственному вопросу, как экспертная оценка человека на предмет его профессиональной пригодности, дабы не впасть в заблуждение, необходимо понять его личностные свойства и основные мотивы, движущие им в выборе данной формы деятельности. Это та фундаментальная первичность (возможно, жизненное предназначение), которая не всегда в полной мере осознается самим испытуемым и проецируясь во внешнюю среду, предстает перед нами в форме внешних следственных проявлений, в том числе информационных вербально-сенсорных, невербальных и истинно трансперсональных качеств.

B основу концептуального подхода положены представления о витальном цикле (В.П.Казначеев [12]), потребностно-мотивационная теория (П.В.Симонов [13]), теория поисковой активности (В.С.Ротенберг, В.В.Аршавский [14]), а также положения трансперсональной психологии (С.Грофф [15]) и психологии бессознательного (К.Г.Юнг [16.17]). Она включает:

Комплексную психологическую оценку личности целителя с акцентом на неосознаваемых установках и мотивациях (психоаналитический вариант);

Оценку поисковой активности в малопрогнозируемых условиях;

Количественное тестирование трансперсональных взаимодействий в системах человек - физический объект, человек - биообъект, человек-человек;

Дистанционное тестирование способности к интегральной и органо-топической диагностике человека;

Документированный анализ эффективности лечебной практики целителя, включая, анализ и классификацию осложнений и отдаленных последствий;

Выдача экспертного заключения с рекомендациями о предпочтительных для данного целителя сферах профессиональной деятельности.

Витальный цикл имеет биологическую и духовно-интеллектуальную ветви и тесно связан с системой жизненных ценностей и структурой целевых установок. Это означает, что человек в своей деятельности может быть преимущественно ориентирован либо на удовлетворение биологических потребностей (продление рода, создание материального и телесного комфорта), либо отдает предпочтение творческим мотивам самоутверждения, используя свой биологический потенциал как инструмент материального воплощения идей. Из этого вытекают цели и средства их достижения. В иерархии потребностей, формирующих целевые установки, у народного врача должна быть правильно выделена и оценена его доминирующая потребность и цель деятельности. В идеальном случае цель совпадает с Библейскими Заповедями: любовь, чувство сострадания к ближнему и бескорыстное желание быть полезным в облегчении страдания. Реально, может оказаться, что цель подменяется средством. Т.е., в качестве средства самоутверждения, приобретения положения в обществе, удовлетворения растущих потребностей материального благосостояния используется престижная должность врача или народного целителя. Такая подмена может происходить на неосознаваемом уровне, что представляет большие трудности ее выявления. Ротенберг пишет: - "Жертвы, которые человек способен принести во имя высоких гуманных мотивов связаны с невозможностью представить себя иным, отличным от образа своего идеального "Я". Рассогласование между чувственными образами "Я - реального" и "Я - идеального" может привести к внутреннему конфликту, потере самоуважения и целостности психики и поведения". Неприемлемый мотив вытесняется и перестает осознаваться. Т.о., механизм психологической защиты маскирует бессознательные потребности или рационализирует их, делая непротиворечивыми для осознаваемого восприятия. Открытие, сделанное Р.Сперри [18] при наблюдении за больными после операции расщепления мозга (хирургическое пересечение мозолистого тела с разрывом межполушарных связей) выявило, наличие внутренних конфликтов между сознательными и бессознательными установками. Известен случай, когда больной вскоре после операции обнаружил, что в то время как правой рукой он обнимает свою жену (к которой, по его словам, был очень привязан) его левая рука пытается жену оттолкнуть. Напомним, что правое полушарие определяет двигательные функции левой половины тела и наоборот.

Бессознательная сфера человеческой психики включает не только врожденные инстинкты, персональный опыт и вытесненный фрустрирующий материал, накопленный в процессе жизни. Она содержит как минимум еще 3 пласта: а) архетипический сверхличностный опыт (коллективное бессознательное); б) реинкарнационный (личностный) палеопсихологический опыт б) трансперсональный опыт, накапливаемый повседневно.

Способность к прямому психо-информационному взаимодействию опосредуется глубиной синхронного вхождения в эти пласты как самого целителя так и его пациента. Такое вхождение эффективно воспроизводится только в измененных состояниях сознания, когда частично или полностью блокировано вербальное мышление. Поэтому эксперт должен установить каким образом целитель использует свои собственные гипносуггестивные и аутосуггестивные способности и сочетает их с аналогичными предиспозициями пациента. Это важно еще и по той причине, что вербальное внушение может быть самостоятельным вектором интегрального лечебного эффекта. Важно отметить, что не проработанные психологические конфликты в сфере персонального бессознательного народного целителя, при работе с измененными состояниями сознания могут быть источником психологического (трансперсонального) "инфецирования" пациента.

Поисковая активность характеризует потребность личности к смене программ стереотипного поведения. Творчество - наиболее яркое проявление поисковой активности. В любой форме лечебной практики, где, как известно, сильны стереотипы и авторитетные мнения, а все новое воспринимается с настороженностью и недоверием, отказ от поиска (исчерпание резервов известных способов лечения) со стороны врача является мощной психотравмой для его пациента, которая сама по себе действует ятрогенно. Именно на фоне такого отягощенного психологического анамнеза больные обращаются за помощью к альтернативной медицине. Уважающий себя народный целитель не имеет право на подобный отказ, даже когда арсенал его навыков и знаний исчерпан. Тестирование поисковой активности возможно в экспериментах по вероятностному прогнозированию с исследованием уровня мотиваций достижения.

После лабораторного исследования способности целителя к дистанционным трансперсональным взаимодействиям описанными выше способами проводится клиническая апробация этой способности в системе дистанционной диагностики пациентов с известной патологией.

Самый ответственный этап экспертизы это изучение эффективности лечебных методов испытуемого на основании документации медицинских обследований его пациентов. Здесь особое значение имеет характер осложнений, отдаленных последствий лечения и наличие психологических последствий в результате суггестивных или воздействий на пациента. Исследованию подвергаются случаи нарушения этики и деонтологии во время лечения. В силу специфики работы народного целителя для того, чтобы убедить пациента в своих способностях и повысить веру в успех лечения, при первой встрече, после диагностики целитель, как правило, во всех подробностях обсуждает с пациентом выявленные заболевания. У некоторых легко внушаемых людей с функциональными расстройствами вегетативной регуляции в случае неверной диагностики это может привести к ятрогенным заболеваниям. Этический аспект взаимоотношений здесь должен работать на пациента, а не на репутацию целителя.

После соответствующей обработки результатов комплексного экспертирования можно выделить основные векторы интегрального лечебного эффекта испытуемого целителя: а) вербально-суггестивный; б) трансперсональный; г) лекарственный (в случае, если используются лечебные травы, гомеопатические или аллопатические средства) и охарактеризовать их количественно.

Приведенный в работе концептуальный подход к экспертизе специалистов народной медицины был предложен нами как проект региональной программы комплексного экспертирования и динамического клинического контроля и был доложен на Ассамблее "Здоровье населения Сибири" (20-22 июня 1994 г.). В настоящее время указанный проект в основе своей принят и утвержден в рамках Ассоциации сибирских городов. С начала 1996 г. в сертификационно-лицензионные комитеты по утвержденным программам нами представлены рекомендации более чем тридцати специалистам народной медицины.
Литература
1. А.Г.Ли, Ясновидение. Формирование особых состояний сознания для раскрытия экстрасенсорных способностей человека. М. 1993.

2. Г.К.Гуртовой, А.Г.Пархомов, Проблема непонятных биофизических феноменов и ее экспериментальная разработка. Материалы экспериментальных исследований физических полей человека. М.1987.,ст.88.

3. А.Г.Пархомов, Низкочастотный шум - универсальный детектор слабых воздействий, Парапсихология и психофизика, № 5 (7) 1992, ст. 59.

4. R.Jahn, B.Dunne, Margins of Reality. The Role of Consciousness in the Physical World. A Harvest/HBJ Book, S.Diego - N.Y.- London, 1988.

5. Р.Г.Джан, Нестареющий парадокс психофизических явлений, ТИИЭР,70,3. ст.63.

6. Ю.Н.Чередниченко, Л.П.Михайлова, Принцип относительности градаций живого вещества и проблема слабых взаимодействий. Новосибирск 1993.

7. Л.П.Михайлова, В.П.Казначеев, И.Б.Владимирский, Дистантные информационные процессы в биосистемах, Непериодические быстропротекающие явления в окружающей среде, Томск, 1990, ст.80.

8. К.А.Чернощеков и др., Опыт тестирования студентов медицинского института на выявление экстрасенсорных способностей и некоторые свойства биофизического сигнала. Непериодические быстропротекающие явления в окружающей среде, Часть 1. Томск, 1991, ст.39.

9. Э.В.Морозова и др., Возможности передачи информации от человека к растению, Проблемы иополя, Ростов Ярославский, 1991, ст.7.

10. Н.Б.Голубева и др., Использование растительных объектов для регистрации биологически активных полей человека, Ростов Ярославский, 1991, ст.9.

11. V.P.Kaznacheev, A.V.Trofimov, Cosmic conciouness of humanity. ELENDIS - PROGRESS, Tomsk, 1992.

12. В.П.Казначеев, Очерки теории и практики экологии человека. М.Наука,1993, ст.260.

13. В.П.Симонов, Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы психологии. М.1987.

14. В.С.Ротенберг, В.В.Аршавский, Поисковая активность и адаптация. М. Наука 1984.

15. С.Гроф, Области человеческого бессознательного: опыт исследования с помощью ЛСД. М. 1994.

16. К.Г.Юнг, Архетип и символ. М.1991, ст. 97.

17. К.Г.Юнг, Аналитическая психология: ее теория и практика. Тэвистокские лекции. Киев. 1995.

18. R.Sperry, Some effects of disconnecting the cerebral hemispheres. Nobel lecture 1981. Bisci. Rep., 1982, 2, p. 265.


Юрий Николаевич Чередниченко, ст.н.с. лаборатории Клинической диагностики и терапии Института общей патологии и экологии человека СО РАМН г. Новосибирск.

630117 Новосибирск, ул.Тимакова,2 ИОПЭЧ СО РАМН, Лаборатория клинической диагностики и терапии (кабинет 727), тел.: 39-97-94



Людмила Павловна Михайлова - зав. лабораторией биофизики того же института. доктор биологических наук, тел. 39-97-83
скачать файл



Смотрите также:
С. 93-99. Концепция экспертирования специалистов традиционной народной медицины
139.7kb.
К прекрасному
86.24kb.
Конкурса «Урожай- 2010»
111.38kb.
Справка-обоснование к проекту Закона Кыргызской Республики «О нематериальном культурном наследии Кыргызской Республики»
170.86kb.
Практика рефлексотерапии стоматологических заболеваний на Украине в историческом аспекте
116.55kb.
Использование субпродуктов в традиционной чувашской кухне
48.25kb.
Мне кажется уместным начать свой труд с краткого из­ложения истории использования мантр в лечении болез­ней в контексте тибетской медицины. В связи с этим я ска­жу несколько слов об истоках самой тибетской медицины
979.79kb.
Каждому возрасту свой страх. Страхи младенческого, раннего, дошкольного и школьного возрастов
52.84kb.
Положение республиканского конкурса молодежных творческих проектов по сохранению традиционной культуры
112.1kb.
Клинические исследования Канглайт эмульсии для инфузий при лечении первичного рака печени и легких Чжэцзян больница традиционной Чжэцзян народная больница китайской медицины
578.41kb.
Концепция здорового образа жизни. Кодекс здоровья
315.37kb.
Директору мбоу мо плавский район
50.89kb.