takya.ru страница 1
скачать файл
VII Всероссийский конкурс профессионального мастерства

педагогов «Мой лучший урок» на 2012-2013 учебный год.

Сценарий урока по теме:



«Цветение и опыление растений. Виды опыления».

цветы розовой хризантемы с пчелой.

Урок разработала учитель биологии

МАОУ СОШ №2 села Успенского

муниципального образования Успенский район

Колга Евгения Григорьевна.

с. Успенское



Урок биологии в 6 классе по теме:

«Цветение и опыление растений. Виды опыления».

Класс: 6

Предмет: биология

Тема урока: Цветение и опыление растений. Виды опыления.

Место урока в теме: 15 урок в разделе «Органы цветковых растений. Цветок и плод».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы обучения: проблемно-поисковый, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, индивидуальная.

Цель урока: создание условий для осознанного и осмысленного восприятия нового материала и умение применить свои знания на практике.

Задачи:

  • образовательные: познакомиться с различными способами опыления цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления; выявить значение опыления в жизни растений;

  • развивающие: дальнейшее формирование умения анализировать, сравнивать, систематизировать;

  • воспитательные: способствовать экологическому воспитанию школьников, создавать ситуацию успеха у детей.

Учебные универсальные действия:

  • познавательные: продолжать формирование умения выделять главное, поиска новой информации, развивать основы поискового чтения,находить причинно-следственные связи;

  • регулятивные: способность учащихся через игровую форму определить тему урока, умение составить схему последовательности процесса оплодотворения;

  • коммуникативные: обеспечить социальную компетентность учащихся через возможность выслушать мнение одноклассника и аргументировано высказать свою точку зрения, умение оказать помощь товарищу в освоении знаний;

  • личностные: формировать высокую ценность жизни во всех ее проявления, потребность в самореализации.

Оборудование: инструктивные карточки, интерактивный комплекс, диск «Наглядная биология…..», электронное пособие с видеоматериалом: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», модели цветка вишни и пшеницы, дифференцированные дидактические карточки «Строение цветка», «Соцветия».

Планируемые результаты:

Учащиеся должны усвоить:



  • способы опыления у цветковых растений;

  • особенности строения цветков, опыляемых насекомыми и ветром;

  • биологическую роль опыления;

  • значение опыления для повышения урожайности культурных растений.

Ход урока.

I.Ориентировочно-мотивационный этап.

Настрой учащихся на занятие: дерево эмоции. На ветвях дерево лица с различным выражением эмоции. Учитель предлагает выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости).



http://festival.1september.ru/articles/529428/img3.gif

Учитель: «…накопление знаний подобно росту дерева» (Винсон Браун), я надеюсь, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастет новой веточкой знаний о совершенно удивительном явлении в жизни цветковых растений, а что это за процесс давайте попробуем определить вместе.(Работа учащихся по инструктивным карточкам, сетка кроссворда расчерчена на интерактивной доске)

1. Он совсем не хрупкий, 
А спрятался в скорлупке. 
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину. 
Из плодов он тверже всех, 
Называется ... (Орех.)

2. Сам плод душистый и пушистый, 
А середка – словно камень. (Персик.)

3. В старой сказке овощ этот 
Стал для золушки каретой. (Тыква.)

4. Дольку этого плода 
В чай кладем мы иногда, 
Ароматней и вкусней 
В чашке чай бывает с ней. 
Нужен сахара вагон, 
Чтоб с улыбкой съесть ... (Лимон.)

5. Корнеплод на грядке жил, 
Дед себе его растил. 
Он такой огромный стал! 
В сказку сразу же попал. (Репа.)

6. Весной на деревце – беленькие венчики. 
Летом на деревце – красные бубенчики. (Вишня.)

7. Он шипы свои выставил колко. 
Шипы у него как иголки. 
Но мы не шипы у него соберем, 
Полезных плодов для аптеки нарвем. (Шиповник.)

8. Он почти по форме сердца, 
Желто-красный плод у ... (Перец.)

Решив кроссворд, учащиеся определят ключевое слово, обозначающее тему урока, – «опыление». Учитель записывает тему на доске, а учащиеся – в инструктивной карточке (приложение 1)

II. Актуализация знаний.

Объявляется тема урока, ее задачи.



Учитель: на каких растениях вы видели насекомых? (учащиеся называют растения). С каким органом растения связано опыление?(цветок) – проблемный вопрос.

Работа учащихся по индивидуальным дифференцированным карточкам: строение цветка, главные части цветка, соцветия (приложение 2)



Учитель: Какие части цветка вы обозначили главными и почему? (в ходе беседы обсуждаются высказанные версии, конечная цель- подвести учащихся к мысли, пестик и тычинка необходимы для опыления).

III.Этап открытия новых знаний.

1.Работа с терминами. Опыление- перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

2.Работа по схеме «Способы опыления» и выявление видов опыления, учащиеся пытаются сами выйти на ответ «Какие бывают способы опыления, в чем их сходство и различие?»

http://bio.1september.ru/2007/20/5.gif

3.Просмотр видеофрагментов самоопыления, опыления растений насекомыми и ветром (электронное пособие с видеоматериалом).



Учитель: какие приспособления выработались у растений в процессе эволюции для опыления насекомыми и ветром? Вспоминая просмотренные видеофрагменты, пользуясь текстом учебника, выберите отличительные признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений (работают в парах). После выполнения задания учащиеся делятся полученными результатами (демонстрация цветков ржи и вишни).

Сравнение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Признаки цветка

Насекомоопыляемые растения

Ветроопыляемые растения

1. Венчик

Яркий

Невзрачный или отсутствует

2. Расположение тычинок

Внутри цветка

Открыто, пыльники на длинных нитях

3. Рыльца пестиков

Небольшие

Большие, часто перистые

4. Пыльца

Не очень много, липкая, крупная

Очень много, сухая, мелкая

5. Запах

Есть у многих

Нет

6. Нектар

Есть у многих

Нет

Дополнительный материал:

Анемофилия- опыление растений с помощью ветра.

Энтомофилия-опыление растений с помощью насекомых.

Орнитофилия – опыление с помощью птиц.

Гидрофилия- опыление с помощью воды.

4.Используя, материал учебника на стр. 92, установите, что предотвращает у перекрестноопыляемых растений самоопыление? (разделение цветков на мужские и женские, двудомность растений, созревание пыльников и пестиков в одном цветке в разное время, невосприимчивость своей пыльцы у рыльца пестика).



IV.Первичное закрепление.

1.Индивидуальная работа с тестом «Опыление» (приложение 3)

2. Заполнить схему, отражающую типы опыления

http://bio.1september.ru/2007/20/4.gif

3. Записать в тетрадь «что не усвоено», обсуждаются вопросы, которые вызвали затруднение.



V.Этап контроля полученных знаний.

К нам в школу пришло 2 письма от жителей цветочного города. Одного из жителей этого города – Незнайку, которого придумал писатель Носов. Незнайка решил всерьез заняться ботаникой, но как обычно все перепутал. Ваша задача найти в стихах Незнайки биологические ошибки. А второе письмо от Знайки. Он также просит ответить вас на свои вопросы, которые отличаются от вопросов Незнайки своей серьезностью и правильностью (приложение 4)

По окончании конкурсов подсчитываются очки, заработанные парами. Называется команда – победительница.

VI.Подведение итогов.


  1. Рефлексия: какие чувства испытывали во время урока? Что узнали нового? Где в жизни пригодятся знания?

  2. Прокомментировать оценки учащихся.

  3. Домашнее задание: 1)выучить п.24 стр. 91-93,

2)ответить на вопросы 2,3 стр93;

3) творческое задание: конкурс на самый интересный рассказ об удивительном опылении цветковых растений.



Приложения с материалами.

Приложение 1.

Образец заполненной инструктивной карточки.

Фамилия: http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/46/20/46020245_1246903092_40.jpg
Имя:
Класс:
Оценка:

I. Кроссворд на определение темы урока

http://bio.1september.ru/2007/20/3.gif

Приложение 3



коллекция клипарта с бабочками порхание бабочки

бабочка, картинка для фотошопа

VI. Тест

1. Тип опыления, который обеспечивают насекомые:

а) самоопыление;


б) перекрестное опыление.

2. Цветки какого цвета заметнее всего для ос и шмелей?

а) красного;


б) зеленого;
в) синего.

3. Что характерно для цветов, опыляемых насекомыми ночью?

а) яркий цветной венчик;


б) нектар и пыльца;
в) сильный запах

г) светлая окраска венчика.



4. Какие растения опыляется ветром?

а) береза;


б) дуб;
в) орешник;
г) рожь;
д) роза.
Приложение 4

1 конкурс “ Сочинения Незнайки”


1. Цветок раффлезии душистой
Для радости пчелы пушистой
Зацвел на Солнечной поляне -
Давайте мы туда заглянем!

( Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев)

2. Одинокий цветок одуванчика
Беззаботно дрожит на ветру.

(У одуванчика соцветие корзинка)

3. Во поле береза стояла,
И ее пчела опыляла.

(Берёза опыляется ветром)

4. Колокольчики мои,
Цветики! Весною
Вместе с ландышем цвели
В поле, за рекою.

(Колокольчики цветут летом, ландыши растут в лесу)

5.Как на нашей грядке,
Расцвел горошек сладкий.
Мушки, пчелки налетят,
Будем урожая ждать.

(Горох - самоопыляемое растение)

6. Знают все: и стар, и мал,
Вкусен плод картофеля.
Вырос знатный урожай!
Правда ведь, не плохо ли?!

(Плод картофеля - ягода - ядовитый. В пищу употребляют видоизмененные побеги - клубни)


мультфильм приключения незнайки, незнайка

мультфильм приключения незнайки, незнайка

Приложение4

2 конкурс “Почемучка” - вопросы от Знайки.


  1. Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого и желтого цвета ? (Для привлечения ночных насекомых )

  2. Почему безветренная погода во время цветения может стать причиной
    снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не повлияет ? (Рожь опыляется ветром, пшеница – самоопыляемое растение )

  3. Почему, когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, клевер хорошо цвел, но плодов и семян не было ? ( Не было естественных опылителей - шмелей )

  4. Почему весной мало кто из людей замечает цветение березы? (Ветки мелкие, невзрачные)

  5. Пустоцветы, расположенные на главном стебле и плетях огурцов, не образуют плодов. “Раз пустоцветы не образуют плодов, то они излишни”, - подумал неопытный огородник и оборвал их. Какую ошибку он допустил? (Пустоцветы - тычиночные цветки, в них образуется пыльца, оборвав их, огородник сделал невозможным опыление)

  6. Из двух цветков яблони один образовал плод, а другой нет. Почему гак произошло? (Один цветок был опылен насекомыми, а другой нет)

  7. Цветок томата ещё в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Бутон распустился, потом образовался плод. Каким путем произошло опыление? (Самоопыление)

  8. Цветок вишни ещё в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Бутон распустился, цветение закончилось, но плода не образовалось. Почему? (Вишня - насекомоопыляемое растение, через марлевый мешочек цветок не мог опылиться насекомыми)

2.c:\users\евгения\desktop\img_0002.jpg



2.Обозначить части цветков с двойным и простым околоцветником.


c:\users\евгения\desktop\img_0001.jpg

скачать файл



Смотрите также:
Сценарий урока по теме: «Цветение и опыление растений. Виды опыления». Урок
93.99kb.
Урок биологии в 6 классе по теме Разнообразие, распространение, значение растений
123.16kb.
Разработка урока «Я и Украина (природоведения)» «Растение живой организм»
60.37kb.
Урок математики в 5 классе Учитель: Стикина Антонина Николаевна Тема урока : Действия с десятичными дробями. Тип урока. Урок обобщения и систематизации по данной теме
40.37kb.
Урока. Урок игра «А что у вас?»
49.28kb.
Урока окружающего мира во 2 классе по теме «День рождения»
22.54kb.
Разработка урока по теме: «Животноводство» (урок окружающий мир в 3 классе) Учитель начальных классов
151.04kb.
Методическая разработка урока по теме: «Животноводство» (урок окружающий мир в 3 классе) Учитель начальных классов
151.04kb.
Урок по творчеству А. М. Горького. Тема урока записана на доске. Давайте запишем ее в рабочих тетрадях по литератур
48.5kb.
Урока: Бутерброды и их виды. Тип урока
63.55kb.
Урок Интегрированный урок-расследование английского и русского языков в 6 классе «Дело о пропавшей картине»
57.75kb.
Конспект урока тема: Взаимоотношения между организмами
43.67kb.