takya.ru страница 1
скачать файл
Шомова С.А., д.п.н., профессор

факультета медикоммуникаций НИУ ВШЭ

«Свой», «Чужой» и «Ничей»: маркеры культурной идентичности в предвыборной кампании мэра Москвы

Поиск своего места в мире и собственной «ниши» в обществе, самоидентификация, самоотождествление с теми или иными ценностями, идеями, социальными группами – одна из главных человеческих потребностей, закономерный фундамент личности. Обозначаемый в современном гуманитарном знании термином «идентичность», этот феномен по-разному трактуется философами, психологами, социологами, культурантропологами, но, обрастая многочисленными и разнообразными сопутствующими эпитетами (этническая, расовая, гендерная, религиозная, профессиональная и т.д. идентичность), он так или иначе неизменно оказывается в фокусе самого пристального внимания теоретиков. Интерес к идентичности, как отмечает К. Кэлхоун, связан не только с общим повышением интереса к концепту «самости» в эпоху постмодерна; «речь идет не просто о том, что нас больше, чем наших предков, интересует, кто мы такие. Скорее, нам намного труднее установить, кто мы такие, приемлемым образом поддерживать собственную идентичность по ходу нашей жизни и добиваться ее признания другими»1.



Крайне интересные преломления обнаруживает категория идентичности в политических коммуникациях. Именно потому, что электоральное взаимодействие предполагает противостояние политических соперников, претендующих на внимание избирателя и – в конечном счете – его голос, для него крайне операциональными оказываются такие ключевые характеристики идентичности, как ее способность стать основой, движущей силой организованной социальной активности и ее устойчивая склонность детерминировать окружающий мир на друзей и врагов. Дихотомическое противопоставление «Свой – чужой» относится к излюбленным вариантам конструирования дискурса политической слоганистики, митинговой коммуникации и иных вариантов предвыборного взаимодействия с избирателем. При этом «свой» в рамках социокультурной идентичности понимается как человек, соответствующий нормам и ценностям, близким самому индивиду. Что же касается «чужого», то это, прежде всего, нечто незнакомое, непознанное, то, к чему не может апеллировать собственный жизненный опыт. Самое же главное – это то, что «чужой» всегда существует в оппозиции к «своему/родному/близкому», а следовательно, из него проще всего лепится образ врага, столь удобно используемый в политической коммуникации.

Анализируя дискурс российских выборов разного уровня конца XX – начала XXI века, можно с уверенностью сказать, что большинство политиков так или иначе разыгрывают карту идентичности в своих коммуникативных кампаниях. И чаще всего в их электоральном взаимодействии с избирателем отрабатываются именно культурные маркеры «своего» и «чужого». Однако в последние годы наметился еще один маркер дифференциации социума, который мы предложили бы обозначить условным термином «ничей». Речь идет о невыявленной политической причастности либо о людях, по той или иной причине отсекающих от себя различные формы принадлежности, затрудняющихся в обретении или признании собственной идентичности. Так, в исследовании самовосприятия россиян, проведенном недавно некоммерческой исследовательской службой «Среда» и опиравшемся на степень принадлежности наших соотечественников к различным типам идентичности, «ничьи люди» выделены в отдельную социальную группу. В эту категорию попали респонденты, называющие себя «нерусскими», «неверующими», «одинокими», «бездетными», «безработными» и т.п., – все они крайне низко оценили свою принадлежность по всем предложенным в опросе пунктам, то есть затруднились соотнести себя практически с любыми названными социальными кластерами2.



С нашей точки зрения, позиция «ничей» в последние годы обретает все более уверенное право гражданства в политических коммуникациях наряду с культурными маркерами «свой» и «чужой». Это, в частности, показывает исследование медиатекстов одной из последних по времени крупных избирательных кампаний – избирательной кампании мэра Москвы. Для исследования набора идентичностей, характерных для коммуникационной политики разных претендентов на эту должность, были выбраны несколько активных кампаний представителей власти и оппозиции – кампании С. Собянина, А. Навального и Н. Левичева. В поле зрения попали три основных коммуникационных потока, представляющих репрезентативный материал для изучения интересующего нас феномена. Первый из них связан с массивом «официальной информации» – новостными сюжетами федеральных телеканалов, сводками информагентств и иными формальными способами предъявления медиаобразов политиков, в которых достаточно зримо ощущается позиция власти по отношению к каждому из кандидатов. Второй коммуникационный поток представляет собой комплекс PR-обращений к избирателю самих участников мэрской гонки; это их собственный выбор идентичностей, с которыми они себя ассоциируют и которые готовы эксплуатировать во взаимодействии с электоратом. Наконец, третий вектор коммуникационных посланий – это неформальная политическая коммуникация (прежде всего, в сети Интернет), интерпретирующая два предыдущих потока и выражающая отношение активного избирателя к названным политическим лидерам. В работе анализируются маркеры «свой», «чужой» и «ничей» применительно к типам идентичностей, проявившимся в сообщениях данных коммуникационных потоков; выявляются наиболее эффективные для названных политиков способы самоидентификации; делаются выводы о возможностях работы с концептом идентичности как с особой политико-коммуникативной технологией.

1 Цит. по: Орлова Э.А. Концепции идентичности/идентификации в социально-научном знании // Вопросы социальной теории. – 2010. – Т. IY. – С. 95.

2 См. об этом подробнее: http://sreda.org/opros/46-lyudi-narashvat-vs-nichi-lyudi-k-voprosu-ob-identichnosti-cherez-analiz-prinadlezhnosti-patriotyi-i-potentsialnyie-emigrantyi (Дата обращения: 1.11.2013)
скачать файл



Смотрите также:
Шомова С. А., д п. н., профессор факультета медикоммуникаций ниу вшэ
37.47kb.
Седьмая российская летняя школа по экономике труда для исследователей и преподавателей (rssle-2013) «Государственная политика на рынке труда»
25.36kb.
Программа «Фонд образовательных инноваций» ниу вшэ
55.58kb.
Программа повышения квалификации работников ниу вшэ
92.68kb.
1. Интеграл Скорохода или оператор дивергенции
56.25kb.
Зав кафедрой А. А. Борисов Утверждена Учебно-методическим Советом ниу вшэ пермь «01» марта 2012 г
439.57kb.
Электроники и математики ниу вшэ
45.41kb.
Открытие мемориальной аудитории имени профессора А. Э. Жалинского 17 октября 2012г
8.57kb.
Федоркин Николай Семенович, доктор философских наук, профессор, Заслуженный профессор мгу им. М. В
336.25kb.
Декан исторического факультета С. Н. Ходин
196.82kb.
Программа конференции: 1день: 10. 00 13. 00 Пленарное заседание Выступления: Я. И. Кузьминов, ректор гу-вшэ
280.15kb.
Оргкомитет конференции
110.65kb.