takya.ru страница 1
скачать файл
Система подготовки учителя к уроку

(мастер-класс на областном семинаре руководителей методических кабинетов)


1 часть (вступление) – 10 мин.
Подготовка к уроку – весьма важная и ответственная часть профессиональной деятельности учителя.

Очень важно, чтобы на уроке развертывался живой процесс познания. И уж, конечно, ни в коем случае не следует приобретение знаний втискивать в рамки какой-то схемы. Четкая структура урока должна определяться не схемой, которая привносится извне, а внутренней логикой учебного материала и поступательным движением мысли детей.


Мы с вами попытаемся рассмотреть урок как сложную процессуальную систему. Но прежде, хотя бы в общих чертах, определим исходные теоретические позиции, на основе которых этот сложный процесс осуществляется, т.е. определим морфологию урока.
Давайте поставим перед собой 4 вопроса и попытаемся ответить на них.
Вопрос первый: Что является исходной идеей построения

любого урока, независимо от его

принадлежности?
Наводящие вопросы: 1)Что происходит на уроке? Обучение происходит? (да)

2)А еще что? (воспитание, развитие)


Итак, исходная идея современного урока: единство обучения, воспитания и развития. (схема1 через проектор)

Вопрос второй: Что является общей функцией урока?
Наводящие вопросы: Общее развитие школьника осуществляется по

отдельным, разрозненным линиям? (нет) А как?

(целостно)
Итак, общая функция урока – целостное формирование личности на основе воспитательного и развивающего обучения.

Вопрос третий: Что представляет собой цель урока?
Наводящие вопросы: 1)Очевидно, цель урока вытекает из общих целей

воспитания личности в обществе. А какие цели ставит

общество перед школой?

2)В этом плане что может включать цель урока?

(-познавательный аспект

-развивающий аспект

-воспитательный аспект)
Философ Спиркин А. удачно назвал цель «моделью желаемого будущего»
Итак, исходя из общей идеи современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер и состоит из 3-х взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.
Т. о., целевые связи урока носят системообразующий характер.
Вопрос 4: Каким путем достигается триединая цель урока?
Наводящие вопросы: Учитель ведь на каждом учебно-воспитательном

моменте ставит и решает определенные задачи. Какие?

(развитие речи, мышления, двигательной сферы –

одним словом, интеллектуального и общего развития

ученика)

Итак, цель достигается посредством решения целого ряда учебно-воспитательных задач, на которые она распадается.

Своеобразная материальная основа урока, на базе которой осуществляется вся учебная деятельность учеников – это тот фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению учащимися и образуют Содержание учебного материала.

Давайте перечислим компоненты, которые образуют содержание учебного материала.

(схема3)

Обратите внимание, как связаны, а также взаимосвязаны отдельные компоненты содержания учебного материала.
Важнейший компонент урока – методы обучения (на них мы подробнее остановимся в практической части нашего занятия).
Вывод: Мы определили с вами, правда, в общих чертах, исходные теоретические позиции, которые составляют морфологию урока.
(слайд: Морфология урока)
2 часть (практическая часть – 25 мин.)
Переходя к практике, а сейчас мы будем работать по группам, я попрошу вас попытаться составить морфологию урока и подготовить материал к защите.
1-й группе я предлагаю разработать морфологию урока Риторики по теме

«Взаимодействие оратора и слушателей»

(возможно, для работы вам понадобятся опоры, также я

предлагаю вам узелки на память)


2-я группа получает задание разработать морфологию урока Философии

по теме «Что такое счастье?»

(вы также можете воспользоваться, если сочтете необходимым

выдержками, цитатами известных людей)


3-я группа получает задание составить морфологию урока Музыки по

теме:


(вы можете воспользоваться услугами учителя музыки)
На эту работу вам отводится 10 минут, после чего каждая группа защищает свой проект в течение 5 минут. Приступим к работе.

Защита проекта

5+5+5=15 минут (песочные часы)



3 часть (типология уроков) – 9 минут
Расчленив урок на внешние и внутренние составляющие, мы ответили в какой-то мере на вопрос «Из чего?». Теперь нам предстоит сделать следующий шаг и дать ответ на вопрос «Как?».

Всякий урок имеет своеобразие. Специфика урока, естественно, накладывает свой отпечаток на содержание и структуру его типа.


Задание: Я предлагаю вам посмотреть фрагмент начала урока литературы по

теме:


и попытаться ответить на следующие вопросы (через проектор)
1-й группе: А как бы вы начали урок по данной теме?

2-й группе: Как бы вы могли продолжить данный урок, как бы вы его

структурировали?



3-й группе: Что должно стать результатом урока?


4 часть (заключение) – 1 минута
Говорят, действовать легко, трудно овладеть теорией и действовать в соответствии с ней. Наверно, это действительно так. Работая с учителями над совершенствованием и развитием урока, вы как руководители создаете новую развивающую школу.

Хочу поблагодарить вас за работу и пожелать вам новых свершений на нашем нелегком пути.
скачать файл



Смотрите также:
Система подготовки учителя к уроку
43.14kb.
Основні вимоги до змісту та оформлення презентації
27.56kb.
Хід уроку. І. Організаційний момент. Оголошення теми І мети уроку. ІІ. Самостійна робота (12 хв.)
46.82kb.
Категорія: вища План-конспект уроку №9 з фізичної культури І курс, група №1 Тема уроку: Легка атлетика ппфп мета уроку: Набуття елементарних знань з техніки естафетного бігу
47.56kb.
Тема уроку : Характер ліній Тип уроку : формування нових знань Форма уроку
51.72kb.
Уроку: «Вода знайома і загадкова»
552.29kb.
Уроку «Города земли русской»
28.86kb.
Вопросы для государственного экзамена по методике преподавания изобразительного искусства
2184.67kb.
Урок музыки в 4 классе
106.3kb.
№ уроку Дата Кіль кість годин Тема уроку Орієнтовний зміст вправ та завдань Техніка та матеріали
123.74kb.
Реферат слушателя курса повышения квалификации группы х-1 учителя химии моу сош №6 Ленинского района г. Ульяновска
152.02kb.
Конспект уроку «Функція її властивості І графік»
96.77kb.