takya.ru страница 1
скачать файл
Эффективная социальная политика в интересах семьи как условие развития местного социума (на примере города Ярославля)1
Косарева И.В.

ГОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. п.Г. Демидова», Ярославль

koska@xaker.ru
Социальная политика – важная составная часть политики государства, осуществляемая с учетом территориальных различий и особенностей. Социальная политика в интересах семьи в условиях ярославского социума – политика, осуществляемая местными властями с целью решения вопросов семьи местного значения. Социальная политика г. Ярославля позволяет реализовывать как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.
The effective social policy in family life as a condition of development in local society (Yaroslavl like example)
Kosareva I.V.

Yaroslavl State University of P.G. Demidov, Yaroslavl

koska@xaker.ru
The social politics is important component of a state politics taking into account territorial distinctions and features. Social politics in family life of local society is the politics which is carried out by local authorities for the purpose of the family questions decision in local value. Social politics in Yaroslavl allows to realize both own powers of local government, and the state responsibility delegated on municipal level in social sphere.
Актуальность исследования эффективности социальной политики в интересах семьи как условия развития местного социума обусловлена растущей потребностью ярославского сообщества в наличии сильного и социально-эффективного местного самоуправления. Социальная политика - это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования [2, с.122].

Социальная политика в г. Ярославле строится на основе потребностей населения, руководствуется законодательством субъекта Федерации и обладает ограниченной «чуткостью» к запросам и ожиданиям отдельных индивидов, реагируя, прежде всего, на массовые нужды и интересы. Социальная политика на муниципальном уровне наиболее точно отвечает потребностям индивидов, семей и жилых сообществ. Через социальную политику г. Ярославля реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.

Социальная политика в области семьи остается одной из самых острых в современной России и местном ярославском социуме. Она оказывает прямое влияние на экономическое развитие, конкурентоспособность и стабильность страны, и, в конечном счете, на благосостояние ее граждан.

Естественная убыль населения остается главной причиной сокращения численности населения в Ярославской области. Данный показатель за январь-декабрь 2010 года составляет -7,6 на 1000 чел. (в январе-декабре 2009 года – -6,9 на 1000 чел.). Число умерших, по сравнению с показателями января-декабря 2009 года, больше на 269 человек. Численность постоянного населения Ярославской области на 1 января 2010 г. составила 1306,3 тыс. человек. В январе-декабре 2010 г. в Ярославской области родилось 14287 ребенка – это на 464 ребенка меньше, чем за тот же период 2009 года. В январе-декабре 2010 г. число умерших превысило число родившихся в 1,5 раза. В январе-декабре 2010 года количество браков превысило количество разводов на 4825 [6].

В настоящее время основными видами государственных мер поддержки и помощи ярославских семей являются: семейные пособия, родительский отпуск, услуги дошкольных учреждений, улучшение жилищных условий, льготное налогообложение, льготы на проезд, помощь отдельным категориям семей.

Малообеспеченным гражданам, имеющим детей и проживающим на территории Ярославской области, назначается и выплачивается ежемесячное пособие на ребенка. Размер выплат зависит от социального статуса семьи и количества детей. Законодательством Ярославской области предусмотрена ежегодная индексация размера ежемесячного пособия на ребенка с учетом прогнозируемого уровня инфляции. С 1 января 2011 года Законом Ярославской области от 03.11.2010 года  № 41-з внесены изменения в Закон Ярославской области от 19.12.2008г. № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области» и размеры денежных выплат были проиндексированы на 8,5%. Таким образом, с 1 января 2011 года денежные выплаты, осуществляемые через органы социальной защиты, производятся в следующих размерах. Ежемесячное пособие на ребенка: ежемесячное пособие на ребенка – 237 руб.; на детей одиноких матерей – 403 руб.; на детей, не получающих алименты в связи с уклонением родителей (родителя) от их уплаты либо в связи с невозможностью взыскания алиментов – 355 руб.; на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, – 355 руб.; на детей неработающих родителей (усыновителей) являющихся инвалидами или пенсионерами, – 355 руб.; на детей, обучающихся по очной форме обучения, – 355 руб.; на детей из многодетных семей – 307 руб.; на второго рожденного ребенка – 284 руб. [4].

На территории города Ярославля проводится эксперимент по оказанию социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта (на основании постановления правительства Ярославской области № 588-п от 12.08.2010 года «О проведении в Ярославской области эксперимента по оказанию социальной помощи на основе социального контракта») [6]. Социальный контракт – это договор с органом социальной защиты населения, по которому малоимущим предоставляют денежные выплаты, натуральную помощь или социальные услуги. Ими можно воспользоваться для развития подсобного или фермерского хозяйства, организации собственного бизнеса, ремонта дома, лечения. На 1 января 2011 года в Ярославской области на получение помощи по социальному контракту претендует 41 семья.

Закономерным продолжением социальной политики в отношении семьи в целом являются меры социальной поддержки многодетных семей. В регионе реализуется закон «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Ярославской области» [3].

В Ярославской области активно идет процесс формирования и реализации государственной социальной политики, ориентированной на развитие ценностей семьи. В центре этой политики находятся дети, защита их прав и законных интересов. На территории Ярославской области по данным Ярославльстата проживает 211 тысяч детей и подростков в возрасте до 17 лет включительно. На 1 января 2010 года в Ярославской области зарегистрировано 5278 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (без учёта усыновлённых детей), из них 32% находятся на полном государственном обеспечении в учреждениях образования, здравоохранения, социальной. 68% детей воспитывается в семьях, из них находятся под опекой 2731 человек, в приёмной семье 869 чел. В 2009 году всего принято на воспитание в семьи граждан 904 ребёнка, лишившегося родительского попечения, из них: под опеку и попечительство - 502 ребёнка; в приёмную семью - 293 ребёнка; усыновлено109 детей [4].

В Ярославской области многое делается для решения проблемы сиротства. Активно развивается институт приёмной семьи: всего на 1 января 2010 года создано 617 приёмных семей. В семьях граждан воспитывается 7 детей-инвалидов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 1 января 2010 года на учёте в региональном банке данных граждан состояло 115 граждан, желающих принять ребёнка на воспитание в семью, в органах опеки и попечительства - 135 граждан. Принято на воспитание в семьи российских граждан из лечебно-профилактических, образовательных учреждений, учреждений социальной защиты и других учреждений 293 ребёнка. Из вновь выявленных детей в 2009 году передано на воспитание в семьи граждан 465 детей (55%) [4].

В настоящее время нормативная база области позволяет развивать все семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опеку, попечительство, приёмную семью. В 2008 году в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» в Закон Ярославской области от 9 ноября 2007 г. № 70-з «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству» и Закон Ярославской области от 5 декабря 2004 г. № 51-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, охраны труда и социального партнерства», внесены соответствующие изменения. Законом Ярославской области от 9 ноября 2007 г. № 70-з «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству» (в редакции от 7 октября 2008 г. № 49-з) предусмотрены дополнительные государственные полномочия по организации и осуществлению опеки и попечительства. В целях содействия устройству в семью и дальнейшей социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа органы опеки и попечительства: организуют разработку и реализацию программ подготовки граждан, желающих принять детей на воспитание в семью; создают службы сопровождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних; организуют и контролируют осуществление социальной адаптации.

При активном развитии семейных форм устройства детей, лишённых родительского попечения, параллельно в муниципальных районах и городских округах создаются службы сопровождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц. Разработана система подготовки кандидатов в приёмные родители, усыновители, опекуны (попечители), система повышения квалификации специалистов по опеке и попечительству, специалистов служб сопровождения. Разработан порядок формирования служб сопровождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц, проект стандартов оказания психолого-педагогической помощи опекунам (попечителям) несовершеннолетних граждан.

С целью улучшения положения детей, нуждающихся в помощи государства, развития семейных форм устройства сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ярославской области при поддержке местных телекомпаний третий год проводится областная акция «Я хочу домой». В ее рамках: издаются и распространяются буклеты с информацией для кандидатов в замещающие родители; размещаются фотографии и анкетные данные о детях, подлежащих передаче в замещающие семьи; в телевизионных и печатных СМИ региона освещаются материалы о детях, нуждающихся в усыновлении, опеке и устройстве в приемную семью.

К сожалению, несмотря на то, что число детей, устроенных в семьи, растет, большое количество детей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей воспитывается в интернатных учреждениях. Ежегодно они выпускаются из стен областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проблемы, с которыми они вступают в самостоятельную жизнь, к сожалению, характерны для многих регионов: трудности в получении собственного жилья; профессиональное самоопределение и приобретение специальности; организация быта; социальная дезадаптация.

На начальном этапе самостоятельного проживания бывшие воспитанники интернатов и детских домов нуждаются в социальной и психологической поддержке специалистов, профессиональном патронате. С этой целью начал свое функционирование Интернет-ресурс «Ты можешь сам» — первый молодежный портал для воспитанников и выпускников детских домов. Портал предлагает целый арсенал альтернативных экспертных мнений относительно различный жизненных ситуаций в он-лайн доступе на сайте, а так же бесплатную консультацию со специалистом по любым вопросам через молодежный телефон доверия «Ты не один!»

В тоже время в целях социальной адаптации выпускников интернатов, развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, организации социально-психологической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, сопровождения замещающих семей, профилактики вторичного социального сиротства в нашем регионе с 2008 года открываются Центры подготовки, поддержки и сопровождения замещающих семей и выпускников интернатных учреждений, создаваемые на базе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.



Таким образом, автор считает, что в целях повышения эффективности социальной политики как условия развития местного ярославского социума необходимо принять ряд мер, направленных на улучшение социальной политики в области семьи. Важно реализовать мероприятия, целями которых будет формирование и реализация единой семейной политики на территории города Ярославля, осуществление комплексных мер по охране материнства и детства, оказание социальной поддержки и улучшение качества жизни семей с детьми, имеющих низкие доходы, путем дополнительных мер, обеспечивающих их более полную интеграцию в общество. К основным мероприятиям можно отнести организацию лагерей выходного дня для нуждающихся семей, организацию круглых столов по вопросам семейной политики, оказание материальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов или приемных детей (опекунским семьям), организация встреч руководителей города с семьями различных социальных категорий по вопросам семейной проблематики. Организационное решение вопроса можно предоставить Администрации г. Ярославля и Департаменту по делам молодежи. Основным итогом реализации таких мероприятий может стать повышение уровня благополучия ярославских семей.
Литература

  1. Албегова И.Ф. Теоретико-методологические основы развития современной социальной работы в России // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2005. - № 1. - С. 38-46.

  2. Социальная политика как один из факторов развития социальной сферы российского общества // Сб. тезисов докладов и сообщений. 24-25 мая 2001 г научно-практической конференции «Вторые межрегиональные научные чтения по актуальным проблемам социальной истории и социальной работы». Новочеркасск. 2001.- 113с. С.50.

  3. Игнатов В. Г. Экономика социальной сферы. - Ростов-н/Д.: МарТ, 2008. - 295 с.

  4. Официальный сайт Администрации г. Ярославля [электронный ресурс] режим доступа [world wide web] www.adm.yar.ru Дата доступа 28.03.2011

  5. Официальный сайт Департамента труда и социальной поддержки населения [электронный ресурс] режим доступа [world wide web] www.yarregion.ru Дата доступа 28.03.2011

  6. Официальный сайт Мэрии г. Ярославля [электронный ресурс] режим доступа [world wide web] www.city-yar.ru Дата доступа 28.03.2011

  7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [электронный ресурс] режим доступа [world wide web] www.gks.ru Дата доступа 28.03.2011

1 Статья подготовлена при поддержки РГНФ. Грант № 11-33-00219а1. Проект: «Эффективная социальная политика как условие развития местного социума (на примере г. Ярославля)».
скачать файл



Смотрите также:
Социальная политика важная составная часть политики государства, осуществляемая с учетом территориальных различий и особенностей
87.71kb.
Работа клубов по интересам важная составная часть клубного процесса. Это одно из доступных форм, которую охотно используем мы в своей деятельности
103.22kb.
I. политика тема Политика и власть Выпишите из текста учебника все определения понятия. Политика
1080.17kb.
Марушина Э. А кузьмина Л. Н
94.12kb.
Контрольная работа социальная политика государства. Доходы населения. Теория и практика социального рыночного хозяйства Германии
55.21kb.
Программа «Гражданско патриотическое воспитание составная часть системы формирования личности обучающегося»
249.61kb.
Территориальные финансы в финансовой системе федеративного государства Сущность и правовая основа территориальных финансов
333.12kb.
Для направления подготовки магистров
213.74kb.
Социальная политика афк
66.25kb.
Конкурс общественно полезных проектов в области государственной молодёжной политики «Яркая идея»
565.67kb.
Город как составная часть феодальной системы
89.73kb.
Рынок труда является особой областью рыночных отношений, где совершаются сделки по купле-продаже рабочей силы
223.75kb.