takya.ru   страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7
скачать файл

Некоторые показатели, характеризующие рынок ГКО—ОФЗ




20.03.2006

21.03.2006

22.03.2006

23.03.2006

24.03.2006

Номинальная стоимость, млн. руб.

772 970,90

772 970,90

777 019,21

777 019,21

777 019,21

до 1 года*

36 669,540

36 669,540

36 669,540

36 669,540

36 669,540

1—5 лет

297 501,460

297 501,460

297 501,460

297 501,460

297 501,460

более 5 лет

438 799,900

438 799,900

442 848,220

442 848,220

442 848,220

Рыночная стоимость, млн. руб.

758 353,87

758 200,74

762 537,48

763 075,75

763 368,35

до 1 года*

37 534,630

37 600,310

37 609,190

37 542,070

37 568,290

1—5 лет

315 666,970

315 632,230

315 769,460

315 799,870

315 943,910

более 5 лет

405 152,280

404 968,200

409 158,830

409 733,800

409 856,140

Оборот по рыночной стоимости, млн. руб.

231,52

1 725,21

1 374,13

360,74

1 651,86

до 1 года*

0,970

17,380

15,500

0,000

10,160

1—5 лет

53,160

225,710

204,630

94,320

84,220

более 5 лет

177,380

1 482,120

1 153,990

266,420

1 557,480

Коэффициент оборачиваемости по рыночной стоимости

0,03

0,23

0,18

0,05

0,22

до 1 года*

0,01

0,09

0,08

0,00

0,05

1—5 лет

0,03

0,14

0,13

0,06

0,05

более 5 лет

0,09

0,73

0,56

0,13

0,76

Индикатор рыночного портфеля, % годовых**

6,8

6,9

6,9

6,9

6,8

до 1 года*

4,80

4,11

4,08

4,85

4,61

1—5 лет

6,26

6,27

6,26

6,27

6,25

более 5 лет

6,95

6,96

6,97

6,96

6,95

Дюрация, лет***

5,4

5,4

5,4

5,4

5,4

до 1 года*

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

1—5 лет

2,3

2,3

2,3

2,3

2,3

более 5 лет

8,2

8,2

8,2

8,2

8,2

* Срок до погашения.

** Рассчитывается как эффективная доходность по выпускам ГКО—ОФЗ, взвешенная по объемам в обращении и дюрации.

*** Рассчитывается как дюрация выпусков облигаций, взвешенная по объемам в обращении.

Материал подготовлен Департаментом обеспечения и контроля операций на финансовых рынках


официальные документы

Зарегистрировано


Министерством юстиции
Российской Федерации
23 марта 2006 года
Регистрационный № 7612

2 марта 2006 года № 1662-У



УКАЗАНИЕ
О внесении изменения в Положение Банка России от 14 июля 2005 года № 273-П “О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций”

1. Подпункт 3.3.12 пункта 3.3 Положения Банка России от 14 июля 2005 года № 273-П “О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций”, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 5 августа 2005 года № 6875 (“Вестник Банка России” от 17 августа 2005 года № 41), изложить в следующей редакции:

“3.3.12. вексель не содержит оговорки об исключении ответственности векселедателя за платеж по векселю и(или) оговорки, исключающей право банка-заемщика передать вексель по индоссаменту Банку России.”.

2. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в “Вестнике Банка России”.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С.М. ИГНАТЬЕВ

Главные управления


(национальные банки)
Центрального банка
Российской Федерации
от 21.03.2006 № 41-Т

О включении ценных бумаг в Ломбардный список Банка России

В соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 3 марта 2006 года № 4) к облигациям, указанным в подпунктах 1.6, 1.7 и 1.9 пункта 1 Указания Банка России от 28 июля 2004 года № 1482-У “О перечне ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России”, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 9 августа 2004 года № 5962; 8 апреля 2005 года № 6482; 18 октября 2005 года № 7080 (“Вестник Банка России” от 11 августа 2004 года № 48; от 13 апреля 2005 года № 19; от 26 октября 2005 года № 56), относятся облигации Открытого акционерного общества “Агентство по ипотечному жилищному кредитованию”, имеющие государственные регистрационные номера выпусков 4-05-00739-А и 4-06-00739-А, облигации городского облигационного займа Москвы, имеющие государственный регистрационный номер выпуска RU32044MOS0, и облигации Открытого акционерного общества “МегаФон”, имеющие государственные регистрационные номера выпусков 4-02-00822-J и 4-03-00822-J.

Настоящее письмо подлежит опубликованию в “Вестнике Банка России” и применяется начиная со дня его опубликования в “Вестнике Банка России”, но не ранее дня, начиная с которого вышеуказанные облигации допущены к обращению на Организованном рынке ценных бумаг и иных финансовых активов (ОРЦБ) в Секторе ОРЦБ для расчетов по государственным федеральным ценным бумагам.

Доведите содержание настоящего письма до сведения кредитных организаций.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С.М. ИГНАТЬЕВ
консультации Банка России

Обобщение практики применения Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России*

1. Распространяется ли на кредитные организации обязанность по выявлению сделок с недвижимым имуществом, относящихся к операциям, подлежащим обязательному контролю, и направлению сведений об указанных сделках в уполномоченный орган?

В соответствии с пунктом 11 статьи 6 Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее — Федеральный закон) сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.

Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. Данную норму следует рассматривать как общую, адресованную всем организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе и кредитным организациям.

Следовательно, кредитная организация должна представлять в уполномоченный орган сведения о любых сделках с недвижимым имуществом (купля-продажа, аренда, залог и т.д.), сумма которых равна или превышает 3 000 000 рублей, если кредитная организация является стороной по сделке либо если из представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации клиентом документов ей стало известно о совершении такой сделки. В случае если кредитная организация при проведении расчетной операции своего клиента по сделке с недвижимым имуществом не располагает всей необходимой информацией, на основании которой она может сделать вывод о проведении ее клиентом операции, подлежащей обязательному контролю, и указанная операция при реализации правил внутреннего “противолегализационного” контроля не отнесена к операции, в отношении которой возникает подозрение, что она связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, обязанности по направлению соответствующих сведений в уполномоченный орган у кредитной организации не возникает.



2. Необходимо ли кредитной организации предпринимать меры по установлению и идентификации выгодоприобретателя при осуществлении клиентом платежей по договору финансирования под уступку денежного требования?

Исходя из пункта 1.2 Положения Банка России от 19.08.2004 № 262-П “Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее — Положение № 262-П), под выгодоприобретателем следует понимать лицо, которое, не являясь непосредственно участником операции, получает выгоду от ее проведения. При этом, совершая в интересах другого лица банковские операции и иные сделки, клиент может действовать на основании различных договоров, в частности, агентского договора, договоров поручения, комиссии, доверительного управления (то есть перечень гражданско-правовых договоров, указанных в пункте 1.2 Положения № 262-П, не является исчерпывающим).

Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона и Положения № 262-П кредитные организации должны предпринять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации выгодоприобретателей вне зависимости от гражданско-правовых оснований совершения операции с денежными средствами или иным имуществом.

В соответствии со статьей 824 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

Учитывая, что в рамках договора финансирования под уступку денежного требования клиент уступает финансовому агенту денежное требование, а должник должен произвести платеж финансовому агенту (исполнить его денежное требование), в данном случае клиента как сторону по договору финансирования под уступку денежного требования, по нашему мнению, не следует рассматривать в качестве выгодоприобретателя.

3. Какие квалификационные требования предъявляются к ответственному сотруднику по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ) филиала кредитной организации?

Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в том числе Указанием Банка России от 09.08.2004 № 1486-У “О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях” (далее — Указание № 1486-У), не установлены непосредственно квалификационные требования к ответственному сотруднику по ПОД/ФТ филиала кредитной организации.

Однако в случае, если внутренними документами кредитной организации, регламентирующими процедуру формирования и направления в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом, филиалу кредитной организации предоставлены полномочия по передаче отчетов в виде электронного сообщения (ОЭС) напрямую в уполномоченный орган, минуя головной офис кредитной организации, полагаем, что ответственный сотрудник по ПОД/ФТ филиала кредитной организации должен соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к ответственному сотруднику кредитной организации Указанием № 1486-У.

4. Соответствует ли квалификационным требованиям к ответственному сотруднику по ПОД/ФТ кандидат, имеющий высшее юридическое или экономическое образование, а также опыт работы в сфере ПОД/ФТ, при отсутствии у него опыта руководства отделом (подразделением) кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций?

В соответствии с пунктом 2 Указания № 1486-У ответственный сотрудник должен иметь высшее юридическое или экономическое образование и опыт руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии указанного образования — опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее двух лет или опыт руководства подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее двух лет.

Из указанной выше нормы следует, что кандидат на должность ответственного сотрудника по ПОД/ФТ, имеющий опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее двух лет, даже при отсутствии высшего юридического или экономического образования считается соответствующим квалификационным требованиям, предъявляемым к ответственным сотрудникам по ПОД/ФТ.

Таким образом, по нашему мнению, кандидат на должность ответственного сотрудника по ПОД/ФТ кредитной организации, имеющий высшее юридическое или экономическое образование, при отсутствии у него опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, может быть признан соответствующим квалификационным требованиям к ответственному сотруднику по ПОД/ФТ при наличии у него опыта работы в сфере ПОД/ФТ не менее двух лет.



5. Обязана ли кредитная организация проводить обучение своих сотрудников по вопросам ПОД/ФТ в образовательных учреждениях, имеющих лицензии на ведение образовательной деятельности?

В соответствии с пунктами 1.1 и 1.3 Указания Банка России от 09.08.2004 № 1485-У “О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях” (далее — Указание № 1485-У) кредитным организациям предоставляется право самостоятельно с учетом требований данного указания и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ, а также особенностей деятельности своих клиентов и степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях ПОД/ФТ разрабатывать и утверждать программу подготовки и обучения кадров по ПОД/ФТ (включая порядок проведения обучения и его формы), а также план ее реализации.

Учитывая, что каких-либо требований в отношении организаторов обучающих мероприятий Указание № 1485-У не содержит, кредитная организация вправе самостоятельно определить, каким образом осуществлять обучение своих сотрудников: путем использования “внутренних ресурсов” или путем направления своих сотрудников на обучение в образовательные учреждения, имеющие лицензии на ведение образовательной деятельности, а также банковские ассоциации (союзы), банковские школы, центры и курсы переподготовки банковских кадров.

* Информационное письмо № 9 от 06.03.2006.

Материал подготовлен Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля
Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного контроля*

Вопросы по применению Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок” (далее — Инструкция № 117-И)

1. Какая сумма должна быть указана резидентом в пункте 6.2 листа 2 паспорта сделки (далее — ПС) (Приложение 4 к Инструкции № 117-И) при переоформлении ПС по кредитному договору (договору займа), оформленному после 18.06.2004 (дата вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”): сумма задолженности по основному долгу, сложившаяся на день переоформления ПС с учетом денежных средств, которые были получены (предоставлены) и/или возвращены резидентом до переоформления ПС, или сумма задолженности, указанная в первоначально оформленном ПС?

Какая информация указывается в пунктах 6.3 и 6.4 листа 2 ПС при переоформлении ПС (Приложение 4 к Инструкции № 117-И) по кредитному договору (договору займа)?

При переоформлении резидентом ПС по кредитному договору (договору займа) информация, указанная в пункте 6.2 листа 2 ПС, переносится из первоначально оформленного ПС в переоформляемый ПС без изменения.

Информация, указанная в пунктах 6.3 и 6.4 листа 2 ПС, при переоформлении ПС переносится из первоначально оформленного ПС также без изменения. Однако в случае если в графики предстоящих платежей по получению (предоставлению) и/или по возврату средств, которые будут осуществляться после даты переоформления ПС, были внесены изменения, при переоформлении ПС указанные изменения должны быть учтены при заполнении пунктов 6.3 и 6.4 листа 2 ПС.

2. Какой код вида валютной операции следует указывать в справке о валютных операциях при переводе страховой компанией — резидентом страховых выплат нерезиденту при наступлении страхового случая?

При переводе страховой компанией — резидентом страхового возмещения нерезиденту при наступлении страхового случая рекомендуем указывать в справке о валютных операциях код 70080 “прочие платежи резидентов в пользу нерезидентов по неторговым операциям” (Приложение 2 к Инструкции № 117-И).



3. Требуется ли оформление ПС по валютной операции между резидентом и нерезидентом за бункеровку топливом судов нерезидентов в российских портах, вывозимым с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме “перемещение припасов”?

На основании пункта 3.1 Инструкции № 117-И действие установленного разделом II Инструкции № 117-И порядка оформления паспорта сделки распространяется, в частности, на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом — индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” (далее — Федеральный закон № 164-ФЗ) под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли, в частности, товарами. При этом в соответствии с пунктами 7 и 28 статьи 2 Федерального закона № 164-ФЗ под внешней торговлей товарами, в частности, понимается экспорт товаров, то есть вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

Вместе с тем Таможенным кодексом Российской Федерации (статья 264) установлен специальный таможенный режим — “перемещение припасов”, при котором товары, предназначенные, в частности, для использования на морских (речных) судах, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Учитывая, что при бункеровке судов нерезидентов топливом в российских портах указанное топливо вывозится с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме “перемещение припасов”, а не в таможенном режиме “экспорт”, оформления паспорта сделки при осуществлении расчетов между резидентом и нерезидентом за бункеровку судов нерезидентов не требуется.

Вопросы по применению Инструкции Банка России от 28.04.2004 № 113-И “О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц” (далее — Инструкция № 113-И)

4. Необходимо ли заполнять Реестр операций с наличной валютой и чеками (Приложение 4 к Инструкции № 113-И) при проведении операций с использованием платежных карт, предусмотренных пунктами 3.1.16—3.1.19 Инструкции № 113-И, в случае если у кредитной организации отсутствует возможность достоверно установить, что счет клиента открыт в валюте Российской Федерации?

В соответствии с пунктом 3.4 Инструкции № 113-И оформление операций по приему (выдаче) наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации с использованием платежных карт осуществляется в соответствии с нормативными актами Банка России, регулирующими указанные операции.

В настоящее время операции, совершаемые с использованием платежных карт, регулируются Положением Банка России от 24.12.2004 № 266-П “Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт” (далее — Положение № 266-П).

Пунктом 3.8 Положения № 266-П установлена специальная норма, в соответствии с которой Реестр операций с наличной валютой и чеками, а также документ, подтверждающий проведение операций с наличной валютой и чеками, предусмотренный Инструкцией № 113-И, не оформляются при выдаче (приеме) в пункте выдачи наличных кредитной организацией клиентам — физическим лицам (от клиентов — физических лиц) с использованием платежных карт наличных денежных средств в валюте Российской Федерации со счетов (на счета) в валюте Российской Федерации, открытых в данной кредитной организации.

Вместе с тем в случае если кредитная организация не устанавливает в связи с невозможностью достоверно установить, что счет клиента кредитной организации, по которому совершается операция с использованием платежной карты, открыт в валюте Российской Федерации, в Реестр операций с наличной валютой и чеками включаются все операции, совершаемые в пункте выдачи наличных кредитной организации, предусмотренные пунктами 3.1.16—3.1.19 Инструкции № 113-И, в том числе операции с наличной валютой Российской Федерации, осуществляемые с использованием платежных карт, а также оформляется документ, подтверждающий проведение операции с наличной валютой и чеками.

5. Может ли на стенде обменного пункта уполномоченного банка размещаться информация о том, что им проводятся (не проводятся) операции с монетами иностранных государств (группы государств)?

В соответствии с подпунктом “а” пункта 2 части 1 статьи 1 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” в понятие “иностранная валюта” входит также монета, находящаяся в обращении и являющаяся законным средством наличного платежа соответствующего иностранного государства, а также изымаемая либо изъятая из обращения, но подлежащая обмену.

Пунктом 3.7 Инструкции № 113-И установлено, что уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) самостоятельно решает вопрос о необходимости работы с монетой иностранных государств (группы государств) при осуществлении операций с наличной валютой и чеками.

В соответствии с пунктом 2.1 и подпунктом 2.1.3 Инструкции № 113-И обменный пункт уполномоченного банка должен быть оборудован стендом, находящимся в доступном для обозрения физическими лицами месте и содержащим информацию о перечне отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации и чеками, осуществляемых данным обменным пунктом.

С учетом изложенного уполномоченный банк вправе поместить на стенде своего обменного пункта вместе с перечнем банковских операций информацию о том, что данный обменный пункт проводит (или не проводит) операции с монетами иностранных государств (группы государств).

* Информационное письмо № 34 от 06.03.2006.

Материал подготовлен Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля
из истории Банка России

Российские банки в Китае в конце XIX — начале ХХ века
(к 110-летию основания Русско-Китайского банка)

В конце XIX в. экономика России динамично развивалась, в связи с чем особенно актуальной стала проблема расширения рынков сбыта. С.Ю. Витте, занимавший пост министра финансов Российской империи в 1892—1903 гг., связывал экономическое развитие страны с активной борьбой за рынки сбыта на Дальнем Востоке1. В рамках политики так называемого “мирного проникновения” России на рынки Дальнего Востока было учреждено несколько банков, находившихся под контролем Министерства финансов и ставших проводниками этой политики2. С помощью казенных и иностранных капиталов правительство рассчитывало решить задачи, которые были не по плечу частным предпринимателям. Витте надеялся, что в течение нескольких лет русская промышленность достигнет достаточно высокого уровня развития, русские товары станут конкурентоспособными на рынках Среднего и Дальнего Востока.

В конце 1895 г. по инициативе С.Ю. Витте в Санкт-Петербурге был учрежден акционерный Русско-Китайский банк. Его основными задачами были финансирование строительства Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) и содействие проникновению российского капитала на северо-восток Китая. Необходимость создания нового банка обосновывалась строительством Транссибирской железнодорожной магистрали, частью которой должна была стать Китайско-Восточная железная дорога, а также грядущим развитием торговли и экономики Дальнего Востока (по уставу банк был создан исключительно для “производства торговых операций в странах Восточной Азии”3). Получив по договору с Китаем право провести железную дорогу через Маньчжурию до Владивостока, Россия, по воспоминаниям С.Ю. Витте, приобрела предприятие “величайшего политического и коммерческого значения”, причем “дорога эта не должна была служить ни при каких обстоятельствах орудием каких бы то ни было захватов; она должна была быть орудием сближения восточных и европейских наций, сближения как материального, так и морального…”4.

Право финансирования строительства и эксплуатации КВЖД было предоставлено Русско-Китайскому банку. Кроме того, предусматривалось учреждение акционерного общества КВЖД, акционерный капитал которого составил в 1900 г. 5 млн. рублей. Весь пакет акций (1 тыс.) принадлежал Государственному банку. Обществу КВЖД был предоставлен ряд привилегий: “безусловное и исключительное управление своими землями”, право сооружения телеграфа, освобождение от налогов, свобода от контроля со стороны китайского правительства (состав правления КВЖД утверждался министром финансов Российской империи).

Строительство дороги было начато в 1898 г., а завершено в основном к 1903 году. В 1913 г. протяженность пути составила 2269 верст, затраты на сооружение магистрали превысили 650 млн. золотых рублей. Концессия предоставлялась на срок 80 лет с последующей передачей дороги китайской стороне.

По замыслу Витте, изложенному им в докладе Николаю II в 1895 г., новый банк должен был упрочить “русское экономическое влияние в Китае в противовес тому огромному значению, которое успели приобрести здесь англичане”5. К созданию банка были привлечены французские инвесторы. Имея на севере Китая значительно менее сильные позиции, чем на юге, они надеялись с помощью Русско-Китайского банка потеснить там своих английских и германских соперников. В учреждении Русско-Китайского банка приняли участие Санкт-Петербургский Международный коммерческий банк и группа французских кредитных учреждений, включавшая Парижско-Нидерландский банк, банк “Лионский кредит” и другие. Французская группа взяла на себя размещение 5/8 акций банка, но ей отводилось только 3/8 количества мест в правлении. Остальные акции приобрел Государственный банк, что обеспечило Министерству финансов России контроль над Русско-Китайским банком. К 1904 г. в руках русского правительства было сосредоточено 33 из 80 тыс. акций банка. Для того чтобы сохранить за русской стороной влияние на деятельность банка, в его устав был включен пункт, предусматривавший непременное утверждение министром финансов членов правления, выбиравшихся общим собранием. Российские представители, фактически назначавшиеся министром финансов, составляли большинство администрации банка. Так, в 1896—1910 гг. председателем правления банка являлся князь Э.Э. Ухтомский, в 1896—1904 гг. директором-распорядителем был глава Санкт-Петербургского Международного коммерческого банка А.Ю. Ротштейн — доверенное лицо министра финансов С.Ю. Витте. Французские интересы в банке представлял М.Верстрат, представлявший Парижско-Нидерландский банк.

Устав Русско-Китайского банка предполагал проведение целого ряда операций, не предусмотренных уставами обычных акционерных банков, действовавших в России. Так, Русско-Китайский банк мог заниматься покупкой за свой счет и по поручению частных лиц товаров, страхованием и продажей за счет третьих лиц недвижимости, ему были разрешены получение концессий на строительство железных дорог, покупка-продажа иностранных государственных или гарантированных иностранными государствами процентных бумаг, эмиссия собственных денежных знаков (“банковых билетов”). Вместе с тем в пределах Российской империи ему были запрещены сделки, которые могли отвлечь капиталы от основных операций, связанных с предоставлением ссуд, открытием кредитов под залог процентных бумаг, товаров, коносаментов и т.д.

“Складочный” (совокупный) капитал Русско-Китайского банка был определен в размере 6 млн. руб., затем увеличен до 15 млн. рублей. Китайское правительство внесло в банк в виде оборотного вклада 5,5 млн. рублей. К началу 1900-х годов основной капитал банка достигал 20,5 млн. руб., а запасной — 3,7 млн. рублей. Банк начал свою деятельность со сравнительно скромных оборотов в Шанхае, а накануне русско-японской войны 1904—1905 гг. он уже имел отделения в Пекине, Тяньцзине, Гонконге, Ханькоу (Ханчжоу) и в ряде более мелких городов Китая. Отделения в портовых городах Китая обслуживали в основном российских чаеторговцев (российские фирмы ежегодно закупали в Китае около 2 млн. пудов чая). Кроме того, банком были открыты филиалы и агентства в Японии, Лондоне, Нью-Йорке и Бомбее, а также в некоторых населенных пунктах Средней Азии, Сибири и Приморья, через которые осуществлялась торговля с Китаем.

скачать файл


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Содержани е информационные сообщения кредитные организации
1985.5kb.
Международные валютно-финансовые и кредитные отношения
183.58kb.
Вопросы к экзамену по курсу "Информационные технологии в коммерческой деятельности"
18.51kb.
О подготовке специалистов по направлению «Информационные технологии в процессах управления»
112.84kb.
Рабочая программа дисциплины сд. 10. 07. 4 «международные валютно-кредитные отношения» для специальности 08010565 «Финансы и кредит»
723.54kb.
Речь Трумэна на заседании Конгресса 12 марта 1947г
61.08kb.
Это руководство кратко описывает, как правильно готовить и отправлять сообщения с судовых терминалов Inmarsat-c на адреса электронной почты Internet
34.47kb.
Особенности интеграционных процессов в современных условияхвыполнилст-т гр. Пгс-97-3: Лавыгин А. Ю. Бель Г. Н. Иркутск 2001 Содержани Межрегиональная интеграция: понятия, подходы и европейский опыт 32
242.24kb.
Омская государственная
67.82kb.
Предприятия и организации Республики Узбекистан, проявившие интерес к сотрудничеству с Чувашской Республикой
259.79kb.
Программа вступительного испытания по предмету «Информационные технологии»
98.88kb.
Вычислительные машины, системы и сети
49.06kb.