takya.ru страница 1
скачать файл

powerpluswatermarkobject357922611


Создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников

МКОУ «СОШ № 3» г. Козельск

Формирование ценностного отношения к здоровью у обучающихся является приоритетным направлением нашей школы. МКОУ «СОШ № 3» г. Козельск присвоен статус «Школа, содействующая укреплен6июд здоровья». Школа является победителем областного конкурса на лучшую антинаркотическую программу, победителем областного конкурса «На лучшую постановку работы по физическому воспитанию», призёр областного конкурса «Школа, содействующая укреплению здоровья», призёром областного конкурса на лучшую работу по профилактике правонарушений.



Режим работы

МКОУ «СОШ № 3» г. Козельск работает в режиме полного дня, так как помимо общеобразовательной подготовки осуществляет дополнительную подготовку учащихся по целому ряду предметов. Дополнительное образование, расширяя возможности учащихся, обеспечивая развитие интуитивных склонностей, приводит, безусловно, к увеличению нагрузки, создает дополнительную напряженность как в деятельности детей, так и в деятельности педагогов. В силу этого задача сохранения и укрепления здоровья становится особенно актуальной.

Уроки имеют продолжительность 45 минут. Для питания учащихся отведены перемены по 20 минут, все остальные перемены 10-минутные, что позволяет учащимся восстановить умственные и физические способности до начала следующего урока. Учащиеся обеспечены бесплатными завтраками, и по желанию учащихся платными обедами. Дети из многодетных семей обеспечены дополнительным питанием.

В 8.25 проводится ежедневно утренняя гимнастика перед началом занятий. На уроках применяются физминутки с элементами коррекции осанки на уроках образовательного цикла, а также использование элементов корригирующей гимнастики на уроках физической культуры.

1 - 5классы – 5-дневная учебная неделя

1-2, 5- 11 классы – I смена

3, 4 классы – II смена

6-11 классы – 6-дневная учебная неделя



Программа «От здоровой школы к здоровой семье в здоровом социуме» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся и родителей. Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга. Значительную роль в реализации программы играет семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой.

Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований СанПиН

Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований СанПиН к размещению

Здания - трёхэтажное кирпичное здание общей площадью 3401.1 кв. м с полуподвальной площадью 547.8 кв.м; одноэтажное кирпичное здание с пристройкой общей площадью 449.9 кв.м.; одноэтажное кирпичное здание с пристройкой общей площадью 373.5. Осуществляется подвоз учащихся из сельских школ.



Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований СанПиН к участку

Земельный участок для осуществления образовательной деятельности площадью 19372.5 кв.м.



Используемые площади: Общая площадь – 5289 кв.м, полезная площадь – 3783 кв.м. Озеленение участка 70% площади территории школы. На земельном участке выделяются следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная. Физкультурно-спортивная зона состоит из баскетбольной, волейбольной площадки. На расстоянии 100 метров находится футбольное поле, 200 метров – хоккейная площадка. Спортивно-игровые площадки имеют твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров.

Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований СанПиН к зданию

Количество обучающихся не превышает вместимости ОУ, предусмотренной проектом, по которому построено здание.

Основное здание 3-х этажное. Корпус № 2- 1 этажное. Корпус № 3 – 1 этажное. В основном корпусе находится спортивный зал. Его размеры предусматривают выполнение полной программы по физвоспитанию и возможность внеурочных спортивных занятий. В корпусе № 3 находится малый спортивный зал(приспособленный). В нём проводятся уроки физической культуры в начальной школе, уроки ритмики, занятия ЛФК, занятия танцами.

Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований СанПиНк оборудованию помещений

Материально-техническая база школы включает 34 учебных кабинета, в том числе два из них – компьютерные, две мастерские – столярную и слесарную, кабинет обслуживающего труда, два спортивных зала и спортивную площадку, актовый зал, библиотеку с читальным залом, отдельное помещение школьного историко-краеведческого музея «Светоч», 4 лаборантских, комнату детских и молодежных организаций, кабинет психолога, методический кабинет, столовую с пищеблоком, кабинет медсестры и процедурный кабинет.

Расстановка столов, как правило, трехрядная. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями рассаживают дальше от наружной стены. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационные столы установлены на подиум в 30 кабинетах. Оборудование 2-х кабинетов информатики соответствует гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований СанПиН к воздушно-тепловому режиму

Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха предусматривает в соответствии с гигиеническими требованиями к общественным зданиям и сооружениям.

В 2013-2014 учебном году состоялась плановая проверка Роспотребнадзора. Нарушений к воздушно-тепловому режиму не выявлено. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание учебных помещений.

Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований СанПиН к естественному и искусственному освещению

В учебных помещениях - боковое левостороннее естественное освещение. Ориентация окон учебных помещений располагается на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. Стены учебных помещений окрашены в светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; мебель (парты, столы, шкафы) - цвета натурального дерева или светло-зеленый; классные доски - темно-зеленый, темно-коричневый; двери, оконных рам - белый.



Соблюдение требований СанПиН к помещениям размещённых в приспособленных зданиях

Корпус № 3 является приспособленным. В нём находится малый спортивный зал, школьный музей, комната воинской славы, кабинет ОБЖ, кабинет русского языка и литературы, кабинет истории, туалетная комната. Требования СанПиНа соблюдены.



Соблюдение требований СанПиН к организации медицинского обслуживания

Школа укомплектована квалифицированными кадрами медицинских работников. Обучающиеся обеспечиваются проведением медицинских осмотров в соответствии с действующими требованиями, предъявляемыми федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения и образования.



Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований СанПиН к санитарному состоянию

Проводится ежедневная влажная уборка помещений после 3 урока, после окончания занятий. Один раз в месяц проводят генеральную уборку помещений с применением не только моющих, но и дезинфицирующих средств, разрешенных в установленном порядке. Места общего пользования (туалеты, буфет, столовая и медицинский кабинет) всегда убирают с использованием дезинфицирующих средств.



Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания

В школе работает столовая на 80 посадочных мест и буфет. Меню утверждает Роспотребнадзор. Охват питания 100% осуществляется на переменах, для этого с 2008 года увеличено время перемен: 2 перемены по 20 минут, остальные по 10 минут. Требования СанПиН к организации питания соблюдены.



Наличие последовательной, непрерывной, целостной системы формирования культуры здоровья на различных этапах обучения

Организационное, методическое, педагогическое сопровождение оздоровительной работы

В школе на протяжении 48 лет создана последовательная и непрерывная система обучению здоровью на различных этапах обучения. Опытным путем была определена структура и содержание образования, охватывающего все возрастные группы школьников и реализуемого во всех направлениях целостного педагогического процесса. Содержание образования отражено в разработанных программах обучения культуре здоровья и навыкам здорового образа жизни, профилактики наркозависимости, курения, алкоголизма, социальной адаптации, обучения школьников умелым действиям в чрезвычайных ситуациях, профилактике дорожно-транспортного травматизма, повышению ресурсов организма ребенка по сопротивляемости негативным средовым факторам и профилактике заболеваемости.

Нами был изучен федеральный опыт работы школ, содействующих укреплению здоровья школьников. Методология воспитания культуры здоровья школьников основан на: обеспечении их грамотности в вопросах здоровья; формировании мотивации на ведение здорового образа жизни; воспитании ответственности за своё здоровье.

Проведение массовых мероприятий, тематических досугов с целью воспитания у учащихся культуры здоровья, их эффективность

В школе за год были проведены следующие конкурсы:

« Самый спортивный класс», « Утренняя зарядка». «Подвижная перемена», конкурс творческих проектов, конкурс стенгазет « 7 Апреля – Всемирный День здоровья»;

акции среди школьников: «Лучше конфета, чем сигарета!», «Спасибо – нет!», « День отказа от курения!», «Молодежь против СПИДа!», «Танцуй ради жизни».

Традицией школы являются проведение спортивных праздников: «А, ну-ка парни», «А ну-ка девушки», «Папа, мама и я – спортивная семья», проведение школьной спартакиады, проведение конкурса на лучшего спортсмена школы, лучший спортивный класс, проведение Недели здоровья. Обчащиюеся включились в работу АО пропаганде ЗОЖ по программе волонтерского движения. Около 150 волонтёров в течение года выпустили 4 брошюры, и распространили их населению микрорайона.

Совместные детско-родительские физкультурно-оздоровительные мероприятия

Формы работы: проведение тематических родительских лекториев, общешкольных и классных родительских собраний; составление социального паспорта класса; посещение семей учащихся; тестирование, анкетирование родителей и детей; общешкольные педагогические рейды; родительский патруль; обсуждение на заседаниях Совета профилактики школы, совещаниях классных руководителей, родительских собраниях результатов рейдов; привлечение родителей к организации досуговой деятельности учащихся, экскурсий, совместных общественно полезных дел. Традицией школы стало проведение спортивного праздника «Папа, мама и я – спортивная семья».

Формирование культуры досуга и отдыха

Основной формой досуга и отдыха является коллективная творческая деятельность (КТД) детей, учителей и родителей. Традиции школы: День знаний, посвящение в первоклассники, кадетская присяга, фестиваль «Песня в солдатской шинели», ежемесячные общешкольные линейки, предметные олимпиады и конкурсы, новогодние праздники, вечер встречи с выпускниками, уроки мира, спортивные праздники, дни здоровья ,выставки детского творчества, предметные недели, ученические конференции, литературные гостиные, прощание с букварём, вахта памяти, акции «Скажем «Нет»», «Письмо ветерану», праздник последнего звонка, выпускной вечер.



Формирование физической культуры

Школа имеет сложившуюся систему физкультурно-оздоровительной деятельности, современную базу. Для занятий физкультурой и спортом имеются два спортивных зала, специализированные по видам игр площадки. В школе работают 3 учителя физкультуры. Все они высококвалифицированные специалисты в своём деле.

При прохождении учебного материала используются различные формы построения учебных занятий, продуманно подбираются методы формировании физических качеств учащихся. В начальных классах осуществляется целый комплекс оздоровительно-гигиенических упражнений, как в плане стимуляции активной умственной работоспособности, так и в целях предупреждения понижения остроты зрения и гиподинамии. Серьезное внимание уделяется постановке спортивно-массовой и оздоровительной работе. В начале года формируются группы лечебной физкультуры (ЛФК) для детей с ослабленным здоровьем. У учащихся 5-х и кадетских классов проводятся уроки ритмики. В нашей школе мы выделили пять основных подходов к переосмыслению содержания физкультурно-спортивной работы.

Первый ориентируется главным образом на усвоение учащимися определенных знаний в сфере физической культуры и спорта, а также двигательных умений и навыков.

В рамках второго подхода акцент делается на значимом тренировочном эффекте и высоком уровне развития физических качестве.



Третий, спортивно-ориентированный, подход основан на рациональном сочетании классно-урочной и секционных форм занятий определенными видами спорта.

В рамках четвертого оздоровительного, подхода как высшая ценность рассматриваются здоровье учащихся и соответствующий уровень их физической подготовленности.



Реализация образовательных программ, направленных на формирование сознательного отношения к своему здоровью, профилактику вредных привычек, асоциального поведения, пропаганду здорового образа жизни

На уроках физики профилактика табакокурения проводится при изучении тем «Диффузия» (7 классы), и «Давление» (7, 10 классы); на уроках литературы «Том Сойер» - 6 классы, затрагиваются проблемы в тематических диктантах и изложениях в параллели 9-11-х классов, в сочинениях – в параллели 5-8-х классов). На уроках химии особый акцент ставится в 10-11-х классах на изучение раздела «Азотосодержащие органические соединения. Гитерацитные».

На уроках природоведения, биологии профилактика табакокурения осуществляется в следующих модулях:

5 класс Вещества, образуемые растениями (Ядовитые растения – табак)

6 класс Семейство Паслёновых (табак – ядовитое растение)

Значение растений в природе и жизни человека (отрицательная роль растений – наркотические, алколоиды, ядовитые).



8 класс Влияние курения на организм. Зависимость эффективности газообмена в легких от курения. Науки и методы изучения человека (гигиена, компоненты ЗОЖ, вредные привычки). Профилактика заболеваний желудочно - кишнчного тракта (влияние курения на слизистую рта, зубов, желудок). Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы (влияние курения на состав крови, функции сердца). Гигиена нервной системы. Работа мышц. Утомление (зависимость работоспособности человека от курения). Витамины (разрушение витамина С под действием никотина). Высшая нервная деятельность человека (влияние курения на процесс ВНД – память, внимание, мышление). Половая система человека (влияние курения на половые клетки, развитие эмбриона и плода человека). Влияние пассивного курения на рост и развитие.

9, 11 классы Онтогенез. Критические периоды эмбриогенеза – влияние курения на развитие эмбриона).Гаметогенез. Влияние курения на эффективность образования гамет – половых клеток. Мутационная изменчивость (одна из причин мутаций – курение).Модификационная изменчивость (статистические закономерности модификационной изменчивости – зависимость физиологических показателей человека от курения).

10 класс Социальная экология (влияние качества воздушной среды на здоровье человека).

На уроках ОБЖ профилактика табакокурения проводится при изучении тем:



  • Здоровый образ жизни и его составляющие.

  • Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.

  • Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.

  • Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Уроки основ безопасности жизнедеятельности направлены на формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также уметь ликвидировать последствия и оказывать само и взаимопомощь в случаях проявления любых опасностей.

На уроках биологии и химии обучающиеся говорят о вредном влиянии стрессов, алкоголя, наркотиков, никотина и других биологически активных веществ на организм человека. Много внимания учитель уделяет вопросам гигиены, борьбы организма с инфекциями.

На уроках географии рассматриваются экологические, глобальные проблемы человечества, учащиеся вместе с учителем определяют пути их решения, так как значимость их влияния на человека огромна.

На уроках обществознания старшеклассники изучают проблемы здоровьесберегающей среды, проводят научно-практические конференции, защищают рефераты, касаются вопросов отклоняющегося поведения, влияния курения, алкоголя, наркотиков на здоровье человека.



Деятельность по совершенствованию медицинского обслуживания

Материально – техническое оснащение медицинского кабинета

Медицинский и процедурный кабинеты полностью оснащены необходимым инвентарём и лекарственными средствами. Медицинский кабинет имеет лицензию с 2008 года.

ПЕРЕЧЕНЬ

ОБОРУДОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЯ МЕДИЦИНСКОГО КАБИНЕТА

Письменный стол - 2 шт.

Стулья - 6 шт.

Ширма- 1 шт.

Кушетка- 1 шт.

Шкаф канцелярский - 2 шт.

Шкаф аптечный-1 шт.

Медицинский столик со стеклянной крышкой – 1

Холодильник (для вакцин и медикаментов)-1

Умывальная раковина (умывальник)

Ведро с педальной крышкой- 1 шт.

Весы медицинские-1 шт.

Ростомер- 1 шт.

Спирометр-1 шт.

Динамометр ручной - 1 шт.

Лампа настольная для офтальмологического и оториноларингологического обследования -1 шт.

Таблица для определения остроты зрения - 1 шт.

Тонометр- 1 шт.

Фонендоскоп-2 шт.

Бикс маленький -2 шт.

Бикс большой -2 шт.

Жгут резиновый -6 шт.

Шприцы одноразовые с иглами 2,0- 10 шт.

5,0- 10 шт.

10,0- 5 шт.

Пинцет- 1 шт.

Термометр медицинский 20 - 25 шт.

Ножницы-2 шт.

Грелка резиновая1- 2 шт.

Пузырь для льда- 2 шт.

Лоток почкообразный- 5 шт.

Шпатель металлический- 40 шт.

Шины (Крамера, Дитерихса, пластмассовые-10 шт.

Носилки - шт.

Кварц тубусный -1 шт.

Очки в детской оправе (Дрр 56 - 58 мм) с линзами в 1 дптр 1 шт.

Проведение медицинских осмотров, диспансеризация

Медицинские осмотры учащихся проводятся по графику детской поликлиники. Два раз в год (весной и осенью) педиатром проводится диспансеризация учащихся с хронической патологией и состоящих на учете у врачей-специалистов.



Гигиеническое обучение и воспитание обучающихся

Гигиеническим обучением и воспитанием учащихся занимаются медицинские работники, воспитатели и классные руководители. Обучение проводится в виде лекций, бесед, викторин, занимательных игр, выпускаются сан бюллетени на актуальные темы.



Организация рационального питания

Кадровое обеспечение и материальное оснащение пищеблока

Пищеблок имеет набор помещений: обеденный зал, раздаточная, моечное отделение. Обеденный зал - 80 посадочных мест. При столовой установлены умывальники. За каждым классом закреплены столы. Кадровое обеспечение пищеблока составляет 100%.



Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение санитарных требований к состоянию пищеблока, продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд

Горячее питание предусматривает наличие горячего первого и (или) второго блюда, доведенных до кулинарной готовности, порционированных и оформленных. Отпуск горячего питания обучающимся организовано по классам на переменах продолжительностью 10, 20 минут, в соответствии с режимом учебных занятий. Организация обслуживания обучающихся горячим питанием осуществляется путем предварительного накрытия столов. Предварительное накрытие столов (сервировка) осуществляется дежурными детьми и сотрудниками столовой под руководством повара.

В организациях питания обработка продовольственного сырья и осуществление всех производственных процессов по приготовлению продукции выполняются в соответствии с санитарно эпидемиологическими требованиями к организациям общественного питания и с учетом требований настоящих санитарных правил.

При приготовлении кулинарной продукции, которая включает в себя совокупность блюд, используются приемы кулинарной обработки пищевых продуктов, сохраняющие пищевую ценность готовых блюд и их безопасность. Для сохранения пищевой ценности кулинарных изделий и их безопасности выполняются санитарно-эпидемиологические требования санитарных правил.

В столовой соблюдаются сроки годности и условия хранения пищевых продуктов, установленные изготовителем и указанные в документах, подтверждающих происхождение, качество и безопасность продуктов.

В образовательном учреждении имеются все необходимые документы(договоры, меню и т.д.). В школе ведутся следующие рабочие журналы: бракеража сырой и готовой продукции, учета отпущенного питания, внутреннего контроля за организацией питания, инспектирования контролирующих и надзорных органов и служб. Контроль за качеством и безопасностью питания обучающихся осуществляется директором и фельдшером ежедневно. Медицинские работники следят за организацией питания, в том числе за качеством поступающих продуктов, правильностью закладки продуктов и приготовлением готовой пищи. Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы. Оценку качества блюд проводит бракеражная комиссия в составе не менее трех человек: медицинского работника, работника пищеблока и представителя администрации (пробу снимают непосредственно из емкостей, в которых пища готовится). Результат бракеража регистрируется в "Журнале бракеража готовой кулинарной продукции" в соответствии с рекомендуемой формой (форма 2 приложения 10 настоящих санитарных правил). Вес порционных блюд соответствует выходу блюда, указанному в меню-раскладке. При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности блюдо к выдаче не допускается до устранения выявленных кулинарных недостатков. Результаты осмотра ежедневно перед началом рабочей смены заносятся в "Журнал здоровья". Для контроля за качественным и количественным составом рациона питания, ассортиментом используемых пищевых продуктов и продовольственного сырья медицинским работником ведется "Ведомость контроля за питанием".Энергетическая ценность бесплатных завтраков недостаточная.


Формирование здоровьесберегающей образовательной среды

Оформление классных комнат в соответствии с требованиями здоровьесбережения

На протяжении 6-х лет в школе уделяется большое внимание созданию комфортных условий обучения (моделирование в образовательном учреждении зоны экологической комфортности). Проводятся школьные конкурсы «Лучший кабинет». Кабинеты не загружены стендами, много цветов, изменена цветовая гамма стен.



Использование растений в оформлении помещений

В рекреациях 1, 2 и 3 этажей посажено большое количество растений ( «Зимний сад» на каждом этаже). Растения находятся во всех классных комнатах.



Вариативные формы использования школьной мебели

Необычная расстановка мебели используется при проведении предметных недель, научно-практических конференций, « круглых столов», педагогических советов.



Использование рекреаций для реализации двигательного режима

Размеры рекреаций позволяют проводить подвижные и танцевальные перемены, конкурсы, тематические линейки по параллелям согласно плану работы школы.



Мониторинг температуры и влажности воздуха, освещённости

Мониторинг температуры и влажности, освещённости проводится комиссией (2 раза в год), назначенной приказом директора по плану работы школы на год.



Контроль формирования здоровьесберегающей образовательной среды

Службой мониторинга, созданной в школе были проведены следующие мониторинги:



  • анализ состояния заболеваемости среди учащихся;

  • мониторинг охвата учащихся горячим питанием (100 %);

  • мониторинг температурного режима;

  • мониторинг температуры, влажности и освещенности в течение учебного года на рабочих местах совместно с представителями Росэпидемнадзора;

  • диагностика адаптации (1, 5, 10 классы).

Производился ежедневный контроль администрацией:

  • вариативные формы использования школьной мебели в соответствии с требованиями СанПин 2.4.2.1178-02 к;

  • использование рекреаций для реализации двигательного режима и зоны отдыха;

  • использование растений в оформлении школы;

  • контроль сменной обуви и др..



скачать файл



Смотрите также:
Создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников мкоу «сош №3» г. Козельск
173kb.
Положение об организации питания учащихся в мкоу «Муцалаульская сош№1» общие положения. Положение о порядке организации питания обучающихся в мкоу «Муцалаульская сош»
80.37kb.
Краткая аннотация проекта
214.5kb.
1 Положение об организации питания обучающихся Краснощельской средней общеобразовательной школы разработано в целях укрепления здоровья детей и подростков
31.13kb.
1 Положение об организации питания обучающихся (далее Положение) разработано в целях укрепления здоровья детей и подростков
31.61kb.
3. Организация питания учащихся
48.55kb.
Федеральные требования
102.44kb.
На Педагогическом совете
42kb.
Программа «Организация питания»в мбоусош №6 им. И. Т
69.35kb.
Материал для публикации предоставлен директором Становской сош Поярковой Г. А. Публичный отчёт об образовательной и финансово – хозяйственной деятельности моу становской сш Ржевского района Тверской области
623.01kb.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на первых лиц организации на руководителя или его заместителя
432.74kb.
Состояние здоровья школьников, деятельность по охране и укреплению здоровья учащихся
31.34kb.