takya.ru страница 1
скачать файл

СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВИЧНОЙ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

(на примере художественного творчества)

Яковлева Наталия Викторовна,

ПДО по изобразительной деятельности,

МБДОУ д/с №15,г. Белгород;

Редактор детского электронного журнала

«Пирамидка» http://piramidka.net

natus71@rambler.ru



Цель:

воспитание детей через социальное творчество, направленное на формирование и утверждение в детской среде социальных перспектив:

  • здорового образа жизни;

  • семейных ценностей;

  • культуры;

  • трудолюбия;

  • патриотизма;

  • доброй воли;

  • нравственности.


Задачи:

- социализация детей посредством вовлечения их в сферу социального творчества;



- духовное и гражданское воспитание детей через привитие нравственных ценностей:

  • правовых норм в обществе;

  • справедливости в социальных отношениях;

  • человеколюбия и доброй воли в мировоззрении личности;

  • развития гармоничных отношений;

  • приобщение к национальной культуре и духовному самосовершенствованию.


Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности.
Ориентация на формирование, развитие и самореализацию личности ребёнка является доминирующей установкой современного воспитания и образования в сфере социально-культурной деятельности.
Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход дошкольника к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.
Воспитать гармоническую личность нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Чрезвычайно важная роль здесь принадлежит эстетическому воспитанию и художественному развитию, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы.
Детское художественное творчество может носить не только профессионально-ориентированный характер, но и решать задачи социально-культурного развития личности.
Художественно - творческая деятельность, то есть создание произведений в различных областях изобразительного искусства связана:

- с процессами восприятия и познания;

- эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственными ему на различных ступенях развития.
Эмпирическое исследование структуры первичной ценностной ориентации и социализации дошкольников показало, что

для 5-6-летних детей наиболее значимы такие ценности, как

«честь» («уметь постоять за себя»),

«власть» («быть самым главным»),

«успех» («чтобы все получалось»).

Среди значимых ценностей для себя дети называли, в первую очередь, игрушку.

для 7-летних детей наиболее значимы такие ценности, как

- «чтобы родители были вместе»;

- «увидеть что-то новое» (познавательный интерес);

- «исполнение волшебного желания»;

Наименее значимые ценности для старших дошкольников:

- «творчество» («придумывать»),

- «вера» («доверять»),

- «уверенность» («быть уверенным»).

- «здоровье».
Следует отметить, что среди достаточно большого количества «прочих» желаний хотя и преобладают желания для себя, однако встречаются желания для других. Это говорит о том, что дети данного возраста уже способны ориентироваться на желания и интересы других.
Подчеркиваем, что существенных отличий в ценностных ориентациях мальчиков и девочек не наблюдается.
Однако отмечаются  определенные различия понимания нравственных ценностей у детей, проживающих в городской и сельской местности.
Многочисленные исследования ученых привели к выводу, что ценность как устойчивое и определяющее личности основание складывается в 6-7 лет и сохраняется в дальнейшем вплоть до взрослого возраста.

Итог:

В связи с важностью эмоционального фактора для процесса социального развития ребенка особое внимание необходимо обращать на

- индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях, эмоциональных переживаниях (уровень чувствительности),

- эмоциональной экспрессии (степень выраженности) и эмоциональном поведении (способ реагирования).

Художественное творчество создаёт благоприятные условия для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир к лучшему.

Становление успешной ориентации и социализации личности дошкольника является результатом активного участия ребёнка в творческом процессе, обеспечивающим ему постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний.
скачать файл



Смотрите также:
Становление первичной ценностной ориентации и социализации дошкольников
43kb.
Отчет по 2 этапу Воспитание старших дошкольников с нарушением зрения в процессе полоролевой социализации
51.83kb.
Педагог-психолог Мармузевич О. В. (Мдоу црр д/с №11 г. Кунгур). Развитие эмоционально- нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, как одно из условий их успешной социализации
74.5kb.
Программа вступительного экзамена по дисциплине
281.75kb.
«Музыка как средство социализации детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
40.83kb.
Программа воспитания и социализации обучающихся составлена на основании Закона «Об образовании»
681.31kb.
Положение о первичной профсоюзной организации мбоу сош №17
185.84kb.
Чернышёва А. А. Тема: «Использование цор в музыкальном воспитании дошкольников»
49.15kb.
Локальный акт о создании профсоюзного комитета мкоу cтепной оош первичная профсоюзная организация мкоу степной оош
65.66kb.
Локальный акт о создании профсоюзного комитета мкоу шанинской сош первичная профсоюзная организация мкоу шанинской сош
64.02kb.
Коучинг организационных изменений
50.76kb.
Использование игр и упражнений с элементами триз в развитии фонематических процессов у дошкольников
173.28kb.