takya.ru страница 1
скачать файл


Тема: Урок- cуд над главным героем повести В.Распутина «Живи и помни»

Цель:

1)образовательная: продолжить формирование умения давать всестороннюю характеристику герою

2) развивающая: развивать речевые навыки в условиях деловой игры, требующей соблюдения определенных процессуальных формальностей и использования лексики официально – делового стиля, применяемой в уголовном процессе.

3) воспитывающая: воспитывать культуру ведения дискуссии, толерантность к существованию различных точек зрения на один и тот же факт.
Оборудование: портрет писателя, выставка произведений Распутина, видеоролик о войне, книжка- раскладушка о жизни и творчестве В.Распутина. Эпиграф к уроку: «Человек есть тайна» Ф.Достоевский
Предварительная подготовка учащихся.

На предыдущих уроках учащиеся были ознакомлены с правилами проведения судебного процесса, повторили лексику официально-делового стиля, применяемую в уголовном процессе. После чтения повести учащиеся были поделены на 2 группы. Первая группа подбирала аргументы для доказательства вины А.Гуськова. Вторая группа, напротив, готовила доводы, позволяющие в какой – то мере оправдать поступок Гуськова


Ход урока

  1. Сообщение темы урока. Постановка цели. Знакомство с участниками судебного процесса.

Вступительное слово учителя


Про войну немало песен спето,

Только вы не ставьте мне в вину,

Что опять, что опять про это,

Про давно минувшую войну.

В.Лифшиц

Война - это горе, слезы, смерть, разруха, голод. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Я хочу, чтобы мы, вы видели ужасы войны только на экране телевизора. Кинокадры о войне

Мы знаем многих писателей, которые прошли эту страшную войну. Многие из них погибли, многие получили ранения, многие уцелели в огне испытаний. Вот почему они до сих пор пишут о войне, вот почему вновь и вновь рассказывают о том, что стало не только их личной болью, но и трагедией всего поколения.

Среди лучших произведений о войне немаловажную роль играет и повесть В.Распутина «Живи и помни». Мы с вами прочитали эту замечательную книгу. . Эпиграфом к уроку я выбрала слова Ф.Достоевского « Человек есть тайна» Как вы это понимаете?

- Человек есть тайна. От него можно ожидать всего: и хорошего и плохого.

- Человек есть тайна. Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства - через них узнается человек.

Читая повесть, мы пришли к выводу, что поступки главного героя нельзя оценить однозначно.

Герой повести может быть одновременно и осужден, и оправдан. Поэтому мы сегодня проводим урок- суд. Форма такого урока позволит оценить поступки героев с разных точек зрения, углубит понимание идейно- художественного своеобразия повести. На сегодняшнем судебном процессе присутствуют судья, 2 стороны. Первая группа обвиняет А.Гуськова. Вторая сторона, напротив, будет защищать А.Гуськова. От того, насколько логичной, доказательной будет речь участников судебного разбирательства, зависит исход дела, общее решение суда. Несмотря на то, что в ходе судебного процесса вы будете занимать позицию одной из сторон, ваше мнение к концу урока может измениться.



- Итак, начинаем заседание суда
II Заседание суда.

Секретарь: Суд идет! Прошу всех встать!

Судья: Прошу всех садиться. Сегодня проводится открытое судебное разбирательство. В суд поступил иск от читателей по поводу обвинения А.Гуськова. Наша задача: вникнуть во все обстоятельства дела, определить степень вины или невиновности подсудимого и вынести справедливый обвинительный или оправдательный приговор. Суд предупреждает: все свидетели обязаны говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.

Прокурор: Уважаемый суд! Госпожа присяжные! Вам предстоит сегодня вынести своё решение о виновности А.Гуськова. В своем обвинении мы будем опираться на главный документ – текст повести «Живи и помни».

Суд: Слово свидетелям – читателям.
1 свидетель Ваша честь! Вина Андрея Гуськова в том, что он не думает о последствиях своего поступка. Он после госпиталя не отправился обратно на фронт. Он – дезертир.

2 свидетель. На войну пошел по приказу, а не добровольно. Все время боялся, что могут убить.

3 свидетель. Уходя на войну он был словно обижен на деревню, односельчан, родных. Будто они виновны, что началась война. Сухо простился с родными, не дожидаясь остальных, выехал из деревни.

Прокурор: Значит, сторона обвинения считает, что дезертирство Андрея было неизбежным?

2 свидетель Я считаю да, в конце войны с тяжелым ранением он попал в госпиталь и уже совсем уверился, что его отпустят домой, а этого не происходит, его снова отправляют на фронт. «Не домой, а в часть. Он настолько был уверен, что поедет домой, что долго ничего не мог сообразить, решив, что произошла ошибка, потом побежал по врачам, стал доказывать, горячиться, кричать. Его не хотели слушать. Можешь воевать и точка» (с. 24).

1 защита: Уважаемый суд! Мы намерены опровергнуть аргументы, доказывающие вину нашего подзащитного. Обратите внимание как он воевал. Он воевал 3 года как следует и ранен был не однажды. Лежа в палате, он уже представлял себе, как вернется домой, обнимет родных и свою Настену. Он так был уверен в этом, даже не разрешил Настене приехать в госпиталь повидаться. Весть о том, что снова отправляют на фронт, поразила его. «Всего себя, до последней капли и до последней мысли, он приготовил для встречи с родными – с отцом, матерью, Настеной – этим и жил, этим выздоравливал и дышал, только это одно и знал. Нельзя на полном скаку заворачивать назад – сломаешься. Нельзя перепрыгивать через самого себя. Как же обратно, снова под пули, под смерть, когда рядом, в своей же стороне, в Сибири?! Разве это правильно, справедливо? Ему бы только один – единственный денёк побывать дома, унять душу – тогда он опять готов на что угодно.»

2 защита. Я думаю, можно было отпустить его на несколько дней домой. Ведь рядом, совсем рядом. Он же не железный: больше трех лет война - сколько можно!

3 защита. Он не хотел дезертировать, но тоска по родным, семье, родной деревне оказалась сильнее всего. Андрей хотел только повидаться с родителями, с Настеной « Приду, покажусь Настене на глаза, покаюсь, чтоб извергом в памяти не остался. Погляжу на отца, на мать.

Прокурор: Ваша честь! При вынесении общего приговора просим принять во внимание обстоятельства дела, смягчающие вину подзащитного.

4 свидетель Уважаемый суд ! Да, Андрей не хотел дезертировать. Но что-то сломалось в нем, что-то изменилось. Дорога оказалась долгой, он привык к мысли о невозможности возвращения. В конце концов, он сжигает все мосты и становится дезертиром, а значит — преступником.

5 свидетель Андрей - слабый человек. Если бы он взял себя в руки, вернулся в свою часть, мы встречали бы его как героя.

Прокурор: Как отнеслась Настена к предательству мужа?

1 свидетель Уважаемый суд! Мужа своего, несмотря на любовь к нему, она все же считает виноватым.

2 свидетель Она даже вину себе придумывает, чтобы Андрею одному не нести, Главное доказательство – текст « Раз ты там виноват, то и я с тобой виноватая. Вместе будем отвечать. Если бы не я – этого, может, и не случилось бы. И ты на себя одного вину не бери. Я с тобой была – неужели ты не видел? Где ты, там и я. Ты что, считаешь: если б ты пришел героем, я бы была ни при чем? Что мне и порадоваться с тобой не разрешилось бы? Ну да! Я бы себя получше твоего героем почитала: мой мужик, не чей – нибудь. (…) Тебе выпало другое – плохо, значит, я тебя остерегла. Или не верил ты мне, раз не выдержал, или не хватило на тебя моей заботы, или что ещё. (с. 98)

3 свидетель «Убежать от судьбы она не сможет (…)Теперь и толочься – то придется по тому же кругу, но словно бы в сторонке. Подглядывать, как живут другие, и жить наособь, под секретом. Смотреть в оба глаза и говорить в пол- языка. Работать вдвое больше и спать вдвое меньше. Хитрить, изворачиваться, врать и знать наперед, чем это кончится» . Когда читаешь повесть, удивляешься, откуда Настена берет силы, чтобы взвалить на себя такую вину и беду.

4 свидетель И до войны Настена не знала счастья. Жила в чужой семье, суровая свекровь, к тому же у неё еще не было детей. Из-за этого терпела упреки и побои от мужа. Она ждала счастья. Верила, что настанет мир, вернется Андрей, и поживут они счастливо. Но Андрей пришел раньше времени, прежде победы и все перепутал.

Судья: Есть ли у стороны обвинения другие доказательства вины подсудимого?

5 свидетель:. Когда Настена сообщила мужу, что она ждет ребенка Андрей очень обрадовался, но его мало беспокоит, что скажут про неё в деревне « А я? – спросила Настена. – Как же со мной – то быть? Я же середь людей живу. Что я им, интересно, скажу? Что я скажу твоей матери, твоему отцу? Они ведь, наверное, спросят, поинтересуются.»

1 свидетель Андрею легко рассуждать, он один, а Настена ведь живет среди людей, тем более в деревне, а в деревне всем про всех известно, слухи быстро распространяются «Господи! Но ведь тебя же нет! Тебя нет, Андрей, нет! – простонала Настена и махнула рукой, словно отгоняя от себя это лохматое неуклюжее видение. – Ты не велишь мне ни одному человеку шепнуть, что ты здесь. Ну нет – значит, нет, я молчу и молчать буду. Я понимаю. Но ведь тогда и ребенок, если он будет, не твой. Чей угодно, только не твой. Может, твои мать с отцом мне спасибо скажут, когда я им без тебя в подоле принесу? Может, люди пожалеют?»

Судья: Уважаемые защитники! Есть ли у вас доводы смягчающие вину подзащитного?

2 защита. Ваша честь! Но ведь Настена не отказалась от мужа, когда увидела, что он пришел с войны не тем ходом. Не выгнала, не выдала, помогла выжить.

3 защита. Ребенок для Андрея это последняя надежда. Он сам хочет себя оправдать «Не зря я сюда шел, не зря. Вот она судьба. Как знал, как знал – ты понимаешь? Как чувствовал. А ещё дурак, боялся. Да ради этого… Пускай теперь что угодно, хоть завтра в землю, но если это правда, если он после меня останется… Это же кровь моя дальше пошла.» говорит он. (с.82)

2 свидетель . Пусть даже Настена все перетерпит и родит ребенка, у которого отец — дезертир. Какое же будущее ждет этого ребенка?

3 свидетель . А зачем его оправдывать. Он уже превратился в зверя. Живя в лесу научился выть по - волчьи . «Гуськов приоткрыл однажды дверь и в злости, передразнивая, ответил ему своим воем. Ответил и поразился: так близко его голос сошелся с волчьим. Ну, что ж, вот и ещё одна исполненная по своему прямому назначению правда: с волками жить по- волчьи выть. «Пригодиться добрых людей пугать» - со злорадной, мстительной гордостью подумал Гуськов…. Когда становилось совсем тошно, он открывал дверь, и словно бы дурачась, забавляясь, пускал над тайгой жалобный и требовательный звериный вой. И прислушивался, как все замирает и стынет от него далеко вокруг».(с.57)

Прокурор: Есть ли у стороны обвинения другие доказательства, где подсудимый проявляет себя больше как зверь, чем человек?

  1. свидетель: Я зачитаю отрывок о чем задумался Гуськов на мельнице «Он вышел на воздух, навесил обратно на дверь замок, осмотрелся, и вдруг его охватило безудержное, лютое желание поджечь мельницу. Долго ли – вон валяется береста, спички есть, постройка давняя, сухая, займется быстро. Он помнил себя, понимал, что нельзя поджигать и что в конце концов он не посмеет поджечь, но дьявольский искус был настолько силен, так хотелось оставить по себе жаркую память, что он, не надеясь больше на свою волю, не доверяя ей, подхватился и заторопился прочь от мельницы, подальше от греха»

2 свидетель. Когда он подстрелил косулю, то не стал её добивать вторым выстрелом, как делают все охотники, а стоял и внимательно наблюдал, как мучается несчастное животное.

3 свидетель Сцена убийства теленка «Возвращаясь обратно, Гуськов увидел, что теленок лежит, - он так обессилел, что не мог стоять на ногах. Испуганно повернул он к приближающемуся человеку голову – быстро и точно, с мгновенным замахом человек ударил его обухом топора по подставленному лбу, и голова, чуть хмыкнув, повалилась и повисла на ремне. В тот же миг сзади закричала корова. Совсем озверев, Гуськов пошел на неё, готовый зашибить и корову, но видя, что она не двигается от него, остановился. Хватит с него на сегодня одного убийства – иначе можно и подавиться. (с. 151).

Прокурор: Ваша честь! Прошу учесть, краски контрастны в этом эпизоде: убийство совершается в праздничный день, ясный, солнечный. В свете контрастов - ясный день и темная душа, радость и злоба.
Обстановка, окружающая героев, неуютна. Встреча Андрея с Настеной происходит в холодной нетопленой бане. Автор хорошо знает русский фольклор, там баня -- место, где по ночам появляется всякая нечисть. Так автор вводит тему оборотничества. В сознании народа оборотни ассоциируются с волками. И Андрей научился выть по- волчьи. Даже Настена думает, уж не настоящий ли он оборотень.

Судья: Мы выслушали сторону обвинения. Предоставляем слово защите.

1 защита: Уважаемый суд! Сторона защиты считает, что Андрей очень любил своих родителей, особенно отца. Его терзает то, что они рядом, а он не может им открыться. И нам известно, однажды Андрей тайком наблюдал за отцом « Чуть не дойдя до прясла, отец закашлялся и остановился. Кобыла сзади смотрела долго, с хриплым надрывом, держась руками за грудь и отворачивая лицо в сторону, потом, успокоившись, поднял голову и посмотрел прямо перед собой на Андрея. Между ними едва было двадцать шагов. Андрей обмер. Задержи отец свой взгляд, он бы, наверное, не выдержал, но отец опустил глаза и потянул повод. Взгляд, направленный на Андрея, ослепил его, он не запомнил отцова лица, не заметил, как оно изменилось, он видел только, что это оно, отцово лицо.» (с. 118)

4 свидетель Ваша честь! Андрей думает только о себе. Но вот как жить дальше близким? Как дальше жить отцу с матерью, Настене ? Отец с самого начала подозревал, (догадывался). Ни раз просил Настену свести их « Дай один только в последний раз увидаться. Христом – богом молю, Настена, дай. Не простится тебе, если от меня скроешь… Хочу я спросить его, на что он такое надеется. А? не говорил он тебе? Чё ж он мою седину позорит? У нас в родове всякие бывали, но чтоб до такого дойти… От стервец дак стервец. Доигрался… Сведи нас, Настена. – почти с угрозой потребовал он. – Христом – богом молю: сведи. Надо заворотить его, покуль он совсем не испоганился. Ты сама видишь: далее некуда играться. Хватит. Пожалей меня, Настена, подмоги. И тебе легче будет.» (с. 193)

5 свидетель: Настена хотела предупредить Андрея, что мужики что - то заподозрили, что приехал милиционер Бурдак. Она спустила лодку и гребла. Вдруг услышала голоса, за ней плыли. «Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть! Не бояться, не стыдиться, не ждать со страхом завтрашнего дня, на веки- вечные сделаться вольной, не помня ни себя, ни других, не помня ни капли из того, что пришлось испытать. .. Опершись коленями в борт, она наклоняла его все ниже и ниже, пристально, всем зрением, которое было отпущено ей на многие годы вперед, вглядываясь вглубь, и увидела: у самого дна вспыхнула спичка.(с. 206-207)

1 свидетель: Вспомните, с чего начинается повесть? В бане Гуськовых пропал топор. Топор - символ зла, смерти, рока. Судьба уже занесла его над самим Гуськовым. Но, как чувствуете, ходить под занесенным топором, точно знать, что он непременно опустится и не ведать лишь, когда это случится — мучительно тяжело, невыносимо.
Прокурор: Уважаемый суд! Учитывая обстоятельства дела, прошу вынести дезертиру Гуськову обвинительный приговор. Он опустошает и разрушает не только самого себя, он разрушает счастье и даже приводит к гибели своих близких. Погибает Настена, еще не родившийся ребенок, отец лежит при смерти. Не будет ему ни от кого прощения.

Судья: Мы выслушали разные точки зрения по делу подсудимого Гуськова, явились свидетелями того, что погибают герои повести.

Итак, какими жестокими ситуациями испытывает героев автор?

- Слишком большое желание иметь детей несвоевременная беременность Настены.

- Любовь Андрея к родителям, к отцу - и невозможность, хоть они и рядом, им открыться.

- Жизнь в одиночестве в лесу — и жгучее угрызения совести.

- Родить ли ребенка, у которого отец - дезертир.



Судья: Как выдержали герои эти испытания?

- Андрей теряет человеческий облик, Настена погибает в Ангаре.



Судья: Уважаемые участники судебного процесса – читатели повести! Учитывая вышесказанное, я объявляю Гуськова Андрея виновным в смерти жены.
Закрывая книгу мы ощущаем горькую печаль, тяжесть на сердце. Финал повести заставляет нас задуматься «Живи и помни» Почему так называется повесть? «Помни» что?

- Что никто не должен повторять ошибок героя повести. Что человек несет ответственность за свои поступки.

Слова «Живи» и «Помни» - говорят нам, что все то, что написано на страницах книги, должны стать вечным уроком в жизни каждого человека.

«Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое рядом с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины и народа, а стало быть и для тебя...» (Виктор Астафьев)


Мы благодарны писателю Валентину Распутину за то, что его произведения учат нас быть верными в любви, быть ответственными за свои поступки и поступки окружающих людей.

  1. Итог урока

Сегодняшний урок дал возможность судить о поступках Андрея и Настены; подчеркнуть для себя все хорошее и осознать все плохое. Наверняка, любой человек обладает теми или иными положительными качествами. И как не бывает идеальных людей, так и не бывает людей абсолютно плохих. А наша защита сегодня отметила много положительных качеств у Андрея Гуськова.

В группах учащиеся оценивают работу каждого.

Домашнее задание: написать сочинение - рассуждение на тему: «Что значит быть человеком?»

_Ребята, скажите, с чего начинается повесть?



6 обв. В бане Гуськовых пропал топор

А почему автор несколько раз возвращается к случаю пропажи, к топору. Может это символ чего- то?

7 обв.

-__Давайте вспомним о самых последних событиях в повести. Кто



расскажет?

1 уч.

Что значит быть человеком? 1 уч. Быть добрым, внимательным. 2 уч. Бережно относиться к природе, к животным.

3 уч. Уметь отвечать за свои поступки.

4 уч. Уметь любить.

Недавно в газете я увидела фотографию. Улица большого города, широкий тротуар, люди, спешащие по своим делам. У всех сосредоточенные, замкнутые лица, а на переднем плане пожилой человек, инвалид на коляске, которая перевернулась. И ни один взгляд окружающих не падает на этого человека. Мне показалось, что фотография запечатлела крик, крик о помощи, о том, что нам не хватает сегодня. Давайте, вместе подумаем, чего не хватает каждому из нас: молодому и старому, богатому и бедному? _ Внимания

_ Да, внимания, человеческого участия. _ Что такое современная жизнь?

Это огромные скорости, бешеные темпы. В этой вечной спешке гибнет любовь, дружба, взаимопомощь. Мы живем среди озлобленных, агрессивно настроенных, грубых людей. И грубость к несчастью, становится как бы нормой поведения и общения.

Запишите тему и эпиграф в тетрадях.

Среди книг о войне повесть «Живи и помни» оказалась неожиданной, смелой. Автор нашел необычный, в нашей литературе мало разработанный поворот сюжета и характеров. Что нового, нетрадиционного мы увидели в этом произведении.

1 уч. Автор показал не героя войны, а представил судьбу дезертира и его жены.

- Отсюда выясним, какова же тема повести.?



2 уч. Повесть о судьбах героя и героини и о соотношении их судеб с судьбою народной.

- А какова идея произведения?

3 уч. Автор хотел показать как низко опускается изменник Родины.

- А теперь давайте скажем это словами Виктора Астафьева, который точно высказал основную мысль произведения: « Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое рядом с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины и народа, а стало быть, и для тебя...»



скачать файл



Смотрите также:
Тема: Урок- cуд над главным героем повести В. Распутина «Живи и помни» Цель: 1 образовательная
150.04kb.
Литературная гостиная, посвященная юбилею В. Г. Распутина Павлюк А. Г., методист
83.87kb.
Урока : Жизнь среди серых камней в повести В. Г. Короленко «Дети подземелья» Тема урока : Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница". Цель
60.14kb.
Урок внеклассного чтения в 8 классе по повести Владимира Тендрякова «Весенние перевёртыши» Тема. Взросление человека в повести В. Тендрякова «Весенние перевёртыши» Цели урока: Обучающая
45.68kb.
Урок по чтению в 1 классе. Тема: А. Аким «мама», Э. Успенский «Всё в порядке» Цель
75.06kb.
Урок в 8-м классе Урок проводится главным образом в форме беседы
38.31kb.
Семинара учителей литературы и начальных классов 01 октября 2013 года тема: «Формирование духовно-нравственных идеалов на уроках литературы и внеурочной деятельности»
8.73kb.
Сочинение Живи, родник, живи!
37.91kb.
Произведениям замечательного писателя А. И. Куприна суждена долгая жизнь. Его повести и рассказы продолжают волновать людей разных поколений. В чем же их неиссякаемая чарующая прелесть
38.86kb.
Урок по повести А. Грина «Алые паруса»
60.87kb.
Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. В том, что он таков, никто и не сомневался в деревне ведь любой с рождения виден как на ладони
104.73kb.
Начинаем мы в новой башне Ксардаса нашим худым хилым усатым мужиком без имени т е. главным героем. Ксардас объясняет нам суть дела и отправляет к паладинам за глазом Инноса в город Хоринис
295.23kb.