takya.ru страница 1
скачать файл
Тема урока: А.И.Куприн «Слон»
Цели урока:

1. Образовательные: познакомить с биографией А.И.Куприна, его произведением «Слон», его содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью; активизировать «вдумчивое чтение».

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать.

3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умение работать дружно при работе в паре.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг А.И.Куприна, кроссворд, рисунок слона, конверты с заданиями, листочки для цифрового диктанта, карточки для словарной работы, карточки с трудными словами.


Ход урока

I. Организация класса.
II. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть стихотворений Саши Чёрного.
III. Постановка целей урока, сообщение темы.
Сегодня на уроке познакомимся с творчеством А.И.Куприна (портрет).

А.И.Куприн родился 7 сентября 1870 года. Большую часть детства он провёл в сиротском пансионе. Это не помешало Куприну вырасти человеком добрым и отзывчивым.

В своей жизни он испытал и испробовал много нового и интересного. На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а позднее – на самолёте. Носился в бурю по морю с рыбаками и спускался в скафандре водолаза на дно.

Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Всегда его зоркий взгляд светился добротой, любовью, талантом.

Творчество Куприна проникнуто любовью к Родине, к трудолюбивому народу, к щедрой природе, к могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов. Среди них «Белый пудель», «Сапсан», «Чудесный доктор» и другие (выставка книг)
Сегодня мы будем читать один из рассказов А.И.Куприна. А как называется этот рассказ, вы узнаете, если разгадаете кроссворд о животных.
1. Он серенький на вид

Но пеньем знаменит.


2. Рыжая хозяйка

По лесу пошла

Стёжки – дорожки

Хвостом замела.


3. Название птицы из сорока букв.
4. Розовая спинка,

На спинке щетинка.

Хвост крючком,

Нос пятачком.








С

О

Л

О

В

Е

Й






Л

И

С

И

Ц

А







С



О

Р

О

К

А




С

В

И



Н

Ь

Я





- Какое слово получилось в вертикальных клетках? (картинка слона)


- Что вы знаете об этих животных?
(Сообщения детей о слонах. Данные из «Энциклопедии»)
Индийский слон отличается от африканского строением хобота, коренных зубов, числом позвонков и другими особенностями. Индийские слоны обитают в Южной Индии. Вес индийского слона достигает 3000 кг. Питается слон корнями деревьев, ветками кустарников, фруктами. Индийские слоны подаются дрессировке.
У африканского слона более длинные ноги, поэтому его общий рост бывает ещё больше, чем у индийского слона. Старые слоны достигают 3,5 метров высоты. Африканского слона легко отличить от индийского по огромным ушам совершенно иной формы. Места обитания слонов – саванны, поросшие деревьями. Кормятся слоны исключительно растительной пищей. Африканский слон может быть приручён и использован для различных работ.
IV. Изучение нового материала.
- Прежде чем читать текст, выполним несколько несложных упражнений, чтобы читать быстро и правильно.
1. Отработка техники чтения
Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.
не – ук – лю - жий - неуклюжий

воз – вра – ща – ет – ся - возвращается

не – под – виж – ны – ми - неподвижными

бла – го – вос – пи – тан – ный - благовоспитанный

е – дин – ствен – на – я - единственная

по – вя – зав – шись - повязавшись

рас – то – пы – рен – ны – ми - растопыренными

шест – над – ца – ти – лет – ня – я - шестнадцатилетняя

шту – ка – тур – ка - штукатурка
2. Прочитайте скороговорку быстро и без ошибок.

Как сверлом сверлит сверчок,

Просверлил – и вдруг молчок.

3. Развитие бокового зрения
ПХМ

Д Р С


Н О Ф

Г В Ч


Л Ж З

4. Первичное чтение с комментированием.

Читает учитель и хорошо читающие ученики до слов «Ночью слона ведут в гости к больной девочке».




5. Первичная проверка понимания.
- Давно ли болеет девочка?

- Что посоветовал доктор родителям девочки?

- Что приснилось однажды Наде?

- О каком желании она рассказала матери?

- Какого слона принёс ей папа?

- Куда отправился отец девочки в поисках живого слона?

- Как отреагировал хозяин зверинца на странную просьбу папы девочки?
- Какие ещё вопросы по содержанию можно было задать?

- Обрадовалась ли девочка, когда увидела игрушку, купленную папой?

- Чем болела девочка?

6. Словарная работа
-Найдите выделенные слова в словарях. (Пуд, вершок)

- Давайте вспомним, каких размеров был слон и сколько он весил?

(Высота 3 аршина, длина 4 аршина и 112 пудов)

Аршин – старая русская единица измерения длины – 0,71 м


V. Физкультминутка

VI. Закрепление нового материала.
1. Выборочное чтение

- Как девочка вела себя во время болезни?

- Какие условия хозяина зверинца должен был выполнить папа девочки?

- Как папе удалось уговорить хозяина зверинца?


2. Работа в парах.

- Поработаем в парах.

В конвертах лежит текст. Нужно восстановить слова взятые из текста.

Найдите отрывок в рассказе и подчеркните слова автора.

1 ряд. Через два часа он сидит в (зоопарке, цирке, зверинце), в первом ряду, и смотрит, как учёные звери по приказанию хозяина (показывают, выделывают, представляют) разные штуки. Умные (собаки, кошки, белки) прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку, (составляют, сочиняют, складывают) слова из больших картонных букв. Обезьянки – одни в красных юбках, другие в (зелёных, синих, жёлтых) штанишках – (прыгают, ходят, скачут) по канату и ездят верхом на большом (пуделе, льве, слоне). Огромные рыжие львы скачут сквозь горящие (перекладины, лестницы, обручи).
2 ряд. Слон оказывается гораздо выше, чем думала Надя, когда разглядывала его на (картинке, рисунке, книге). Ростом он чуть – чуть пониже (потолка, двери, шкафа), а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём (твёрдая, грубая, крепкая), в тяжёлых складках. Ноги толстые, как (брёвна, столбы, перекладины). Длинный хвост с чем – то вроде (веника, метлы, помела) на конце. Голова в (больших, громадных, огромных) шишках. Уши большие, как лопухи, и (лежат, опущены, висят) вниз. Глаза совсем (маленькие, крошечные), но умные и добрые.
3. Работа над иллюстрацией в учебнике.
- Какой эпизод изобразил художник?

- Кто изображён?

- Как вы думаете, какое настроение у девочки?

- Как автор изобразил слона?

- Найдите и прочитайте отрывок к этой иллюстрации.
4. Чтение по ролям.
Разговор отца и дочери.

- В чьих словах должны звучать: просьба, настойчивость, недоумение, удивление, капризы, решительность?


папа дочка
просьба

настойчивость

недоумение

удивление

капризы

решительность



5. Цифровой диктант.
- Сейчас проверим, насколько вы были внимательны во время урока.
1) К девочке приходил доктор Михаил Иванович. 0
2) Девочка больна равнодушием к жизни. 1
3) Во сне Наде приснился лев. 0
4) Девочке подарили игрушечного мишку. 0
5) Папа отправился в зверинец за слоном. 1
6) В представлении участвовал тюлень, стрелявший из пистолета.1
7) Надя с родителями жили на первом этаже. 0
8) Слона зовут Томми. 1
9) Папа добирался до зверинца 1 час. 0
VII. Итог урока.

- С каким писателем познакомились?

- Что вам запомнилось из биографии писателя?

- Что нового узнали?



- Заинтересовала вас судьба девочки?
VIII. Домашнее задание. Спасибо за работу. Читайте текст до конца. Подготовить выразительное чтение по ролям: разговор отца девочки и хозяина зверинца
скачать файл



Смотрите также:
Тема урока: А. И. Куприн «Слон» Цели урока: Образовательные
70.45kb.
Урока орксэ: «Стыд, вина и извинение». Цели урока. Образовательные
36.24kb.
Урока Кол часов Тема урока. Цели урока. Формы занятий Наглядные пособия Домашнее задание
159kb.
Урок по русскому языку в 7 классе. ( с использованием новой технологии) Тема урока: -не- с разными частями речи. Цели урока: Систематизировать знания о написании -не
54.83kb.
Конспект открытого урока по развитию речи в 1 классе. Тема урока: Лес
38.07kb.
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе. Тема урока: «Весеннее пробуждение животных»
76.27kb.
Уроков по истории Казахстана в 6 классе Урок. Тема урока Ключевые цели урока Принципы и порядок достижения требования обучения
149.53kb.
Рок по информатике в 3 «А» классе на тему «Алгоритмы» Тип урока: закрепление изученного материала Цели урока: Образовательные: Повторить понятия
45.51kb.
Открытый урок в 5 классе Тема урока «Греческие колонии». Предмет: история. Учитель: Обеднина О. Ю. Тема урока «Греческие колонии»
85.06kb.
Урока: Цели урока: Тип и вид урока: Методы обучения: Оборудование
182.17kb.
Урок по биологии в7 классе. Тема урока : Болезнетворные бактерии и меры борьбы с ними
58.45kb.
Разработка урока музыки 7 класс Тема урока: "Музыкальные образы в творчестве Фридерика Шопена"
102.9kb.