takya.ru страница 1страница 2 ... страница 13страница 14
скачать файл
Святитель Димитрий Ростовский

Алфавит духовный

Содержание



АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ 3

Часть Первая 4


Глава Третья. О том, что, кто не возделывает своего разума - не очищает его, тот не может иметь правого и истинного разума 7


Глава Четвертая. О том, что в духовном делании до тех пор нужно трудиться и подвизаться, пока придет кто в просвещение разума 8


Глава Пятая. О том, что во всем должно следовать разуму и рассуждению, а не бессловесной плоти 10


Глава Шестая. О том, что нужно предпочитать пост и во всем иметь воздержание 10


Глава Седьмая. О том, чтобы не порабощаться плотским сладострастием, но всегда искать утешения духовного в Господе 12


Глава Восьмая. О том, что всегда и во всем должно следовать разуму, а не бессмысленным плотским похотям 13


Глава Девятая. О том, чтобы не уязвляться лицами и не порабощаться похотию плотскою 14


Глава Десятая. О том, чтобы не порабощаться блудными помыслами и скверными похотями 15


Глава Одиннадцатая. О том, что плотская похоть не свойственна человеку, но вошла в род наш от преступления Адамова 17


Глава Двенадцатая. О том, чтобы не прилагать сердца своего к настоящим вещам и не искать покоя и утешения в земных сладостях, но искать их в Одном только Господе Боге 19

Часть Вторая 21

Глава Первая. О том, чтобы - во всех вещах - блюстись суетного велехваления 21


Глава Вторая. О том, чтобы не слишком утешаться почитанием и славою человеческою, потому что та и другая изменчивы (прелестны) 23


Глава Третья. О том, чтобы не гордиться в веке сем никакою вещию 24


Глава Четвертая. О том, чтобы всегда и во всем смиряться пред Богом и людьми 26


Глава Пятая. О том, чтобы и мало не приписывать себе чего-либо хорошего 28


Глава Шестая. О том, чтобы не осуждать никого другого, но видеть свое зло 30


Глава Седьмая. О том, чтобы хранить себя от смеха, празднословия и кощунства 31


Глава Восьмая. О том, что во юдоли сей плачевной всегда нужно каяться и плакать о грехах своих 33


Глава Девятая. О том, чтобы всегда памятовать о смерти и не прельщаться тленными вещами мира сего 35


Глава Десятая. О том, что ни в одной вещи мира сего нет покоя, в Одном только Господе Боге - вечный покой 36

Часть Третья 38

Глава Первая. О том, чтобы не предаваться сребролюбию, но возлагать свое упование на одного только Бога 38


Глава Вторая. О том, чтобы никому не завидовать ни в одной вещи мира сего 39


Глава Третья. О том, чтобы не гневаться и не злопамятствоватъ ни на кого 41


Глава Четвертая. О том, чтобы в скорбях не очень скорбеть 42


Глава Пятая. О том, что все святые всю жизнь свою проводили в скорбях и печалях 44


Глава Шестая. О том, чтобы все случающееся претерпевать доблественно 46


Глава Седьмая. О том, чтобы не лениться, но всегда трезвиться - бодрствовать - в деле Божием 48


Глава Восьмая. О том, чтобы не быть ленивым и не унывать, но всегда - день и ночь - усердствовать и заботиться о себе 50


Глава Девятая. О том, чтобы всегда возбуждать себя к усердию и теплоте Господней 52


Глава Десятая. О том, чтобы все желание свое устремлять к Богу и к Нему прилепляться любовию 53


Глава Одиннадцатая. О том, чтобы к Одному Господу иметь любовь и ничего не почитать выше Его любви 54


     


АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ


Аз. Будучи Адамова естества, советую тебе, обоего пола Адамову естеству: будь смирен - имея Адамово естество, смирен будь - помня слово праведного осуждения, сказанное Самим Богом, яко земля еси, и в землю паки пойдеши (Быт. 3).

Буки. Познавай Бога, разумевай благодеяния Его, ходи в заповедях Его - и будешь наследником вечных благ Его.

Веди. Веруй в Бога, веруй Богу, имей всегда и во всем воздержание, всегда помни о смерти и изменении всех вещей - и ни к чему мирскому не будешь иметь пристрастия.

Глаголь. Блюди себя от греха - малого и великого, всегда имей пред очами грехи твои, чтобы усерднее каждый день прибегать к покаянию.

Добро. День ото дня восходи на гору добродетелей, непрестанно, на всякий день, прилагай усердие к усердию - да направишь себя на все стези правыя.

Есть. Есть надежда всему доброму, есть вечный покой всякому труду, подвигу веселие и в грядущем веке воздаяние.

Живете. Всегда поминай жизнь вечную и будущие блага - да всегда возносится к ним сердце твое.

Зело. Будь зело (весьма) тщателен и усерден в своем звании и положении (свойстве), дабы не всуе (напрасно) изнурять тебе жизнь свою.

Земля. Зря тварь, дивись и приноси славословие Творцу твари; не к твари прилагай свои чувства, но к Богу - Творцу всего - возводи сердце и душу твою.

Иже. Кто (иже) имеет усердие к добру, тому дается оно, а кто не имеет, у того возмется и то, что он думает иметь.

Люби истину, блюдись от всякой лжи - да избежишь сказанного пророком: погубиши всякого глаголющаго лжу (Пс.5).

Како. Всегда и непрестанно возводи ум и душу твою к Богу и никогда не выпускай Его из сердца и памяти твоей - да всегда с Ним будешь соединен.

Люди. Потщись от всего сердца твоего любить Бога - да будешь свободен от всякого земного пристрастия и уверен в спасении твоем.

Мыслете. Прилежи непрестанно к молитве, ибо это есть некрадомое сокровище: ею, как лествицею, удобно взойдешь в Богу.

Наш. Не прилагай сердца твоего к земному - да не обуяешь, как соль, и да не явишися весь непотребен, но к Единому Богу и сердце, и душу твою имей пригвожденными - да пребудешь в любви Его неподвижен.

Он. Ибо Он Един есть Господь Источник всех благ и Податель жизни вечной.

Покои. Помни о Господе непрестанно - да пребывает имя Его всегда в сердце и в устах твоих. Прилежи покаянию постоянно и всякий день омывай душу свою теплыми слезами - да паче снега убелишься и непосрамленным лицом явишься пред Господом.

Рцы. Руки твои как можно чаще усердно воздевай к Богу в молитве, всегда ожидая оттуда помощи, чтобы победить мысленного Амалика, т.е. диавола.

Слово. Помня о смерти, блюдись скупости и стеснения ближних - да, объятый неверием и скупостию, во время исхода не затворишь себе двери милосердия Божия.

Твердо. Бывай ко всем тих, бестщеславен и кроток - да явишься истинным Христовым подражателем и учеником - без порока.

Ук. Если хочешь скоро найти вечное сокровище, тщательно сохраняй себя от уныния и лености.

У. Будь всегда тепл и усерден к Богу - да будешь причастником жизни вечной.

Ферт. Старайся потопить мысленного фараона в воде слезной, чтобы он не гнал тебя всегда ратуя.

Хер. Взыскуй Единого Христа - да будешь с Ним вечно, ибо взыскующие Его обрящут велию милость и не лишатся всякого блага.

От. Зная отца и мать, друзей и сродников, знай, что у тебя есть Бог, Который есть начало жизни и бесконечный конец всему. Не пренебрегай духовного отеческого наставления - да не преткнешься в стезях твоих.

Цы. Цель и пристанище твое да будет Един Господь, надежа же и упование - пресвятая любовь Его.

Червь. Возлюби чистоту и целомудрие истинно - да чистый прилепишься Чистому. Покаяния от часа до часа не отлагай - да не погубишь напрасно времени исправления в час.

Ша. Да будут в душе твоей всегда водружены шестокрыльные добродетели, то есть усердие, дружелюбие, благой образ, рассуждение, воздержание и любовь, которыми удобно возвыситься до неба.

Ща. Будь ко всем щедр и милостив - да обрящеши в день страшного суда Господа милостивым и благоснисходительным к душе твоей. Всегда имей в памяти своей - одно, чтобы всегда угождать Единому Богу и непрерывно восходить к Нему любовию.

Ю. Отвергай от себя юностное, похотное, плотское безумие, всеусердно же всегда поучаися духовной премудрости о Боге.

Я. Особенно охраняй себя от ярости, гнева и злословия - да не помрачится у тебя сердечное око.

Омега. Всячески сохраняй себя от объедения и пьянства - да не впадаешь всегда во все злое.

От. Не пренебрегай духовного отеческого наставления, да не преткнешься в стезях твоих.

Пси. Непрестанно славословь Бога псалмами и песнями - да имеешь это во всегдашнее себе утешение.

Фита. Особенно берегись тщеславного, фарисейского, лицемерия - да не примешь себе здесь, на земле, тщеславием своим мзду твоих добрых дел (благ).


       




Часть Первая




Глава Первая. О том, что первою причиною падения Адамова было неразумие и совершенное непознание себя
1 Многие полагают многие и различные причины Адамова падения: одни - неверие, другие - непослушание, третьи - гордость и славолюбие, иные же - иные различные причины. Мы же ни одной из них не признаем первейшею, кроме неразумия и нерассмотрения всех вещей.

2 Первейшая Адаму заповедь в раю была - делать и хранить, то есть делать разумом, чтобы хорошо разуметь, и хранить заповедь, чтобы не нарушить ее. Но так как он не делал разумом, то и заповедания не сохранил, ибо от неделания умного прежде всего в Адаме возникло неверие - неверие Богу, сказавшему и заповедавшему; потом от неверия родилось преслушание и преступление; от преступления же явилось отпадение от Господней благодати и отчуждение от Божественной любви Его.

3 Если бы Адам разумел Благодетеля и порассудил о заповедании, то не неверовал бы заповеданию, а если бы веровал, то не преслушал бы, не вкусил бы от заповеданного древа, не был бы изгнан из рая, не подпал бы смерти и тлению, и Бог не творил бы стольких о нас чудес до тех пор, пока не привел нас в разум и познание всех вещей.

4 Как Адам отпал от Бога и благодати Его не по какой-либо другой причине, а по неразумию, так и мы не иным чем можем присоединиться к Нему, а только разумом и познанием всех вещей. Ибо кто истинно познал себя, тот познал Бога, а кто познал Бога, тот познал себя - тот соединился с Богом и, почив от всех дел и трудов своих, вошел во святилище Божие и всегда приносит умную службу Богу.

5 Но никто не может познать Бога до тех пор, пока прежде не познает себя; не познает же и себя как должно, если не придет прежде в познание твари и в рассмотрение всех вещей, видимых и разумеваемых в мире. А когда придет в познание тварей, тогда может прийти и в познание себя и Бога. И таким образом придет в совершенное соединение любовию с Богом.

6 Итак, если кто истинно хочет познать Господа, познать себя и с Ним соединиться любовию, тот должен прежде познать всю тварь видимую и разумеваемую, чтобы иметь рассмотрение всех вещей и всей твари: от кого и для чего все сие - так, чтобы ни одна вещь не была от него утаена и не производила недоумения; потом познать себя и все о себе таинство; затем познать Бога и все Его неизреченные благодеяния. Так человек приходит в совершенное познание всего. Ибо подобает прежде уразуметь все дольнее, потом - горнее: не от высшего должны мы нисходить к низшему, но от низшего восходить к высшему. Поэтому Бог положил пред очами нашими всю тварь и все устроение мира как бы некое училище, или зерцало, чтобы, поучаясь, восходили мы от дольнего к горнему. Но если мы не познаваем дольнего, то как можем уразуметь горнее?

7 От разума и познания рождается вера, от веры - хранение заповедей Божиих, от хранения заповедей Божиих - упование на Бога, от упования же на Бога - Божественная любовь, которая, умножаясь постепенно, приводит в постепенное соединение с Богом и - исполнение закона и пророков.

8 Насколько процветает разум, настолько возрастает вера; насколько возрастает вера, настолько умножаются добродетели - настолько усиливается и упование на Бога; и сколько кто уповает, столько и любит Бога, а сколько кто любит Бога, столько и соединяется с ним, наслаждаясь Его Божественною славою.

9 От неразумия рождается неверие, от неверия - преслушание, от преслушания же - всякий грех и преступление. Как может кто-либо веровать, ничего не разумевая? Неверующий же и ничего неразумевающий как может сохранять заповеди Господни? Несохраняющий же заповедей Господних как может иметь упование на Бога и любовь к Нему? Никак.

10 Итак, прежде всего подобает учиться не только внешнему труду, но и умному деланию: разуму и познанию. Научившийся разуму и познанию всех вещей удобно всему верит - сохраняет все заповеди Господни, уповает на Бога, любит Его всем сердцем своим и - соединяется с Ним воедино: весь бывает в Боге и Бог в нем пребывает. Таковый прежде воскресения приемлет воскресение души и прежде конца жизни наследует жизнь вечную, потому что у него - жизнию разума и познания - пожерта бывает смерть бессловесия: се бо, сказано, есть живот вечный, да познаем Господа; а не разумевать о Нем - смерть.


Глава Вторая. О том, что подобает делать разумом и хранить заповеди Господни
1 Мы сказали, что первейшая причина и начало Адамова падения было неразумие; причиною же доброго начинания и делания бывает разум, но разум, говорю, истинный и правый, ибо разум истинный приятен, а неправый отвергается. Но правый разум возрастает и умножается от умного делания и от хранения заповедей Господних, как и в раю Адаму было заповедано - делать и хранить, а так как он не делал разумом, то не сохранил и заповеди.

2 И бесы считаются разумными и премудрыми, но в истине не пребывают и не хотят пребывать в ней, посему и отвергнуты. Как милость без истины неприятна, так неприятна и премудрость неправедная, но та и другая должны быть уравнены, как говорит пророк: Милость и суд воспою Тебе, Господи, пою и разумею в пути непорочне (Пс. 100, 1-2). Так и разум подобает иметь и беспорочно прославлять наравне с правдою.

3 Бог ничего так не любит и не требует, как истину и правый разум, посему весь наш подвиг, все труды и все заботы должны быть направлены к тому, чтобы стяжать правый разум, содержать истину и пребывать в ней до самой смерти: буди Ми верен до смерти, и дам ти венец жизни, говорит Господь (Апок. 2,10). Все же развратно мудрствующие и говорящие против истины, хотя и велемудрствуют и много делают козней, вместо истины проповедуют ложь. Но ложь никогда не может быть правдою, приятною Господу.

4 Еретики и все зломудрствующие также кажутся мудрыми и разумными, но они не пребывают и не хотят пребывать в истине, ибо помрачились в разуме и ослепли от своей лжи. Потому мудрость их отвергнута и попрана: мудрость с ложию и философия с неправдою не могут быть приняты. Например: как могут быть приняты Богом любомудры западные, мудрствующие противное Церкви, содержащие истину в неправде? Никак.

5 Разум, уклоняющийся от истины, неправ и Богу неприятен. Находящийся в таком разуме впадает в злолукавые действия, подпадает под власть отца лжи - беса и уклоняется в разные ереси. А кто ищет истинного и правого разума, тот взыскует Господа и обретает Его, ибо никто нигде не может обрести Его, как только в истинном и правом разуме.

6 Как неправильно стреляющие никогда не попадают в цель, так и неправильно мудрствующие далеко отстоят от разума Божия. Многие желают приблизиться к нему, многие борются, многие имеют о сем тщание; однако не все равно и прямо достигают цели, потому, целя далеко, остаются в неизвестности.

7 Рожденное от плоти, плоть есть, рожденное же от духа, дух есть, говорит Господь (Ин. 3, 6). Как плоть, сочетавшись с плотью, рождает плоть, так правый и истинный разум, соединяясь в познании всех вещей с разумом Божиим, зачинает плод духа и, пребывая всегда в известных подвигах, чрез несколько времени рождает дух. Страха ради Твоего, говорит пророк (Ис. 26, 18), во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения, - Господни благодати и Божественныя любве Его. Неимеющий же правого разума никогда сего не получит.

8 Но для желающего иметь правый разум требуется непрестанное умное делание, ибо непросвещающий ума разумом и незаботящийся о сем, хотя бы и имел естественный и обученный внешним любомудрием разум, не получает от этого никакой пользы. Как золото, находящееся в земле, не обделанное и не пережженное, малоценно или как дерево, не очищаемое, не прививаемое, не пересаживаемое, приносит мало плода, да и то несладкого, так и разум, не просвещенный разумом Божиим, или остается бесплодным, или приносит плоды горькие, ничего не стоящие. Насколько кто будет заботиться о возделании своего разума, настолько и плодов от него получит и увидит широту его.

9 Умное делание, которым мы имеем приблизиться и совершенно присоединиться к Господу, есть следующее: прежде всего познать всю тварь видимую и разумеваемую - от кого и для чего сотворена она, куда она ведется и направляется? - увериться в этом истинно. Потом познать себя и все о себе таинство со всеми его благодеяниями. В том и состоит правый и истинный разум, чтобы все это познать подробно, так, чтобы ни одна вещь не была от него утаена и не оставляла никакого недоумения, - познать и углубить это в себе долгим временем так, чтобы разум с этим познанием сросся и в одно соединился. Недостигший сего и дерзающий о себе высоко думать и богословствовать, хотя бы и всю мудрость мира сего усвоил себе, неразумен, по всему слеп и не избежит сетей злокозненного.

10 Желающий удобнее прийти в познание твари, в познание себя и в познание Господа пусть читает как можно чаще книжицу, называемую седьмодневник, в котором о сем начертано пространнее. Но все сие не может быть без труда, великого подвига, всегдашнего умного делания в продолжение многого времени. Как пшеничное зерно, будучи брошено в землю, не тотчас же возращает колос (Ин. 12, 24) или закваска, будучи положена в три сата муки, не тотчас же вскисает (Мф. 13, 33), по евангельской притче, так и познание твари, себя и Бога не тотчас же дается человеку. Принявши закваску от слова Божия, жена (душа) полагает ее в три меры муки, то есть в три главные силы души (ум, чувство и воля), долго согревает в себе, как бы заквашивает душу свою словом Божиим, до тех пор, пока она вся закиснет в познании и просвещении разума своего и в познании всего о себе таинства.
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Третья. О том, что, кто не возделывает своего разума не очищает его, тот не может иметь правого и истинного разума 7 Глава Четвертая
1201.45kb.
Учение В. И. Вернадского о Ноосфере
65.44kb.
Биоэнергетика опирается на простое предположение, что человек не может существовать отдельно от своего тела, в котором он живет и посредством которого выражает себя и вступает в контакт с окружающим миром
646.37kb.
Иоган Христоф Фридрих Шиллер
159.63kb.
№3 Жестокость
44.63kb.
Путь разума в поисках истины
4696.18kb.
Свободен тот, кто может не лгать
211.47kb.
Все дело в том, что слово "родной" многозначно. Главное его значение, конечно, выражать родство в буквальном смысле : родная кровь, родной человек. Когда мы так говорим, мы имеем в виду генетическое родство
100.16kb.
Глава первая психоориентология торговли глава вторая практика позитивного мышления
2570.92kb.
Экология культуры – экология духа
101.89kb.
Дмитрий Власов Посланец разума
325.75kb.
Лишь тот обогащает человечество, кто помогает ему познать себя, кто углубляет его творческое сознание
13.25kb.